С 1000 зенитно ракетная система. Тайны "триумфа". Испытания новейшей системы противовоздушной обороны

  • 14.11.2019

С появлением управляемого и самонаводящегося зенитного оружия средней и большой дальности так называемое «господство в воздухе» потеряло свой первоначальный смысл. Стало невозможно безнаказанно наносить ракетно-бомбовые удары по наземным войскам. С 50-х годов прошлого века и до наших дней беспрерывно идет модернизация старых и конструирование ракетных комплексов ПВО нового поколения.

Самой последней разработкой российских конструкторов стал С-500. Строжайшая секретность, окружившая все связанное с ним, не дает ответов на интересующие нас вопросы. Приходится довольствоваться отрывочными публикациями.

История создания С-500

Начало работ по созданию системы ПВО пятого поколения в 2002 году положила инженерная записка с указанием необходимых параметров и НПО «Алмаз» определился с первоначальным обликом нового оружия. С 2004 по 2006 год НПО провело исследования под кодовыми обозначениями “Властелин”.

Следующим шагом стало назначение ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в 2006 году основным разработчиком ЗРК С-500 и логичным оказалось в 2008 – 2010 годах продолжить научные исследования под известные под названием темы “Властелин” и “Властелин-ТП”.

В 2009 году испытали ракету 40Н6 и получили финансовый аванс для начала работ по изготовлению противоракет 77Н6.1.Р. Все подробности строго засекречены, но прессу уведомили о начале создания новейшего ЗРК без каких-либо подробностей.

Технические проекты системы ПВО 55Р6М и РК 98Ж6М1 были закончены в 2010 году и наконец-то подтвердилась возможность создать ЗРК с заданными параметрами.

Параллельно проводили создание в объемном виде изделий 77Т6, 77Н6-Н, 77Н6-Н1, отладку боевых программ и занимались математическим моделированием систем управления ЗУР.

Противоракеты 9М82, 9М82МД, 9М83, 9М728,9М729, 77Н6-Н, МН-300, 53Т6 успешно испытали летом 2014 года. Косвенная информация об этом событии проявилась спустя два года из слов поздравления по случаю 70-летия со дня основания 4 ГЦМП (Капустин Яр) от генерального конструктора ОКБ “Новатор” П. Камнева.

Со слов заместителя министра обороны Ю. Борисова стало известно о задаче построить первый образец всего комплекса целиком к 2020 году.

Приняв за основу наработки по ЗРС «Триумф» (С-400), конструкторы компании «Алмаз-Антей» создали два базовых варианта ЗРК:

  • Триумфатор-М;
  • Триумфатор-МР.

Запланирована постройка двух новейших предприятий. Одно будет производить ракеты, другое – наземные части комплекса.

Назначение ЗРС С-500

Как стало известно, развернутая С-500 состоит из двух или трех эшелонов. При построении в три эшелона планируется использовать ракеты средней, большой и сверхбольшой дальности. А при двухэшелонном – только большой и сверхбольшой.

Независимо от эшелонирования система призвана обеспечивать перехват и уничтожение:

  • существующих малоразмерных целей летящих на скорости около и выше звука, включая все существующие МБР;
  • любых других аэродинамических целей, в том числе основной части самолетов состоящих на вооружение ВВС НАТО, включая прототипы;
  • самолетов типа AWACS, в том числе и защищённых самолетами РЭБ;
  • искусственных спутников земли (в перспективе).

Средства поражения С-500:

В составе ЗРК 98Ж6М1 структурно входят РЛК наведения и подсветки 76Т6 и 77Т6, разные ТПУ (транспортно-пусковая установка).

Для мобильности средств поражения предполагается использовать шасси на базе БАЗ-69096, АЗ-6909-022, БАЗ-6403.01 (тягач), БАЗ-69092-012 или МЗКТ-792911. Остальные скорее всего соберут на шасси типа МЗКТ-6922.

С-500 и THAAD – что лучше

Созданный в США мобильный противоракетный комплекс (ПРК) дальнего перехвата THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) очень сильно отличается от нашего. Так у THAAD есть всего один тип ракет, предназначенный для поражения и баллистических, и аэродинамических целей.


«Всеядность» приводит к ухудшению качества. Малоразмерную цель, такую как тактическая ракета с ОМП американская противоракета может сбить с вероятностью всего 15%, тогда как С-500 применяет три вида ракет, свою по каждой цели. Самая большая имеет дальность перехвата 600 км, а ТНААD лишь 200 км.

