Комплекс правовых организационных экономических. Гарантии законности: понятие и виды. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

  • 06.03.2023

Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности. Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии

Среди такого рода гарантий общественной жизни, создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие.

Экономические гарантии. Они коренятся в самом социально-экономическом строе общества, характере собственности, организации системы хозяйствования, возможностях частнопредпринимательской и иной хозяйственной деятельности и являются основной отправной базой для всех других гарантий. Экономические факторы во многом предопределяют стабильность социально-политической обстановки в стране, эффективность законодательства и деятельности всего аппарата государства по реализации правовых норм. В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции и фактов несвоевременности выплаты зарплаты и пенсий ослабляется режим полноценного действия юридических норм, дезорганизуются социальные связи, повышается уровень преступности, причем не только в хозяйственной сфере.

Политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.

Идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни. Повышение уровня моральных установок личности, их общей культуры, формирование черт законопослушания, преклонения перед законом, активной жизненной позиции - важные идеологические предпосылки укрепления законности. Недостатки системы воспитания, а тем более его разрушение создают благоприятные условия для ослабления дисциплины, организованности, роста преступности. К идеологическим условиям относятся также уровень развития правовой науки, полнота воплощения в теоретических исследованиях демократических, гуманистических идей и концепций (теория правового государства, обеспечение и охрана прав личности, парламентаризм и т.д.), обоснование их внедрения в правотворческую и правоприменительную практику.

Социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности. Рост безработицы, задержки в выплате зарплаты, пенсий и других социальных выплат, повышение стоимости жизни создают питательную среду для незаконного обогащения, игнорирования юридических норм, социальных, национальных и бытовых конфликтов.

Общественные гарантии - активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.

Специальные юридические гарантии

Под такого рода гарантиями понимается совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных па предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. К ним относятся:

  • в) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации. Пробелы в праве, недостаточно четкое, неполное, противоречивое регулирование способны породить хаос в общественной жизни, факты произвола и усмотрения в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц;
  • б) улучшение качества законодательства, его совершенствование. Законы должны соответствовать реальным условиям жизни, нормам общечеловеческой морали, отражать тенденции общественного развития, быть четкими и доступными. Необходимы постоянное обновление законодательства, отмена или изменение устаревших норм, систематизация нормативных актов, их эффективный учет;
  • в) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел;
  • г) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
  • д) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
  • е) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда, иных судебных, а также прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных и иных учреждений и организаций1.

Правопорядок

Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на "диктатуре" права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.

Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.). Правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое, причем последнее понятие несколько шире первого. Если общественный порядок исторически возникает вместе со становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже с формированием публичной власти, права, законов. Если правопорядок базируется на праве и является результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества. Наконец, если правопорядок опирается па особый аппарат принуждения, то общественный порядок - еще и на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия. При нарушении правопорядка и общественного правопорядка возможны разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - также и меры морального характера.

Проект реализован Автономной некоммерческой организациейНациональный институт системных исследований проблем предпринимательства ” по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы.

Руководители проекта: Буев В.В., Шеховцов А.О.

Научный руководитель проекта: Шеховцов А.О.

1. Создание специально уполномоченного органа

1.1. Общие положения деятельности специально уполномоченного органа

1.2. Основные задачи специально уполномоченного органа

1.3. Функции специально уполномоченного органа

1.4. Права специально уполномоченного органа

1.5. Руководство и структура специально уполномоченного органа

1.6. Имущество специально уполномоченного органа

1.7. Реорганизация и ликвидация специально уполномоченного органа

1.8. Координационный совет при специально уполномоченном органе

2. Предложения по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов

2.1. Анализ федерального законодательства

2.1.1. Введение

2.1.2. Предложения по изменению мер ответственности за некоторые правонарушения в области производства и оборота пищевых продуктов

2.1.3. Предложения по введению новых составов правонарушений

2.1.4. Предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с процедурой исполнения наказаний

2.1.5. Заключение

2.2. Анализ законодательства города Москвы

2.2.4. Заключение

2.3. Дифференциация нарушений обязательных требований

3. Разработка механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей

3.1. Используемые понятия

3.2. Что страхуется

3.3. Добровольное и обязательное страхование

3.4. Обязательное страхование гражданской (профессиональной) ответственности предпринимателей на потребительском рынке

