Взаимосвязь функций и методов управления. Принципы, методы и функции управления. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов

  • 28.06.2020

Сущность и классификация функций управления. Функции управления – это виды деятельности, при помощи которых субъект управления воздействует на управляемую подсистему. Общие (основные) функции управления присущи всем организациям. К ним относится: планирование, организация, мотивация и контроль. Специальные функции связаны с осуществлением миссии организации и доминируют в управлении конкретными организациями. Частные функции связаны с осуществлением непрофильных (вспомогательных видов деятельности.

Общие функции управления. Планирование как форма управления предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана (или программы), обеспечивающего оптимальное достижение этих целей. Организация – это форма управления, создающая условия для эффективной деятельности людей на основе координации их усилий. Организация как согласование работы включает полномочия, делегирование и ответственность. Организация как построение аппарата управления предусматривает вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда и выбор типовой организационной структуры с учетом специфики производственного процесса, масштабов фирмы, имеющегося персонала и избранной стратегии развития. Мотивация как функция управления предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Содержательные теории мотивации акцентируют внимание на потребностях работников: теория А. Маслоу, теория Д. МакКлеланда, теория Ф.Герцберга. Процессуальные теории мотивации акцентируют внимание на процессе мотивации (теория В.Вума, теория справедливости, теория Портера-Лоулера.

Специальные и частные функции управления. Наряду с общими (или основными) существуют специальные и частные функции управления.

Специальные функции связаны с осуществлением миссии фир­мы и доминируют в деятельности определенных организаций. Так, миссия розничной торговой фирмы - реализация потребительских товаров.

Соответственно специальной функцией торговой фирмы будет коммерческая функция.

Наряду с промышленной и коммерческой функциями на про­мышленных предприятиях и в торговых организациях осуществляются такие частные функции, как маркетинг и инновации.

Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавал новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.

Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей и стратегии функционирования и развития предприятия (организации), обеспечивающих наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента производимой и реализуемой продукции.



Маркетинг базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия (организации).

Маркетинговая деятельность предусматривает наиболее полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, приня­тие обоснованных решений на основе много вариантных расчетов, изыскании наиболее выгодных каналов сбыта и его стимулирование.

Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара (услуг) и рентабелыюсти, составление программ маркетинга по продуктам, оп­ределение конечных результатов хозяйственной деятельности фир­мы - валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оп­латы труда, уплаты налогов и процентов за кредит.

Инновации, являясь частной функцией управления, предполагает разработку новых товаров и услуг. Инновации - это, прежде всего, новые достижения в области технологии и управления предпри­ятиями.

Некоторые частные функции управления на предприятии (в ор­ганизации) обеспечивают материально-техническое снабжение, хо­зяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий (организаций).

Сущность и классификация методов управления. Методы управления – это конкретные способы воздействия субъекта на объект управления. При помощи методов реализуются функции управления. Существуют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.

Экономические методы управления. Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей и используются на всех уровнях управления. Экономические методы, применяемые на макроуровне, это основные инструменты государственного регулирования экономики: национальные программы, государственные заказы, экономические (инвестиционная, финансово-кредитная, налоговая, таможенная и ценовая политика государства). Экономические методы, применяемые на микроуровне: внутрифирменное планирование и коммерческий расчет. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника: заработная плата, дополнительные материальные поощрения, отрицательные стимула (штрафы, начеты и т.д.)

Организационно-распорядительные методы управления. Организационно-распорядительные методы управления основаны на властных и правовых мотивациях и позволяют повысить эффективность функционирования фирмы за счет лучшей организации управления. Различают методы мотивационного и распорядительного воздействия. К первым относят правовые методы, организационное нормирование, организационное стимулирование и инструктирование. Методы распорядительного воздействия – это приказы, распоряжения, указания и разъяснения.

Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления – это методы психологии, педагогики и других наук, изучающих человека и межличностные отношения. Задачи менеджмента, решаемые при помощи этих методов: диагностика профессиональной пригодности персонала; исследование психологического климата в коллективе; оценка отношения работников к стилю управления, инновациям и т.п.; активизация человеческого фактора и др. Основные группы социально-психологических методов, используемых в менеджменте: опрос; беседа; интервью; анкетирование; тестирование; включенное и открытое наблюдение.

по курсу «Менеджмент»

по теме: «Принципы, функции и методы управления»


1. Принципы управления

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.

