Квалификационные характеристики должностей работников социальной защиты. Какие требования к квалификации специалиста по социальной работе? Рекомендациидля определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социаль

  • 26.11.2019

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 12-10-94 66 (ред от 31-05-2001) О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫХ... Актуально в 2018 году

ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Минтруда РФ от 22.02.96 N 12 , от 31.05.2001 N 45)

1. Настоящие тарифно - квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты.

2. Тарифно - квалификационные характеристики по должностям заместителя директора дома - интерната и заместителя директора учреждения социального обслуживания не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются по аналогии с приведенной характеристикой директора дома - интерната и директора учреждения социального обслуживания.

3. Раздел "Должностные обязанности" тарифно - квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.

4. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций, предприятий системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, и Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.

5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно - квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

6. Аттестация работников учреждений и организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, и Положением о порядке аттестации врачей и среднего медицинского персонала, утвержденными приказами Минздрава России, а других специалистов - в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций и предприятий системы социальной защиты населения России, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным Приказом Минсоцзащиты России от 7 декабря 1992 г. N 265.

7. Отнесение учреждений и организаций службы социальной защиты населения к группе по оплате труда руководителей производится в соответствии с показателями, утвержденными Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

8. При приеме на работу или при установлении разряда оплаты труда ЕТС при наличии двойных разрядов по должностям работники, имеющие среднее (высшее) профессиональное (социальное, медицинское, педагогическое, юридическое) образование, имеют приоритетное право на более высокий разряд.

9. Разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с Единой тарифной сеткой:

социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;

специалистам по социальной работе при работе с наиболее сложными категориями населения, в т.ч. с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями "групп риска", одинокими несовершеннолетними матерями, с лицами, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонными к суициду, вернувшимися из мест лишения свободы, при осуществлении методического руководства и помощи социальным работникам в организации обслуживания населения, внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;

социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), работающим в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определяемый решениями Правительства Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

от 22.02.96 N 12)

Должностные обязанности. Осуществляет организационное и научно - методическое руководство врачебно - трудовой экспертизой на административной территории. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в практику врачебно - трудовой экспертизы научных методов экспертных решений. Осуществляет анализ деятельности экспертных комиссий в административной территории на основе оценки показателей, инвалидности и работы врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Принимает меры по совершенствованию экспертного обслуживания населения, повышению качества врачебно - трудовой экспертизы. Принимает участие в разработке и реализации территориальных программ по социальной защите населения в части вопросов врачебно - трудовой экспертизы и реабилитации инвалидов. Применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы (ВТЭК); юридические права и обязанности главного эксперта по врачебно - трудовой экспертизе; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

14 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

15 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

16 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

17 разряд: главный эксперт при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

18 разряд: главный эксперт при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

12 - 16 разряды

Должностные обязанности. Организует работу комиссии в целом, контролирует работу членов ВТЭК, среднего и младшего медицинского персонала. Принимает участие в заседаниях ВТЭК, в том числе выездных, осуществляет контакты с органами здравоохранения, лечебно - профилактическими учреждениями по вопросам, связанным с организацией ВТЭК, и проблемам инвалидности. Информирует местные органы исполнительной власти, профсоюзы, администрацию предприятий и организаций о состоянии инвалидности, мерах по ее снижению и профилактике. Представляет службу врачебно - трудовой экспертизы в организациях, учреждениях, административных и судебно - следственных органах. Имеет теоретическую и практическую подготовку по своей специальности, в области смежных специальностей, в вопросах организации врачебно - трудовой экспертизы и определении инвалидности. Применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, планирует и анализирует работу ВТЭК.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы; юридические права, ответственность и обязанности председателя ВТЭК; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины.

Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно - трудовой экспертизе, стаж работы на врачебной должности не менее 5 лет.