3.4.1. Общие положения

3.4.2. Договор обязательного страхования

3.4.3. Страховая сумма, страховые тарифы

3.4.4. Взаимоотношения страховщика, страхователя и потерпевших

3.4.5. Страховщики

3.4.6. Федеральный гарантийный фонд

3.4.7. Прочие положения

3.5. Страхование профессиональной ответственности саморегулируемых организаций предпринимателей добросовестных предпринимателей

3.6. Взаимное страхование

3.6.1. Общие положения

3.6.2. Сроки взаимного страхования

3.6.3. Обязательное взаимное страхование

3.6.4. Общества взаимного страхования

3.6.5. Договор взаимного страхования

3.6.6. Государственное регулирование взаимного страхования

3.6.7. Саморегулирование участников взаимного страхования

3.7. Заключение (краткие выводы)

4. Системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”

4.1. Общие положения и цели внедрения “Декларации о доверии”

4.2. Участники системы выдачи Декларации

4.3. Перечень контрольно-надзорных органов, участвующих в Системе выдачи Декларации на территории г. Москвы.

4.4. Координирующий орган системы выдачи Декларации

4.5. Порядок выдачи Декларации

4.6. Срок действия Декларации

4.7. Статус держателя Декларации

4.8 Порядок проведения проверок держателей Декларации. Приостановка, возобновления действия и отзыв Декларации

4.9. Ответственность держателей Декларации за нарушение Декларации

5. Порядок создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.1. Необходимость создания саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей в целях повышения качества и безопасности производимой и реализуемой продукции

5.2. Основные понятия

5.3. Основные цели и функции саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.4. Порядок создания и реорганизации и ликвидации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.4.1. Принципы создания и деятельности саморегулируемых организаций

5.4.2. Учредительные документы саморегулируемой организации

5.4.3 Реорганизация саморегулируемые организации

5.4.4 Порядок ликвидации саморегулируемые организации

5.5. Организационная структура саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.5.1. Общее собрание членов саморегулируемой организации

5.5.2. Полномочия общего собрания членов саморегулируемой организации

5.5.3. Совет директоров саморегулируемой организации

5.5.4. Полномочия совета директоров

5.5.5. Председатель совета директоров саморегулируемой организации

5.5.6. Исполнительный орган саморегулируемой организации

5.5.7. Орган контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации

5.5.8. Органы по разрешению споров саморегулируемой организации

5.5.9. Порядок приема членов в организацию саморегулирования

5.5.10. Прекращение членства в саморегулируемой организации

5.6. Права и обязанности членов саморегулируемых организаций

5.7. Порядок аттестации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.8. Порядок регулирования проверок саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.9. Возможности страхования профессиональной ответственности членов саморегулируемой организации

5.10. Условия приостановления аттестации или снятия статуса “саморегулируемой застрахованной” организации

5.11. Порядок получения саморегулируемой организацией “Декларации о доверии”

6. Создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством

6.1. Обоснование необходимости создания информационного центра

6.2. Цели и задачи создания Информационного центра. Направления решения задач

6.3. Структура и функции Информационного центра

6.4.1. Создание и поддержание информационной системы общегородской дислокации предприятий

6.4.2. Создание и поддержание информационной системы о деятельности всех предприятий, вовлеченных в производство и реализацию продуктов питания на территории города Москвы

6.4.3. Создание и поддержание информационной системы о нормах, правилах и требованиях, предъявляемых к предприятиям

6.4.4. Создание и поддержание информационной системы, содержащей сведения о размещении государственных и муниципальных заказов, порядке проведения и условиях участия в конкурсах на их получение

7. Меры по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий

7.1. Необходимость реализации мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий

7.2. Внедрение механизмов лизинга

7.3. Механизм создания “Лизинговой биржи”

8. Создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.1. Необходимость создания Центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.2. Порядок создания и аттестации центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.3. Организационная структура центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.4. Механизм функционирования центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Введение. Необходимость разработки и структура программы

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий производителям для выпуска продукции (товаров), оказания услуг высокого качества являются постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса не являются неизменными, отражая характер экономики. Решение этой задачи достигается путем улучшения качества материалов, совершенствования технологии производства, а также производственного и государственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции.

Немаловажная роль при этом отводится правовым средствам обеспечения надлежащего качества продукции путем установления различных мер экономического и морального поощрения, порядка нормирования государственных требований к качеству выпускаемой продукции, осуществления государственного контроля за соблюдением государственных требований, установления эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.

В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается достаточно много проблем. Решение этих проблем требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которой невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон.