Принцип научной обоснованности методов и правил управления предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно обоснованы и выверены практикой. Производство - это та среда, где на основе законов природы и общественного развития выводятся законы производства. Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как и знание законов физики и биологии.

Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов связан с характером производства. Часто хозяйственные организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации обязаны вносить соответствующую плату. Кроме того, организации не могут решать ряд проблем без помощи государственных и местных органов власти. Многие хозяйственные организации и целые отрасли нуждаются в государственной поддержке. Местные органы власти в целях максимальной эффективности хозяйственной деятельности и соответственно всей экономики обязаны проявлять заботу о занятости населения, следовательно, и о развитии предприятий, размещенных на подведомственной территории.


2. Функции управления

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.

Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.

Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 - 1925). Среди них можно назвать следующие операции:

технические (производство, выделка и обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В настоящее время выделяют следующие функции управления:

прогнозирование - определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;

планирование - это центральная функция управления. Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации;

организацию - определение и распределение объема работ по реализации поставленных целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции фирмы (компании);

регулирование - предвидение и устранение возможных отклонений в ходе протекающего процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития и функционирования отдельных элементов управляемого объекта;

мотивацию - побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей;

координацию - необходимое согласование действий в работе всех структурных элементов организации. Имеет целью обеспечение ритмичности и непрерывности для достижения эффективности взаимодействия всех звеньев управления;

контроль - проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;

учет - накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.

3. Экономические методы управления

Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:

Регулировании спроса и предложения;

Законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.

Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.

К экономическим методам управления относят следующие:

коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;

цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;

финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики - это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;

кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.


4. Административно-правовые методы управления

Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.

Основу административно-правовых методов составляют:

система законодательных актов страны и региона - федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;

система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;

система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).

В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:

распоряжений - руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

популяризации - акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;

делегирования полномочий - работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;

участия в управлении - руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:

нормирование - деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;

регламентирование - деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;

инструктирование - деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.

Формами административно-правовых методов управления являются:

краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;

данная форма призвана обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления;

длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.

5. Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.

Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.

Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:

человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;

каждый человек стремится действовать таким образом, что бы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;

каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.

Социологические методы управления включают:

управление социально-массовыми процессами;

управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);

социальное нормирование;

социальное регулирование;

ролевые изменения;

социальную профилактику.

К психологическим методам управления относятся:

профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);

гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);

формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.

Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.

Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.

Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:

повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;

формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;

эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;

воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.


Список литературы

1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.

2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.

3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.

4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.

6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.

7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.

9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.

10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.

по курсу «Менеджмент»

по теме: «Принципы, функции и методы управления»


1. Принципы управления

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.

Принцип научной обоснованности методов и правил управления предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно обоснованы и выверены практикой. Производство - это та среда, где на основе законов природы и общественного развития выводятся законы производства. Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как и знание законов физики и биологии.

Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов связан с характером производства. Часто хозяйственные организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации обязаны вносить соответствующую плату. Кроме того, организации не могут решать ряд проблем без помощи государственных и местных органов власти. Многие хозяйственные организации и целые отрасли нуждаются в государственной поддержке. Местные органы власти в целях максимальной эффективности хозяйственной деятельности и соответственно всей экономики обязаны проявлять заботу о занятости населения, следовательно, и о развитии предприятий, размещенных на подведомственной территории.


2. Функции управления

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.

Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.

Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 - 1925). Среди них можно назвать следующие операции:

технические (производство, выделка и обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В настоящее время выделяют следующие функции управления:

прогнозирование - определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;

планирование - это центральная функция управления. Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации;

организацию - определение и распределение объема работ по реализации поставленных целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции фирмы (компании);

регулирование - предвидение и устранение возможных отклонений в ходе протекающего процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития и функционирования отдельных элементов управляемого объекта;

мотивацию - побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей;

координацию - необходимое согласование действий в работе всех структурных элементов организации. Имеет целью обеспечение ритмичности и непрерывности для достижения эффективности взаимодействия всех звеньев управления;

контроль - проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;

учет - накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.

3. Экономические методы управления

Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:

Регулировании спроса и предложения;

Законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.

Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.

К экономическим методам управления относят следующие:

коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;

цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;

финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики - это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;

кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

Система упр-ия – сов-ть принципов, методов, функций и структуру упр-ия орг-ей, обеспечивающее ее эффективное управление и функционирование.

