Что делает контрактный управляющий. Должностная инструкция контрактного управляющего. Штатное расписание и профессиональные стандарты

  • 05.12.2019

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2019 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

ФЗ-44 — это Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Именно этот закон в ст. 38 обязывает заказчиков (государственные или муниципальные органы, а также бюджетные учреждения) вводить в свой штат должность контрактного управляющего.

При этом в ч. 4 ст. 38 ФЗ-44 раскрываются функции, возлагаемые на сотрудника:

  • разработка планов закупок и планов-графиков;
  • извещение о планируемых закупках;
  • осуществление закупок;
  • участие в рассмотрении жалоб на процедуру закупки;
  • предоставление консультаций поставщикам.

Конкретизируются перечисленные функции в должностной инструкции контрактного управляющего путем перечисления его должностных обязанностей.

Должностные обязанности также могут быть взяты из профстандарта, разработанного для специалиста в сфере закупок, утвержденного приказом Минтруда № 625н от 10 сентября 2015 года. Т. к. в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном приказом Минтруда № 37 от 21 августа 1998 года, подобной должности нет, противоречий с профстандартом не возникает.

Не знаете свои права?

Внимание: ст. 195.3 ТК РФ обязывает применять профстандарты в части требований к квалификации, если эти требования установлены на законодательном уровне. Для контрактного управляющего есть как уже действующий профстандарт, так и законодательно установленные квалификационные требования, прописанные в ч. 6 ст. 38 ФЗ-44.

Примерная структура должностной инструкции контрактного управляющего

При составлении должностных инструкций, в том числе и для обсуждаемого в нашей статье специалиста, лучше придерживаться общепринятой структуры этого документа, позволяющей учесть все особенности работы в должности. Для этого документ должен включать как минимум 4 раздела:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Общие положения инструкции

В первом разделе принято кратко описывать должность и указывать квалификационные требования к кандидатам. Таким образом, сюда обычно включают информацию о следующих моментах:

  1. Наименовании должности (лучше использовать название «контрактный управляющий», так как именно это наименование используется в профстандарте) с уточнением того, что должность относится к категории специалистов.
  2. Порядке назначения на должность и увольнения (и то и другое производится по приказу руководителя компании).
  3. Порядке подчиненности. Если в компании есть контрактная служба, то сотрудник будет подчиняться ее начальнику, в ином случае он может подчиняться руководителю компании или его заму.
  4. Порядке замены сотрудника во время его отсутствия.
  5. Нормативных актах, которыми должен руководствоваться в своей работе контрактный управляющий (например, фз-44).
  6. Минимальном объеме знаний, которыми он должен обладать.
  7. Квалификационные требования. В ФЗ-44 указано, что у кандидата на описываемую должность должно быть высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В профстандарте эти требования конкретизируются в зависимости от функции, которую непосредственно выполняет сотрудник.

Должностные обязанности контрактного управляющего

Этот раздел содержит перечисление должностных обязанностей сотрудника. Обычно на контрактного управляющего возлагаются следующие обязанности:

  • разрабатывать планы, по которым будут проводиться закупки, и соответствующие планы-графики;
  • вносить изменения в уже утвержденные (иногда и опубликованные) планы закупок и планы-графики;
  • размещать в специализированной информационной системе планы закупок, планы-графики, а также сведения об изменениях в них, документацию и проекты контрактов при необходимости;
  • выставлять начальную цену контракта и обосновывать ее;
  • приглашать поставщиков принять участие в закупках;
  • реализовывать процедуру закупок, в том числе заключение контрактов;
  • повышать уровень своей квалификации.

Если на сотрудника возлагается какая-либо дополнительная функция, например участие в рассмотрении жалоб и ведение работы с претензиями, это тоже включается в раздел о должностных обязанностях.

Права контрактного управляющего

Кроме обязанностей управляющий наделяется и правами, необходимыми для их выполнения, которые и закрепляются в данном разделе. Так, контрактный управляющий может иметь право:

  • получать информацию и документы в рамках своей компетенции от других сотрудников организации;
  • представлять организацию в процедуре проведения закупок;
  • требовать от руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей;
  • вносить предложения по повышению эффективности своей деятельности.

При необходимости сотруднику могут предоставляться и другие права.

Ответственность контрактного управляющего

Этот раздел инструкции предназначен для того, чтобы вкратце ознакомить сотрудника с последствиями совершения им отдельных проступков. Так, контрактный управляющий может нести:

  • административную и уголовную ответственность за совершение проступков и преступлений;
  • дисциплинарную — за нарушение трудовой дисциплины и неисполнение своих обязанностей;
  • материальную — за нанесение ущерба имуществу организации, в которой он работает.

Порядок разработки и применения инструкции

Составляя должностную инструкцию для контрактного управляющего, следует учитывать:

  • нормы трудового законодательства;
  • действующий профстандарт, разработанный для специалистов в сфере закупок;
  • ФЗ-44 (ведь именно он сделал описываемую должность обязательной для ряда заказчиков в контрактной системе закупок).

После разработки проект инструкции подается на рассмотрение руководителю организации. В случае утверждения документ становиться обязательным для любого сотрудника, назначенного на должность и согласившегося с его условиями. Согласие сотрудника при этом подтверждается его подписью, проставляемой после ознакомления в самой инструкции или специальном журнале.

Федеральный закон N44 от 05.04.2013 года посвящен организации системы госзакупок в разных учреждениях. В этом законодательном акте подробно описываются полномочия и обязанности контрактного управляющего. Назначение контрактного управляющего на должность, условия, порядок, особенности — также четко регламентированы в 44-ФЗ.

Сегодня мы расскажем о том, на кого могут быть возложены обязанности контрактного управляющего, кто занимается решением этого вопроса в организации и может ли быть на предприятии сразу 2 контрактных управляющих. Может ли, например, руководитель быть контрактным управляющим?

Как КУ назначается на должность и когда проходит инструктаж?
Все действия сотрудника строго регламентированы и после вступления в должность, начинать следует не с составления планов и ведения переговоров, а с изучения должностной инструкции контрактного управляющего за 2018 год. Это позволит сотруднику составить для себя порядок ведения трудовой деятельности, а также, оценить степень ответственности, которая налагается на КУ в рамках 44-ФЗ.

Основанием для формирования отдела или приема на работу конкретного гражданина в качестве КУ, является ФЗ-44. В документе указано сразу несколько вариантов организации такого рабочего места, а именно:

  1. Начальник принимает на созданную должность КУ нового работника и заключает с ним трудовой договор.
  2. На должность назначается человек из штата предприятия, после чего выполняется переоформление трудового соглашения, с добавлением фактических обязанностей по работе КУ.
  3. Сотрудник назначается из штата организации, но работу будет выполнять по совместительству. В этом случае также происходит переоформление трудового соглашения и организуется доплата.

При каких условиях назначение конкурсного управляющего является обязательным?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит сначала определиться с тем, что руководитель организации является единоличным исполнительным органом, а значит, именно в его компетенции находится право возложения обязанностей контрактного управляющего на конкретное лицо.

Важным основанием для назначения контрактного управляющего является наличие у предприятия годового объема закупок на сумму свыше 100 млн рублей. В этом случае организация контрактной службы и назначение КУ является обязательным.

Кого можно назначить на должность КУ?

Никаких ограничений относительно круга граждан, способных занять место КУ, законом не установлено. Единственное условие, которое должно строго исполняться, заключается в наличии специальной профподготовки. У лица, желающего занять данную должность должно быть профессиональное образование или специальная подготовка в контрактной сфере закупок.

Иными словами, контрактным управляющим может быть руководитель учреждения, директор, и даже главный бухгалтер или юрист, если это не противоречит положениям устава организации.

Регламентируется принятие такого решения сразу несколькими моментами. С одной стороны, юрист, руководитель или бухгалтер контрактным управляющим могут быть назначены на основании положения устава организации и отдельных пунктов трудового соглашения. С другой стороны возложение функций КУ на руководителя может произойти в порядке, прописанном в ст.60.2 ТК РФ. Согласно ФЗ-44, специалиста назначает только заказчик, а это означает, что выбрать и назначить сотрудника может только лицо, являющееся таковым или выступающее в роли его представителя.

В этом случае необходимо учитывать действующие нормативы, регулирующие трудовые отношения руководителя и сотрудников организации. По правилам, совмещение должностей не запрещено законом, однако, такие ограничения могут быть прописаны в других законодательных актах, на уровне федерации и регионов.

Подводя небольшие итоги можно отметить, что при отсутствии таких ограничений вся необходимая работа по организации закупок на предприятии может быть поручена руководителю или иному лицу, состоящему в штате предприятия и отвечающему всем требованиями законодательства. При этом, назначение контрактного управляющего сопровождается оформлением письменного согласия сотрудника и изданием приказа о назначении на должность.

Может ли на предприятии быть два КУ?

Когда на предприятии вводят должность конкурсного управляющего, никаких ограничений по количеству таких сотрудников не устанавливается. Более того, большинство предприятий нуждается в обеспечении сразу по нескольким направлениями. К примеру, необходимо закупать ТС или специальное оборудование, наряду с продуктами питания и материалами.

В этом случае можно назначить сразу 2 контрактных управляющих: главного бухгалтера и руководителя или поручить часть работу юристу. В любом случае, решение должно быть обоснованным и каждый сотрудник обязан отвечать требованиям закона.

Как происходит назначение контрактного управляющего и что делает такой сотрудник?

Более трех лет назад, порядок назначения сотрудников контрактной службы заказчика был существенно изменен. Это произошло сразу после того, как в обязанности заказчика было вменено формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего по закупкам.

В своей работе мы приведем законодательные статьи о деятельности контрактного управляющего в сфере закупок, с чего начать работу такому сотруднику, а также расскажем о том, кого назначают контрактным управляющим по ФЗ-44.

Какие требования к должности действуют с начала 2018 года?

Начиная с января 2018 года, назначение контрактного управляющего должно происходить лишь в том случае, если предполагаемый на должность сотрудник отвечает ряду требований действующего законодательства. Согласно статьям ФЗ-44 специалист обязан иметь специальное профобразование и прослушать дополнительные лекции по переподготовке.

Профессия контрактного управляющего не очень распространена, поскольку введение должности в штат происходит только в том случае, когда объемы закупок на предприятии за год составляют от 100 млн рублей. Данное правило прописано в п. 1-2 с. 38 ФЗ-44 по регламенту работу контрактного управляющего. В остальных ситуациях закон не обязывает нанимать контрактного такого специалиста и вопросы, возникающие у проверяющих служб, являются неправомочным.

Деятельность контрактного управляющего строго регламентируется, поскольку речь идет о работе с людьми и с представлением информации для публичных и контролирующих структур. В связи с этим контрактным управляющим назначается только лицо, которое располагает достаточным уровнем профессиональной подготовки и имеет опыт работы в данной сфере.

Какие обязанности выполняет КУ?

По п. 4 ст. 38 ФЗ-44 функции контрактного управляющего достаточно разнообразны. Специалисту, претендующему на место, крайне важно знать, что делает и какую деятельность осуществляет конкурсный управляющий.

Если говорить о начале деятельности с нуля, то гражданин обязательно должен иметь представление с чего начать работу КУ. В этом случае следует действовать таким образом:

  1. После назначения на должность изучить свои должностные обязанности и понять, какие направления в деятельности сотрудника – основные.
  2. Познакомиться с текущей документацией и составить предварительный план закупок. Чаще всего он составляется на год.
  3. Согласовать документ с руководством организации.
  4. Приступить к разработке документации для проведения первого мероприятия.
  5. Разместить информацию в специальной электронной системе документооборота.
  6. Сопровождать торги, а затем участвовать в выборе победителя.
  7. Оформить все необходимые документы.
  8. Составить отчет по закупкам.

На этом деятельность контрактного управляющего не ограничивается, и сотрудник имеет еще ряд обязанностей. В заключении следует отметить, что назначение КУ происходит по стандартной схеме, описанной в трудовом кодексе, но с учетом действующего регламента и особенностей должности.

Контроль за действиями контрактного управляющего – ответственность и штрафные санкции

По ФЗ-44 от 05.04.2013 года ответственность контрактного управляющего определяется теми пунктами, которые прописаны в его трудовом соглашении и в должностных инструкциях. Этот момент должен быть прописан очень четко, чтобы в последствие руководитель не стал отвечать за поступки и действия наемного сотрудника.

Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся того, какие требования предъявляет закон к контрактному управляющему в 2018 году и каким образом выполняется проверка таких сотрудников.

Виды ответственности сотрудника

Контроль за действиями контрактного управляющего осуществляет непосредственно руководитель, однако, регулированием его деятельности занимается уполномоченный орган (контрольная комиссия заказчика).

За нарушение требований, который сотрудник обязан выполнять во время своей профессиональной деятельности, предусмотрено сразу несколько видов ответственности. Речь идет о таких вариантах:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Наиболее распространенной из указанных, является мера административной ответственности и дисциплинарное взыскание. Это обусловлено тем, что сотрудники не несут перед компанией-заказчиком материальной ответственности и могут нарушить требования только в рамках превышения своих полномочий.

Как можно обжаловать действия контрактного управляющего?

По закону, каждое должностное лицо, представляющее интересы заказчика, несет персональную ответственность за соблюдение требований, прописанных в российском законодательстве.

Нарушения контрактного управляющего рассматриваются в рамках его полномочий и могут быть обжалованы. Основанием для таких манипуляций, чаще всего становится превышение прав и возможностей, указанных в должностной инструкции. Оспаривание вынесенного решения осуществляется в судебном или административном порядке и возможность подать жалобу имеется у следующих лиц:

  1. Любой участник процедуры.
  2. Общественные объединения, которые наделены контрольными функциями.
  3. Объединение юридических компаний.

Данное право прописано в ст. 105 ФЗ-44 и является неотъемлемым для указанных участников закупок.

Какие органы осуществляют контроль за деятельностью контрактного управляющего?

Главной организацией, осуществляющей проверку контрактных управляющих, на предмет добросовестности и правильности выполнения своих обязанностей, является ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Такой порядок прописан в ФЗ-44, а также, отражен в ряде внутренних актов, касающихся деятельности организации.

Стандартной процедурой, в рамках которой осуществляется контроль, является проведение плановых или внеплановых проверок. Основания для организации таких мероприятий четко прописаны в ст. 99 ФЗ-44. В случае выявления нарушений в работе контрактного управляющего в отношении сотрудника принимается решение о назначении штрафа. Размер штрафных санкций определяется индивидуально, но в пределах 30 – 50 тыс. рублей.

Как избежать нарушений?

Чтобы исключить казусные ситуации и строго соблюдать все действующее нормативы и требований закона, необходимо, чтобы сотрудники контрактной службы своевременно проходили обучение и посещали курсы повышения квалификации.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Контрактного управляющего

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность контрактного управляющего [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Контрактный управляющий назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Контрактный управляющий относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность контрактного управляющего назначается лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

1.5. В практической деятельности контрактный управляющий должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Контрактный управляющий должен знать:

  • Конституцию РФ, гражданское, бюджетное законодательство, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • общие принципы осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • основные принципы, понятия и процессы системы закупок;
  • систему проведения закупок для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения в контексте социальных, политических, экономических процессов в Российской Федерации;
  • методы планирования при проведении закупок;
  • порядок осуществления подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов (договоров), подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • порядок осуществления закупок, в том числе заключения контрактов (договоров);
  • критерии оценки заявок на участие в конкурсе, сравнительный анализ методов оценки заявок на участие в конкурсе;
  • эффективность размещения заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;
  • меры ответственности за нарушения при размещении и исполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • обеспечение защиты прав и интересов участников размещения заказов, процедуру обжалования;
  • информационное обеспечение государственных и муниципальных заказов;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации.

1.7. Контрактный управляющий должен иметь профессиональные навыки, необходимые для:

  • выполнения работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения;
  • планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений;
  • стимулирования достижения результатов и требовательности при ведении деловых переговоров;
  • обеспечения выполнения поставленных руководством задач;
  • эффективного планирования служебного времени;
  • анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере;
  • использования опыта и мнения коллег;
  • делегирования полномочий;
  • пользования современной оргтехникой и программными продуктами;
  • подготовки деловой корреспонденции;
  • систематического повышения профессиональных знаний;
  • редактирования документации на высоком стилистическом уровне;
  • своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

1.8. В период временного отсутствия контрактного управляющего его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Контрактный управляющий осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Разработка плана закупок.

2.2. Осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок.

2.3. Размещение в единой информационной системе плана закупок и внесение в него изменений.

2.4. Разработка плана-графика.

2.5. Осуществление подготовки изменений для внесения в план-график.

2.6. Размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений.

2.7. Информация о реализации планов закупок и планов-графиков.

2.8. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора).

2.9. Осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок.

2.10. Осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов (договоров).

2.11. Осуществление подготовки и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.12. Обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов (договоров).

2.13. Организует обязательное общественное обсуждение закупки товара, работы или услуги в случаях, предусмотренных Законом.

2.14. По результатам обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги в случае необходимости вносит изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или организует отмену закупки.

2.15. Размещение отчетов заказчика, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2.16. Размещение иной информации и документов, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2.17. Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2.18. Осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы (на основании актов технических специалистов, начальников цехов).

2.19. Организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определение наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения.

2.20. При необходимости привлечение к своей работе экспертов, экспертных организаций (согласованных с [Наименование организации]) в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами.

2.21. Поддержание уровня квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязанностей.

2.22. Исполнение иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае служебной необходимости контрактный управляющий может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Контрактный управляющий имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. Участвовать в пределах своей компетенции подготовке (обсуждении) следующих проектов:

  • технических заданий; проектной документации;
  • планов закупок;
  • планов графиков;
  • иных актов ненормативного (организационно-распорядительного) характера по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения.

3.8. Обязан в соответствии со своей компетенцией участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов: положения о контрактной службе; графика отпусков сотрудников контрактной службы; иных актов по поручению непосредственного руководителя.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Контрактный управляющий несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Несет персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, касающиеся:

  • планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключения гражданско-правового договора;
  • особенностей исполнения контрактов (договоров);
  • мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  • аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • контроля соблюдения законодательства Российской Федерации.

4.3. Оценка работы контрактного управляющего осуществляется:

4.3.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.3.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.4. Основным критерием оценки работы контрактного управляющего является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы контрактного управляющего определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью контрактный управляющий обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

Эффективность профессиональной служебной деятельности контрактного управляющего оценивается по следующим показателям:

6.1. Выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины.

6.2. Своевременности и оперативности выполнения поручений.

6.3. Качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок).

6.4. Профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами).

6.5. Способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты.

6.6. Творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям.

6.7. Осознанию ответственности за последствия своих действий.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписывает государственным и муниципальным заказчикам с годовым объемом закупок более 100 миллионов рублей организацию специальной контрактной службы .

Без контрактной службы осуществлять закупки нельзя. Заказчики с меньшими объемами закупок могут организовать контрактную службу из нескольких человек или ограничиться назначением одного контрактного управляющего .

Главный распорядитель бюджетных средств может рекомендовать подведомственным бюджетным учреждениям форму организации контрактной службы.

Рассмотрим варианты организации контрактной службы заказчика.

Контрактная служба как структурное подразделение

Структурное подразделение - это выделенный орган управления в утвержденной организационной структуре с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач и функций. Численность подразделения определяется штатным расписанием.

Для создания подразделения придется поработать над документами:

    • Нужно внести изменения в организационную структуру, численный состав и штатное расписание учреждения, издать приказ приблизительно следующего содержания: Создать с 01.01.2017 в учреждении отдел контрактной службы. Установить численность состава отдела на 2017 год - 5 должностных единиц, в том числе: руководитель отдела контрактной службы – 1 чел., …
    • Утвердить положение о контрактной службе (об отделе контрактной службы) в соответствии с типовым.
    • Разработать должностные инструкции
    • Принять на работу нужных специалистов (заключить трудовые договоры).

Структурное подразделение может не указываться в трудовых договорах работников. Трудовой кодекс не обязывает уточнять в трудовом договоре место работы вплоть до структурного подразделения. Эта информация может быть закреплена в трудовом договоре в качестве дополнительного условия по желанию сторон (ч. 3 ст. 57 ТК РФ). Условие о приеме на работу в определенное подразделение должно отражаться в изданном на основании трудового договора приказе о приеме на работу и указываться в трудовой книжке работника.

Контрактная служба без образования специального структурного подразделения

В этом случае будет утверждаться не положение о контрактной службе, а регламент - порядок работы специалистов по закупкам , их полномочий и ответственности, порядок согласования документов, т.е. алгоритм работы и взаимодействия всех занятых в закупочной деятельности. Регламент - это описание всего процесса закупки, разделения функций, последовательности действий, координации (кто с кем и по какому поводу контактирует), согласования и сроков по каждому этапу. На основании регламента прописываются должностные инструкции.

В штатное расписание можно ввести несколько должностей без создания специального структурного подразделения .

Специалисты по закупкам могут выполнять также другие функции и числиться в разных подразделениях – бухгалтерия, юридическая служба, подразделения, для которых проводится закупка – или подчиняться напрямую руководителю учреждения.

Должность контрактного управляющего

Предстоит аналогичный документооборот (именно в таком порядке):

Если в учреждении уже есть опытные в закупочном деле сотрудники, функции контрактного управляющего могут быть предложены им. Поручение работнику выполнения работы по должности контрактного управляющего может осуществляться:

  • Путем совмещения должностей , когда работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняется дополнительная работа по другой профессии (должности). Статьей 151 Трудового кодекса установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.
  • Путем перевода на новую должность. В этом варианте нужно подготовить предложение о переводе на должность контрактного управляющего , затем издать приказ о переводе. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция и условия трудового договора, в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции.

Штатное расписание и профессиональные стандарты

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о всех структурных подразделениях, окладах, персональных надбавках, общей численности и фонде заработной платы учреждения. Установление структуры учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относятся к компетенции самого учреждения (например, для образовательных учреждений это установлено пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании"). С одной стороны, у руководителя бюджетного учреждения формально существует самостоятельность в выборе организационной структуры и составлении штатного расписания, с другой стороны, данный выбор ограничивается объемом средств, выделенных из бюджета (фондом заработной платы), количеством ставок в типовом штатном расписании (ведомственными штатными нормативами).

С 1 июля 2016 года вступили в силу положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Утверждено 2 профессиональных стандарта в сфере закупок: "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок" . Установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах обязательны для применения, если законодательно установлены соответствующие квалификационные требования. В части, не относящейся к квалификации, профстандарты носят рекомендательный характер и могут использоваться для разработки должностных инструкций, проведения аттестации и при установлении системы оплаты труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

    • Специалист по закупкам
    • Ведущий специалист
    • Работник контрактной службы
    • Контрактный управляющий
    • Консультант по закупкам
    • Заместитель руководителя подразделения
    • Руководитель подразделения
    • Советник
    • Руководитель

Профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" (уровень квалификации с 6 по 8) – для группы должностей:

    • Консультант по закупкам
    • Старший специалист по закупкам
    • Эксперт по закупкам
    • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации
    • Руководитель/директор (управления, департамента, организации)
    • Контрактный управляющий
    • Руководитель контрактной службы

Обязательно ли именно эти названия должностей включать в штатное расписание? Ответ дает Трудовой кодекс: да. Если по определенным должностям есть наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (статья 57). К ограничениям, относятся, в том числе и квалификационные ограничения.
Квалификационные ограничения установлены Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 38 часть 6): работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

    • Среднее профессиональное образование
    • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт:

    • Высшее образование - специалитет, магистратура
    • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для этой, второй группы должностей обязательным является не только наличие должного образования, но и опыта работы - не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее трех лет.

После издания приказа о введении новой должности, составьте должностную инструкцию, в которой обозначьте все обязанности сотрудника в соответствии с 44-ФЗ. В итоге вы сможете принять нового работника на должность или перевести на нее сотрудника, который уже работает в вашей организации с другой должности.

Ирина Козлова