Имидж руководителя учреждения дошкольного образования. Управленческий проект «Создание имиджа дошкольного образовательного учреждения. Анализ имиджа мадоу «семицветик»

  • 20.05.2020

Анализ имиджа МАДОУ «Семицветик»

По истечении многих лет д/с «Семицветик» признан и успешен: стабильный творческий коллектив, эффективное взаимодействие с социумом и с родителями, позитивное общественное мнение в городе, достойные результаты выпускников детского сада и, самое главное, благополучие детей. Это указывает на то, что детский сад обладает позитивным имиджем, и его нужно поддерживать и развивать.

Работа над созданием и поддержанием привлекательного имиджа ДОУ начиналась с изучения и оценки существующего имиджа на сегодняшний день. Изучение осуществлялось по 4 основным блокам:

1. Фундамент имиджа заключается в определении предназначения ДОУ, идеи его функционирования и развития, отличительных характеристик от других детский садов.

Так как коллектив работает с приоритетным физкультурно-оздоровительным направлением работы, деятельность ДОУ заключается в оказании качественных оздоровительных и образовательных услуг детям. Главной ценностью в работе является сохранность жизни и здоровья детей и педагогов. Поэтому ключевым направлением деятельности детского сада является организация оздоровительной работы, использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми. Реализация обозначенного содержания работы дошкольного образовательного учреждения обеспечивается высокой компетентностью персонала и оснащенностью материально-технической базы.

Для получения качественных результатов по изучению имиджа ДОУ в его исследование были привлечены сотрудники ДОУ, родители и дети. Диагностика имиджа ДОУ проходила в 3 этапа:

  • 1. Изучение имиджа ДОУ сотрудниками и персоналом через ответы на предложенный вопросник.
  • 2. Изучение представлений родителей о ДОУ через личное интервью родителей при приеме ребенка в ДОУ, наблюдение за их поведением в процессе взаимодействия с сотрудниками ДОУ, анкетирование, проективные методы.
  • 3. Изучение особенностей восприятия детского сада детьми старшего дошкольного возраста через использование следующих методов: беседа и рисуночный тест.

I-й этап диагностики - изучение администрацией и персоналом имиджа ДОУ.

Педагогическим коллективом были выработаны критерии изучения конкретных характеристик имиджа по результатам изучения мнения родителей и анализа работ по оценке имиджа других детских садов. Заведующий и педагоги ДОУ по предложенному вопроснику оценивали характеристики имиджа (4 блока) по каждому обозначенному критерию.

Так как мониторинговые исследования удовлетворенности родителей качеством образования и воспитания в ДОУ проводятся систематически, ниже приводятся диаграммы результатов диагностики в процессе изучения имиджа ДОУ, начиная с 2009/10 учебного года и заканчивая 2011/12 учебным годом, которые позволяют увидеть изменения имиджа ДОУ за последние 3 года (Приложение 1).

Таким образом, сравнение результатов диагностики за последние 3 года позволил увидеть увеличение показателей:

Рис. 2.1

Проведенная работа позволила выявить проблемы и обозначить дальнейшую стратегию преобразования имиджа ДОУ, которые выделены в программе развития за 2009-2012 годы: работа по расширению и изменению спектра услуг. Запланировано: создание условий для организации услуг для детей, не посещающих детский сад (в рамках предшкольного образования), организация вечерних групп.

2-й этап диагностики - имидж ДОУ глазами родителей.

Для определения особенностей имиджа ДОУ проводилось изучение мнения родителей, была предложена анкета (Приложение 5). Основные критерии анализа информации, представленной родителями: мотив, причина выбора ДОУ; первое впечатление от ДОУ; определение позитивных и негативных сторон деятельности ДОУ; удовлетворенность объемом информации, участием в жизни ДОУ; ожидания и степень их реализации, приверженность ДОУ; характер ассоциаций в связи с ДОУ.

С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы: личное интервью, фокус-группы, наблюдение, анкетирование.

Помимо традиционно используемых методов в работе с родителями применялись проективные методы, позволяющие выявить представления и отношение родителей к деятельности ДОУ путем осознанного или бессознательного перенесения родителями собственного состояния на внешние источники.

Данная работа помогла определить отношение родителей к детскому саду. Работа сотрудников ДОУ была оценена родителями в 5 баллов. Всего было опрошено 163 родителя. Родители с желанием приняли участие в обсуждении этого вопроса. Это объясняется тем, что, предлагая родителям основные услуги и дополнительные, учитываются индивидуальные особенности конкретных детей (адаптационные группы для детей раннего возраста, развивающие занятия для будущих первоклассников, спортивная секция аэробики, кружки интеллектуального, художественно-эстетического, творческого развития и др.), родителей, их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности (студии танца, театральные, музыкальные гостиные). По результатам анкетирования, все предложенные пожелания рассмотрены сотрудниками ДОУ для дальнейшего координирования своей работы.

3-й этап диагностики - имидж ДОУ глазами ребенка.

Дети - носители внешнего и неосязаемого имиджа. Большую часть своей жизни они проводят в стенах ДОУ, постоянно контактируют с педагогами, культурой учреждения, то есть, связаны и с внутренним имиджем ДОУ. Их отношение к детскому саду и педагогам оказывает непосредственное влияние на родителей и на имидж ДОУ в их глазах. Основные критерии анализа информации, представленной детьми: отношение ребенка к ДОУ; выделяемые факторы (игрушки, занятия, воспитатель, сверстники, питание), привлекающие или отталкивающие ребенка; характер ассоциаций, способность дать образное, оригинальное название; желание ребенка выполнить рисунок на тему детского сада и особенности рисунка.

Изучение имиджа ДОУ глазами ребенка проводилось путем использования следующих методов: беседа с ребенком, направленная на определение его отношения к детскому саду; рисуночный тест. Рисунок на тему детского сада, позволяющий на основе анализа изображения выявить особенности восприятия ребенком ДОУ и его отношение. Наиболее эффективное использование данного метода возможно при включении в исследование педагога-психолога.

Итак, в результате реализации диагностического материала выявлено своеобразие имиджа ДОУ, что он соответствует оптимальным требованиям, предъявляемым к нему потребителями услуг, что позволило определить пути его дальнейшего совершенствования.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Ведущая роль при этом в детском саду отводится методической работе.

Сегодня ДОУ требуется педагог, способный строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса.

Педагогов можно разделить по уровню педагогического мастерства и квалификации на 3 группы педагогов. И строить работу с ними с учётом их уровня педагогического мастерства и квалификации.

Организация работы с педагогами ДОУ с учётом их уровня педагогического мастерства и квалификации:

Рис. 2.2 Формы работы методического кабинета по формированию имиджа ДОУ

Для каждой группы свои способы стимулирования инновационной творческой деятельности.

Одним из мощных стимулов могут стать смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.

Подготовка к конкурсам позволяет педагогам, с одной стороны, почувствовать себя коллективом единомышленников, а с другой -- дает каждому возможность самореализации в соответствии со своими способностями и инновационным потенциалом.

Проведение в ДОУ профессиональных конкурсов различной направленности можно считать актуальным и рассматривать как один из признаков современности осуществляемой в учебном заведении методической работы.

Задачи проведения в ДОУ смотров-конкурсов:

  • 1. Обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства по всем показателям деятельности педагога;
  • 2. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности;
  • 3. Создание условий для проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую и экспериментальную деятельность;
  • 4. Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.
  • 5. Текущий контроль образовательного процесса.

Во-первых, каждый смотр-конкурс ориентирован на решение конкретной задачи в конкретном образовательном учреждении с конкретными педагогами. Например, такой задачей может быть, прежде всего, повышение профессионального мастерства педагогов или распространение инновационного педагогического опыта, или стимулирование осознанной активности педагогов.

Во-вторых, разнообразие форм проведения смотров-конкурсов позволяет избежать рутинности и предсказуемости в плане воплощения замысла и адаптировать содержание каждого педагогического состязания к профессиональным запросам данного ДОУ.

В детском саду появляется дух здорового соперничества между отдельными педагогами, творческими группами, что не может не сказываться самым благоприятным образом на воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Необходимо отметить, что непосредственно проведению того или иного смотра-конкурса предшествует тщательная подготовка. Так, в ДОУ «Семицветик» старший воспитатель разрабатывает проект положения определенного смотра-конкурса. В процессе разработки данного документа учитывается следующее:

  • 1. Тематика конкурса должна являться актуальной и должна соответствовать годовым задачам, стоящим перед ДОУ.
  • 2. Задачи конкурса должны быть ясными, максимально конкретными и приближенными к потребностям педагогов ДОУ.
  • 3. Как по характеру содержания, так и по способу выполнения конкурсные задания должны отличаться разнообразием и при относительной трудоемкости являться посильными для участников конкурса.
  • 4. Формулировка заданий должна быть предельно точной; в случае необходимости задания должны сопровождаться пояснениями.
  • 5. Количество критериев оценки определенного конкурсного задания должно быть достаточным (оптимальным) для выявления объективных результатов; критерии должны носить научный характер и в случае необходимости сопровождаться пояснениями.
  • 6. Оценочные листы должны быть удобными в использовании для экспертов и при заполнении, и при подведении общих итогов (подсчете баллов).
  • 7. Помимо морального поощрения участников конкурса следует предусмотреть их материальное поощрение сообразно уровню достигнутых результатов.

Разработанный проект положения рассматривается на заседании творческой группы или Комиссии. Нормативно-правовая база проведения смотра-конкурса включает в себя:

  • 1. Приказ о проведении смотра-конкурса в учреждении (Приложение 2).
  • 2. Положение о проведении смотра-конкурса, утвержденное руководителем ДОУ (Приложение 3).
  • 3. Оценочные карты по критериям конкурса.
  • 4. Справка по результатам проведенного смотра-конкурса

Ниже приводится краткое описание и результаты профессиональных смотров-конкурсов, состоявшихся в детском саду «Семицветик» в период с февраля 2009 года по май 2011 года.

