Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства. Правовое положение субъектов малого предпринимательства 1 субъекты малого предпринимательства их правовое положение

  • 06.03.2023

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3.4. Правовое положение товарных бирж

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями .

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок :

1) реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле:

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Правовое положение субъектов малого и среднего - предприни­мательства определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос­сийской Федерации» (далее - Закон о малом и среднем предприни­мательстве).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитар­ных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных Юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в Уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционн фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 человек включитель­но для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­точная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 55644 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшеству­ющий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микро­предприятия - 60 млн руб.; малые предприятия - 400 млн руб.; сред­ние предприятия - 1000 млн руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и может изменяться только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, сле­дующих один за другим.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется том всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается в порядке, установленном ПК РФ. Балансовая стоимость активов /остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) устанавливается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтер­ском учете.

Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой катего­рии хозяйствующих субъектов. К таким целям, в частности, относится:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов ма­лого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и сред­него предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предприни­мательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предприни­мательства;

6) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового вну­треннего продукта и др.

Для реализации указанных целей предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Назовем основные из них.

1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила веде­ния налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.

2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

3. Упрощенный порядок составления субъектами малого и средне­го предпринимательства статистической отчетности.

4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муници­пальное имущество.

5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размеще­ния заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

7. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

8. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов мало­го и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпри­нимательства осуществляется в соответствии с федеральными, регио­нальными и муниципальными программами развития малого и сред­него предпринимательства в заявительном порядке.

1) имущественная поддержка.

2) финансовая поддержка.

3) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

4) информационная (включая поддержку в продвижении товаров работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на рынки, в том числе региональные и международные), правовая поддержка. Такие виды поддержки могут быть предоставлены конкретному субъекту малого и среднего предпри­нимательства (адресная поддержка), а также неопределенному кругу лиц путем размещения информации в Интернете, предоставления инфор­мации и консультаций с использованием телефонной или иной связи, распространения печатных изданий (общедоступная поддержка).

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бухгалтерский учет в торговле автора Соснаускене Ольга Ивановна

3.6. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства Привлекательность УСН в основном связана с двумя моментами: существенным снижением налоговой нагрузки и сокращением отчетных форм, а значит, и трудозатрат бухгалтера. Ведь организации на

автора Соснаускене Ольга Ивановна

1.1. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209 – ФЗ) под субъектами малого предпринимательства

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона № 209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Субъекты малого предпринимательства при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый

Из книги Малый автосервис: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Преимущества малого предпринимательства Малый бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных, и в малых предприятиях – соответственно для

Из книги Территориальные кластеры. Семь инструментов управления автора Тарасенко Владислав

Работа специализированной организации кластера по реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства В настоящее время региональными программами поддержки малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены мероприятия, направленные на

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

42. Отчетность субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и др Ряд субъектов хозяйствования ограничиваются составлением двух форм отчетности. Так, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

4.4. Направления формирования инновационной экономики на основе развития малого предпринимательства Встречаются различные терминологические определения экономических этапов развития общества, используемые исследователями разных школ и направлений, к которым

автора Альбова Татьяна Николаевна

33. Правовое положение страхователя Страхователь – это субъект страхового правоотношения, обязанный вносить страховые взносы (страховые премии) в страховой фонд, а при наступлении страхового события (страхового случая) вправе требовать от страховщика страховую выплату

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

34. Правовое положение выгодоприобретателя Одним из участников страховых отношений, выступающим на стороне страхователя, является выгодоприобретатель (ст. 4.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Выгодоприобретатель – это лицо, в пользу

автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

автора Смагина И А

18.4. Правовое положение антимонопольного органа Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

21.3. Правовое положение оценщика Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».Оценщик имеет право:1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;2) требовать от

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"*(375) (далее - Закон о малом предпринимательстве).

В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования государственных финансовых*(376), материально-технических и информационных ресурсов;

Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Так, ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(377), ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(378), ни Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.

N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(379) не предусматривают соответствующих льгот (как, впрочем, не предусматривали их и ранее действовавшие нормативные правовые акты).

Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.

Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов. В частности, главой 26.2 предусмотрена упрощенная система налогообложения, а главой 26.3 - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Следует отметить, что, определяя круг налогоплательщиков, имеющих право перехода на специальные налоговые режимы, НК РФ не называет прямо субъектов малого предпринимательства. Однако анализ условий перехода на данные режимы дает основание сделать вывод о том, что в первую очередь они применимы именно к анализируемой категории хозяйствующих субъектов.

К примеру, налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения могут быть организации и индивидуальные предприниматели. При этом организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности:

Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей, и др.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(380) данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, под сферу деятельности настоящего Закона не попадает такая категория субъектов малого предпринимательства, как индивидуальные предприниматели, обязанность ведения бухгалтерского учета на которых не распространяется.

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606*(381). Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является регистром налогового учета*(382).

Вместе с тем п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" сохранил для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанность ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Напомним, что бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н*(383), а нематериальных активов - в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н*(384).

Для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, льготы по ведению бухгалтерского учета предусмотрены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н*(385), которым утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Действие данного акта распространяется на всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).

Единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;

Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176*(386);

Упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации рабочий План счетов бухгалтерского учета, приведенный в Типовых рекомендациях.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

1) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Рекомендованные малым предприятиям формы регистров приведены в приложениях 2-11 к Типовым рекомендациям;

2) по простой форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Простая форма рекомендована малым предприятиям, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. При простой форме учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 Типовым рекомендациям). Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8 (приложение 10 к Типовым рекомендациям).

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрены различные модели упрощения бухгалтерского учета - для малых предприятий, перешедших и не перешедших на упрощенную систему налогообложения. На данном примере мы еще раз можем убедиться в том, что бухгалтерский и налоговый учет, бухгалтерское и налоговое законодательство тесно взаимосвязаны.

Льготы в сфере бухгалтерской отчетности предусмотрены для малых предприятий приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"*(387). Так, по общему правилу в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Переходя к льготам в сфере статистической отчетности, нельзя не отметить, что обязанность ее представления предусмотрена действующим законодательством только для таких субъектов малого предпринимательства, как малые предприятия. При этом на протяжении ряда лет Госкомстатом России*(388) для малых предприятий утверждаются специальные, упрощенные формы отчетности. В настоящее время действует постановление Федеральной службы государственной статистики от 9 февраля 2005 г. N 14*(389), которым утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

В соответствии со ст. 14 Закона о малом предпринимательстве, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд*(390).

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

Предусмотренная федеральным законодательством льгота в целом не находит применения в действительности*(391). К числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок, специалисты относят слабую проработанность организационных и экономических механизмов привлечения малых предприятий к участию в выполнении заказов государства; экономическую незаинтересованность министерств и ведомств в привлечении малых предприятий к участию в конкурсах; сложности в согласовании действующих нормативных актов*(392).

Вместе с тем опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предпринимательства до 20 процентов оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами малых предприятий, достигла 46 млрд. долларов*(393). Было бы целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых стран и сформировать в нашей стране действенный правовой механизм размещения госзаказов в секторе малого предпринимательства.

Льготы в сфере государственного контроля. В силу ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(394), в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних "каникул" для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.

Необходимо отметить, что в Закон о малом предпринимательстве порой вносятся изменения, отменяющие льготы для субъектов малого предпринимательства и, следовательно, ухудшающие их правовое положение. Причем некоторые из утраченных льгот ранее носили более чем прикладной характер и активно использовались субъектами малого предпринимательства при отстаивании своих прав в судебном порядке. В первую очередь речь идет о гарантии стабильности налогового законодательства или так называемой "дедушкиной оговорке", которая была предусмотрена п. 1 ст. 9 Закона о малом предпринимательстве. В силу этой нормы "в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".

Анализ дел (за период за 2001-2004 гг.), в которых содержатся ссылки на Закон о малом предпринимательстве, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а также федеральными арбитражными судами округов, показал, что наиболее часто применяемой (в 92 процентах случаев) арбитражными судами являлась именно ст. 9 Закона о малом предпринимательстве, а среди этой категории дел в абсолютном большинстве случаев содержатся ссылки на абз. 2 ч. 1 ст. 9, которая и содержала гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства. При этом рассматривавшиеся в судах споры касались введения НК РФ различных видов налогов: единого социального налога, налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость, налога с продаж. Постепенно судебная практика стала складываться в пользу налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства. Она была подкреплена позицией Конституционного Суда РФ. Достаточно вспомнить определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О "По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"*(395), определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации"*(396), постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан"*(397) и др.

Таким образом, налоговые условия хозяйствования для субъектов малого предпринимательства в первые годы их деятельности оставались теми же, какими они были на момент государственной регистрации. Однако с 1 января 2005 г. наиболее востребованная в последние годы практикой статья утратила силу.

Та же участь коснулась предоставлявшейся субъектам малого предпринимательства льготы по ускоренной амортизации. В силу действовавшей до 1 января 2005 г. нормы ст. 10 Закона о малом предпринимательстве субъекты малого предпринимательства были вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Следует отметить, что анализируемая льгота появилась за несколько лет до принятия Закона о малом предпринимательстве. Она была предусмотрена еще постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР"*(398). Однако в полной мере данная льгота просуществовала лишь до введения в действие с 1 января 2002 г. главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, ст. 259 которой "Методы и порядок расчета сумм амортизации" не предоставила субъектам малого предпринимательства права осуществлять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Поэтому субъекты малого предпринимательства с 1 января 2002 г. при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стали учитывать суммы амортизации объектов основных производственных фондов, начисленные в соответствии с общим порядком, изложенным в главе 25 НК РФ*(399). Установленное Законом о малом предпринимательстве положение об ускоренной амортизации основных фондов стало применяться лишь в целях бухгалтерского учета, правомерность чего подтверждалась официальными разъяснениями*(400).

Однако и после 1 января 2002 г. рассматриваемая льгота осталась весьма значимой при исчислении налога на имущество. Так, в силу п. 1 ст. 374 главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" "объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета".

Использование возможности дополнительного списания субъектами малого предпринимательства до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов позволяло существенно уменьшить стоимость имущества и, следовательно, размер налога.

Таким образом, с 1 января 2005 г. субъекты малого предпринимательства лишились двух очень важных с прикладной точки зрения льгот, применение которых на практике оказывало позитивное воздействие на их имущественное и финансовое положение.

Вместе с тем, как представляется, для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 1 января 2005 г., действие льготных норм не прекращается. Здесь уместно обратиться к упоминавшемуся уже определению Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О. В п. 2 данного определения указано, что "положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования... Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации". Есть основание полагать, что высказанная позиция Конституционного Суда РФ применима и сейчас, в связи с неблагоприятными изменениями налогового законодательства, вносимыми Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития малого бизнеса, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443*(401).

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные условия деятельности субъектов малого предпринимательства, соблюдение которых дает право на получение региональной государственной поддержки.

Так, в соответствии с Законом города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"*(402), к субъектам малого предпринимательства города Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы, предъявляются следующие дополнительные требования:

Регистрация на территории города Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица;

Включение в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы;

Субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.

Субъекты малого предпринимательства имеют право на внесение в добровольном порядке в соответствующие реестры, которые ведутся в субъектах Российской Федерации*(403).

Органом исполнительной власти города Москвы, проводящим государственную политику города в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Положение о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы утверждено постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП*(404).

Государственная поддержка малого предпринимательства в городе Москве осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.*(405)

В качестве основных направлений поддержки малого предпринимательства в городе Москве можно отметить:

Создание общегородских систем центров развития предпринимательства в городе Москве;

Финансирование проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве;

Обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;

Предоставление льгот в области арендных отношений;

Правовая поддержка субъектов малого предпринимательства;

Поддержка и развитие малого предпринимательства в инновационной сфере*(406);

Информационная поддержка малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из указанных льгот подробнее. Льготы по предоставлению нежилых помещений. Субъекты малого предпринимательства испытывают большие по сравнению с крупными предприятиями трудности в обеспечении нежилыми помещениями для осуществления хозяйственной деятельности. Помещения, построенные по существующим нормативам, не в полной мере отвечают потребностям малого бизнеса: нерационально спланированы, требуют дополнительных затрат для приспособления их к новым условиям, а производственные помещения предприятий в большей части не подходят под размещение малых производств по своему масштабу. Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства на получение и обустройство помещений. Высокие ставки арендной платы за помещения, как правило, не соответствуют возможностям малого предпринимательства. Существует острая нехватка земельных участков и помещений для малого бизнеса на фоне большого количества неиспользуемых помещений, принадлежащих крупным и средним промышленным предприятиям Высвобождаемые производственные помещения промышленных предприятий в большинстве своем не подходят под размещение малых предприятий (требуют коренной реконструкции, неэкономичны по расходу энергоресурсов и требуют много средств на их содержание).

