Что делает специалист по социальной работе. Профессиональные функции специалиста по социальной работе. Общие положения документа

  • 09.05.2020

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте - апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Национальные проблемы и миграция;

Преступление и правонарушение;

Безработица и профессиональная адаптация;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и другие.

В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:

Сбор и анализ информации о личности;

Диагностика микросреды;

Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;

Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

Охранно-правовая защита;

Образовательно-воспитательные задачи;

Составление и ведение документации;

Работа с педагогическим коллективом.

Теперь это стало реально, но возникла новая проблема - угроза дискредитации профессии.

Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

Для каждого учреждения нужен особый подход, так, например, в сельской средней школе на 100 учащихся приходится 8 детей, имеющих поведение называемое дезадаптивным, в социально-реабилитационном центре эта цифра значительно выше, она составляет 24 из 100 по результатам анкетирования, здесь и проявляется специфика работы социального работника в различных учреждениях.

В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он - посредник в контексте: «человек - семья - общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

Одновременно работник социальной сферы - защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.

Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Утверждаю
_______________________________ _________ _______________________________
(организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя
наименование организации, или иного должностного
предприятия) лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию)

"__" _________________ 20___ г.

Должностная инструкция

специалиста по социальной работе

___________________________________________________
(наименование учреждения, организации, предприятия)

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора со специалистом по социальной работе, в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением
Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. N 92 "О дополнении
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной
работе" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые
правоотношения.

1. Общие положения


1.1. Специалист по социальной работе относится к категории
специалистов и непосредственно подчиняется ____________________________.
(наименование должности
руководителя)
1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается
лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность специалиста по социальной работе назначается и
освобождается от должности _____________________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.4. Специалист по социальной работе должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в
области социального обслуживания граждан, семьи и государственной
семейной политики, охраны материнства и детства;
- нормы семейного, трудового, жилищного законодательства,
регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних,
пенсионеров, инвалидов;
- основы уголовного и гражданского права;
- основы психологии и социологии;
- основы общей и семейной педагогики;
- программно-методическую литературу по социальной работе;
- порядок и организацию установления опеки, попечительства,
усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-
воспитательные учреждения;
- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;
- формы и методы воспитательной и социальной работы;
- специфику работы в различной социальной среде;
- организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения,
гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
- национальные особенности быта и семейного воспитания, народные
традиции региона;
- нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники
безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Профессионально важные качества: ____________________________.
(перечислить качества)

2. Должностные обязанности


На специалиста по социальной работе возлагаются следующие
должностные обязанности:
2.1. Выявление на предприятии (в объединении, организации,
учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц,
нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-
педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья и осуществление их патронажа.
2.2. Установление причины возникших у них трудностей, конфликтных
ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывание им
содействия в их разрешении и социальной защиты.
2.3. Содействие интеграции деятельности различных государственных
и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой
социально-экономической помощи населению.
2.4. Проведение среди населения работы по пропаганде здорового
образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических
норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-
транспортного травматизма, правонарушений.
2.5. Консультирование по различным вопросам социальной помощи и
защиты.
2.6. Проведение психолого-педагогических и юридических консультаций
по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними с
асоциальным поведением.
2.7. Оказание помощи в семейном воспитании лицам, испытывающим
негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы,
работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров
о работе по дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам,
пенсионерам.
2.8. Выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся
в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные
учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи.
2.9. Представление в соответствующие органы материалов и документов
для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления
усыновления, опеки, попечительства.
2.10. Организация общественной защиты несовершеннолетних
правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их
общественного защитника в суде.
2.11. Участие в работе по созданию центров социальной помощи семье,
усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов,
молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и
ассоциаций, объединений по интересам и т.п.
2.12. Организация и координация работы по социальной адаптации и
реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных
учреждений и мест лишения свободы.

3. Права работника


Специалист по социальной работе имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы,
относящиеся к вопросам его деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по
совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей
должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении
своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Повышать квалификацию в установленном законом порядке.
3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника


Специалист по социальной работе несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах,
определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных действующим административным,
уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель кадровой службы
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
"__" _____________ 20__г.

Согласовано:

Начальник юридического отдела
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
"__" _____________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен:
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
"__" _____________ 20__г.

Если после прочтения этой статьи Вы не получили однозначного ответа, обратитесь за быстрой помощью:

Социальная работа предъявляет высокие требования к тем, кто избрал её в качестве своей профессии. Мы уже с вами видели, на решение каких сложных комплексных проблем она направлена, какие принципы должны соблюдаться в данной деятельности, какую разностороннюю подготовку должен иметь социальный работник. Совокупность общих типичных требований, предъявляемых к социальному работнику, составляют его профессиональный портрет. Данное системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю профессии иногда обозначают как профессиограмма, уточняя её в некоторых случаях, как перечень требований применительно к конкретному направлению социальной работы.

Профессиональный портрет социального работника довольно подробно описан в научной и учебной литературе и включает в себя такие основные компоненты, как теоретическую подготовку, практические навыки и определённые личностные качества. Теоретические знания составляют базис профессионального портрета специалиста по социальной работе. Как мы знаем, социальная работа имеет полидисциплинарный характер и поэтому теоретическая подготовка социального работника должна включать в себя знания по таким базовым для социальной работы дисциплинам, как социология, психология, социальная педагогика, дисциплины правового цикла, конфликтология и т.п.

Поскольку специалист по социальной работе зачастую имеет дело с асоциальными личностями, в частности, с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению, то он должен обладать знаниями из области социологии и психологии девиантного поведения, психодиагностики, криминологии, возрастной психологии и педагогики. Разнообразие клиентов социальной работы обязывает её представителей владеть рядом компетенций, позволяющих оказывать услуги разным клиентам – бездомным и безработным, одиноким и престарелым, «трудным подросткам» и лицам с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь, накладывает требование обладать запасом знаний, позволяющих понять и проанализировать причины трудных жизненных ситуаций у разных типов клиентов, знать их специфику.

Живя в обществе и имея дело с представителями разных социальных групп, специалист по социальной работе должен иметь чёткие представления о социальной структуре общества, экономических, социальных, политических и культурных процессах, происходящих в нём, о разных сферах общественной жизни, о потребностях, интересах, нормах различных слоёв и субкультур. Следовательно, он должен быть подготовлен в области социальных и гуманитарных наук, обеспечивающих общий культурный уровень человека и уровень его социального образования. Этому способствует изучение в процессе профессиональной подготовки философии, истории, экономической теории, политологии, культурологи, дисциплин эстетического цикла.


Профессиональный портрет социального работника предполагает наличие знаний, достаточных для того, чтобы суметь понять представителя любой социальной группы, его потребности и интересы, сомнения и переживания, вкусы и предпочтения в разных областях жизни. Для того чтобы быть в состоянии понять внутренний мир и мысли другого индивида, социальный работник должен иметь изрядный собственный потенциал в области гуманитарных знаний, а также ориентироваться в таких областях, как искусство, религия. Необходимы специалисту по социальной работе базовые знания из области медицины, геронтологии, психиатрии, поскольку клиентами социальной работы часто являются лица, имеющие проблемы со здоровьем, некоторые отклонения от психической нормы, требующие элементарного ухода.

Другим важным компонентом профессионального портрета социального работника являются практические навыки, которые он приобретает в процессе профессиональной деятельности, а также во время обучения в профессиональном образовательном учреждении – вузе или колледже (училище, техникуме). Они представляют собой целый комплекс навыков различного характера – от самых простых умений оказывать элементарные бытовые услуги и первую медицинскую помощь до более сложных, таких как социально-психологическое и социально-правовое консультирование.

Большая часть профессиональных компетенций связана с процессом взаимодействия специалиста и клиента. Сюда можно отнести умение устанавливать контакт со своим подопечным, доверительные отношения, организовывать сотрудничество в поиске решения стоящих пред ним проблем. Среди конкретных приёмов, которыми должен владеть специалист, такие как активное слушание, центрирование на клиенте, эмпатическое понимание, предохранение от эффекта собственного «эмоционального сгорания» и др. Более подробно эти навыки и умения изучаются в курсе «методы и технологии социальной работы», а также в рамках некоторых специальных дисциплин и дисциплин специализации.

В настоящее время в программу подготовки специалистов по социальной работе включены различные виды практики, которые призваны помочь овладеть практическими навыками еще в процессе обучения в вузе или колледже. Однако пока что нельзя признать достаточными и количество времени, уделяемой этим видам подготовки, и уровень её организации. Для исправления положения необходимо развивать более тесные связи между учреждениями профессионального образования и социальными службами.

Принципиальное значение в структуре портрета социального работника имеют и личностные качества, поскольку такая ответственная гуманитарная деятельность, как социальная работа, имеющая дело с людьми, находящимися в уязвимом, зависимом положении, не может выполняться формально, лишь ради отчётности и вознаграждения. В таком случае она обречена на неудачу. К сожалению, в настоящее время из средств массовой информации мы знаем немало примеров формального, а порой и недобросовестного отношения социальных работников к своим обязанностям. При этом в первую очередь страдают, безусловно, их подопечные.

Так, известен случай, имевший место в Ленинском районе г. Красноярска, когда к очень пожилой одинокой и практически неходячей женщине, проживающей в общежитии, социальные работники приходили крайне нерегулярно и не выполняли все положенные процедуры. В результате престарелая гражданка едва не умерла от истощения. Её спасли обеспокоенные соседи, которые вскрыли дверь и накормили несчастную старушку, помогли ей с гигиеническими процедурами, а также пригласили телевидение, чтобы придать гласности эту ситуацию. Данный пример показывает, что при отсутствии соответствующих личностных качеств социальный работник может относиться к своим обязанностям формально, даже идти на явные нарушения, пользуясь тем, что их результаты не всегда и не сразу заметны, и его подопечные не всегда могут потребовать положенных им услуг и постоять за себя.

Социальные службы должны принимать все меры к тому, чтобы избежать подобных проявлений. А это возможно, если рядовые социальные работники, специалисты, администраторы-управленцы должным образом относятся к своей работе, а значит и клиентам, осознают ту значимость и социальную ответственность, которые они несут перед обществом. Существуют разные точки зрения относительно того, включать ли личностные качества в профессиональный портрет специалиста по социальной работе, или они составляют уже его портрет духовно-нравственный. По этому поводу можно заметить, что отсутствие данных качеств приводит к неэффективности всей его деятельности и делает невозможным достижение намеченных результатов, следовательно, делает работника непрофессиональным. Это доказывает, что наличие соответствующих качеств является условием профессионализма социального работника, а значит, является и элементом его профессионального портрета.

Среди мер, обеспечивающих должный уровень профессионализма социальных работников, могут быть создание системы непрерывного образования – профессиональная ориентация в школах, чтобы на факультеты социальной работы не приходили случайные люди, затем отбор при поступлении в учреждения профессионального образования. Для этого необходимы соответствующие методы, которые позволяют определять не только уровень знаний, но и личностную направленность, коммуникативные способности абитуриента. Наконец, при приёме на работу в социальные службы необходим соответствующий профессиональный отбор, который должен включать процедуры, позволяющие определить, насколько претендент на ту или иную вакансию соответствует предъявляемым требованиям, обладает ли он должными общими профессиональными и социально-личностными компетенциями.

В рамках самих социальных учреждений должен осуществляться контроль за исполнением своих обязанностей всеми работниками и применяться меры поощрения, а при необходимости и взысканий – в зависимости от качества исполнения работниками своих. Важным способом поддержания и роста профессионализма социальных работников является систематическое повышение квалификации. Подобная форма переподготовки существует в настоящее время в системе высшего профессионального образования. Способствовать росту профессиональной мотивации, поддержанию системы профессиональных ценностей должны общественные организации социальных работников и социальные учреждения, ориентирующиеся на инновационные формы и методы работы, профессионально-ориентированные средства массовой информации.

Все личностные качества социального работника, необходимые ему в процессе деятельности, обычно принято делить на три группы. Первую группу составляют индивидуальные психофизиологические особенности, которые характеризуют психические процессы и состояния – восприятие, память, мышление, уровень тревожности, импульсивность, сдержанность, стрессоустойчивость. Вторую группу образуют социально-психологические качества специалиста как личности – способность к самоконтролю, самокритичность, ответственность, честность и открытость. К третьей группе относятся психолого-педагогические качества, которые обеспечивают эффективность непосредственного взаимодействия с клиентом – коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность (аккуратность в одежде, внешняя привлекательность).

Наряду с общим портретом специалиста по социальной работе можно выделить и его более конкретные виды в зависимости от специализации. Специализация в социальной работе заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку социальный работник в некотором смысле должен быть универсально подготовленным. Вместе с тем, ряд ситуаций и проблем требует специальных знаний и навыков. Как разрешить данную дилемму и избежать узкого редукционизма с одной стороны, и схоластического универсализма – с другой? Выход из данного положения видится в формировании в социальной работе специализации нового типа – специализации не на какой-либо конкретной проблеме, а на реальном объекте, в нашем случае, клиенте как носителе комплекса определённых проблем.

Так может быть обеспечена целостность рассмотрения трудной жизненной ситуации клиента. Не разделяя её на проблемы экономические, социально-психологические, медицинские и не разводя их решение по разным институтам и ведомствам, социальная работа способна обеспечить их комплексное решение. При таком подходе не теряется полидисциплинарность и многофункциональность и, наряду с этим, удаётся этот широкий спектр деятельности наполнить конкретным содержанием.

Комплексный подход к решению социальных проблем и полифункциональность социальной работы позволяют выделить ряд профессиональных функций специалиста по социальной работе. Среди них:

Диагностическая, означающая стремление социального работника к установлению причин возникновения проблем клиента;

Адвокативная, состоящая в представлении и защите интересов своих клиентов;

Социально-терапевтическая, или компенсирующая, реализующаяся через оказание поддержки в трудных жизненных ситуациях, предоставлении различных видов помощи, социальных услуг;

Социально-профилактическая, предполагающая использование социальным работником в своей деятельности методов, предупреждающих возникновение социальных проблем;

Прогностическая, состоящая в анализе возможных изменений в поведении клиента в будущем;

Проективная, проявляющаяся в планировании ближайших и перспективных результатов вмешательства;

Функция социального контроля, предусматривающая мониторинг отклоняющегося поведения и применение социальных санкций;

Организационно-административная, проявляющаяся в управленческой деятельности и взаимодействии с другими социальными институтами.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зарубежные авторы выделяют профессиональные роли социального работника в зависимости от его «рабочего» функционала:

Брокер – социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» – социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник – социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.

Оцениватель – социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор – социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

Учитель – социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения – социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Консультант – социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

Проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.

Менеджер информации – социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.

Администратор – социальный работник, который управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой.

Практик – социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).

Становление профессионального портрета социального работника начинается задолго до того, как он поступит на службу в социальное учреждение. Мы видели, какое большое значение имеет то, какие абитуриенты приходят в вузы на специальность социальная работа и качество подготовки, которую они получат в университетах. Способствовать лучшей подготовке будущих социальных работников призвано развитие многоуровневой системы социального образования.

Понятие социального образования включает два аспекта: в широком смысле под социальным образованием понимается изучение социально-гуманитарных дисциплин во всех образовательных учреждениях, начиная со школы и заканчивая вузами. Результатом его должна стать большая компетентность всего населения в вопросах общественной жизни, правильное и более глубокое её понимание и лучшая подготовленность к ней. В узком смысле под социальным образованием понимают подготовку специалистов для социальной сферы – социальных работников и социальных педагогов, психологов, социальных аниматоров, социологов и т.д. Иначе говоря, социальное образование ставит своей целью качественную подготовку социономов – специалистов социальной сферы.

Важны оба из названных аспектов социального образования. Второй постольку, поскольку от него зависит кадровое обеспечение социальных служб. Но не менее важен и первый аспект, так как он позволяет сделать общество более просвещенным в различных вопросах общественной жизни, людей – более подготовленными к различным социальным ситуациям, более терпимыми и законопослушными, поднять уровень общей и правовой культуры, снизить количество антисоциальных проявлений и социальную напряжённость в обществе.

1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.2. Специалист по социальной работе должен знать:

1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

5) типы и характеристики граждан - получателей социальных услуг;

6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;

9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;

13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;

14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

20) основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг;

21) основные формы и виды социального обслуживания;

22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;

25) регламенты ведения документации;

26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;

28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

29) регламент межведомственного взаимодействия;

30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

31) методы и технологию самоактуализации граждан - получателей социальных услуг;

32) основы валеологии, социальной медицины;

33) экономические основы социальной работы;

34) правовые основы социальной работы;

35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

36) психологию личности;

37) возрастную психологию;

38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;

39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

41) Правила внутреннего трудового распорядка;

42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:

1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;

2) осуществлять социальное консультирование;

3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

4) фиксировать полученную от гражданина информацию;

5) хранить и обрабатывать персональные данные;

6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;

7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;

8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;

9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;

10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;

12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;

13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;

14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;

16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;

17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;

18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;

19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;

20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;

21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;

22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);

24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;

25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;

27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;

28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;

29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;

30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);

31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;

33) мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;

34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;

37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;

38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;

40) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности

руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:

1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию первичного приема граждан;

2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;

3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;

4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;

5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;

6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;

7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;

8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;

9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;

10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;

11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;

2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;

3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;

4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;

6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;

2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;

3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;

4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;

5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;

6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан - получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;

7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан - получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;

8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;

10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе

соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и

доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности

специалиста по социальной работе.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Профессиональные качества специалиста

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе обусловлена функциями:

· диагностической – специалист изучает особенности групп людей или отдельной личности, определяет влияние на них микросреды, ставит «социальный диагноз»;

· прогностический – специалист прогнозирует развитие процессов, в которых оказываются группы людей и личности, вырабатывает модели их социального поведения;

· правозащитной – специалист использует законы и правовые акты, которые направлены на оказание помощи населению, его защиту;

· организационной – специалист способствует организации социальных служб, привлекает к их работе общественных помощников;

· предупредительно-профилактической – специалист использует юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения негативных явлений в группах и обществе;

· социально-медицинской – специалист занимается профилактикой заболеваний, использует навыки оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, занимается трудотерапией;

· социально-педагогической – специалист выявляет интересы и потребности клиентов в разных видах деятельности (культурно-досуговой, художественного творчества, спортивно-оздоровительной) и привлекает к работе с ними соответствующих специалистов и учреждения;

· психологической – социальный – работник способствует социальной адаптации и социальной реабилитации нуждающимся, консультирует по вопросам межличностных отношений;

· социально-бытовой – специалист способствует в оказании помощи инвалидам, пожилым, молодым семьям и другим в улучшении условий быта, в решении жилищных проблем;

· коммуникативной – специалист устанавливает контакт с клиентами, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия всех участников в разрешении проблем нуждающихся.

Выполняя эти многообразные профессиональные функции, специалист по социальной работе использует определенные подходы при решении проблем клиентов:

ü воспитательный подход, когда специалист выступает в роли учителя или эксперта и дает советы, обучает умению своих клиентов;

ü фасилитатный подход, при использовании которого специалист играет роль помощника или посредника, интерпретирует поведение клиентов, обсуждает альтернативные направления в их деятельности;

ü адвокативный подход, когда специалист выполняет роль адвоката от имени конкретного клиента или группы людей и выдвигает усиленную аргументацию в пользу клиента.

В реализации этих подходов социальным работникам придают уверенность знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией.

Знания и опыт

Знания и опыт приобретаются в процессе учебы и жизненной практики специалиста. Знания и опыт применяются в межличностных отношениях. Умение интервьюировать, оказывать поддержку, устанавливать обратную связь, осуществлять посредничество позволяют специалисту добиваться перемен в поведении клиентов.

Знания и опыт оказываются необходимыми в дифференцированном подходе к клиентам, когда специалист определяет их способности и интересы на различных этапах жизненного пути, в различных кризисных состояниях. Умения и опыт специалистов используются в управлении деятельностью социальных служб, подборе кадров и выборе необходимых технологий.

Знания, умения и опыт специалистов востребованы в специализации:

· одни работают в направлении оказания помощи бедным;

· другие – в области профилактики правонарушений;

· третьи – в направлении поддержки инвалидов и престарелых;

· четвертые – в работе с детьми и семьями.

Необходимы знания и умения специалиста для его ориентации в проблемах моделирования и прогнозирования перспективы развития социальных систем, групп и общества. Для клиентов оказываются полезными знания специалиста источников и систем обеспечения социальными услугами населения, а также его знания специфики деятельности социальных учреждений (школ, больниц, государственных служб).

Узаконенные полномочия

Должность социального работника узаконена в России с 1991 года с введением соответствующей профессии. Его легитимные полномочия повышают авторитет и доверие клиентов.

Статус и репутация

Статус социального работника является отражением его положения в обществе. Он во многом зависит от политики государства.

Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Прежде всего, она зависит от самого специалиста, его личностных качеств и профессионализма. Чем больше людей убеждаются в глубоких знаниях, богатом жизненном опыте социального работника, его внимательности и благожелательности к людям, тем выше его репутация.

Харизматические данные и личная привлекательность

Репутация некоторых социальных работников значительно повышается благодаря их привлекательности для окружающих, обаянию и даже их харизматических особенностей. Личная привлекательность специалистов усиливает его положительное влияние на людей.

Харизматические особенности (редкая одаренность человека талантами от природы) способствуют выдвижению специалиста на более высокие позиции по служебной лестнице, приобретению более высокого статуса в обществе.

Владение информацией

Проблемы людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, усугубляются по причине отсутствия достоверной и полной информации о них. Поэтому высоко ценится информированность специалиста по социальной работе, которая располагает клиентов и вселяет уверенность в его компетентности.

Требования к профессиональным качествам специалиста

Итак, обобщая представление о профессиональных качествах специалиста, следует четко сформулировать требования к профессионалу.


Специалист должен:

ü иметь знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики, медицины, законодательства, информатики и др., то есть иметь хорошую профессиональную подготовку;

ü обладать высокой общей культурой, что предполагает наличие знаний в области литературы, музыки, живописи и др.;

ü владеть информацией о политической и социально-экономической жизни современного общества, иметь осведомленность о состоянии социальных групп населения;

ü предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;

ü иметь социальную приспособленность в работе с разными группами населения (подростками, женщинами, инвалидами, престарелыми и т.д.);

ü обладать профессиональным тактом, соблюдать профессиональную тайну, деликатность в вопросах личной жизни клиентов;

ü иметь эмоциональную устойчивость, быть готовым к психическим перегрузкам, уметь принимать верные решения в неожиданных ситуациях;

ü должен быть преданным своему делу, должен поддерживать высокие стандарты своего профессионального поведения.

Личностные качества специалиста

Социальная работа была и остается одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Пригоден лишь тот, у кого представление об абсолютной ценности каждого человека переходит из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основа ценностей ориентации.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы.

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность человека к данному виду деятельности. Среди них те, которые отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психическое состояние (апатия, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Они должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника.

Ко второй группе относятся психологические качества, характеризующие социального работника как личность, среди них: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

К третьей группе относятся психологические качества, от которых зависит эффект личного обаяния социального работника. Среди них: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, сопереживание их нуждам), аттрактивность (внешняя привлекательность), красноречие (умение убеждать словом) и др.

Основные направления подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом.

В открытии первых учебных заведений, осуществляющих подготовку социальных работников, большую роль сыграли благотворительные организации. Так, Обществом организации благотворительности в 1896 году в Англии были открыты курсы по подготовке таких специалистов. Практически в то же время открылись аналогичные курсы в Германии. Благотворительные организации, действовавшие в Нью-Йорке и Чикаго, стояли у истоков подготовки социальных работников в США. Здесь в 1898 году возникла Нью-Йоркская школа филантропии, ставшая в последствии Школой социальной работы Колумбийского университета.

Школы в Нью-Йорке, а затем в Чикаго осуществляли одногодичную подготовку социальных работников в сфере помощи нуждающимся.

Институт развития социального благосостояния в Амстердаме, открытый в 1899 году, был первым в мире институтом по подготовке социальных работников, обучение которых было рассчитано на два гола.

В ХХ веке количество профессиональных школ значительно выросло, особенно в 30-е годы. В 1928 году первая школа социальной работы была открыта в Италии, в 1930 году – в Бельгии, Норвегии, Чили.

В 30-е годы продолжался рост числа стран, осуществлявших подготовку социальных работников. К ним относилась Испания (1932 г.), Израиль (1934 г.), Ирландия (1934 г.), Люксембург (1935 г.), Португалия (1935 г.), Греция (1937 г.), Дания (1937 г.), Индия (1936 г.).

В настоящее время, например в США, более четырехсот университетов и колледжей осуществляют подготовку социальных работников на трех уровнях – бакалавры (4 года), магистры (6 лет), доктора (8 лет).

В Великобритании выпускники средних школ могут закончить четырехгодичные курсы и получить звание бакалавров социальной работы, выпускники высших учебных заведений – двухгодичные курсы и годичную аспирантуру, незакончившие высшие учебные заведения – двухгодичные и трехгодичные курсы.

В Германии подготовку социальных работников осуществляют университеты и колледжи, в которых обучаются выпускники средних школ по программам до четырех лет.

Как профессия, социальная работа в России существует с 1991 года, когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда в СССР были внесены дополнения. Введены пять новых должностей: социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, специалиста по социальной работе.

К началу 90-х годов стало очевидно, что советская система социальной защиты была неэффективной. Возникла необходимость в замене ее на профессиональную помощь нуждающимся, которая показала свою действенность во многих странах мира.

Подготовку социальных работников осуществляют лицеи, колледжи, техникумы, училища, специалистов по социальной работе – университеты (бакалавры – 4 года, специалисты – 5 лет, магистры – 6 лет).