Любит ли ваш ребёнок читать? Родительское собрание "почему ребенок не любит читать" Любит ли ваш ребенок читать

  • 10.04.2020

Формирование духовной культуры личности осуществляется через чтение.

Большую роль в формировании духовного, интеллектуального мира ребенка играет семейное чтение - оно обогащает и детей и их родителей, сближает всех членов семьи и с ранних лет прививает ребенку любовь к книге.

С целью привлечения внимания к семейному чтению в Городской детской библиотеке проведено анкетирование родителей читателей-дошкольников.

Да, ответили 99% респондентов

Нет, не очень, 1 % респондентов

2. Любимая книга ребенка? Ответы-71%

Стихи, сказки, загадки, рассказы, приключения

Буратино

Лагунов «Ромка, фомка и Артос»

Успенский «Вниз по волшебной реке»

А. Барто, С.Я. Маршак

Муха-цокотуха

Бармалей

Доктор Айболит

Колобок

Спящая красавица

Золушка

Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Энциклопедии для дошкольников,

Про животных

Журналы - трансформеры, тачки

Нет ответа 19%

3. Часто ли вы читаете ребенку вслух?

а) ежедневно, ответили 32%

б) от случая к случаю - 58%

в) редко - 10%

4. Есть ли у вас домашняя библиотека?

Да (небольшая, маленькая) - 92%

5.Как часто вы покупаете ребенку книги?

Часто - ответили 46%

Не часто - 41%,

другие варианты ответов - 13%

по просьбе ребенка

раз в месяц

раз в два месяца

берем в библиотеке

6. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям важно, потому что …

- чтение развивает 79%

мышление

внимание

усидчивость

фантазию

воображение

Ребенок получает новые знания, это полезно, важно, нужно для детей - 15%

Нет ответа- 6%

7. Как вы думаете, чем детский сад может помочь вам в приобщении ребенка к чтению?

Проведением познавательных уроков, занятий - 24%

Заинтересовывать новыми произведениями, которые затем можно будет прочитать дома с родителями - 35%

Проводить занятия, чтобы ребенок учился читать, как можно больше читать детям - 14%

Заинтересовать новыми формами обучения - 3%

Посещением библиотеки

Нет ответа, не знаю -24%

Таким образом, почти все родители (99%) ответили, что их дети любят книгу и чтение.

Они знают любимые книги своих детей, во многих семьях есть домашняя библиотека (хотя и небольшая).

Родители довольно часто покупают детям новые книги и журналы (46%), они понимают важность и значимость чтения для всестороннего развития ребенка и приобретения ими новых знаний (94%).

Родители очень заинтересованы, чтобы в детских садах проводились разнообразные занятия по приобщению детей к чтению, советуют больше читать детям и рассказывать о новых книгах, посещать библиотеку.

Но, в то же время, на вопрос о семейном чтении - как часто вы читаете ребенку вслух , только 32% родителей ответили, что читают ежедневно, остальные 68% с сожалением ответили - редко, от случая к случаю.

Из семьи уходит культура совместного чтения, а ведь маленькие дети жаждут общаться с родителями, вместе с мамой или папой читать интересные книги, познавать окружающий мир, радоваться или печалиться за любимых героев. Совместное чтение строит мощную связь между родителями и детьми.

Надеемся, подобное анкетирование поможет родителям задуматься о важности традиций семейного чтения, а библиотеки и дошкольные учреждения помогут в этой работе.


Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Материалы для подготовки и проведения родительского собрания:

  1. Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.

Ход собрания

  1. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
  2. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей (Анкеты в подготовительном этапе).
  3. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
  4. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
  5. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
  6. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Подведение итогов родительского собрания.

I. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

  1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
  2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
  3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

- Способ чтения : по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 7 человек, в норму укладываются 7 человек, ниже нормы – 8 человек. В сравнении со 2 четвертью стали больше читать слов 5 человек, остальные уменьшили количество слов. Сравнение скорости чтения в 3 классе со скоростью чтения в сентябре 1 класса показало следующее: количество слов за 1 минуту увеличилось с 37 до 87 слов.

- Правильность, беглость чтения . С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

- Понимание прочитанного . По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком. Проверка читательских дневников показывает следующее: ведут читательские дневники 21 человек, записываются только книги заданные для внеклассного чтения, не всегда записи выполнены аккуратно, имеются орфографические ошибки, не у всех есть рисунки к произведениям. Лучшие в оформлении читательские дневники у 5 человек.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.

Анкета для ученика

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
  3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
  4. Какие книги ты предпочитаешь?
  5. Какие журналы тебе нравятся?
  6. Кто советует тебе в выборе книги?
  7. Дарят ли тебе родители книги?
  8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
  9. Читают ли твои родители книги?
  10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
  11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
  12. Какую книгу ты прочитал сейчас?
  13. А какой журнал?
  14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать книги?
  2. Сколько времени он обычно проводит за книгой?
  3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги и журналы он предпочитает?
  5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
  7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
  8. Считаете ли вы себя активным читателем?
  9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
  10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
  11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?

На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)

Анализ читательских интересов оформляется в виде сравнительных таблиц.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

III. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).

IV. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).

V. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.

Подготовка и проведение видеоигры “Пойми меня”. Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.

VI. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Памятка для родителей.

  1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
  2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.
  3. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
  4. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.
  5. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
  6. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
  7. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
  8. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
  9. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) ; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.

VII. Подведение итогов родительского собрания.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Возможное решение родительского собрания.

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
  2. Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
  3. В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
  4. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.

Литература:

  1. Родительские собрания 4 класс.: Москва – 2008г – с.58.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.: Харьков – 1997г.

Родительское собрание «Семья и книга»

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи: 1. Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

3. Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

Этап подготовки: 1. « Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребенок читать?». 2. Разработка памяток для родителей.

Учитель: Уважаемые родители. Тема нашей встречи очень актуальна. Каждый из нас хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.

Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70% - посредством чтения.

Анкеты для родителей и ребёнка

2. Какую книгу ты читаешь сейчас?

3. Читают ли тебе родители?

4. Читаешь ли ты вместе с родителями?

6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?

7. Есть ли у вас дома интересные детские книги?

8. Ходишь ли ты в библиотеку?

9. Какую книгу сейчас читает мама? Папа?

10. Какие книги тебе больше всего нравится читать?

2. Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?

3. Читаете ли вы детям?

4. Читаете ли вы вместе с ребенком?

6. Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?

7. Есть ли в вашей библиотеке книги для вашего ребенка?

8. Посещает ли ваш ребенок библиотеку?

9. Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг(а)?

10. Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребенок?

Анализ анкет показал, что любят читать лишь около половины наших детей, причем родители в своих оценках были более строги, чем дети. Каждый третий родитель не знает, какую книгу читает их ребенок сейчас. Меньше половины родителей читают своим детям, а ведь наши ребята так в этом нуждаются. В сорока с небольшим процентах семей взрослые любят читать и дети это видят. Каждый второй родитель пишет, что ребенок читает больше по необходимости. Почти у всех дома есть книги для детей. Но в библиотеку не все дети любят ходить. Ответ на вопрос о том, что читают взрослые, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвала книгу, которую читает ребенок. А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий.

А теперь давайте сообща ответим на вопрос « Почему чтение – это важно?». Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.

Цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется словесная «лесенка».

Комментарии учителя к получившейся схеме.

1. Книга будит эмоции.

Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные.

2.Чтение повышает интеллект.

Если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14 % от всей доступной ему информации. Чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь.

3. Чтение помогает в учебе.

Хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Такой ребенок обладает большим объемом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

4. Книги формируют самообразовательные навыки.

Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями. Это очень помогает в учебной деятельности.

5. Чтение побуждает к нравственным поступкам.

К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда полна уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать любовь к чтению?»

Предлагаю объединиться в группы и попытаться предложить свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.

Варианты «советов» родителей

1. На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

2. Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

3. Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Прочитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока посуду помою».

4. Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к « мультикам».

5. Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие « шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу получилось.

6. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивляться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Учитель: Конечно, «копилку читательской мудрости» можно еще пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи.

Осмысленное чтение

Цели: - знакомство с методом парного мышления как способом формирования навыков осмысленного чтения у детей младшего школьного возраста;

- формирование умения сотрудничать с другими людьми через чтение.

Стадия вызова.

1. Уважаемые родители я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Что такое осмысленное чтение?». Запишите свои ответы на листочке. Как вы считаете, умеют ли ваши дети читать осмысленно? Попробуйте мысленно оценить уровень сформированности этого умения. А теперь поднимите руку те, кто считает, что ваш ребенок:

Достигает понимания текста, но глубоко не осмысливает его;

Глубоко осмысливает прочитанное.

(Родители поднимают руки, учитель подсчитывает количество голосов и оформляет эти сведения на доске.)

2. Как вы считаете, нужно ли детей учить осмысленному чтению и что нужно сделать, чтобы чтение было осмысленным? Запишите свои мысли по этому поводу на том же листочке.

Стадия содержания

4. Сегодня мы рассмотрим один из методов, который позволяет повлиять на интерес к чтению и формирует умение глубоко осмысливать прочитанное. Этот метод называется «Парное мышление». Парное мышление предполагает чтение какого-то текста с остановками, а также его обсуждение вдвоем, в паре. Один из партнеров (более компетентный читатель) выступает в роли наставника, а другой участник пары (менее компетентный читатель) становится учеником.

Парное мышление осуществляется в 3 этапа:

- «Перед чтением»;

- «По ходу чтения»;

- «После чтения».

На каждом этапе осмысление текста осуществляется по нескольким направлениям. Каждому направлению соответствует определенная группа вопросов. Познакомьтесь с примерным списком вопросов, которые наставник задает ученику на всех этапах работы с текстом с целью улучшить качество мышления как у себя, так и у своего партнера (Приложение № 2).

5. Давайте потренируемся в использовании этого метода. Сейчас прочитаю небольшой текст и задам вам вопросы из списка вопросов первого уровня (Приложение №3).

6. Перед тем, как вы поработаете в паре, познакомьтесь с рекомендациями, адресованными наставникам (Приложение № 4).

7. Теперь вы в паре распределите роли и поработайте с другим аналогичным образом (текст по выбору учителя).

Стадия рефлексии

8. После проделанной работы обсудите в группе следующие вопросы:

Согласны ли вы с тем, что данный метод обучает осмысленному чтению?

Где и когда можно использовать этот метод, общаясь со своим ребенком?

Дополните записи в таблице (Приложение № 1).

Родители обсуждают вопросы, заполняют таблицу и знакомят других участников родительского собрания со своими выводами.

Приложение №1

Согласны ли вы, что данный метод обучает осмысленному чтению?__________________

_____________________________________________________________________________

Варианты записей, сделанных родителями:

Что такое осмысленное чтение?

Что нужно сделать, чтобы дети читали осмысленно?

Где и когда можно использовать метод парного чтения со своим ребенком?

Вдумчивое чтение

Понимание того, о чем читаешь

Умение пересказать то, что прочитал

Грамотное чтение

Соблюдение интонаций и смысловых ударений

Выделение главных мыслей, того, что может быть скрыто

Умение сделать выводы

Выяснять непонятные слова

Определять главную тему

Заинтересовать ребенка

Задавать вопросы по ходу чтения

Дома, в школе

С друзьями в гостях

При выполнении домашнего задания

При чтении газет, журналов, художественной литературы

Перед сном

Приложение № 2

1 этап «Перед чтением»

Структура книги/текста: Что можно узнать из названия текста?

Тип книги/текста: Что это за текст?

Степень трудности: Трудно ли будет с этим текстом работать?

Читательская цель: Чего ты ожидаешь от этого текста?

2 этап «По ходу чтения»

Смысл: В чем смысл прочитанного?

Правдивость: Правда ли то, что написано в этом тексте?

Связи: Как это связано с действительностью?

3 этап «После чтения»

Резюме: Каковы главные идеи, ключевые мысли текста?

Оценка: Каково твое отношение к прочитанному?

Повторение: Что тебе запомнилось?

Другие направления: Возникли ли у тебя другие вопросы по ходу чтения?

Приложение № 3

Здесь представлен один из вариантов реализации метода. Работа описана с позиции наставника (учителя).

Первый этап – «До чтения»

Текст, который мы будем читать, называется «У тебя самого свой ум», автором этого текста является Владимир Иванович Даль. Скажите, пожалуйста, о чем это вам говорит, чего вы можете ожидать от чтения этого текста? Трудно ли будет работать с этим текстом?

Учитель выслушивает ответы родителей и начинает читать текст с остановками.

Второй этап – «По ходу чтения»

Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахиавет, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька отправляется прямо в капусту.

Учитель делает остановку и задает вопрос из списка первого уровня:

- Какие из наших прогнозов подтвердились?

Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается - не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!»

Учитель задает вопрос:

- Как связано с действительностью то, о чем мы прочитали?

Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг; он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца заметалась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец огородник подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, да после хозяин привяжется, выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул хворостиной.

Учитель задает вопрос:

- Правда ли то, что написано в этом тексте?

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла; а козел говорит:

А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так и мой ответ; коли мужик отомнет мне бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

Учитель задает вопрос:

- В чем смысл прочитанного?

- Как это связано с действительностью?

И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас тоже бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

Третий этап «После чтения»

После чтения учитель задает вопросы:

- Каковы ключевые мысли данного текста?

- Каково ваше отношение к прочитанному?

- Что вам запомнилось?

- Возникли ли у вас другие вопросы при чтении?

  • Ваша цель как наставника – способствовать улучшению качества мышления ученика.
  • Используйте естественные паузы, для того чтобы задать хороший вопрос и обсудить прочитанное.
  • Поощряйте ученика думать вслух.
  • Ученик тоже может задавать вам вопросы.
  • После того, как вы задали вопрос, предоставляйте ученику время на размышление.
  • Вы можете использовать любые вопросы, которые возникают у вас при чтении, наряду с теми, что записаны на листочке.
  • Если вопросы из списка не подходят к тексту, не используйте их.
  • Не забывайте спрашивать ученика: «Откуда вы это знаете?»
  • На втором этапе «По ходу чтения» задавайте вопросы по всем направлениям в разном порядке.
  • Закончив работу, поблагодарите друг друга.

Итак, дорогие родители читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелегок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.

10 лет назад, когда родился мой сын, я была очень молода и понятия не имела, что я делаю. Моя жизнь была далека от идеала и моей главной задачей было - выжить. Не смотря на то, что сына я очень любила и заботилась о нем как могла, эта забота в основном проявлялась в том, что бы он был сыт, чист и здоров. Я не водила его на детские массажи и плавание для малышей, я не разучивала с ним стишки и песенки, я не собирала ему замки из лего, и о чем я жалею больше всего - я не читала ему на ночь. Днем я ему тоже не читала.

Я пропустила очень важное время в развитии моего ребенка, когда любовь к книгам и чтению закладывается на интуитивном подсознательном уровне. По-этому в последствии мне пришлось приложить немало усилий, чтоб привить моему сыну любовь к чтению.

Когда ему было лет 7, я наконец стала замечать, что мой сын совершенно равнодушен к книгам. Читать он умел, но не любил. Я поняла, что что-то надо срочно делать.

Сначала я стала читать ему на ночь. Я знаю, я опоздала на 7 лет, но лучше поздно, чем никогда. Потом мы стали читать вместе по-очереди - я страницу - он страницу. Постепенно я стала собирать детскую библиотеку. Я покупала ему самые разные книги от комиксов до сборников детской классики в 17-ти томах. Я так же собирала ему самые разные энциклопедии. Я пыталась найти книги, которые ему понравится не только читать, но и просто разглядывать.

Я купила книжный шкаф специально для сына и поставила его в детскую. На мой взгляд, это важно, когда у ребенка есть своя личная маленькая библиотека. Еще я купила гигантскую подушку/кресло и лампу, чтоб создать настоящий уютный уголок для чтения. Достаточно неофициальный и комфортный, чтоб ребенку хотелось проводить там время.

Постепенно я стала брать сына на презентации новых книг и знакомить его с авторами этих книг. У нас появились книги с автографами авторов и иллюстраторов. Это очень нравилось моему ребенку, потому что он начал видеть реальных людей, стоящих за созданием книг. А еще мы стали ходить на книжные выставки и литературные фестивали, и разумеется стали завсегдатаями книжных магазинов. Обычно поход в книжный магазин занимает у нас не меньше часа. Мы обязательно пьем там чай и догло-долго копаемся в книгах сидя на полу. Далеко не обязательно что-то покупать, важен сам процесс.

Я пытаюсь развить в сыне любовь не только к чтению, но и к книгам, как к объекту, как к предмету, к которому рука сама тянется. Я сама обожаю книги. Я люблю держать их в руках, нюхать, листать страницы. Мне бы очень хотелось привить эту любовь и своему ребенку.

Ну и последнее, я записала его в библиотеку рядом с домом. Я разрешаю сыну ходить туда самостоятельно и выбирать книги на его усмотрение. Опять же, я не хочу ему навязывать свои вкусы и литературные пристрастия. Мне важно, чтоб он читал то, что интересно ему.

Моему сыну уже почти 11. Я до сих пор не могу сказать, что чтение - его любимое занятие, но у нас сложилась определенная рутина и отношение к чтению. Он читает каждый вечер перед сном, у него есть любимые книги и любимые авторы и можно сказать, что мне почти удалось исправить тот факт, что я не прививала ребенку любовь к книгам с раннего детства. Хотя останавливаться еще рано...

Мне бы очень хотелось узнать, как вы прививаете своим детям любовь к чтению, особенно к детям по-старше. Есть ли у вас какие-то приемы и техники. Любят ли ваши дети читать?

Было время, когда граждане СССР принадлежали к самой читающей нацией в мире - и это не смотря на то, что многие хорошие издания были в большом дефиците, а иные и вовсе под запретом. Сегодня в сети за пару кликов можно найти всё, что душе угодно, однако читать молодёжь почти разучилась. Но что бы там не говорили, бумажная книга никогда не перестанет быть актуальной - это лучший друг и собеседник, советчик и учитель. Как же научить ребёнка любить чтение, чтобы в будущем он предпочитал книгу компьютеру и телевизору? Чтобы вместо типичного потребителя развлечений стал многогранной личностью с широким кругозором и кругом интересов?


Прививаем интерес к чтению

Знакомство с книгой начинается задолго до того, как ребёнок научится читать. Сначала необходимо показывать малышу красочные картинки в книжках для самых маленьких, и читать ему вслух подписи к ним - сказки, простые стишки, напевать песенки.

Необходимо подобрать подходящее время для чтения и сделайте общение с книгами ежедневной традицией. Уделить внимание чтению можно как в середине дня, так и перед сном. Главное - не заставлять ребёнка, если он в данный момент настроен пошалить. Иначе ребёнок возненавидит чтение и вообще обучение новому. И не стоит критиковать своего ребёнка в сравнении с другими детьми, даже с братьями и сёстрами: не важно, что другие читают больше, охотнее, быстрее - помните, это не соревнование!

Времяпрепровождение вместе с мамой и/или папой за книгой должно вызывать положительные эмоции у ребёнка - чтобы со временем эти минуты превратились в одно из приятных и уютных воспоминаний о детстве. Кроха растёт, и от небольших сказок или рассказов можно постепенно переходить к историям с продолжением.

Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное: что понравилось и запомнилось, одобряет ли он поступки персонажей, доволен ли он финалом истории - или, может быть, готов сочинить собственный хеппи-энд? Одним словом, помогите ребёнку научиться анализировать информацию - это важная составляющая культуры чтения.

Даже когда ребёнок уже вполне в состоянии читать книги самостоятельно (в 6-7 лет), не отказывайте ему в удовольствии послушать ваше выразительное (и потому такое увлекательное) чтение. Ведь даже старшеклассники зачарованно слушают, как любимый учитель читает отрывок из учебной программы! Юный читатель может самостоятельно изучать интересную ему литературу - пусть даже это будут комиксы или фэнтези, а взрослые могут познакомить его с теми книгами, которые считают полезными для развития и которые прочитали в детстве сами.

Расскажите малышу, почему читать книги не менее интересно, чем смотреть мультфильмы или фильмы: ведь самый фантастический кинозал находится в нашем воображении! И, конечно, если вы хотите увлечь дошкольника чтением, не забывайте: в этом возрасте дети во всём стараются копировать взрослых. Так что если вы сами регулярно уделяете время интересной вам литературе, с малышом проблем не возникнет. А вот если домочадцы привыкли проводить время у телевизора, ребёнок тоже потянется к экрану - противостоять которому трудно даже нам, взрослым.

Записываемся в библиотеку!

«Чегооо?..» - округлят глаза многие современные родители, - и напрасно! Библиотека - это место, где царит совершенно особая атмосфера - уют, тишина и порядок. Здесь маленький ребёнок сразу ощущает свою взрослость и значимость, и ещё - уважение к книгам. Сразу перечислим несколько причин, по которым всё же стоит записать малыша в детскую библиотеку:

Дошкольнику посещение библиотеки - не только возможность познакомиться с новыми книгами, но хороший «тренажёр» самостоятельности. Ведь на ребёнка заводится его собственный формуляр - вполне взрослый документ, где указаны его имя и фамилия. Малыш способен оценить значимость этого события и гордится оказанным ему доверием. Ему даже придётся ставить свою подпись (или каракульку) в формуляре за каждую книгу, которую маленький читатель, опять же, самостоятельно выберет!

Детская библиотека поможет развивать коммуникативные навыки ребёнка: доброжелательная атмосфера и тишина настраивают на неторопливое общение ребёнка со взрослыми. Внимательный библиотекарь поговорит с малышом о его предпочтениях и на первых порах поможет выбрать подходящую книгу. Кроме того, ребёнок сможет делиться впечатлениями о прочитанном с домочадцами и сверстниками, заодно тренируя необходимый для школы навык пересказывания.

Посещая библиотеку, малыш научится бережному обращению с книгами и аккуратности - ведь книги принадлежат не ему, а являются собственностью библиотеки. Дети постарше во время визитов в библиотеку обучатся пунктуальности: необходимо вовремя возвращать прочитанные книжки и выбирать для этого подходящее время в своём распорядке.

Каждый ребёнок в душе собственник, и большинству родителей знакома ситуация, когда малыш слёзно просит купить ему понравившуюся игрушку или красочный журнал-однодневку, а через день теряет к приобретению всякий интерес. Далеко не каждая современная семья может позволить себе потакать капризам малыша, особенно учитывая, что он сам толком не понимает, что ему нужно. Так что посещение детской библиотеки может стать дополнительной возможностью сэкономить семейный бюджет: здесь кроха от души наиграется макулатурой и постепенно научится отличать её от хороших книг. При этом прочитанные книги без сожаления возвращаются на свои полки, избавляя ваше жилище от склада дорогостоящей, но бесполезной целлюлозы.

Записаться в библиотеку совсем не сложно: пока ребёнку не исполнилось 14 лет, взрослому необходимо предъявить удостоверяющий личность документ, а так же ознакомить малыша с правилами пользования библиотекой. При выборе библиотеки рассчитывайте на то, чтобы ребёнок в будущем смог посещать её самостоятельно - поэтому чем ближе к дому, тем проще. Познакомьте ребёнка с библиотекарем, который поможет ему ориентироваться в библиотечных фондах. А если ребёнок уже учится в школе, ему будет интереснее посещать библиотеку вместе с другом-единомышленником или в компании нескольких одноклассников.