Признаки и элементы социальных институтов. Малые и большие социальные группы

  • 10.03.2020

Социологии

И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раскрыть значение «социальное» можно только составлением механизма его формирования в контексте структурной логики образующих элементов и указания социальной специфики.

· область исключительно человеческого бытия;

· взаимодействие людей на фундаменте определённых потребностей;

· формирование и активизацию в результате этого взаимодействия социа- льных признаков, каждый из которых, принимая различные конкретные значения, создает таким образом позиционную иерархию;

· образование на месте каждой позиции групп людей, вступающих между собой в содержательные отношения;

· процесс институциональной организации этих групп как способ удовлетворения исходных социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной деятельности;

· создание и распределение социальных объектов как факторов социального удовлетворения.

Принципиально-связующую роль в данной логике выполняют социальные признаки и образуемые ими социальные группы.

Социальный признак – это фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и спо-собный формировать иерархию социальных групп.

Примеры: доход, собственность на средства производства, идеология, этничность, религиозная вера, образование. Кроме своих специфических прикладных функций все социальные признаки несут фундаментальную нагрузку – принимая различные значения, они позиционируют социальную иерархию (социально-групповое неравенство).

Типологизация социальных признаков проходит:

· по сферам социальной активности: экономические, политические, рели- гиозные и т.д.;

· по сложности – простые и сложные как интеграция простых;

· по критерию формирования социально-груповой иерархии: количествен- ные, качественные и смешанные – количественно-качественные;

· по философскому критерию: субъективные – составляющие социально-групповое неравенство, где сознание человека является фактором позиционного изменения, и объективные, в векторах которых движение или невозможно (этнос и пол), или не зависит от субъективной мысли (возраст).

Социальные группы обычно определяют единством социальных интере-сов, что не совсем точно в смысле вторичности социальных интересов по отношению к конкретной позиции социального признака. К тому же, у многих крупных социальных групп-общностей формальное единство интересов настолько нейтрализуется межличностным ценностно-идеологическим различием, что говорить о целемотивационной интегративности этих групп просто некорректно.



Таким образом, социальную группу первично следует трактовать как совокупность людей, занимающих одинаковую позицию-местоположение (статус) в социальной иерархии, сформированной определенным социальным призна-ком. Типологизация социальных групп проходит по сферам социальной дея-тельности (экономические, политические, религиозные и т.д.), численности, составу (простые и сложные), а также по критерию доступности (закрытые и открытые – легко- и труднодоступные).

Отметим наличие крупных социально-позиционных групп (именно их кон-текст присутствует в научном определении), которые в социологической литературе часто именуются социальными общностями – например, классы и нации, и микрогрупп с относительно постоянным и всеобщим межличностным контактом, где первичен узкий социальный интерес и некоторое значение получает пси-хологический фактор.

Важнейшим ролевым свойством социальных групп является их способность к организации для удовлетворения социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной активности. Юридические формы таких организаций именуются социальными институтами. Хотя институты несут в себе высшее организационное социальное качество, они вторичны в отношении социально-групповой деятельности и с точки зрения формирования, и в аспекте инструментальности.

Определенные социальные группы и соответствующие институты состав-ляют активное субъектное ядро каждой социальной сферы. Часто этим термином обозначается или область бюджетного распределения, или нижний уровень экономической иерархии по признаку дохода, требующий государственной поддержки и защиты. Это скорее обиходное и прикладное понимание неправомерно сводит категорию социальной сферы к узкому, исключительно экономическому значению. В данном исследовании предлагается определять социальной сферой все области социальной деятельности – экономику, политику, религию, искусство, педагогику и т.д. Общее между ними – один и тот же механизм формирования, а принципиальное различие состоит в их конкретном содержании – каждая сфера возникает на базе специфических социальных потребностей, содержит собственные социальные признаки и групповую иерархию субъектов, свои институты и социальные объекты как фактор социального удовлетворения и результат субъектной организационной активности.

Рассмотрим в этой логике важнейшие социальные сферы – экономику и политику. Именно в этих областях будет проходить значительная часть исследования и именно здесь находятся принципиальные элементы, определяющие качество всей социальности.

У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологии

Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы

Раскрыть значение «социальное» можно только составлением механизма его формирования в контексте структурной логики образующих элементов и указания социальной специфики.

· область исключительно человеческого бытия;

· взаимодействие людей на фундаменте определённых потребностей;

· формирование и активизацию в результате этого взаимодействия социа- льных признаков, каждый из которых, принимая различные конкретные значения, создает таким образом позиционную иерархию;

· образование на месте каждой позиции групп людей, вступающих между собой в содержательные отношения;

· процесс институциональной организации этих групп как способ удовлетворения исходных социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной деятельности;

· создание и распределение социальных объектов как факторов социального удовлетворения.

Принципиально-связующую роль в данной логике выполняют социальные признаки и образуемые ими социальные группы.

Социальный признак – это фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и спо-собный формировать иерархию социальных групп.

Примеры: доход, собственность на средства производства, идеология, этничность, религиозная вера, образование. Кроме своих специфических прикладных функций все социальные признаки несут фундаментальную нагрузку – принимая различные значения, они позиционируют социальную иерархию (социально-групповое неравенство).

Типологизация социальных признаков проходит:

· по сферам социальной активности: экономические, политические, рели- гиозные и т.д.;

· по сложности – простые и сложные как интеграция простых;

· по критерию формирования социально-груповой иерархии: количествен- ные, качественные и смешанные – количественно-качественные;

· по философскому критерию: субъективные – составляющие социально-групповое неравенство, где сознание человека является фактором позиционного изменения, и объективные, в векторах которых движение или невозможно (этнос и пол), или не зависит от субъективной мысли (возраст).

Социальные группы обычно определяют единством социальных интере-сов, что не совсем точно в смысле вторичности социальных интересов по отношению к конкретной позиции социального признака. К тому же, у многих крупных социальных групп-общностей формальное единство интересов настолько нейтрализуется межличностным ценностно-идеологическим различием, что говорить о целемотивационной интегративности этих групп просто некорректно.


Таким образом, социальную группу первично следует трактовать как совокупность людей, занимающих одинаковую позицию-местоположение (статус) в социальной иерархии, сформированной определенным социальным призна-ком. Типологизация социальных групп проходит по сферам социальной дея-тельности (экономические, политические, религиозные и т.д.), численности, составу (простые и сложные), а также по критерию доступности (закрытые и открытые – легко- и труднодоступные).

Отметим наличие крупных социально-позиционных групп (именно их кон-текст присутствует в научном определении), которые в социологической литературе часто именуются социальными общностями – например, классы и нации, и микрогрупп с относительно постоянным и всеобщим межличностным контактом, где первичен узкий социальный интерес и некоторое значение получает пси-хологический фактор.

Важнейшим ролевым свойством социальных групп является их способность к организации для удовлетворения социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной активности. Юридические формы таких организаций именуются социальными институтами. Хотя институты несут в себе высшее организационное социальное качество, они вторичны в отношении социально-групповой деятельности и с точки зрения формирования, и в аспекте инструментальности.

Определенные социальные группы и соответствующие институты состав-ляют активное субъектное ядро каждой социальной сферы. Часто этим термином обозначается или область бюджетного распределения, или нижний уровень экономической иерархии по признаку дохода, требующий государственной поддержки и защиты. Это скорее обиходное и прикладное понимание неправомерно сводит категорию социальной сферы к узкому, исключительно экономическому значению. В данном исследовании предлагается определять социальной сферой все области социальной деятельности – экономику, политику, религию, искусство, педагогику и т.д. Общее между ними – один и тот же механизм формирования, а принципиальное различие состоит в их конкретном содержании – каждая сфера возникает на базе специфических социальных потребностей, содержит собственные социальные признаки и групповую иерархию субъектов, свои институты и социальные объекты как фактор социального удовлетворения и результат субъектной организационной активности.

Рассмотрим в этой логике важнейшие социальные сферы – экономику и политику. Именно в этих областях будет проходить значительная часть исследования и именно здесь находятся принципиальные элементы, определяющие качество всей социальности.

  • 4. Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
  • 5. Основные этапы социологического исследования.
  • 6. Анкетирование как метод социологического исследования.
  • 7. Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
  • 8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).
  • 9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.
  • 10. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ.
  • 11. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность, её разновидности.
  • 12. Исторические типы социальной стратификации.
  • 13. Объективные и субъективные критерии социальной стратификации. Стратификационный профиль общества. Стратификационный профиль личности.
  • 14. Профиль экономического неравенства. Значение среднего класса для общества. Социальная стратификация современного белорусского общества.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.
  • 16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.
  • 17. Определение понятий "социальный класс", "социальная группа", "социальный слой" (страта), "социальный статус".
  • 18. Динамические характеристики общества. Понятие социальной модернизации. Социальная трансформация, социальная эволюция и революция.
  • 19. Понятие социального развития. Развитие и прогресс. Критерии социального прогресса.
  • 20. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.
  • 21. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.
  • 22. Социализация: определение понятия, этапы. Направленная и ненаправленная социализация. Десоциализация и ресоциализация.
  • 23. Социальный конфликт: определение, причины, виды и способы их урегулирования. Функции социального конфликта.
  • 24. Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции. Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.).
  • 25. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, формы, основные причины. Что значит «аномия»?
  • 26. Социальный контролькак механизм социальной регуляции поведения людей, его виды.
  • 27. Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.
  • Функции религии
  • 32. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.

    Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

    Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

    Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

    Признаки

      наличие внутренней организации;

      общая (групповая) цель деятельности;

      групповые формы социального контроля;

      образцы (модели) групповой деятельности;

      интенсивные групповые взаимодействия;

      чувство групповой принадлежности или членства;

      ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

      ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

    Группообразующие процессы. –

    16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.

    Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности . Как правило, в общности объединяются люди , имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы .

    Классификация социальных общностей

    Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

      сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

      общность потребностей людей , субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

      наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

      формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

      укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

      социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

    Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

    К массовым социальным общностям относятся:

      этнические общности(расы, нации, народности, племена);

      социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

      социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

    Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

    "

    Социальные признаки человека для обществознания - это, в первую очередь социальные признаки. С точки зрения биологии человек мало чем отличается от обезьян, кошек, медведей и других млекопитающих. Четыре конечности, кровеносная, нервная, пищеварительная системы - все это не те признаки, которые мы рассмотрим. Нам интересны те, что отличают человека от животного в социальном понимании.

    Различные философы, социологи, психологи описывали различные социальные признаки человека . В 2011 году Чарльз Чой обобщил все эти параметры в журнале Live Science в своей статье «Топ 10 особенностей, делающих человека особенным». Вкратце изложим их:

    1. Речь. 350 тысяч лет назад у человека сформировались органы артикуляции. Низкорасположенная гортань и подъязычная кость, которая не прикреплена ни к какой другой кости. Это позволяет произносить четкие, членораздельные звуки, что недоступно остальным млекопитающим.
    2. Прямая осанка. Главная ценность этого признака в том, что у человека руки свободны для какой-либо деятельности .
    3. Нагота. Самое интересное, что у обезьян то же количество волос на квадратном сантиметре кожи, что и у человека, но они толще, длиннее и жестче. Нагота делала человека уязвимым перед природными явлениями (дождь, холод) и дала толчок развитию швейного мастерства и строительства.
    4. Руки. Руки человека уникальны, ни одно животное не может своей кистью и пальцами проделать все то, что может человек. Соответственно руками человек способен проделать самые разнообразные операции.
    5. Мозг. Здесь комментарии излишни.
    6. Одежда. Ношение одежды также делает людей уникальными в своем роде. Причем гораздо важнее не сам факт ношения, в то, что эту одежду человек создал сам.
    7. Огонь. Огонь серьезно повлиял на нашу эволюцию. Огонь - это приготовление еды, обогрев, освещение, кузнечное ремесло, защита от хищников. Возможно, без огня человек не стал бы человеком.
    8. Румянец. Уникальность способности краснеть отмечал еще Дарвин. Он назвал ее самой человечной особенностью. При этом ученые до сих пор не знают, почему люди краснеют. Все понимают, что это кровь приливает к щекам, но почему - никто не знает. Психологи характеризуют румянец как позитивный элемент в процессе общения .
    9. Продолжительное детство. Из всех млекопитающих человек дольше всего опекается родителями. Позитивный момент - это дает больше времени для развития м обучения.
    10. Жизнь после потери способности зачать. У животных после утраты способности к самовоспроизводству обычно наступает смерть. У человека смысл жизни не только в рождении детей. Дедушек и бабушек почитают все народы, и они участвуют в воспитании внуков. Это также уникальная особенность человека.

    Одиннадцатым, не менее важным, признаком я бы назвал поведение. Поведение человека также уникально и в нем наиболее выражен его социальный характер.

    Кроме того, человека отличает от животных способ взаимодействия с окружающим миром. Он способен не только пассивно приспосабливаться, но и активно влиять на окружение.