Учитывая существующие проблемы, в Москве создан фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и утверждено Положение о нем*(407). Целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в городе Москве составляет часть общегородского нежилого фонда в виде комплекса зданий, сооружений, отдельных нежилых помещений с особенными процедурами формирования и использования, формой учета. Целевой фонд формируется за счет объектов незавершенного строительства, изъятия площадей у арендаторов, пользующихся ими незаконно или заключивших договоры аренды на пользование ими с нарушением требований действующего законодательства, государственного (муниципального) имущества, отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, а также нежилых помещений, не получивших пользователей по конкурсам и аукционам в течение трех месяцев с момента выхода распоряжения Москомимущества об их проведении. Объекты целевого фонда размещаются на конкурсной основе. Положением о целевом фонде установлен порядок принятия решений о предоставлении имущественных прав в отношении объектов целевого фонда:

Исходя из целей и задач реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, Комиссия Правительства Москвы утверждает условия проведения конкурса на предоставление свободных от обязательств объектов целевого фонда и перечень необходимых документов для участия в нем;

Официальные условия конкурса публикуются в средствах массовой информации;

Подведение итогов конкурса не может быть проведено ранее чем через 30 календарных дней с момента опубликования его условий;

Комиссия Правительства Москвы подводит итоги конкурса и направляет принятые решения в Москомимущество.

Определены требования для участников конкурса и порядок подачи ими заявок. Объекты целевого фонда на основании решений, принятых в порядке, установленном настоящим Положением, предоставляются для использования субъектам малого предпринимательства: в аренду (в субаренду); безвозмездное пользование; в состав имущественного комплекса по операциям лизинг имущественных комплексов предприятий "под ключ"*(408). Также они могут быть проданы в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами города Москвы*(409).

Необходимо отметить, что для субъектов малого предпринимательства города Москвы предусмотрены льготы по арендной плате. Постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. N 861-ПП*(410) утверждена Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы. Данным актом определено, что при расчете арендной платы для субъектов малого предпринимательства, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы, устанавливается корректирующий коэффициент (Ккор) в размере 0,5. При этом арендаторы вправе сдавать в субаренду не более 20 процентов арендуемых площадей. Договор аренды заключается без права выкупа арендованного объекта, сдачи его в безвозмездное пользование, переуступки прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал.

В целях обеспечения дальнейшего поступательного развития сферы малого бизнеса в Москве Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Москомархитектурой разработана Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы*(411). Программа предусматривает:

Создание многофункциональных деловых центров для субъектов малого предпринимательства на общественных территориях города;

Создание технопарков для субъектов малого предпринимательства на территориях реорганизуемых производственных зон;

Формирование производственно-технологических территорий для размещения малого и среднего бизнеса в реорганизуемых производственных зонах;

Создание для субъектов малого предпринимательства новых нежилых помещений местного уровня, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек;

Создание новых нежилых помещений и объектов местного уровня для субъектов малого предпринимательства в шаговой доступности с размещением "магазинов на углу", предприятий быстрого питания, мультисервиса и других объектов, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек, обеспечивающих комплексно повседневный спрос населения;

Развитие комплексов и объектов малого предпринимательства разного функционального назначения, отвечающих современным качественным, техническим и функциональным требованиям;

Предоставление 6 млн. кв. м новых нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства, в том числе 2,5 млн. кв. м до 2006 г. При этом учитываются нежилые помещения для субъектов малого предпринимательства, которые создаются в составе городских программ и инвестиционных проектов, реализуемых в городе в настоящее время;

Различные схемы финансирования, организации и формирования инвестиционного процесса с целью минимизации сроков строительства, стартового капитала и увеличения объема реинвестиционного капитала, повышения эксплуатационных качеств построенных нежилых помещений.

Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП утверждены: адресный перечень строительства первоочередных объектов городского уровня для субъектов малого предпринимательства на 2004-2006 г.; предварительный адресный перечень нежилых помещений, предлагаемых для размещения объектов малого предпринимательства на первых этажах жилых домов-новостроек на 2004-2006 гг.; первоочередные организационно-правовые мероприятия на 2004-2006 гг., необходимые для обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями.

Правовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Концепцией создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей, которая утверждена постановлением Правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 109-ПП*(412).

В качестве основных элементов создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства предусмотрены:

1) оказание комплексных юридических услуг субъектам малого предпринимательства Москвы (на льготных условиях), в том числе в приоритетных для города направлениях на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" и формирование системы клиентских карточек - свидетельств, выдаваемых субъектам малого предпринимательства с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства;

2) создание системы добровольной аккредитации деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предоставление правовых услуг субъектам малого предпринимательства Москвы. Введение процедуры аккредитации предполагает установление определенных требований к организациям и предпринимателям, предоставляющим правовые услуги субъектам малого предпринимательства.

Любой субъект предоставления юридических услуг вправе быть аккредитованным при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Аккредитация является добровольной.

В течение срока действия аккредитации субъект предоставления правовых услуг обеспечивает:

Оказание оперативных и квалифицированных правовых услуг субъектам малого предпринимательства на льготных условиях;

Высокий уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы осуществляет контроль за соответствием субъекта предоставления правовых услуг условиям аккредитации и при выявлении нарушений в деятельности аккредитованных субъектов предоставления правовых услуг принимает решение о лишении их аккредитации;

3) разрешение возникающих конфликтов третейскими судами субъектов малого предпринимательства Москвы. На базе организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы предусматривается создание в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"*(413) специализированного третейского суда, специализирующегося на рассмотрении хозяйственных споров во всех административных округах города Москвы. Предметом деятельности третейского суда является разрешение экономических споров, в которых хотя бы одной из сторон является субъект малого предпринимательства.

Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:

Защиту охраняемых законом прав и интересов субъектов малого предпринимательства;

Быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;

Сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений спорящих сторон, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения;

4) формирование обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства Москвы перед третьими лицами. Общество взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства - организация, созданная в соответствии с действующим законодательством в форме некоммерческой организации и осуществляющая деятельность по страхованию ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц субъектами малого предпринимательства, действующими на территории города Москвы.

Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы субъектов малого предпринимательства, связанные с риском:

Утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества;

Ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

Убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе рисков неполучения ожидаемых доходов.

Общество будет осуществлять страхование имущества и имущественных интересов своих членов непосредственно на основании членства, если учредительными документами не будет предусмотрено заключение в этом случае договора страхования.

Членами общества могут выступать субъекты малого предпринимательства Москвы.

Льготы в области информационного обеспечения. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. N 83 "Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы"*(414) Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения малого предпринимательства. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе - порядка 2 млн. документов. Еженедельно выпускаются деловые печатные СМИ общим тиражом более 100 000 экземпляров, имеющие свои электронные версии, а также 14 электронных периодических СМИ. Действует Центр телевизионных программ, подготовивший и распространивший в сети Интернет в 2003 г. более 300 видеосюжетов по тематике поддержки малого предпринимательства. В целом возможностями электронных информационных ресурсов, созданных в целях информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, его развития и поддержки, ежедневно пользуются более 20 000 пользователей.

Таким образом, во исполнение постановления Правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. N 83 "Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы" в городе Москве сформированы ключевые элементы информационно-технологической среды, способной служить основой для полноценного удовлетворения информационно-коммуникационных потребностей субъектов предпринимательской деятельности и важным компонентом дальнейшего устойчивого развития городского малого предпринимательства. В частности, система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы в течение 2001-2003 гг. позволила привлечь к проблемам предпринимательства на постоянной основе более чем 100 000 пользователей сети Интернет, непосредственно обеспечить информационную поддержку продвижения на региональные рынки более 28 000 товарных позиций субъектов малого предпринимательства, создание и заполнение более 8000 рабочих мест.

Постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 288-ПП "О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы"*(415) намечены меры, направленные на дальнейшее функционирование системы информатизации поддержки малого предпринимательства на современном этапе технологического развития. В частности, предполагается решить следующие основные задачи:

Внедрение специального тарифного плана ЗАО "МТУ-Интел" "Малый бизнес" по предоставлению услуг подключения к сети Интернет, доступа к сети Интернет и IP-телефонии, с установлением дополнительных скидок пользователям, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, в размере не менее 15 процентов;

Предоставление клиентам тарифного плана "Малый бизнес" бесплатного технологического доступа к веб-ресурсам СИОМП;

Размещение всех учебных модулей Негосударственного образовательного учреждения "Международный институт менеджмента "ЛИНК" в Системе дистанционного бизнес-образования (СДБО) информационной сети "Малый бизнес Москвы" в сети Интернет;

Обеспечение свободного бесплатного доступа субъектов малого предпринимательства к учебным модулям СДБО как основе системы свободного самостоятельного обучения предпринимательства;

Предоставление пользователям СДБО, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, скидок на образовательные услуги "Международного института менеджмента "ЛИНК" по получению дополнительного профессионального и высшего образования в размере не менее 30 процентов.

Московским законодательством предусматриваются меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, действующих в отдельных сферах предпринимательской деятельности. В связи с этим представляет интерес Закон города Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в г. Москве"*(416). В силу ст. 2 данного Закона ремесленной является деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел, определяемых распоряжением Мэра Москвы, по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов. Субъектами отношений, возникающих при осуществлении ремесленной деятельности, могут выступать как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и юридические лица, ведущие коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере малого предпринимательства. Рассматриваемый Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности ремесленников на территории города Москвы, а также меры, направленные на защиту прав потребителей продукции ремесленников.

  • Правовые особенности малого и среднего предпринимательства

    Для стабильной и конкурентоспособной работы организации необходимо четко представлять правовое поле, в котором функционирует предприятие. Малый и средний бизнес регулируется законом №209 – ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства». В соответствии с законом малый бизнес имеет ряд отличительных особенностей.

    Согласно закону №209 – ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

    • крестьянские (фермерские) хозяйства,
    • хозяйственные общества,
    • потребительские кооперативы,
    • производственные кооперативы,
    • хозяйственные партнерства,
    • индивидуальные предприниматели.

    Доля участия фондов и государства в уставном капитале не должна превышать 25%, а для других юридических лиц (включая иностранных) этот показатель не должен превышать 49%. Численность работников должна составлять для:

    • микропредприятия – не более 15 человек,
    • малого предприятия – до 100 человек,
    • средних предприятий - от 101 до 250 человек.

    Замечание 1

    Среднесписочная численность определяется по количеству сотрудников, оформленных официально или работающих по совместительству.

    Предельные значения не должна превышать и выручка. Сумма выручки без учета налога на добавленную стоимость должна составлять не более:

    • для микропредприятия - 120 млн. руб.,
    • для малого предприятия - 800 млн. руб,
    • для среднего предприятия - 2000 млн. руб.

    Замечание 2

    Признание невыполнения условий для отнесения к категории малого бизнеса может быть произведено только в том случае, если предельные значения выше на протяжении двух календарных лет последовательно.

    Льготы для малого и среднего бизнеса

    В качестве реализации мероприятий по поддержке малого бизнеса государством предусмотрен ряд льгот:

    • упрощенный бухгалтерский учет,
    • упрощенная отчетность,
    • специальные налоговые режимы,
    • упрощенные декларации,
    • упрощенный порядок предоставления и составления статистической отчетности.

    Государственное и муниципальное имущество, которое было приватизировано малым и средним бизнесом, имеет льготный порядок расчётов. Государством оказывается поддержка малого и среднего бизнеса в соответствии с федеральными и региональными программами. К данной поддержке относится:

    • финансовая помощь,
    • имущественная поддержка,
    • поддержка в области повышения квалификации для сотрудников организации.

    Приоритетной также является информационная поддержка малого бизнеса, например, помощь в продвижении товара на региональные рынки. Для малых предприятий осуществляется также правовая поддержка: данный вид помощи может быть оказан как организации в целом, так в частном порядке для предпринимателя в формате консультаций.

    В Российской Федерации на протяжении нескольких лет идет усиленная поддержка малого и среднего бизнеса. В настоящее время в Российской Федерации происходит неуклонное развитие малого бизнеса, направленное на повышение его конкурентоспособности, а также на оптимизацию межбюджетных отношений. Это обусловлено современными экономическими условиями, в частности, развитие малого бизнеса помогает развивать внутренний рынок страны. Поэтому достаточно важны эффективные действия со стороны государства в правовой сфере малого и среднего бизнеса.

    На нынешнем этапе экономического развития общества роль малого бизнеса исключительно велика и возникает потребность аккумулирования дополнительных расходов местного бюджета на поддержку данной сферы.

    От продуманности и адекватности поведения местного самоуправления в отношении малого бизнеса зависит эффективность деятельности данных субъектов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В современных условиях малый бизнес стал передовым объектом и направлением рыночных реформ. Поэтому эффективная реализация и рост малого бизнеса в РФ заслуженно считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом.