Уральские промыслы презентация. Народные промыслы как творческий потенциал народов северного урала. Лаковая роспись по металлу

  • 01.07.2020

На первом окружном уральском фестивале "Народные промыслы" в Екатеринбурге все регионы УрФО представили изделия местных мастеров. От их разнообразия глаза разбегались. Прямо как у Гоголя: "Чего только нет на той ярмарке!" Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий мастер заработает себе на хлеб с маслом. Почему, попытался выяснить корреспондент "РГ".

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел - это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику - это "источник добывания средств существования". А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей - единицы.

Восхищаются, но не покупают, - сетует кружевница Елена Епифанова. - В понимании публики наши изделия - это недорогая и малогабаритная "сувенирка". Но, например, вот эта накидка - полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, - считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. - И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля - один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи - меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов... Наиболее эффектно "выступили" ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел - "эпицентре" развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки - до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч - пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу "мастер года" поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно - 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей - на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое - фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и "предпродажной подготовки" этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие - керамический завод в Таволгах - в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска - 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов - зарплата, оставшиеся десять процентов - сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, - говорит Назаров. - Скажем, туризм - большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта - выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Потерявши плачем

Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов "головной боли" - заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами - нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы - это, по мнению председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.

Нужно развивать индустрию сбыта, - уверен Дрожжин. - У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин - жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.

На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители - более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).

Другое предложение - "скрестить" традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: "Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах". Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).

Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, - считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. - И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность - в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи - ничего.

прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности РФ:

За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача.

«География народных промыслов Южного Урала»

Виртуальная экскурсия

Цели:

. Познакомить учащихся с историей и особенностями народных промыслов Урала:

. развитие у детей познавательного интереса к истории родного края;, коммуникативных навыков;

. воспитание уважительного отношения к труду и любви к Родному краю.

Оборудование:

Проектор, подошва для утюга каслинское литьё.

Ход занятия

Здравствуйте сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим виртуальное путешествие по Южному Уралу, но чтобы нам отправится в путь нужно ответить на несколько моих вопросов:

На какой планете мы живём?

Стране?

Как называется наш край?

В какой части России он расположен?

Я вижу, вы готовы к началу путешествия. Давайте сейчас ещё раз прочитаем тему нашей экскурсии. Вы видите здесь какое-нибудь незнакомое слово? (промыслы)

Кто ни будь знает что оно означает?

Промысел-производство бытовых изделий ручным способом
(Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы.)

Итак мы отправляемся в путь и первая наша остановка. Называется «Из истории освоения Южного Урала»

Коренными жителями Ю. Урала были кочевые племена башкир. Но богатства Уральских недр привлекали Петра I, которому был нужен металл для вооружения армии и флота в войне со Швецией. Пётр I, мечтая о великой России, задумывал продвижение её на восток, в степные просторы, населённые кочевниками. Но при жизни он не успел осуществить свою мечту. Продолжателями его дела стали «птенцы гнезда Петрова» - Иван Кириллов, Иван Неплюев и Александр Тевкелев. По приказу Екатерины I Тевкелеву было предписано создать надёжные оплоты для защиты российских границ от набегов, а также для усмирения недовольных. Иван Кириллов разработал проект экспедиции, которую назвали Оренбургской, и возглавил её. Первой на территории будущей Челябинской области (в 1735 г.) была заложена Верхнеяицкая крепость (ныне Верхнеуральск). Эта и другие крепости размещались на границе и на пути из уже освоенного хлебного Зауралья в новостроящийся Оренбург. В охранной цепи укреплений весной 1736 года была заложена Чебаркульская крепость, летом - Миасская, а в начале сентября - Челябинская. 13 августа 1737 года по представлению «начальника Хребта Уральского» В.Н. Татищева была образована Исетская провинция, центром которой с 1743 года стал Челябинск.

Следующая наша остановка называется « Промыслы Южного Урала»

Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.
Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов.

Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений.

Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она
предназначена для разглядывания.

Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству

Камнерезное искусство. Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.

И мы приближаемся к городу, основанному в 1751 г. Это город Касли. Кто ни будь знает чем знаменит этот город? (Каслинское литьё)

Видеосюжет.

Мы с вами продолжаем наше путешествие и вот мы уже на подъезде к городу Златоусту.

Основан в 1754 г., когда тульские купцы братья Мосоловы начали строительство железоделательного завода на реке Ай. Откуда такое замысловатое имя у посёлка? Считается, что завод назван в честь византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста. К металлургии святой, конечно, отношения никакого не имел, но, говорят, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи Ивана Мосолова.

Булатная сталь.

Видеоролик.

Вот мы и приближаемся с вами к последнему пункту нашего путешествия «Малая Родина»

Что такое Малая Родина-значение этого слова?

Какой город для вас является Малой Родиной?

Разрез «Коркинский»
1934 г. — вступил в строй.

Коркинский хлебокомбинат , хлебопекарное предприятие. История предприятия связана с созданием в 1934 пекарни с 2 жаровыми печами, где работали 20 чел. Весь технолог. процесс, от просеивания муки до выгрузки хлеба из печи, осуществлялся вручную. Высокий спрос на продукцию способствовал быстрому развитию предпр.: в 1939 оно было преобразовано в хлебокомбинат, обеспечивавший хлебом не только Коркино, но и окрестные насел. пункты. В 1980-х гг. проведена реконструкция, предприятия. достигло наивысших объемов выпечки хлеба. По сей день это предприятие работает и выпускает вкуснейшие хлебобулочные изделия. Вот одно из них булочка «Листик».

Коркинская швейная фабрика - одно из старейших предприятий города. Когда-то здесь обшивали весь СССР. В городе нельзя было купить её изделия. Посмотрите какие детские вещи на ней шились. После 90 годов фабрика обанкротилась. Но сейчас фабрика вновь набирает обороты в ней открылся цех по пошиву трикотажной одежды.

Коркинская кондитерская фабрика знаменитые на весь советский союз Морские камушки, арахис в шоколаде

Коркинский стекольный завод банка ёлочные игрушки.

Раньше на кирпичном заводе который находится в районе Кир завода был открыт цех по производству глиняных изделий. Изготавливали их из местной глины сейчас этот цех работает но уже не на родном сырье.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

Что нового вы для себя узнали?

По каким городам прошла наша экскурсия?

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны боcые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени.

Бурачный промысел

Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Музеи Алапаевска позволяют ознакомиться с древней техникой обработки льна, которая насчитывает сотни лет.

Сундучный промысел

Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский - здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара - 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Уральская роспись

Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

Художественное литье

Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

Иконопись

Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Лаковая роспись по металлу

Родина этого промысла - Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

Древние ремесленные традиции также положили начало ряду современных промышленных производств:

Производство фарфора

Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

1860-1890 гг. - время рассвета Каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод был получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне. Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в Византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена. Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при". На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного - они отказались продать скульптуру «Россию», символизировавшую Российское государство, и заявили, что "«Россия» не продаётся!". Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях. 1860-1890 гг. - время рассвета Каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод был получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне. Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в Византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена. Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при". На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного - они отказались продать скульптуру «Россию», символизировавшую Российское государство, и заявили, что "«Россия» не продаётся!". Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях. Первая Мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война в России в начале ХХ века, Вторая Мировая война негативно на промысле Каслинского чугунного литья, а также на его мастерах и изделиях. В последующие годы буквально по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий. Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи в Екатеринбурге состоялось открытие восстановленного павильона - символа и вершины искусства работы мастеров Каслинского художественного чугунного литья.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Около 200 лет развивается и совершенствуется редкое искусство - Златоустовская гравюра на стали. Около 200 лет развивается и совершенствуется редкое искусство - Златоустовская гравюра на стали. В XIX в. на Косотурском заводе изготовлялись главным образом сабельные клинки с античными аллегорическими мотивами, сценами охоты, орнаментом в духе рококо. Но со 2-й половины 19 века златоустовская гравюра уже используется при изготовлении бытовых вещей (кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д.). Изделия из стали украшаются композициями, выполненными гравировкой, "рисовкой" (нанесение рисунка резервирующим составом с последующим вытравливанием узора), насечкой золотом и серебром, золочением и серебрением, сочетающимся с воронением. Иван Бушуев Основателем этого уникального вида искусства Иваном Бушуевым создан известный всему миру крылатый конь, ставший гербом Златоуста. Конец 19 века - пик расцвета златоустовской гравюры, основной техникой становится насечка золотой и серебрянной нитью по синему фону. Гравюра на стали - это поэма в металле. Обращение к реалистическим сюжетам в недрах декоративно - прикладногo искусства, каким является златоустовская гравюра на стали, требовало большого художественного и эстетического вкуса. Мера реальности изображаемого (именно для данного вида искусства), масштаб соотношения значительности сюжета к размеру украшаемой поверхности (чтобы украшение не затмило вещь, оставалось второстепенным) - все это очень тонко выдержано в работах Ивана Бушуева, именно на том острие лезвия, отклонения от которого в одну сторону привело бы к невыразительности, а в другую - к перегруженности. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА

Методические указания для студентов очной и заочной

форм обучения.

Направление – Сфера обслуживания.

Специальность 100103

Екатеринбург

Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета . Протокол № 1 от 21 октября 2009 года

Рецензент доцент, к. и.н.

Редактор

Компьютерная верстка

_________________________________________________________________

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Поз. №

Плоская печать Печ. л. Тираж экз.

Заказ № Цена

__________________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные преобразования во всех сферах жизни нашего общества определили введение в учебный процесс курса «Народные промыслы Урала», т. к. в современных условиях процветания техногенной цивилизации, усиления роли научно-технического прогресса возникает необходимость приобщения к духовным истокам, культурному наследию, к национальным традициям в культуре и искусстве каждого народа. Особое место в этом процессе занимают народно-художественные промыслы, т. е. та область художественно-практической деятельности человека в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные индивидуальностью, неповторимостью форм и декоративного убранства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повсеместно соприкасается человек, эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Выпускник вуза в области знаний по курсу «Народные промыслы Урала» должен:

Знать различные уральские народные промыслы, их центры, особенности техники и технологии;

Уметь различать, сравнивать, анализировать изделия уральских народных промыслов;

Иметь навыки определения художественной ценности изделий народных промыслов Урала, изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, выполнения эскизов изделий народных промыслов Урала.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

Реферат – одна из форм самостоятельной работы студента дневного отделения, которую он должен выполнить в течение изучения дисциплины. Объем реферата в пределах 20 страниц формата А-4.

Цель работы над рефератом состоит в привлечении студентов к научной работе .

Задачи написания реферата – показать понимание автором проблемы, его умение анализировать, делать обобщения, выводы.

Реферат должен включать:

Титульный лист с указанием вуза и факультета, фамилии, инициалов студента, название темы работы, учебной дисциплины , места (города) и года написания;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения.

Во введении обосновываются актуальность темы, ставится проблема, формулируется цель и задачи реферата.

В основной части раскрывается содержание сформулированной во введении проблемы. Основная часть состоит из нескольких (как правило, двух – трех) вопросов. План может быть выстроен в проблемном или хронологическом ключе. Каждый вопрос заканчивается выводами.

Важно, чтобы при приведении цифровых и фактических данных, высказываний выдающихся личностей, цитат из научных исследований и учебников, автор делал соответствующую ссылку на использованный источник (внизу страницы или в конце работы).

В заключении следует подвести итоги, сделать обобщение полученных результатов, сформулировать основные выводы по теме реферата.

В списке литературы использованные источники перечисляются по алфавиту . Библиографическое описание книг и сноски должны соответствовать требованиям ГОСТа.

В приложение выносятся таблицы, отдельные документы, иллюстрации. В этом случае в тексте делаются также ссылки на приложения.

Вопросы и литература к семинарским занятиям

Тема 1. Народно – художественные промыслы Урала как явление культуры

1. Народно – художественные промыслы: понятие, разнообразие видов.

2. История народно – художественных промыслов России.

3. Народно – художественные промыслы Урала: история, общая

характеристика, виды.

4. Традиционные принципы народного творчества.

Темы рефератов и докладов

Народно – художественное творчество Среднего Урала в XVIII – XX вв.

Традиции в народном творчестве.

Многообразие видов народно – художественных промыслов.

Библиографический список

Основная литература

Дополнительная литература

1. Барадулин, букет (народная роспись горнозаводского Урала). [Текст] / . Екатеринбург, 2004.

2. Заринская, культура и предметный мир уральских рабочих. [Текст] / . Екатеринбург, 2004.

3. Зайцев, Г. Б. В бытность на Урале. [Текст] / . Свердловск, 1991

4. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

5. Ильин, национальность, новаторство. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.

6. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст] / . Ростов-на-Дону, 2004.

Задания

Составить таблицу «Народно – художественные промыслы России» (вид, материал, особенности промысла, центры).

Тема 2. Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство Урала

1. Место прикладных видов искусств в системе пространственных искусств.

2. Виды декоративно – прикладного искусства, их классификация.

3. Выразительные средства декоративно – прикладного искусства.

4. Орнамент и его виды. Универсальные мотивы.

Темы рефератов и докладов

Цветовая символика Востока в произведениях декоративно –

прикладного искусства.

Христианская цветовая символика в изделиях народных промыслов.

Пермский звериный стиль.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Максяшин, искусства Урала. [Текст]: учеб. пособие./ . Екатеринбург, Изд – во РГППУ, 2003.

4. Мурзина, культура Урала. [Текст]: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. / . Екатеринбург, Изд – во Дома Учителя, 1999.

Дополнительная литература

1. Баньковский, Л. Пермистика (заметки об истоках пермской региональной культуры). [Текст] / Л. Баньковский. Пермь, 1991.

2. Барадулин, букет (народная роспись горнозаводского Урала). [Текст] / . Екатеринбург, 2004.

3. Власова, О. М. О жанрах пермской деревянной скульптуры. Из истории художественной культуры Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2006.

4. Власова, примитив в пермской деревянной скульптуре. [Текст] / . Екатеринбург, 2006.

5. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

6. Каган, искусства как предметное бытие художественной ценности. Произведение искусства как социальная ценность. [Текст] / . Свердловск, 1989.

Задания

Выполнить в цвете все виды орнаментов.

Составить изокроссворд: расшифруйте растительный орнамент в росписи подносов, шкатулок, столов и т. п., изобразительный орнамент в металлической посуде, вышивке, коврах.

Тема 3. Уральские камнерезные промыслы

1. История уральских камнерезных промыслов.

2. Екатеринбургский завод «Уральские самоцветы»

3. Пермский комбинат «Уральский камнерез».

4. Оренбургские промыслы. «Самоцветы».

Темы рефератов и докладов

Особенности кунгурских камнерезных народных промыслов.

Ассортимент Екатеринбургского завода «Уральские самоцветы».

«Челябинские художественные изделия» - самая молодая камнерезная фабрика Урала.

Библиографический список

Основная литература

1. Волкова, О. Мастера камня. Екатеринбург.[Текст] / О. Волкова. М.: 2000.

2. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. [Текст] / . М.: 2002.

3. Грибова, звериный стиль [Текст] / . М.: 1995.

4. Евстифеев, Н. Камнерезное искусство.[Текст] / Н. Евстифеев. Екатеринбург, 1998.

Дополнительная литература

1. Макаров, камень в собрании Эрмитажа. [Текст] / . СПб.: 2005.

2. Мельников, М. Обработка цветных камней в Екатеринбурге: современное состояние этого промысла и его будущее. [Текст] / М. Мельникова. Екатеринбург, 2005.

3. Зверев, промысел на Урале. [Текст] / . Екатеринбург, 2000.

4. . Русский резной камень. [Текст] / . Екатеринбург, 2000.

5. Матюшин, пояс Урала. [Текст] / . М., 1997.

6. Павловский, искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

Задания

Изготовить эскизы изделий камнерезных промыслов с учетом особенностей каждого из них.

Выполнить коллективную композицию «Мастерская Данилы – мастера»

Тема 4. Художественная обработка металла на Урала

1. История художественной обработки металла в России и на Урале.

2. Каслинское и Кусинское чугунное литье.

3. Златоустовская гравюра на металле.

4. Нижнетагильский расписной поднос.

Темы рефератов и докладов

Каслинский чугунный павильон.

Златоустовский метод обработки металла.

Отличительные черты нижнетагильского подноса.

Способы обработки металлов на Урале.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Зайцев, Г. Б. У истоков уральского ювелирного искусства. [Текст] / . Екатеринбург, 1998.

4. Клиентов, А. Саморезов, А. Михайлов, В. Народные промыслы. [Текст]: учеб. пособие / А. Клиентов, А. Саморезов, В. Михайлов. М., Белый город, 2004.

Дополнительная литература

1. Соболев, литье в русском искусстве. [Текст] / . М., 2000.

2. Гилев, проблемы каслинского литья. [Текст] /. СПб, 2001.

3. Зотов, литье. [Текст]: учеб. пособие. / . М., 1999.

4. Дмитриев, роза. История лакирного дела на Урале. [Текст] / Под ред. , . Екатеринбург, Старт, 2000.

5. Павловский, . [Текст] / . Екатеринбург, 2000.

6. Павловский, чугунный павильон. [Текст] / . Екатеринбург, 2007.

Задания

Выполнить эскиз:

Подсвечника, каминной решетки, шкатулки, скульптуры малых форм;

Украшенного оружия;

Нижнетагильского подноса.

Разработать экскурсионный маршрут по данному виду промыслов Урала (описание, карта, эскизы и т. д.).

Тема 5. Уральская керамика

1. История керамических промыслов Урала.

2. Екатеринбургская керамика.

3. Сысертский фарфор.

4. Богдановичский фарфоровый завод.

Темы рефератов и докладов

Многообразие видов керамики (терракота, майолика, фаянц, фарфор)

Способы изготовления керамических изделий.

Таволжская керамика.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

4. Мурзина, культура Урала. [Текст]: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. / . Екатеринбург, Изд – во Дома Учителя, 1999.

Дополнительная литература

1. Барадулин, художественного ремесла. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург, 1999.

2. Зайцев, Г. Б. В бытность на Урале. [Текст] / . Свердловск, 1991.

3. Заринская, культура и предметный мир уральских рабочих. [Текст]: / . Екатеринбург, 2004.

4. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст]: учеб. пособие. / . Ростов - на - Дону, 2004.

5. Народные художественные промыслы России. [Текст] / Каталог – альбом. М.: Интербук – бизнес, 2000.

6. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

Задания

Выполнить рисунок для украшения керамических изделий (сервиза).

Создать эскиз для скульптуры малой формы (статуэтки).

Разработать экскурсионный маршрут по керамическим промыслам Урала (описание, карта, эскизы и т. д.).

Тема 6. Уральская резьба и роспись по дереву,

лозоплетение, изделия из бересты

1. История промыслов на Урале.

2. Уральская резьба и роспись по дереву.

3. Уральская домовая роспись.

4. Невьянская икона.

Темы рефератов и докладов

Тюменские красильщики – великие уральские художники.

Невьянская иконописная школа и ее стилистические особенности.

Уральские берестяных дел мастера. (, Н. Я.

Библиографический список

Основная литература

1. Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Барадулин, народная живопись по дереву, бересте и металлу. [Текст]: учеб. пособие. / . Екатеринбург, 2004.

4. Бубнов, деревянное зодчество Урала. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург: 2008.

Дополнительная литература

1. Ларин, О. Поклонись дереву. [Текст] / О. Ларин. М., 2005.

2. Супрун, и роспись по дереву. [Текст]: учеб. пособие./ . М., 1999.

3. Степанов, очарованье. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

4. Жегалова, народная живопись. [Текст] / . М., 2003.

5. Соколова, роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. [Текст] / . М., ВЛАДОС, 2002.

6. Барадулин, росписи Урала и Приуралья. Крестьянский росписной дом. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.

Задания

Выполнить коллективную композицию «Уральский расписной дом».

Выполнить зарисовки элементов резных узоров во время осмотров памятников деревянного и современного зодчества.

Тема 7. Уральская резьба по кости

1. История развития косторезного промысла на Урале.

2. Виды кости, места ее добычи.

3. Виды резьбы по кости и техника их выполнения.

4. Тобольская резьба по кости.

Темы рефератов и докладов

Плоскорельефная, орнаментально – декоративная резьба по кости.

Инкрустация – один из самых известных способов декора.

Уральский косторезный промысел в Тобольске.

Библиографический список

Основная литература

1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

3. Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.

4. Максяшин, искусства Урала. [Текст]: учеб. пособие./ . Екатеринбург, Изд – во РГППУ, 2003.

Дополнительная литература

1. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

2. Абросимова, резьба по дереву, кости и рогу. [Текст]: учеб. пособие. / , . М., 2008.

3. Барадулин, художественного ремесла. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург, 1999.

4. . Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска. [Текст] / . Екатеринбург, 1997.

5. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст]: учеб. пособие. / . Ростов - на - Дону, 2004.

6. Народные художественные промыслы России. Каталог – альбом. М., интербук – бизнес, 2000.

Задания

Изготовить эскизы, обдумав вид используемой кости и резьбы,

Мебели, инкрустированной костью;

Шкатулки, кубка;

Тема 8. Уральская вышивка, батик и ковры

1. Из истории уральских вышивальных, ковроткацких промыслов и росписи по ткани.

2. Уральская вышивка.

3. Озерский батик.

4. Уральский народный костюм.

Темы рефератов и докладов

Искусство ручной художественной росписи ткани на Урале.

Невьянская вышивка.

Особенности уральского народного костюма.

Библиографический список

Основная литература

Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.

Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.

Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.

Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. [Текст] / . М., 2002.

Дополнительная литература

Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе. [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / . М., 2003.

Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.

Барадулин, художественного ремесла. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.

Соболев, по истории украшения тканей. [Текст] / . М., 2004.

Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст] / . Ростов на Дону, 2004.

Народные художественные промыслы России. [Текст] / Каталог – альбом. М.: Интербук – бизнес, 2000.

Задания

Предложить рисунок для вышивки (учитывая традиционные сюжеты, орнаменты и цветовую гамму).

Выполнить роспись по ткани одним из известных способов.

Тема 9. Защита коллективных работ – экскурсионных маршрутов «Золотое кольцо Среднего Урала» (по народно – художественным промыслам Урала)

Тема 10. Учебная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития уральских народных промыслов»

1. Развитие и размещение народных промыслов на территории РФ встреча с искусствоведом, научным сотрудником галереи «Эклектика» Мариной Рудольфовной Прозоровой.

2. Уральская икона: вчера, сегодня, завтра. У нас в гостях иконописец Т.

Водичева.

3. Современное состояние уральских камнерезных промыслов.

4. Художественный металл на Урале.

5. Выставка изделий декоративно – прикладного искусства, набросков и зарисовок деталей интерьеров, украшений, орнаментов и т. п. памятников культуры, коллективных работ по созданию художественного образа уральской избы по предложенным элементам ее внешнего и внутреннего убранства, разработок тематических экскурсионных маршрутов (описание, задания, карта, эскизы), буклетов по народно - художественным промыслам.

Введение……………………………………………………………………… 3

Требования к реферату……………………...………………………………. 3

Вопросы и литература к семинарским занятиям…………………………… 4

Тема 1. Народно – художественные промыслы Урала как явление

культуры…………………...…………………………………………………. 4

Тема 2. Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство

Урала……………………..…………………………………………………… 5

Тема 3. Уральские камнерезные промыслы………..………………………. 7

Тема 4. Художественная обработка металла на Урале…..………………… 8

Тема 5. Уральская керамика……………………………...………………….. 9

Тема 6. Уральские резьба и роспись по дереву, лозоплетение, изделия из

бересты…………………………………………………………….…………. 10

Тема 7. Уральская резьба по кости…………………………………………..12

Тема 8. Уральская вышивка, батик и ковры………………………………...13

Тема 9. Защита коллективных работ – экскурсионных маршрутов «Золотое кольцо Среднего Урала» (по народно – художественным промыслам

Урала)………………………………………………………………………... .14

Тема 10. Учебная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития уральских народных художественных промслов»……..……… 14

Итоговый тест………………………………………………………………. 15