Конструктивный элемент издания в переплёте основное назначение которого скреплять соединять книжный блок с переплётной крышкой а дополнительное служить. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий Форматы и варианты оформления издан

  • 22.05.2021

На рис. 5.1 приведены основные элементы книги.

Рис.5.1. Элементы книги.

1 - клапан суперобложки; 2 - форзац; 3 - фронтиспис; 4 - титульный лист; 5 -суперобложка; 6 - книжный блок; 7 - ляссе.

Клапан - 1) (в формном производстве) пустой край в виде полосы на монтаже фотоформы; 2) (в печатном производстве) край офсетной печатной формы, предназначенный для закрепления в планках при ее установке в печатной машине, а также край бумажного листа, предназначенный для захвата в процессе транспортировки его в машине при печатании; 3) (в брошюровочно-пе-реплетном производстве) часть обложки (суперобложки), загибаемая внутрь книги.

Форзац - сложенный пополам лист бумаги или оттиска (односгибная тетрадь), помещаемый между переплетной крышкой и блоком книги. Служит связующим звеном между книжным блоком и переплетной крышкой. Существуют несколько видов форзацев. Наиболее часто применяется простой приклейной форзац - односгибная тетрадь из специальной форзацной бумаги. В книгах большого объема (толщиной блока свыше 30 мм) применяют приклейной форзац с окантовкой - полоской из бумаги или коленкора шириной 16-20 мм. Для малообъемных книг используют "свой" форзац (см. книга со "своим" форзацем).

Фронтиспис - элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

Суперобложка - бумажная дополнительная обертка поверх переплета (обложки), закрепленная на нем только загнутыми краями - клапанами. Используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнений, а также в рекламных целях.

Книжный блок - комплект скрепленных по корешку тетрадей или отдельных печатных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.

Ляссе - тесьма, прикрепляемая к корешку блока таким образом, чтобы ее конец выходил за пределы нижнего обреза блока.



Теперь более подробно рассмотрим эти и другие конструктивные элементы печатных изданий.

Первым и основным конструктивным элементом всех печатных изданий (кроме листовых) является сфальцованный (сложенный в определенном порядке) отпечатанный лист, который после фальцовки называется тетрадью. В зависимости от количества сгибов (вида фальцовки) тетрадь может содержать 4 полосы (односгибная фальцовка), 8 полос (двусгибная), 16 полос (трехсгибная), 32 полосы (четырехсгибная). Газета выпускается в виде тетради. Для газеты тетрадь - единственный конструктивный элемент.

Подобранные в порядке следования друг за другом тетради образуют блок. Подборкой комплектуются книжно-журнальные издания объемом более 80 с., блоки изданий объемом менее 80 с. комплектуются вкладкой.

В книжных изданиях могут быть вклейки, вкладки или накидки, в которых располагаются иллюстрации. Они печатаются отдельно, часто на другой бумаге и другим способом; в объем издания не входят, а учитываются самостоятельно. Накидки, вкладки, вклейки, приклейки (дополнительные элементы блока) присоединяются к тетрадям в процессе комплектовки блока.

Форзацы - две четырехстраничные тетради, которые служат для скрепления блока с переплетной крышкой. Форзацы могут быть художественно оформлены и поэтому относятся к конструктивно-оформительским элементам.

Следующим конструктивно-оформительским элементом считается переплет или обложка . Переплетная крышка (обложка) предохраняет книжный блок от повреждения, завершает конструкцию книги и часто содержит рекламную информацию. В переплет оформляется ряд книжных изданий, предназначенных для длительного использования и хранения (собрания сочинений, учебники, энциклопедии, словари, издания для детей и т.п.) и ряд альбомов, за исключением альбомов, предназначенных для массового использования, например, научно-популярных, учебных, инструктивных, каталогов и рекламных и т.п. Указанные издания имеют иногда в качестве конструктивно-оформительских элементов еще суперобложку или футляр.

В обложку оформляются книжные издания, не предназначенные для длительного хранения, журналы и альбомы массового назначения.

При оформлении изданий в обложку форзац не используется. Изготовление обложки проще и дешевле, поэтому большое количество книг и практически все журналы оформляются в обложку.

Суперобложка предназначена для предохранения переплета от износа и загрязнения, и так же, как обложка и переплет, содержит изобразительную, а иногда и рекламную информацию, следовательно, является оформительским элементом. Суперобложка соединяется с переплетом за счет клапанов (загнутых боковых сторонок), уникальные подарочные или сувенирные издания могут оформляться в футляр, который также может быть простым (картонным) или художественно оформленным.

Титул является оформительским элементом книжно-журнальных и газетных изданий. Различают следующие виды титулов. Основной, или главный, титул может быть однополосным и располагаться на первой полосе или двухполосным (разворотным или распашным) и располагается на двух полосах - второй и третьей. В распашном титуле изображение плавно переходит с одной полосы на другую и составляет единое целое. В разворотном титуле информация располагается раздельно на каждой из полос, например, в собраниях сочинений на второй полосе дана информация о фамилии автора и количестве томов в собрании сочинений; на третьей полосе - вся информация, касающаяся конкретного тома. В переводных изданиях на каждой из полос может быть дана информация одна и та же, но на разных языках.

Передний титул (авантитул ) помещается перед основным титулом на нечетной полосе. На развороте титула (на четной полосе) может быть расположена титульная иллюстрация (фронтиспис ), в краткой художественной форме характеризующая все произведение, или портрет автора. При сложном титуле оборот авантитула может быть использован для основного двухполосного титула.

Оборот основного титула может быть пустым или на четной полосе может быть расположен контртитул или добавочный титул. Контртитул используется в многотомных и переводных изданиях.

Шмуцтитул - внутренний титул - название разделов, глав или отдельных частей внутри издания. Шмуцтитул помещается на отдельной нечетной полосе с пустым оборотом (так же, как и основной титул). В драматических произведениях на обороте шмуцтитула может помещаться список действующих лиц. В компактных изданиях (журналах и газетах) внутренний титул заверстывается в виде «шапки». В книжных изданиях « шапка» располагается на спусковой полосе в счет спуска.

Спусковая полоса - начальная полоса раздела, рассказа, главы. Отступ (спуск) от начала наборной полосы может составлять 1/4 - 1 /3 высоты наборной полосы. Спуск измеряется в квадратах или строках. В нестандартных изданиях, оформленных по третьему варианту, например в подарочных, детских изданиях и т.п. размер спуска может быть и больше. Первая строка спусковой полосы может начинаться с «буквицы» - увеличенной прописной буквы, которая также выполняет оформительскую роль.

Колонтитул - краткое название раздела, главы. Он часто используется в справочных изданиях и называется справочным. Справочный колонтитул заверстывается вверху наборной полосы и входит в ее размер. В книжных изданиях (особенно часто в стихотворных) колонтитул имеет вид колонлинейки и называется декоративным колонтитулом. В газетных изданиях колонтитул заверстывается внизу наборной полосы и входит в ее размер.

Переплет, обложка, суперобложка, титул , являясь конструктивно-оформительскими элементами в книжно-журнальных изданий, должны быть оформлены в соответствии с оформлением всего издания.

Обложка, переплет, суперобложка могут оформляться с использованием формата наборной полосы издания или использовать размер страницы издания после обрезки.

Активной частью переплета, с точки зрения оформления издания, является корешок переплета. Переплет, корешок переплета, суперобложка должны быть оформлены однотипно. Выбор шрифта для оформления текста обложки и переплета зависит от количества текста, цвета материала и проектируемой краски для печати, чаще всего применяется шрифт полужирного, а иногда и жирного начертания.

Главный титул оформляется в соответствии с оформлением обложки (переплета), но с использованием шрифтов более светлого начертания. Рисованный титул целиком оформляется художником.

Композиционное решение титула подчиняется общим принципам композиции акцидентных форм. Формат титула может быть равен формату наборной полосы издания и в этом случае вокруг титула будут поля; иногда графические элементы титула могут выходить за пределы наборной полосы.

Колонцифры заверстываются вверху или внизу наборной полосы. Колонцифры, расположенные внизу полосы, не входят в формат наборной полосы и должны быть отбиты от текста полосы пробелом от 4 до 12 п., при этом стремятся использовать размер отбивки меньше кегля шрифта, используемого для набора колонцифры.

Колонцифры, расположенные вверху полосы, заверстываются в строке колонтитула, если он есть, и в этом случае входят в формат наборной полосы. Колонтитул вместе с колонцифрой отбивается от последующего текста в пределах кегля шрифта основного набора, при этом соблюдение правил кратности числу строк основного набора обязательно. Верхние колонцифры не ставят на титульной полосе, полосах, целиком занятых иллюстрациями, спусковых полосах и полосе с выходными данными.

Нижние колонцифры не ставятся на концевых полосах, полосах, целиком занятых иллюстрациями, титульной полосе и полосе с выходными данными, однако все указанные полосы входят в счет страниц издания, тогда как вкладки и накидки не нумеруются и в счет страниц издания не входят.

Норма и сигнатура устанавливаются на каждой первой полосе каждого печатного листа (кроме первого, полос, целиком занятых иллюстрацией, шмуцтитула).

Норма - краткое название издания или номер заказа, под которым издание проходит в производстве.

Сигнатура - номер печатного листа. Служат для контроля правильности подборки.

Сигнатура со звездочкой устанавливается на каждой третьей полосе каждого печатного листа и служит для контроля правильности фальцовки. Норма и сигнатура не входят в формат наборной полосы. Сигнатура чаще всего набирается шрифтом кегля 8 п. и располагается в одной строке с нижней колонцифрой. Норма почти всегда набирается шрифтом кегля 6 п. и дополнительно отбивается от текста полосы еще на два пункта.

Издательская информация

Следующие виды дополнительного текста классифицируются как авторская или издательская информация. Текст выделяется графически или композиционно.

Посвящение или эпиграф (авт. информация) помещают на отдельной полосе вслед за титулом, если они относятся ко всему изданию, или на спусковой полосе в счет спуска. Эпиграфы к отдельным главам или частям издания помещаются на первых полосах после названия глав или частей, перед текстом в счет спуска. При этом они отбиваются одинаково сверху и снизу. Если эпиграф состоит из нескольких отдельных выдержек, между собой они отбиваются на 2 - 4 п.

Аннотация помещается чаще всего на обороте титула на оптической середине полосы, выделяется использованием шрифта другого кегля или начертания или композиционно (набором на другой, чаще уменьшенный, формат).

Предисловие , введение, вступительная статья помещаются на нечетной полосе после титула и посвящения (если оно имеется). Вся указанная информация помещается на нечетных полосах. Допускается набор с увеличенным интерлиньяжем (набор на шпоны).

Послесловие и заключительная статья помещаются после основного текста или содержания издания и чаще на нечетных спусковых полосах - сначала послесловие, а затем заключительная статья.

Примечания и комментарии ко всему изданию помещают после послесловия и заключительной статьи, а при их отсутствии - после основного текста, на отдельной спусковой полосе.

Приложения располагают после примечаний, послесловия, заключительной статьи или основного текста. Если приложение тесно связано с текстом, его помещают сразу после текста на отдельной спусковой полосе. При наличии нескольких приложений спуск делают только перед первым приложением. Каждое приложение можно размещать с новой полосы или в подбор. Иногда они объединяются шмуцтитулом.

Библиография ко всей книге помещается после приложения на отдельной спусковой полосе. Библиография к отдельным главам или разделам помещается в конце этих разделов как дополнительный текст. Библиографическое описание содержит основные сведения об изданиях.

Именные и предметные указатели помещаются перед содержанием (оглавлением), если оно расположено в конце издания. Каждый указатель помещается на своей спусковой полосе.

В специальных, научных, технических и справочных изданиях содержание может быть размещено после титула на нечетной спусковой полосе. Содержание - последовательное перечисление заголовков издания с указанием страниц.

В журналах содержание помещают на обороте титула или на вклейке узкого формата перед основным текстом.

Выходные сведения , как правило, размещают на последней полосе издания, набирают на уменьшенный формат и помещают на оптической середине полосы, или набирают на полный формат и помещают внизу полосы. В компактных изданиях выходные сведения помещают на обороте титула. В выходных сведениях содержится краткая характеристика издания: фамилия автора, редактора, название, тираж, объем, формат, количество печатных и условных печатных листов, способ печати, наименование предприятия, где отпечатано издание и другие данные, необходимые для библиографической обработки книги. Выходные сведения помещают на последней странице издания.

Книжные объявления помещают в издании при наличии свободных полос.

Журнальные объявления чаще всего помещают на третьей и четвертой полосах или на специально выделенном месте внутри основного текста, чаще всего в конце издания, но могут использовать и другие специально отведенные для рекламы места.

Газетные объявления помещают на специально отведенных местах, но могут быть целиком рекламные газеты.

Внешнее оформление изданий: вид и способ присоединения форзацев к тетрадям, наличие каптала, ленточки-закладки, закраска обрезов, вид корешка (прямой или кругленный), оформление переплетных крышек (печать с последующим лакированием, припрессовкой пленки, ламинированием или тиснением, бескрасочным или с использованием фольги), штриховка книг, так же, как приемы комплектовки, скрепления книжных блоков и присоединение к тетрадям дополнительных элементов (приклеек, вклеек, накидок и вкладок) выбирается в издательствах, исходя из вида, предназначения и объема изданий.

Все указанные приемы оформления изданий и другие, например, наличие суперобложки, футляра, отмечаются в издательской спецификации полиграфического оформления печатных изданий; там же указывается вид бумаги, картона и всех остальных материалов, используемых для печати, переплетно-брошюровочных процессов и для оформления изданий.

ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

6.1. Форматы и варианты оформления изданий

Все виды печатных изданий выпускают в установленных стандартом (ГОСТ 5773 - 90) форматах. Для книжно-журнальной продукции используется листовая бумага стандартных размеров: 60 х 84, 60 х 90, 70 х 90, 75 х 90, 70 х 100, 70 х 108, 84 х 108 см. Первая величина - ширина листа, вторая - длина. Ширина и длина бумажного листа могут указываться в сантиметрах или миллиметрах. Рулонная бумага для книжно-журнальной продукции выпускается шириной роля 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 см.

Для газетной продукции используется листовая бумага форматов: 60 х 84, 42 х 60, 30 х 42 см и рулонная бумага шириной 42, 60, 84, 126 и 168 см.

Формат издания - размеры страниц после обрезки блока, которые указываются в миллиметрах (табл. 4.1). В соответствии с ГОСТ 5773 - 90 установлена величина обрезки для всех форматов: по ширине - 5 мм, по высоте - 10 мм. Но чаще формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа, на одной стороне которого помещается один печатный лист, и долей листа, т.е. количеством страниц в одном печатном листе. Например, на одной стороне бумажного листа формата 60 х 84/16 расположено 16 страниц издания.

Первая цифра всегда указывает ширину (листа, наборной полосы, клише, иллюстрации, таблицы и т.п.), вторая - высоту. Если первая цифра меньше второй, формат-книжно-журнальный, если вторая цифра меньше - формат альбомный.

Ассортиментом предусмотрено 30 стандартных форматов изданий с учетом размера листа и его доли. Возможны и нестандартные форматы, для которых могут быть использованы нестандартные форматы бумаги: 60 х 70, 60 х 108, 70 х 84, 84 х 100 см и др., изготавливаемые по специальному заказу.

Формат наборной полосы - площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например 6 х 93/4 кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления. Формат издания и вариант оформления выбирается по ОСТ 29.62 - 86. Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления.

В зависимости от варианта оформления при одном и том же формате издания формат наборной полосы различен.

Отраслевой стандарт на основные параметры полиграфического оформления книжно-журнальной продукции (ОСТ 29.62 - 86) предусматривает три варианта оформления:

Первый вариант - наименьшие поля вокруг наборной полосы, т.е. максимально допустимые размеры наборной полосы, например, при формате издания 60 х 84/16 и первом варианте оформления размеры полей до обрезки будут равны 11, 16, 17, 19 мм (корешковое, верхнее, боковое и нижнее), формат наборной полосы равен 6*3/4 х 9*3/4 кв. Это наиболее экономичный вариант оформления, но чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий. Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой.

Второй вариант используется при оформлении большинства книжных изданий. Размеры полей при формате издания 60 х 84/16 до обрезки соответственно равны 13,18, 20 и 21 мм, а формат наборной полосы меньше, чем при первом варианте и составляет 6,5 х 9,5кв.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочитаем. Размеры полей при формате издания 60 х 84/16 до обрезки будут соответственно равны 16, 20, 22, 24 мм, формат наборной полосы будет наименьшим и составит 6,25 х 9,25 кв. Такой вариант оформления допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей.

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле - внутреннее корешковое, несколько шире - верхнее, еще шире - наружное боковое и самое широкое - нижнее.

Допускается применение комбинированных вариантов оформления изданий по согласованию с типографией, например, высота наборной полосы выбирается по первому варианту, а ширина - по второму.

При оформлении изданий для детей дошкольного младшего школьного возраста допустимо применение индивидуальных макетов.

Переплести книгу можно в домашних условиях - это не сложно, но требует некоторых знаний и навыка. Давайте разберемся, как это сделать.

Для начала давайте разберемся с размерами и терминологией. Чтоб книга стояла на полочке вместе с другими книгами, нужно для начала знать стандартные размеры книг. Вот некоторые самые распространенные форматы:

Формат 60x90/8 (А4)
обрезной формат 210x297 мм,
часто используется размер 210x290 мм или 210x280 мм.

Формат 60x90/16 (А5)
обрезной формат 140x210 мм,
часто используется размер 140x205 или 140x200 мм.

Формат 60x90/32
обрезной формат 105x140 мм.

Формат 70x100/12
обрезной формат 215x215 мм.

Формат 70x100/16
обрезной формат 170x240 мм,
часто используется размер 165x235 мм.

Формат 70x90/16
обрезной формат 160x210 мм.

Формат 70x100/32
обрезной формат 110x160 мм, часто используется размер 105x160 мм.

Формат 84x108/32
обрезной формат 125x200 мм.

Под обрезным форматом книги понимается высота и ширина книжного блока.

Немного терминов:

Ляссе - тесьма, которую приклеивают одним концом к корешку книжного блока, а всю остальную часть прокладывают между страницами блока так, что другой конец выступает за нижний обрез блока.

Бинты - выпуклые поперечные полосы на корешке старинных кожаных переплетов, которые иногда имитируются в переплетах современных книг с помощью конгревного тиснения.

Каптал - это цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока чтобы их скрепить, защитить и в целом упрочнить книжный блок. Кроме того каптал служит элементом внешнего художественного оформления.

Форзац - конструктивный элемент издания в переплете, основное назначение которого - скреплять, соединять книжный блок с переплетной крышкой, а дополнительное - служить художественным элементом внешнего оформления. Запечатанный форзац может быть фоновым, декоративно-орнаментальным, сюжетным и текстовым.

Существет несколько видов переплета:

1. Переплет тетрадей - так в основном делают в типографии. Яркие образцы того - ежедневники. Если у вас есть старый ежедневник или записная книга, посмотрите, как она сделана, скорей всего она состоит из нескольких тетрадок, сшитых между собой.

2. Переплет листов пропилами - так легче всего сделать в домашних условиях, так переплетают книги из серии дешевых детективов)). Недостаток этого метода заключается в том, что при разворачивании книги на полную, произойдет ее разлом и, как следствие из разломов будут вылетать листы.

3. Переплет "ласточкой" - также, как и пропилами, но пропилы делаются под углом 45 градусов.

Этот и предыдущий метод относится к шитью книжных блоков бесшвейным способом. Приемы такого шитья используют при изготовлении книжных блоков из листового материала, например из машинописных листов.

Итак на сегодня все. Шить, резать и клеить будем в продолжении статьи... читайте продолжение.

Слово из 6 букв, первая буква - «Ф», вторая буква - «О», третья буква - «Р», четвертая буква - «З», пятая буква - «А», шестая буква - «Ц», слово на букву «Ф», последняя «Ц». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Ничего не болит, А всё стонет. Показать ответ>>

Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайный анекдот:

Познакомились на банкете двое хоpошо подвыпивших "новых pyсских", нy и начали хвастаться дpyг пеpед дpyгом своими yспехами. Дошли и до сексyальных подвигов. Один, значит, показывая pyкой, говоpит:
- Вон, видишь блондинкy с огpомным бюстом - это моя жена, а вон, видишь бpюнеткy с ногами от зyбов - это моя любовница!!!
Втоpой "новый pyсский" смотpел, смотpел на всё это своими хмельными, слабосообpажающими глазами и изpёк в ответ:
- Стpанно, а y меня почемy-то всё наообоpот?!