Скорость ракеты THAAD около 1000 м\с. Это как минимум втрое, а на практике гораздо меньше разработки генерального конструктора А. Г. Басистова. К сожалению, точные данные строго засекречены. Кроме этого ракеты 77Н6-Н и 77Н6-Н1 способны поразить малозаметные боевые части, которые после отделения от маршевой ступени перешли на самоуправление.

Еще одним неприятным сюрпризом, которого нет у THAADа, является собственная система РЭБ для нейтрализации противорадарных ракет, тогда как ракеты нашего комплекса получили аппаратуру подавления РЭБ противника.

О поражении спутников системой ТНААD речь даже не идет, в отличии от перспективных разработок ракет комплекса С-500.

Про разработку следующего поколения комплекса ПВО С-1000, кроме слухов и предположений, не известно ничего.

Для лучшего понимания того, что из себя представляет вся ПВО, подходит образ русской матрешки.


Самая крупная – С-500. Внутри «спрятаны» ее младшие братья и сестры: С-400, С-300ВМ «Антей-2500», ЗРПК «Панцирь С-1», «Бук-М3» и другие.

Оснащенная средствами связи и РЭБ, обладая новейшими ракетами и взаимодействуя с авиацией, такая мощная национальная воздушно-космическая оборона надежно защищает небо России.

Видео

Рис. Василия Ложкина

Россиянские военные продолжают жечь напалмом. Не утихло еще позорное сотрясание воздуха несуществующими по сути комплексами "Искандер", и с огромным скрипом распухшая от нефтедолларов, как баба-алкоголичка от водяры, Эрефия за два года вооружила два полка зенитными комплексами С-400 "Триумф", как... Оказалось, что С-400 для северо-евразийских генералов - день давно минувший. ВПК РФ готов поразить весь мир новым сверх-оружием.

АСТРАХАНЬ, 16 сен - РИА Новости. Перспективная зенитно-ракетная система С-500 появится в ближайшие годы, сообщил главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин в среду на заседании координационного комитета при Совете министров обороны государств-участников СНГ в Астрахани. «Работа идет, задействована наука, специалисты. Думаю, что эта система в ближайшее время появится», - сказал главком ВВС.

С-500 должна будет придти на смену комплексам С-400. Дальность обнаружения целей увеличится на 150-200 километров, комплекс сможет поражать 10 целей (С-400 может уничтожать шесть целей). «Зенитно-ракетная система С-500 - это перспективная качественно новая система, не являющаяся продолжением ЗРС С-400», - уточнил главком ВВС.

История хваленого, не "имеющего аналогов" С-400 скучна до банальности. Разработка россиянского чудо-оружия началась еще в 80-х годах прошлого века, первое испытание ракеты состоялось в 1999 году. Окончательно испытания модернизированных ракет от С-300 вроде бы как были завершены в конце 2006 года. Правда, уникальной и сверх-дальнобойной зенитной ракеты пока еще нет. В 2007-2009 годах Эрефия сумела при напряжении всех сил переворужить два полка ПВО на эти девайсы (всего в стране порядка 35 полков). Не сложно подсчитать, сколько будет идти процесс. При этом не понятно, сколько же всего этих уникальных и нигде не виданных установок реально находится в перевооруженных полках. Скептики злорадствуют:

При ближайшем ознакомлении с предметом видно, как дурят россиянцев "потреоты". По всей видимости, С-400 - банальная туфта, не имеющая никакого серьезного военного значения. Это переделка советского комплекса С-300 (тот разрабатывался с 1969 года, принят на вооружение в первой модификации в 1979 году), причем явно неудачная. Поскольку основное бабло в россиянском ВПК рубится на стадии "разработок" и "испытаний", то у высокопоставленных носителей оборонческого сознания есть прямой интерес переключиться на изобретение нового "юбер-ваффе" - как всегда, не имеющего аналогов, комплекса С-500. По мнению Влада Шурыгина, наебалово идет конкретное:

Мне же кажется, что рулить будет С-1000. Во-первых, цифра круглая, а во-вторых, срок сдачи изделия можно наметить на 2026 год.

Система управления и средства наведения :
На ракетах второго эшелона предположительно будут использоваться АРЛС или тепловизионную ГСН.