Можно с определенной долей уверенности утверждать, что смотры-конкурсы:

  • 1. Позволяют педагогам подойти к их проведению с особой ответственностью.
  • 2. Способствуют повышению качества и эффективности педагогической деятельности и творческих инициатив дошкольных специалистов.
  • 3. Происходят позитивные изменения в профессиональной среде, растет интерес дошкольных работников к педагогическому творчеству.

Безусловно, смотры-конкурсы не являются панацеей от всех бед, которые имеются в детских садах. Однако, не стоит пренебрегать таящимися внутри подобных профессиональных состязаний возможностями наполнить жизнь определенного педагогического коллектива уникальным и актуальным содержанием, дать каждому педагогу шанс выразить себя и быть услышанным. Анализ результатов прошедших смотров-конкурсов свидетельствует о том, что педагоги д/с проявили себя с лучшей стороны, испытали радость от признания их труда коллегами, администрацией. Поэтому, данное направление методической работы следует укреплять и развивать как добрую и весьма полезную традицию.

В ноябре 2010 года в д/с прошел конкурс «Моя группа - самая лучшая». Каждая группа и педагоги-специалисты представляли свои группы или кабинеты. Старшая и подготовительная к школе группы провели свои презентации при участии детей.

Во время презентации педагоги представляли:

  • 1. Группы (предметно-развивающую среду в целом или её отдельные игровые зоны);
  • 2. Выставочные материалы, которые знакомят с жизнью группы;
  • 3. Групповые достижения, раскрывающие результаты детской группы в каком-либо виде деятельности, либо индивидуальные достижения ребенка.

Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа ДОУ должно иметь:

  • 1. Четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
  • 2. Уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
  • 3. Разнообразные качественные образовательные услуги;
  • 4. Оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающую творческие способности, совершенствующую психические функции, формирующую здоровый образ жизни;
  • 5. Связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
  • 6. Яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые, информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
  • 7. Систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.

Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения. Анализ и оценка существующего имиджа средней общеобразовательной школы №4 города Мегиона, разработка практических рекомендаций по его дальнейшему формированию и укреплению.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие, виды и составляющие имиджа организации. Особенности его формирования в рыночной среде. Сущность и структура корпоративной культуры. Ее роль в процессе формирования положительного имиджа предприятия. Описание правил поведения сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Механизм формирования имиджа. Правила формирования имиджа организации. С чего начинается создание имиджа. Представление о компании. Элементы плана по созданию имиджа. Фундамент имиджа. Формирование имиджа. Качество выпускаемой продукции.

    реферат , добавлен 04.05.2006

    Определение понятия и сущности имиджа. Психологические условия и методы формирования имиджа руководителя, профессиональная характеристика, профессионально-психологические качества. Влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2009

    Проблема имиджа и технологии его реализации; создание привлекательного имиджа, модели достойного поведения. Использование имидж-знаний при выстраивании межличностных и деловых отношений. Критерии выбора модели поведения, психология формирования имиджа.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2010

    Понятие имиджа, его задачи, функции, структура; основные этапы и средства формирования. Особенности формирования в гостиничном предприятии. Характеристика "Отель Екатеринбург-Центральный". Рекомендации по формированию благоприятного имиджа гостиницы.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2013

    Особенности организации PR-деятельности в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Разработка и реализация плана PR-мероприятий для ЗАО "Компания Дельта". Инструментарий и технологии формирования благоприятного имиджа и репутации управляющей компании.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2015

    Понятие социального имиджа организации. Управленческие технологии воздействия имиджа на социальное поведение. Коммуникативные технологии формирования имиджа организации. Социальный имидж - главный компонент общего имиджа организации.

    МБДОУ «Детский сад № 21 «Ручеек»

    города Новочебоксарска Чувашской Республики

    План – конспект

    ПЕДСОВЕТА

    «Формирование имиджа ДОУ»

    Дата проведения:

    Апрель 2014

    Деловая игра на тему: «Формирование имиджа ДОУ»

    Задачи:

    - дать значение понятию «имидж ДОУ»;

    Показать значение положительного имиджа на формирование ДОУ;

    Совместная разработка задач, параметров формирования положительного имиджа ДОУ.

    Литература:

    1.Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ: материалы междунар. науч.- практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. - URL: (12.01.07).
    2. Волкова В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов [Электронный ресурс] // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та.Сер. "Гуманитарные науки".-2005.- № 2. - URL:
    (12.01.07).
    3.Дагаева Е.А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. - 2005. - N 3. - С. 26-28.
    4.Журавлев Д.В. Научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения // PR в образовании. – 2005. - № 2. – С. 68-74.
    5.Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием//
    PR в образовании.-2004.-№2.