а)Знайте же,что ничего нет выше и сильнее,и здоровее,и полезнее впредь для жизни,как хорошее какое-нибудь вспоминание,и особенно вынесенное ещё из детства,из родительского дома....
б)"... Старый ли ты, усталый ли, занятый ли ты человек бросай всё и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь...
в)" мне в первый раз пришла в голову ясная мыслю о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живет на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нам и даже не имеющих понятий о нашем существовании"
г)"Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их, я должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное...
д) " ...Тут и самолюбие, и..ну, может быть, не самодисциплина, а нечто врожденное, перешедшее от деда и правда, ну...порядочность, что ли...
Определите основную мыслю, которая объединяет эти как будто столь различные высказывания.

Выписать самое главное Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она,

наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Ломоносов - самый известный российский просветитель, родился в бедной крестьянской семье зимой 1711 года. С малых лет Михаил помогал своему отцу-помору, плавая с ним на судах по Белому морю и в Северо-Ледовитый океан. Обладая природной тягой к знаниям, Михаил Васильевич уже в 14 лет обучился грамоте, прочитав все доступные ему на тот момент книги.

Понимая, что «выйти в люди» в своей приморской деревеньке Мишлинская не возможно, Ломоносов отправляется в Москву (1730г). Где через год, пойдя на обман, (Михаил Васильевич выдает себя за дворянина) поступает в Московскую академию. Ломоносов краткое сообщение Здесь он получает хорошую подготовку, в совершенстве овладев латынью и другими науками.

В 1736 году Ломоносова переводят в университет при академии наук в Петербурге, откуда его отправляют учиться на 3 года в Марбургский университет (Германия). Затем Ломоносов продолжает свое образование в Фрайбурге, где углубляется в физику и химию. В этих науках, впрочем, как и в астрономии, геологии, географии и других науках, Михаил Васильевич сделал много открытий, некоторые из которых легли в основу исследований будущих поколений. Так, Ломоносов открыл наличие у Венеры атмосферной оболочки, обозначил основы литературного русского языка, внес огромный вклад в молекулярную теорию тепла.

Вернувшись в Россию в 1741 году, Ломоносов быстро становиться профессором химии в академии, которую он закончил несколько лет тому назад в Петербурге. Через 7 лет после возвращения на Родину, Ломоносов создает свою первую химическую лабораторию, где многие приборы для исследований создает самостоятельно.

Начиная с 1742 года, Ломоносов читает лекции в Академии наук. Эти публичные лекции Михаил Васильевич ведет исключительно на русском языке, считая многих иностранцев, работавших рядом с ним, «неприятелями наук российских». В 1755 году выходит одно из выдающихся работ Ломоносова - "Российская грамматика", первое публичное издание по русскому языку, получившее широкую известность. В этом издании Михаил Васильевич дает четкое разделение светского и церковного языка. Огромное значение имеют труды Ломоносова, направленные на создание русской стилистики.

Талант этого великого человека проявился и в поэзии. Ломоносов краткое сообщение Михаил Васильевич за всю свою жизнь написал много очень красивых произведений, которые приурочил к важным государственным событиям в России. Его оды изобилуют патриотическими нотами, восторженными метафорами и риторическими вопросами. Известен Ломоносов и по надписи на статуи Петра Великого, в которой он выразил свое восхищение царю-реформатору, ведь без этих реформ бедный мальчик-помор Михайло Ломоносов не смог бы стать одной из знаковых фигур в истории России. Умер Михаил Васильевич в 54-ти летнем возрасте. Его похороны состоялись на Лазаревском кладбище (Александро-Невская лавра) 8 апреля 1765 года. Ломоносов краткое сообщение

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

1. Назовите элементы пьесы, в которых главные герои утверждают свою точку зрения на «век нынешний и век минувший».

2. Какие черты характера обнаруживают герои (Молчалин, Софья) в сцене объяснения после падения Молчалина с лошади. (Докажите в 5-6 предложениях).
3. Какие сословия современной автору России отображены в пьесе?
4. Для чего в пьесе используются говорящие фамилии?
5. Назовите термин, которым в литературоведении называют следующие реплики:
Где лучше? Где нас нет!
Шел в комнату – попал в другую.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Смешенье языков: французского с нижегородским.
Ах, злые языки страшнее пистолета…
УКАЖИТЕ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ РЕПЛИКИ.

6. По какой причине Репетилов не «взял» за женой приданного и не поднялся по службе?
7. Напишите развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете название комедии?