12 разряд: председатель первичной ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию; высшей ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

14 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

15 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; председатель высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

16 разряд: председатель высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

Должностные обязанности. В составе комиссии принимает участие в определении наличия признаков значительных затруднений в жизни, установлении инвалидности, ее причины и срока, нуждаемости инвалида в различных видах социальной защиты, включая меры реабилитации, осуществляет проверку правильности использования труда инвалидов в соответствии с рекомендациями ВТЭК о характере и условиях труда, применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, практические навыки по специальности. Планирует и анализирует свою работу.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социальном обеспечении; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы; юридические права и обязанности врача - специалиста ВТЭК; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины.

Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно - трудовой экспертизе, стаж работы на врачебных должностях не менее 3 лет.

11 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

12 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

14 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

15 разряд: врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

Должностные обязанности. Осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их деятельностью. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения. Организует сохранность материальных ценностей, осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно - эпидемиологического и противопожарного режимов. Организует выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы, с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам. Проводит регулярный контроль за качеством оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан, проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Организует их питание, отдых, посещение культурно - массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования благотворительными, религиозными объединениями. Осуществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координирует их деятельность. Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия торговли, общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания и т.д. предоставление обслуживаемым необходимых видов и форм помощи. Организует прием, сохранность и распределение гуманитарной помощи среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимает меры по их реализации.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

11 - 12 разряды: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет;

13 - 14 разряды: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности заведующего отделением (социальной службой) не менее 5 лет.

8 - 13 разряды

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

8 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет;

10 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

11 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

12 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет;

13 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет и наличие научно - методических разработок по профилю работы.

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 31.05.2001 N 45)

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Выявляет граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи; обеспечивает обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача. Оказывает помощь в уборке жилых помещений, протапливает печи. Сдает вещи в стирку, ремонт и т.п. Оплачивает коммунальные и другие услуги. Организует ремонт жилья, обеспечение топливом, работу на приусадебном участке, проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий, оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими, написании писем и заявлений, ознакомлении с печатными изданиями. Помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены, имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов; оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Вызывает врача на дом. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Организует оказание ритуальных услуг.

Должен знать: нормативные документы по организации социально - бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому; организацию ведения домашнего хозяйства; санитарно - гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основы психологии лиц старшего возраста; приемы оказания неотложной доврачебной помощи; основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 31.05.2001 N 45)

5 разряд: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой учреждения социального обслуживания (со стационаром) в соответствии с Положением об учреждении. Осуществляет организационную работу по выявлению и дифференцированному учету лиц, нуждающихся в социальной поддержке, предоставлению им структурными подразделениями учреждения различных социально - бытовых и иных видов услуг. Организует работу медицинского, педагогического, административно - хозяйственного персонала учреждения по социально - бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию, учебно - воспитательной работе с обслуживаемыми гражданами. Проводит реабилитационные мероприятия, включая медицинскую, социальную, психологическую и трудовую реабилитацию. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию граждан учреждением социального обслуживания (со стационаром). Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для улучшения обслуживания проживающих в нем лиц. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Обеспечивает техническое оснащение учреждения современными средствами реабилитации и ухода за обслуживаемыми. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению трудового законодательства. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Несет полную ответственность за состояние и деятельность учреждения. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения. Действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. Издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях; другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания (со стационаром); профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания проживающих в нем лиц; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к II группе по оплате труда руководителей;

18 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

14 - 17 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой учреждения социального обслуживания (без стационара) в соответствии с Положением об учреждении. Осуществляет организационную работу по выявлению и дифференцированному учету лиц, нуждающихся в социальной поддержке, предоставлению им структурными подразделениями учреждения различных социально - бытовых и иных видов услуг. Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально - технической базы, улучшения обслуживания граждан и условий труда работников учреждения. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров, росту их профессионального уровня. Несет ответственность за соблюдение трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности и санитарно - гигиенических норм. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Организует работу учреждения и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям структурных подразделений. Без доверенности действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. В пределах своей компетенции издает приказы по учреждению, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях; другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания (без стационара); профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания престарелых и инвалидов; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное образование (по профилю) и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

14 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к II группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

