Какой из перечисленных факторов вам представляется наиболее важным

  • 23.02.2023

Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Хронологически Новое время охватывает события 16-19 веков. Новое время стало эпохой глубоких перемен в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий по сравнению с Древним миром или Средневековьем период, но получила в европейской истории исключительное значение.

Рассмотрим основные явления и процессы, протекающие в период Нового времени.

Эпоха Возрождения или Ренессанса - это эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV - последняя четверть XVI веков.

Культурные изменения возникли вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери, который истинно раскрыл сущность людей того времени в своём произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма.

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII века, другие - к середине XVIII в.

Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право и т.п.)

Отметим, что для европейской истории эта эпоха Нового времени имеет исключительное значение. Многие историки называют её "временем великого прорыва", и этому есть все основания. Именно в этот период значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда, и ускорились темпы экономического развития.

Важным фактором развития человечества в Новое время являются Великие географические открытия. Они способствовали переходу от средневековья к Новому времени, а также имели очень важные экономические и социально-экономические последствия. Географические открытия раздвинули границы западного мира и расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового.

За счёт перемещения торговых путей, прежде всего, продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI век в шесть раз, на ней всё меньше оставалось белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Благодаря этому торговые пути связали между собой континенты. Мореплавание позволило установить стабильные экономические связи между отдельными частями мира и обусловило формирование мировой торговли. Передислокация торговых связей определила быстрые темпы экономического развития европейских стран, расположенных на побережье Атлантического океана, и замедлила развитие Германии, Скандинавских стран, Южной Германии и особенно Италии, оставшихся феодальными.

Географические открытия в Новое время (некоторые примеры):

  • · В 15 веке русскими моряками открыты о-ва Новая Земля и Вайгач, Карское море, п-ов Ямал.
  • · 1520 - Ф. Магеллан начал своё кругосветное плавание. Он же первым пересёк Тихий океан. 1522 год - Х.С. Элькано завершил первое кругосветное путешествие.
  • · 1533-1535 Э.Кортес (исп.) открыл п-ов Калифорния.
  • · В 1639 году И. Москвитин (рус.) открыл Охотское море.
  • · 1643 - год открытия К. Ивановым оз. Байкал.

"Революция цен" явилась периодом значительного повышения товарных цен вследствие падения стоимости благородных металлов, выполняющих функцию всеобщего эквивалента. Р.ц. различно отразилась на развитии стран и материальном положении отдельных слоёв населения. Но замечено, что рост производительности труда в золотодобывающей промышленности, а следовательно, падение стоимости благородных металлов (прежде всего серебра - основного денежного металла в 16 в.) привело к повышению товарных цен в 2,5-4 раза. Реальные доходы населения упали вследствие роста цен и отставания от роста зарплаты. "Революция цен" создала благоприятные условия для спекулятивных сделок. Но феодалы, получавшие в этот период фиксированную ренту деньгами, проиграли. Таким образом, и "революция цен" вела к ускорению формирования капиталистического хозяйства и разложению феодализма.

Развитие науки. "Великий прорыв" Европы был обусловлен также взлётом научной мысли, которая отвергла многие традиционные представления и разрушила привычную картину мира. Огромный рывок произошел в технике и естественных науках, что определялось потребностями практики - Великие географические открытия, развитие военного дела, предпринимательства и торговли требовали применения новых машин.

Для эффективного использования природных ресурсов были необходимы внедрения новых химических процессов, для развития военного дела - знания точных законов механики, для целей навигации - точные приборы. Именно в этот период опытным путём было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Они расширили сферу познаваемой реальности: стало возможным изучение явлений, которые раньше были невидимы невооруженному глазу. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретён печатный станок.

Качественный скачок в науке, произошедший в XVI-XVII вв., называют первой научной революцией. Успехи науки подтверждали безграничные возможности человека и нацеливали его на преобразовательную деятельность. К этому призывал и Ф. Бэкон, который доказывал, что мир, природу надо изучать, доверяя только научному эксперименту, опыту. Он считал, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения. Поэтому Ф. Бэкона правомерно считают родоначальником Просвещения, определившего общественное развитие Европы в XVIII в.

Взлёт науки, потребности практики обусловили существенные изменения и совершенствование средств производства, а следовательно, развитие промышленности. Законы экономического развития вели к необходимости перехода от мелкого производства к крупному, к широкому распространению мануфактур.