Стр-ра упр – сов-ть звеньев упр, наход во взаимосвязи и соподчиненности и обеспеч-х функцио-ие и развитие орг-ии единого целого. Стр-ра упр орг-ей – сов-ть спец-х функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Стр-ра упр-ия различается от вида объекта упр-ия, целей, размеров и его внешней среды.

Осн элементы : -уровни упр-ия; -подразделения и звенья упр-ия; -управленческие связи.

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления .

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда:

- Экономические : -Система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощьью конкретного соизмерения затрат и рез-в (мат стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, з/п, себестоимость, прибыль и цена). Кроме личных целей участник процесса преследует и общ-ые и групповые цели. -Сов-ть способ воздействия путем создания экономических условий, побуждающих раб-в предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Выделяют- планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хоз расчет.



- Организационные (Административно-правовые): система воздейтвия на орг-ые отн-ия для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных орг-ых условия, при различных типах ее орг-ии: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления границ деят-ти и др. Три группы методов: орг-но-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

- Социально-психологические: способы воздействияна объект упр-ия, основанные на использовании соц-но-псих-их факторов и направлденные на упр-ие соц-псих отн-ми, склад-ми в коллективе. Способы: -формирвоание трудовых коллективов с учетом соц-псих-х хар-к людей, способностей, темперамента, черт хар-ра, что создает благоприятные условия для их совместной дея-ти: введение системы соц-го регулирования (вкл использование договоров обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения; соц-ое стимулирование – создание обстановки соц-но-псих-ой заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, развития).

Функции управления - виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект: 1) прогнозирование- 2)планирование3) организация труда 4) регулирование5) мотивация6) координация7) контроль (проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям) 8) учет (накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении).

25. Система управления адаптацией персонала .

Адаптация – это приспосабливаемость работника к организации и организации к работе.

Виды адаптации:

1. По наличию опыта трудоустройства: первичная (ни какого профессионального опыта не имели; 6 месяцев); вторичная (переход в другую организацию или переход на другую должность; быстро происходит).

3. По характеру: активная (если интересует - уточнить); пассивная (безучастие).

4. По результатам адаптации: прогрессивный результат; регрессивный результат.

Управление трудовой адаптацией предполагает формирование трех элементов:

1. Определение структурного закрепления функции управления адаптации

2. Разработка технологии закрепления процесса управления адаптации

3. Информационное закрепление данного процесса.

Этапы процесса адаптации персонала:

1. Подготовительный. Разработка документов обеспечивающих процесс адаптации (менеджер по персоналу), они подписываются директором по персоналу и директором организации. Документы: информационная брошюра, проекты общей и специализированной программы адаптации сотрудников, тест для наставника, адаптационный лист, методические рекомендации по оценке управления адаптацией сотрудников, бланк оценки адаптации, анкета сотрудника, требования к заключению об итогах адаптации.

2. Информационный. Начинается в день подписания трудового договора; проводится мероприятия способствующие ускорению овладения информацией о предприятии в целом; менеджер знакомит нового сотрудника с его общей и специализированной программой адаптации; на основе программы адаптации менеджер разрабатывает проект специализированной программы адаптации; на данном этапе для ускорение адаптации может искать механизм наставничества.

3. Ознакомительный. Нового работника представляют непосредственному руководителю и рабочему коллективу, руководитель структурного подразделения дает информацию о функциях, структуре взаимоотношений в организации; знакомит с правилами и требованиями (характеристиками отношения к работником. Особенности психологического климата, нормы поведения, методы контроля и оценки работы, правила исполнения обязанностей, правила техники безопасности, обязанности работников по отношению к работе, особенности коммуникаций предприятия). Руководитель информирует нового работника о его функциях, уточняется обязанности и ответственность:

· детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

· сведения о том, как его обязанности соотносятся с другими в подразделении и в организации в целом;

· нормативы качества выполнения работы и основные оценки исполнения;

· длительность рабочего дня и распорядок;

· порядок выполнения обязанностей на основании ознакомления с «правилами внутреннего трудового распорядка» деятельность на предприятии.