    6.Зуева Е.И.Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]// Сб. статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии»/ Алтайский экономико-юридический институт.- (25.04.2002).

    7.Имидж корпорации//Имиджелогия. Как нравиться людям /Авт.-сост. В.М.Шепель.-М.: Народное образование,2002.-С.392-402.

    Имидж МГУ и престиж высшего образования / материал подгот. А.Б. Лиханова // Социология власти. - 2005. - N 1. - С. 185-186.

    8.Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С.40-50.

    9.Карпов Е.Б., Ардышева Е.А.Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения// PR в образовании.- 2006.-№3.-С.75-78.
    10.Ковтунова О.М., Ларионова И.А. Имидж социальных институтов как виртуальная реальность//
    PR в образовании.-2006.-№4.-С.36-38.

    11.Корпоративный проект имидж-продвижения дошкольного образовательного учреждения // PR в образовании. - 2005. - № 2. – С. 96-103.
    12.Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог. - 2000. - № 9. - URL: (12.01.07).
    13.Лернер П.С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего и среднего профессионального образования // PR в образовании. - 2006. - № 2. - C. 46-48.
    14.Лернер П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидания// PR в образовании.-2004.-№1.-С.80-96.

    15.Лизинский В.М.Имидж и миссия школы как ресурс ее развития //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-С.106-108.

    16. Моисеев А. Миссия организации: что это значит?//Лидер образования.-2004.-№5.-С.43.

    17.Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии// PR в образовании.-2004.-№2.

    18.Пантюшина О.И. Имидж высшего учебного заведения в сознании школьников// PR в образовании.-2006.-№4.-С.46-49.

    19.Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№5.-С.45-55.

    20.Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 1988.

    21.Раковских В.Л. Телевизионный имидж образовательного учреждения // PR в образовании. – 2003. - № 6. – С. 86-88.

    Подготовка к педсовету:

      Проведение анкетирования с родителями

      Разработка слайд-презентации

      Мини-опрос воспитателей «Составляющие имиджа ДОУ»

    ПЛАН проведения:

      Теоретическая часть: слайд-беседа

      Деловая игра

      Результаты анкетирования

      Результаты мониторинга выполнения основной общеобразовательной программы

      Результаты деятельности воспитательно-образовательной работы педагогов ДОУ:

    Анализ результатов смотра «Уголок будущего первоклассника»

    Анализ сравнительного изучения «Развивающие зоны в группах раннего возраста»

    Профессиональный рост педагогов, анализ

      Разное

      Решение педагогического совета

    1 часть:

    Освещение темы встречи.

    «Куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит.» Честерфилд Ф.

    Не имидж красит поступки, а поступки красят имидж. (Теткоракс)

    Что такое ИМИДЖ и зачем он нам нужен?

    Имидж - специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих. Имидж позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, он помогает окружающим создать определенное впечатление.

    Имидж (image) - переводится с английского как «Образ».

    Люди формируют свое мнение о нас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд. Устраиваете ли вы презентацию, ведёте ли переговоры, идете ли на свидание – в любом случае очень важно, какое первое впечатление вы произведете.

    Имидж есть у всех: у политика и школьного учителя, у бизнесмена и продавца, у топ-модели, спортсмена и у бомжа. Но, несомненно, удачный имидж есть не у каждого. Удачный имидж приобретают, усердно работая над ним и непрерывно его шлифуя. Хорошо продуманный имидж работает на нас и помогает нам успешно шествовать по жизни. И наоборот, образ неудачника может разрушить все наши замыслы.

    Но имидж – это не только внешний вид. Имидж – понятие бесконечно глубокое. Наши прическа, макияж, одежда, аксессуары, взгляд, голос, жесты, мимика, манеры, стиль общения, книги, которые мы читаем, музыка, которую мы слушаем, окружающие нас люди и предметы - все это наш имидж.

    Любой предмет, принадлежащий нам, рассказывает о нас.

    В имидже выделяют три направления:

    Физический имидж – наше здоровье, ухоженность, стиль одежды, прически и макияжа

    Психологический имидж – наш характер, темперамент, внутренний мир.

    Социальный имидж – наша роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности.

    Эти направления переплетаются и образуют единое целое.

    Имидж есть не только у человека, он есть и у организаций, учреждений, фирм, групп и т.д. И наше ДОУ не исключение.

    Основа имиджа ДОУ состоит в определении назначения детского сада, идей его функционирования и развития, а также отличительных характеристик.

    Теоретическая:

    1)составная часть имиджа педагога

    2) Актуальность (Требования ФГОС)

    3)Этапы формирования имиджа

    4)Фирменный стандарт

    2 часть:

    Приветствие.

    Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сформировать положительный имидж ДОУ?

    Участники деловой игры предварительно делятся на 2 микрогруппы.

    Задание 1.

    Составьте задачи, которые необходимо поставить (решить) для формирования положительного имиджа МБДОУ «Ручеек».

    Группы обсуждают, презентуют свои варианты.

    Для формирования положительного имиджа ДОУ необходимо решить следующие задачи:

    Слайд.

    Исследовать реальное отношение сотрудников, родителей и воспитанников к ДОУ;

    Создать условия для профессионального развития педагогов и сотрудников детского сада в целях повышения его рейтинга;

    Организовать информирование социума о деятельности ДОУ.

    Задание 2.

    Чтобы оценить имидж ДОУ необходимо его изучить (исследовать, оценить).

    Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы провести оценку ДОУ?

    Чтобы оценить ДОУ нужны респонденты (т.е. те, кто будет оценивать). Как вы думаете, кто это может быть?

    Слайд. (Педагоги ДОУ, родители воспитанников, представители социальной сферы, школы, поликлиники, ГИБДД).

    Задание 3.

    По каким критериям (параметрам) важно произвести оценку ДОУ?

    Участники игры обсуждают, и презентуют свои ответы.

    Слайд.

    Параметры для определения оценки ДОУ:

      Известность ДОУ;

      История учреждения, продолжительность его деятельности;

      Имидж руководителя;

      Отношение персонала к воспитанникам, друг к другу;

      Форма собственности (государственное или частное ДОУ);

      Качество оказываемых образовательных услуг;

      Преемственность образовательного процесса ДОУ и школы;

      Репутация учреждения;

      Положение на рынке образовательных услуг;

      Общественно полезная деятельность;

      Привлекательность названия, символики, атрибутики;

      Взаимодействие с властными структурами;

      Участие в благотворительности, социальных программах.

    Каждый параметр можно оценить по 5-бальной шкале исходя из его значимости для респондента:

    5 – очень важно;

    4 – скорее важно;

    3 – важно наполовину;

    2 – скорее не важно;

    1 – совершенно не важно.

    Задание 4

    Оцените ДОУ по предложенным параметрам исходя из их значимости в соответствии с 5-бальной шкалой от имени следующих респондентов: педагоги ДОУ, родители воспитанников, представители социальной сферы, школы.

    Участники в своих микрогруппах делятся на пары и оценивают по 5-бальной шкале ДОУ от имени выбранного респондента).

    У каждой организации, фирмы, учреждения есть еще и внутренний имидж. Внутренний имидж детского сада – это восприятие учреждения всеми его сотрудниками. Он складывается из отношения сотрудников к работе и их эмоционального настроя. Внутренний имидж также влияет на репутацию учреждения, как и видимые аспекты имиджа, ведь именно персонал детского сада выстраивает отношения между ДОУ и родителями.

    Для формирования внутреннего имиджа ДОУ среди его сотрудников проводятся следующие мероприятия:

    Конкурсы профессионального мастерства;

    Открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности;

    Конкурсы методических разработок;

    Семинары практикумы.

    Важным аспектом внутреннего имиджа ДОУ является еще и работа с родителями воспитанников, которая может включать в себя:

    Консультации;

    Информационные стенды;

    Родительские собрания;

    Гостиные, родительские клубы и т.д.

    Внешний имидж учреждения – это восприятие и оценка детского сада социумом, средствами массовой информации и потребителями воспитательно-образовательных услуг. Большое значение для формирования внешнего имиджа имеют качество воспитания и обучения детей, связи с общественностью, роль в социальной среде и визуальное восприятие ДОУ в целом.

    Созданию узнаваемого визуального образа способствуют определенные атрибуты, которые формируют стиль, внешний и внутренний имидж ДОУ.

    Слайд

    Фирменный стиль ДОУ складывается из следующих элементов:

    Фирменный знак, которым маркируются вывеска на здании детского сада, папка для деловых бумаг заведующего, бланки ДОУ, воздушные шары, используемые на мероприятиях, поздравительные открытки, дипломы и т.д.;

    Гимн ДОУ;

    Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;

    Бейдж для каждого сотрудника с указанием его данных;

    Газета, выпускаемая творческой группой детского сада для подробного информирования родителей воспитанников о деятельности учреждения;

    PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации, выставки);

    Публикация информации о достижениях учреждения в СМИ;

    Корпоративный сайт, презентационные фильмы и ролики.

    Задание 5.

    Выберите и попробуйте разработать один из предложенных элементов фирменного стиля для нашего ДОУ.

    Участники игры обсуждают, и презентуют свои ответы.

    Наряду с фирменным стилем на формирование благоприятного мнения об учреждении оказывают влияние внешний вид здания ДОУ и благоустроенность территории; внутренний интерьер; манера общения персонала с родителями, детьми и коллегами; внешний вид сотрудников; речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок.

    Коллеги, приобретенный опыт насыщенной деятельности по формированию позитивного имиджа детского сада и повышению его рейтинга предлагаю использовать в дальней шей работе ДОУ.

    Решение педагогического совета:

    1.С целью укрепления имиджа ДОУ внедрять инновационные методы и технологии

    Срок: постоянно

    Ответственные: воспитатели в ДОУ

    2. Провести СВОД-анализ имиджевой политики ДОУ

    Ответственный: старший воспитатель, заведующий

    Срок: май 2014

    3.Провести мастер-класс для педагогов «Современный педагог – имидж ДОУ»

    Ответственный: старший воспитатель

    Срок: 2014-2015 уч. год

    Имидж образовательного учреждения подразумевает сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду [Почепцов Г.Г., 2001, с.86].

    С понятием имиджа так же связана репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании на долгое время. Отличие имиджа от репутации заключается в том, что репутация является итогом создания имиджа.

    Выделяют постоянные и переменные слагаемые положительного имиджа образовательного учреждения.

    К числу постоянных имиджа относятся:

    • 1. Четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;
    • 2. Доброжелательная атмосфера в учительском и детском коллективах;
    • 3. Педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
    • 4. Руководитель должен быть: профессионалом своего дела, явным лидером, яркой личностью, обладать неформальным авторитетом, иметь способность вдохновлять коллектив на достижение высокой цели;
    • 5. Эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;
    • 6. Качество образовательных услуг;
    • 7. Наличие и функционирование детских общественных организаций;
    • 8. Связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
    • 9. Вклад образовательного учреждения в развитие образованности и подготовке воспитанников к школе, моральное воспитание, раскрытие творческих способностей, формирование здорового образа жизни;
    • 10. Забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (ученикам, молодым специалистам, родителям и пр.);
    • 11. Наличие яркой внешней символики [Лазаренко И. Р., 2009, с. 11].

    К числу переменных имиджа можно отнести:

    • 1. Содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;
    • 2. Виды образовательных услуг;
    • 3. Материальную базу образовательного учреждения.

    Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения необходимо первостепенное значение придавать неизменным и постоянным компонентам. С позиции управления образовательным учреждением выявленные составляющие можно сгруппировать в следующие блоки:

    • 1. В общеобразовательном учреждении должна быть комфортность (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);
    • 2. Качество образовательных услуг (учебное заведение должно сделать вклад в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психического здоровья, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);
    • 3. Стиль образовательного учреждения должен восприниматься позитивно (эффективная организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);
    • 4. Положительный образ руководителя и персонала образовательного учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
    • 5. Яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.) [Лазаренко И. Р., 2009, с. 13].

    Имидж общеобразовательного учреждения всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. В данном случае уникальность проявляется в выборе образовательных учреждений востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста [Панасюк А.Ю., 2004].

    Под формированием имиджа образовательного учреждения понимают процесс, в ходе которого создается спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

    Существуют следующие основные этапы формирования имиджа:

    • 1. Анализ внешней среды; определение целевой группы, к которой будет обращен имидж;
    • 2. Анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);
    • 3. Мотивация участников проекта;
    • 4. Ролевое распределение;
    • 5. Выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;
    • 6. Определение принципов формирования имиджа;
    • 7. Разработка технологии формирования составляющей имиджа;
    • 8. Анализ соответствия полученного имиджа с предполагаемым результатом.

    Образ имиджа образовательного учреждения, как положительный, может быть сформирован лишь, если будут предоставлены качественные. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.

    Технология формирования положительного имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка) [Рабинович Л.А., 2001 с. 25].

    Каков же механизм формирования положительного имиджа и какие способы его создания? Имидж, который усваивается общественностью об образовательном учреждении и его руководителе, значительно влияет на приток родителей, на получение высоких наград, на развитие социального партнерства.

    Конечным результатом, таким образом, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением.

    Анализ нескольких технологий формирования положительного имиджа, созданных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм по созданию положительного имиджа образовательного учреждения может включать:

    • 1. Выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем;
    • 2. Выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;
    • 3. Конструирование имиджа образовательного учреждения, разработку стратегии формирования имиджа образовательного учреждения;
    • 4. Непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения;
    • 5. Контроль промежуточных результатов, корректировку;
    • 6. Мониторинг сформированного имиджа образовательного учреждения.

    Чтобы образовательное учреждение было привлекательным, имело свой уже сложившийся неповторимый или образ, оно должно иметь:

    • 1. Четкие определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
    • 2. Уникальную и неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
    • 3. Разнообразные и качественные образовательные услуги;
    • 4. Оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
    • 5. Связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами;
    • 6. Информационный материал должен быть яркий, узнаваемый, своевременно обновляемый, предназначенный для внешнего представления;
    • 7. Систему подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.

    Основными методами в формировании положительного имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.), благоустройство здания, повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала [Почепцов Г. Г., 2001, с. 102].

    Сформированный положительный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

    • 1. Повысить привлекательность ДОУ, в первую очередь, для родителей, воспитанников и персонала;
    • 2. Повысить эффективность мероприятий по информированию родителей относительно новых образовательных услуг;
    • 3. Облегчить процесс введения новых образовательных услуг;
    • 4. Повысить уровень организационной культуры;
    • 5. Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе [Лазаренко И. Р., 2009, с. 19].

    В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива и методической работы.

    Детский сад - это открытая социально-педагогическая система, которая активно взаимодействует с родителями воспитанников. Проблема, связанная с её внешним представлением существовала всегда, в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо. Это связано со следующими причинами:

    Поэтому возникает необходимость формирования имиджа образовательного учреждения.

    Основными факторами, по формированию положительного имиджа ДОУ являются:

    • 1. Стаж и опыт работы в сфере образования;
    • 2. Известность в профессиональных кругах и среди общественности;
    • 3. Репутация руководителя ДОУ, профессионализм руководства;
    • 4. Перспективы профессионального развития образовательного учреждения;
    • 5. Востребованность выпускников школами города, уровень их достижений;
    • 6. Отношение сотрудников ДОУ к воспитанникам;
    • 7. Уровень профессионализма, известности педагогов, их требовательность;
    • 8. Мнение воспитанников и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения и воспитания;
    • 9. Территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;
    • 10. Профессионализм работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг;
    • 11. Открытость и интегрированность МДОУ [Лазаренко И. Р., 2009, с. 23].

    Последовательность создания имиджа:

    • 1. Определение реальных характеристик ДОУ - выделение всех его достоинств и недостатков.
    • 2. Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке образовательных услуг.
    • 3. Выделение достоинств, важных для типичных клиентов.
    • 4. Формирование социальных характеристик ДОУ, которые привносятся самой организацией в общественное мнение. В конечном счете, это приводит к формулированию миссии детского сада.

    Проблема формирования имиджа детского сада относится к области управления ДОУ и, как любое управленческое новшество, содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты [Панасюк А. Ю., 2004].

    Мотивационно-целевой компонент включает:

    • 1. Изучение потребностей всех субъектов педагогической практике в формировании имиджа МДОУ, как внутри, так и за ее пределами;
    • 2. Психологическую готовность к участию в предстоящей работе;
    • 3. Изучение имеющегося опыта;
    • 4. Определение цели и задач данного управленческого новшества, результатов его внедрения.

    Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации данного новшества, технологическую готовность субъектов деятельности, выработку рекомендаций по его использованию.

    Построение имиджа образовательного учреждения - как эмоционально образа ДОУ, часто сознательно сформированного, обладающего целенаправленно заданными характеристиками и призванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума предполагает решение ряда задач:

    • 1. Опрос общественного мнения внутри детского сада с целью определения удовлетворенности дошкольным образовательным учреждением со стороны родителей, воспитанников, воспитателей;
    • 2. Передача информации, связанной с развитием инновационных процессов - процессов разработки, внедрения и использования новых педагогических методик. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности ДОУ и, при сравнительном анализе, как преимущество данного ДОУ перед другими;
    • 3. Обеспечение освещения событий деятельности детского сада - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: «мнение больше определяется событиями», чем словами;
    • 4. Разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в жизни ДОУ, демонстрировать достижения, полученные в процессе перемен [Лазаренко И. Р., 2009, с. 25].

    Родителям показывают исследования, анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями дошкольных образовательных учреждений, представителями органов управления образованием, для того чтобы значимой характеристикой современного ДОУ выступала уже сложившийся или складывающийся положительный образ, основу которого составляют:

    • 1. Миссия ДОУ, его приоритеты;
    • 2. Культура ДОУ - уникальная и неповторимая, особая система ценностей, обычаев и традиций, стилей поведения конкретного детского сада;
    • 3. Виды и качество образовательных услуг данного ДОУ;
    • 4. Связи ДОУ со школами города и различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
    • 5. Вклад ДОУ в развитие и подготовку детей к школе; в развитие их воспитанности; в развитие психических функций, творческих способностей; в формирование здорового образа жизни.

    Важно четко определить целевое назначение образовательного учреждения при разработке презентационных материалов, программ по созданию внутри имиджа:

    • 1. Для кого разрабатываются эти документы;
    • 2. Являются ли они частью общего по ДОУ плана;
    • 3. Выступают как одна из форм планирования;
    • 4. Носят ли внешний информационный характер;
    • 5. Какова целевая аудитория рассчитаны.

    Главными компонентами имиджа дошкольного образовательного учреждения являются:

    • 1. Для воспитанников и их родителей - образы воспитателя группы, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, заведующей;
    • 2. Для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования, стиле работы ДОУ;
    • 3. Для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность детского сада среды;
    • 4. Для родителей детей, имеющих особые образовательные потребности, наличие компенсирующих групп разных направлений.

    В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность образовательного заведения, особенности его жизнедеятельности. Частично это решается через разработку и документальное оформление Концепций, «Образовательных программ», «Программ развития» ДОУ. Однако они, необходимое, но не достаточное условие формирования внешнего информационного поля детского сада как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг [Панасюк А. Ю., 2004, с. 65].

    В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждого дошкольного образовательного учреждения.

    Примером подобного рода материалов могут стать рекламные объявления, бюллетени, листовки, флаеры, информационные письма, буклеты, раскрывающие особенности направлений образовательной практики учебного заведения, атрибутивные имиджевые характеристики ДОУ: логотипы, лозунги, девизы, полиграфические константы, печатная продукция, игровой, дидактический материал, используемый в работе ДОУ и т.д. [Журавлев Д. В., 2005].

    Необходимость формирования имиджа ДОУ определяется следующими причинами:

    • 1. Во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых северных городах) усиливает конкуренцию среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей;
    • 2. Во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
    • 3. В-третьих, имея сформированный позитивный имидж, ДОУ при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
    • 4. В-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения ДОУ определенной силы в том смысле, что создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам.

    ДОУ, как и любые другие организации, проходит в течение своей жизнедеятельности четыре этапа: формирование; утверждение на определенных позициях; инновационная деятельность; трансформация, приводящая либо к отмиранию, либо к очередному инновационному витку [Журавлев Д.В., 2005].

    Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика, как внешняя, так и внутренняя.

    Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения. Для его создания необходимо следующее:

    • 1. Разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения; формирование узнаваемого образа на рынке образовательных услуг;
    • 2. Рекламная продукция, выпускаемая ДОУ, делающая упор на уникальность предлагаемых ДОУ услуг, подчеркивающая их качество.

    Вот некоторые из элементов фирменного стандарта.

    • 1. Логотип, или фирменный знак. В нем отражено название ДОУ. ОН может быть представлен в следующих вариантах:
    • 1.1 вывеска на здании;
    • 1.2 папка для деловых бумаг заведующего;
    • 1.3 фирменные бланки;
    • 1.4 календари (на одной стороне месяц, год, на другой - логотип ДОУ);
    • 1.5 чашка;
    • 1.6 воздушные шары, используемые на утренниках, вечерах развлечений, корпоративных вечеринках и т.д.;
    • 1.7 поздравительные открытки;
    • 1.8 приглашение;
    • 1.9 диплом;
    • 1.10 рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени).
    • 2. Летопись детского сада книга отзывов для родителей и гостей ДОУ.

    З. Бейдж, или внутренняя карточка педагога, на которой указываются имя, отчество, фамилия педагога, должность.

    • 4. Газета ДОУ. Название газеты должно соответствовать названию детского сада. Чтобы родители и гости могли полнее ознакомиться с деятельностью учреждения, в газете должны быть примерно такие разделы: «Информационная справка», «Досуг в детском саду», «В гостях у Неболейки», «Ребенок познает мир» и др.
    • 5. РR - мероприятия: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования.
    • 6. Публикации о достижениях ДОУ в СМИ.
    • 7. Визуально подвижные коммуникации - манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами:
    • 7.1 формат корпоративных мероприятий;
    • 7.2 речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок;
    • 7.3 манера поведения сотрудников ДОУ в рабочей обстановке и на публике;
    • 7.4 деловой этикет, профессиональная этика;
    • 7.5 спикерское искусство;
    • 7.6 бренд педагога.
    • 8. Визуально неподвижные коммуникации:
    • 8.1 печатная символика;
    • 8.2 внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);
    • 8.3 рекламные ролики, презентационные фильмы; - корпоративный сайт;
    • 8.4 внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ;
    • 8.5 место расположения ДОУ.
    • 9. Фирменный цвет. Он должен сделать дошкольное учреждение узнаваемым. Все необходимые документы выполняются на бумаге именно этого цвета.

    Перечисленные атрибуты формируют фирменный стиль или внешний имидж дошкольного учреждения и дают возможность занять свое место на рынке образовательных услуг.

    Однако нужно понимать, что основа всего - люди, т.е. руководители ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал. От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией [Журавлев Д. В., 2005].

    Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация руководителя требует индивидуального стиля руководства.)

    Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать [Журавлев Д. В., 2005].

    Важная составляющая имиджа руководителя - самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

    Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.

    Имидж педагога - это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей. Внешняя привлекательность педагогов ДОУ важна для более быстрой адаптации ребенка к коллективу [Рабинович Л. А., 2001, с. 35].

    Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа дошкольное учреждение должно иметь:

    • 1. Четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
    • 2. Уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
    • 3. Разнообразные качественные образовательные услуги;
    • 4. Оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающей творческие способности, совершенствующей психические функции, формирующей здоровый образ жизни;
    • 5. Связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
    • 6. Яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
    • 7. Систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.

    Очень важно для формирования положительного корпоративного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

    Таким образом, выбирая приоритетные направления деятельности, каждое ДОУ должно опираться на создание элементов своего фирменного стандарта (стиля), рекламу своих идей и наработок.

    Каждый директор любого образовательного учреждения и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание устроиться на работу или учиться именно в нем. Поэтому, одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа детского сада, состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа.