Проектное обучение в начальной школе, фгос и курс «проектная деятельность» н.ю. пахомова, зав. лаб. информационной поддержки развития образования миоо, - презентация. Таким образом, по определению Н.Пахомовой Пахомова н ю учебное проектирование

  • 09.12.2019

Использование проектного метода на уроках музыки

Одним из направлений моей педагогической деятельности является использование проектного метода в процессе обучения.

Свою деятельность по внедрению проектного метода я начала в 2009 г., с изучения теоретической литературы:

в пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

    И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

С помощью проектного метода я развиваю познавательный интерес учащихся, формирую умения самостоятельно конструировать свои знания, развиваю критическое мышление. Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Организованная мною проектная деятельность выходит за рамки простого урока.

Практика показала, что метод проектов применим для уроков музыки, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развить творческие способности каждого ребенка.

Как один из аспектов моей методической работы в 2009 -2010 учебном году был разработан совместно с детьми творческий проект «В чем заключается преобразующая сила музыки?»

Проектная деятельность была направлена на исследовательскую работу творческих групп учащихся:

- 1 группа «Историки» - целью их работы было выяснить историю возникновения музыки и ее роль в жизни человека.

Отчет предоставили в виде докладов: «Возникновение музыки» и «Роль музыки в жизни человека».

- 2 группа «Музыковеды» - цель работы: узнать какими средствами музыкальной выразительности рассказывает музыка. В чем сила преобразующей музыки.

Отчеты представили в виде презентаций: «Средства музыкальной выразительности» и «Преобразующая сила музыки».

В соответствии с проектной технологией, были разработаны этапы проекта:

    Подготовительный:

    определение темы, идеи проекта

    формирование рабочих групп и распределение работы по группам

    поиск информации, посещение библиотеки, наблюдение, опрос

    обработка информации и анализ полученных результатов

    темы исследований: история возникновения музыки; роль музыки в жизни человека; средства музыкальной выразительности; преобразующая сила музыки

    Завершающий этап:

    работа по созданию УМП «Преобразующая сила музыки»

    итоговая беседа с использованием УМП

    рефлексия

Проект «В чем заключается преобразующая сила музыки?» был представлен на районном конкурсе «Информационные технологии в руках учителя» в номинации «Учебно – методический проект». Работа заняла  место.

В 2010 -2011 учебном году был реализован следующий исследовательский проект: «История возникновения и изготовления музыкальных инструментов»

Цель работы : изучить, как происходило развитие музыкальных инструментов в истории музыкального искусства, и изготовить несколько инструментов самостоятельно.
Задачи :



Актуальность работы в том, что она предполагает востребованность знаний из физики и прочих областей естествознания. В тесной межпредметной связи таких наук как музыка, физика, технология и заключается новизна исследовательской работы.
Исследование «В мастерской музыкальных инструментов», помогло ребятам расширить знания в области истории музыки (зарождение музыкального искусства, отношение к музыке в разные эпохи и в разных культурах), в области физики (свойства и характеристики звука), в области технологии (практическое изготовление музыкальных инструментов).
В ходе работы учащиеся выдвинули гипотезу - учитывая, что первые музыкальные инструменты были выполнены в далёком прошлом людьми без специальной подготовки, узнав из каких подручных материалов были сделаны эти музыкальные инструменты, изучив физические свойства звуков, мы можем изготовить несколько музыкальных инструментов самостоятельно.

Гипотеза о том, что возможно изготовить самостоятельно несколько музыкальных инструментов полностью подтвердилась.

Практическим результатом работы стали сделанные учащимися музыкальные инструменты.

Для их изготовления ребята использовали различные подручные материалы.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

    показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

    реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

    продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

Организуя работу над проектом я стараюсь выполнять следующие условия:

    тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

    проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

    необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Учитель: Паленая Е.В.

Исследовательский проект: «История возникновения и изготовления музыкальных инструментов».

Относительно первых музыкальных инструментов так же, как и относительно истоков музыки, существует множество гипотез, основанных на археологических находках и результатах исследований современных человеческих племён, находящихся на низких стадиях общественного развития.
Так, камень, тетива, раковина и тростинка могли стать родоначальниками всех существующих музыкальных инструментов, которые самой природой звучания разделены на основные группы: ударные - от камня и дуплистого дерева, струнные - от поющей тетивы, медные духовые - от морской раковины и деревянные духовые - от тростинки.
Неоспоримо лишь одно: вся эволюция и совершенствование музыкальных инструментов органично сплетается с эволюцией человечества, его культуры и, в частности,- музыкальной культуры.
Цель работы: изучить, как происходило развитие музыкальных инструментов в истории музыкального искусства, и изготовить несколько инструментов самостоятельно.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения первых музыкальных инструментов.
2. Изучить характеристики и свойства звука, провести опыты.
3. Найти связь между музыкальным искусством, физикой и технологией.
4. Придумать и изготовить музыкальные инструменты из природных материалов и предметов быта.
Гипотеза: учитывая, что первые музыкальные инструменты были выполнены в далёком прошлом людьми без специальной подготовки, узнав из каких подручных материалов были сделаны эти музыкальные инструменты, изучив физические свойства звуков, я смогу изготовить несколько музыкальных инструментов самостоятельно или с помощью взрослых.
Актуальность работы в том, что она предполагает исследование области науки, интегрирующей знания, полученные в школе на уроках музыки, музыкальной литературы, литературы, истории; она также предполагает востребованность знаний из физики и прочих областей естествознания. В тесной межпредметной связи таких наук как музыка, физика, технология и заключается новизна исследовательской работы.
Исследование «В лаборатории музыкальных инструментов», помогло мне расширить знания в области истории музыки (зарождение музыкального искусства, отношение к музыке в разные эпохи и в разных культурах), в области физики (свойства и характеристики звука), в области инструментоведения (эволюция и классификация музыкальных инструментов), в области технологии (практическое изготовление музыкальных инструментов).
Гипотеза о том, что возможно изготовить самостоятельно несколько музыкальных инструментов полностью подтвердилась. Практическим результатом работы стали сделанные нами музыкальные инструменты: трещотка, тамбурин, маракас, шейкер, «шум дождя», бамбуковая флейта. Для их изготовления мы использовали различные материалы: жестяные баночки, бутылки, стебли бамбука, пластиковые декоративные тарелочки, кокосовые орехи и много другое. Большой простор для фантазии понадобился на этапе художественного оформления готовых инструментов.
Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты, вкладывают душу и весь опыт, накопленный годами, в свои творения. И мы можем только восхищаться, как они превращают обыкновенные воздушные волны в прекрасную музыку!

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Зам.директора по восп. раб. Директор школы

И.В.Яценко _______А.П.Постоюк _____Е.В.Зайцев

Протокол №_____ Приказ №_______

«____»________»20__г «_____»_______________20__г «____»_________20__г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной проектной деятельности

кружка «Знатоки»

для 2 класса

начального общего образования

Яценко Инны Викторовны

2015/2016учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе: Пахомова Н.Ю. Программа курса «Проектная деятельность». 2-4 классы / Н.Ю. Пахомова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 104 с. - (ФГОС. Внеурочная деятельность).

Учебное проектирование - важный элемент современной системы образования. Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учащихся к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, сформировать у них элементарные проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно совершенствовать проектную деятельность в целом. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Целью курса «Проектная деятельность» является формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Курс позволяет, начав осваивать учебное проектирование в начальной школе, к 7-8 классу средней школы достичь уровня сформированности проектной деятельности у учащихся, требуемого новыми образовательными стандартами. Начальное обучение направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Основными задачами начального обучения проектированию (2-4 классы) является формирование следующих умений:

 планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;

 планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;

 анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;

 ставить себе задачу по сформированной цели для последующего решения;

 анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;

 предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.

Курс «проектная деятельность» в начальной школе построен на основе системы знаний. Задания даются с последовательным усложнением, расширяется состав формируемых проектных умений. Занятия организуются на деятельностной основе с постепенным усилением самостоятельности учащихся в применении проектных умений, осваиваемых в процессе выполнения заданий.

Работа над заданиями проводится в групповой форме организации занятий. Исключения составляют контрольные задания, где учащиеся работают в парах или индивидуально. Количество детей в группе оговаривается для каждого занятия.

Формирование и развитие умения анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания, проходят через все годы проектного обучения, составляют основу рефлексивной деятельности. Умение анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи и поставленной цели начинает формироваться путем совместной работы взрослого с детьми сначала при ведущей роли взрослого, затем шаг за шагом все с большей самостоятельностью и ответственностью детей. Сформированность этого умения должна достигаться к концу третьего года обучения по курсу, то есть к окончанию начальной школы.

Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат начинает складываться с первых шагов освоения курса «Проектная деятельность» в процессе выполнения заданий. Это умение опирается на сформированные навыки устной речи, умение делать устное сообщение на заданную тему, отвечать на вопросы по теме, использовать в рассказе наглядный иллюстративный материал.

Формирование проектных умений проводится сначала в условиях групповой организации занятий. Затем, по мере усвоения новых способов и средств организации деятельности, увеличения степени самостоятельности в применении формируемых умений, происходит переход к работе в парах. И наконец, когда сформированность умения достигает уровня интериоризации, - к индивидуальной форме работы. При совместной работе в группе план является не только средством выполнения всех входящих в него операций, но и средством решения новых задач - распределения работы, установления элементарных про-изводственных связей.

Кроме деятельностных групповых занятий, в курсе предусмотрены занятия с фронтально-презентативной формой работы, фронтальные анализ предъявленных ситуаций и обсуждение представленных группами планов и результатов работы, объяснительно-иллюстративные и контрольно-оценочные формы.

Занятия по курсу «Проектная деятельность» проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно-урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей. Урок имеет несколько составных частей: фронтально-интерактивную, деятельностно-групповую и презентативную. Каждый урок (или два последовательно стоящих в плане уроков, в зависимости от объема содержания) строится на основе задания.

Задание дается на выполнение (полное или частичное) всех не-обходимых действий проектирования и предъявляется учащимся в виде ситуации, содержащей проблему, которую необходимо разрешить. В процессе проектирования ученики должны предложить свой проект (замысел), то есть найти способ решения проблемы. Далее проект осуществляется практически или представляется на презентации. Чаще всего в учебном проектировании не всегда есть возможность осуществления проекта (замысла), однако цель «обучение проектированию» достигается. Проблемная ситуация обязательно содержит в своей формулировке описание проблемы и условий ее существования и формулируется с элементами игровой и практической значимости.

Важной составляющей уроков является презентация - предъявление результатов проектирования и самоанализ. Для того чтобы все группы учащихся имели возможность выступить, поупражняться в презентации (для формирования у обучающихся презентативных умений), предусматривается специально выделенное время на уроке и в случае необходимости методическая помощь в виде вопросов, плана презентации.

Оценивание работы учащихся на уроках курса «Проектная деятельность» безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной - соответственно парная или индивидуальная работа. Критерии отбора наилучших работ просты: для положительной оценки необходимо прежде всего сделать правильный план и аккуратно отмечать выполненные операции по ходу работы. Изделие должно соответствовать требованиям задания. По мере формирования умений анализа и проведения презентации к критериям оценки добавляется качество презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь оценивается аккуратность и 6 эстетичность изделия. По результатам оценивания учащиеся поощряются наклейками, или медалями, или свидетельствами.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс «Проектная деятельность» реализуется в рамках введения ФГОС НOO второго поколения по внеурочной деятельности. Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Проектная деятельность» необходимо выделить 1 час в неделю - 34 часа в год.

1. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс. М., 2013.

2. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 2 класс. М., 2013.

3. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: раздаточный материал. 2 класс. М., 2013.

Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая, коллективная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

к концу 2-го класса.

Необходимые умения:

    Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат.

    Умение анализировать и оценивать работу группы.

Умение планировать:

    Количество деталей;

    Выбор формы и цвета деталей;

    Расположение деталей на изделии;

    Последовательность операций;

    Распределение операций между членами группы;

    Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.

Умение анализировать:

    Свои знания (знаю или не знаю);

    Условия количественных и качественных характеристик изделия;

    Условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;

    Состав операций, необходимых для выполнения работы;

    Соответствие хода работы предварительно составленному плану.

Умение представлять:

    Умение предъявить продукт;

    Умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;

    Умение рассказать о достигнутом результате;

    Формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.

к концу 3-го класса.

    выделять проблему и условия из проблемной ситуации;

    формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;

    осуществлять планирование и составлять план своей работы;

    предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией, делать самоанализ .

к концу 4-го класса.

    Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план, использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом.

    Анализировать проблемную ситуацию , содержащую проблему и условия.

    Формулировать проблему и цель, определять задачи , которые необходимо решить для достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи .

    Формулировать ожидаемый результат , фиксировать проект в виде таблицы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.

    предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией.

    делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности).

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальна» компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование : целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентации: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий : выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; использовать, речь для регуляции своего действия. Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль : сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка : устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллек-туальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия :

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать по-знавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Знаково-символические : использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление при- чинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия :

Инициативное сотрудничество : проявлять активность во вза-имодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества : задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие : формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией : аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий : составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.

Смысловое чтение : овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.

Различные способы поиска и использования информации : поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.

Обучающиеся научатся :

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;

Обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;

Устанавливать аналогии;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность научиться :

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Осуществлять синтез как составление целого из частей, само-стоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации и все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания, которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных занятиях.

При формировании умения работать с альтернативными источниками информации содержание привлекается из справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним темам содержание отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются учениками по заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для изготовления информационного продукта, письма и пр.

Особенности первого года обучения проектированию (2 класс)

В первый год проектного обучения, во втором классе, ставится цель научить планировать работу по заданному результату. В каждом задании курса обрисовывается результат несложной ручной работы или разрешения несложной житейской ситуации. Работая над заданием, дети продумывают свою работу, определяют план и его фиксируют (количество деталей, количество и качества деталей, распределение операций между детьми группы, время выполнения операций и задания в целом), проводят оптимизацию плана. В то же время анализ полученных результатов работы, качества составленного плана и выполнения работы в соответствии с планом проводится постоянно в ходе работы над каждым заданием.

Работа над заданиями организовывается в групповой форме. Исключения составляют контрольные задания, где работа проводится в парах или индивидуально. Количество детей в группе оговаривается для каждого занятия.

Умение анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания, начинаем формировать уже в первом полугодии 2-го класса, создавая ситуацию выбора необходимых материалов из заведомо большего разнообразия. Формирование и развитие этого умения проходит через все годы проектного обучения, ложится в основу рефлексивной деятельности.

Умение анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи и поставленной цели начинаем формировать путем совместной работы взрослого с детьми сначала при ведущей роли взрослого, затем шаг за шагом все с большей самостоятельностью и ответственностью детей. Полной сформированности этого умения во втором классе еще достичь не удастся. Она должна достигаться к концу третьего года обучения, то есть к окончанию начального обучения.

Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат начинаем формировать с первых шагов в курсе «Проектная деятельность» с помощью заданий курса. Это умение опирается на формирование навыка устной речи, умения сделать устное сообщение на заданную тему, ответить на вопросы по теме, сочетать рассказ с показом иллюстративного материала.

В курсе «Проектная деятельность» в начальной школе система заданий выстроена с постепенным усложнением и расширением состава формируемых проектных умений. Занятия организуются на деятельностной основе с постепенным усилением самостоятельности учащихся в применении проектных умений, осваиваемых в процессе выполнения заданий.

Во 2-м классе планирование работы осваивается постепенно с нарастанием сложности как самого плана, так и способов его фиксации. Также постепенно наращиваются умения анализировать и умения представлять результаты самостоятельной работы.

Этапы работы над проектом

Учитель

Учащиеся

1-ый этап – погружение в проект

Формулирует:

Осуществляют:

1) проблему проекта;

10 личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи.

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-ой этап – организация деятельности.

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

1) организовать группы;

1) разбивку на группы;

2) распределить роли в группах;

2) распределение ролей в группе;

3) спланировать деятельность по решению задачи проекта;

3) планирование работы;

4) возможные формы презентации результатов.

4) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.

3-ий этап – осуществление деятельности.

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

1) консультирует учащихся по необходимости;

1) каждый в соответствии со своей ролью и сообща;

2) ненавязчиво контролирует;

2) консультируются по необходимости;

3) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

3) «добывают» недостающие знания;

4) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

4) подготавливают презентацию результата.

4-ый этап – презентация.

Принимает отчет:

Демонстрируют:

1) обобщает резюмирует полученные результаты;

1)понимание проблемы, цели и задач;

2) подводит итоги обучения;

2) умение планировать и осуществлять работу;

3) оценивает умения:

* общаться;

* слушать;

* обосновывать свое мнение;

* толерантность;

* и другое.

3) найденный способ решения проблемы;

4) акцентирует внимание на воспитательном моменте:

* умении работать в группе на общий результат.

4) рефлексию деятельности и результата;

5) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

дата

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

план

факт

1. План и планирование.

Проблемное введение понятий «План», «Планирование».

Групповая работа над заданием; фронтальный анализ.

2. Украшение коробки.

Закрепление понятий «План», «Планирование». Обучение составлению плана.

Групповая. Планирование по кол-ву деталей.

3. Украшение шапочки.

Формирование умения составлять и осуществлять план при планировании количества деталей и их расположения на изделии. Выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая.

Планирование по кол-ву деталей расположению.

4. Украшение ёлочки.

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; введение новой записи плана.

Групповая, самостоятельное планирование по кол-ву деталей расположению. , сольная презентация

5. Яблоки на яблоне.

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; закрепление табличной формы записи.

Работа в парах, самостоятельное Табличный план по операциям.

6. Цветок желаний.

Закрепление умения составлять план по распределению деталей и операций между членами группы; выполнять работу в соответствии с планом; введение распределённого предъявления изделия и хода работы группы.

Групповая, коллективная презентация.

7. Одень куклу.

Введение работы с условием выбора деталей; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая. Работа по заданному условию. Самостоятельное планирование, коллективная презентация.

8. Поздравительная открытка.

Закрепление работы с условием и усложнением выбора (тема праздника, атрибуты); закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая.

Распределение работы в сотрудничестве.

9. Зоопарк.

Закрепление работы с условием и усложнением выбора (сопоставление двух множеств: звери и детёныши и выбора двух пар); закрепление умения составлять план по распределению действий между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая.

Подетальное планирование

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей, фиксировать план в табличной форме и выполнять работу в соответствии с планом; фиксация плана в виде эскиза.

Индивидуальная; эскиз, декодирование Самостоятельная.

11. Мозаика из частей квадрата.

Формирование умения составлять план порядка сборки с обозначением на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

Групповая.

12. Мозаика из частей ромба.

Групповая.

13. Фантазия из частей ромба.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая по составлению плана. Индивидуальная по изготовлению мозаики.

14. Орнамент-аппликация.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Парно-индивидуальная. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента.

15. Аппликация человечка.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. Формирование умения делать отбор необходимых трафаретов по выбранной картинке.

Групповая. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента. Презентация по вопросам.

16. Дом моей мечты.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Умения выполнять работу

Индивидуальная. Эскиз, вид и кол-во геометрических фигур, порядок сборки, рефлексия, презентация.

17-18. Зона отдыха в парке.

Закрепление умения планировать(комплексное планирование).Распределения работы в группе в ситуации большой комплексной работы.

Формирование умения предъявлять результат работы, рефлексия групповой работы и использованных видов планирования.

Групповая. Комплексное планирование, рефлексия, презентация.

19-20. Поезд.

Введение понятий «Планирование по времени», «оптимальный план»; декодирование. Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

Групповая. Составление оптимального плана с помощью учителя.

21. Стол и стул.

Групповая. Самостоятельное оптимальное планирование.

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом;

Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.

Работа в парах. Самостоятельное оптимальное планирование.

23. Машина.

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом;

Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.

Работа в парах. Парное планирование

24. Чайник.

Введение понятий «Ситуация», «проблема», «условия», «возможные действия»; закрепление умения составлять план как последовательность действий; введения кодирования и с использования его при записи плана.

Индивидуальная. Запись плана в виде инструкции.

25. Набрать воды из реки.

Введение понятий «Ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формулирование проблемы в виде вопроса, формулирование цели как ожидаемого результата; развитие умения планировать при составлении плана-инструкции.

26. Винегрет.

Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; Введение понятий «рецепт», «план-инструкция в рецепте».

Групповая при выполнении планирования; индивидуальная. Запись плана в виде инструкции.

27. Куст сирени под окном.

Работа с понятиями «ситуация», «проблема», «цель»; Формирование умения формулировать проблему в виде вопроса; закрепление умения составлять план-инструкцию; запись плана с помощью сокращённых обозначений.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы.

28. Гирлянда.

Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; составление инструкции и её выполнение; Введение понятия «повторение в инструкции».

Групповая. Запись инструкции в виде схемы. Инструкция с циклом.

29. Безопасный переход улицы.

Работа с понятиями «ситуация», «проблема» и «цель»; формирование умения формулировать кратко ситуацию и проблему; закрепление умения составлять план действий, план, как инструкцию; введение понятия «правило».

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Правило-инструкция с условием.

30. Безопасный переход улицы-2.

Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; ; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм с 2-мя условиями.

31. Фальшивая монета.

Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма. Введение понятий «алгоритм внутри алгоритма»

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм в алгоритме.

32-34. Резервные уроки.

На усмотрение учителя.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

1. Грибы в лукошке.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Планирование по кол-ву и расположению деталей.

2-3. Мебель для куклы: кровать и тумбочка.

4-5. Мебель для куклы: круглый стол и стул.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; определять цель и пути решения в виде задач, выполнять сетевое планирование, выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Сетевое планирование с использованием кодирования.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы.

Групповая. Работа над проблемой и задачами.

Индивидуальная. Исследовательский проект.

7-8. Домашнее животное.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы. Формирование умения обобщения результатов работы в форме меморандума.

Групповая.

1-Формулирование задачи на исследование, описание и инструкция по уходу за животным.

2-Презентация и меморандум.

9-10. Здоровый образ жизни.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи. Самоанализ и сравнение. Презентация.

Групповая.

1- Работа над проблемой и задачами.

2- Индивидуальная. Презентация в виде отчёта.

11. Безопасный переход улицы.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Закрепление умения составлять план по действиям, план как инструкцию, правило.

Индивидуальная. Составление инструкции, алгоритма.

12. Маршрут.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Введение составления плана как схемы и инструкции.

Групповая. Составление схемы.

13. Рукавицы для Незнайки.

Вычленять проблему и цель, формулировать ожидаемый результат-план действий, алгоритм

Индивидуальная. Работа с условием-разветвлённый алгоритм.

14. Новогодний праздник.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план.

Групповая. Планирование мероприятия: программа праздника и план его подготовки.

15. Пригласительный билет.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план и записывать его в виде макета.

Групповая. Презентация.

16. Рефлексия-1.

Формирование методологической базы проектных уроков, закрепление знаний, умений и навыков процесса проектирования; введение понятия «рефлексия»

Индивидуальная.

17-18. Коврик.

Формирование умения определять состав действий и операций, составлять план по кол-ву действий и операций, распределять работу в группе и выполнять её в соответствии с планом.

Групповая.

1-Определение состава действий.

2- Презентация.

19. Детская площадка.

Групповая.

1-Схема, кодирование, эскиз, инструкция.

2- Презентация.

20-21. Ленивые вареники.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять состав действий и операций, составлять проект.

Групповая.

1-Планирование технологического процесса, эскиз.

2- Презентация.

22-23. Школьное экскурсионное бюро.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; фиксировать проект в виде схемы, буклета.

Групповая.

1-Маршрутный лист с разработкой экскурсии по школе.

2-Буклет, презентация.

24-25. Сухарики.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели. Представить ход и результата проделанной работы.

Групповая.

1-Постановка задач, составление бизнес-плана.

2-Презентация макета упаковки

26. Рефлексия-2.

Выявление степени сформированности: умения построить план выступления на презентации, представления об этапах проектирования; развитие умения решать проблемы.

Индивидуальная.

27-28. Фитодизайн класса.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели; участвовать в коллективной презентации с демонстрацией плаката.

Групповая.

Исследование информации о растениях, составление инструкции. Составление таблицы с занесением сведений об уходе за растениями; использование плаката в презентации.

29-30. Профессии наших родителей.

Контроль и закрепление проектных умений. Формирование представления о проектировании социологического опроса.

Коллективная. Фронтальная работа по повторению методологии проектирования.

Индивидуальная. Самостоятельная.

31-32 Викторина.

Формирование о комплексном распределении работы между группами класса с последующим соединением результатов в единое целое(презентация-мозаика)

Групповая. Распределение работы, презентация-мозаика.

33. рефлексия-3.

выявление степени сформированности представлений о проектировании.

Индивидуальная.

34. Резервный урок.

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

1. Аквариум.

Формирование умения постановки задачи на планирование групповой работы; распределение и выполнение работы в группе в соответствии с планом; введение рефлексивной готовности

Групповая. Комплексное планирование. Рефлексия этапов работы, хода планирования, обсуждения и принятия решения

2-3. Волшебный сундучок.

Закрепление умения составлять оптимальный план. Презентация с рефлексией проделанной работы. Введение понятия «оптимизация по количеству передач

Групповая.

1-Сетевое планирование. Анализ плана на наличие передачи деталей в процессе работы.

2-Составление оптимального плана и его осуществление.

4. Волшебный сундучок.

Формирование умения составлять оптимальный план. Анализ хода составления плана, его оптимальности по кол-ву передач в процессе его выполнения.

Работа в парах

Индивидуальная. Составление оптимального плана.

5-6. Туесок.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация.

7-8. Вазочка.

Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация и рефлексия хода работы группы.

9-10. Конвейер.

Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра)

11-12. Стройка.

Формирование умения составлять план- график работы бригады с учётом времени подвоза деталей; Формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Презентация с макетом.

Групповая.

Оптимальное планирование

13-14. Карнавал.

Формирование умения составлять план как результат проектирования; Формирование умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания.

Групповая.

1-Проектирование подготовки маски-персонажа, выступление на конкурсе, осуществление проекта.

2-Рефлексия и самооценка.

15-16. Рефлексия-1,Мороженое.

Теоретическое и практическое освоение рефлексивных умений

1- Индивидуальная. Самостоятельная

2- Индивидуальная. Самостоятельная

17-18.Информация печатных источников.

Формирование умения проектировать; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Индивидуальная.

Самооценка по критериям; составление каталожной карточки.

19-20. Настольная игра.

Групповая. Проектирование игры.

Самооценка по критериям; презентация.

21-22. Школьный автобус.

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая. Проектирование решения проблемы составления оптимального маршрута, осуществление проекта

23-24. Школьная спартакиада.

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая.

2- самооценка, презентация.

25-26. Кем быть?

Формирование умения проектировать выбор профессии, Формирование умения рефлексивного анализа своих способностей; Формирование умения составлять план действий по подготовке к профессии.

Индивидуальная.

1- Самостоятельное проектирование.

2- самооценка, презентация.

27. Исследование.

Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза».

Групповая.

Исследовательская деятельность.

28-29. Кислотные дожди.

Формирование умения проектировать; Формирование умения ставить и проводить исследования в рамках проектирования.

Индивидуальная.

Сравнение проектирования и исследования, постановка исследовательского проекты. Проведение инструментального эксперимента и его описание.

30-31. Наш класс.

Закрепление умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая.

Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия.

32. Рефлексия-2.

Формирование рефлексивных умений; выявление степени сформированности представлений о проектировании.

Индивидуальная.

Практическое освоение рефлексивных действий.

33-34. Резервные уроки.

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Оценивание безотметочное . При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной - соответственно парная или индивидуальная.

Критерии оценивания:

    Выполнение задания в соответствии с требованиями задания (правильность);

    Качественное представление групповой работы во время презентации и рефлексии;

    Эстетичность и аккуратность;

Учащиеся поощряются специальными значками (на усмотрение учителя). В тетради ставится отметка о награждении. Возможно использование «Экрана успешности» (вводная таблица о достижениях учащихся)

Контроль осуществляется на каждом уроке в виде:

Активности в проектах

Творческих отчетах

Презентации работ

Анализ динамики текущей успешности (Экран успешности)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебный курс «Проектная деятельность» реализуется при использовании УМК.

1. Пахомова Н.Ю. Программа курса «Проектная деятельность» 2-4 классы. ФГОС. «Русское слово» - М, 2013г.

2. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс. «Русское слово» - М., 2013.

3. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 2 класс. «Русское слово» - М., 2013.

4. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: раздаточный материал. 2 класс. «Русское слово» - М., 2013.

«Проектная деятельность учащихся» - Результаты. Основной (Практический) Сентябрь 2009-2011 гг. Создать отдельную страницу школьного сайта в рамках проектной деятельности. Обобщающий 2010-2011 гг. Учебный процесс. Несоотвествие уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся новому качеству образования. Ожидаемые результаты: Формирование системы специальных знаний и умений учащихся.

«Проектирование образовательной деятельности» - Мартовский предметный мониторинг. Субъектное владение предметом. Проектирование деятельности. Цифры первого множителя. Мартовский день. Профиль учащегося. Задания. Площадь и периметр квадрата. Математика. Подходы к выстраиванию мониторинга. Подбери длины сторон. Задачи Григория Остера. Проверочные работы.

«Проектирование педагогической деятельности» - Деятельностный характер. Инструментарий для оценки стартовых возможностей. Новые результаты. Контрольно-оценочная самостоятельность. Оценка (экспертиза) условий реализации ООП. Действия подростка. Основные элементы системы. Индивидуальные учебные достижения. Формирующее оценивание. Действия ребенка.

«Технология проектной деятельности» - Умения и навыки позиции «коммуникация». Содержание портфолио проекта. Умения и навыки позиции «Презентация». Преимущества. Информационный проект. Презентация проекта. Развитие умений самообразования. Этапы учебного проекта. Умения и навыки позиции «управление». Вступление. Проектная технология. Творческий проект.

«Значение проектной деятельности» - Обсуждение плана работы учащихся. Традиционное обучение. Значение проектной технологии. Основы проектной деятельности. Формы классно-урочной системы образования. Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. Приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности. Формирование групп для проведения исследований.

«Организация проектной деятельности школьников» - Исследовательские проекты. Организация проектной деятельности школьников. Семейная культура. Изучение теории. Доминирующий в проекте вид деятельности. Творческие проекты. Деятельность человека в природе. Проектная деятельность. Виды проектной деятельности. Английский язык. Информационные проекты. Специфические черты.

Всего в теме 13 презентаций

Н.Ю.Пахомова, зав. лаб. методики и информационной поддержки развития столичного образования МИПКРО,
кандидат педагогических наук

В этом материале мне бы хотелось адресоваться к методистам, поддерживающим учебно-воспитательный процесс в массовой общеобразовательной школе. На мой взгляд роль методиста в нашей системе образования сильно недооценивается. В экспериментальных и инновационных учреждениях образования их воспринимают как носителей закостенелого консерватизма, чуждых чему-либо новому и прогрессивному. Как малых детей оберегая свои еще не окрепшие эвристические находки, результаты педагогического эксперимента и инновационных преобразований, новаторы в буквальном смысле слова закрывают двери перед методистами. И не удивительно. В ситуации, когда методист приходит, например, в качестве эксперта во время аттестации педагога, и ему показывают живой урок по теме "Тесто", где 4 группы учащихся работают с четырьмя разными видами теста, выбор которых происходит на самом уроке, он не готов к пониманию того, что ему предъявляют. Он упрямо требует план урока, отказывается познакомиться с концепцией и направлением развития и поиска новаторов этой школы. Заканчивается все легко узнаваемой фразой: "Не учите меня жить".

Я прошу прощения, если мои зарисовки с натуры получились похожими на карикатуру. Не все методисты так упрямы в своем неведении. Для методистов, настроенных чутко улавливать здоровые тенденции развития педагогической мысли и эвристического инновационного поиска, стоящих между педагогической наукой и инновационной практикой, или между инновационной и массовой образовательной практикой для выполнения своей важной миссии, предназначены мои попытки систематизации в методологии учебных проектов.

Методология - наука, изучающая самые общие вопросы описания, и анализа результативности применения методов и методик. К вопросам методологии учебного проекта относятся следующие проблемы:

  • Определение учебного проекта.
  • Классификация учебных проектов.
  • Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта (учебно-воспитательных характеристик учебного проекта).
  • Методика проведения работы над учебным проектом.
  • Методика анализа хода осуществления учебного проекта.
  • Методика разработки учебного проекта.
  • Методика тематического планирования курсов с включением учебных проектов в образовательный контекст.

На данном этапе развития метода проектов силами отечественной педагогической науки и практики в научно-методической литературе хорошо показаны возможности этого метода, его преимущества в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Известные нам по международным конференциям проекты, разработанные американскими и европейскими университетами, еще являются для нас образцами, что называется "от Кутюр". Но учителя новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. Число апологетов растет. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег. В этом деле учитель вправе ожидать помощи от методиста. Методист должен быть вооружен знаниями в области методологии учебного проекта.

Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

  • большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;
  • попытки классификации учебные проекты;
  • создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;
  • выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;
  • организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. Характеристики учебного проекта, входящие в определение, не зависят от типа, инвариантны. В то же время велико разнообразие учебных проектов. От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Курсовое проектирование в пред профессиональной подготовке. Проектирование индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников. Проекты для изучения разных предметных тем и меж предметные, вне предметные и внешкольные.

В дальнейшем от робких единичных случаев использования метода проектов предстоит перейти к построению новой системы учебно-воспитательной работы, где специфические навыки проектной деятельности, вырабатываемые и используемые в учебном проекте, будут рассматриваться как обще учебные. Будет выстроено постепенное вырабатывание и последовательное развитие этих навыков.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Обучение методу проектов не может происходить в лекционно-семинарской форме - традиционной форме для обучения взрослых. Понятными становятся затруднения слушателей наших курсов повышения квалификации, когда им предлагают разработать проект после того, как они только со слов узнали о методе и учебном проекте. Как нельзя научиться плавать, не войдя в воду, так нельзя обучиться проектной деятельности не поработав с проектом. А для учителя, обучающего детей проектированию, в первую очередь необходимо самому освоить проектирование. Кроме того, педагог, работающий методом проекта, должен в совершенстве владеть теми методами и технологиями, которые учащиеся должны использовать в ходе работы над проектом.

Не решенной задачей настоящего этапа развития метода учебных проектов является методологический вопрос номер три в данном выше перечислении проблем методологии. Это вопрос о том, как описать учебный проект для последующего культурного его использования в воспитательно-образовательной системе массовой средней школы.

Те проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, на мой взгляд должны иметь характеристики, определяющие место и время его использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта. Надо заметить, что любой проект приобретает неповторимое, личностное при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться для получения ожидаемого успеха. Без претензии на окончательно удачное решение хочу предложить следующий вариант.

Методический паспорт учебного проекта.

Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

  1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
  3. Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)
  4. Возраст учащихся (класс)
  5. Время работы над проектом
  6. Режим работы

    Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
  3. ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
  4. Мотивация к познанию, работе

    Предполагаемые приращения:

  1. Новое содержание по каждой теме
  2. Новые практические приемы
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
  4. Развитие навыков:
  • самостоятельной работы с:
    • источником информации
    • инструментами и технологиями
    • самостоятельное принятие решения
    • коммуникативности в:
    • информационном обмене
    • в ролевом взаимодействии
  • мыслительной деятельности при:
    • проектировании
    • планировании
    • анализе
    • синтезе
    • структурировании и др.
    • самоанализа и рефлексии

15.Воспитание толерантности

16.Расширение кругозора

Статус учебного проекта

  • Автор-разработчик
  • Опыт использования (апробация)
  • Степень распространения: №№ школ.

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М.: Просвещение, 1994. - 159с.
  2. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  5. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.//Учитель. 2000 г.№ 1, 4.

Проектное обучение Проектное обучение – категория, объединяющая представление об использовании проектной деятельности учащихся для решения различных образовательных задач, в том числе и по формированию и развитию собственно проектной деятельности учащихся (проектной компетентности). Учебное проектирование – категория, обозначающая использование проектирования в учебных целях, имеющего специфику, отличие от проектирования в других сферах человеческой деятельности, – это и образовательный процесс, в основе которого лежит использование учебного проекта как дидактического средства.


Метапредметные результаты, заданные ФГОС СОО В Программе развития универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности». Она направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «…формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности». Проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – С. 26,


Метапредметные результаты, заданные ФГОС НОО Прежде чем учащиеся смогут самостоятельно работать в учебных проектах над решением какой бы то ни было проблемы, проектные умения (проблемная компетенция) должны быть сформированы у них хотя бы на уровне минимальной сложности. Опережающее решение задачи формирования проектной компетенции в период обучения в начальной школе позволяет затем в основной и старшей общеобразовательной школе выстраивать компетентностные составляющие образовательного процесса, используя организационно-мотивационную рамку учебного проекта и проектную компетенцию.


Для того чтобы найти способ формирования готовности к проектной деятельности нами была предпринята попытка выделить систему действий и операций позволяющих осуществлять проектную деятельность, а также была построена модель осуществления проектной деятельности, установлены ее свойства и характеристики.


Для формирования готовности к проектной деятельности необходимо формирование: отдельных проектных умений, умений выполнять проектные действия в технологически обусловленных последовательностях, полного технологического комплекса умений в целостном проектировании. Необходимо усвоение технологической этапности проектирования и выполнение полного цикла проектирования


Способность к любой деятельности как личностное новообразование формируется в деятельности и в ней же проявляется (С.Л. Рубинштейн) Для формирования проектных умений и способности к проектной деятельности создана система заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе.


Первоочередность формирования проектных умений Основным, центральным элементом проектной технологии является построение схемы применения необходимых действий. В простейшем случае это последовательное выполнение действий, решающих проектируемую проблему цепочка действий.


Начинаем обучение во 2-м классе начальной школы. В соответствии с возрастными особенностями учеников – ведущей игровой деятельности, подобраны задания для работы в форме игры. На основе этих игр формируем действия и операции, позволяющие затем сформировать умение выстраивать действия в цепочки, приводящие к некоторому результату.


Шаг за шагом в игровой форме, усложняя специально организованную целенаправленную деятельность, мы помогаем учащимся освоить: планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения.


Наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической этапности Постепенное формирование полного цикла проектирования: умения планировать умения ставить цель и планировать, поставить проблему, цель и планировать поставить проблему, цель и задачи, планировать. Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяется все более сложные и законченные действия и операции, и даже этапы в полном цикле проектирования.


Дидактическая система проектного обучения начальной школы Цель: сформировать готовность к проектной деятельности (проектную компетентность, компетентность решать проблемы) минимального уровня сложности. Содержание: способы действий при проектировании решения проблемы минимального уровня сложности, технология проектирования. Методы: деятельностный метод, проблемный метод, рефлексивный метод, др. Принципы: деятельностная организация образовательного процесса; рефлексия проделанных проектных действий и деятельности; использование презентативных действий и самооценки; групповая организация работы; игровое и практически значимое вариативное метапредметное содержание; формулирование заданий в виде проблемных ситуаций; контроль интериоризации действий и деятельности через экстериоризацию.


Педагогическая технология курс «Проектная деятельность» Достижение цели дидактической системы проектного обучения через выполнение последовательности заданий – нельзя пропустить какое-либо задание в цепи заданий пошаговое достижение цели Методы обусловлены дидактическими принципами дидактической системы проектного обучения Контроль достижения результатов задается самой дидактической системой


Целостность дидактической системы проектного обучения означает, что: нельзя дробить и выхватывать отдельные ее части, подменять цели и подцели отдельных заданий или уроков, нарушать принципы, организационные формы и методы, составляющие систему, нарушать технологическую цепочку заданий.


Педагогическая технология Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих если. (Кушнир А.М.) Технология проектируется, опираясь на заданный результат. Это совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).* *БайковаЛ.А., Гребен ки на Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.:Пед. об-во России, 2001, с. 9.