Движение трудовых ресурсов. Международное движение рабочей силы: сущность, причины, основные центры трудовой миграции Международная миграция рабочей силы

  • 06.03.2023

Важное место в международных экономических отношениях занимает миграция рабочей силы - того ресурса, который представляет имманентную составляющую самого человека. Поэтому при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические моменты. Речь идет прежде всего о причине демографического свойства, с которой связано так называемое избыточное население (рабочая сила). Оно возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают серьезные социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить страны ЕС.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в условиях труда и его оплаты, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, ученых, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие таких иммигрантов, выступают в роли «вампиров», выкачивающих наилучшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Так, в начале нового века, согласно данным академика Н. П. Шмелева, только в Силиконовой долине (Калифорния, США) работало примерно 200 тыс. российских ученых и специалистов. Одновременно России навязывались программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой ненредостав- ления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной зарубежной помощи» по разрушению научных школ, дестабилизацию систем образования и здравоохранения, снижению уровня культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в мировой капиталистической системе. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием НТП. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и, соответственно, экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две позиции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Выбор зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития. Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование трудовых миграционных потоков.

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну в соответствии с законодательством и другими нормативными документами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные иммигранты - лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Значительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Эго самая обездоленная и бесправная часть населения любой страны, так как на них не распространяются никакие права и требования по обеспечению достойных условий груда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока численность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60-75% от общей численности их населения.

Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые становятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. Данная категория мигрантов увеличивалась нарастающими темпами после развала Советского Союза, когда США, возомнив себя единственным центром мировых сил, под флагом демократизации, свободы и прав человека стали совершать агрессивные акты против суверенных государств, провоцируя «цветные революции» или непосредственно либо косвенно дестабилизируя политическую ситуацию в странах Азии, Северной Африке, Ближнего Востока и Европы (Югославия, Украина). В результате сотни тысяч людей вынуждены были бежать в другие страны, не говоря уже о гражданских войнах, превративших некогда стабильные и относительно процветающие государства в зоны разрухи, бедствия, нищеты и смерти.

Вывоз капитала

В эпоху формирования и господства крупного капитала, в кᴏᴛᴏᴩом превалирующую роль начинает играть финансовый капитал, происходит постепенная переориентация с международного обмена товарами на вывоз капитала. В результате международные экономические отношения получили дополнительный источник ϲʙᴏего развития, когда экспортируется не товар с целью реализации его стоимости и получения прибыли, а вывозится стоимость с целью авансирования производства товаров в других странах, т.е. создания новых стоимостей, их реализации и получения прибыли. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вывоз капитала - ϶ᴛᴏ такой вид международных экономических отношений, когда за границу вывозится стоимость в денежной или иной форме с целью производства и приϲʙᴏения прибыли, получения других экономических и политических выгод.

При этом данный феномен в международных экономических отношениях не означает вытеснения собственно мировой торговли. Речь идет о возникновении качественно нового явления в международных экономических отношениях, кᴏᴛᴏᴩое, с одной стороны, развивалось параллельно с международным обменом товарами, с другой - стало новой предпосылкой и импульсом для дальнейшего развития мировой торговли. Дело в том, что довольно часто вывоз капитала осуществляется с целью не только проникновения и оϲʙᴏения национальных рынков других стран, но и производства продукции в интересах ее экспорта в другие страны, включая нередко и страну - экспортера капитала.

Первоначально, когда мир был поделен на метрополии и колонии, вплоть до 60-х гг. двадцатого столетия вывоз капитала выполнял в основном функцию обеспечения поставок сырьевых или полуобработанных материалов из колоний в метрополии в интересах развития собственной промышленности. В результате ϶ᴛᴏго процесса в неразвитой части мира происходило развитие сельскохозяйственного производства (как правило, монокультурной направленности) и добывающих отраслей промышленности, тогда как в метрополиях внимание было сконцентрировано на перерабатывающих и обрабатывающих отраслях промышленности.

При ϶ᴛᴏм иногда целые регионы объявлялись зоной особых интересов отдельной страны. Это фактически одна из форм проявления колониализма. В ϶ᴛᴏм отношении хорошо известна доктрина Монро, провозглашенная еще в первой половине XIX в. и юридически закрепившая экспансию США в Латинской Америке при невмешательстве, нейтралитете европейских государств.

Причины вывоза капитала

В основе вывоза капитала лежит целый ряд причин. К ним следует отнести прежде всего обеспечение доступа к сырью и гарантированность его стабильных поставок. Вместе с тем вывезенный капитал мог использовать в широких масштабах дешевую рабочую силу, что позволяло существенно снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Исключая выше сказанное, крайне важно учитывать и тот факт, что развернувшаяся конкуренция в рамках национальных рынков промышленно развитых стран вела к удешевлению производимой продукции, понижению уровня доходности, а ϶ᴛᴏ ставило под сомнение новые капиталовложения. В результате возник избыток капитала, кᴏᴛᴏᴩый искал более прибыльного ϲʙᴏего приложения за границей. Вывоз капитала стал той «отдушиной», через кᴏᴛᴏᴩую происходила утечка капитала в другие страны из-за трудностей его авансирования в национальную экономику.

Немаловажную роль в развитии экспорта капитала сыграла проводимая практически всеми странами мира протекционистская политика импорта, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивала, с одной стороны, защиту национальной промышленности, с другой - приток иностранного капитала в интересах развития тех производств и отраслей, для кᴏᴛᴏᴩых не хватало национального капитала или они обладали достаточными технологическими возможностями, опытом и знаниями в организации производства тех или иных видов продуктов.

Вывоз капитала выполнял двуединую экономическую и политическую роль в отношении стран - реципиентов капитала. В первую очередь, формирование транснациональных корпораций или межнациональных объединений капиталов, не говоря уже о росте внешнеторгового оборота между странами, привязывали такие страны в финансово-экономическом отношении к тем или иным промышленно развитым странам. Во-вторых, экономическая зависимость выступала тем инструментом, с помощью кᴏᴛᴏᴩого осуществлялось политическое влияние.

Следующей причиной дальнейшего наращивания вывоза капитала являлись различия в национальных условиях развития техники и технологии, совокупной рабочей силы. Необходимо иметь в виду, что наблюдается два, порой встречных, потока капиталов.
С одной точки зрения, речь идет о вывозе капитала с целью проникновения на другой национальный рынок на базе обладания технологиями, организацией, опытом и знаниями в области производства какого-либо продукта. В ϶ᴛᴏм случае страна - реципиент капитала получает возможность развивать производство внутри страны на базе лучших достижений в области техники, технологии, организации и управления. Страна-экспортер получает дополнительный источник финансовых ресурсов в виде реэкспорта прибыли корпораций из-за рубежа.

С другой стороны, экспорт капитала может осуществляться как раз в связи с отсутствием национальных технико-технологических и организационно-управленческих достижений. В данном случае финансовый капитал устремляется в те страны, фирмы и корпорации, кᴏᴛᴏᴩые обладают такими достижениями. Вступая во взаимодействие с отечественным капиталом данных стран, иностранный капитал получает необходимые технико-технологические знания, опыт и другие практические сведения и информацию с целью их реэкспорта в ϲʙᴏю страну и таким образом повышения технико-экономического уровня национального производства.

Огромную роль в экспорте капитала сыграли становление и развитие международной инфраструктуры, прежде всего транспортной и информационных систем, кᴏᴛᴏᴩая существенно «сблизила» страны и обеспечила условия для дальнейшего углубления и расширения интернационализации производства не только готовых продуктов, но и частичных продуктов, полуфабрикатов, узлов и деталей. Это стало основой развития международной специализации и кооперирования производства.

Вывоз капитала и экология

Начиная с конца 60-х гг. отчетливо наметилась тенденция перемещения так называемых грязных производств из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. Этот процесс был ускорен принятием странами Запада жестких нормативов по защите окружающей среды. В результате произошло смягчение экологической ситуации в развитой части мира и ее усугубление в развивающихся странах. Следует обратить внимание на то, что к экологическим проблемам у Запада двойной подход: один - к себе, другой - к развивающимся странам. Причем он довольно в жесткой форме выступает за обеспечение экологической безопасности, нередко обвиняя во всех грехах развивающиеся, а также бывшие социалистические страны, включая Россию. При этом, во-первых, развитые страны Запада с помощью ϲʙᴏих частных капиталов переместили грязные производства в менее развитую часть мира.

Во-вторых, если данные страны так обеспокоены общемировой экологической ситуацией, то они должны реально финансами и другими средствами оказывать помощь по трансформации «грязных» производств в «чистые». Ведь в большинстве, если не во всех странах Запада, фактически не осталось зон, не затронутых антропогенной деятельностью. Стоит отметить - они остались в другой части мира (на Россию приходится более 30%) В случае если ϶ᴛᴏ так, то ɥᴛᴏбы сохранить данные зоны в менее развитых странах (не вовлекать их в хозяйственный оборот), необходимо, с одной стороны, сократить ϲʙᴏи запросы на импорт ресурсов из данных стран, с другой - оказывать финансовую и иную помощь странам, кᴏᴛᴏᴩые не вовлекают в хозяйственный оборот имеющиеся экологически чистые зоны. Несоблюдение и игнорирование данных требований будут иметь ϲʙᴏим следствием ухудшение экологической ситуации. Без определенных компенсаций ни одна страна не пожелает работать на благо всех, ущемляя ϲʙᴏи национальные интересы. Исключая выше сказанное, данные страны вправе потребовать от Запада компенсации за ухудшение экологической среды в результате функционирования иностранного капитала.

Формы вывоза капитала

Вывоз капитала осуществляется в двух формах: предпринимательской и ссудной. Предпринимательская форма вывоза капитала представляет собой вложение капитала в различные отрасли и сферы хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Кстати, эта форма вложения капитала осуществляется в виде прямых и портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции - ϶ᴛᴏ такие вложения иностранного капитала, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают его собственнику контроль над деятельностью зарубежного предприятия. Прямые инвестиции могут осуществляться в виде как непосредственных вложений в основной капитал (реальный капитал), так и скупки пакетов акций уже функционирующих предприятий за рубежом (фиктивный капитал)

Портфельные инвестиции представляют собой вложения капитала в реальной или фиктивной форме, кᴏᴛᴏᴩые не обеспечивают собственнику иностранного капитала право контроля над деятельностью предприятия. Согласно оценке МВФ инвестиции ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к категории прямых при наличии у иностранного инвестора не менее 25% акций предприятия, а по статистике США - не менее 10%.

Ссудная форма вывоза капитала заключается в предоставлении отдельным государствам, городам, банкам предприятиям и их объединениям займов под согласованные проценты. Источником ссудной формы вывоза капитала также могут быть самые разнообразные субъекты хозяйственной деятельности: государства, международные финансово-экономические организации, банки, корпорации, компании.

Преимущества предпринимательской формы вывоза капитала по сравнению со ссудной определяются: неограниченностью во времени его функционирования; сохранением собственности на капитал; распоряжением вывезенным капиталом. При этом надо заметить, что при использовании ссудной формы ввоза капитала субъект импорта имеет гораздо более широкие права в отношении его использования, распоряжения и контроля.

Исключая выше сказанное, преимущество предпринимательской формы вывоза капитала, особенно прямых инвестиций, состоит по сути в том, что он сопровождается импортом новых технологий и оборудования, зарубежного опыта и знаний в технико-производственной и организационно-управленческой деятельности, повышением уровня квалификации отечественных специалистов, подготовкой и переподготовкой рабочей силы.

Показатели участия в международной миграции капитала

Участие страны в международном движении капитала оценивается рядом показателей. Важно заметить, что одним из них будет объем зарубежных активов (инвестиций) данной страны, отнесенный к ее ВВП (ВНП), т.е. доля зарубежных инвестиций в ВВП (И′):

где И зар – инвестиционные активы страны за рубежом.

Другим показателем будет соотношение объема прямых инвестиций данной страны за рубежом и объема иностранных прямых инвестиций на ее территории (И п):

где И зар.п. – зарубежные прямые инвестиции данной страны; И ин.п. – иностранные прямые инвестиции на территории данной страны.

В случае если значение показателя больше единицы, то ϶ᴛᴏ свидетельствует о положительном сальдо в миграционных потоках капитала из страны в страну, если меньше единицы, то указывает на превышение притока иностранного капитала над вывозом отечественного капитала из страны.

Следующим показателем оценки миграции капиталов будет отношение внешнего долга страны к ВВП или объему экспорта данной страны, т.е. показатель внешней задолженности (З′ вн)

где З вн – объем внешней задолженности; эксп – объем экспорта.

Данный показатель важен для оценки платежеспособности страны в отношении зарубежных партнеров, а также для определения уровня финансово-экономической зависимости страны и возможности проведения независимой как внешней, так и внутренней экономической политики.

Изменения в международном движении капитала

В послевоенные годы появились новые формы интернационализации капитала и производства.

Среди них прежде всего крайне важно выделить вывоз патентов и лицензий, «ноу-хау», консультационных услуг в инженерной сфере и организационно-управленческих услуг. Наибольшее место по ϲʙᴏим объемам международных сделок занимают лицензионные соглашения. При ϶ᴛᴏм первоначальнотрадиционно передача лицензий осуществлялась по внутрифирменным каналам ТНК. При этом начиная с 70-х гг. быстро росла доля межфирменных соглашений (включая небольшие фирмы) различной национальной принадлежности. Их доля в лицензионных соглашениях за период 1975-1990 гг. повысилась с 17 до 40%. Разновидностью лицензионных соглашений будет международный «франчайзинг» - соглашения, позволяющие предприятию одной страны использовать торговую марку или фирменное название иностранной фирмы, а также получать от нее за определенную плату техническую помощь, услуги по повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управления.

Исключая выше сказанное, широкое распространение получили контракты по оказанию технической помощи, маркетинговых услуг и другой интеллектуальной помощи. Немаловажное место в экспорте капитала занимают и договоры (соглашения) о сдаче предприятий под ключ; они подразделяются на «легкие» и «тяжелые». «Тяжелые» договоры отличаются от «легких» тем, что после сдачи объекта ими предусматривается дальнейшее осуществление передачи управленческого, технологического и производственного опыта, обучение работников, оказание помощи в реализации произведенной данным предприятием продукции.

Обращаясь к тенденциям в вывозе капитала, крайне важно отметить, что во второй половине ХХ в. в ϶ᴛᴏй отрасли произошли существенные изменения. Прежде всего произошло резкое изменение соотношения сил в ϶ᴛᴏй области между странами - экспортерами капитала. Накануне Первой мировой войны первое место по вывозу капитала занимала Великобритания, затем шли Франция и Бельгия. В середине 90-х гг. примерно 40% мировых финансовых активов контролировал уже японский капитал, тогда как американский - примерно наполовину меньше.

