Социальной дифференциацией называют. Тенденции в развитии социальных отношений. Причины объединения людей в группы

  • 31.03.2020

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

Общества, согласно которым, главным критерием для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. В частности, на такой точке зрения стоял марксизм. Однако его теоретики выделяли не только классы, но и прослойки внутри каждого класса (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия), тем самым подчеркивая, что неравенство и отчуждение характерны для любых групп людей. Тем не менее, они считали, что их следует преодолеть, и такой класс, как пролетариат, играет в истории именно эту миссию.

В противовес классовой теории сложилась концепция, в основе которой тоже лежала социальная дифференциация. Автором этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев общественного расслоения, формирующих структуру социального организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, то есть, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупности. Он разделял эти страты по таким характерным чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базовым и «конечным» элементом социальной структуры.

Ученых также интересовало, насколько судьба индивида и социальная дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они рассчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), а также внутри классов (вертикальная), на протяжении одного, двух или более поколений, выделив среди них закономерную и случайную мобильность. В изучении проблемы стратификации большую роль сыграла теория Макса Вебера. Он полагал, что различие между группами людей обусловлено не только доступом к общественному богатству, власти и праву, но также и социальными показателями - статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный стиль жизни - привычки, стереотипы, ценности.

Изучением норм, определяющих поведение людей в общественной системе, а также того, как социальная дифференциация влияет на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие как стереотип и престиж, заставляют человека соответствующим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-либо человека или явление (например, какого бренда одежду покупать, отправлять ли детей учиться в Йелький университет, обязательно ли иметь роллс-ройс или мерседес). Если же человек хочет освободиться от навязанной ему роли, как правило, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть применены

Социальная дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивида, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия общепринятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а иногда они базируются на обычаях, морали или религии. Особенно это характерно для когда идут в ход даже физические действия - избиение, смертная казнь, самосуд или линчевание, лишение свободы. В других случаях применяются такие экономические санкции, как штрафы или Но в большинстве современных стран в основном ограничиваются выказыванием знаков неуважения.

Взаимодействие между социальными ролями, статусом, санкциями, престижем и другими подобными механизмами изучает особая дисциплина, интеракционизм. Каждая такая группа, утверждают ученые, создает свой собственный «мир», где расписан «сценарий жизни», те или иные поступки, определенная одежда. Существует даже социальная дифференциация языка, порожденная отличиями между крупными коллективами людей в профессиональной или корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те или иные общественные события, особенно крупного масштаба, заставляют людей переосмысливать свои роли и совершать иногда совершенно неожиданные действия. Так происходит изменение привычного мира, в котором роли распределяются вновь.

Применительно к современному обществу в социологии обычно выделяют три основных класса - высший, средний и низший. При этом распределение населения по этим уровням происходит на основе множественных критериев, где к числу базовых факторов относится собственность, престиж, власть и образование. Значимость каждого из оснований стратификации, как правило, определяется господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками (например, если в современном западном обществе высоко ценится свобода, то соответственно на первый план будет и цениться то, что се обеспечивает, т.е. материальная независимость, высокий доход и т.д.).

Однако слоев в реальности может быть гораздо больше, чем эти три, условно выделяемых как основные. Каждый из них в свою очередь может расслаиваться на множество подклассов и подгрупп.

Показательной в этом отношении является широко известная в социологической науке, начиная с 1930-х гг., модель стратификации американского социолога У. Уорнера, в рамках которой он выделяет шесть основных страт, или классов, применительно к американскому обществу:

