Презентация на тему игра в социализации школьника. Презентация к выступлению "игра как средство социализации". Творческих Вам успехов

  • 07.03.2020



ВЫСТУПЛЕНИЕ Формирование сюжетно-ролевой игры как средство социализации учащихся классов «Особый ребенок» В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Дети с ОВЗ инертны, мало эмоциональны, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра. Она является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации. Развитие игры проходит несколько этапов: - первый этап заключается в совместной игре с взрослым; - на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут переносить полученные знания на другие предметы; - на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни. Педагог играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Большое значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт. Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу, помыть посуду и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием действий.


Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях. Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент. В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляя его руками). Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки. Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем. Выполнение определенной роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.


Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что: - в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ; - формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; - систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности; - игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности; - сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. - только та игра, которая захватывает ребёнка с ОВЗ, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства. Список используемой литературы: 1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология С Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, С Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение г.


Выполнила: Т.Н. Смирнова учитель-дефектолог I квалификационной категории МБСКОУ СКОШ 3 г. Березники 2014 г. г. Березники 2014 г.


Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, персональная среда жизни и развития ребенка. Школа – центр воспитательного пространства. В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком.




Задачи 1.Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого- педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.




Направление и формы взаимодействия семьи и школы 1. Изучение условий семейного в оспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого- педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся.






I тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений III тип: конфликтные семьи II тип: семьи С Н ормальным И отношени Я м И IV тип: внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности V тип: неблагополучные семьи С аморальным поведением ТИПЫ СЕМЕЙ


Параметры социализации семьи Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни. Демографический параметр определяется структурой семьи.


Реализация системы взаимодействия семьи и школы Тематические собрания по классам Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле Консультативная работа Работа с социально - неблагополучными семьями Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек СОДЕРЖАНИЕ












3 класс Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.






1 класс Что значит быть ответственным Папа, мама, я – спортивная семья Семейное дерево Результат реализации: 1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников.


2 класс Мои семейные обязанности Здоровая семейка Семейные праздники Результат реализации: 1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2. Проявление внутренней позиции. 3. Формирование навыков внутренней позиции. 4. Формирование нравственных понятий


3 класс Моя семья – это… В здоровом теле здоровый дух Мир вокруг меня. Какой он? Результат реализации: 1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 3. Накопление опыта нравственного поведения. 4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.


4 класс Что я чувствую, когда нет рядом родных Папа, мама, я – читающая семья Когда мы вместе Результат реализации: 1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. 4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Компетентностный подход к социализации школьников Царегородцева Ольга Степановна

Социализация 1. Что такое позитивная социализация учащихся? 3. Проблемы позитивной социализации учащихся в образовательной политике России 4. Формирование воспитательной системы школы как условие успешной социализации учащихся 5. Критерии оценки эффективности процесса позитивной социализации учащихся 6. Опыт позитивной социализации учащихся в школах Южного округа г.Москвы «Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий»; «процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»; «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» и т.д.

Что такое позитивная социализация? Позитивная социализация учащихся – важная цель воспитания Социализация - это и адаптация к среде, и интеграция в определенную среду Результат для индивида – успешность, социальная конкурентноспособность. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; компетентность; мобильность; способность нести ответственность.

Выбрать из списка ключевых компетенций те из них, которые относятся к результатам социализации. Показатели сформированности надпредметных понятий: уровень сформированности нравственной культуры; уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности; уровень развития патриотических чувств; уровень сформированности толерантности.

Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи Национальная образовательная стратегия – инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КОНСОЛИДАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

« НАША НОВАЯ ШКОЛА » Направления Обновление содержания образования. Новое поколение образовательных стандартов Поиск и поддержка талантливых детей Ключевая роль учителя Комфортная для ребенка обстановка в школе Сохранение и укрепление здоровья школьников

Социализация личности как образовательный результат реализации требований стандартов нового поколения

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности - гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнерство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания.

Критерии оценки эффективности позитивной социализации учащихся: компетентностный подход Компетенция (от лат. « c ompeteo » - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен) Компетентность - это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетентность проявляется в деятельности

Методики « Оценка уровня сформированности гражданского самосознания учащихся»; «Самоанализ (анализ) личности»; «Шкала совестливости»; «Методика для изучения социализированности личности учащегося» « Диагностик а состояния духовно - нравственных качеств личности учащихся » Н. С. Маляковой « Изучение уровня эмпатии » И. М. Юсупова

Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности »; «Репка» (сформированность компетенции с/совершенствования, с/регулирования, с/развития, личностной и предметной рефлексии); Мотивы участия школьников в деятельности; «Позиция школьника», «Отношение к учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта «Оценка уровня творческого потенциала»; «Направленность личности»; «Школьная тревожность»; «Исследование самооценки»; «Стиль поведения в конфликте»