Произошло также существенное изменение в направлениях движения капитала. До середины ХХ столетия основная масса капиталов вывозилась в развивающиеся страны. На промышленно развитые страны приходилось в то время менее 1/3 прямых инвестиций. При этом к концу столетия львиная доля в экспорте капиталов приходилась на взаимное инвестирование промышленно развитых стран.

Изменилась и роль добывающей и обрабатывающей промышленности как сферы приложения иностранного капитала. Произошло резкое увеличение доли обрабатывающей промышленности в общем объеме иностранных инвестиций и столь же резкое сокращение - сырьевых отраслей.

Во второй половине ХХ в. нарастал разрыв между ростом объемов зарубежного производства на основе экспортируемого капитала и экспортом товаров. В целом ϶ᴛᴏт разрыв в отношении промышленно развитых стран увеличился примерно в три раза.

С вышеупомянутой тенденцией тесно связана другая - рост реинвестиций, т.е. все большая часть получаемой прибыли от функционирования экспортированного капитала не репатриируется, а вновь вкладывается в развитие производства за рубежом. Надо отметить, что начиная с 80-х гг. доля реинвестированной прибыли начала превышать 50%-ный рубеж в общих объемах иностранных инвестиций. В связи с изложенным крайне важно отличать «вывоз капитала», т.е. приток инвестиций из-за рубежа, и «затраченные капиталовложения», кᴏᴛᴏᴩые включают в себя и реинвестиции.

Немаловажную роль в экспансии капитала играет государственная внешнеэкономическая политика, направленная на стимулирование инвестиций за рубежом. В ϶ᴛᴏм направлении действует целая система стимулов. Важно заметить, что одним из них будет выдача государственных гарантий на случай утраты собственности на капитал или нанесения ущерба от непредвиденных обстоятельств. Эти гарантии выдаются на срок до 20 лет в различных процентах от первоначальной стоимости вывезенного капитала (не менее 70%) и 100% возмещения утраты реинвестированных прибылей.

Другим инструментов стимулирования экспорта капитала будет финансово-кредитная помощь, кᴏᴛᴏᴩая оказываетсятрадиционно в форме льготных займов, субсидий. Это будет важным подспорьем для тех компаний, кᴏᴛᴏᴩые желают осуществлять зарубежные инвестиции, но не располагают достаточными финансовыми ресурсами для реализации инвестиционного проекта.

К следующему способу активизации инвестиционной деятельности за рубежом относится предоставление налоговых скидок и иных льгот с сумм заграничных вложений капитала.

Государственное стимулирование может носить избирательный характер. Суть такой селективной политики относительно экспорта капитала заключается в установлении государством определенных приоритетов его географической направленности, отраслевой принадлежности, сферы приложения. В частности, такая политика была характерна для Франции в 80-е - начале 90-х гг., в пятилетних планах экономического, социального и культурного развития кᴏᴛᴏᴩой содержались мероприятия по предоставлению кредитов корпорациям, проникающим в передовые отрасли промышленности США, а также льгот для заграничной деятельности мелких и средних фирм.

Международное движение трудовых ресурсов

Самостоятельным процессом в международных экономических отношениях будет миграция рабочей силы. При этом принимая во внимание специфику данного ресурса, кᴏᴛᴏᴩый связан непосредственно с самим человеком как имманентная его составляющая, при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические предпосылки и последствия.

Причины миграции трудовых ресурсов

Не вдаваясь в социально-данныеческую область миграции населения, остановимся в основном на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего крайне важно указать на причину демографического ϲʙᴏйства, с кᴏᴛᴏᴩой связаны избыточные население и рабочая сила. Стоит заметить, что она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения ϲʙᴏего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. При этом интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из кᴏᴛᴏᴩых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие данных иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую иммиграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социалистические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграционная квота была увеличена в 1,5 раза. Это позволило осуществить «перекачку умов» из данных стран, так как последние стали испытывать огромные трудности в области финансирования науки, образования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, России и другим странам навязываются программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубежной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной экономики. В нашей стране разрушены многие научные школы, особенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В данных условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих их профессиональной подготовке.

Отметим тот факт - что в современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за кᴏᴛᴏᴩыми следует поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, кᴏᴛᴏᴩые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Важно заметить, что одна из них отстаивает ϲʙᴏбодное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Стоит сказать, что каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, кᴏᴛᴏᴩая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты ϲʙᴏих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Регулирование международных потоков трудовых ресурсов

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством и другими нормативными документами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные иммигранты - лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Значительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Это самая обездоленная и бесправная часть населения любой страны, так как на них не распространяются никакие права и требования по обеспечению достойных условий труда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, кᴏᴛᴏᴩые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока численность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60-75% от общей численности их населения.

Заметную долю в миграции занимают беженцы, кᴏᴛᴏᴩые становятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. По данным ООН на начало 90-х гг. в мире насчитывалось около 16 млн беженцев. Трагично складывается судьба беженцев на просторах бывшего Советского Союза. Антиконституционное упразднение великой державы привело к тому, что за пределами России оказалось более 25 млн так называемого русскоязычного населения, основная часть кᴏᴛᴏᴩого приходится на русских. В результате число мигрантов, пополнивших население России, превышает 6 млн человек, большинство из кᴏᴛᴏᴩых можно смело отнести к категории беженцев.

Законы и нормативные акты по регулированию миграционных потоков, закрепив права граждан на ϲʙᴏбодный выезд, проживание и работу за границей, в условиях политико-экономического кризиса стали важной предпосылкой для эмиграции из России научно-технических кадров. В условиях недофинансирования системы образования, науки, здравоохранения Россия не может допустить продления процесса «похищения умов». Выходит, что десятилетиями общество несло бремя ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих расходов ради того, ɥᴛᴏбы в тяжелейшее для страны время облагодетельствовать процветающие страны Запада. В последние годы США благодаря «похищению умов» ежегодно экономят только в сфере образования и научной деятельности примерно 7 млрд долл. Это и есть реальная экономическая подоплека борьбы за «права человека».

Насколько политизирована борьба США за права человека, свидетельствует их неоднозначная и неадекватная реакция на положение русскоязычного населения в Латвии и курдов в Турции, а также на сугубо внутреннее дело Югославии - положение в Косово. В первом случае, когда попираются права русских, кᴏᴛᴏᴩые и исторически не могут не считаться коренным населением балтийского региона, со стороны США слышны какие-то невнятные пожелания и никакой реакции - на геноцид в отношении курдов в Турции, численность кᴏᴛᴏᴩых превышает 20 млн человек. Во втором случае, когда на исконно сербских землях образовалась албанская этническая группа, обладающая куда более широкими правами по сравнению с русскими в Латвии, США добились введения жестких экономических санкций и осуществили агрессию против суверенного государства, Югославии.

Необходимо осознать, что наряду с правами человека есть и права народа, общества, государства, интересы кᴏᴛᴏᴩых всегда на Руси были и должны быть приоритетными, особенно в ϶ᴛᴏ трудное и грозное время социально-экономических потрясений, испытываемых нашей Родиной, а также в условиях изменяющейся геополитической ситуации в мире.

Экономическая интеграция

Стоит сказать - политико-экономический характер интеграции

Экономическая интеграция - ϶ᴛᴏ новая ступень и форма интернационализации хозяйственной жизни различных стран, выражающая сочетание двух взаимосвязанных процессов: взаимное переплетение экономик и проведение согласованной политики в экономических отношениях между странами, входящими в данную группировку, и в отношениях с третьими странами. По϶ᴛᴏму экономическая интеграция - ϶ᴛᴏ политико-экономический процесс по созданию единого экономического пространства стран, входящих в интеграционную группировку, с единым механизмом регулирования экономических и социальных отношений между ними.

Она представляет собой способ и форму разрешения противоречия между национальной экономической обособленностью и гигантски выросшими производительными силами, вышедшими за национальные границы. Учитывая тот факт, что все процессы интернационализации хозяйственной жизни и связанное с ними движение факторов производства требуют создания определенных условий, принятия правовых норм и заключения политических соглашений между государствами, экономическая интеграция объективно перерастает в политическую интеграцию.

Последняя находит ϲʙᴏе проявление в создании межгосударственных и надгосударственных органов управления и власти. В частности, в европейской интеграции - ϶ᴛᴏ Европарламент, Совет министров, или Совет Европейского союза (ЕС), различного рода комиссии по решению тех или иных социально-экономических проблем стран группировки. При этом ϶ᴛᴏ сложный путь, так как движение по нему затрагивает самые разнообразные национальные интересы стран, кᴏᴛᴏᴩые нередко могут вступать в противоречия. К тому же процесс политико-экономической интеграции так или иначе касается проблемы суверенитета, независимости, самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт
По϶ᴛᴏму в данных вопросах странам приходится идти на взаимные уступки.

Факторы, определяющие экономическую интеграцию

Основной целью интеграции будет обеспечение максимально благоприятных условий для функционирования национальных капиталов в рамках единого экономического пространства объединившихся стран. К таким условиям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся прежде всего мероприятия по устранению квотирования и лицензирования взаимных поставок товаров. Под квотой понимается допустимое количество ввозимого в данную страну товара, выраженное в натуральных или стоимостных показателях, под лицензированием - получение разрешения на экспорт тех или иных товаров и услуг в определенную страну. Довольно часто лицензия содержит в себе и элемент квотирования.

Для стимулирования взаимной торговли принимаются меры по отмене таможенных тарифов, т.е. внешнеторгового налогообложения. В частности, в ЕС таможенное обложение фактически ликвидировано, как и устранены квотирование и лицензирование.

Другим условием развития интеграции будет смягчение и устранение препятствий для ϲʙᴏбодного перемещения капиталов и рабочей силы, а также ϲʙᴏбодное перемещение граждан интегрировавшихся стран. Обеспечение данного условия открывает путь к такой миграции капиталов и труда, кᴏᴛᴏᴩая позволяет не только устранить диспропорции данных факторов производства в отдельных странах, но и сформировать предпосылки для более эффективного их взаимодействия во времени и в пространстве.

На государственном и межгосударственном уровнях речь идет прежде всего о постепенной унификации экономической политики странами - членами интеграционной группировки. Исключая выше сказанное, на данных же уровнях согласовывается единая таможенная политика (прежде всего установление единого тарифа) по отношению к третьим странам. Причем надо отметить, что так называемая единая таможенная политика избирательна и дифференцированна в отношении как целых групп стран, так и тех или иных товарных групп, отдельных товаров. Здесь пробудут и экономические, и политические моменты, кᴏᴛᴏᴩыми руководствуются страны - участницы интеграционного блока.

Помимо экономических причин на процесс интеграции стран оказывают влияние и другие факторы. Среди них следует назвать прежде всего территориально-географическую близость стран, национальные особенности отдельных стран и различное их положение в системе мирового хозяйства. Интеграция стран позволяет им упрочить ϲʙᴏи экономические и политические позиции в мировом сообществе и защитить ϲʙᴏи региональные интересы. Исключая выше сказанное, интеграция позволяет объединившимся странам более успешно конкурировать в мировом хозяйстве с более сильными партнерами за сферы ϲʙᴏего политико-экономического влияния в развивающейся части мира.

При этом, развертывание интеграционных процессов создает оптимальные условия для организации крупномасштабных производств, сориентированных на региональный емкий рынок, открывает доступ к различного рода ресурсам, новым технологиям, накопленному опыту и знаниями в отдельных областях и отраслях различных национальных экономик. Интеграция обеспечивает простор для решения региональных (в национальном и интегрированном масштабах) острых социальных проблем, прежде всего занятости, социальной защиты, обеспечения и гарантий.

Интеграционное объединение стран в то же время позволяет создать привилегированные условия для хозяйствующих субъектов, функционирующих внутри экономической группировки, и защитить промышленность, сельское хозяйство и другие сферы и отрасли народного хозяйства от внешних конкурентов. Интеграция дает возможность объединившимся странам выступать сплоченной группой в решении возникающих международных экономических, финансовых, валютных, социальных, политических и военно-стратегических проблем, более уверенно отстаивать ϲʙᴏи и национальные, и региональные интересы, а также проводить единую научно-техническую политику, что открывает новые возможности для ускорения НТП, выхода на новые технологии.

При всем этом интеграционные процессы имеют противоречивый характер. Это противоречия между национальными и интернациональными интересами стран-участниц, национальными и наднациональными подходами к решению экономических, социальных и политических проблем, внешнеэкономическими и внешнеполитическими интересами каждой страны-участницы, между интернациональными группировками и остальными странами. Данные противоречия важно учитывать с позиции не только интегрирующихся стран, но и всех участников мирового хозяйства и мирового сообщества. Не секрет, что в мире постоянно происходят процессы, ведущие к изменению соотношения сил на международной арене. Яркими подтверждениями тому служат примеры Японии, Китая, Советского Союза (России), стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кстати, этапность экономической интеграции

С точки зрения организационно-правовых форм интеграция в ϲʙᴏем развитии проходит несколько этапов. В наибольшей степени простой формой представляется зона ϲʙᴏбодной торговли, в рамках кᴏᴛᴏᴩой объбудет о постепенной отмене торговых ограничений, снижении и устранении таможенных тарифов для стран-участниц.

Следующим этапом будет таможенный союз, в кᴏᴛᴏᴩом ϲʙᴏбодная торговля дополняется введением единого внешнеторгового тарифа по отношению к третьим странам и проведением согласованной внешнеэкономической политики.
Интересно отметить, что таможенный союз нередко дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют стран - членов экономической группировки и введение единой расчетной денежной единицы.

Данные формы экономической интеграции стран охватывают исключительно сферу межгосударственного товарного обмена и финансовых расчетов. Важно заметить, что однако, при всем этом вне зависимости от объявляемых интегрирующими странами целей они проходят испытание на серьезность намерений мероприятиями по упорядочению взаимного обмена, расчетов, конвертирования валют. И только затем приступают к реализации производственно-экономических интеграционных процессов.

Экономическая интеграция в конечном счете сориентирована на создание условий для ϲʙᴏбодного движения факторов производства, кᴏᴛᴏᴩое открывает путь к переплетению производственно-экономических связей хозяйствующих субъектов стран - участниц интеграционной группировки и требует согласования не только внешней, но и внутренней экономической политики государства.

На завершающем этапе экономической интеграции страны приходят к объединению в экономический и валютный союз, кᴏᴛᴏᴩый предполагает не просто создание единого экономического пространства, но и унификацию законодательных и иных правовых норм, регулирующих не только хозяйственную деятельность, но и социальные, политические, гуманитарные вопросы данных стран. При ϶ᴛᴏм устраняется валютная раздробленность общего рынка путем не просто введения единой расчетной единицы, а упразднения национальных валют и перехода на единую для всех стран денежную единицу. Необходимо отметить, что наибольший успех (пока что единственный) в данной области достигнут странами - членами ЕЭС, кᴏᴛᴏᴩые уже ввели евро в качестве единой расчетной единицы, а через два года она вытеснит большинство национальных валют стран, входящих в союз.

До 1 ноября 1993 г. западноевропейская интеграционная группировка называлась Европейское экономическое сообщество.

Среди крупных интеграционных группировок следует назвать также Североамериканское соглашение о ϲʙᴏбодной торговле (НАФТА), объединяющее США, Канаду и Мексику; Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в кᴏᴛᴏᴩую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам; Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ); Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС); Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) и др.

Выводы

1.Ограниченность мировой торговли, преодоление протекционистских барьеров на пути экспортируемых товаров, использование относительно дешевых национальных ресурсов других стран обусловили вывоз не товаров, а капитала с целью их производства в таких странах. В случае если экспорт товара олицетворяет вывоз стоимости с целью ее реализации и получения прибыли, то при экспорте капитала вывозится стоимость с целью «создания» прибыли посредством производства и реализации товаров за границей.

2. Вывоз капитала осуществляется либо в предпринимательской, либо в ссудной формах. При предпринимательской форме вывоза капитала предполагается его вложение в производство с целью получения прибыли. При ссудной форме вывоза капитала имеют место кредитные отношения, осуществляемые на базе займов под заранее согласованные проценты. При этом предпринимательская форма вывоза капитала может быть представлена прямыми или портфельными инвестициями. Прямые инвестиции позволяют установить контроль над зарубежным предприятием, портфельные же инвестиции не обеспечивают право на такой контроль.

3. В движении капитала во второй половине XX в. произошли существенные изменения. В случае если раньше основная масса капитала вывозилась в развивающиеся страны, то теперь большая доля в экспорте капиталов приходится на взаимное инвестирование промышленно развитых стран. Структурный сдвиг произошел и в отношении отраслевой его направленности: все большая часть капитала направляется во вторичные и третичные отрасли общественного производства.

4. Не стоит забывать, что важное значение имеет международное движение трудовых ресурсов с его положительными и отрицательными последствиями. Среди последних - ϶ᴛᴏ прежде всего «перекачка умов» в высокоразвитые страны мира из развивающихся и постсоциалистических стран. Миграция трудовых ресурсов регламентируется как международным правом и межгосударственными соглашениями, так и национальными законодательствами.

5. Высшая ступень интернационализации хозяйственной жизни - экономическая интеграция. Стоит заметить, что она проходит ряд этапов, от устранения таможенных барьеров до образования экономических союзов с единой валютой для объединившихся стран.

Самостоятельным процессом в международных экономических отношениях является миграция рабочей силы. Однако принимая во внимание специфику данного ресурса, который связан непосредственно с самим человеком как имманентная его составляющая, при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические предпосылки и последствия.

Причины миграции трудовых ресурсов

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населения, остановимся в основном на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего необходимо указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую иммиграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социалистические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграционная квота была увеличена в 1,5 раза. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испытывать огромные трудности в области финансирования науки, образования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, России и другим странам навязываются программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубежной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной экономики. В нашей стране разрушены многие научные школы, особенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует

поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-

финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы

Труд – один из главных факторов производства. Экономический рост в обобщенной форме характеризуется величиной изменения двух показателей – увеличением населения и увеличением наличных ресурсов. Численность и структура населения стран мира, материальная обеспеченность, развитие науки, образования, культуры, общества, трудовые резервы и миграция – эти (и не только эти) вопросы непосредственно связаны с экономическим ростом стран и мировой экономики в целом. Рост населения и динамика численности работников, качество их трудовых функций и складывающиеся трудовые отношения на протяжении столетий служили основным источником экономического роста и развития стран мира.

Понятие, сущность. Факторы производства, в том числе рабочая сила, обладают способностью к международному перемещению и, таким образом, до определенной степени могут заменять международные торговые отношения. Из рассмотренного в данной главе материала следует, что многие важные аспекты международной миграции рабочей силы и ее последствия схожи с эффектами от внешней торговли стран. Рабочая сила перемещается из стран, в которых существует ее явный избыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток. Такое перемещение, несомненно, повышает эффективность национальной экономики, которая использует иностранных рабочих и их труд. Эта дополнительная рабочая сила расширяет выпуск товаров для мирового рынка и в то же время вызывает эффект перераспределения доходов, что затрагивает интересы отдельных групп населения.

Международная кооперация на базе международного разделения труда осуществляется в двух главных формах:

  • 1) товарного обмена;
  • 2) трудовой миграции.

С точки зрения понятийного осмысления проблемы существует "внутренняя" миграция рабочей силы, которая происходит внутри страны, между ее разными регионами, и "внешняя" – между двумя или (и) большим количеством стран. Иногда политическая эмиграция трансформируется в трудовую миграцию, поскольку политэмигранты трудоустраиваются, превращаясь в работников-мигрантов; это разновидность вынужденной внешней эмиграции.

Международная миграция рабочей силы это переселение населения в трудоспособном возрасте из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное экономическими причинами (намерением трудоустройства).

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны в другие страны; иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из других стран. "Утечка умов " – международная миграция высококвалифицированных кадров специалистов.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Трудовая миграция – явление, которое существовало даже в весьма отдаленные времена. Поэтому важно знать, в каких формах и видах это явление наблюдалось в предшествующие периоды. Формы социальной мобильности изменчивы, но само это явление органически присуще человеческим обществам.

Согласно Питириму Сорокину, социальная мобильность является естественным состоянием общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и социальных объектов – всего того, что создало человечество в процессе его деятельности. Сорокин выступал против теории классов и впервые ввел понятие "экономическая стратификация", подразумевая иод этим устойчивые социальные группы-общества по уровню их доходов и роду занятий. При этом он делает вывод о том, что основные структурные группы, изменяя лишь название, продолжают существовать на протяжении жизни всех известных цивилизаций, с самой глубокой древности доныне во всех системах государств: демократических, коммунистических, диктаторских и т.д. "И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей". Самые мощные удары по этим стратификационным группам наносят войны и иные социальные конфликты, взрывным образом порождая потоки беженцев. В результате быстро ломаются вековые традиции народа, формируются процессы деградации структуры этноса, возникают новые внецивилизационные конфликты (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

На рис. 13.1 представлена достаточно сложная структура современной миграции; приведенные здесь понятия содержат мотивационные причины целой классификационной группы миграций, которые прямо или косвенно имеют отношение к трудовым миграциям.

Общие причины миграций. История человечества знает множество крупнейших территориальных перемещений, одно из которых получило название великого переселения народов. На первых этапах население снималось с традиционных мест обитания под воздействием комплекса причин, когда определяющую роль играли естественно-природные обстоятельства. Позже наступил период бесконечных войн, когда основной формой вознаграждения победителей выступали захватываемые в плен люди, предназначаемые для продажи в рабство. Далее основную роль стали играть демографически-экономические причины, а в Новейшее время – в большей степени экономические причины. Отступлением от этого правила были два периода мировых войн – 1914–1918 гг. и 1939–1945 гг., когда десятки миллионов людей оказались перемещенными из одних стран в другие и последствия таких перемещений были не менее впечатляющими, чем в эпоху великого переселения. В конце XX в. в связи с участившимися региональными конфликтами появилась регионально-международная вынужденная миграция, которая не связана с поисками работы (этот вопрос возникает позже, когда беженец, убедившись в том, что он цел и невредим, начинает искать кров и пищу). Это, например, мигранты из Вьетнама, Кампучии, Чили, Кубы, Гаити, Греции (после переворота "черных полковников" в 1950–1970-х гг.), а также интеллектуалы США во времена фашиствующего сенатора Маккарти (конец 1940-х – начало 1950-х гг.) и т.п. – всех их вынудили бежать из своей страны преследования и репрессии. Военные конфликты в Африке и Латинской Америке, которые происходили в 1960–1990-е гг., оборачивались миллионами беженцев. Этническая война в бывшей Югославии, а затем бомбардировки Сербии вооруженными силами НАТО стали огромной трагедией для миллионов людей, многие сотни тысяч из них вынуждены были бежать за пределы своей родины.

Как пожар в лесу, стали вспыхивать локальные конфликты, переходящие в военные действия по всей территории СССР (Узбекистан, Казахстан, Прибалтика, Молдавия, Южная Осетия, Ингушетия и Северная Осетия, Абхазия, наконец, Чечня). Военные конфликты и последствия развала СССР непосредственно способствовали тому, что беженцами стали около 10 млн человек.

Новые потоки беженцев порождены операцией НАТО в Ливии.

Отметим, что в основе послевоенных международных миграций трудовых ресурсов находятся собственно экономические причины, а не только указанные военно-политические коллизии. Международные миграции трудовых ресурсов повлекли за собой крупные изменения как в странах-реципиентах, так и в странах-донорах. Перемены носят многоплановый характер, поэтому они привлекают внимание не только экономистов, но и социологов, демографов и т.д.

Международные миграции стали актуальными для всех стран, народов и континентов. ООН явление миграции определяет как "любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев". По официальным данным ООН, в 1994 г. число беженцев составило более 24 млн человек (в 1980 г. – менее 10 млн). В 2010 г. число мигрантов в мире составило около 214 млн человек; видимо, не случайно XX в. назван "веком беженцев".

Иммигранты из развивающихся стран. Безработица, низкий уровень жизни, стремление вырваться из нищеты – вот основные мотивы иммиграции из развивающихся стран в развитые регионы мира. Наряду с ярко выраженными экономическими причинами подвижности населения возникали и усиливались политические, социальные и демографические факторы, которые в той или иной мере содействовали перемене места жительства на определенное время или навсегда. Степень их воздействия была различной в развивающихся странах, но порой она оказывалась весьма значительной.

Мобильность населения следует больше связывать не столько с плотностью, сколько с его имущественной поляризацией и быстрым ростом числа жителей развивающихся стран. Общей чертой бедных стран Азии и Африки, в меньшей мере стран Латинской Америки является высокий прирост населения, что воздействует па все стороны жизни этих стран. Известно, что с 1950 по 2005 г. население Азии увеличилось на 1,8 млрд человек, т.е. на величину, значительно большую, нежели нынешнее население всех экономически развитых государств мира.

Вследствие демографического взрыва практически во всех странах Азии и Африки заметно возросла плотность населения и, что еще более важно, сократились размеры обрабатываемых площадей, приходящихся на одну сельскую семью. Например, в Индии за 1950–1995 гг. размер земельного участка уменьшился в три раза, а в Пакистане со времени достижения независимости – в 2,7 раза; в Турции на душу сельского населения в 1950 г. приходилось 0,7 га обрабатываемых площадей, в 1960 г. в результате освоения ранее неиспользуемых земель – 0,8 га, затем этот показатель систематически снижался и к 1995 г. составил менее 0,4 га.

Вместе с ростом населения увеличиваются потребности в продовольствии, жилье, обрабатываемых площадях, водоснабжении, энергетических мощностях, а также в рабочих местах. Объективные же возможности такого обеспечения населения снижаются. Все это дает основание утверждать, что быстрый рост населения стран является одной из важнейших причин эмиграции в бедных государствах. Причины и последствия международного движения трудовых ресурсов неоднозначны, они постоянно изучаются специалистами применительно к каждой стране (или группе схожих стран).

Бедность главная причина трудовой миграции. Главные причины трудовой миграции (при всей важности других компонентов, о которых мы упоминали) – это поиск работы, которая давала бы возможность для достойной жизни человеку (и его семье, если она имеется). В развитых странах существует определенная тенденция среди специалистов менять обстановку, страну, работу, переезжая, например, из Великобритании в США, Канаду или Австралию – или наоборот. Но не эти мотивы лежат в основе современной трудовой миграции как важнейшего социально-экономического и международного явления. В основе этого явления – бедность, столь характерная для большинства стран мира, которое составляют экономически слаборазвитые страны, где во-первых, высок уровень безработицы, а во-вторых, даже наличие работы далеко не всегда удовлетворяет человека в силу плохих условий или низкой оплаты труда.

Поэтому основной источник происхождения современной трудовой миграции – это экономически слаборазвитые страны. Причем картина складывается достаточно сложная. Например, многие ученые, аналитики, высококвалифицированные рабочие выезжают из России в западноевропейские страны в поисках лучших условий жизни и труда. Но, в свою очередь, в Россию в массовом порядке устремляются мигранты из бывших союзных республик, где эти условия намного хуже. Такая ситуация является характерной для целой группы стран, в том числе переходных, которые развиваются достаточно успешно, но все еще значительно отстают по социальным параметрам от группы развитых стран мира.

Как мы выяснили, главная причина того, что люди выезжают из страны в поисках работы, это поиски средств к существованию. Неравномерность социально-экономического развития привела к повышению подушевого национального дохода сначала в индустриальных государствах, а затем в нефтедобывающих (точнее, экспортирующих нефть в больших объемах), что породило мощные внутренние сдвиги в традиционных обществах, способствуя их модернизации и формированию мотивов перемещения части людей. Конечно, национальный доход увеличивается и в развивающихся странах, но во многих из них он растет медленно в отличие от разрыва в уровнях дохода на душу населения между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Низкий жизненный уровень, порой беспросветная нищета выражаются в низком уровне потребления в первую очередь продуктов питания, не говоря уже о товарах длительного пользования. Еще одна группа причин миграции имеет преимущественно социальный характер. Неразвитость местной системы образования, сети учреждений здравоохранения, неуверенность в завтрашнем дне, неудовлетворенность примитивным образом жизни – все это способствует формированию эмиграционного капитала, вызывает желание уехать в те страны, где условия жизни лучше. В ряде случаев можно выделить специфические формы трудовых миграций. К ним можно отнести, например, переезд молодых пакистанцев в Оман, где они по найму служат в армии султана. Другой, относительно редкой, формой можно считать переезды с целью заключения брака. Например, в ФРГ еще недавно насчитывалось около 500 брачных агентств, которые поставляли для состоятельных мужчин кротких и послушных невест из Юго-Восточной Азии. В условиях низкой оплаты труда, слабой индустриальной основы, невозможности использовать полученные знания в стране многие специалисты высокой квалификации в развивающихся и новых капиталистических странах также предпочитают покидать свои страны. Так сформировался миграционный поток в области "утечки умов" – отъезд из страны национальных кадров высокой квалификации и молодых перспективных ученых.