Проблема повышения качества продукции разделяется на 2 основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции.

При этом меры, направленные на повышение качества производимой и реализуемой продукции, должны содержать также информационную поддержку уполномоченных органов и предпринимателей и кадровое обеспечение субъектов предпринимательства.

В рамках данной программы предполагается реализация следующих мер, направленных на повышение качества продукции, производимой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы:

Организационного характера. Включают создание специально уполномоченного органа, обеспечивающего проведение государственной политики в области повышения качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы. Предлагается сформировать при этом органе Координационный совет, в который войдут представители всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность на территории г. Москвы (федеральных и городских), а также других органов, участие которых в Координационном совете необходимо для реализации координированной политики, направленной на повышение качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы.

Правового характера. Включают разработку предложений по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов.

Экономически – организационного характера. Включают: разработку механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей; разработку системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”; разработку порядка создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей.

Финансовой и имущественной поддержки. Включают разработку комплекса мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий.

Информационной поддержки. Включают создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством.

Кадрового обеспечения. Включают создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевой продукции.

Любое управленческое решение связано с экономическими, организационными, социальными, правовыми и технологическими интересами организации, которые учитываются в комплексе при принятии управленческих решений.

Экономическая сущность УР чаще всего является доминирующей, т.к. для любого предприятия или организации получение прибыли является основной целью. Учитывая то, что любое управленческое решение имеет себестоимость, экономия финансовых средств и любых других материальных ресурсов на разработку УР приветствуются, а излишние непредполагаемые траты отвергаются. Эффективные и качественные решения должны принести предприятию доход, ошибочные приводят к убыткам.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для разработки и реализации УР предприятиедолжно иметь соответствующие возможности, такие как:

· необходимый профессиональный квалифицированный персонал;

· инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственности работников;

· требуемые ресурсы, в том числе и информационные;

· техников и технологии соответствующие требованиям сегодняшнего дня;

· систему контроля;

· возможности постоянной координации их работы.

Возможности для организации процесса разработки и реализации решения настолько важны, что отсутствие одного из условий может повлечь за собой невозможность его разработки или невозможность оптимальности его реализации.

Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом. Деятельность всех участников процесса должна быть согласована, при этом учтены интересы и потребности, представлены мотивы и стимулы, определены ценностные ориентации, исключены опасения и тревоги. Цель управленческого решения определяет социальную сущность. Выявляются приоритетные установки коллектива, такие как создание удобной рабочей обстановки и комфортных психологических отношений, всестороннее профессиональное, образовательное и культурное развитие личности, демократическое управление в коллективе.

Правовая сущность проявляется в создании правового поля, в котором осуществляется управление. Строгое соблюдение законодательных актов, обязательств, уставных документов компании или предприятия дадут возможность управлять без нарушения и ущерба для производства. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. В случае отмены уже разработанного решения компания может понести большие потери. Для снижения правового риска многие компании проходят правовую экспертизу. Специально для самостоятельной оценки правовых актов созданы современные информационно- правовые программы «Гарант», «Консультант Плюс», которые помогают руководителям в их управленческой деятельности.

Технологическая сущность проявляется в обеспечении необходимыми техническими, информационными и технологическими материалами и ресурсами. Планируя разработку и реализацию УР, руководитель формирует технологическую основу.

-обеспечения максимальной технологичности измерения и анализа результатов.

Данные требования могут быть интегрированы в принцип избыточной интерпретации исходных данных, состоящий в необходимости «избыточной» интерпретации исходных данных, позволяющей минимизировать интерпретацию результатов измерения для делегирования обратных связей вышестоящего субъекта управления качеством образовательных услуг нижестоящему.

Библиографический список

1. Измерение в социологии. - М.: Инфра-М, 1998.

2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. - М., 1987.

3. Обратная связь / Большой энциклопедический словарь. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия. - С. 55.

4. Типология и классификация в социологических исследованиях / В. Г.Андреенков, Ю. Н. Толсто-ва. - М., 1982.

5. Фишман Л. И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования: монография. - С.-Петербург: ИОВ РАО, Самара: СамГПИ, 1993.

6. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Квалиметри-ческие проблемы оценки эффективности управления территориальными системами образования / Менеджмент организации: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Самара, 2008. - С. 94-99.

7. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Оценка эффективности деятельности территориальных органов управления образованием: индикативный подход. Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008.

8. Фишман Л. И., Никитина Т. А. Социальнопсихологический портрет менеджера социальной сферы (на примере менеджеров образования): монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2006.

9. Fishman L. Professional Values and Stereotypes of Russian Educational Managers // International Journal of Educational Research, Vol. 29. No 5. 1998. Pp. 397-484.

FUNDAMENTALS OF MECHANISMS OF EDUCATION SERVICES QUALITY BUILDING UP

The peculiarities of feedback in administration of production and consumption of education services are depicted; the measurement patterns of feedback construction are revealed; the methodology of mechanisms of education services quality building up based on feedback delegation is proved.

Keywords: educational facilities, KB^HMeTpna formation, quality of educational services.

УДК 338.24 Дубровский С. П., Патреева О. В., Суслова Е. М.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК КОМПЛЕКС ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ *

Данная статья посвящена рассмотрению социально-экономических отношений как комплекса организационно-экономических, технико-экономических, социокультурных и имущественно-правовых отношений с учетом специфики регионального и субрегионального уровня экономики.

Ключевые слова: социум, социально-экономические отношения, социокультурные отношения, правовые отношения, организационно-экономических отношения, технико-экономические отношения.

Внутренние, устойчивые, существенные экономических законов. В этой связи важно раз-

связи в системе производственных отношений личать механизм действия и механизм исполь-

выражаются в экономических законах. Эти за- зования экономических законов. коны характеризуют объективный фундамент хо- В традиционном представлении по функци-

зяйственного механизма. Хозяйственный меха- ональному содержанию экономические отноше-

низм обеспечивает сознательное использование ния разделяются на социально-экономические и

* НИР выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

организационно-экономические. Производственные отношения как одна из сторон общественного производства отражает отношения людей друг к другу, вне которых невозможно существование национальной экономики . Речь идет об объективно-складываю-щихся отношениях в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В рамках политэкономического подхода выделяют структуру производственных отношений, в которой нижнее звено образуют организационно-экономические отношения, а верхнее -социально-экономические отношения. С позиции данного подхода носители организационно-экономических отношений фигурируют как «элементы производительных сил», а субъекты социально-экономических отношений выступают в качестве носителей имущественных отношений с определенными материальными интересами . Организационно-экономические отношения выступают как отношения между людьми и характеризуют состояние производства независимо от его социально-экономической формы, а также отражают особенности определенного этапа развития факторов производства . Исходя из того, что производственные отношения представляют собой совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, организационно-экономические отношения отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Эти отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются, прежде всего, технологическим способом производства. Исторически смена технологических способов производства сопровождалась изменением и развитием технико-экономических отношений, посылающих в процессе изменений импульсы социально-экономическим отношениям, определяя вектор их развития. Социально-экономические отношения, являясь стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Таким

образом, основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, характеризующие общественный способ соединения рабочей силы со средствами производства, условия распоряжения факторами производства и их использования, присвоение результатов производства. Отношения собственности определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип.

С развитием и усложнением общественной жизни, неизбежно происходит институционализация социальных явлений и процессов. В рамках институционального подхода, социально-экономические отношения могут иметь достаточно широкую трактовку. Исходя из того, что институтом является не только комплекс формальных и неформальных норм и правил, а любая устоявшаяся линия поведения, можно предположить, что социально-экономические отношения вбирают в себя значительный спектр институциональных образований, таких как отношения собственности, экономические законы, социальные и правовые нормы, а также элементы культурной жизни общества.

Производственные отношения являются базисом (основой) политических, юридических и других общественных отношений и институтов. Система производственных отношений в их функциональной реализации образует экономический строй общества. Любая национальная экономика включает три основных типа экономических отношений. Во-первых, организационно-экономические или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях. Во-вторых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, так же определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках. В-третьих, социально-экономические отношения, которые включают отношения собственности, как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения

и потребления, а так же комплекс организационно-экономических и технико-экономических отношений.

В экономической литературе часто происходит отождествление организационно-экономических и технико-экономических отношений, а так же их изучение вне рамок социально-экономических отношений. По нашему общему мнению, социально-экономические отношения достаточно емкое понятие, вбирающее в себя целый комплекс различных взаимоотношений.

Безусловно, экономические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу присвоения ими средств и результатов производства - это отношения собственности. При этом отношения экономической собственности, технико-экономические и организационно-экономические отношения являются отдельными элементами системы экономических отношений.