Все эти процессы, протекавшие в период Нового времени, оставили неизгладимый след на дальнейшем развитии человечества. Не произойдя эти события в определённый период времени, мы бы уже не имели того, что имеем сейчас. Каждое изменение - это шаг человечества вперёд. Новое время и его события создали тот мир современной цивилизации, в котором мы сейчас живем.

а) стали; в) автомобилей; б) услуг парикмахерских;

г) акций и облигаций фирм.

14. В рыночной экономике домашние хозяйства являются:

а) основной хозяйственной и социальной единицей;

б) экономическими агентами, владеющими производственными ресурсами;

в) основными производителями благ и услуг;

г) основными потребителями благ и услуг.

15. К инфраструктуре рынков средств производства и предметов потребления относятся:

а) транспорт и связь; д) сбербанки; б) кассы Аэрофлота;

е) аукционы; в) магазины; ж) биржи, г) НБУ;

Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера или распределения национального дохода;

в) цены товара; г) численности или возраста потребителей.

17. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта потому, что:

а) цена меньше предельного дохода; б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки больше средних издержек;

г) предельные издержки меньше средних издержек.

Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?

а) сильные профсоюзы;

б) порядочность и гражданская ответственность предпринимателей;

в) мудрое государственное регулирование;

г) активная конкуренция на рынке.

19. В рыночной экономике конкуренция и монополия:

а) несовместимы; б) контролируются государством;

в) дополняют одна другую;

г) монополия контролирует конкуренцию.

Что отличает натуральное хозяйство от товарного?

а) частная собственность; б) высокие издержки производства;

в) общественное разделение труда;

г) производство продукта.

21. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) издержки равны предложению; б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) объём предложения равен объёму спроса.

22. Пятое съеденное мороженое принесёт меньше удовлетворения, чем первое. Это пример:

а) действия закона спроса; б) уменьшения предельной полезности;

в) наличия избытка товаров; г) наличие дефицита товаров.

23. Товар – это:

а) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью, выраженная в часах или ютилях;

б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда и обмениваемая на другую вещь или деньги;

в) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

24. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объёма спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный; в) абсолютно неэластичный;

б) эластичный; г) абсолютно эластичный.

25. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) выпускаются однородные товары;

в) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции её конкурентов.

26. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в:

а) уровне цен на товары и услуги; б) норме прибыли;

в) ставках налогообложения; г) продолжительности рабочего времени.

27. Эластичность предложения зависит главным образом от:

а) числа товаров-заменителей данного продукта;

б) периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен;

в) доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара;

г) того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или текущего потребления.

28. Общая полезность растёт, когда предельная полезность:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) увеличивается в медленном темпе;

г) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

29. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо; б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вправо;

г) кривую предложения влево.

Теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

Класс

Время выполнения заданий 120 минут

Максимальный балл: 70,5 балла

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Только у бактериальной клетки есть:

а) клеточная стенка с содержанием муреина

б) клеточная стенка с содержанием целлюлозы

в) плазматическая мембрана

г) нет правильного ответа.

2. Одна и та же функция характерна для:

а) спор бактерий и грибов

б) спор бактерий и цист простейших

в) спор бактерий и семян растений

г) нет правильного ответа

3. Способны поглощать органические вещества из окружающей среды:
а) спирогира и фукус
б) спирогира и улотрикс
в) хламидомонада и хлорелла
г) ламинария и фукус.

4. Кукушкин лён размножается:
а) зооспорами
б) семенами при неблагоприятных условиях
в) спорами
г) апланоспорами.

5. В одной клетке мякоти зрелого плода рябины под микроскопом можно увидеть пластиды:
а) лейкопласты, хлоропласты и хромопласты
б) лейкопласты и хлоропласты
в) лейкопласты и хромопласты
г) хромопласты.

6. У цветковых растений из стенки завязи развивается:
а) зародыш
б) семенная кожура
в) эндосперм
г) околоплодник.

7. Какой набор хромосом находится в клетках эндосперма в семени ячменя?
а) гаплоидный
б) диплоидный
в) триплоидный
г) полиплоидный.

8. Маска – это часть ротового аппарата :
а) термитов-солдат
б) жуков-могильщиков
в) паука-крестовика
г) личинок стрекоз.

9. Чем представители данного вида животных (см. рисунок) опасны для человека?

А) переносчики простейших – возбудителей опасной болезни
б) переносчики бактерий – возбудителей опасной болезни
в) имеют ядовитые железы, укус представляет опасность для людей с заболеваниями

сердечно-сосудистой системы.
г) ничем не опасны.

10. Чем заполнен перикардий у речного рака?
а) водой
б) целомической жидкостью
в) артериальной кровью
г) венозной кровью.

11. К какой группе насекомых наиболее близки термиты?
а) пчёлы
б) муравьи
в) тараканы
г) прямокрылые.

12. Представителями какого класса являются червяги?
а) круглоротые
б) млекопитающие
в) рептилии
г) амфибии.

13. У птиц ведущим органом чувств является:
а) зрение
б) обоняние
в) слух
г) осязание.

14.В отличие от взрослого человека, у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
а) резцы
б) клыки
в) малые коренные зубы
г) большие коренные зубы.

15. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям,
которые обеспечивают:
а) повороты глазного яблока
б) сжатие стенок лимфатических сосудов
в) сужение зрачка
г) расширение зрачка.

16. Из перечисленных ферментов в тонком кишечнике НЕ функционирует:
а) химотрипсин
б) липаза
в) пепсин
г) амилаза поджелудочной железы.

17. Центры слюноотделения находятся в:
а) среднем мозге
б) мозжечке
в) промежуточном мозге
г) продолговатом мозге.

18. В состав боковых рогов спинного мозга входят:
а) аксоны чувствительных нейронов
б) тела двигательных нейронов
в) тела чувствительных нейронов
г) тела вставочных нейронов.
19. Дыхательный центр у человека реагирует на количество в крови:
а) кислорода
б) кислорода и углекислого газа
в) углекислого газа
г) угарного газа

20. Слизь, покрывающая стенки желудка:
а) инактивирует ферменты слюны
б) размягчает пищу
в) способствует превращению пепсиногена в пепсин
г) препятствует самоперевариванию стенок желудка.
21. Ионы магния входят в состав:
а) гемоглобина
б) инсулина
в) хлорофилла
г) тироксина.

22. На рисунке изображены зависимости скорости роста разных видов
растений от освещённости:

Наиболее тенелюбивым является вид:
а) А
б) Б
в) В
г) Г.

23. Основными компонентами хроматина ядра эукариот являются:
а) ДНК и РНК
б) РНК и белки
в) ДНК и белки
г) ДНК и липиды.

24. В состав антикодона входит:
а) один нуклеотид
б) два нуклеотида
в) три нуклеотида
г) четыре нуклеотида.
25. Расхождение дочерних хроматид к полюсам происходит в мейозе в:
а) профазе I
б) метафазе II
в) анафазе I
г) анафазе II.

26.Окисление органических соединений до СО2 в митохондриях
происходит:
а) в матриксе
б) в межмембранном пространстве
в) на наружной мембране
г) на внутренней мембране.

27. При скрещивании рыжего кота с черепаховой кошкой в потомстве:
а) все котята будут черными
б) половина котята будет рыжими
в) все кошки будут рыжими
г) все коты будут чёрными.

28. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты или
их деятельность слабо выражена:
а) ничего не происходит
б) происходит накопление органического вещества
в) уменьшается численность продуцентов
г) возрастает численность консументов.

29. Какой из следующих факторов представляется наиболее важным
фактором, контролирующим первичную продукцию в океане?
а) солнечная радиация
б) температура
в) растворённый кислород
г) питательные вещества.

30. В процессе фотосинтеза источником углерода является:
а) рибулозобисфосфат
б) глюкоза
в) вода
г) углекислый газ.

Задание 2. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.В составе жилки листа можно обнаружить:
I. ситовидные трубки с клетками-спутницами; II сосуды; III.склеренхиму; IV уголковую колленхиму; V.паренхиму .

в) I, II, III, IV, V;

г) II, III, IV, V.

2 . Рост стебля в длину происходит за счёт образовательной ткани:
I. верхушечной; II. боковой – прокамбия; III. боковой – камбия; IV.вставочной;V. краевой

а) I, II, III, IV, V

б) II, III, IV, V

в) только V

г) только I.

