Логистические системы управления цепочками поставок. Управление логистическими процессами в цепях поставок. Плюсы и минусы профессии

  • 07.04.2020

Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства связанные с изменения конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы, предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. На изменения выпускаемой продукции могут влиять уменьшение или повышения покупательского спроса, требующего соответственно уменьшения или увеличения объемов производства, появления на рынке нового товара изготовленного из нового материала, улучшающего пользовательские свойства товара. Все это требует от предпринимателя принятия быстрых решений связанных с изменениями условий поставки сырья, материалов. Поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика, ориентируясь на требования производства и возможные изменения условий поставки.

Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника складской.

Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

В обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществление послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказание комплекса других видов деловых услуг.

При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно -- заготовительные расходы.

Транспортно -- заготовительные расходы представляют собой затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке материальных ресурсов. Они составляют лишь часть логистических издержек.

К ним относятся:

  • · расходы на формирование сети логистических цепей, а также выбор и оценку поставщиков;
  • · транспортно-экспедиционные издержки;
  • · почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы;
  • · недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли;
  • · прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей и т.д.).

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логичстическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система. Иногда предприятие -- потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников -- производителей и посредников -- то на практике чаще всего распространены гибкие логистические системы.

Наиболее эффективной системой управления поставками является применение логистической системы «точно в срок». Использование данной системы позволят добиться больших успехов при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции.

Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Для предприятий использующих систему «точно в срок» характерны следующие особенности:

  • · стабильный выпуск продукции;
  • · частые поставки небольшими партиями;
  • · поставки на основе долгосрочных заказов;
  • · минимальный объем сопутствующей документации;
  • · объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;
  • · отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
  • · поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:

  • · сократить затраты на содержание запасов;
  • · уменьшить количество брака;
  • · уменьшить складские мощности.

Достоинства для поставщика:

  • · сохраняется квалифицированная рабочая сила;
  • · сокращение складских расходов;
  • · упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.
  • Использование системы «точно в срок» должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций. В качестве инструмента дифференциации может использоваться анализ АВС.

    Методика проведения расчета АВС приведена в Приложении

    Логистические процессы ресурсного обеспечения деятельности предприятия оказывают существенное влияние на его экономику, учитывая технологию выполнения заказа и формирования величины затрат. При этом в сфере обеспечения возникают типичные проблемы, решить которые нужно в любом производстве, а именно:

    Сделать или купить? - Установить, какие компоненты (составные части) конечного изделия будут изготавливаться на собственных мощностях, а какие станут предметом закупки;

    Сколько купить и сколько сделать? - Формирование ответа на этот вопрос требует организации процедур прогнозирования потребностей рынка, планирование потребностей материалов, становление возможностей изготовления собственными мощностями и величины влияния внутренних и внешних факторов;

    Где купить? - Ответ на этот вопрос требует установки источников закупки и поставщикам;

    Когда купить? - Ответ на этот вопрос может быть результатом осуществления соответствующей политики закупки, сложившейся в условиях реализации оптимальной для действующих условий системы управления запасами.

    Информационной базой успешного решения названных проблем является интеграция следующих данных:

    Параметров стратегического развития предприятия;

    Рыночных прогнозов, производственной программы и плана реализации изделий и их составных частей;

    Технико-технологической документации, норм расхода материалов, сырья, составных частей изделия, перечень типовых и специальных частей изделия и тому подобное;

    Каталогов материалов, имеющихся на рынке, ценников (прайс-листов) на них, информационных справочников, рекламных проспектов, информации с выставок, ярмарок и т.д.;

    Перечень поставщиков (название, адрес, контактные телефоны) с информацией о них по ценам, условиям выполнения заказа, качества изделий и тому подобное;

    Доступных транспортно-складских технологий поставки: стоимостной, временной информации, потенциала и др.

    Принимая во внимание обоснованную дефиницию логистики снабжения как деятельность по управлению и физического обеспечения необходимыми материалами фазы производства вплоть до первого рабочего места в соответствии с принятой логистической концепции и целями логистики, должны признать, что на эффективность логистических решений в сфере поставок существенно влияют "позафазови" факторы. Доказательством этому является приобретенный опыт стратегического управления. По крайней мере можно выделить две важные проблемы, которые невозможно прорангуваты, поскольку они связаны на одном уровне, а именно:

    Стратегия по уровню специализации производства;

    Стратегия относительно отношений с поставщиками.

    Итак, логистические решения, касающиеся выбора оптимального уровня специализации и оптимальных связей с поставщиком, относятся к стратегических решений. К стратегических решений в логистике снабжения следует также отнести выбор количества и иерархию источников и в определенной степени содержание транспортно-складских технологий по выбору видов транспорта и мест промежуточного и конечного складирования снабженческих материалов и частей, содержание моделей управления запасами в снабжении и т.

    Принятие стратегического логистического решения относительно оптимального уровня специализации производства (глубины изготовления) лежит в плоскости классического задачи МОВ (англ. Make or Buy - "сделать или купить"). Графически сущность этой задачи может быть интерпретирована так, как показано на рис. 5.1.

    Рис. 5.1. Графическая интерпретация задачи МОВ ("сделать или купить")

    В упрощенном варианте рисунок иллюстрирует прямую зависимость расходов закупки от количества (величины) закупки материалов при отсутствии составляющей постоянных расходов, прямую зависимость издержек производства с учетом составляющей постоянных расходов В n но их уравновешивания в точке пересечения А, что соответствует критическому («безразличном») уровню количества закупленных / производимых материалов за соответствующий период времени М кр: при годовой потребности в материалах (частях), превышающая это значение, целесообразным является организация собственного производства составных частей, а при необходимости, не будет превышать этого значения, выгодной выглядит их закупка у стороннего продуцента.

    В то же время получения первой оценки по затратам в каждом отдельном случае не всегда может означать конечные решения. Часто требуется применение критериев, как показано в ниже представленном алгоритме (рис. 5.2).

    Рис. 5.2. Процедура принятия решения об использовании внешних источнику цепи предложения

    Источник: Якимишин

    Уже с этого гипотетического примера видно, насколько важной в стратегическом измерении является надежность прогнозных оценок потребностей на материалы и части. Однако не менее важными в оптимизации специализации производства являются внутренние и внешние факторы. Первые из них наглядно имеющийся производственный потенциал, мощности, уровень компетенции, квалификации кадров. Вторые - перспективы взаимоотношений с вероятными поставщиками - стратегическими партнерами или обычными продуцентами / посредниками.

    В частности, о сложности и слабоструктурованисть принятия решений по закупке материалов, составляющих изделия можно сделать вывод, взяв за основу представленную семантическую модель (рис. 5.3).

    Рис. 5.3. Семантическая модель разработки закупочной политики машиностроительного предприятия

    Источник: Костюк

    Последние 20 лет имеет место устойчивое рост доли закупленных частей, материалов, сырья в стоимости продажи. Во многих отраслях эта доля достигает 70 %.

    Очевидно, что проблемы с поставками в этих условиях должны решаться на стратегическом уровне во взаимосвязи с другими функциональными стратегиями - маркетинговыми, производственными и финансовыми. В общем стратегия поставки может реализовываться двумя путями: конфронтационным, то есть ведением кон куренцийнои борьбы с поставщиком, либо кооперационным. Выбор конкурен- ции или кооперационной стратегии снабжения зависит прежде всего от генеральной стратегии конкуренции. Указанный подход в выборе стратегии Цесельская проиллюстрировал в следующих двух примерах :

    1) "Phar-Mor" - крупная сеть дешевых магазинов, быстро развивается в США. Однажды клиент может купить товар, изготовленный одной фирмой, а на другой день ему предлагаются изделия другой фирмы. То, что здесь есть всегда, - это низкие цены. Фирма обращается к клиентам, которые склонны ехать ЗО минут, чтобы купить дешевый кусок мыла "Camay". Стратегия фирмы основывается на твердой, агрессивной политике закупок ("We push people to where they squeak" - "Мы толкаем людей туда, где они пищат»). Принципом является закупка больших партий, вымогательство крупных скидок, вплоть до исчерпания всех возможных уступок со стороны поставщика и постоянный поиск "оказий". Очевидно, что это конфронтационная стратегия в отношениях с поставщиками.

    2) "Bumper Work" - малая (100 человек) фирма в Ден вилл и (штат Иллинойс), стала единственным поставщиком бамперов для "Toyota" в США (для фабрик, которые дополняют автомобили, произведенные в Японии, частями, изготовленными в Америке) . "Toyota" сделала много для того, чтобы поставщик изготавливал бамперы дешевле, лучше и быстрее. Техники и менеджеры из "Bumper Works" были приглашены в Японию, чтобы ознакомиться с системами производства "Toyota". Японский эксперт посещал Дэнвилль и помог в сокращении операции "выдавливание" деталей на прессе с 90 до 22 минут. Затем "Toyota" выслала двух консультантов для улучшения организации производственного пространства, подготовки персонала, мониторинга величины производства, повышения качества и контроля за запасами. В результате величина производства выросла на 60% за год, а количество рекламаций снизилось на 80%. Стоимость металлических отходов на один бампер снизилась с 1,28 до 0,73 доллара. Очевидно, что это кооперационная стратегия в отношениях с поставщиками.

    Итак, в конфронтационной стратегии снабжения отсутствуют механизмы обмена и предоставления информации, кроме цены. Зато кооперационная стратегия снабжения, преследуя цель получения синергического эффекта, требует активных механизмов интеграции усилий, ресурсов, информации и реализуется в следующих формах:

    Маркетинговый подход к поставке;

    Совместная оперативная деятельность;

    Концептуальных партнерстве.

    Широкое понимание вариантов стратегий закупки может быть представлен в виде ниже приведенной матрицы (рис. 5.4).

    Рис .

    Источник: Костоюк

    Следующим после решения стратегических и концептуальных задач является этап идентификации и принятия логистических решений, ограниченных только сферой снабжения. Обобщенные объекты логистического управления в поставках прослеживаются на схеме рис. 5.5.

    Из этой схемы видно, что организация процесса снабжения охватывает три подпроцессы:

    Процесс заказа - у кого, когда, сколько, как и тому подобное;

    Процесс закупки и доставки - откуда, вид транспорта, транспортная технология, маршрут и т.д.;

    Рис. 5.5. Схема процесса закупок

    Источник:

    Кроме структуризации процесса снабжения, представленная схема рассматривает как регулирующие факторы, такие элементы:

    Организацию логистики - кто формирует заказ (отдел маркетинга, отдел снабжения, отдел логистики и т.п.);

    Поставщиков - выбор поставщиков;

    Посредников - выбор перевозчиков;

    Складских единиц - выбор складской "вертикали";

    Собственного склада - уровень складирования, политика запасов.

    Изложенное определяет определенный перечень типичных объектов логистики снабжения, по которым целесообразно принимать соответствующие решения. К таким типовых решений можно отнести:

    Планирование материальных потребностей;

    реализацию материальных потребностей источниками, то есть выбор поставщиков;

    Реализацию материальных потребностей в плоскости пространственно-временной трансформации, то есть выбор технологий перемещения материалов;

    Регулирование параметров материального потока от источника поставки до первого рабочего места в сфере производства, то есть выбор системы управления запасами, условий их пополнения и тому подобное.

    Общей предпосылкой для принятия этих типичных логистических решений является формирование полной достоверной информации о сырья, материалов, частей, полуфабрикатов как независимого от источника происхождения, так и зависимой от источника происхождения, транспортных технологий. Первым шагом в формировании такой базы данных является структурный анализ реальных (если предприятие существует) или проектируемых запасов ресурсов в поставках по ассортименту, количеству и стоимости в конечной продукции, предсказуемостью потребностей в них и тому подобное. Одним из основных способов получения такой информации является количественно-стоимостной анализ, по которому осуществляется классификация материалов. Это так называемый АВС-анализ.

    Метод ABC-анализа является модификацией правила Парето (правила 80:20), сущность которого заключается в том, что всегда существует небольшая часть целого, которая оказывает решающее влияние на него. Классическими примерами правила 80:20 могут быть:

    20% клиентов потребляют 80% проданных товаров;

    20% учебных дисциплин является источником 80 % знаний студентов;

    20% жителей города ответственные за 80 % преступлений;

    20% составных частей готового изделия составляют 80% его стоимости;

    20% позиций ассортимента создают 80 % прибыли от продажи и тому подобное.

    Модифицированное правило Парето, АВС-анализ предусматривают разделение материалов не в две группы (20 % "причин", формирующие до 80% "последствий", а 80% "причин" - лишь 20% "последствий") - важная и маловажным, а на три: очень важную, существенную как промежуточную и маловажным. Подадим применения ABC-анализа классификации материалов.

    В основе графического представления ABC-анализа ассортимента материалов (рис. 5.6) лежат следующие ограничения:

    В группу А относятся те материалы, ассортиментная количество которых (до 20%) составляет примерно 80 % стоимости в структуре поставок;

    В группу С входят те материалы, ассортиментная количество которых (около 50%) составляет лишь 5% стоимости в структуре поставок;

    Группа В имеет промежуточное положение: ассортиментная количество составляет 30%, стоимость - всего 15%.

    Ассортиментная группа А, характеризующаяся высокой долей стоимости закупки (потребление в производстве) по самой низкой количественной доли, требует исключительного внимания и реализации особых процедур планирования потребностей, заказ, управления запасами. Согласно группа С, а в определенных пределах и группа В, не требует реализации строгих подходов, характерных для группы А, и предоставляет некоторую свободу в планировании потребностей материалов, срочности выполнения заказа, выборе системы управления запасами.

    Рис. 5.6. Графическая интерпретация АВС-анализа ассортимента материалов

    Процедура разделения ассортимента поставки по количественно-стоимостным методом ABC-анализа такова:

    Расчет стоимости (расходов потребления) каждой позиции запасов в ассортименте поставок;

    Ранжирование ассортимента по критерию участия в стоимости затрат (запасов, оборота) в порядке ее уменьшения;

    Расчет процентного содержания каждой позиции в скумульований стоимости затрат;

    Создание скумульованои очередности материалов;

    Исследование скумульованои очередности;

    Разделение ассортимента поставки на ABC-группы согласно принятым критериям разделения.

    Заметим, что ABC-анализ успешно используется в задачах оптимизации уровня специализации производства (см. Раздел 5.2), товарной политики (ассортиментной политики), политики продаж, запасов готовой продукции и тому подобное.

    Планирование материальных потребностей промышленного предприятия принципиально состоит из двух частей:

    Планирование основных (базовых) материалов, необходимых для изготовления конечной продукции;

    Планирование потребностей в вспомогательных материалах, таких как оборудование, топливо, запасные части к машинам, эксплуатационные материалы.

    Предметом наших исследований основные материалы, сырье, составные части, непосредственно формируют конечный продукт. В целом потребности в таких материалах могут быть:

    Независимые, возникающего из внешнего спроса, например, продажа заменяемых частей;

    Зависящие как внутренние потребности на сырье, материалы, части для производства конечной продукции.

    В основе планирования потребностей материалов лежит прогноз реализации конечных изделий, который может быть осуществлен различными методами: классифицированными, например, как нормативными, факторный и параметрическими, или как детер-. минированные, стохастическими и эвристическими. Технология формирования прогноза реализации продукции является предметом дисциплин маркетингового цикла, поэтому здесь не рассматриваются. Однако можно привести, например, краткосрочный прогноз спроса на пиво с использованием однофакторной модели Бровна, основанный на выравнивании прогнозных и фактических показателей. Расчет прогноза на ноябрь по такой модели выглядит так:

    где - соответственно прогноз и фактический спрос на пиво в октябре текущего года;

    α - коэффициент выравнивания.

    Такая модель чрезвычайно проста в использовании и требует лишь фиксации предыдущего прогноза, хотя есть определенные трудности в установлении коэффициента выравнивания, который можно вычислить итеративными расчетам, принимая α = 0,1; 0,2; ...; 0,9 - величины погрешности (среднеквадратичного отклонения) для предыдущего периода (месяца).

    Традиционно в системе планирования потребностей материалов прогнозированию подлежит только конечная продукция (в том числе и запасные части, полуфабрикаты), что направляется на рынок, а материальные потребности, которые возникают с их составляющих элементов, рассчитываются напрямую. Такой расчет основывается на конструкции изделия, необходимом периоде расчета, времени исполнения заказа на поставку материалов, уровне запасов материалов. Схематично это можно изобразить так: а - реальный пример, б - гипотетический пример (рис. 5.7).

    Рис. 5.7. Структуризация изделия для расчета потребностей материалов: а - материальная структура стола; б - конструктивная структура изделия А

    На схеме прямоугольниками обозначены составные части различных уровней (Г, Д, И), состоящие из элементов низших уровней; кругами - простые элементы, являющиеся объектом закупки (б, в, е, ё, ж, з, к, л).

    Целесообразность стандартизации и унификации планирования потребностей в материалах благодаря компьютеризации привела к появлению класса так называемых MRP-систем планирования материальных потребностей, построенных на двух элементах:

    Плане производства готовой продукции;

    Конструктивной структуре конечной продукции.

    Схематично функционирования системы MRP показано на рис. 5.8.

    Рис. 5.8. Планирование потребностей в материалах: система MRP

    Система планирования материальных потребностей (англ. MRP - Material Requirement Planning ), ирунтуючись на структуре изделий, нормах расходов и спроса на эти изделия, рассчитывает (в случае так называемого зависимого спроса) в соответствии с созданным ранее плана производства потребность в сырье, материалах и составляющих элементах. Этот метод оперативный план производства переводит на "потребности нетто" в принятом временном распределении. В установленном единичном отрезке времени мы воспользуемся уравнением состояния запасов:

    А + В - С = Х, (5.2)

    где А - размер запасов на складе;

    В - размер открытых (принятых, но пока не реализованных) заказов;

    С - размер потребностей нетто;

    X - диспетчерские запасы (для использования в будущем). Использование системы MRP требует:

    Четко определенной идентификации всех позиций запасов;

    Доступа к данным о состоянии и уровне каждой позиции запасов;

    Тщательно обработанной информации о составляющих изделий;

    Знание циклов всех позиций запасов;

    Принятие и выдачу каждой позиции через складское хозяйство;

    Независимости процессов производства элементов, производимых на предприятии.