Технико-экономические отношения вместе с продуктивными силами формируют технологический способ производства. В единстве организационно-экономические и технико-экономические отношения возникают в процессе организации производства как такового. Их можно определить как отношения, обусловленные расстановкой людей в производстве, определяемой лишь организацией производства. К данным отношениям относятся разделение труда, специализация, кооперация. В переходной экономике данная группа отношении, как правило, глубоко противоречива. Если организационно-экономические отношения - это отношения между людьми по поводу организации производства (в том числе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления) материальных благ и услуг, то технико-экономические отношения - это отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства и его концентрации. Они развиваются на основе общественного разделения труда, при рассмотрении причин возникновения товарного производства.

Относительно технико-экономических отношений можно так же сказать, что они развиваются непосредственно под воздействием производительных сил и выступают в виде конкретных хозяйственных форм. Эти отношения характеризуют способ организации и управления эко-

номической жизни, способ регулирования процесса воспроизводства, формы реализации собственности, согласования экономических интересов государства, трудовых коллективов и отдельных работников. Все это базисные, экономические отношения, но расположенные во внешнем слое производственных отношений. Технико-экономические отношения как раз и образуют главное содержание хозяйственного механизма.

Чем более глубокую сущность выражают те или иные отношения, тем большей устойчивостью они обладают. Таковы социальноэкономические отношения, которые определяют природу, основу экономического строя и хозяйственного механизма. А вот его совершенствование происходит, прежде всего, в связи с движением технико-экономических отношений. Отсюда становится понятным место хозяйственного механизма в системе производственных отношений.

Непосредственно технико-экономические отношения находят свое отражение в общественном разделении труда, кооперировании, специализации производства. Взаимодействие человека с природой проявляется конкретно в формировании производительных сил общества.

На базе технико-экономических отношений развиваются социально-экономические отношения, которые выражаются непосредственно в отношениях между людьми. Определяющим в структуре социально-экономических отношений являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Эти отношения определяют отношения распределения и потребления произведенных благ.

Технико-экономические отношения определяются уровнем развития техники, усовершенствуются параллельно с ней и другими элементами производительных сил. Они включают отношения обмена деятельностью между людьми, специализации и кооперирования производства. Технико-экономические отношения в своем диалектическом взаимодействии формируют общественный характер производства, составляют материальную форму развития системы производительных сил. Последняя занимает промежуточную позицию между производительными силами и произ-

водственными отношениями, сообщает целостность системе производительных сил.

Неотъемлемой составной частью социально-экономических отношений являются организационно-экономические, к которым относятся формы и методы хозяйствования, характерные для всех отраслей экономики. Среди них сегодня выделяются:

1. рыночная система, в центре которой товарно-денежные отношения;

2. предпринимательство, в центре которого - эффективное ведение хозяйства.

Общие организационно-экономические отношения - это отношения в сфере денежного обращения, ценообразования, финансов и кредита, маркетинга, менеджмента, банковского дела.

При выделении организационно-экономических отношений нами использован методологический подход к классификации экономических отношений по критерию характера воздействия тех или иных факторов на функционирование и развитие экономической системы. В качестве таких факторов выступают, во-первых, техника и технология, во-вторых, отношения собственности или характер присвоения экономических ресурсов и результатов производства, и, в-третьих, организация и управление. В соответствии с этим различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения .

Очевидно, что организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, в их головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ, как объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством. В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:

1. разделение труда и производства (их дробление между отраслями хозяйства, между

предприятиями и внутренними их подразделениями), а так же их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение);

2. организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);

3. управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

Организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя, они являются, по существу, общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории. Например, может одинаково успешно применяться одна и та же организация торговых заведений (специализированные магазины и универсамы) и общие достижения научной организации труда и управления. Организационно-экономические отношения вместе с факторами производства образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем, к -кооперации и разделению труда, товарному производству). Организационно-экономические отношения как форма связей, посредством которых реализуются экономические интересы организаций в процессе производственной деятельности и при обмене ее результатами, также имеют внеклассовый характер. Основными формами организационно-экономических отношений в современном понимании, в рамках экономической теории, являются :

Разделение труда, специализация производителя;

Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных между собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу;

Концентрация производства и его централизация (концентрация - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов, а централизация - объединение предприятий);

Организация общественного хозяйства -это натуральное и товарное хозяйство;

Управление (формы управления экономикой: стихийно-рыночная, плановая).

Таким образом, исходя из вышесказанного, социально-экономические отношения заключают в себе совокупность организационно-экономических и технико-экономических отношений. Кроме того, при изучении социально-экономических отношений необходимо учитывать связь людей с окружением, которая предполагает обращение к их социокультурной жизнедеятельности, ибо в обыденных и профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди предстают как члены общества, носители культуры.

Жизнь общества, его членов бесконечно многогранна. Это - культура, наука, учеба, отдых, путешествия, спорт и, наконец, производство различных благ и услуг. Что же здесь является главным? Ответить на этот вопрос не так просто, ибо нет человека, который бы занимался чем-то одним. Есть область деятельности, которая лежит в основе существования всего общества и каждого человека, вне зависимости от того, где он проживает. Это - экономическая деятельность, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности. Экономика, вопреки иным утверждениям, одна из самых древних наук. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он стал задумываться над их наиболее рациональным использованием .

Человек редко живет один. Как правило, каждый из нас интегрирован в социум, в котором завязан во множестве отношений, в том числе и экономических, поэтому сложно говорить о чисто экономических отношениях в реальной жизни. Имеет смысл изучать социально-экономические отношения, которые следует рассматривать как целый комплекс: технико-экономические, организационно-экономические, социокультурные и правовые.

Человек выступает как оператор социокультурных механизмов порождения, поддержания и изменения людьми элементов своего окружения в ходе обыденной жизни и профессиональной деятельности. Естественно, все это имеет свой экономический эффект .

Можно согласиться, что образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий: объективными и субъективными. Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, подразделяются следующим образом:

Естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические;

Социальные: характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация общества;

Культурные: объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, согласно структуре действующих здесь социокультурных норм и ценностей (политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических).

Теоретическое пересечение этих групп условий и факторов, детерминирующих социокультурную жизнь людей, определяет конкретно-исторические сферы реализации их образа жизни в соответствии с фундаментальным разделением видов деятельности на специализированные (профессиональные) и неспециализированные (обыденные).

К субъективным факторам и условиям, влияющим на образ жизни людей, относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой - их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов определяет различия в содержании, структуре и форме образа жизни людей в одном и том же обществе .

Следует отметить, что пересечение этих условий и факторов может проецироваться на плоскость экономики, а, следовательно, экономический аспект будет выступать, как первопричина большинства из них.

Таким образом, первоначально «чисто экономические» силы, прежде чем оказать воздействие, проходят через социальные фильтры, «фильтруются» социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными и, наконец, правовыми институтами, которые и определяют их экономическое действие.

В современном социуме правовая система сопровождает человека во всех его действиях. Конечно, большинство из нас не каждый день сталкивается с необходимостью иметь дело с судом или адвокатом. Но не проходит и дня без взаимодействия с правом в самом широком смысле слова или с людьми, чьи действия оп-

ределяются правом. Как и экономическая подоплека, право вездесуще, хотя зачастую его присутствия мы не замечаем. Например, когда мы заходим в магазин и покупаем хлеб и молоко, когда достаем пакеты с покупками из нашего автомобиля, мы одновременно являемся субъектами и объектами юридических правил. Конечно, мы не ощущаем, что правовая система, пристально наблюдает за нами, заглядывая через наше плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Определенные разделы права всегда регламентируют наше поведение.

Соглашаясь с мыслью высказанной В. И. Лоскутовым, любые экономические отношения определяются соответствующими экономическими действиями и складываются независимо от того, понимают ли люди суть этих отношений. Что касается правовых форм экономических отношений, то они отражают сознательную выработку правил осуществления экономических действий. Возможность реализации этих правил зависит не столько от намерений людей их соблюдать, сколько от объективных экономических и социальных условий, определяющих жизненно важные интересы и мотивы поведения участников деятельности. Таким образом, в самом простом выражении получается, что в мотивах поведения человека в социуме почти всегда можно отыскать экономическую первопричину, а право как раз призвано регламентировать это самое поведение.

В сущности, любая совместная деятельность, а, следовательно, и любое общественное отношение может осуществляться только в форме договора между людьми, формального или молчаливого. Многие отношения, к числу которых относятся и экономические, помимо договорной формы приобретает также правовую, т. е. санкционированную общественной властью и поддерживаемую силой этой власти. Обусловлено это тем, что людьми, свободными в своем выборе, договоры легко нарушаются, что ставит под угрозу стабильность общественной организации и тем самым существование общества. Выражениями правовых экономических отношений являются целые отрасли хозяйственного, трудового, финансового и других видов права .

Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Выделяются два вида предпосылок

возникновения правоотношений: материальные и юридические. Если говорить о материальных предпосылках, то к ним относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле, под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Так же нельзя не отметить, что Россия сейчас находится в стадии экономических преобразований. Здесь важно осознавать, что создание принципиальных основ рыночной экономики возможно лишь при их соответствующем правовом оформлении. С формальной точки зрения, а это является главным в этом вопросе, необходимо, чтобы основные экономические принципы и институты были закреплены в праве. Лишь только тогда они становятся осязаемыми и могут уже реально способствовать и служить развитию соответствующих экономических отношений.

С повышением «социальности», то есть усилением процесса внедрения «социо» во все сферы жизнедеятельности общества, возрастает и актуальность исследований в рамках социального аспекта экономики.

Таким образом, изучая те или иные социально-экономические аспекты, в центре всегда будет находиться человек, который рассматривается одновременно как субъект различных сфер: экономической, политической, духовной, правовой, технической. Все они взаимопроникают друг в друга, принимая все новые проявления, которые в свою очередь так же становятся предметом для изучения.

Организационно-экономические и техникоэкономические отношения, как неотъемлемая сторона социально-экономических отношений, представляет собой незыблемый базис любой экономической системы. Что касается другой стороны социально-экономических отношений, социокультурных и имущественно-правовых отношений, то им в определенной степени свойственно претерпевать изменения с учетом развития общественных отношений.

Следует отметить, что интересным представляется рассмотрение специфики социально-

экономических отношений на региональном и субрегиональном уровнях. Исходя из того, что организационно-экономические и технико-экономические отношения составляют основу производственных отношений, то следует рассмотреть особенности социокультурных и имущественно-правовых отношений как неких переменных составляющих социально-экономических отношений.

Понятно, что социально-экономические отношения в современном обществе в значительной степени регламентированы законодательными нормами. Однако, следует иметь ввиду, что наряду с государственными органами законодательной власти, функционируют законодательные органы субъектов Российской Федерации. На региональном уровне законотворчество происходит в пределах федерального законодательства, тем не менее, нормативные акты отдельных регионов могут в значительной степени отличаться друг от друга. Таким образом, имущественно-правовые отношения как часть социально-экономических могут иметь свои особенности на региональном уровне экономики.

Свою специфику на региональном и субрегиональном уровне, как правило, имеют и социокультурные отношения, отражая особенности культурных традиций того или иного региона или малого города. Речь идет не только о национальных и этнических особенностях того или иного административно-территориального образования, но и о культурных традициях потребительского поведения. Например, в малых городах, как правило, преобладает консерватизм потребностей местного населения.

Таким образом, в рамках институционально-социологического направления, социально-

экономические отношения представляют собой комплекс организационно-экономических, технико-экономических, социокультурных и правовых отношений.

Библиографический список

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2007. - 480 с.

2. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: ВЛАДОС, 1995. -384 с.

3. Караткевич А. Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ / / Этносоциум. - 2009. - № 2. - С. 142-148.

4. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 1997. - 478 с.

5. Лоскутов В. И. Экономические и правовые отношения собственности. - Москва: Высшее образование, 2002. - 192 с.

6. Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология». - М.: ГАСК, 2002. - 104 с.

7. Политическая экономия: учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др.- М.: Политиздат, 1990.- 735 с.

8. Румянцев А. М. Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник. / А. М. Румянцев, Е. Г. Яковенко, С. И. Яна-ев. - М.: Знание, 1985. - 304 с.

9. Экономика (Экономическая теория) : учебное пособие для вузов / под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева - 4-е изд. - Иваново-Москва-Тверь: Ивановский государственный университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тверской филиал, 2002. - 480 с.

10. Экономика (Экономическая теория) : учебное пособие для студентов неэкономических вузов и факультетов / под рук. и ред. проф. Бабаева Б. Д. -Иваново, 1995. - 208 с.

Dubrovskiy S. P., Patreeva O. V., Suslova E. M. SOCIAL-ECONOMIC RELATIONS AS COMPLEX OF TECHNICAL-ECONMIC, ORGANIZING-ECONOMIC, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ AND LEGAL RELATIONS

Given article is devoted consideration of social and economic relations as complex organizational-economic, technical and economic, cultural and legal relations taking into account specificity of regional and sub regional level of economy.

Keywords: society, social and economic relations, социокультурные relations, legal relations, organizational-economic relations, technical and economic relations.