В состав разработок НИР "Властелин-ТП" входит система 97Л6, которая по аналогии с 96Л6 вероятно является всевысотным обнаружителем и входит в состав ЗРС в качестве средства целеуказания стрельбовым комплексам.

Вероятно, ЗРС будет включать в себя РЛС "МАРС" (?? 97Л6 ??) в стационарном или мобильном варианте.

Многофункциональная радиолокационная станция дециметрового диапазона контейнерного типа "МАРС" / "МАРС-Э"
Многофункциональная Адаптивная Радиолокационная Станция (МАРС) предназначена для обнаружения баллистических и аэродинамических целей, может быть использована:
. Комплексами зональной ПРО и ПВО;
. Системами контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении
. Системой ПРО на ТВД.
Дальность обнаружения с вероятностью 0.95:
- корпуса баллистической ракеты - 2000 км
- боевого блока баллистической ракеты с эффективной поверхностью рассеяния 0.1 кв.м - 1300 км
Количество одновременно сопровождаемых воздушно-космических целей (временной интервал - 1 минута) 5-20
Количество одновременно сопровождаемых и управляемых противоракет (временной интервал - 1 минута) 5-10
Максимальная ошибка целеуказания (время пролонгации - 150 с) - 2 км
Среднеквадратическая ошибка определения точки падения БР - 15 км
Рабочий диапазон длин волн, см 10
Конструктивная дальность действия:
- максимальная 3000 км
- минимальная 30 км

РЛС ПВО с ФАР 91Н6А(М) на прицепе с тягачем БАЗ-6403.01. Впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

РЛС с ФАР 69Л6-ЦП на шасси БАЗ-69096 вероятно входит в состав ЗРС С-500 и впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

РЛС ПРО с ФАР 76Т6 на шасси БАЗ-6909-022 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

РЛС ПРО с АФАР 77Т6 на шасси БАЗ-69096 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г. В 2010 г. для РЛС 77Т6 разработан комплект приемно-передающих модулей АФАР, изготовлен и испытан макет базового блока (подрешетки АФАР) в составе 256 приемо-передающих каналов с системами управления, питания и охлаждения. В 2013 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация системы горизонтирования и стабилизации антенного поста 77Т6 ().

РЛК БЦ ЗРС С-500 (? 60К6) - радиолокационный комплекс баллистических целей ЗРС С-500 - не идентифицирован, в 2010 г. по РЛК БЦ разработана рабочая конструкторская документация, проведено макетирование. Разработана рабочая конструкторская документация на ППМ АФАР РЛМ-1 для импортной и отечественной ЭКБ.

Вышка для размещения радио-технических средств 40В6МТ на прицепе с тягачем БАЗ-6403.01. Впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

Пункты боевого управления 55К6МА (ПВО) и 85Ж6-2 (ПРО) на шасси БАЗ-69092-012. Впервые внешний вид ПБУ представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

Некоторые средства Зенитной Ракетной Системы С-500 - сверху-вниз: пусковая установка 77П6, РЛС 96Л6-1, РЛС 77Т6, РЛС 76Т6, пункт боевого управления 55К6МА или 85Ж6-2 (обработанный MilitaryRussia.Ru рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).

Вышка 40В6МТ и РЛС 91Н6А(М) Зенитной Ракетной Системы С-500 (рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


Наземные средства ЗРС ЗРС С-500 размещаются на мобильных шасси.

Вариант 1 - БАЗ (шасси первого этапа проектирования, до 2013 г.):
БАЗ-69096:
Колесная формула - 10 х 10 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 550 л.с.
Масса шасси снаряженная - 21000 кг
Масса груза максимальная - 33000 кг


Брод - 1.7 м


Шасси БАЗ-69096 средств ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).

Опытный образец шасси БАЗ-69096 на показе техники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


БАЗ-6909-022:


Масса шасси снаряженная - 19100 кг
Масса груза максимальная - 22000 кг
Масса полная максимальная - 41100 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

БАЗ-6403.01 (тягач):
Колесная формула - 8 х 8 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 500 л.с.
Масса шасси снаряженная - 19750 кг
Нагрузка на ССУ - 21000 кг
Масса буксируемого полуприцепа - 80000 кг
Масса полная максимальная - 54000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град. / 20 град (автопоезд)
Брод - 1.7 м

БАЗ-69092-012:
Колесная формула - 6 х 6 (первая ось управляемая)
Двигатель - дизель мощностью 470 л.с.
Масса шасси снаряженная - 15800 кг
Масса груза максимальная - 14200 кг
Масса полная максимальная - 30000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

Вариант 2 - МЗКТ (2013 г.). К 2014 г. МЗКТ разработано шасси МЗКТ-792911, предназначенное для монтажа и транспортировки специального оборудования. Шасси создано МЗКТ по заказу ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" (ист.) и вероятно предназначено для размещения пусковых установок системы С-500.