15 - 18 разряды

Должностные обязанности. Руководит в соответствии с Положением о домах - интернатах учреждением социальной защиты населения. Организует работу медицинского, педагогического, административно - хозяйственного персонала учреждения по социально - бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию, учебно - воспитательной работе с проживающими; проводит реабилитационные мероприятия, включая медицинскую, социальную, психологическую и трудовую реабилитацию. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию проживающих в учреждении. Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для улучшения обслуживания проживающих в нем лиц. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Обеспечивает техническое оснащение учреждения современными средствами реабилитации и ухода за проживающими. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению трудового законодательства. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Несет полную ответственность за состояние и деятельность учреждения. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений, учреждения. Действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. Издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения; профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания проживающих в нем лиц; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного ко II группе по оплате труда руководителей;

18 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

---

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Квалификационные требования
Неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (младший специалист) без требований стажа работы.

Знает и применяет в деятельности: законодательство в сфере предоставления социальных услуг; основы этики и профессионального общения; содержание, формы и порядок предоставления услуг лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах; методы и формы социальной работы со специальными группами клиентов; основы психологии; основы медицинских и гигиенических знаний; основы экономики, права и трудового законодательства, нормы охраны труда и производственной санитарии; делопроизводство.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Применяет на практике нормативно-правовые акты по вопросам предоставления социальных услуг лицам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства (инвалидность, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья, работы, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, стихийное бедствие и т.п.). Регистрирует и ведет учет лиц, которые проживают в зоне социального обслуживания. Организует и контролирует предоставление социальных услуг, необходимых отдельным лицам для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Использует имеющиеся финансовые, материальные и другие возможности для удовлетворения потребностей лиц и решения их проблем. Организует мероприятия по реабилитации, реинтеграции, социальной адаптации лиц, оформление их на пребывание в дом-интернат, санаторий, дом отдыха и т.д. Представляет и защищает их интересы на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые могут помочь в решении проблем. Оказывает консультативную, методическую помощь по вопросам организации и предоставления социальных услуг за запросами и обращениями граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Рассматривает письма, заявления, жалобы и в установленном порядке предоставляет ответы. Ведет первичную документацию по организации социального обслуживания и помощи, учета и отчетности. Решает текущие вопросы с социальными работниками.

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

помогает сориентироваться сотруднику службы соцзащиты в том, какие он должен выполнять обязанности и какие права при этом им могут быть использованы. В нашем материале мы расскажем, из каких разделов состоит такая инструкция и какая информация в них должна содержаться.

О должностях социального работника и специалиста по социальной работе

Должность социального работника есть в штате службы соцзащиты населения, которая относится к бюджетным организациям. Это, в свою очередь, предполагает единообразие названий должностей и унификацию должностных обязанностей во всех территориальных отделениях данной службы. Таким образом, при определении квалификационных требований к данной должности и обязанностей социального работника следует использовать соответствующий профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда от 18.11.2013 № 677н.

Говоря же коротко, основное назначение соцработника — оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам. В первую очередь от кандидата на эту работу требуется честность, поскольку он имеет дело с деньгами своих подопечных, покупает продукты и оплачивает коммунальные. При этом он должен быть еще и физически выносливым, так как нередко приходится носить тяжести (да и уход за немощными часто требует немалой силы). Не стоит также забывать и об элементарной отзывчивости, так как своих подопечных нужно выслушивать.

Согласно профстандарту для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Есть также в службе соцзащиты населения должность, имеющая сходное название, — специалист по социальной работе. Принципиальная разница между этими двумя должностями заключается в подопечных: соцработник имеет дело с престарелыми и инвалидами, а специалист по социальной работе сотрудничает со всеми группами населения, нуждающимися в социальной защите.

Кроме того, специалист по социальной работе занимает более высокую ступень в структуре службы соцзащиты населения и выполняет работу, требующую более высокой квалификации. В соответствии с профстандартом «Специалист по социальной работе», утвержденным приказом Минтруда от 22.10.2013 № 571н, на эту должность может претендовать:

Не знаете свои права?

  • человек, имеющий высшее профессиональное образование;
  • соцработник, имеющий среднее профессиональное образование, отработавший по специальности не менее 3 лет.