3. У плаунов, хвощей и папоротников образуются корни:

I. главный с боковыми; II главный; III. придаточные, IV боковые.V. придаточные с боковыми.
а) III, IV, V
б) I,II, IV
в) III, V

г) I, IV.
4.Органы боковой линии у рыб служат для:
I. определения направления и скорости течения;II.определения химического состава воды;III. обнаружения приближения хищника или добычи;IV. обнаружения подводных препятствий;V.ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

а) I, II, III, IV, V

5.Кости, образующие тазовый пояс :
I.бедренная;II. седалищная; III. лобковая;IV. крестец;V. подвздошная

б) I, II, III, IV, V

6. Обкладочные клетки слизистой оболочки желудка секретируют:
I. пепсиноген; II.трипсиноген; III.соляную кислоту;IV. альфа-амилазу; V.химотрипсин

а) I, II, III, IV, V

г) только III.

7. В организме холестерин выполняет следующие функции:
I. регулирует микровязкость липидного бислоя плазматической
мембраны; II. является предшественником соединений, обеспечивающих
эмульгирование жиров в желудочно-кишечном тракте;III. является предшественником гормонов коркового слоя надпочечников; IV.является предшественником гормонов гипофиза; V. является предшественником гормонов половых желёз;
а) I, II, III, V

г)I, II, III, IV, V.

8. Несколько ядер может присутствовать в следующих клетках человека:

I. эритроциты; II. нервные клетки; III. половые клетки; IV. клетки гладких мышц; V.клетки эпителия тонкого кишечника .
а) III, IV
б) II, V;
в) I, II, III, IV, V;
г) нет правильного ответа.

9. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов:

I. имеют две мембраны;II. содержат собственные рибосомы;III. содержат внутри ферменты, осуществляющие окислительно-восстановительные реакции; IV. имеют кольцевую молекулу ДНК; V.имеют белки и ферменты в мембранах
а) I, II, III, IV, V;

в) II, III, IV, V;

10. В экологии рассматриваются пирамиды: I.численности; II. биомассы; III. видового состава; IV. энергии; V. трофических связей

б) I, II, III, IV, V

г) только IV.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Запишите «ДА» или «НЕТ» около номеров суждений. (макс.10 балов)

1. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен.

2. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

3. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

4. Все автотрофные организмы являются также фототрофными.

5. Интенсивность и качество света изменяются вертикально в пологе леса.

6. Продуктами темновой стадии фотосинтеза являются глюкоза и кислород.
7. При расстройствах глотания труднее всего проглотить воду

8. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

9. Митохондрии и лизосомы появились в эукариотических клетках в результате симбиоза.

10. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только
один триплет (кодон).

Задание 4 . I. [макс. 2,5 балла, по 0,5] На рисунке изображён поперечный разрез хвоинки ели. Соотнесите обозначения на рисунке (1–5) с названиями элементов строения:

А – эпидерма;
Б – смоляной ход;
В – устьице;
Г – проводящий пучок;
Д – мезофилл.

IV. [макс. 3 балла ] Решите биологическую задачу.

У родителей 2 и 4 группы крови (по системе АВО). В каких случаях будут в семье дети, не похожие по группе крови на своих родителей? Распишите решение задачи в качестве доказательства Вашего ответа.

«Диктаторы» - Мао Дзедун, китаец. Адольф Гитлер, немец. Юлий Цезарь, древний Рим. Чингисхан, древние монголы. Саддам Хусейн, Ирак. Бенито Муссолини, итальянец. Владимир Ленин, русский. Наполеон Бонапарт, француз. Сталин, грузин.

«Сравнительная мировая политика» - Соотношение объема и содержания в понятии (идеальном типе, категории и др.). Плюралистическая сравнительная политология. Правительство 2. Сравнительная политология и мировая политика. Сартори. Синхронизация политики связана с качественными изменениями природы политики как таковой. Р. Даль. Компетенции сравнительной политологии (V).

«Культура и цивилизация» - Я создаю цивилизацию как пророк в конструктивном подходе при помощи моделирования. Американский или американо-советско-немецкий период (от 1921 года). Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций. Однако онтологическая организация является необходимой. Археос в рациональной цивилизации стал помехой для Европы в ХХ веке.

«История человечества» - Следы существования первобытных людей. Первобытные люди появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Предмет, выставленный в музее. Начало истории человечества. Наука, изучающая прошлое человечества. Деловая бумага. Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК «Школы России». Человек, занимающийся раскопками.

«Страницы всемирной истории» - Страница 3 Средние века. Америка. 2. Гробницы фараонов в Древнем Египте. Магелан. (К.Э.Циолковский). Как называются здания для молитв у масульман? «Страницы всемирной истории». (Организацию Объединённых Наций). (В Риме). Леонардо да Винчи. Ответь на вопросы: Художник. (Колизей). (Парфенон). Робинзон Крузо.

«История Востока и Запада» - Точки пересечения. Люди Востока. Причины деления мира на запад и восток. Основные черты. Мир Запада. Европейский колониализм. Возможность. Гармония с природой. Пилигримы. Причины деления мира. Историческое и географическое пространство.

1.менеджмент —

а) это умение добиваться поставленных целей используя опыт, интеллект, мотивы поведения;
б) функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях;
в) функция управленческого аппарата современного производства по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяет организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях внешней и внутренней среды, которое постоянно меняется;
г) все ответы верны

2. Менеджмент — это:
а) Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
б) Управление, направленное на прибыльность.
в) Особая область научных знаний и профессиональной специализации управленцев, составляющих административный штат организации.
г) все ответы верны

3. Термин «управление» означает:
а) последовательность действий менеджера;
б) осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет элементы внешней среды общества, живой и неживой природы, техники;
в) систему научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления;
г) использование объективных законов экономического развития.

4. Цели управления классифицируются по следующим признакам:
а) экономическом, социальном, отраслевом.
б) По содержанию, уровням управления, времени, масштаба.
в) в отношении уровней управления.
г) Все перечисленное

5. Цель управления это:
а) Конечный пункт всего процесса управления.
б) Конкретный, конечное состояние или желаемый результат объекта управления.
в) Оптимизация деятельности объекта управления по достижению миссии организации.
г) Тоже, что стратегия управления.

6. Предприниматель по-вашему тоже, что и:
а) Менеджер.
б) Начальник отдела в организации.
в) Продавец в магазине.
г) Человек, который берет на себя риск по организации собственного дела, внедрению идеи или продукта.

7. Предприниматель — это человек,
а) принимает решение и стремится во что бы его выполнить, полагаясь на классические методы управления;
б) принимает решения и стремится достичь цели, проявляя гибкость, рискуя, отказываясь от нежизнеспособных идей;
в) ищет новые возможности в бизнесе, но не желает рисковать собственным капиталом;
г) предпочитает децентрализации в управлении, не использует неформальные связи

8. Определить, что такое объект управления?
а) человек или группа людей, которыми управляют;
б) аппарат управления;
в) люди, которые занимаются управлением;
г) люди, которые выполняют определенные задачи.

9. Методы, направленные на детализацию планов, регулирование производственного процесса и хозяйственной деятельности, обеспечения четких действий аппарата управления и слаженной работы всех подразделений предприятия, — это:
а) организационные методы управления;
б) оперативно-распорядительные методы управления;
в) экономические методы управления.
г) стратегические методы управления.

10. Принципы менеджмента определяют:
а) способы деятельности членов организации;
б) правила взаимодействия между членами организации;
в) нормы управленческой деятельности;
г) отношения, в соответствии с которыми должна создаваться, функционировать и развиваться система управления;
д) правильно все вышесказанное;
е) правильно только а) и б).

11. Функции менеджмента это:
а) То же, что и процесс управления;
б) Относительно обособленные направления управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется управляющее воздействие для достижения целей организации.
в) Процесс создания структуры предприятия.
г) Нет правильного ответа.

  1. Принципами менеджмента являются:
    а) научность в сочетании с элементами искусства, функциональная специализация в сочетании с универсальностью, оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления, целеустремленность, последовательность, непрерывность.
    б) Организация, планирование, мотивация, контроль, координация.
    в) Администрирование, организованность, экономичность, специальность.
    г) Все вышеперечисленное.

    13. Жизнь организации подчиняется определенным законам, к которым относятся:
    а) законы специализации, интеграции, оптимального сочетания, централизации и децентрализации управления, демократизации, экономии времени.
    б) законы дополнения, сохранения пропорциональности, самосохранения, информированности, необходимого разнообразия, онтогенеза, синергии.
    в) экономические.
    г) все вышеперечисленные.

    14 Ситуационный подход к управлению основывается на предположении, что пригодность и эффективность различных методов управления определяется:
    а) системой отношений, которая сложилась в коллективе;
    б) ситуацией, в которой оказалась организация;
    в) совершенством владения менеджером приемами и методами управления.
    г) уровнем риска при принятии решений.

    15 Управленческие задачи с помощью экономико-математических методов и моделей решает:
    а) школа научного управления;
    б) административная школа управления;
    в) школа науки управления;
    г) школа системного управления;
    д) школа эмпирического управления.