  • 1. Верхний высший класс - богатые люди со знатным происхождением, крупные политические деятели. Это «аристократы по крови», с особым образом жизни, безупречным вкусом и поведением.
  • 2. Нижний высший класс - люди высокого достатка - владельцы крупного капитала (новые богатые), военачальники, профессура, а также выдающиеся спортсмены, кино- или эстрадные звезды, получающие крупные гонорары.
  • 3. Верхний средний класс - высокообразованные люди, занятые научным или престижным трудом: крупные адвокаты, врачи, актеры или телекомментаторы, преподаватели вузов. Их называют «золотыми воротничками».
  • 4. Нижний средний класс - так называемые «белые воротнички» - самая крупная прослойка индустриально-развитого общества: конторские служащие, среднеоплачиваемые профессионалы, менеджеры, преподаватели, учителя среднего уровня и даже высококвалифицированные рабочие.
  • 5. Верхний низший класс - в основном так называемые «синие воротнички» - средне- и малоквалифицированные рабочие, занятые в массовом производстве, на местных фабриках. Они живут в относительном достатке, но имеют невысокое образование, ведут пассивный досуг и имеют примитивные развлечения, используют ненормативную лексику и зачастую чрезмерно употребляют спиртное.
  • 6. Нижний низший класс - безработные или те, кто перебивается случайной, временной работой, люмпенизированные слои населения: обитатели трущоб, подвалов, чердаков.

Возвращаясь к выделяемым большинством социологов трем уровням положения населения в обществе, следует указать, что их характеристики в основной массе совпадают. Так, высший класс (или элита) всегда небольшой по численности, концентрирует в своих руках материальные, финансовые, политические ресурсы. Противоположную позицию занимает низший слой. Если на этой позиции оказывается основная масса населения, это означает, что в таком обществе существует высокий уровень социального неравенства.

В странах с развитой рыночной экономикой (например, страны Западной Европы, США, Япония) модель социальной структуры общества, по мнению специалистов, выглядит как ромб («лимон», «яйцо»): с развитой центральной частью (средние слои), относительно небольшими полюсами высшего класса (элитой) и группами беднейших слоев. К среднему классу относят примерно 60-80% населения (рис. 2.).

Рис. 2.

Рис. 3.

Для социальной структуры многих стран Восточной Европы характерна фигура придавленной к земле пирамиды, где большинство населения (80%) «прижато» книзу, богатые составляют ее вершину (3-5%), а средний класс крайне малочисленен (ок. 15%).

Аналогичная картина складывается и в странах зоны бывшего СССР. Как показал анализ крупнейших экономик СНГ постсоветского пространства - России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана - подавляющее большинство населения в этих странах относится к категории наиболее нуждающихся и низкообеспеченных слоев, а средне- и высокообеспеченные граждане либо составляют меньшинство, либо статистически отсутствуют (такой вывод социологи и статистики делают на основе анализа национальных сводок о доходах и прожиточных минимумах) (рис. 3.).

Схожая пирамидальная модель видится специалистами и применительно к странам развивающимся, к примеру, латиноамериканская модель социальной структуры напоминает Эйфелеву башню, где широкое основание представлено беднейшими слоями, вытянутая средняя часть - средними слоями и верхушка - элитой.

Как свидетельствует опыт развитых стран, неравенство в распределении доходов со временем сокращается.

Согласно гипотезе американского социолога Г. Ленски, уровень социального неравенства уменьшается в связи с общественным развитием. Эпохи рабовладения и феодализма характеризовались глубоким неравенством. Меньшую степень неравенства Ленски видел применительно к промышленному обществу, которую объяснял меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения, которая повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов.

Как измеряется социальное неравенство? В мировой практике существуют различные единицы измерения социального неравенства: коэффициент неравенства Джини, индекс Тейла, децильный коэффициент неравенства доходов и др. Среди них широко используется децильный коэффициент неравенства доходов (или коэффициент дифференциации доходов), который характеризует степень расслоения общества и показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных. Чем больше значение ДКНД, тем выше уровень неравенства в обществе.

На 2010 г. значение ДКНД составляло: в Скандинавских странах -1:3-5, в Евросоюзе - 1:5-8, в Японии и Северной Африке - 1:6, в США - 1:10-15, в Латинской Америке - 1:30, в Африке -1:50.

В России, согласно данным, приводимым в журнале «Вопросы статистики» за 2002 г., начиная с 1991 г. в РФ ДКНД регулярно увеличивался до 19 и даже до 25 (при норме до 10!). Сегодня, по официальным данным Госкомстата, ДНКД в России составляет 1:14-15, а, по мнению ряда социологов - 1:30-40. Для сравнения: в СССР этот показатель укладывался в интервале от 3,5 до 4,5; в царской России, по приближенным оценкам, ДКНД достигал 25-30.

Правило, когда ДК достигает 10, то в стране создаются условия для социальных беспорядков, не действует в США - там этот уровень дифференциации считается нормальным в соответствии со сложившимися либеральными ценностями у большинства американцев.

Кого считать бедным? В мировой, в том числе и российской научной практике, определение бедности характеризуется своей неоднозначностью. Под ней понимается и определенный уровень дохода, и низкие денежные доходы, и отсутствие других экономических ресурсов, и невозможность поддержания воспринимаемых как «нормальные» стандартов образа жизни. В самом общем смысле бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не в состоянии удовлетворить определенный круг своих минимальных потребностей для существования . При этом бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

На Западе бедность чаще всего измеряется на основании прожиточного минимума, с помощью которого устанавливается черта бедности - уровень среднедушевого дохода. Черта бедности при этом устанавливается через возможность удовлетворения основных материальных потребностей, для чего следует выбрать минимальное количество необходимых товаров, а затем определить их стоимость.

В Евросоюзе, с одной стороны, бедными считаются те граждане, чей доход (включая социальные выплаты) меньше 60% от уровня зарплаты в стране проживания. С другой стороны, бедность в Европе определяется не по уровню доходов, а по наличию материальных благ. Eurostat (Европейское статистическое агентство) выделяет 9 видов материальных благ: возможность питаться мясом (птицей, рыбой) как минимум через день, наличие автомобиля, стиральной машины, телевизора, телефона, возможность хотя бы недельного отпуска вдали от дома, способность оплатить непредвиденные расходы (т.е. наличие сбережений), возможность поддерживать в своем жилье необходимую температуру и т.д. Если хотя бы 3 из этих материальных благ отсутствуют, то семью следует считать бедной.

В США стандарт бедности исчисляется из прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 2,5, и составляет ок. 1 тыс. $ в месяц. При этом прожиточный минимум представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, обеспечивающих минимально допустимый уровень личного потребления.

На данной основе в мировой практике сложились и используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход нс превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.

По международным стандартам бедность считается не от прожиточного минимума, а от так называемого медианного дохода (если взять все население и распределить по уровню доходов, то там, где пройдет 50 и 51-й процент, и сеть медиана). Если люди имеют доход ниже этого уровня, то они не могут поддерживать тот стандарт жизни, который считается общепринятым.

Другим способом определения бедности является анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот. Богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода.

Данный принцип основывается на законе Энгеля, выведенному еще в сер. XIX в., согласно которому, чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание возрастают, но в отношении ко всем расходам семьи они снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяется незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Позже были найдены и другие законы потребления: закон Швабе (1868 г.) - чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище; закон Райта (1875 г.) - чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе.

Существует практика измерения бедности уровнем жизни - если он невысокий, то считается, что его представители принадлежат к бедным. Однако измерять бедность уровнем жизни довольно проблематично, поскольку он не всегда совпадает с доходами.

К примеру, можно взять двух человек, один из которых зарабатывает 14 000 рублей, а другой - 7000. У одного доходы больше, но у него больная мать и ребенок заканчивает школу. У второго - работающая жена и нет детей, на которых идет множество неучтенных расходов.

Существуют и другие характеристики бедности, например, опережающее ухудшение положения. Это когда доходы вроде бы растут (напр., увеличивается пенсия, выплачивается дополнительное пособие), но при этом их рост не обеспечивает восстановления имеющегося имущества, оставшегося с давних времен. В итоге получается ситуация, когда денег становится чуть больше, но жизнь ухудшается.

В других случаях считается, что бедные и богатые различаются по степени удовлетворения потребностей в товарах культурно-бытового назначения, особенно более дорогих, приобретаемых не очень часто.