Различается и тарификация этих должностей: для должности соцработника отведены 3-8 разряды, для должности специалиста — 8-13.

Примерная структура должностной инструкции соцработника

При составлении должностной инструкции социального работника можно придерживаться приведенной ниже структуры, которая предполагает несколько разделов.

Общие положения

Это раздел обычно включает в себя общую информацию о должности:

  1. Название (социальный работник).
  2. Разряд.
  3. Порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении).
  4. Квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и опыту работы, а также описание навыков и моральных качеств, которыми должен обладать сотрудник. Например, для 3 разряда достаточно полного среднего образования (стаж работы при этом неважен), для соцработника же 8 разряда необходимо высшее профессиональное образование с опытом работы в этой сфере не менее 5 лет.
  5. Перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.

Права

Соцработник, осуществляя свою трудовую функцию, может использовать определенный объем прав. Чаще всего этого сотрудника наделяют следующими правами:

  • требовать от руководства создания условий для исполнения трудовых функций;
  • направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
  • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
  • привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению конкретных задач;
  • в рамках своей компетенции привлекать специалистов из различных медицинских организаций для оказания помощи подопечным;
  • делать информационные запросы для сбора данных, необходимых для работы.

Должностные обязанности

В этом разделе за соцработником закрепляются обязанности, которые он выполняет ежедневно. Например:

  1. Выявлять на закрепленной территории лиц, нуждающихся в соцзащите.
  2. Доставлять продукты на дом, помогать подопечным в приготовлении пищи.
  3. Оказывать подопечным помощь санитарно-гигиенического характера.
  4. Убирать помещение, заниматься сменой белья, стиркой.
  5. Содействовать в оказании медицинской помощи и госпитализации.
  6. Доставлять домой медикаменты и следить за их правильным приемом.
  7. Содействовать в написании писем, заявлений и других документов, а также их отправке адресатам.
  8. Помогать в оплате счетов.

Ответственность

В этом разделе перечисляются те виды ответственности, которые могут быть применены к социальному работнику. Например, сотрудника могут привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
  • к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
  • к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).

Особой разницы в должностных обязанностях сотрудников разных разрядов нет, поэтому при составлении должностных инструкций в данном случае изменяются только квалификационные требования. Последнее означает, что с повышением разряда сотрудник должен подписать новую должностную инструкцию.

Для осуществления социальной деятельности требуются специалисты, имеющие комплекс необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих квалификационным требованиям профессии, т.е. обладающие определенной профессиональной компетентностью. Специалист организации, выполняющий функции социального развития, должен иметь подготовку к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом; обладать достаточными навыками для осуществления следующих видов деятельности:

    организаторская;

    управленческая;

    правовая;

    учетно-документационная;

    воспитательно-педагогическая;

    социально-бытовая;

    психологическая и социологическая.

Для успешного осуществления такой деятельности специалист должен знать :

    законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;

    законодательство о труде;

    основы экономики, предпринимательства и ведений бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

    порядок ценообразования и налогообложения;

    основы маркетинга;

    современные концепции управления персоналом;

    основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

    формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;

    порядок разработки трудовых договоров (контрактов);

    методы и организацию менеджмента; основы технологии производства;

    структуру управления;

    основы общей и социальной психологии, социологии психологии труда;

    этику делового общения;

    основы организации делопроизводства;

    методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;

    правила и нормы охраны труда.

Руководитель, отвечающий за социальное развитие организации, должен обладать необходимым минимумом гуманитарных и этических знаний, умением и навыками выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения с соответствующим дипломатичным и психологическим тактом, ориентироваться на коллегиальность и согласования с заинтересованными сторонами при выборе решения.

От специалистов социальной службы требуются:

    соблюдение социальных норм - установленных обществом, государством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведения, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам;

    поддержка минимальных социальных стандартов;

    выполнение трудового законодательства.