    16. Системный подход к управлению основывается на представлении об организации как:
    а) закрытую систему, ориентированную на длительное существование благодаря безупречной работе каждого из ее элементов;
    б) открытую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды;
    в) систему взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет одну присущую только ему функцию, которая обеспечивает существование организации в долгосрочной перспективе.

    17. Важным вкладом «школы научного управления» в практику управления было:
    а) Систематическое использование средств стимулирования труда с целью заинтересованности персонала в повышении его производительности труда.
    б) Создание универсальных принципов управления.
    в) Перенос центра внимания в управлении по выполнению задач на отношения между людьми.
    г) Применение в управлении математики, статистики и тому подобное.

    18. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно или спонтанно координируется для достижения:
    а) прибыли;
    б) общей цели;
    в) конкурентных преимуществ;
    г) рыночных позиций.

    19. Какие понятия из следующих не соответствуют определению организации как системы?
    а) синегризм;
    б) симбиоз;
    в) взаимосвязь между отдельными элементами, каждый из которых выполняет определенную функцию;
    г) гомеостатичность;
    д) зависимость от внешней среды;
    е) динамическое равновесие.

    20. К элементам среды непрямого действия в менеджменте относятся:
    а) поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы;
    б) трудовые ресурсы;
    в) международные события, состояние экономики, НТП, политические факторы;
    г) все выше перечисленное.

    21. К признакам организации относятся:
    а) Систематизация, упорядочения, построение организационной структуры управления.
    б) Цели, обособленность, внутриорганизационные центр, организационная культура, внутренняя среда, внешняя среда.
    в) Гибкость, планомерность, научность, специализация, последовательность, целеустремленность.
    г) Все вышеперечисленное.

    22. В организации выделяют следующие уровни управления:
    а) институциональный, управленческий, технический;
    б) институциональное, средний, технологический;
    в) организационный, функциональный, линейный;
    г) вертикальный и горизонтальный.

    23. Совокупность элементов и логических взаимосвязей между ними, которая способствует эффективному преобразованию входных ресурсов в конечный продукт и достижению целей организации, — это:
    а) структура организации;
    б) организационная культура;
    в) технология управления;
    г) правильно все названное выше.

    24. Что называется миссией организации?
    а) Совокупность способов и средств, направленных на достижение долгосрочных целей.
    б) Общая цель, вызывает у членов организации состояние устремленности к чему-либо.
    в) Предполагаемый желаемое состояние объекта управления в будущем периоде.
    г) Все вышеперечисленное.

    25. Под стратегией организации следует понимать:
    а) Всесторонний комплексный план, предназначенный для реализации миссии и достижения целей .
    б) Комплексный план для получения прибыли в перспективном периоде.
    в) План реализации целей.
    г) Текущие планы для достижения целей.

    26. Стратегия, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии — это стратегия:
    а) развития продукта;
    б) отсечение лишнего;
    в) вертикальной интеграции;
    г) горизонтальной диверсификации.

    27. «Дерево целей» — это иерархия целей, где каждая ниже цель являются:
    а) средством реализации ближайшей выше расположенной цели;
    б) способом отображения последовательности действий, которые необходимо осуществить для достижения главной цели;
    в) графическим изображением функций, выполняемых различными структурными подразделениями организации;
    г) правильные ответы а), б) и в);
    д) правильные ответы а) и б)

    28. Организация как функция управления — это:
    а) разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности.
    б) наблюдение за процессами, происходящими сравнения параметров объекта с заданными и выявления отклонений.
    в) составление планов с учетом стратегии и целей фирмы, ее производственного профиля и специфики деятельности на рынке.
    г) создание такой структуры предприятия, дает возможность эффективной и совместной работы персонала для достижения общих целей.

  2. Управленческие полномочия — это:
    а) Реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать.
    б) Совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения, совершать те или иные действия в интересах организации.
    в) Обязательства работника выполнять задачи, свойственные занимаемой им должности и отвечать за результаты своей деятельности.
    г) Обязательства отвечать за выполнение задачи результаты труда подчиненных ему работников.

    30. Функциональная структура управления строится на:
    а) иерархии органов, обеспечивающих выполнение каждой функции управления на всех уровнях.
    б) иерархии органов, осуществляющих контроль.
    в) иерархии органов, координирующих деятельность.
    г) все ответы неверны.
    д) управлении средними и малыми организациями.