Психология изучения профессиональных предпочтений старшеклассников. Конференция для старшеклассников «Парад профессиональных предпочтений. Типы профессиональных предпочтений старшеклассников

  • 18.04.2020

К концу старшего подросткового возраста у школьника возникают достаточно устойчивые мотивы, связанные с его представлениями и намерениями относительно своей будущей жизни и деятельности.

Понимание мотивации употребляется в 2-х смыслах:

1. Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.

2. Мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами - мотивирование .

Понимая мотив, в общем, как сложное психическое образование, А.В. Ермолин включает в его содержание и потребность, и цель, и побуждение, и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять следующие функции: побудительную, направляющую, смыслообразующую, стимулирующую .

Исходя из анализа психологических представлений о мотивации при всех разночтениях - понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребности - не вызывает сомнения.

Именно мотив определяет смысл того, что делает человек. Это подводит человека к необходимости определить свое место в социуме. С другой стороны, мотив как подчиненный цели в качестве действий, в определенной сфере Деятельности заставляет человека вырабатывать общие принципы, способные проявлять себя.

Выбор профессии, как смысловая вертикаль в профессиональном самоопределении сводится к мотивационной лестнице предпочтений тех или иных мотивов деятельности, которая выстраивается, складывается в реальном контексте жизни и деятельности человека. Если, на наш взгляд, отсутствует один из элементов в «связке» мотив - цель - способ достижения цели, или недостаточно представлен, то возникает неполноценное намерение, работающее на поддержание состояния, мешая выполнению основной функции системы регуляции актуального поведения.

Выяснив свои достоинства и недостатки, учащийся должен принять твердое решение сделать все возможное для развития достоинств и устранения недостатков. Готовность к изменениям будет выше, если этому способствует ценностно-ориентированная структура .

Это возможно, если соотнести условия со своими объективными возможностями и желаниями, если учащийся полагает, что выдвинутые по отношению к нему условия являются объективно-необходимыми для преодоления трудностей.

А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов .

Внешние мотивационные факторы:

1) факторы давления - рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);

2) факторы притяжения-отталкивания - примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);

3) факторы инерции - стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).

Внутренние мотивационные факторы:

1) собственные мотивационные факторы профессии - предмет труда; процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие - однообразие деятельности, детермированность - случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный - коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;

2) условия труда - физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат);

3) возможности для реализации внепрофессиональных целей - возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения .

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. В интересах данной работы рассмотрим первую. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции -- всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора будущей профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов: 1) общая мотивация; 2) романтика профессий; 3) научно-познавательные мотивы; 4) мотивы общественной значимости профессии; 5) ссылка на пример;

В другом случае рассматриваются: 1) осознание перспективности избранной профессии; 2) учебные и внеклассные интересы; 3) желание приносить пользу; 4) влияние родных и знакомых;

В третьем случае отмечаются: 1) мотивы общественной пользы профессии; 2) мотивы психологического характера; 3) мотивы подражания; 4) внешние признаки профессии; 5) интерес к самой профессии и т.д.

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: 1) социальные мотивы; 2) моральные мотивы; 3) этические мотивы; 4) познавательные мотивы; 5) творческие мотивы; 6) мотивы, связанные с содержанием труда; 7) материальные мотивы; 8) престижные мотивы; 9) утилитарные мотивы .

В каждый момент времени на развитие мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1. Настоящее: объективная действительность и условиядеятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2. Прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3. Будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на самоопределение старших школьников в выборе профиля обучения занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место -- педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место -- влияние семьи. Пятое место -- учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место -- внеклассная работа. Седьмое место -- организации. Восьмое место -- общественно-полезный и производственный труд. Девятое место -- внешкольная работа .

Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Старший школьник же уже стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет .

Выбор предмета будущей деятельности -- это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность - деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно .

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность профориентационной работы, направленной на оказание помощи учащимся. Старший школьник нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать такое направление деятельности, которое выделяло бы его в глазах окружающих и приносило бы ему эмоциональное удовлетворение. Это позволяет ему найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь успеха является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения.

дипломная работа

1.3 Мотивы профессиональных предпочтений

К концу старшего подросткового возраста у школьника возникают достаточно устойчивые мотивы, связанные с его представлениями и намерениями относительно своей будущей жизни и деятельности.

Понимание мотивации употребляется в 2-х смыслах:

1. Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.

2. Мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами - мотивирование .

Понимая мотив, в общем, как сложное психическое образование, А.В. Ермолин включает в его содержание и потребность, и цель, и побуждение, и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять следующие функции: побудительную, направляющую, смыслообразующую, стимулирующую .

Исходя из анализа психологических представлений о мотивации при всех разночтениях - понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребности - не вызывает сомнения.

Именно мотив определяет смысл того, что делает человек. Это подводит человека к необходимости определить свое место в социуме. С другой стороны, мотив как подчиненный цели в качестве действий, в определенной сфере Деятельности заставляет человека вырабатывать общие принципы, способные проявлять себя.

Выбор профессии, как смысловая вертикаль в профессиональном самоопределении сводится к мотивационной лестнице предпочтений тех или иных мотивов деятельности, которая выстраивается, складывается в реальном контексте жизни и деятельности человека. Если, на наш взгляд, отсутствует один из элементов в «связке» мотив - цель - способ достижения цели, или недостаточно представлен, то возникает неполноценное намерение, работающее на поддержание состояния, мешая выполнению основной функции системы регуляции актуального поведения.

Выяснив свои достоинства и недостатки, учащийся должен принять твердое решение сделать все возможное для развития достоинств и устранения недостатков. Готовность к изменениям будет выше, если этому способствует ценностно-ориентированная структура .

Это возможно, если соотнести условия со своими объективными возможностями и желаниями, если учащийся полагает, что выдвинутые по отношению к нему условия являются объективно-необходимыми для преодоления трудностей.

А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов .

Внешние мотивационные факторы:

1) факторы давления - рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);

2) факторы притяжения-отталкивания - примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);

3) факторы инерции - стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).

Воспитание школьников средствами классического джаза

Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу»...

Методика подбора музыкальных произведений в физическом воспитании населения разных возрастных групп

физический воспитание музыка Выразите, пожалуйста, своё отношение к современной музыке, используя ответы, наиболее точно отражающие ваше мнение. Если ни один из них не соответствует вашей позиции...

Методика преподавания аппликации соломкой в кружковой деятельности с детьми младшего школьного возраста (на примере работы кружка "Аппликация соломкой")

Орнаментальные композиции используются в декоре изделий, не всегда являются плодом фантазии авторов. Имея глубокие символические корни орнамент обретает в современном творчестве смысл и сюжет. Подобно мастерам далёкого прошлого...

Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. 1.Мотивы общения: -учащиеся, совместно решая учебные задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей...

Мотивация учения у младших школьников

«В системе мотивов - пишет А.И. Божович, - побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности...

Мотивы художественной деятельности. Влияние изобразительного искусства на развитие эмоций и чувств ребенка

Все формы творческой активности художника подчинены одной цели - созданию произведения искусства, предвосхищением возможных действий, которые призваны привести к этому результату...

Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности...

Особенности эмоциональных реакций дошкольников

Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. (3, с...

Проблема детской лжи в психологической науке

Как нам быть, что сделать, если ребёнок нам врет? Прежде всего, стоит задуматься, зачем он этот делает. Какую выгоду он для себя извлекает, когда врет? Ведь есть какая - ни будь причина, заставляющая его врать. Ребенок лжет, пытаясь, таким образом...

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии...

Профессиональные деструкции педагога

Профессиональные деструкции педагога

Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей...

Профессиональные ценности современного учителя начальных классов

Классификация профессиональных педагогических ценностей Термин "профессиональные ценности" нередко используется в педагогической литературе, однако, на данный момент нет четкого определения представленного понятия...

Профилактика злоупотребления наркотиками и внедрение здоровьесберегающих технологий в молодежной среде

Чтобы бороться с наркоманией, надо, прежде всего, знать причины и условия, ее порождающие. Откуда она появилась? Кто подвержен этой болезни? Знаток социологии преступности профессор А. Габиани выяснил...

Формирование педагогических способностей

Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Задачи программы. 1. Обучение умениям и навыкам установления контактов. 2. Обучение этике делового взаимодействия. 3. Помощь в обретении собственного речевого стиля. 4...

1

1 Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Создание целостной системы профессиональной ориентации является задачей государственной важности. От того, насколько будут решены проблемы самоопределения, самореализации и раскрытия творческого потенциала молодежи, зависят общегосударственные показатели достижения профессионализма и профессиональной компетентности граждан России. Это говорит о важности профориентационной работы, которая должна осуществляться на многих уровнях и обеспечивать качественную подготовку школьников и абитуриентов к получению профессионального образования. Изучение профориентационной направленности молодежи отражает интересы личности, общества и государства. В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения выпускников школ Закамского региона Республики Татарстан, изучения представлений старшеклассников о выборе профессии и путях самоопределения, проанализировано воздействие тех или иных факторов на этот выбор, показана потребность в принадлежности к профессиональной группе городских и сельских девушек и юношей и др.

исследовательская и художественная

конвенциальная

практическая

социальная

профессиональные группы: предпринимательская

профессиональная ориентация

профессиональное самоопределение

профессиональный выбор

1. Бутковская С.А. Становление идентичности в процессе профессионального самоопределения: дис. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2007. – 202 с.

2. Нургатина О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки менеджера в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 123 с.

3. Кобазова Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников // Вестник Северо-Восточного федерального Университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Т. 6. – №. 2. – С. 84–88.

4. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 237–249.

5. Щавлинский Ю.А. Детерминанты профессионального выбора молодежи среднего города России: социокультурный анализ: дис. … канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – 146 с.

Введение

Профессиональный выбор и акме достижения человека - два неразрывных вектора на жизненном пути человека. От них во многом зависят успехи в жизни и признание, психическое и физическое здоровье. Ученые утверждают, что одним из факторов, который обусловливает успех человека в условиях социально-экономических изменений, является его социально-профессиональная самореализация. Профессия становится неоспоримой ценностью, определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т. п. .

Вопросы о своем предназначении, возможностях и способностях очень остро встают перед современными школьниками. Современные условия жизни, социальные изменения, связанные с реформированием экономики и системы образования, оказали влияние на ценностные ориентации и жизненный путь молодых людей, предъявили к ним жесткие требования - выработать умение самостоятельно и безошибочно определять свой жизненный путь, осуществлять выбор профессии. Эти умения формируются на этапе завершения обучения в школе. Прохождение через Единый государственный экзамен (ЕГЭ) мобилизирует детей, обучает рациональному распределению сил, максимально развивает способности и волевые качества.

Выбор профессии всегда связан с профессиональными интересами, мировоззрением и идеалами. Закономерно, что учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, на который оказывают влияние субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы, многие из которых стали особенностью современности. Среди них - так называемая «проблема выживания вузов» и борьба за потенциального абитуриента, что оказывает негативное воздействие на выбор старшеклассникамиучебного заведения.

В этой связи актуальными становятся труды отечественных ученых по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной направленности: Беспалько В.П., Бодрова В.А., Вербицкого А.А., Гуревича К.М., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Кричевского Р.Л., Митиной Л.М., Поваренкова Ю.П., Пряжникова Н.С., Самоукиной Н.В., Смирновой Е.Э., Ядова В.А. и других . Во многих исследованиях доказано, что люди, выбирающие будущую профессиональную деятельность в соответствии со своими интересами, дольше остаются в выбранной профессии по сравнению с теми, кто выбирает профессии, не связанные с их интересами .

Сегодня у выпускников школ преобладает ориентация на получение высшего образования, которая выступает отправным пунктом их социально-профессионального самоопределения. Такая доминанта естественна, она соотносится как с возросшей ролью образования в жизни общества в целом, так и с важнейшими факторами достижения человеком жизненных целей. Вариативность системы образования, постановка перед молодежью в качестве социального ориентира определения своего места в социальной системе, обусловливающего социальный статус, материальное положение, социальные роли и связанный с этим жизненный успех, являются условиями для самореализации и самоутверждения современной личности.

В связи с этим перед педагогами, родителями и детьми встают вопросы о самоопределении, об особенностях выбора учебного заведения, гендерной траектории профессионального развития и др. Как показывает практика, даже после сдачи документов в образовательное учреждение, абитуриент все еще находится в стадии оптанта.

В данной работе изучаются представления старшеклассников о выборе профессии и путях самоопределения, анализируется воздействие тех или иных факторов на этот выбор, показана потребность девушек и юношей в принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Методы и организация исследования

Нами было проведено исследование в 186 общеобразовательных школах (из них 30 сельских и 156 городских), посвященное изучению особенностей профессиональной ориентации, профессионального выбора и самоопределения выпускников школ Закамского региона Республики Татарстан, в котором приняли участие школьники 11-х классов в количестве 531 человека в возрасте 16-17 лет (261 юношей, 270 девушек). Из них: городские школьники - 420 человек (209 юношей и 211 девушек), сельские - 111 человек (52 юноши и 59 девушек).

Измерение профессиональных интересов проводилось с помощью анкетирования и контент-анализа. Для контент-анализа была взята за основу методика «Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла» (Strong-Campbellinterestinventory), которая позволила диагностировать предпочтения старшеклассников в областях, имеющих отношение к разнообразным профессиям, необходимым при выборе и планировании образовательной и профессиональной траектории. Методика имеет шесть шкал с описанием основных групп профессиональных интересов (предпринимательская, социальная, практическая, конвенциальная, исследовательская и художественная) и ряд вспомогательных показателей, которые использовались нами для интерпретации результатов. Для сопоставления данных по частоте встречаемости интересующих нас признаков был использован критерий углового преобразования Фишера.

Для выявления ряда особенностей профессионального выбора старшеклассников авторами статьи была составлена анкета, которая позволила изучить состояние профориентационной работы в современной школе.

Данное исследование позволило проанализировать результаты по следующим направлениям:

  • наиболее предпочитаемые профессии и профессиональные группы старшеклассников данного региона с выделением их гендерных различий;
  • профессиональные группы старшеклассников по территориальному признаку;
  • отдельные факторы и условия выбора профессии старшеклассниками.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования определены наиболее престижные, с точки зрения абитуриентов, высшие учебные заведения Республики Татарстан: Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казанский государственный технологический университет, Институт экономики, управления и права, Нижегородский государственный лингвистический университет и Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. В России самыми предпочитаемыми и престижными вузами были названы Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (Университет) и др.

Наиболее значимыми условиями выбора старшеклассниками учебного заведения выступают:

  • наличие бюджетных мест (юноши - 63 %, девушки - 33 %);
  • стоимость оплаты за обучение (юноши - 50 %, девушки - 50 %);
  • наличие различных форм обучения и направлений (юноши - 60 %, девушки - 40 %).

Меньше всего они обращают внимание на такие показатели, как государственная аккредитация, наличие послевузовского образования, востребованность вузовских специальностей на рынке труда, наличие условий для обучения.

В соответствии с предпочтением той или иной профессиональной среды или условий будущей деятельности нами в ходе исследования были классифицированы профессиональные группы старшеклассников.

Выявлено, что мужские и женские выборки различаются по своей профессиональной принадлежности. Так, для юношей основные достижения измеряются профессиональными успехами в практической и предпринимательской активности, при этом девушки направлены на социальную сферу. Равномерно представлены практическая и предпринимательская группы. Полученные данные подтверждают наличие полоролевых закономерностей в сфере профессиональных интересов и различий в понимании своего жизненного предназначения (рис. 1).

Рис. 1. Профессиональные группы юношей и девушек

Как показало исследование, выпускники школ предпочитают выбирать те профессиональные сферы, которые позволят им в дальнейшем реализовать свои умения и способности, дадут возможность выполнять определенные социальные роли и добиваться реализации смысложизненных программ. Интерес в этом плане представляют профессиональные предпочтения учащихся по территориальному признаку (рис. 2).

Старшеклассники, проживающие в городской местности

Старшеклассники, проживающие в сельской местности

Рис. 2. Профессиональные группы старшеклассников, проживающих в городской и сельской местности

Как видно из рисунка 2, в профессиональном выборе учащихся городской и сельской местности доминируют три профессиональные группы: практическая, социальная и предпринимательская (данные представлены в соответствии с их ранговым положением). При этом данная детерминация существенно не зависит от типа поселения, в условиях которого осуществлялся профессиональный выбор.

Старшеклассники хотят работать в следующих сферах:

  • практическая (инженер, строитель, менеджер, агроном, технолог и т.п.);
  • социальная (учитель, преподаватель, государственный служащий и т.п.);
  • предпринимательская (экономист, банкир, торговый работник, бизнесмен и т.п.).

Исследование выявило минимальный интерес к профессиям, относящимся к художественной группе (дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.). В большей степени данный феномен наблюдается у школьников из сельской местности или небольших городов, находящихся вдали от крупного культурного центра. Причину такого явления можно также объяснить отсутствием художественных, музыкальных школ, творческих студий и др. Предполагаем, что такого рода показатель является достаточно закономерным, но он не должен приниматься как закономерность. Общество как система функционирует и развивается, обеспечивая разностороннее развитие своих граждан.

Обращает на себя внимание слабый интерес школьников к конвенциальной профессиональной группе, связанной с канцелярской работой. По всей видимости, в сознании многих старшеклассников проявляется ориентация на высокую доходность выбираемой профессии и ее престиж в обществе, что не связано с признанием профессий конвенциальной группы.

В отношении выбора профессий из исследовательской группы (ее выбирают 7,6 % выпускников, проживающих в городской местности и 8,1 % - проживающих в сельской местности) можно предположить, что выпускники школ имеют слабое представление об особенностях трудовой деятельности в научном секторе, поэтому интерес к науке на данном этапе жизни пока еще не проявился.

Результаты исследования особенностей профессиональных групп юношей по территориальному признакупредставлены на рисунке 3.

Юноши, проживающие в городской местности

Юноши, проживающие в сельской местности

Рис. 3. Профессиональные группы юношей, проживающих в городской и сельской местности

Исследование показало общую тенденцию в выборе профессий из практической и предпринимательской групп. Выявлена предрасположенность юношей сельской местности к социальному и конвенциальному роду занятий. Существенно различаются интересы юношей в отношении профессий из художественной группы: выбор профессий данной группы респондентами, проживающими в сельской местности,равен нулю, по сравнению сгородскими юношами.

Профессиональные интересы девушек-старшеклассниц по территориальному признаку представлены на рисунке 4.

Девушки, проживающие в городской местности

Девушки, проживающие в сельской местности

Рис. 4. Профессиональные группы девушек, проживающих в городской и в сельской местности

Значимых различий между девушками города и села не выявлено. Девушки предпочитают выбирать профессии из социальной группы, так как мерилом выбора профессии для девушек, в первую очередь, выступают «взаимоотношения с другими людьми», «стремление учить», «воспитывать». Однако, как показывает практика, большинство из них в дальнейшем остаются работать в конвенциальной профессиональной группе.

В ходе исследования был использован критерий углового преобразования Фишера. Значимые различия получены:

  • между городскими и сельскими юношами в художественной профессиональной группе (p£0,01);
  • между городскими юношами и девушками города в практической (p£0,01) и социальной (p£0,01) профессиональных группах;
  • между сельскими юношами и девушками в практической (p£0,01), художественной (p£0,01) и конвенциальной (p£0,01) профессиональных группах.

Анкетирование выпускников школ позволило нам получить ответы на некоторые вопросы, связанные с их профессиональным самоопределением. Выявлено, что при выборе профессии основным мотивом выступают интерес к дисциплине и академическая успеваемость по профилирующему предмету.

Сегодня, когда в системе образования произошли существенные изменения, акцент ставится на подготовку школьника к ЕГЭ, которую учителя сводят к углубленному изучению своих предметов, не учитывая роли профессионального ориентирования ученика. Исследование выявило противоречие между необходимостью создания целостной системы акмеологического и психолого-педагогического сопровождения при выборе профессии детьми и реальным положением профориентационной работы в школе. Считаем, что такого рода работа должна начинаться задолго до сдачи ЕГЭ и определения учеником профессионального учебного заведения. Именно с этим связано то, что у 89 % опрошенных присутствует страх перед сдачей ЕГЭ и заниженная оценка своих знаний по профильному предмету (даже у успешных школьников).

Выбирая вуз, старшеклассники отдают предпочтение внешним признакам: отдаленность от дома, освобождение от воинской службы, наличие бюджетных и внебюджетных мест, престиж вуза и др., хотя внутренний фактор, такой как соответствие способностей и личностных качеств выбираемой профессии, должен играть в данном случае доминирующую роль.

В ходе исследования было также выявлено, что школьники имеют слабые представления о современных профессиях, не умеют соотносить свои способности с конкретными видами деятельности. Обнаружена низкая осведомленность детей о каналах и средствах приобретения информации о вузах. Выбор учебного заведения старшеклассником осуществляется «по цепочке» за референтно-значимым учащимся класса, а при выборе профессии у школьников преобладают узкопрактические мотивы. Имеет место увлеченность учителей личным престижем, результатом собственной работы. Большую роль играют социальные стереотипы и сложившиеся семейные сценарии, ограничивающие ребенка в выборе.

Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что среди выпускников школ имеются те, кто не определился с последующим профессиональным направлением, что свидетельствует о трудностях личностного самоопределения, понимания своего жизненного предназначения (табл.).

Неопределившиеся старшеклассники

Количество

городские

сельские

городские

сельские

1. У современных школьников существуют трудности профессионального и личностного самоопределения, вызванные объективными и субъективными причинами.

2. Необходимо усилить информационное направлениев профориентационной работе со школьниками, особенно ознакомление учащихся с профессиограммами современных профессий, с условиями труда и реальной заработной платой специалистов различного уровня и перспективами карьерного роста. Необходимы сведения по мониторингу рынка труда и его изменениям в перспективе (особенно в регионе проживания).

2. Акмеологическое и психолого-педагогическое сопровождение профориентационных мероприятий должно быть ориентировано на использование активных методов, полезность и целесообразность которых показывает практика.

3. Устаревшие и не отвечающие современным требованиям диагностические методики должны быть обновлены в соответствии с условиями современной жизни. Профессиональная диагностика и консультирование должны иметь личностно-ориентированный характер.

4. Необходима преемственность в системе «школа - вуз» в организации совместной деятельности по оказанию помощи в подготовке абитуриента к поступлению в вуз и дальнейшей адаптации первокурсника.

5. Должна быть активизирована работа по обучению учителей, психологов и других специалистов, отвечающих за профориентацию, приемам оказания помощи школьнику при выборе профессии.

6. Необходим систематический анализ профориентационной работы школ, вузов, ознакомление с его результатами всех субъектов образовательного процесса.

7. В работе с детьми следует уделять внимание гендерным особенностям, профессиональным предпочтениям по территориальному признаку, специфике выбора профессиональных групп.

Все это предполагает разработку и внедрение в практику новых профориентационных проектов, программ и технологий, адекватных требованиям инновационной экономики.

Таким образом, можно констатировать, что проблема профессиональной ориентации школьников продолжает оставаться весьма дискуссионным полем и в силу сложившихся социально-экономических условий в нашей стране требует особого внимания.

Рецензенты:

Голубева Г.Н., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе и внешним связям Набережночелнинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челны.

Передельский А.А., д.п.н., к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Нургатина О.Н., Соломахин О.Б., Султанова Н.Д. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12910 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение 3

1. Теоретический анализ проблемы влияния социальных стереотипов на формирование профессиональных предпочтений старшеклассников 8

1.1Социальный стереотип, понятие, функции 8

1.2 Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения 21

1.3 Особенности профессиональных предпочтений в старшем школьном возрасте 33

2. Эмпирическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников на основе социальных стереотипов 43

2.1 Описание выборки и методик исследования 43

2.2 Обсуждение результатов исследования, выводы 49

Заключение 64

Список литературы 69

Приложения 79

Выдержка из текста

Гипотеза исследования: профессиональные предпочтения старшеклассников определяются внешней мотивацией — высокий заработок, престиж профессии, возможность продвижения по службе и др., в связи с чем они имеют связь с такими стереотипами, как «карьерист», «деловой человек», «лидер».

Научное исследование социальных стереотипов предполагает получение ответов как минимум на два вопроса:

1. какие функции выполняют стереотипы в обществе;

2. как осуществляется их принятие или отвержение различными группами людей.

Методологическая основа исследования. Особенности подросткового возраста рассматривали и изучали в своих работах Л.И. Божович, Л.C. Выготский, B.B. Давыдов, И.B. Дубровина, И.C. Кон, M.C. Неймарк, Д.Б. Эльконин и др.

Профессиональное самоопределение начинается у человека далеко в детстве, когда ребенок примеряет на себя различные профессиональные роли, и охватывает практически все возрастные этапы жизни человека. На профессиональный выбор старшеклассника влияет множество факторов, главным из которых является семья, т. Характер взаимоотношений родителей и детей обуславливает различное влияние на их профессиональный выбор, которое может быть как позитивным, так и негативным для личности ребенка, именно поэтому при проведении профориентационной работы со старшеклассниками необходимо учитывать степень влияния родительских отношений на их профессиональное самоопределение и на основе этого ориентировать ученика в правильное для него направление.

В эпоху научно-технической революции вопрос профессиональной ориентации членов общества стоит особенно остро, приобретает значимость подготовка школьников к выбору будущей профессии в соответствии с требованиями социума, а также личным потенциалом учащихся, их способностями и склонностями. В своей работе мы будем изучать профессиональные интересы старшеклассников в современном обществе

Институциональные основы функционирования рыночной экономики. Институциональное устройство характеризуется определенными социальными институтами, которые выступают в форме организации, регулирования и упорядочения общественной жизни, а также поведения людей.

Теоретической базой исследования послужило действующее законодательство Российской Федерации в области конституционного права, учебники и учебные пособия по конституционному праву, монографии и публикации в периодической печати. Были использованы работы таких авторов, как: С. А. Авакьян, И. А. Александрова, А. Г. Антипьев, К. А. Антипьев, М. В. Баглай, М. С. Брусянина, И. Бушмин, Ю. В. Васильева, Э. В. Габрелян, С. Ю. Глазьев, П. К. Гончаров, Э. Ф. Гумерова, Т. С. Гусева и др.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости. Цель работы — изучение влияния составляющих социосистемы на социальное страхование.

Ответы на билеты

тесты с ответами

Методологическую основу написания работы составили труды ведущих ученых-экономистов по проблемам мотивации и стимулирования работников предприятий и организаций к эффективной деятельности, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров. В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа, статистические, специальные социологические и экономико-математические методы.

Стараясь найти ответ на эти вопросы, философы активно использовали идеи своих предшественников об обществе как аналоге государства, в результате чего появилось учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества. Государство представляет собой рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого ими добровольно передаётся часть собственной свободы и власти государству.

Расчет стоимости материалов производится на основе данных таблицы.

2) отношение доли, занимаемой предприятием на рынке, к доле кон- курента.

Список литературы

1. Ананьева, Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков / Т.В. Ананьева // Методист. — 2009. — № 3. — С. 53- 56.

2. Андреева, Л.И. Педагогические технологии в мультикультурном образовательном пространстве, ориентированном на профессиональное самоопределение школьников: практ.-ориентир. моногр. / Л.И. Андреева; Департамент образования мэрии г. о. Тольятти, Тольят. гос. ун-т. — Тольятти: ТГУ, 2009. — 179 с.: ил.

3. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 28−33.

4. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В.Бабаева. — Воронеж, 2000.

5. Баранова, В. Помощь подросткам в профессиональном самоопределении / В. Баранова // Сельская школа. — 2010. — № 1. — С. 44- 51.

6. Баранова, Т.С. Девиантное поведение подростков — трудности социализации / Т.С. Баранова // Психология и школа: ежеквартальный научно-практический журнал / ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. — 2005. — № 3. — С. 3- 21.

7. Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие — М.: Дело, 2001. — 240 с.

8. Батасова, Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних // Школьные технологии. — 2000. — № 4. — С. 73−83.

9. Батенева, О.В. Дополнительное образование детей — важный фактор профессионального самоопределения / О.В. Батенева // Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом и юношеском возрасте: традиции и инновации. — Шадринск, 2009. — С. 103- 108.

10. Белов, В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов // Психология здоровья (школьный возраст).

— СПб.: СПбГУ, 2008. — С. 238- 281.

11. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и общество: (ученые записки НИИКСИ).

  • Л.: изд-во Л. ун-т. — вып. 9. — 1971, с.152

12. Ведешкин, Н.А. Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение / Н.А. Ведешкин // Молодые ученые — московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис и др. — М.: МГППУ, 2007. — С. 160- 161.

13. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. — М.: Владос, 2001. — 238,

14. Галишникова, М. Этапы профессионального самоопределения подростков / М. Галишникова // Прикладная психология и психоанализ. — 2006. — № 2. — С. 59- 64.

15. Гендер и профессиональное самоопределение. Общественные науки и современность // Регион. — 2007.

16. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Междунар. акад. пед. образования. — 3-е изд., перераб. — М.: Академия, 2004. — 271,

17. Горелова, Г. Г. Личность как объект и субъект воспитания / Г. Г. Горелова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности: материалы междунар. науч.-практ. конф.,

18. Грешнова, Я.Б. Личностные смыслы в профессиональной деятельности практикующих психологов / Я.Б. Грешнова. — Волгоград, 2011 // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14−16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 85- 88.

19. Дворянчиков, н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. — Т. 22. — 2001. — № 3. — С. 100−115.

20. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28−2911.2008 / ред. Н.А. Польская. — Саратов: Наука, 2008. — 370 с.

21. Демьянков В.З. Стереотип / Демьянков В.З. // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. — М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, с.178

22. Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции: сб. материалов Междунар. научно-практ. конф., 10 февраля 2006 г. / Кург. гос. ун-т. — Курган: КГУ, 2006. — 159 с.

23. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. — М.: Флинта, 2004. — 335 с.

24. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 329,

25. Зиновьева, Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема / Д.М. Зиновьева. — Волгоград, 2011 // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14−16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 183- 188.

26. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 287,

с.: табл.

27. Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане / В.В.Знаков // Вопросы психологии. — 1990. — № 4, с.107

28. Иванушкина, Н. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: психопед. подход / Н.В. Иванушкина // Актуальные проблемы воспитания и образования / Самарский гос. ун-т. — Самара: Самар. ун-т, 2009. — Вып. 9. — С. 71- 83.

29. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие — Мн.: ФУАинформ, 2003. — 138 с.

31. Кирикович, Т.Е. Жизненный план школьника как социально-личностная цель / Т.Е. Кирикович, Л.Л. Сабурова // Воспитание школьников. — 2011. — № 8. — С. 23- 26.

32. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. — М.: Сфера: Юрайт, 2001. — 159 с.

33. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 301 с.

34. Колесников, И.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / И.А. Колесников // Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом и юношеском возрасте: традиции и инновации. — Шадринск, 2009. — С. 131- 137.

35. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение / Г. И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218,

36. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д.В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.

37. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 274 с.

38. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Alma mater. — 2003. — № 4. — С.16−19.

39. Кособукова, О.В. Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии / О.В. Кособукова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2009. — № 1. — С. 92- 98.

40. Красило, Д.А. Эмпирические исследования особенностей реального самоопределения современной молодежи / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 2. С. 89−99.

41. Криволапова, Н.А. Профессиональное самоопределение обучающихся в новых социальных условиях / Н.А. Криволапова // Директор сельской школы: журнал. — 2009. — № 3. — C. 70- 86.

42. Кудрявцева, С. Личностный смысл мотивации / С. Кудрявцева // Учитель. — 2007. — № 4. — С. 38- 39.

43. Кузнецова, О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков / О.В. Кузнецова // Психол. наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 5- 16.

44. Леонтьев, А.Н. проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 675 с.

45. Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России / П.С. Лернер // Школьные технологии. — 2009. — № 3. — С. 14- 22.

46. Лишин, О. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей/ О. Лишин // Мир психологии. — 2002. — № 1. — С. 83- 99.

47. Лобова, Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения. Сборник научных статей. Часть 1. — Екатеринбург, 2003. С. 463−470

48. Лымарь, Н.А. Девиантное поведение обучающихся и социальный контроль в образовательном учреждении: проблемы и пути решения / Н.А. Лымарь // Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении: материалы научно-практической конференции, 21 февраля 2007 г. / ред. В.А. Бадил. — 2-е изд., исправ. — М., 2007. — С. 37- 45.

49. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

50. Муратова, А.А. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков / А.А. Муратова // Работа соц. педагога в шк. и микрор-не. — 2011. — № 5. — С. 4- 12: табл.

51. Нальгиева И.А. Психологические подходы к исследованию проблемы развития самоотношения в подростковом возрасте // Вестник ПГЛУ. - 2012. - № 3. - С. 234−237.

52. Немов, Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн.

2. Психология образования. — М.: Владос, 1995. — 604 с.

53. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие / Н.И. Непомнящая. — М.: Владос, 2003. — 188 с.

54. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования.: учеб, пособие / Р.В. Овчарова. — М.: Сфера, 2001. — 441 с.

55. Осипова, И.С. Девиантное поведение детей и подростков / И.С. Осипова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: ШГПИ, 2007. — 34 с.

56. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: Инфра-М, 2011. — 184 с.

57. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев 2000. — 143 с.

58. Парнов, Д.А. «Моя будущая профессия и карьера» / Д.А. Парнов, С.В. Жундрикова // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 59- 63.

59. Перина, С.В. Девиантное поведение подростков как объект изучения и профилактики социальных педагогов / С.В. Перина // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. Выпуск 35 / ред. И.Н. Грифцова. — М.: Прометей, 2006. — С. 188- 193.

60. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / в.А. Поляков // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 33−37, с.33

61. Простяков, В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В. Простяков // Юрид. психология. — 2011. — № 1. — С. 24- 26.

62. Профессиональное самоопределение личности // Возрастная психология / А. К. Белоусова и др.; под ред. А.К. Белоусовой. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — С. 465- 488.

63. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие. М.: Академия, 2013. - С. 209

64. Пряжников, Н.С. Пространство самоопределения: как помочь подростку найти себя и профессию / Н.С. Пряжников // Воспит. работа в шк. — 2007. — № 3. — С. 39- 46.

65. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. — М.: Академия, 2008. — 318,

66. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 351 с.

67. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2003. — 480 с.

68. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — Санкт — Петербург: Мастера психологии, 2000.

69. Реан А.А. Психология подростка: учеб. пособие. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - С. 480

70. Репецкий Ю.А. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю.А. Репецкий // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 177- 186.

71. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 440 с.

72. Селезнева, Е.В. Смысловые детерминанты самореализации / Е.В. Селезнева // Мир психологии. — 2010. — № 4. — С. 78- 91.

73. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 350 с.

74. Сидоров, Н.Р. Девиантное поведение несовершеннолетних — изменение ракурса рассмотрения / Н.Р. Сидоров // Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении: материалы научно-практической конференции, 21 февраля 2007 г. / ред. В.А. Бадил. — 2-е изд., исправленное. — М., 2007. — С. 12- 15.

75. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / П.А.Сорокин. — М., 1992, с.13

76. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. — М., 1998, с.11

77. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. -544 с.

78. Сторожева, Г. О. О профессиональном самоопределении учащихся / Г. О. Сторожева // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 37−44.

79. Тест Дж. Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., 2003. С.386−389.

80. Тоистева, О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. Тоистева // Социальная педагогика. — 2010. — № 1. — С. 50- 54.

81. Френкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. — СПб.: Питер, 2003. — 650 с.

82. Чернер, С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника / С.Л. Чернер // Школа. — 2000. — № 3. — С. 3−6.

83. Шамсутдинова, И.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. — 2008. — № 10. — С. 62- 69.

84. Шемшурина, А.И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность / А.И. Шемшурина // Воспитание школьников. — 2011. — № 5. — С. 60- 66.

85. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М., 1969, с.98

86. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П.Н. Шихирев. — М.: Наука, 1985, с.112

87. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников, М.: Педагогика, 2007. — 145 с.

88. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. — М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. — 928с.

89. Шнайдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. — 334 с.: ил.

90. Щедухина, Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников / Н.М. Щедухина // Вестн. Моск. ун-та. Сер.

20. Педагогическое образование. — 2011. — № 2. — С. 128- 133.

91. Щуркина, А.В. Девиантное поведение, его значение и профилактика в подростковом возрасте / А.В. Щуркина // Молодые ученые — московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис и др. — М.: МГППУ, 2007. — С. 152- 153.

92. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности / Ядов В.А. — Л., 1961, с.25

93. Яппарова, З.Р. О профессиональном самоопределении учащихся в профильных классах общеобразовательной школы и его поддержке / З.Р. Яппарова // Педагогическая диагностика. — 2010. — № 4. — С. 69- 88.

список литературы

Исследование профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте неразрывно связано с изучением профессиональных интересов и склонностей. Как отмечает в своей работе Л.А. Головей, профессиональное самоопределение – сложное психологическое образование, которое включает в себя познавательные интересы, жизненные ориентиры, профессиональную направленность и профессиональные планы . На связь профессионального самоопределения и интересов также указывают Е.Ю. Пряжникова и Т.А. Егоренко, говоря о том, что «выбор профессии может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям, стремлениям» .

Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов. Существенным в развитии интересов подростка, по мнению С.Л. Рубинштейна, является начинающаяся специализация и дифференциация интересов, их направленность на определенную область деятельности, профессиональную – литературу, технику, искусство, определенную научную сферу, совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростка .

В нашем исследовании приняли участие 2372 восьмиклассника из 49 образовательных комплексов Северного административного округа г.Москвы (1152 девочки и 1220 мальчиков). Для изучения интересов и профессиональных предпочтений обучающихся мы использовали методику «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой) и разработанную нами профориентационную анкету . Полученные данные показывают, что каждый третий мальчик и каждая пятая девочка еще не задумывались о выборе профессии, при этом среди девочек больше тех, кто сомневается в выборе профессии, а среди мальчиков тех, кто определился и уверен в своем выборе (Табл.1).


Таблица 1 Выбор профессии

мальчики

количество

количество

не задумывались о выборе профессии

сомневаются в выборе

определились и уверены в своем выборе

Девочки чаще, чем мальчики считают, что незнание своих способностей и возможностей является основной причиной, по которой они не могут определиться с выбором профессии (62,85% девочек и 50,74% мальчиков). Это может быть связано с тем, что девочки более тревожны и склонны к самоанализу. Плохое знание мира профессий в качестве причины затруднений в выборе профессии назвал каждый пятый подросток (19,7% девочек и 22,05% мальчиков).

Исследование интересов и профессиональных предпочтений подростков проводилось по модифицированной методике «Карта интересов». Методика предполагает оценку степени своего интереса к 17 различным профессиональным сферам по шкале от +2 (очень нравится) до -2 (совсем не нравится). На каждую сферу дается 5 утверждений. Таким образом, максимальный интерес выражается оценкой +10, полное отсутствие интереса оценкой -10. Анализ результатов исследования показал, что в ответах восьмиклассников имеются существенные гендерные различия. В среднем девочки в два раза чаще, чем мальчики выбирают области биологии и медицины, а также область иностранных языков, в четыре раза чаще – области педагогики и психологии, и в шесть раз чаще – область искусства. Мальчики отдают предпочтение точным наукам и технической сфере: в среднем в два раза чаще, чем девочки они выбирают области математики и физики, в шесть раз – область информационных технологий, в восемь раз – военное дело и спорт, в десять раз чаще области техники и транспорта (Табл.2).

Таблица 2

Распределение интереса восьмиклассников к профессиональным областям

Профессиональные области

мальчики

Максимальные положительные

ответы, количество человек

Максимальные положительные

ответы, количество человек

Биология

География, геология

Медицина

Физика, математика

Транспорт

Инфомационные технологии

Психология, педагогика

Военное дело, спорт

Филология, журналистика

Юриспруденция

Сфера обслуживания

Экономика

Иностранные языки

Искусство

Эти данные также подтверждаются результатами анкетирования. Подросткам было предложено выбрать область деятельности или знаний, которая больше всего их интересует, из приведенного списка. В два раза больше мальчиков выбирают область точных наук (математика, физика) – 39,75% , в то время как эту область выбрали 18,32% девочек. Гуманитарную область (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология) выбрали почти в два раза меньше мальчиков, чем девочек (20,74% мальчиков и 47,48% девочек). Также почти в два раза меньше мальчиков выбрали область искусства (музыкальное, театральное, изобразительное) – 15,33% мальчиков и 39,32% девочек.

Среди мальчиков, определившихся с профессией и уверенных в своем выборе, больше всего тех, кто выбрал профессию врача (ее называет каждый седьмой подросток). Следующие по популярности профессии – программист, повар, инженер, военный, машинист, автомеханик, юрист. Наиболее распространенная профессия у девочек – врач (ее назвала каждая четвертая девочка). Далее следуют профессии: архитектор, журналист, психолог, повар, учитель, ветеринар. Как мы видим из этих данных, профессиональные предпочтения подростков имеют гендерные различия – девочки в основном выбирают профессии, связанные с гуманитарной сферой, а мальчики – с областью техники и транспорта.

Нами был также проведен анализ наиболее предпочитаемых восьмиклассниками школьных предметов.

Оказалось, что на 10% девочек больше, чем мальчиков назвали самыми любимыми школьные предметы, относящиеся к гуманитарному циклу (русский язык, литература, иностранный язык). Точные науки (алгебра, геометрия) предпочитают на 10% девочек меньше, чем мальчиков, но такие предметы, как информатика и физика предпочитают в два раза меньше девочек, чем мальчиков. Девочки в два раза чаще мальчиков называют своими любимыми предметы, относящиеся к художественно-эстетическому циклу (ИЗО, музыка, мировая художественная культура). Таким образом, мы видим, что полученные с помощью различных методик данные согласуются: интересы девочек чаще лежат в гуманитарной области. Гуманитарная направленность девочек проявляется в предпочтении школьных предметов гуманитарного цикла, а также в выборе профессий гуманитарного спектра. Мальчики больше интересуются точными науками, сферами техники и транспорта, они выбирают соответствующие профессии и предпочитают предметы, относящиеся к области точных наук. В этой связи представляет интерес исследование влияния увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников Н.М. Щедухиной (2010 г.) . Она предположила, что существует взаимосвязь между планированием профессиональных перспектив и увлечением школьными предметами. Эта связь была обнаружена только по некоторым предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Было также установлено, что увлечение школьными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на школьную успеваемость.

Для восьмиклассников следующий учебный год является определяющим. В девятом классе им нужно будет решить: получать среднее профессиональное образование или, выбрав профиль, продолжать обучение в десятом классе. Как пишет в своем исследовании О.В. Кузнецова, 87,5% десятиклассников и 80% учащихся 11 класса считают, что для успешного выбора профильного обучения необходимо знание своих психологических качеств (способностей, интересов, личностных особенностей). Подростки отмечают важность приобретения углублѐнных знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы. Школьники считают, что профильное обучение даѐт возможность «заниматься только теми предметами, которые помогут в профессии», «лучше осознать предметы», «улучшить свою успеваемость», «раскрыть свои способности», «развивать свои навыки и таланты». Профильное обучение – «это помощь для поступления в ВУЗ», «возможность углублѐнно изучать любимые предметы», «шанс улучшить свои знания» .

На наш взгляд, необходимо проводить систематический мониторинг интересов и профессиональных предпочтений обучающихся с 8 по 11 класс с целью выявления подростков с несформированными интересами и предпочтениями для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними. Также целесообразно включать в программы по школьным предметам материал по профессиональному самоопределению: знакомство с профессиями, которые можно получить в рамках данной предметной области, профессиональные пробы (практические занятия в рамках программы). Необходимо организовывать проектную и исследовательскую деятельность в рамках программы, предметные конкурсы, олимпиады и викторины. Положительные результаты также дает интеграция предметов различных областей – например, проведение совместных уроков по литературе и технологии, биологии и физике. Подобные мероприятия будут способствовать развитию интересов подростков и, следовательно, профессиональному самоопределению.

Список литературы

1. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы.На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – М.: МГППУ, 2011. – 297с.

2. Кузнецова, О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: - М., 2011. – С.117-121.

3. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1 № 2. С.111-122 URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

5. Филимонова О.Г. Модификация карты интересов // Газета «Школьный психолог», 2007. № 2.

6. Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Scheduhina.shtml (дата обращения: 31.03.2013)