МЗКТ-792911 - разработка шасси - МЗКТ, руководитель группы по проекту шасси Бурьян В.А., начальники КБ - Лебедев О.Н., Чайковский В.А., инженер-конструктор - Бурундуков А.О. (ист.).
Колесная формула - 12 х 12 (управляемые 1, 2, 5 и 6 оси, ист.)
Кабина трехместная с фильтровентиляционной установкой

Вероятно, первый прототип шасси МЗКТ-792911 на заводе МЗКТ. У более поздних образцов другие межосевые расстояния. Фото не позже 2013 г. (ист.).

Для вспомогательных средств системы С-500 вероятно будут использоваться шасси типа МЗКТ-6922.

Пусковые установки:
Вариант 1 (шасси БАЗ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6 на шасси БАЗ-69096. Внешний вид машины впервые представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.
Количество ракет в ТПК - 2

Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


СПУ ракет ПВО 55П6 - в 2013 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" завершена разработка рабочей конструкторской документации на установку, начато изготовление опытного образца ().

СПУ ракет ПВО 51П6М (ист. - Михалев А. ).

Вариант 2 (шасси МЗКТ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6-1 (предположительно) на шасси МЗКТ-792911. Внешний вид машины впервые представлен в новогоднем календаре концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г.
Количество ракет в ТПК - 2

Ракеты ЗРС С-500:
Ракеты дальнего перехвата системы ПРО могут носить наименования 77Н6-Н и 77Н6-Н1 (ист. - Михалев А.).

Эшелон Ближний рубеж ПВО Средний рубеж ПВО Дальний рубеж ПВО ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 1)
ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 2)
В составе ЗРС С-500 возможно отсутствует возможно отсутствует предположительно предположительно предположительно
Наименование ракеты ЗРС (предположительно) 9М96Е
9М98 ?
или аналог
9М96Е2
9М99 ?
или аналог
48Н6Е3
48Н6Д
48Н6ДМ
или аналог
40Н6 45Т6 (см. систему ПРО А-235)
Количество ступеней 1 1 1 2 ? 1 или 2
Длина 4.75 м 5.65 м 7.5 м
Диаметр корпуса 240 мм 240 мм 519 мм
Размах крыла 480 мм 480 мм 1835 мм
(1133 мм)
Масса 333 кг 420 кг 1835 кг
(1600-1900 кг)
до 2000 кг?
Масса БЧ 26 кг 26 кг 143 кг
Дальность действия 1-40 км 1- 120 км 3 - 150-200-250 км 400 / 600 км
Высота поражения 5 - 20000 м 5 - 30000 м 10 - 27000 м до 165 км
Скорость макс. 900 м/с 1000 м/с 2500 м/с не менее 3600 м/с
Скорость цели макс. 2780 м/с 7000 м/с (ист. - Михалев А. )

Дальность обнаружения целей средствами ЗРС - 600-750 км
Дальность действия дальнего эшелона:
- 200 км / 600 км (ист. - Михалев А. )
- до 500 км ()
Высота поражения средствами сверхдальнего эшелона - до 100 км
Высота поражения средствами системы С-500 (вероятно, без сверхдальнего эшелона) - 40-50 км

Количество одновременно обстреливаемых целей - 10 баллистических сверхзвуковых (так например в СМИ)

Модификации / этапы проектирования:
НИР "Самодержец" / "Самодержец-А-А" - научно-исследовательная разработка создания межвидовых унифицированных средств ПВО 2-го ЦНИИ МО России. В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей". В рамках НИР предложено создание мобильной системы ПВО и ПРО НИЭМИ Минрадиопрома России (НПО «Антей») и ОКБ «Новатор» на базе системы ПВО С-300ПМУ с пусковыми установками на шасси КрАЗ-260 (1990-е годы).

НИР "Властелин" / "Властелин-ТП" - научно-исследовательная разработка создания новой системы ПРО и ПВО (2008-2010 г.г.). В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей".

С-500 / 55Р6М "Триумфатор-М" - базовый вариант зенитной ракетной системы.

С-1000 - модификация ЗРС С-500. Возможно, с увеличенной дальностью либо с более развитым противоракетным или противоспутниковым потенциалом.

Статус : Россия
- 2008 г. - выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП", ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 (вероятно, РЛС обнаружения целей) НИР "Властелин-ТП". Изготовлены комплекты ракет 40Н6 для проведения государственных испытаний в составе ЗРС С-400 / 40Р6.

2009 г. - ведется разработка конструкторской документации комплекса С-500. Вероятно, испытания компонентов.

2010 г. - утвержден технический проект ЗРС С-500 / 55Р6М.

2011 г. конец января - начата подготовка к приему системы С-500 на вооружение войск ВКО. В будущем планируется развертывание системы вокруг Москвы и, возможно, в европейской части страны.

2011 г. 24 февраля - заместитель министра обороны России В.Поповкин заявил, что в период 2011-2020 г.г. планируется закупка 10 комплексов С-500. Испытания комплекса планируется начать с 2015 г.

2011 г. 5 октября - в СМИ ("Известия") появилась информация об отставании разработки системы С-500 от графика на 2 года. Текущими темпами создание комплекса завершится к 2015 г., серийное производство начнется в 2017 г. Создание нескольких прототипов систем комплекса завершится в 2013 г., после чего начнутся испытания. В итоге поступление системы на вооружение может начаться лишь после 2017 г.

2012 г. - планируемое завершение НИОКР С-500 (планы 2008 или 2009 г.г.).

2013 г. - завершение создания прототипов системы и выход на испытания по планам октября 2011 г.

2014 г. конец июня - успешное испытание дальней ракеты ЗРС С-500.

2014 г. - начало серийного производства ракетного комплекса С-500, согласно планам озвученным 17.02.2011 г. командующим ОСК ВКО России генерал-лейтенантом Валерием Ивановым.

2015 г. - планируемое завершение разработки и испытаний ЗРК С-500 и принятие на вооружение (планы 2010 г. или ранее). По версии планов от октября 2011 г. предполагается, что в 2015 г. завершится создание комплекса.

2017 г. - начало серийного производства системы С-500 по версии планов от октября 2011 г.

Источники :
Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2006 г.
Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2008 г.
Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2010 г.
Карповский Я., Моравский В. "Волат" - значит "богатырь". Минск, 2014 г.
Михалев А. На уровень выше. Сайт http://lenta.ru , 2012 г.
Новости ОПК. Сайт http://www.almaz-antey.ru , 16.03.2012 г.
Обуховский завод. 150 лет во славу Отечества. 1863-2013 гг. // Санкт-Петербург, ООО «Береста», 2013 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru , 2010-2011 г.г.
Форум сайта http://militaryrussia.ru/forum , 2011 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru , 2008, 2009 г.г.
Jane"s. Сайт

Недавно, РИА "Новости" опубликовало заметку, в которой утверждает, что С500 "Прометей" уже создан и эта новейшая система ПРО окончательно ликвидирует ядерный паритет между США и Россией . У американцев нет систем ПРО, способных сбить наши Ярсы и Булаву. А теперь не будет средств доставки ядерных зарядов, которые могли бы пробить противоракетный щит России.

С500 - это сверхсовременная и, наряду с "Проектом 4202", самая секретная военная программа России. Её цель - полная ликвидация паритета ядерных сил с США. В неё входит новейшая система обнаружения целей МАРС, пункт боевого управления, новейшая РЛС с активной фазированной решеткой. Но главное - это противоракета, которая способна поражать на дальности в 600 км не только баллистические и аэродинамические ракеты, но и гиперзвуковые крылатые ракеты. При чем, официально на высоте до 100 км (до линии Кармана). А может быть и выше - кто знает?

Представьте себе ракету, летящую со скоростью 1,8-2,5 км в секунду? Представили? То есть, за минуту такая ракета способна пролететь 108-150 километров. И вот такую ракету уже сейчас способна сбить наша новейшая система ПВО С500 "Прометей". Но таких ракет нет на вооружении ни США, ни стран НАТО, ни других ядерных держав и не предвидится в ближайшие лет 20.