4. Адаптационный. На данном этапе наставник наблюдает за ходом работы новичка; помогает ему решать текущие проблемы; в случаи необходимости доведения информации руководителю подразделения либо, наоборот; через неделю работы наставник или руководитель заполняет адаптационный лист. В течении первого месяца работы до первой оценки можно обсуждать все возникающие в процесс начального периода проблемы. Осуществляется оценка текущих результатов адаптации, её проводит менеджер по персоналу.

Критерии оценки управления адаптации:

1. Объективные: продуктивность деятельности, поведение в коллективе.

2. Субъективные: удовлетворенность труда и условий труда, удовлетворенность коллективом, оценка взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с руководителем, определение своего места в коллективе, психофизиологическое состояние (утомленность, раздражительность и т.д.), ожидание работника (профессиональный рост, увольнение), мнение калек, наставников, руководителя о профессиональных качествах новичка, его трудовой и социальной активности, и положение его в коллективе.

Заключение об итогах адаптации подготавливается по завершению мероприятий (предоставляется в службе управления персонала). В заключении указывается выявленным уровнем адаптивности зафиксированном в плане оценки адаптации. Даются рекомендации о продолжении, прекращении работы по адаптации. На основании рекомендуется руководителем принять решения и довести его до сведения работника. В течение 1,5-2 лет зависит от результата оценки уровня адаптации, ведется контроль за процессом адаптации (менеджер по персоналу, не реже одного раза в квартал должен встречаться с новичком и их руководителя для выявления неблагоприятных факторов).

Управление представляет собой динамичный процесс, осуществляемый и направляемый менеджерами за счет использования различных приемов и способов. Именно из последних и образуется система методов Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления.

Могут классифицироваться по различным признакам. Так, в зависимости от масштабов их использования выделяют системные, общие и локальные Общие методы могут применяться в любых управленческих процессах, системные - только в каких-либо конкретных системах управления, а локальные направленные на отдельные элементы управленческих систем. По еще одной классификации методы разделяют по сферам и отраслям управления. Сюда относятся методы, используемые в государственном управлении, торговли, промышленности, бизнесе и т.д.

Немаловажную роль играют не только методы, но и функции управления в менеджменте. Их появление связано с разделением и специализацией труда, так как все управленческие процессы предприятия осуществляются посредством функционального разделения. Любая функция должна создавать такие управленческие условия, посредством которых обеспечивались бы самые эффективные связи между элементами управляемой системы. На современном этапе развития выделяют такие основные функции управления в менеджменте, как:

· Планирование - функция которой заключается в установлении целей и путей по их достижения. Конечным результатом планирования должна быть система планов, состоящих из корпоративных, функциональны планов, планов работников и др.

· Организация (организовывание) - функция управления, занимающаяся разработкой а также распределением полномочий и ответственности.

· Мотивация - функция управления, сущность которой заключается в побуждении человека к деятельности, которая имеет определенную целевую направленность.

· Контроль - функция управления, обеспечивающая достижение организацией своих целей.

Функции управления в менеджменте осуществляются посредством процесса - деятельности, требующей определенной затрат времени и ресурсов. Благодаря такому удалось рассмотреть взаимозависимость и взаимосвязь функции управления. Процесс менеджмента представляет собой последовательность выполнения функций, а если точнее, то последовательность начальных действий по выполнению функций. Связующими процессами в управлении являются процесс принятие решения и процесс коммуникаций. В последнее время сюда относят и процесс целепологания, ведь для начала любой деятельности нужно сначала установить цели функционирования.

Под процессом коммуникации подразумевается обмен информацией между определенным количеством людей. За счет коммуникаций руководители могут получить информацию, которая нужна для принятия решения, и рассказать о принятых решениях работникам предприятия. Когда коммуникации плохо организованы, решения нередко бывают ошибочными. Если говорить о процессе решении - то это выбор альтернативы.

Функции управления в менеджменте приводят менеджеров к принятию самых разнообразных решений. Так, при планировании нужно поставить цель, определить необходимые ресурсы, выбрать способы достижения задач и целей. При организации нужно проработать и управлении, а также провести организацию труда специалистов и рабочих. Процесс мотивации подразумевает установление и анализ неудовлетворенных потребностей, определение стимулирующих воздействие и т.п. Функций контроля предполагает принятие решений по применению технических средств связи, согласования деятельности структурных звеньев и т.д.

Таки образом, функции управления в менеджменте должны способствовать приспособлению организационной структуры предприятия к поставленным задачам по осуществлению деятельности, а также подбору сотрудников для конкретной работы, определению прав использования ресурсов организации.