Главная задача и функции по управлению социальным развитием

Главная задача , обусловленная миссией управления социальным развитием,- разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство - взаимно заинтересованное сотрудничество управляющих (в целом администрации организации), собственников, наемных работников, органов государственной и муниципальной власти, гражданских сообществ в решении социальных проблем.

Партнеров представляют предприниматели и их ассоциации, трудовые коллективы и профсоюзные организации. Такое сотрудничество, как свидетельствует опыт многих стран, осуществляется постоянно, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

Не менее важно достижение социальной службой взаимодействия и координации своей деятельности с отраслевыми и региональными структурами управления социальной сферой, которые представляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального партнерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия в улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством взаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней точки - забастовок.

Очевидно, что социальное партнерство как действенный меха­низм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.

Главная задача предопределяет основные функции по осуществлению социальной деятельности:

Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальных условий организации; осмысленную диагностику, выяснение и объяснение взаимосвязей, которые складываются между ее отдельными частями; предвидение того, какой вариант решения назревшей социальной проблемы будет наиболее эффективным. Для этого необходимы надежные источники получения информации, к которым, в частности, можно отнести статистические данные, характеризующие материальную базу и другие составляющие социальной среды организации; данные изучения социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда и отдыха, соблюдения техники безопасности ведения работ, а также общественного мнения и преобладающих настроений в коллективе; определение с помощью социометрических методов и социограмм более или менее цельной картины сложившихся социальных связей и взаимоотношений работников, их ожиданий и предпочтений в соизмерении с реальными. возможностям и организации.

Только на основе точного знания конкретных обстоятельств и общей ситуации как в самой организации, так и в регионе, отрасли и стране в целом можно оценить положение дел в социальной среде, видеть перспективу изменений в ней, выбирать адекватные методы достижения перемен. Прогноз должен быть подвергнут практическому подтверждению, прежде чем стать ориентиром при выработке целевых программ, плановых, проектных и иных управленческих решений, предлагаемых социальной службой.

Планирование, будучи разновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановку целей, так и выбор средств и способов их достижения. Оно дает возможность с большей целесообразностью и эффективностью действовать на социальные процессы в организации;

    организационно-распорядительные и координирующие функции.

Эти функции предусматривают финансовое, кадровое обеспечение выполнения целевых программ и планов социального развития организации, использование соответствующих социальных технологий, а также взаимодействие со смежными управленческими структурами, профсоюзами и другими общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, причастными к социальной сфере. Необходима подготовка проектов решений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и других документов по социальным вопросам, безусловно соответствующих требованиям и нормативам, общефедеральным и региональным стандартам;

    мотивация.

Функция мотивация основывается на выработке комплексных мер, побуждающих работников самореализоваться в профессиональной деятельности. Осуществление этих мер предполагает вовлечение их в активную работу по выполнению социальных программ и планов, обеспечение высокой результативности солидар­ных усилий работников, поощрение тех, кто проявляет инициативу и создание условий к трудовой активности неинициативных работников. Система трудовой мотивации - это непременная часть комплекса условий, обеспечивающих эффективную деятельность всего персонала и развитие каждой личности в отдельности;

    контроль реализации запланированных мероприятий.

Контроль осуществляется на основе анализа и обобщения сведений о социальной деятельности организации, тех изменениях, которые в ней происходят, соотнесения их с реализацией утвержденного плана и целевых социальных программ. Социальная служба должна располагать системой координат жизнедеятельности предприятия, снабженной показателями; его социального развития, «социальным паспортом». Контроль строится на экспертизе условий труда и быта работников, соответствия их действующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам и государственным минимальным стандартам. А это, в свою очередь, предполагает обращение к мониторингу (наблюдение, оценка, прогноз) социальных процессов, который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции, а также к социальному аудиту - специфической форме ревизии условий социальной среды данной организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их отрицательного воздействия;

    «внутренний PR .

«Внутренний PR» - специфическое понятие, сложившееся в последнее время. Оно характеризует деятельность организации по формированию ее благоприятного имиджа в сознании работников (их семей и близких, а также бывших работников). В данном случае «внутренний PR» направлен на создание образа организации, удовлетворяющей социальные нужды персонала.