Американцы только начинают разработку новейшей ракеты LRSO для задач по стратегическому сдерживанию России и Китая . Подробности этой программы конечно засекречены, но в прессу просачиваются данные о возможных параметрах новой перспективной ракеты: дальность полета LRSO будет составлять не менее 3–3,5 тысячи километров при средней скорости около 800 километров в час. Но это слишком мало, чтобы проскользнуть мимо С500. К тому же, эту ракету в США собираются создать только к 2020 году, а возможно и позже. Да и еще пару лет на организацию серийного производства. А существующие на Западе средства доставки ядерного оружия не могут обойти даже существующие на сегодняшний день комплексы С400 "Триумф", которые сильно уступают по всем параметрам "Прометею".


"С-500 сможет выполнять не только задачи в рамках противовоздушной обороны , но и, по сути, будет уже элементом противоракетной обороны", - заявил В.Путин на совещании по вопросам развития системы военно-космической обороны.

За разработку С500 получили высокие награды создатели этой сложнейшей военной техники, в т.ч. Друзин С.В. - начальник управления по научно-техническому развитию Алмаз-Антея, орденом за заслуги перед Отечеством второй степени. Дризе И.М. - получил почетное звание "заслуженный конструктор России". Горбачев М.А., засекреченный ученый и главный специалист Алмаз-Антея , также получил это звание. И целый коллектив специалистов, ученых, руководителей, которые участвовали в создании это настоящего прорыва инженерно-технической мысли.

"В рамках программы перевооружения до 2020г. ожидается серьезный госзаказ на средства воздушно-космической обороны. Через два-три года объемы производства могут возрасти по отдельным образцам от 10 до 100 раз. Существующие мощности в условиях действующих предприятий увеличить в 10 раз очень сложно. Проще построить новые", - заявил в марте 2012г заместитель генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" С.Остапенко, отметив, что начать производство на новых мощностях планируется в 2015г.

По данным из проверенных источников, оба завода - и в Кирове, и в Нижнем Новгороде , находятся в высокой степени строительной готовности, идёт чистовая отделка и пуско-наладочные работы отдельного технологического оборудования. Так что, есть надежда, что если не в 2016, то уже в 2017 году первые партии "Прометея" сойдут с конвейера. И это будет означать конец паритета ядерного сдерживания.

Кстати о санкциях. Концерн ПВО «Алмаз-Антей», попавший под санкции США из-за ситуации вокруг Украины, не ожидает масштабных проблем. Об этом заявил гендиректор концерна Ян Новиков. «Санкции со стороны США не окажут заметного влияния на осуществление в полном объеме планов концерна ПВО «Алмаз-Антей» по разработке и созданию перспективных видов вооружения ПВО-ПРО», - сказал он.


С 500 Ракетный комплекс будущего

Зенитная ракетная система С-400 "Триумф"

Плод работы объединенного холдинга ПВО "Алмаз-Антей" - вызывает множество вопросов. Главный из них - как выглядит и что представляет из себя ракета сверхбольшой дальности, способная, как уверяет командование ВВС, поражать цели на расстоянии 400 км?

Но обо всем по порядку. Совершим краткий экскурс в историю создания ЗРС С-300 для ПВО Советской Армии (имеются ввиду и войска ПВО, и ПВО сухопутных войск, и ВМФ).

Разработка универсальной многоканальной ЗРС С-300 для ВС СССР началась в 1969 году. Стояла задача максимально унифицировать или даже создать единую ЗРС для ПВО, сухопутных войск и флота систему (С-500У), но добиться этого не удалось. Практически сразу работы пошли по линиям двух ОКБ - "Алмаз" (разработчик ракет - МКБ "Факел", г. Химки) начал разработку системы С-300П на колесных шасси для войск ПВО страны, и на ее базе систему "Риф" для надводных кораблей первого ранга ВМФ, а создание ЗРС С-300В с размещением боевых и вспомогательных элементов на гусеничных шасси для сухопутных войск взяло на себя предприятие "Антей" (разработчик ракет - ОКБ "Новатор", Свердловск). Сразу стало ясно, что эти системы будут совершенно разными как по исполнению, так и по боевым возможностям.

С-300П должна была прикрывать крупные административные, промышленные и военные центры страны от самолетов и крылатых ракет противника, а система С-300В, кроме этих задач, должна была обладать определенными противоракетными возможностями, в частности, прикрывать соединения сухопутных войск от ударов оперативно-тактических баллистических ракет класса "Ланс" и "Першинг-1", в перспективе и от ракет средней дальности "Першинг-2".

Система С-300П на вооружение принята в 1979 году, С-300В в полной боевой комплектации (с "противоракетными" ЗУР 9М82) - в 1989 году.

Эволюция С-300П - "Бирюса" и "Волхов М-6"


В данном материале развитие ЗРС С-300П разберем касательно ее вооружения, то есть зенитных ракет.

Базовый вариант С-300П был оснащен ЗУР типа 5В55К (на буксируемой ПУ размещены 5 транспортно-пусковых контейнера с ракетами). Начало испытаниям средств системы на полигоне Сары-Шаган было положено пуском № 1 макета ракеты 5В55.2Т. Пуск проведен 4 марта 1970 г. с временной стартовой позиции.

С-300ПТ "Бирюса" стал первой модификацией со стандартной для ЗРС этого типа четырьмя ЗУР (дальность ракеты составляла всего 47 км). Позже на этой ЗРС появились ракеты 5В55Р с увеличенной до 75 км дальностью, а также ЗУР 5В55С с ядерной БЧ. Этими же ракетами оснащались усовершенствованные ЗРС типа С-300ПТ-1 и С-300ПТ-1А.

Глубокой модернизацией стала ЗРС С-300ПС "Волхов М-6" на шасси МАЗ-543М (5П85СМ), принятый на вооружение в 1983 году. Дальность поражения целей на этом комплексе была увеличена до 90 км.

Еще более совершенной модификацией стала ЗРС С-300ПМ "Волхов М-6М" с ракетами, способными поражать цели на дальности до 150 км. На ее базе был создан экспортный вариант С-300ПМУ1 "Волхов М-6М". Этот вариант в настоящее время является наиболее распространенным в составе сил ПВО страны. В 80-е годы серийное производство ЗРС серии С-300П и ПТ достигло 50 комплексов и 3000 ракет в год. К 1988 году в войсках ПВО страны насчитывалось более 150 частей, оснащенных ЗРС С-300П, ПТ, ПС и ПМ. По западным оценкам, количество пусковых установок этого типа достигало 1500 единиц.

Перейдем к ракетам. При длине 7,25 м масса ЗУР 5В55К и Р составляла соотвественно 1480 и 1665 кг (разница от количества топлива и массы БЧ). По некоторым данным, стартовая тяга РДТТ составляет 25 тс, работает двигатель в течение 9 секунд, и за это время ЗУР разгоняется до 2000 м/с.

С-300ПМ и ПМУ-1 оснащены более мощными ЗУР 48Н6, являющимися дальнейшим развитием ракет серии 5В55. Массогабаритные характеристики ракет практически не изменились и размещаются в тех же ТПК, что ракеты серии 5В55. Но их ТТХ существенны улучшены, дальность поражения целей достигла 150 км.

С-300ПМУ-2 "Фаворит"

Этот комплекс оснащен еще более мощными ракетами 48Н6Е2 с дальностью стрельбы до 200 км. По данным газеты "Красная звезда", важной особенностью ЗРС «Фаворит» является то, что она легко интегрируется в различные системы ПВО зарубежных стран. «Фаворит» способен поражать воздушные цели на дальностях от 3 до 200 км в диапазоне высот от 0,01 до 27 км, в том числе и баллистические ракеты с дальностью пуска до 1.000 км путем физического разрушения боевых частей на дальностях до 40 км. Скорость поражаемых целей - до 2.800 м/сек. ЗРС способна вести одновременный обстрел до шести целей с наведением до двух ракет на каждую цель. Темп стрельбы 3 – 5 сек.

В Китай были поставлены 8 дивизионов "Фаворита".

С-400 "Триумф"


Радикальной модернизацией стала ЗРС С-400 "Триумф".

Основным ее отличием от систем базового поколения стало оснащение совершенно новыми зенитными ракетами с уменьшенными массогабаритными характеристиками.

Более мощной считается ЗУР типа 9М96Е2 с дальностью стрельбы 120 км и высотой поражения от 5 м до 30 км, масса - 420 кг. Время подготовки ракеты к пуску при нахождении ее на ПУ не более 8 секунд. Назначенный срок службы - 15 лет. Этот срок может быть продлен после проведения технического освидетельствования 9М96Е2 в местах их эксплуатации.

Ракета 9М96Е отличается от 9М96Е2 по своми характеристикам и практически аналогичен ракетам ЗРК средней дальности "Бук-М1". Дальность поражения цели - 40 км, а высота поражения - 20 км, масса - 333 кг. Мощность двигателя у 9М96Е меньше, чем у 9М96Е2, но размерами и массой они почти не различаются.

9М96Е и 9М96Е2 полностью унифицированы по составу бортового оборудования, боевому снаряжению (БЧ массой 24 кг) и конструкции.

Пусковые установки ЗРС С-400 "Триумф" различаются большим разнообразием. Они могут быть оснащены как 4 ЗУР серии 48Н6, так и комбинацией ракет - три ЗУР 48Н6Е и четыре ЗУР типа 9М9Е/Е2. Такая комбинация ракет с дальностью соответственно 200, 120 и 40 км позволяет создать систему оружия с разными эшелонами перехвата целей, пичем как аэродинамических, так и баллистических.

Разработана ПУ на базе автомобиля КАМАЗ с 12 ЗУР типа 9М96Е/Е2. Таким образом, С-400 "Триумф", оснащенный тремя разными типами ЗУР, является сегодня уникальной в своем классе.

ЗУР сверхбольшой дальности для С-400 "Триумф"

Но, конечно же, наибольшей интригой является оснащение ЗРС данного типа некой ракетой с дальностью 400 км, о чем неоднократно сообщалось в печати.

Что это за ракета? Известно, что на самоходной ПУ этой системы может размещаться четыре такие сверхдальние ракеты. Сообщалось, что разработку этой ракеты ведет МКБ "Факел". Ракета предназначена для замены стационарных ЗРК С-200Д "Дубна" с дальностью до 300 км. Такая огромная дальность достигается благодаря использованию в системе С-400 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и оснащению ЗУР активной головкой самонаведения, позволяющей наводить ракету за пределами видимости наземных РЛС и авиационной системы ДРЛО. Индекс ЗУР до сих пор неизвестен.

В 2005 году в "НВО" была информация, что эта ракета готова на 82%, но вследствие финансовых трудностей создание этой ракеты фактически приостановлена. Но командование ВВС уверяет, что такая ракета создана и что ее испытания успешно проведены. Первые системы С-400 должны поступить на вооружение Московского округа ПВО (район г. Электросталь) летом 2007 года и должны дополнить Московскую систему ПРО, оснащенной противоракетными комплексами шахтного базирования 53Т6.

Пока же нет достоверной информации по наличию этой ракеты в системе оружия С-400 "Триумф", как и нет никаких фото ЗУР в открытой прессе.

"Самодержец"


В том же издании "НВО" приводятся данные о том, что вместо ЗУР, разрабатываемой в МКБ "Факел", в системе С-400 командование ВВС планирует использовать усовершенствованную ЗУР 9М82 некой модификации - компонента еще не принятой на вооружении ЗРС сухопутных войск "Антей-2500" (С-300ВМ), созданной на базе известной системы ПВО С-300В. Дело в том, что объединение организаций "Алмаз" и "Антей" в единую корпорацию якобы подвигло их разработчиков создать некий гибрид двух систем - С-400 "Триумф" и "Антей-2500".

Пусковая установка на базе автомобиля повышенной проходимости КРАЗ-260В оснащена двумя модернизированными ЗУР 9М82М. Неизвестно, испытывались ли столь мощные ракеты с автомобильного шасси, но опять-таки командование ВВС уверяет, что эта система - реальность. Приходится верить на слово, так как никаких фото в открытой прессе представлено не было, по крайней мере, автор этих строк об этом пока не ведает (см. рисунки и классификацию НАТО, почерпнутые из австралийского военного сайта http://www.ausairpower.net/APA-Grumble-Gargoyle.html).

Russian Designation
Original Designation
Revised Designation
Notes
S-300P/PT
SA-10A Grumble A
SA-10A Grumble A

S-300PS
SA-10B Grumble B
SA-10B Grumble B

S-300PMU
SA-10C Grumble C
SA-10C Grumble C

S-300PMU-1
SA-10D Grumble D
SA-20A Gargoyle A

S-300PMU-2 Favorit
SA-10E Grumble E
SA-20B Gargoyle B