В хозяйствах, имеющих доход в 3 раза больше некоторого базисного уровня, имеется в 1,5 раза больше предметов группы культурно-бытового назначения. По данным бюджетных обследований, в низкодоходных группах в 1,5 раза меньше холодильников, в 3 раза - магнитофонов, в 9 раз - фотоаппаратов, в 12 - пылесосов, нежели в высокодоходных. Уровень среднедушевых потребительских расходов малообеспеченных хозяйств составил примерно 30% их величины в высокодоходных хозяйствах [Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология, Т. 2.).

При всей сложности определения бедности следует помнить, что это будет иметь свою специфику в зависимости от того или иного общества, от принятых там стандартов жизни и от того круга потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.

Обычно выделяют 4 главные формы дифференциации социальной:

1) Функциональная дифференциация (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности: на самом высоком уровне - между политикой, экономикой и культурой; на среднем уровне - между многофункциональными корпорациями; на индивидуальном - между экономическими специальностями отдельных работников.

2) Ранговая дифференциация (кастовые, сословные, классовые и т. п. различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода (власти, собственности, статуса, престижа, привилегий и др.).

3) Культурная дифференциация определяет различия в ценностях, образе жизни, менталитете, в следовании разным традициям, обычаям, нормам и правилам поведения.

4) Состязательная дифференциация построена на институциональном признании индивидуальных достижений в образовании, в вертикальной социальной мобильности и т. п. (чины, звания, награды, учёные степени и др.). В реальности все эти формы дифференциации социальной переплетены и взаимозависимы. Естественные различия между людьми (возрастные, половые, расовые и т.п.) в разных общественных системах приобретают разные значения, превращаясь в возрастные категории, гендерные роли, дискриминируемые группы и другие позиции в социальной структуре, определяющие статусные различия между людьми в процессе совместной деятельности, в передаче культурного наследия и др.

Функциональную и сопровождающую её структурную дифференциацию социальную после Г. Спенсера толкуют также и как эволюционный процесс специализации социальных ролей, институтов и организаций на исполнении конкретных узких функций, прежде слитых в одной роли или организации. Так, сосредоточенные в период Средневековья в церковных учреждениях функции образования, науки, социального контроля, попечения и др. со временем взяли на себя специальные светские учреждения. Функциональная специализация отдельных людей и социальных групп требует как взаимообменов между «равными», т. е. связей между действующими в равноценных социальных позициях (горизонтальная дифференциация социальная), так и асимметричных отношений по линии власть - подчинение (вертикальная дифференциация социальная, иерархия). Совокупность горизонтальных и вертикальных отношений описывает структуру любой социальной организации. В этом описании важно выделить переход дифференциации социальной в особую форму - системную социальную интеграцию, дифференциально отбирающую связи, поддерживающие функциональную целостность и работоспособность изучаемой социальной системы и не допускающие появления разрушительных расхождений между её элементами. В таком понимании и дифференциация социальная, и дополняющая её социальная интеграция по сути используются как адаптированные версии универсальных методологических принципов дифференциации и интеграции из общей теории систем и эволюции.

Эмпирические и теоретические исследования ранговой дифференциации социальной, тесно связанные с проблематикой социального неравенства, власти и собственности и потому всегда имеющие дело с людьми и группами в неравноценных социальных позициях, образуют специальную область «теорий социальной стратификации» (расслоения), включающую марксистские и веберианские теории классов. Социологи приписывают ранговые различия всем без исключения человеческим группам и обществам ввиду неустранимости неравенства (даже при отмене частной собственности) как необходимого условия всякой социальности. Без неравенства невозможно долго поддерживать мотивацию социальной деятельности. Развитая дифференциация социальная - показатель эволюционной сложности общества. Со времён Аристотеля, учившего, что есть свободные по природе и рабы по природе, коим «быть рабами и полезно и справедливо», не прекращается поиск и обоснование гармоничных соответствий между природными различиями людей по талантам и способностям и различиями их социальных позиций; иными словами, поиск естественной шкалы ранговой дифференциации социальной для «справедливой» расстановки людей в обществе. Однако большинство социальных мыслителей, начиная с Ж. Ж. Руссо, придерживаются мнения, что невозможно рационально и научно доказать достаточно существенную связь между естественным и социальным неравенствами и, соответственно, между индивидуальной дифференциацией (обусловленной случайным генетическим неравенством) и развивающейся исторически дифференциации социальной. Её нельзя уничтожить, но последствия дифференциации социальной можно смягчать и делать терпимыми для самых бедных слоёв общества. В современной политике этого добиваются поощрением состязательной формы дифференциации социальной и наделением и верхов, и низов общества всеобщим равным статусом граждан в демократическом, правовом, социальном государстве, цель которого - обеспечить всем международно признанные стандарты качества жизни, питания и потребления, достижимые при данном уровне цивилизации.

Лит.: Ленин В. И. Великий почин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 39; Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 2000; Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.

Социальная мобильность является источником социальных изменений общества. В периоды распада общества наблюдается неупорядоченное, хаотическое перемещение людей в обществе. Хаос в социальной мобильности, в конечном счете, приводит к разрушению социальной структуры общества, поскольку теряется при этом устойчивость , упорядоченность социальных отношений.

В стабильном обществе социальная мобильность отнюдь не напоминает "броуновское движение". В ней обнаруживается определенная направленность, устойчиво проявляющаяся в те или иные периоды развития общества. Например, в период становления индустриального общества большая часть мигрантов, переселяются из села в город. Одновременно происходит переход значительной части крестьян в состав рабочих и служащих. Работа в качестве рабочих или служащих предполагает освоение тех или иных профессий, следовательно, происходит и становление новых профессиональных общностей. Обратные процессы (из города в село, из рабочих в крестьян) в этот период носят эпизодический характер и поэтому не определяют общую картину социальной мобильности общества.

Те общности и слои, откуда люди перемещаются, постепенно меняются и количественно, и качественно. В результате они или исчезают ("отмирают") или перестают играть какую-либо заметную роль в жизни общества. Таким образом, социальная мобильность изменяет как количественное соотношение между общностями и слоями ( по численности своих членов) так и качественно (например, по среднему возрасту людей, по уровню образования и квалификации и т.п.).

Социальная мобильность может совершаться в рамках одной общности или слоя, а также в рамках общества и, таким образом, между общностями и слоями. Такие виды социальных перемещений выше обозначены как интра- и экстрасоциальная мобильность. В результате интрасоциальной мобильности происходит возникновение и отмирание различных слоев и групп внутри слоев и общностей. В результате экстрасоциальной мобильности образуются новые слои и общности, исчезают другие слои и общности уже в рамках общества в целом. Итак, социальная мобильность является источником возникновения и развития одних общностей и слоев и отмирания или упадка роли других и слоев общества.

Чем же обусловливается направленность социальных перемещений в обществе? Во-первых, она связана с характером изменений функциональных взаимосвязей в обществе, прежде всего, в экономической сфере. Например, те или иные профессии "устаревают", постепенно утрачивая свои общественно важные функции. Соответственно, эти профессии становятся непрестижными и не привлекают молодое поколение. По мере механизации аграрного труда также происходит уменьшение спроса на рабочую силу на селе, что обуславливает отток населения в города. Какие-либо профессии и специальности, наоборот приобретают более важные функции, и, как результат, происходит повышение конкурса в учебных заведениях, в которых готовят специалистов по этим профессиям. Промышленный труд начинает играть доминирующую роль в индустриальном обществе, поэтому и постепенно происходит увеличение населения, занятого в этом секторе экономики. В 21 веке изменяется структура занятости – все большим спросом пользуются профессии, связанные со сферой сервиса, интеллектуальной и информационной сферами трудовой деятельности.

Направленность социальных перемещений обусловлена и характером социальной стратификации . Чем ниже оплачивается данный вид труда, тем меньше желающих занять это рабочее место . Село обладает гораздо меньшими возможностями для повышения материального благосостояния, получения профессионального образования, удовлетворения духовных, личных и информационных потребностей, чем город. Поэтому преобладает миграция из села в город, а не наоборот. Таким же образом можно объяснить и профессиональную мобильность: гораздо больше желающих получить высокооплачиваемую и престижную профессию, нежели низкооплачиваемую и не престижную. Таким образом, направленность социальных перемещений обусловливается особенностями социальной структуры.

В то же время социальные перемещения меняют и саму социальную структуру общества. Они, с одной стороны, разрушают сложившиеся вертикальные и функциональные отношения. Однако с течением времени выстраивается новый социальный "каркас" общества: взаимоотношения между вновь образовавшимися и традиционно существующими обществами и слоями приобретают устойчивый, упорядоченный характер. В результате социальных перемещений, таким образом, социальная структура общества переходит из одного своего состояния в другое состояние ("от старого к новому" социальному порядку). Итак, социальная мобильность является источником обновления социальной структуры общества . В социологической науке процесс обновления общества называется социальной дифференциацей .

Социальная дифференциация - это процесс обновления социальной структуры общества в результате социальных перемещении, характеризующийся возникновением новых социальных общностей и слоев , и исчезновением утративших свои социальные функции других социальных общностей и слоев .

В зависимости от того, какая мобильность интра - или экстра социальная является источником социальной дифференциации, последняя может существовать соответственно в двух разновидностях. Интрасоциальная дифференциация характеризуется делением какой-либо общности или слоя и образованием внутри них новых общностей или слоев.

Например, в традиционном обществе отсутствует какое-либо четкое деление на поколения (генерации). Дети постепенно начинают выполнять многие функции взрослых. Приобретя в полной мере работоспособность, они превращаются во взрослых. Утратившие работоспособность люди превращаются в стариков. Соответственно не вырабатываются культурные различия между поколениями. Одни и те же нормы и ценности, символы и ритуалы регулируют поведение всех, независимо от возраста. Становление индустриального общества сопровождается делением общества на поколения. Значительная часть детей (особенно в городах) отрываются от общественного производства, большая часть времени у них уходит на образование и общение со сверстниками. Формируется новое поколение, занимающее место между детьми и взрослыми, - молодежь. В отличие от традиционного общества, в индустриальном обществе требуется особое, переходное время, в течение которого происходит получение общего и профессионального образования, квалификации и приобретение устойчивого социального (прежде всего, профессионального) образования. При этом, чем сложнее получение профессии и адаптация к ней, тем большее время занимает этот процесс. Жизнь молодого поколения увеличивается с начала XX века с 2-3-х лет до 10 лет и более в конце века. Поколение взрослых также делится на два: среднее и пожилое поколения. Среднее поколение обладает максимальной работоспособностью, пожилое поколение, постепенно утрачивая работоспособность, тем не менее, обладает высокой квалификацией, опытом, связями, и, как правило, в целом обладает более высоким социальным статусом. В развитых странах к пожилым можно отнести людей старше-70 лет, в бедных странах люди раньше социально стареют. Утратив работоспособность и соответственно самостоятельно, без помощи общества или других социальных групп, обеспечить свою жизнь, пожилые люди превращаются в стариков. Таким образом, в индустриальном обществе в результате интрасоциальной мобильности формируются пять поколений.

В результате экстрасоциальной дифференциации формируются совершенно новые общности и слои, представители которых приобретают новый социальный статус, перемещаясь, из других общностей и слоев. Так, в результате возникновения новых профессий происходит становление и новых профессиональных групп (например, рекламные агенты, программисты). В период становления индустриального общества происходит интенсивный процесс формирования классов (рабочего класса, буржуазии, мелкой буржуазии) за счет представителей различных сословий - крестьянства, мещан, купечества, дворянства и т.д. В ходе урбанизации появляются такие совершенно новые типы расселения, как мегалополисы и агломерации.

Как уже отмечалось выше, социальные перемещения имеют определенную направленность. Преобладающей формой может быть профункциональная или дисфункциональная, восходящая или нисходящая мобильность. В зависимости от направленности и характера социальных перемещений, социальная дифференциация общества может происходить в двоякой форме.

Первая форма социальной дифференциации – это социальная интеграция . Источником социальной интеграции является профункциональная (в горизонтальном виде) и восходящая вертикальном виде) социальная мобильность индивида, общностей и слоев. В процессе профункциональной мобильности происходит усиление функциональных связей между различными общностями и слоями общества. Отношения между поколениями, профессиональными, территориальными, этническими, классовыми и другими общностями становятся более тесными и взаимообусловленными. К примеру, эффективность деятельности представителей одной профессии все больше зависит от эффективности деятельности представителей других профессий. В результате восходящей мобильности большинство вновь образовавшихся или "растущих" слоев и общностей концентрируются в середине иерархической лестницы общества. В результате в иерархической структуре общества образуются множество слоев и общностей, разделенных друг от друга незначительной социальной дистанцией.

Общество, в котором социальная дифференциация осуществляется преимущественно в форме социальной интеграции (в социально интегрированном обществе), в социальном представлении людей воспринимается в образе "Мы" ("мы разные, но все равно мы -единое целое"). Объективно же происходит укрепление связей между общностями и слоями, их объединение в единое целое.

Итак, социальная интеграция – это разновидность социальной дифференциации общества, характеризующаяся усилением иерархических и функциональных связей между общностями и слоями, тенденцией к целостности общества как социальной системы.

Противоположной формой социальной дифференциации является социальная поляризация общества. Она характеризуется следующими особенностями. Во-первых, происходит ослабление функциональных взаимосвязей различных социальных общностей и слоев общества. Различные общности и слои (село и город, поколения, региональные общности, профессиональные общности и т.д.) начинают функционально замыкаться, обособляться друг от друга. Горожане и сельские жители, поколения, регионы, классы и другие социальные общности становятся в своей жизнедеятельности все менее взаимосвязанными и взаимозависимыми. В результате в обществе наблюдается симптомы разрыва между поколениями, непонимания ими друг друга. Обнаруживается региональный сепаратизм. Различные социальные классы и профессиональные группы как бы начинают жить только для себя, не заботясь о проблемах других групп. Таким образом, горизонтальная мобильность приобретает дисфункциональную форму.

Во-вторых, вертикальная мобильность приобретает нисходящую форму. Большинство членов общества понижают свой социальный статус ( по доходам, собственности, власти, доступу к образованию и другим духовным благам). Происходит увеличение социальной дистанции между различными общностями и слоями населения: между социальными "низами" и "верхами", между классами и профессиональными группами, между жителями города и села, между "власть имущими" (политической элитой) и гражданами.

Итак, социальная поляризация – это разновидность социальной дифференциации общества, характеризующаяся ослаблением функциональных взаимосвязей и увеличением дистанции в социальной иерархии между общностями и слоями, тенденцией к разобщенности общества как социальной системы.

Социальная интеграция и социальная поляризация в чистом виде практически не проявляются. В любом обществе в процессе его изменений обнаруживают себя обе указанные тенденции. Одновременно происходит и восходящая и нисходящая, и профункциональная и дисфункциональная мобильность. В то же время одна тенденция может быть господствующей, преобладающей, а вторая - подчиненной, незначительной. В зависимости от того, какая тенденция социальной дифференциации преобладает, зависит характер и направленность социальных изменений общества.

Социальная дифференциация определяет характер изменений всех видов социальной структуры общества: классовой, профессиональной, демографической, этнической, конфессиональной, территориальной. В условиях преобладания интеграционных процессов прослеживается усиление функциональной взаимозависимости и отношений солидарности и партнерства между классами, профессиональными, этническими и другими общностями. Исчезает пропасть между основными группами общества. И, наоборот, в условиях преобладания поляризационных процессов наблюдается разрушение функциональных взаимосвязей и усиление разобщенности между социальными слоями и группами, увеличивается социальная дистанция между ними.

Если социальная дифференциация происходит преимущественно в интеграционной форме, то социальная стратификация общества приобретает вид ромба. Большая часть формирующихся общностей и слоев населения укрепляются в результате социальной мобильности в "середине" иерархической структуры. Например, формирование слоя высококвалифицированных рабочих и служащих сопровождается повышением их социального статуса (доходов, условий труда, быта, уровня образования и т.д.), в результате чего увеличивается доля средних слоев общества.

В условиях, когда социальная поляризация становится преобладающей тенденцией, большая часть общества снижает свой социальный статус. В итоге происходит увеличение доли социальных "низов". Социальная поляризация общества приводит ко многим негативным последствиям. Усиливается социальная напряженность и конфронтация. В таких условиях ослабляет социальная база для социального партнерства между работодателями и работниками для развития предпринимательства (для чего нужен первоначальный капитал). Средние слои постоянно "смываются" очередной волной экономического кризиса. Происходит рост политической апатии, обусловленной неверием возможности влиять на власть. А это представляет собой благоприятную почву для тоталитаризма и разных форм диктатуры, ксенофобии и национализма. Социальная поляризация существенным образом меняет не только социальную стратификацию, но и всю социальную структуру общества. Нисходящая социальная мобильность в большинстве степени охватывает целые социальные общности людей.

В первом десятилетии 21 века в развитии российского общества происходили противоречивые процессы. С одной стороны общество стало более интегрированным, несколько сократилась бедность, по сравнению с 90-ми годами. С другой стороны, процессы интеграции во многом были подменены искусственной консолидацией на фоне конструирования вымышленных угроз и мифических врагов нации. Кроме того, происходил процесс "усреднения" социума за счет уменьшения пространства экономической и политической свободы. И, наконец, интеграция далеко не всегда была добровольной и естественной (пример – решение чеченской проблемы). Следовательно, важна не столько сама интеграция , сколько ее качество, тип, уровень и технологии ее достижения. Поэтому к началу второго десятилетия нового века социальная интеграция и единство российского социума не являются в должной мере прочными, устойчивыми и долговременными.

Краткие итоги:

  1. Стабильность общества достигается при оптимальном сочетании социальной статики и социальной динамики
  2. Социальная мобильность – это социальные перемещения, связанные с изменениями статуса
  3. Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная (интергенерационная) и внутрипоколенная (интрагенерационная).
  4. Существуют два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.
  5. Социальная дифференциация – это процесс обновления социальной структуры, связанный с возникновением новых социальных общностей.
  6. Социальная интеграция характеризуется усилением вертикальных и горизонтальных связей между общностями и слоями, целостность общества.
  7. Социальная поляризация – ослабление функциональных взаимосвязей и увеличение социальной дистанции между общностями и слоями, раскол общества
  8. Социальная интеграция основана на добровольном объединении социальных субъектов и равноправной симметричной коммуникации

Набор для практики

Вопросы :

  1. Почему стабильность общества зависит от совершения назревших реформ и изменений?
  2. Зависит ли индивидуальная мобильность от групповой?
  3. Чем отличается социальная дифференциация от простого деления общества от простого деления общества на различные группы и слои?
  4. По каким причинам социальная дифференциация может приобрести характер интеграции или поляризации?
  5. К какому виду социальной мобильности можно отнести увольнение по сокращению штатов?
  6. Можно ли назвать такое изменение статуса как вступление в брак примером вертикальной мобильности?
  7. Как связаны понятия социальная мобильность и социальная стратификация ?
  8. Согласны ли вы с точкой зрения, что социальный порядок связан с разными формами политической диктатуры, а социальный хаос порождается процессами демократизации и либерализации общества?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  1. Социальная мобильность и миграция
  2. Миграционная картина современной России
  3. Тенденции изменения стратификации в современном российском обществе
  4. Факторы социальной интеграции и единства российского общества
  5. Социальная мобильность и социальная динамика
  6. Структурная мобильность
  7. Демографические факторы мобильности
  8. Социальная динамика советского общества
  9. Социальная мобильность и культурная динамика