    Основой для функционирования системы MRP является план производства конечных изделий и их конструкционного упорядочения в отдельные модули, подмодули, их элементарные части. Главный план производства составляется на основе переданных клиентами заказов и определенных ими сроков поставки, а также доступных прогнозов продаж. Материальное конструктивное упорядочения изделия - это разделение конечного изделия на отдельные его составляющие, детали. их снова разделяют на составные части, необходимые для их изготовления. Таким образом возникает многоуровневая картина структуры изделия. Примером такой структуры может быть обычный стол, производящей фабрика (рис. 5.4, а).

    Система MRP требует разделения времени на короткие (обычно - в неделю) отрезки и ясного определения материальных потребностей отдельными этапами производства (на отдельных уровнях детализации изделия), заключающийся в постоянном сопоставлении (в рамках установленных временных границ и на отдельных уровнях детализации изделия) потребностей на эту составляющую часть (сырье) с планом производства, а также с актуальными запасами и поставками "в пути". На этой основе можно точно определить, когда поступит заказ на определенную сырье и составные части для производства. Кроме того, зная реализации, можно определить при заказе этих материалов. Обобщенную процедуру планирования материальных потребностей можно представить в следующей последовательности:

    1. На основе плана производства определить потребности брутто на конечное изделие (уровень 0).

    2. Чтобы получить потребности нетто на конечное изделие, надо отнять от потребности брутто количество конечных изделий, имеющихся в запасе. Установить срок начала процесса производства так, чтобы вовремя обеспечить клиенту потребность нетто.

    3. Если существуют уровне развертки изделия, то воспользуемся схемой развертки изделия по материалам, из которых он состоит. На основании потребности нетто, которая была на первом уровне, рассчитывают потребность брутто на элементы, необходимые на этом уровне.

    Если нет следующих уровней, перейти к пункту 5.

    4. Для каждого из составляющих элементов по очереди:

    б) определить момент передачи заказа на основании времени реализации поставки этого элемента, а также других важных условий. Вернуться в пункт 3.

    5. Если уже нет следующих уровней развертки изделия, завершить создание плана материальных потребностей.

    MRP позволяет значительно ограничить запасы. Этот метод требует использования развитого и мощного компьютерного и программного обеспечения.

    Разновидностью системы MRP высшей степени технологического развития считают систему планирования производственных ресурсов, которая определяется как MRP II (англ. Manufacturing Resources Planning), что использует те же операционные правила, однако охватывает более широкий спектр решаемых вопросов. Она учитывает использование производственных мощностей и технического оснащения производства при одновременном интегрирования всех операций с финансовым планированием. Это очень сложная система, которая требует для своей эффективной действия большой информационной основы в виде хорошо организованных и тщательно заполненных баз данных.

    Система MRP II обладает следующими свойствами:

    Финансовые данные (счета) поступают точно от торговых сделок. Финансовые счета является расширением производственных счетов;

    Допускается возможность моделирования ситуации таким образом, чтобы можно было виртуально проверить с помощью соответствующих методов принятые решения;

    Предприятие рассматривается как единая система, интегрирующая все важнейшие в процессах планирования и контроля элементы: продажа, производство, запасы, планирование, финансовые потоки.

    Технологии системы MRP II настолько универсальны и стандартные, что сегодня предприятия используют их независимо от:

    Их величины (доступность сравнительно дешевого оборудования и его программного обеспечения обусловила возможность их использования даже на производствах со штатом лишь в несколько человек);

    Сложности производства;

    Вида производственного процесса;

    Вида производства (дискретное, аппаратурное, смешанное).

    Внедрение MRP II заключается не только во внедрении на предприятии информационной системы. Оно заключается прежде всего в замене на предприятии неформальной системы управления производством системой формальной (то есть системой, основанной на едином планировании производства) .

    Именно благодаря такой интеграции средств в системе MRP II одновременно достигается интеграция функциональных стратегий, в частности логистической, финансовой, производственной и маркетинговой. Итак, благодаря планированию средств производства становится возможным принимать оптимальные решения по плану закупки, то есть когда закупить и в каком количестве.

    Однако в процессе реализации маркетинговых потребностей во внимание должны приниматься существенные факторы маркетинговой среды. В частности, политика формирования материальных закупок может рассматриваться как инструмент маркетинга (рис. 5.10).

    Следующим решением, необходимым для ответа на вопрос "где купить?", Является выбор источника поставки, то есть поставщика. Логистическая концепция выбора поставщика предполагает обоснованное использование системы многокритериальной оценки вероятного поставщика. Использование инструментов такой оценки лежит в плоскости с координатами "уровень информации" - "уровень достоверности", то есть точнее оценки сложнее, требует больше актуальной информации, а, следовательно, более дорогой, и наоборот. В раздел и 5.3 рассматриваться отдельные типичные техники выбора поставщика.

    В то же время надо иметь в виду, что характер отношений с поставщиками может быть вполне отличным и созвучным с выбранной стратегией закупки (рис. 5.9).

    Рис. 5.9. Матрица вариантов отношений с поставщиком

    Как организовать эффективное логистическое управление цепями поставок

    Чтобы успешно работать на высоконкурентном рынке, торговым, производственным и транспортно-логистическим компаниям нужно поддерживать высокое качество товаров и услуг, обеспечивать точность поставок, быстро реагировать на меняющиеся потребности клиентов и сохранять оптимальный уровень затрат.

    Успешность решения этих задач напрямую зависит от качества организации управления цепями поставок (Supply Chain Management) на всем цикле товародвижения – от закупки сырья и производства готовой продукции до доставки товара конечному покупателю. Вопрос транспортной логистики в этом процессе играет одну из первостепенных ролей.

    В этой статье мы поговорим о том, как организовать оперативное с помощью «1С:TMS Логистика.Управление перевозками» – системы для комплексной автоматизации транспортно-логистических процессов.

    Управление цепочками поставок в 1С:TMS

    «1С:TMS Логистика.Управление перевозками» (1С:TMS) решает одну из ключевых задач управления цепями поставок предприятий – автоматизирует доставку материальных предметов и услуг от источника производства конечному покупателю.

    Система подходит как для управления международными цепями поставок, так и для организации междугородних и внутригородских перевозок.

    Возможности 1С:TMS для логистического управления поставками

    1С:TMS имеет модульную структуру. Каждый модуль автоматизирует определенный вид задач управления поставками товаров: планирование перевозок, управление работой мобильного персонала, спутниковый мониторинг работы транспорта, управление имуществом автопарка.

    Вместе эти модули охватывают весь комплекс процессов логистического управления перевозками в цепи поставок:

    · Оформление заданий на перевозку;

    · Расчет предварительной стоимости транспортных услуг;

    · Формирование рейсов и составление оптимальных маршрутов;

    · Выписка путевых листов;

    · Оперативное управление работой удаленных сотрудников (водителей, экспедиторов, курьеров) – выгрузка заданий, получение отчетов и текстовых сообщений, голосовая связь;

    · ГЛОНАСС/GPS контроль выполнения заданий с подключением телематического оборудования (фактические маршруты, время прохождения контрольных точек, расход ГСМ, различные показатели работы транспорта);

    · Управление тарифной политикой;

    · Учет расходов на содержание парка предприятия (затраты на топливо, запчасти и ремонты, зарплата водителей и т.п.);

    · Организация взаимодействий между участниками процесса управления цепями поставок;

    · Получение аналитики после исполнения рейсов и закрытия заявок на транспортировку.

    Функционал системы можно настроить в соответствии с индивидуальными потребностями пользователей и адаптировать под специфику любой компании, задействующей в работе собственный или наемный транспорт.

    Модульная структура позволяет в каждый момент времени использовать только нужный функционал и быстро расширять возможности системы в случае необходимости.

    Интеграция системы управления поставок с корпоративными системами

    1С:TMS создана на платформе «1С:Предпрятие» и легко интегрируется с любыми программами 1С, а также с решениями других вендоров (SAP, Oracle и т.д.). Благодаря этому можно органично встроить систему управления цепями поставок в корпоративную информационную систему, получив преимущества синергетического эффекта от совместного использования нескольких программных решений.

    Интеграция позволяет связать воедино ключевые бизнес-процессы компании, включая закупку и реализацию товаров и услуг, управление запасами, внутренний и внешний документооборот, планирование и контроль работы подразделений, управление взаимоотношениями с клиентами, ведение регламентированного учета, формирование отчетности и т.п..

    Преимущества автоматизированного управления поставками и логистикой

    Международная российско-германская программа

    Уважаемые коллеги!

    Если среди Ваших профессиональных забот присутствуют проблемы значительного сокращения запасов материалов, сырья, комплектующих изделий в системе снабжения, межоперационных и межцеховых запасов в производстве, а также запасов готовой продукции в сфере сбыта; если для Вас является актуальными задачи ускорения оборачиваемости капитала и снижения себестоимости продукции, то, скорее всего, без успешного развития логистики в практике Вашей фирмы не обойтись. Если, наряду с этим, Вас беспокоят установление длительных хозяйственных связей, достижение высокой надежности взаимодействия с партнерами по бизнесу в сферах снабжения и сбыта, то на сегодняшний день невозможно обойтись без новой сферы функционального менеджмента - управления цепями поставок – целью которого является эффективное интегрирование бизнес-процессов фирмы и её партнёров для обеспечения высокого качества поставок товаров для конечного потребителя.
    Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов уже более десяти лет реализует логистическое направление в сфере профессиональной переподготовки, повышения квалификации и консалтинговой деятельности. Накопленные нами за это время профессиональный опыт, интеллектуальный капитал, инновационные решения могут стать Вашими и помочь в осуществлении масштабной задачи – модернизации деятельности Вашей фирмы. Обучение на нашей российско-германской программе «Логистика и управление цепями поставок» поможет Вам овладеть совокупностью средств и методов, направленных на организацию и управление движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков в системах производства и продвижения товаров к потребителям, анализ и организацию функционирования логистических систем и цепей поставок.


    Многие выпускники нашей программы являются в настоящее время вице-президентами и директорами по логистике и управлению цепями поставок, руководителями и специалистами логистических подразделений ряда фирм различных отраслей экономики Санкт-Петербурга и России.
    Мы ждем Вас на нашей программе, и будем активно способствовать эффективной реализации Ваших профессиональных и человеческих амбиций.

    До встречи на программе, приходите - будет интересно.


    [подробнее] [скрыть]

    Директор программы "Логистика и управление цепями поставок"
    Уваров Сергей Алексеевич
    доктор экономических наук, профессор.

    Общая информация о программе

    Программа повышения квалификации «Логистический менеджмент» объемом 100 учебных часов, предназначенная для руководителей фирм и компаний, а также персонала служб коммерции, сбыта, логистики, снабжения, организации продаж, транспорта и складирования была предложена Высшей экономической школой на рынке образовательных услуг в 1999 году.
    Следующим этапом развития этого образовательного направления, в связи с высоким спросом на специалистов в области логистики, начиная с 2001 года, стала программа профессиональной переподготовки «Логистический менеджмент» объемом более 500 учебных часов.
    С 2005 года программа изменила свой статус и позиционировалась как международная российско-германская программа «Логистический менеджмент», а с 2007 года, с учетом тенденций развития логистики за рубежом и в России, преобразована в международную российско-германскую программу «Логистика и управление цепями поставок».

    Программа разработана и реализуется совместно с Университетом г. Бремена (Германия).

    Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволит фирмам значительно сократить запасы в снабжении, производстве и сбыте; ускорить оборачиваемость капитала; снизить себестоимость продукции.

    Управление цепями поставок направлено на обеспечение высокого качества поставки продукции и оказания услуг для конечного потребителя; использование преимуществ логистической интеграции; устойчивое развитие корпорации и повышение конкурентоспособности.

    Миссия программы

    Повышение конкурентоспособности предприятий посредством переподготовки руководителей и специалистов служб снабжения, сбыта, логистики и управления цепями поставок на основе приобретения компетенции и развитие навыков, позволяющих реализовать ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности.

    Целевая аудитория

    Цели программы

    • Овладение современными приемами логистики как науки и практики управления процессами товародвижения.
    • Получение системного представления о передовых отечественных и зарубежных подходах к формированию и эксплуатации цепей поставок.
    • Приобретение навыков эффективного управления в области логистического менеджмента.

    Ключевые особенности программы

    Университетская теоретическая база , основанная на фундаментальных общеэкономических концепциях и современной управленческой парадигме логистики и управления цепями поставок.

    Прикладная направленность на обеспечение функционирования предприятий всех органи­зационно-правовых форм в целях рациональной организации логистической деятельности, а также формирования пространства логистической интеграции ключевых функций управления интегральными процессами в цепях поставок.

    Междисциплинарный характер обучения , основанный на формировании компромисса с другими видами функционального менеджмента.

    Международный аспект программы , обеспеченный участием зарубежных партнеров.

    Организация учебного процесса

    Преподавательский состав

    В учебном процессе и методической работе участвуют ведущие преподаватели-консультанты СПбГЭУ, признанные лидеры в области бизнес-обучения и консалтинга, а также специалисты предприятий Санкт-Петербурга. Со стороны Германии в программе принимают участие ведущие преподаватели Университета г. Бремена.

    Сергей Алексеевич Уваров , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГЭУ
    Игорь Анатольевич Аренков , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Виктор Петрович Чернов , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Евгений Иванович Зайцев , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Владимир Константинович Козлов , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Владимир Владимирович Ткач , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Елена Арсентьевна Королева , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГУВК
    Ханс-Дитрих Хаасис , д.э.н., профессор Университета Бремена

    Слушатели обеспечиваются необходимой учебной литературой, значительная часть которой подготовлена преподавателями, участвующими в учебном процессе. Ряд учебников и учебных пособий, написанных преподавателями программы, получили широкое распространение, а также всероссийское и международное признание. Специально разработанные комплекты методических материалов и учебные пособия, компьютерные программы, деловые игры делают учебный процесс более эффективным.

    Приобретаемая в процессе обучения квалификация позволяет успешно работать в области экономики, организации и управления предпринимательской деятельностью в условиях конкурентной среды.

    Выпускники программы «Логистика и управление цепями поставок» получают диплом о профессиональной переподготовке , удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности и сертификат Университета г. Бремена (Германия).

    Директорат программы

    Контроль знаний и аттестационная работа

    В процессе обучения проводятся экзамены по дисциплинам:

    • Менеджмент.
    • Управление запасами в логистике и цепях поставок
    • Информационные системы и технологии в логистике и цепях поставок
    • Экономико-математические методы и модели.

    По остальным дисциплинам проводятся зачеты. По каждому модулю специализации проводится комплексный экзамен.

    Завершающим этапом обучения является защита аттестационной работы. Каждый слушатель подготавливает работу по проблеме, предложенной его предприятием, или выбирает тему самостоятельно.

    Процедура поступления на программу

    Слушателями программы могут быть только лица, имеющие высшее образование.

    По правилам приема входное тестирование не предусматривается. При возникновении вопросов по обучению и зачислению на программу производится индивидуальное собеседование с директором программы.

    Заключение контракта и оплата обучения

    До заключения контракта на обучение на данной программе будущим слушателям необходимо представить следующие документы:

    1. Заявление о зачислении слушателя на программу «Логистический менеджмент».
    2. Копию трудовой книжки.
    3. Диплом и копию диплома о высшем образовании (заверяется при приеме документов).
    4. Три фотографии размером 3х4.

    Все перечисленные документы представляются в сектор коммуникаций (комн.233, тел.310-38-62).

    Оплата обучения может производиться единовременно или поэтапно (условия оплаты рассматриваются индивидуально при заключении контракта).

    Отзывы выпускников


    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой.

    На мой взгляд, учебная программа в ВЭШ является оптимальным сочетанием таких параметров, как брэнд учебного заведения, продолжительность обучения, качество преподавания, величина и условия оплаты.
    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой. Деловые игры и тренинги, чередующиеся с лекциями, придавали обучению динамичный характер и, иногда, вызывали острые споры между слушателями, тем самым, подчеркивая заинтересованное отношение к поставленным вопросам.
    Огромное спасибо преподавателям, мужественно доносящих до нас знания и новые веяния из мира логистики. Незабываемые лекции Уварова С.А., Королевой Е.А., Кулешова А.В., а также других преподавателей программы позволили структурировать имеющиеся и полученные знания, а также увеличить эффективность их использования на практике.
    По окончании обучения я поменял место работы. В настоящее время - возглавляю отдел логистики ООО «Профмеханика», заметного игрока на рынке поставок запасных частей для импортной дорожно-строительной техники. Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, есть филиалы в Москве, Тюмени, Иркутске, а также склады в Германии, Финляндии и Санкт-Петербурге.
    Надеюсь, что года через 3-4 представится возможность продолжить обучение и получить степень МВА по логистике.

    [подробнее] [скрыть]

    Юрий Дроздов Руководитель отдела логистики ООО «Профмеханика» Выпуск 2006 г.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.
    На вопрос, что дало обучение, можно говорить долго. Для меня самое основное это, наверное, уверенность в себе. Я часто общаюсь с директорами и высшим руководством крупных компаний, порой монопольных, и ощущаю себя на высоте. Всегда могу не только практически, но и теоретически обосновать свою точку зрения или то или иное решение и настоять на своём.
    Во время учебы я работала в компании «Heineken», специалистом по снабжению, обеспечивала завод в Петербурге сырьём. В мои обязанности входил весь процесс снабжения, начиная от проведения тендеров и заканчивая претензионной работой. Получив новые знания, я многое изменила в своей работе, что привело к улучшению показателей, и в дальнейшем к карьерному росту. На данный момент я работаю менеджером отдела по поставкам оборудования на проекте «Тиман», ОАО «РУСАЛ».
    Огромное спасибо преподавателям и всему коллективу Высшей экономической школы.

    [подробнее] [скрыть]

    Татьяна Кирьянова Менеджер отдела по поставкам оборудования Департамента снабжения ООО "Тиман-Ижиниринг" Выпуск 2006 г.

    Программу профессиональной подготовки "Логистический менеджмент" в ВЭШ СПбГУЭФ я оцениваю исключительно положительно. В соответствии с моими профессиональными интересами отмечу, что очень понравились преподаватели по предмету "Логистика торговли" (в частности практические занятия), так как на данных занятиях было рассказано очень много интересного и полезного в сфере торговли.