1 факторы развития логистики. Факторы развития логистики. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

  • 06.03.2023

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Значение термина «логистика»

Логистика - это?

Наука о планировании, контроле и управлении, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка информации

Управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю

Анализ рынка поставщиков и потребителей, соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизация интересов участников процесса товародвижения

Выделите основной фактор развития логистики:

Сокращение временных затрат

Рост требований к качеству продукции

Создание гибких производственных систем

Специфика управления материальными потоками

Основными объектами изучения логистики являются?

Логистическая задача

Логистическая система

Логистическая функция

Логистическая цель

Сущность логистического подхода заключается в:

В интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место

В объединении различных субъектов с различными экономическими интересами

В выделении единой функции управления материальными потоками

2. Цель логистической системы

логистика маркетинг транспортный финансы

Доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек

Доставка товаров потребителю при минимальном уровне издержек

Доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при сокращении временных и денежных затрат

Логистические системы бывают:

Интегративные логистические системы

Микрологистические системы

Сквозные логистические системы

Информационные логистические системы

Для второго уровня развития логистических систем характерно:

Управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя

Работа на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна

Компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов

Контроль логистических операций от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции

Главной задачей логистики является:

Разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению eе рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами

Ориентация на минимизацию издержек, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии

Контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр

3. В чем заключается взаимосвязь между логистикой и финансами

В том, что финансы ставят задачу системного подхода к организации товародвижения: при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логистически построенной общей системы

В том, что деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами, поэтому служба логистики будет исходить из реальных финансовых возможностей предприятия

В том, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества

4. Что понимается под свойством интеграции

Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества

Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены

Это способность поставить нужный товар в нужное время необходимого качества с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды

Сущность гибких логистических систем?

В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник

В таких системах движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников

В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников

5. Что обязательно требует роста эффективности производства в условиях рынка ускорение

Повышения научного уровня управления

Автоматизации его функций

Применения современного математического аппарата, средств вычислительной и организационной техники

Создания интегрированных систем управления предприятиями (ИСУП).

6. Какой метод используется для расчета оптимального, экономически целесообразного размера партии

Бухгалтерский метод

Расчетно-аналитический метод

Математический метод

Инженерно-технический метод

7. Тянущая система - это:

Система, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости

Система, в которой предметы труда поступают на производственный участок без заказа

Система, в которой предметы труда поступают на передающее звено из центральной системы

8. Главным предметом изучения в распределительной логистике является:

Оптимизация процесса распределения

Рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов

Распределение права собственности на произведенные блага

9. Какие задачи распределительного характера решает логистика

Распределение заказов между различными поставщиками при закупке товаров

Распределение грузов по местам хранения при поступлении на предприятие

Распределение материальных запасов между различными участками производства

Распределение материальных потоков в процессе продажи

Всё выше перечисленное

10. Объектом распределительной логистики является

Материальный поток на стадии распределения и реализации готовой продукции

Материальный поток на стадии реализации готовой продукции

Материальный поток на стадии производства

Материальный поток на стадии приобретения средств

11. Товарный рынок - это

Система взаимосвязанных субъектов экономики производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения

Система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами

Рынок с непрерывным процессом воспроизводства и бесперебойным функционированием сферы потребления

Реализация программы развития инфраструктуры товарного рынка позволит достичь:

Повышение материальных затрат

Увеличение затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения

Использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства

Всё выше перечисленное

12. Наиболее важными функциями маркетинга являются

Исследование и идентификация рынка

Разграничение рынка по соотношению спроса и предложения;

Формализация и обеспечение преимуществ продукта фирмы по отношению к конкурентам

Разработка маркетингового предложения

Всё выше перечисленное

13 Что должна включать в себя информация о конкурентах

Сведения об экономическом и финансовом положении конкурентов

Технико-экономическую характеристику изготовляемой ими и готовящейся к выпуску новой продукции

Целый ряд сведений относительно снабженческо-сбытовой и некоторых других видов деятельности фирм-соперников

Всё выше перечисленное

14. Какой инструмент обеспечения роста объема продаж наиболее эффективен при стимулировании сбыта продукции

Предоставления долгосрочных скидок

Метод связанных продаж

Предоставления краткосрочных скидок

Анализ результативности маркетинга необходим для:

Контроля за прибыльностью

Установления стандартов деятельности, как продавца, так и покупателя на уровне отдельного изделия

Контроля за затратами при измерении эффективности расходов на различные компоненты маркетинга

Всё выше перечисленное

15. Понятие «портфель технологий»

Совокупность резервных технологий компании, связанных общей целью максимизации доходов и распределением единого фонда ресурсов

Совокупность технологических карт

Совокупность основных технологий компании, связанных общей целью максимизации доходов и распределением единого фонда ресурсов

Канал распределения - это:

Совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю

Линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции

Множество посредников, осуществляющие доведение внешнего материального потока

Какие выгоды приносит использование каналов распределения производителям?

Возможность вложения сэкономленных средств в основное производство

Покупку продукции более эффективными способами

Увеличение объема работ по распределению продукции

16. Какие функции должны выполнять организации или лица, составляющие канал распределения

Финансируют движение товаров по каналу распределения

Устанавливают контакты с потенциальными производителями

Не принимают на себя риски, связанные с функционированием канала

Под вертикальными каналами распределения понимается:

Каналы распределения, состоящие из независимого производителя и независимых посредников

Каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система

Каналы, состоящие из посредника и одного или нескольких производителей, действующих как одна система

17. По каким признакам можно произвести классификацию посредников

От чьего имени работает посредник

По какому пути будет доставлять продукцию

Сколько лет работает на рынке сбыта

Все выше перечисленное

18. Что позволяет обеспечить рациональное управление запасами

Бесперебойность производственного и торгового процесса

Оплата труда персоналу

Всё выше перечисленное

19. На какие виды подразделяются совокупные запасы производства

Транспортные

Рабочие

Товарные

Энергетические

Природные

20. Затраты на поставку единицы заказываемого продукта включают следующие элементы

Затраты на разработку условий поставки

Стоимость контроля исполнения заказа

Все выше перечисленное

Оптимальный размер заказа позволяет:

Достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов

Минимизировать затраты на поставку сырья

Все выше перечисленное

21. Выделите основные системы управления запасами

С пороговым размером заказа

С фиксированным интервалом времени между заказами

Всё выше перечисленное

22. В чем принципиальное отличие ЛУМП от традиционного

Выделение единой функции управления разрозненными материалопотоками

Максимальная возможность серийности изделия

Максимально возможных простоев оборудования

Максимально больших объемов запасов

23. Прогнозирование спроса, закупки, складирование, это задачи

Материального менеджмента

Физического распределения

Производственного менеджмента

Маркетинга

24. Производственная логистика означает управление материальными потоками

Между поставщиком ресурсов, производственным предприятием и потребителем

Внутри предприятия по стадиям производственного процесса, размещенного во взаимосвязанных цехах предприятия

По внешней среде производственного предприятия

По внутренней среде производственного предприятия

24. Задача транспортной логистики

Определение мощности двигателей транспортного средства

Определение правил погрузки и разгрузки автомобиля, самолета, корабля.

Определение рационального маршрута доставки

Все ответы верны

Какие из следующих высказываний являются главной задачей логистики:

Обеспечение заданного уровня занятости населения

Обеспечение необходимого уровня сервиса клиентов

Обеспечение информации о запросах для принятия управленческих решений

Все ответы верны.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Раскрытие экономической сущности логистики как системы управления каналами товародвижения. Изучение системы логистического исследования закупочной и бизнес-логистики. Критерии анализа товарного рынка и поиск поставщиков. Функции логистики складирования.

    реферат , добавлен 29.12.2014

    Изучение истории возникновения логистического направления - науки о планировании, управлении транспортированием, складированием, в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия. Этапы развития логистики, ее цели, задачи и функции.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Определение, понятие, основные задачи и функции логистики. Позирование развития потенциальных рынков. Факторы развития логистики. Создание гибких производственных систем. Разработка теории систем и теории компромиссов. Уровни развития логистики.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Основные определения и концепция маркетинга и логистики как вида управленческой деятельности, их взаимодействие. Прогнозирование потребности в товарах сок "Тонус", сахар "Краснодарский", методы расчета: простая и взвешенная средняя, регрессионный анализ.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Сущность и задачи логистической деятельности. Основные проблемы развития логистики в России. Формирование рынка логистических услуг, пути совершенствования управления цепями поставок. Приоритетные направления государственной транспортной политики.

    реферат , добавлен 08.01.2014

    Логистика в военном деле. Значение математической логики. Эволюция современной логистики. Запасы и транспортные издержки в системе торгового складирования. Развитие логистического аутсорсинга. Интеграция цепей поставок. Глобализация логистических систем.

    презентация , добавлен 03.11.2013

    История возникновения логистического направления. Этапы развития логистики, ее основные цели и задачи, принципы и функции. Основные понятия и определения в логистике. Управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Исторические предпосылки и этапы развития логистики. Ключевые логистические функции, их сущность и значение. Основные ценовые стратегии в логистике. Порядок обоснования выбора поставщика. Стратегия сбытовой логистики на сельскохозяйственном предприятии.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2009

    Логистика как наука, ее основные функции. Проблемы развития логистики. Характеристика уровней развития логистики. Сбытовая (распределительная) логистика, ее ключевые задачи. Совершенствование методов сбытовой логистики на примере ООО "Чистый продукт".

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Логистические системы и их элементы. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок. Организационные принципы и основные функции транспортировки груза. Единообразие коммерческо-правового и документационного обеспечения транспортной логистики.

1. Значение термина «логистика»

Логистика - это?

  • - наука о планировании, контроле и управлении, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка информации
  • - управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю
  • - анализ рынка поставщиков и потребителей, соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизация интересов участников процесса товародвижения

Выделите основной фактор развития логистики:

  • - сокращение временных затрат
  • -рост требований к качеству продукции
  • - создание гибких производственных систем
  • -специфика управления материальными потоками

Основными объектами изучения логистики являются?

  • - логистическая задача
  • - логистическая система
  • - логистическая функция
  • - логистическая цель

Сущность логистического подхода заключается в:

  • - в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место
  • - в объединении различных субъектов с различными экономическими интересами
  • - в выделении единой функции управления материальными потоками
  • 2. Цель логистической системы

логистика маркетинг транспортный финансы

  • - доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек
  • - доставка товаров потребителю при минимальном уровне издержек
  • - доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при сокращении временных и денежных затрат

Логистические системы бывают:

  • - интегративные логистические системы
  • - микрологистические системы
  • - сквозные логистические системы
  • - информационные логистические системы

Для второго уровня развития логистических систем характерно:

  • - управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя
  • - работа на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна
  • - компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов
  • - контроль логистических операций от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции

Главной задачей логистики является:

  • - разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению eе рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами
  • - ориентация на минимизацию издержек, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии
  • - контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр
  • 3. В чем заключается взаимосвязь между логистикой и финансами
  • -в том, что финансы ставят задачу системного подхода к организации товародвижения: при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логистически построенной общей системы
  • - в том, что деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами, поэтому служба логистики будет исходить из реальных финансовых возможностей предприятия
  • - в том, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества
  • 4. Что понимается под свойством интеграции
  • - между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества
  • - связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены
  • - это способность поставить нужный товар в нужное время необходимого качества с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды

Сущность гибких логистических систем?

  • - в таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник
  • - в таких системах движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников
  • - в этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников
  • 5. Что обязательно требует роста эффективности производства в условиях рынка ускорение
  • - повышения научного уровня управления
  • - автоматизации его функций
  • - применения современного математического аппарата, средств вычислительной и организационной техники
  • - создания интегрированных систем управления предприятиями (ИСУП).
  • 6. Какой метод используется для расчета оптимального, экономически целесообразного размера партии
  • - бухгалтерский метод
  • - расчетно-аналитический метод
  • - математический метод
  • - инженерно-технический метод
  • 7. Тянущая система - это :
    • - система, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости
    • - система, в которой предметы труда поступают на производственный участок без заказа
    • - система, в которой предметы труда поступают на передающее звено из центральной системы
  • 8. Главным предметом изучения в распределительной логистике является :
    • - оптимизация процесса распределения
    • - рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов
    • - распределение права собственности на произведенные блага
  • 9. Какие задачи распределительного характера решает логистика
  • - распределение заказов между различными поставщиками при закупке товаров
  • - распределение грузов по местам хранения при поступлении на предприятие
  • - распределение материальных запасов между различными участками производства
  • - распределение материальных потоков в процессе продажи
  • -всё выше перечисленное
  • 10. Объектом распределительной логистики является
  • - материальный поток на стадии распределения и реализации готовой продукции
  • - материальный поток на стадии реализации готовой продукции
  • - материальный поток на стадии производства
  • - материальный поток на стадии приобретения средств
  • 11. Товарный рынок - это
  • - система взаимосвязанных субъектов экономики производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения
  • - система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами
  • - рынок с непрерывным процессом воспроизводства и бесперебойным функционированием сферы потребления

Реализация программы развития инфраструктуры товарного рынка позволит достичь:

  • - повышение материальных затрат
  • - увеличение затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения
  • - использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства
  • - всё выше перечисленное
  • 12. Наиболее важными функциями маркетинга являются
  • - исследование и идентификация рынка
  • - разграничение рынка по соотношению спроса и предложения;
  • - формализация и обеспечение преимуществ продукта фирмы по отношению к конкурентам
  • - разработка маркетингового предложения
  • - всё выше перечисленное
  • 13 Что должна включать в себя информация о конкурентах
  • - сведения об экономическом и финансовом положении конкурентов
  • - технико-экономическую характеристику изготовляемой ими и готовящейся к выпуску новой продукции
  • -целый ряд сведений относительно снабженческо-сбытовой и некоторых других видов деятельности фирм-соперников
  • - всё выше перечисленное
  • 14. Какой инструмент обеспечения роста объема продаж наиболее эффективен при стимулировании сбыта продукции
  • - предоставления долгосрочных скидок
  • - метод связанных продаж
  • - предоставления краткосрочных скидок

Анализ результативности маркетинга необходим для:

  • - контроля за прибыльностью
  • - установления стандартов деятельности, как продавца, так и покупателя на уровне отдельного изделия
  • - контроля за затратами при измерении эффективности расходов на различные компоненты маркетинга
  • - всё выше перечисленное
  • 15. Понятие «портфель технологий»
  • - совокупность резервных технологий компании, связанных общей целью максимизации доходов и распределением единого фонда ресурсов
  • - совокупность технологических карт
  • - совокупность основных технологий компании, связанных общей целью максимизации доходов и распределением единого фонда ресурсов

Канал распределения - это:

  • - совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю
  • - линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции
  • - множество посредников, осуществляющие доведение внешнего материального потока

Какие выгоды приносит использование каналов распределения производителям?

  • - возможность вложения сэкономленных средств в основное производство
  • - покупку продукции более эффективными способами
  • - увеличение объема работ по распределению продукции
  • 16. Какие функции должны выполнять организации или лица, составляющие канал распределения
  • - финансируют движение товаров по каналу распределения
  • - устанавливают контакты с потенциальными производителями
  • - не принимают на себя риски, связанные с функционированием канала

Под вертикальными каналами распределения понимается:

  • - каналы распределения, состоящие из независимого производителя и независимых посредников
  • - каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система
  • - каналы, состоящие из посредника и одного или нескольких производителей, действующих как одна система
  • 17. По каким признакам можно произвести классификацию посредников
  • - от чьего имени работает посредник
  • - по какому пути будет доставлять продукцию
  • - сколько лет работает на рынке сбыта
  • - все выше перечисленное
  • 18. Что позволяет обеспечить рациональное управление запасами
  • - бесперебойность производственного и торгового процесса
  • - оплата труда персоналу
  • - всё выше перечисленное
  • 19. На какие виды подразделяются совокупные запасы производства
  • - транспортные
  • - рабочие
  • - товарные
  • - энергетические
  • - природные
  • 20. Затраты на поставку единицы заказываемого продукта включают следующие элементы
  • - затраты на разработку условий поставки
  • - стоимость контроля исполнения заказа
  • - все выше перечисленное

Оптимальный размер заказа позволяет:

  • - достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов
  • - минимизировать затраты на поставку сырья
  • - все выше перечисленное
  • 21. Выделите основные системы управления запасами
  • - с пороговым размером заказа
  • - с фиксированным интервалом времени между заказами
  • - всё выше перечисленное
  • 22. В чем принципиальное отличие ЛУМП от традиционного
  • - выделение единой функции управления разрозненными материалопотоками
  • - максимальная возможность серийности изделия
  • - максимально возможных простоев оборудования
  • - максимально больших объемов запасов
  • 23. Прогнозирование спроса, закупки, складирование, это задачи
  • - Материального менеджмента
  • - физического распределения
  • - Производственного менеджмента
  • - Маркетинга
  • 24. Производственная логистика означает управление материальными потоками
  • - Между поставщиком ресурсов, производственным предприятием и потребителем
  • - Внутри предприятия по стадиям производственного процесса, размещенного во взаимосвязанных цехах предприятия
  • - По внешней среде производственного предприятия
  • - По внутренней среде производственного предприятия
  • 24. Задача транспортной логистики
  • - Определение мощности двигателей транспортного средства
  • - Определение правил погрузки и разгрузки автомобиля, самолета, корабля.
  • - Определение рационального маршрута доставки
  • - Все ответы верны

Какие из следующих высказываний являются главной задачей логистики:

  • - Обеспечение заданного уровня занятости населения
  • - Обеспечение необходимого уровня сервиса клиентов
  • - Обеспечение информации о запросах для принятия управленческих решений
  • - Все ответы верны.

Как наука и практика возникла в начале XIX века . Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.

Родоначальником логистики считается французский военный специалист барон де Джомени (1779-1869) , который определил ее как «практическое искусство движения войсками». Он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов по планированию, управлению и снабжению, определению мест дислокации войск, путей передвижения, и строительства.

Логистика как сформировавшаяся наука получает развитие в военном деле с середины XIX зека. В широких масштабах ее практические принципы реализовались уже в XX столетии. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения в годы . Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия привела страны антигитлеровской коалиции к победе.

Первый этап: 1950-1960

Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.

Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.

На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.

Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

Утверждение концепции: 1960-1970

К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.

Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.

Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, что позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.

В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.

Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980

70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшемся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских).

Очевидно, что знание и учет этих факторов имели важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудовыми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.

Экономическое и техническое развитие: 1980-1990

Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.

Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование.

В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты.

Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.

Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни.

Факторы развития логистики

На развитие логистики оказали влияние экономические факторы:
  • В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности.
  • Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения. Фирмам-изготовителям необходимо соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр.
  • Создание гибких производственных систем, которые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя;
  • унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
  • создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
  • ускорение НТП, внедрение ЭВМ.

Факторы развития логистики

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

. создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

Осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя,

сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;

. повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

Усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

. замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

. переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

. производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

. отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

. ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

К современным тенденциям логистики относятся следующие:

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция (ГП), при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

. перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

. массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

. прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

. услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

. синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР и пр.

    Аутсорсинг - передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.

    Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы все более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты все чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты все больше ценят своё время и все больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.

    Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т. д.

Глобальная логистика Глобальная логистика - стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются:

. продолжающийся рост мировой экономики;

Новейшие технологии;

. развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

Новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

. реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2).

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

. сходство политических систем;

. сходство укладов жизни населения;

. сходство традиций;

Близость исторических корней;

. практика пользования едиными источниками энергии и сырьевыми ресурсами;

. сопряженность коммуникаций;

. отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования , проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

12-й Всемирный конгресс по логистике под названием «Логистика объединяет людей , рынки и материки » получил отражение в тематике основных докладов и в итоговых документах конгресса. Проблемы глобальной логистики были рассмотрены в двух аспектах. Первый касался создания и дальнейшего развития межгосударственных, транснациональных

макрологистических систем для более свободного перемещения через границы товаров, капитала и информации. Второй аспект связан с развитием менеджмента в глобальных логистических каналах транснациональных корпораций, таких как IBM, Digital Equipment, Nestle, Procter & Gamble, Volvo, Electrolux, и др. В докладах были рассмотрены вопросы дальнейшего снижения логистических затрат корпораций за счет рационального размещения производственных подразделений в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизации транспортировки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции, организации снабжения запасными частями и логистического сервиса.

На конгрессе были отмечены факторы, оказывающие сильное воздействие на глобализацию логистики, а именно: потребность в снижении логистических издержек и улучшении логистического сервиса; необходимость увеличения объема продаж за счет освоения новых рынков, в частности, за рубежом; появление международных логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, включая новейшие технические средства и информационные технологии; развитие компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными

технологиями, являющимися основой интеграции в глобальных логистических цепях; дальнейшее развитие процессов международной торговли, дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций в инфраструктуру глобальных логистических систем.

Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной логистике благодаря четырем концептуальным факторам: позиционированию, интеграции, гибкости, измеримости.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT ), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

Основные принципы эффективного использования логистики Принцип системного подхода . Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому их необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т. д.

Принцип тотальных затрат . Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты

на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т. д.

Принцип глобальной оптимизации . В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирова-ния отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции . В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат . Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это, с одной стороны, открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно- транспортного оборудования . Смысл этого положения – в использовании обо-рудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимиза-ция потоковых процессов за счет использования специализированного обору-дования возможна только в условиях массового выпуска и использования ши-рокой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень на-учно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса . По сравнению с повыше-нием качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно: достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т. п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки . При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в

настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем , обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством . Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС . Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т. п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т. д.

Принцип устойчивости и адаптивности . Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортные услуги, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т. д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т. е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя

До начала 60-х годов XX века страны с развитой рыночной экономикой имели быстрорастущий рынок. Например, в США он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца . В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя , характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

III. Энергетический кризис 70-х годов XX века

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:
- создание и массовое использование ЭВМ;
- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств передачи данных:
- разработка стандартов передачи информации;
- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:
· автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;
· оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);
· осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и ранспортные процессы вплоть до конечного потребителя;
· оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;
· использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;
· создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы , оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов

Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

До 1980-х международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов.

Предыдущая