Другая причина – исключительная мобильность (или эластичность) иностранных рабочих, что проявляется преимущественно в двух случаях:

  • 1) при переходе из неперспективных отраслей в новые, более перспективные. В частности, во всех индустриальных и во многих нефтедобывающих государствах иммигранты работали в основном в сфере услуг;
  • 2) при угрозе безработицы или депортации они достаточно быстро перебирались из одной страны в другую, тем более что иммигранты, потеряв работу, не получали пособия по безработице в странах Запада вплоть до середины 1980-х гг., а в нефтедобывающих странах и в настоящее время.

Иммигранты в определенной мере содействуют уменьшению безработицы: иностранные рабочие, потребляя различные товары и услуги, повышают тем самым спрос. Расширение производства требует дополнительной занятости, в том числе за счет как иностранной, так и национальной рабочей силы. В результате благодаря труду иммигрантов постоянно увеличивалась занятость во всех странах- реципиентах при сохранении стабильной безработицы как коренных жителей, так и мигрантов.

График Кругмана – Обстфелда. Исходя из общих тенденций международной миграции рабочей силы (выравнивание заработной платы, рост мирового производства продукции, противоречивое влияние на разные группы населения) как фактора перераспределения мировых трудовых ресурсов, Π. Р. Кругман и М. Обстфелд построили график, иллюстрирующий причины и следствия мобильности (подвижности) рабочей силы (рис. 13.2).

Исследователи вопросов международных трудовых миграций, как правило, ссылаются на происходящий процесс нивелирования (выравнивания) уровней оплаты труда страны-эмигранта и страны-иммигранта. Этот вывод верен лишь при анализе миграции рабочей силы внутри группы развитых стран мира и никак не подтверждается фактами, когда речь идет о миграционных потоках рабочей силы "развивающиеся страны – развитые страны", если не иметь в виду ситуацию в сравнительно небольшой группе арабских нефтедобывающих стран, которая, однако, не влияет на выявившиеся общие тенденции.

Эффект иммиграции. Очевидно, что миграционные потоки оказывают глубокое и многомерное воздействие на жизнедеятельность принимающих обществ. Отметим следующие сферы воздействия:

Эффект иммиграции в значительной мере определяется ее масштабами. Согласно данным ООН, численность мигрантов США достигает 35 млн, далее следуют: Россия –

Рис. 13.2.

  • 13 млн, Германия – 7,3, Франция – 6,2, Канада – 5,8, Австралия – 4,7 млн. Каждый девятый житель развитых государств – иммигрант, более того, в некоторых из них иностранцы составляют ныне весьма существенную часть населения: в Австралии – 24%, Швейцарии – 19, Канаде – 17, США – 11%;
  • наряду с чисто количественными параметрами важны и структурные показатели миграционных потоков, в частности соотношение различных категорий мигрантов. За исключением небольшой группы стран (Швейцарии, Австралии, Португалии и Великобритании), доля экономических мигрантов, целенаправленно принимаемых в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы, в общих миграционных потоках невелика. Подавляющее большинство мигрантов принимаются по-прежнему по гуманитарным, а не экономическим соображениям. По каналам воссоединения семей прибывают 70–80% пришлых жителей в США, Швеции, Дании. На беженцев приходится около 20% иностранцев, живущих в Норвегии, Франции и Швеции. Еще более значительна доля иммигрантов в Бельгии и Нидерландах. Такие мигранты увеличивают число иждивенцев и создают дополнительную нагрузку на общество;
  • в современных условиях все большую роль играет уровень образования и профессиональной квалификации мигрантов. Как правило, уровень образования иммигрантов в целом ниже, чем местных жителей. Однако в Канаде и некоторых странах Южной и Центральной Европы в последнее время наблюдаются обратные тенденции: в Канаде в 2000–2005 гг. почти 26% иммигрантов в возрасте 25–44 лет имели образование третьей ступени против 20% местных жителей того же возраста. Среди вновь прибывающих работников их доля еще выше. В Канаде среди иммигрантов, принятых в 2001–2004 гг. на постоянное место жительства по программе квалифицированных работников, 46% имели образование третьей ступени, в том числе 15% – как минимум диплом магистра. При этом профессионально-квалификационный состав иммигрантов отличается высокой поляризацией, отражая современный спрос на иностранную рабочую силу и наличие специальных программ, которые, с одной стороны, поощряют приток определенных категорий высококвалифицированных специалистов, а с другой – обеспечивают свои потребности во временных, в том числе сезонных, малоквалифицированных рабочих для сельского хозяйства, туристического бизнеса и т.д. В последние годы на долю инженеров, ученых и менеджеров в ЕС приходилось около 40% вновь прибывшего иностранного экономически активного населения, в США – около 35%. Высококвалифицированные мигранты обычно приносят более высокую экономическую отдачу, легче проходят процесс социально-экономической интеграции и быстрее усваивают стандарты социального поведения местного населения, тогда как прием малоквалифицированных мигрантов может иметь негативные социально-политические последствия;
  • актуален вопрос о национальном составе иммиграции. Примерно треть иммигрантов в ФРГ – турки, во Франции – марокканцы и алжирцы, в США – мексиканцы. Увеличение численности иноэтнического пришлого населения, формирование этнических анклавов, превращение принимающих обществ в мультикультурные заостряют в них проблемы межэтнических отношений, что сопровождается усилением ксенофобии и способствует укреплению позиций экстремистских сил;
  • деструктивный эффект иммиграции в значительной степени определяется нелегальным характером большей части ее потоков. Число незаконных иммигрантов достигает, по некоторым оценкам, в европейских странах от 2,5 до 7 млн, в США – до 9–10 млн. Рост не поддающихся планированию, трудно контролируемых спонтанных перемещений населения рассматривается сейчас в контексте угроз национальной безопасности развитых государств, прежде всего терроризма, ухудшения криминогенной, санитарно-эпидемиологической ситуации и т.п.

Почему необходимы мигранты ? Сокращение численности и старение населения, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями характерны сейчас для многих развитых стран ожидается, что в ближайшие 50 лет население ЕС уменьшится примерно на 12%. На фоне увеличения продолжительности жизни каждый шестой житель ЕС в настоящее время старше 65 лет, а к 2050 г. это будет каждый четвертый (может быть, даже третий), причем в группе населения возраста 65–69 лет лишь 10% продолжают работать. В результате сокращается численность экономически активного населения. В настоящее время иммиграция обеспечивает в развитых странах мира свыше половины демографического прироста, а в Европе – около 90%. Для того чтобы сохранить численность экономически активного населения в 2000– 2050 гг., по прогнозам ООН, странам ЕС необходимо ежегодно принимать 1,4 млн человек. Кроме того, иммиграция оказывает и вторичное воздействие на демографическую ситуацию в принимающих государствах, обусловливаемое более высокими показателями рождаемости во многих семьях иммигрантов, особенно в первые годы после переселения. Соответственно, во многих развитых странах происходит рост доли иностранцев в рабочей силе: в Австралии она составляет 24,6%, в Швейцарии – 21,8, Канаде – 19,9, США – 15,3%.

Существенное влияние иммиграции испытывает и социопрофессиональная составляющая трудовых ресурсов. В условиях острых структурных профессионально-отраслевых и территориальных диспропорций на рынке рабочей силы она носит далеко не однозначный характер. В западных странах существует как хроническая, так и периодически возникающая временная и сезонная нехватка неквалифицированного персонала, необходимого для выполнения тяжелых, грязных, опасных и низкооплачиваемых работ, от которых отказываются местные жители. Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40% строительных рабочих, в США – 70% занятых в аграрном секторе.

В то же время дефицит наемного труда ощущается в группах высококвалифицированных специалистов технического профиля и квалифицированных рабочих среднего уровня. Так, в Австралии нехватка специалистов в области информационных технологий на 2001–2006 гг. оценивалась в 27–35 тыс. человек.

В США ныне работает около 1,5 млн ученых и инженеров иностранного происхождения (включая натурализованных мигрантов), в ЕС насчитывается около 2 млн иностранных ученых, инженеров, менеджеров и техников. Самая высокая доля иностранцев среди высококвалифицированных специалистов наблюдается в традиционных странах эмиграции: Австралии (25%), Канаде (18%) и США (9%), которые многие десятилетия целенаправленно проводят политику привлечения лучших мировых умов.

В качестве важного канала для пополнения человеческих ресурсов в научно-технической сфере рассматривается и прием иностранных студентов. В развитых странах сейчас обучаются 5 млн студентов, примерно треть из них приходится на долю США. В условиях снижения численности отечественных студентов, обучающихся естественным и техническим дисциплинам, эти страны проявляют возрастающую заинтересованность в иностранных студентах данного профиля, завершающих обучение на их территории, и вносят в свою миграционную политику изменения, облегчающие получение рабочих виз такими выпускниками. В Канаде, например, 36% иностранных студентов проходят курс обучения по этим дисциплинам, а в США при том, что доля иностранцев среди получивших степень PhD составляла 22%, в инженерных науках, математике и сфере информационных технологий она превышала 40%.

Категория международное движение трудовых ресурсов - одна из центральных в системе понятий “мировой экономики” как науки. Она является более узкой по сравнению с категорией международной миграции, которая охватывает все потоки перемещения людей между странами.

Международное движение трудовых ресурсов - это процесс перемещения через границы тех или иных государств со сменой постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему людей трудоспособного возраста, обладающих определенным уровнем образования, культуры и социально готовых участвовать в производственном процессе.

Основные теоретические подходы и принципы анализа этого явления не отличаются по своей сути от тех, что лежат в основе международной торговли товарами. В то же время формирование мирового рынка трудовых ресурсов, возможность свободно перемещать этот ресурс из страны в страну связана с более глубокими политическими разногласиями и подвергается большим ограничениям, чем торговля товарами и услугами. В мировом воспроизводственном процессе международное движение трудовых ресурсов выполняет ряд важных социальных функций. Оно способствует:

· международному обмену трудовыми навыками, опытом и знаниями;

· развитию творческого потенциала людей;

· изменению половозрастной структуры трудовых ресурсов стран;

· обновлению качества трудовых ресурсов национальных экономик;

· ускорению социальной и профессиональной мобильности населения мира.

В результате международного перемещения такого производственного фактора, как труд, в структуре национальных экономик происходят глубинные изменения, затрагивающие как иностранную, так и национальную рабочую силу. Массовое привлечение иностранной рабочей силы приводит к следующим количественным и качественным изменениям на мировом рынке труда:

· растет мировой уровень дохода, а следовательно, мировой совокупный спрос, который оказывает влияние на структуру и объемы производства всех национальных экономик;

· изменяется мировой характера труда, он становится более производительным и социально защищенным;

· растет мировой уровень софтизации экономики, труд становится более творческим по содержанию;

· изменяется социальная структура мирового сообщества, растет доля инженерно-технических и высококвалифицированных работников.

Международная миграция рабочей силы

Важное место в структуре международного движения трудовых ресурсов, которое охватывает все категории трудоспособного населения, занимает международная миграция рабочей силы. Это более узкое понятие, которое охватывает социальные группы людей, обладающих определенными профессиональными навыками, квалификацией и получающих доход за счет продажи своих способностей к труду на рынке труда (наемные работники). Международное перемещение рабочей силы между отраслями всемирного хозяйства осуществляется в форме отраслевого и профессиональногодвижения.

Международное межотраслевое движение рабочей силы включает в себя следующие формы:

Ш международное межотраслевое движение, при котором лица наемного труда, переезжающие на работу в другую страну, меняют отрасль и профессию;

Ш международное межотраслевое движение, при котором лица наемного труда, переезжающие на работу в другую страну, меняют отрасль, но не меняют профессию.

Международное профессиональное движение рабочей силы включает в себя следующие формы:

Международное внутрифирменное перемещение работников, связанное с деятельностью транснациональных компаний;

Переобучение мигрантов при переезде в другую страну на новую специальность в пределах прежней профессии;

Изменение профессиональной квалификации работника при переезде из одной страны в другую (в развитых странах - на более низкую, в развивающихся - на более высокую);

Овладение мигрантами новой профессией.

Каждое из этих изменений влияет не только на профессиональную судьбу человека, но является дополнительным фактором экономического роста для всемирного хозяйства. Объективную основу этих изменений составляют следующие различия между странами:

· в уровне экономического развития;

· в отраслевой структуре национальных экономик;

· в уровне профессиональной подготовки и требованиях по международной конвертируемости национальных дипломов и сертификатов;

· в уровне технической оснащенности и организационной системе управления национального производства;

· в уровне производительности труда.

Важнейшей экономической функцией международного движения рабочей силы в мировом воспроизводственном процессе является возможность оптимизировать размещение мировых производительных сил, за счет этого увеличить масштаб мирового ВВП и минимизировать издержки производства. Однако при этом необходимо учитывать следующие два фактора:

1) характер международного движения трудовых ресурсов;

2) способ осуществления перемещения людей из страны в страну.

По характеру международное движение трудовых ресурсов подразделяется:

На безвозвратную международную миграцию, при которой происходит смена страны жительства;

На временное переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок;

На сезонное движение рабочей силы между странами. Например, для уборки сельскохозяйственной продукции;

На маятниковое движение. Регулярные поездки к месту работы или учебы из страны в страну, характерные для Европейского общего рынка.

По способу осуществления международная миграция трудовых ресурсов протекает в следующих организационных формах:

· при участии государства и общественных организаций (за счет государственного бюджета и добровольных взносов);

· за счет средств национальных производителей;

· за счет средств самих иностранных граждан, без материальной и организованной помощи со стороны каких-либо национальных фирм, организаций и учреждений;

· нелегальная миграция.

Свободное перемещение людей из страны в страну позволяет более рациональным образом перераспределять население по территории Земли, осваивать новые территории и включать их в мировое хозяйство, снимать социальную и экологическую нагрузку на территории, создавать новые рынки сбыта продукции.

В международной экономической статистике основные показатели международной миграции трудовых ресурсов характеризуются числом “прибытия-выбытия”, которое складывается из индивидуальных и коллективных актов. Единицей наблюдения бывает как отдельный человек, так и семья. В национальных статистических отчетах приводятся следующие данные:

· количество людей трудоспособного возраста, прибывших на постоянное место жительство в страну за определенный промежуток времени, обычно - один год;

· количество людей трудоспособного возраста, выехавших из страны на постоянное место жительство в другие страны;

· количество иностранной рабочей силы и студентов, временно проживающих на территории страны;

· отношение числа всех мигрантов к общей численности и активному населению страны.