В Беларуси перепишут Налоговый кодекс. Что может измениться для физлиц и предпринимателей. Свое дело без регистрации ип Индивидуальный предприниматель беларуси физическое лицо

  • 03.06.2020

Как открыть ИП в Беларуси в вопросах и ответах. Наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с регистрацией ИП в Республике Беларусь и ответы на них.

Граждане Республики Беларусь вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без такой регистрации запрещено и может являться как административным, так и уголовным правонарушением.

Индивидуальный предприниматель (ИП) в Республике Беларусь – это физическое лицо, занимающееся какой-либо приносящей доход деятельностью и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

1. Сколько стоит открыть ИП?

Стоимость самостоятельной регистрации ИП равна 0,5 базовой величины. На 01.01.18 размер базовой величины составляет 24,5 BYN, и госпошлина составляет, соответственно, 12,25 белорусских рублей.

2. Какие обязательные дополнительные расходы будут при открытии ИП?

  1. Книга замечаний и предложений - 4 бел. руб.
  2. Книга учета проверок - 1,9 бел. руб.
  3. Электронное декларирование (для предоставления налоговых деклараций в электронном виде) - 78,74 бел. руб.

3. Какие дополнительные расходы могут возникнуть при открытии ИП?

  1. Фото на документы, если у вас нет готовой фотографии 3х4 см.
  2. Подписка на газеты/журналы в ИМНС, если посчитаете нужным).
  3. Изготовление печати, если решите работать с печатью от 20.00 бел. руб.
  4. Папки картонные скоросшиватели, конверты в ИМНС, просят в 99% случаев.
  5. Расходы на копии документов, если дома/не офисе нет копировального аппарата.

4. Какие документы нужны, чтобы открыть ИП?

  1. Паспорт.
  2. Заполненное заявление установленной формы, его можно заполнить .
  3. Квитанцию об уплате государственной пошлины.

5. Где найти код ОКЭД для заполнения заявления для регистрации ИП?

Код ОКЭД - это число сопоставляемое определенному виду экономической деятельности.

Основные варианты уплаты налогов:

15.1. Единый налог

15.2. Упрощенная система налогообложения

Условия использования на 2018 год приведены на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь .

16. Как понять, какой налог мне как ИП надо платить?

  1. Изучить, есть ли выбор. Некоторые виды деятельности попадают под конкретный налог. .
  2. Посчитать самостоятельно или обратиться к специалисту-бухгалтеру, который работает с ИП.
  3. Считаем максимально учитывая все нюансы: где покупаем, что покупаем, где продаем, что продаем, с НДС или без, какие планируются затраты, сколько наценивать собираемся. Приблизительно также при оказании услуг.

17. Какая система налогообложения лучше / проще?

Тут все достаточно субъективно. Очень кратко про каждый вид налога.

  1. Единый налог - самый простой в «обслуживании», платится по ставкам, но перед началом работы. С 40 кратного превышения ставки доплачивается 5%. Его можно «выбрать» только для розничной торговли, но не всей. В остальных случаях по перечню его платить обязывают. Т.е. выбор не велик.
  2. УСН - можно взяться вести самому, но для разных видов деятельности бывают разные подводные камни. Вводит в заблуждением словом «упрощенная». Не освобождает от наличия всех документов и ведения документооборота. Эта система не всегда выгодна: если большая затратная часть и не большая наценка. Затраты на сумму и расчет налога не влияют. Но это не значит, что не надо оформлять или хранить документы на затраты. Есть виды деятельности, когда применять нельзя.
  3. Подоходный налог - самый сложный в учете. Запрет на применение только, если установленная обязанность платить единый налог. На сумму налога влияют затраты. Документально подтвержденные и связанные с предпринимательской деятельностью. Допускается не учитывать при расчете налога затраты, а брать в вычет 10% от суммы выручки. Не учитывать при расчете, не значит - не оформлять или не хранить документы.

См. «Полный перечень выплат» .

18. Основные принципы расчета, плюсы и минусы подоходного налога и единого налога

Подоходный налог

Единый налог

Сроки подачи декларации и уплаты налога

20 и 22 число следующего месяца после окончания квартала. Это январь, апрель, июль, октябрь

Не позднее первого числа месяца, в котором будем работать. Это значит вперед.

База для расчета налога. От чего считаем

Разница меду выручкой и расходами

Фиксированная сумма до определенного предела выручки. Предел - 40 кратная ставка налога. Если предел превышен, доплачивается 5% от суммы превышения.

Ставка

Устанавливается местными органами власти, разная в разной местности.

Простота или сложность учета и расчета налога

Учет достаточно сложный, есть вероятность не справиться без специалиста или серьезного изучения темы самостоятельно.

Есть простой способ расчета налога – но он не всегда выгоден

Учет и расчет налога простой. Вполне реально справиться самому, получив разовую консультацию специалиста или изучить самостоятельно

Основные принципы учета

Простой принцип учета.

Выручка минус профессиональный вычет в размере 10% от выручки. Это база налога. Налог 16% от базы.

Сложный принцип учета. Аналогично: выручка, но вместо профессионального вычета в размере 10% от выручки вычитаются реальные расходы.

Для того что бы учесть расходы, должно быть выполнено много условий.

  1. Расходы должны быть отражены в нескольких книгах одновременно. Например, себестоимость покупных товаров надо отражать в Книге учета товаров, затем в книге учета доходов и расходов.
  2. Если деятельность достаточно активная, то вести эти книги сложно, они не интуитивно понятны.
  3. Расходы должны быть подтверждены документально и оплачены. То есть должен быть приходный документ – накладная, копия чека и документ на оплату – платежка, чек.
  4. Расходы должны относиться к предпринимательской деятельности. Часто мнение налоговой и предпринимателя в этом не совпадают. Например, ИП считает, что фирменный портфель из крокодиловой кожи для документов абсолютно необходим в его предпринимательской деятельности, а проверяющий, может не согласиться. Есть сложность в классификации расходов.
  5. Кроме того, что расходы на приобретение товаров, документально подтверждены, оплачены и относятся к предпринимательской деятельности, они должны соотноситься с полученной выручкой.

Например, вы купили и оплатили поставщику 100 веников, 30 из них продали, то в расходы вы возьмете себестоимость только 30 проданных веников. Расходы на покупку остальных 70 веников учтутся в том периоде, когда вы их продадите и получите за них выручку.

Это далеко не полный список того, что нужно знать что бы правильно посчитать налог.

Есть еще внереализационные доходы и расходы, которые надо учитывать при расчете налога.

Заполняется одна книга – очень простая и понятная. Одной строчкой за месяц.

При расчете налога еще учитываются внереализационные доходы.

НДС при реализации товаров на территории РБ. Здесь не про ввоз товаров – НДС при ввозе платится при любой системе налогообложения, не считая льготы.

Если превышено пороговое значение по выручке, ИП признается плательщиком НДС.

НДС не платится при любой сумме выручки.

Какая система выгоднее, при условии возможности выбора, нужно считать на цифрах. Если маржа не большая, то на первый взгляд, предпочтительнее подоходный налог.

Однако, сложность в администрировании, а это значит, дополнительные затраты на специалиста; возможные проблемы с классификацией расходов, учтенных при расчете налога не в пользу ИП при проверке, иногда сводит выгоду от применения подоходного налога на нет.

19. Я заплатил УСН (подоходный, единый налог). Нужно ли мне платить в ФСЗН?

80% обратившихся за консультацией ФСЗН считают налогом. Заблуждение. Это платеж в фонд социальной защиты населения. Что это меняет? Уплата налогов от деятельности: УСН, единый, подоходный, не заменяют платеж в фонд. Наличие или отсутствие выручки не влияют на необходимость платить в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты..

26. Я зарегистрировал ИП, мне нужно еще где-то регистрироваться?

  • Торговля и все, что с ней связано – Торговый реестр .
  • Услуги, только бытовые – Реестр бытовых услуг .

Эти процедуры бесплатные, но осуществление деятельности без регистрации в торговом реестре и реестре бытовых услуг запрещено !

27. Можно ли в декретном отпуске (отпуске по уходу за ребенком до 3 х лет) открыть ИП? Как это повлияет и повлияет ли на пособие по уходу за ребенком?

Да, открыть ИП находясь в декретном отпуске (по уходу за ребенком до 3х лет) можно. При этом пособие по уходу за ребенком сохранится в размере 50%.

28. Платит ли ИП себе зарплату?

Нет, не платит. ИП получает доход от предпринимательской деятельности .

«Заработная плата (по Трудовому кодексу РБ ст. 57) - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время

ИП для себя не является работником и не является для себя нанимателем.

29. Нужно ли ИП платить подоходный налог, если ИП платит единый налог, УСН?

Уплата единого налога или налога при УСН от предпринимательской деятельности освобождает от уплаты подоходного налога от предпринимательской деятельности.

Не путаем : если кроме того, что вы - ИП, вы еще работаете по найму и там получаете зарплату, то с зарплаты по трудовому договору работодатель удерживает подоходный налог. От этого подоходного вас деятельность ИП не освобождает.

30. В каких случаях необходимо использование кассовых аппаратов (КСА)?

Принимать наличные деньги необходимо с использованием кассового оборудования. Кассовое оборудование (кроме кассового оборудования со средством контроля налоговых органов), перед его применением, должно быть зарегистрировано в налоговой инспекции.

Из всех форм ведения бизнеса индивидуальное предпринимательство – самая простая. Это касается как регистрации, так и налогообложения. И хотя многие начинающие бизнесмены предпочитают доверить данную процедуру юридическим фирмам, это вполне можно сделать самостоятельно.

О вопросах, связанных с открытием ИП, сайт поговорил с директором юридической компании «СПРАВА Консалтинг» ООО, юристом-лицензиатом Александром Жуком.

Обновленная версия статьи:

1. Каждый, кто занимается предпринимательством, обязан регистрировать ИП. Иначе – штраф до 100 БВ

Беларусское законодательство расширительно трактует понятие «предпринимательская деятельность», относя к ней практически любую деятельность от собственного имени, приносящую систематический доход (ст. 1 ГК РБ). И это значит, что все граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подлежат обязательной госрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без госрегистрации, влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин (БВ) с конфискацией или без конфискации предметов, орудий и средств совершения административного правонарушения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности.

2. Предприниматель может работать по контракту или быть учредителем

Гражданин одновременно может осуществлять деятельность в качестве ИП, работать по трудовому договору (контракту), а также быть учредителем коммерческой (ООО, ОДО, УП) и/или некоммерческой организации (общественное объединение, учреждение).

3. ИП не обязан создавать компанию

Регистрация в качестве ИП позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность без образования компании. Деятельность в форме ИП имеет такие преимущества, как отсутствие необходимости в согласовании наименования организации, юридическом адресе, формировании уставного фонда и подготовки устава, а также возможность свободного снятия денежных средств, перечисленных на расчетный счет ИП в банке.

4. За регистрацию ИП нужно заплатить пошлину

Чтобы зарегистрировать ИП, в местный исполком (администрацию района в городе, Мингорисполком в Минске) по месту регистрации необходимо подать следующие документы:

  • заявление,
  • паспорт или вид на жительство,
  • фотография 3х4,
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины (0,5 БВ = 10,5 рублей).

Документы рассматривают в день обращения. В этот же день вносится запись о госрегистрации ИП в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). А уже на следующий день после подачи документов можно забрать свидетельство о госрегистрации ИП.

5. ИП должен приобрести книгу замечаний и предложений

В течение 5 рабочих дней с момента госрегистрации происходит автоматическая регистрация ИП в налоговом органе и ФСЗН. Документы о постановке ИП на учет в этих органах можно получить через 5 рабочих дней в органе, выдавшем свидетельство о госрегистрации.

Однако сходить в налоговый орган все равно придется – познакомиться с налоговым инспектором, заполнить анкету налогоплательщика, а также зарегистрировать книгу учета проверок. Кроме того, ИП должен приобрести книгу замечаний и предложений.

6. Наличие печати для индивидуального предпринимателя – не обязательно

Когда свидетельство о государственной регистрации получено, можно изготовить печать, если вы планируете работать с печатью. Хотя для ИП наличие печати не является обязательным. Получать разрешение на изготовление печати (штампов) не требуется.

7. Само открытие счета ИП в большинстве банков бесплатно, но за другие операции нужно платить

Для начала полноценной работы ИП может открыть расчетный счет в банке как в национальной валюте, так и в иностранных валютах. Счета можно открывать в любых количествах в любых банках. Стандартный перечень документов для открытия текущего (расчетного) банковского счета:
1. заявление на открытие счета,
2. копия свидетельства о государственной регистрации,
3. карточка с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати.
Свидетельствование подлинности подписей и оттиска печати на карточке осуществляется работником банка.

Расценки на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) отличаются в зависимости от выбранного банка. Само открытие счета в большинстве банков осуществляется бесплатно.
Там, где клиенты обслуживаются в рамках пакетов услуг, обычно существует ежемесячная комиссия за сопровождение пакетов (от 1 до 2 БВ).

Также придется заплатить за подключение и обслуживание «Интернет-банка» или «Клиент-банка» (до 1,5 БВ месяц). Необходимо учитывать и комиссию за перевод на карточку полученного дохода – от 1 до 3%.

8. Если доходы ИП по закону облагаются единым налогом, то это исключает УСН

Индивидуальный предприниматель, как правило, уплачивает налог по упрощенной системе налогообложения (УСН) по ставке 5%. Налог по УСН уплачивается 1 раз в квартал (3 месяца) до 22-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, на основании соответствующей налоговой декларации. Налоговая декларация подается до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. ИП, претендующий на применение УСН, подает в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

9. Единый налог уплачивается обязательно, если ИП оказывает услуги гражданам

Если доходы фрилансера по закону облагаются единым налогом, то это исключает возможность применения УСН. Исчерпывающий перечень видов деятельности, при которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог, указан в ст. 296 НК. Единым налогом облагается розничная торговля и общественное питание, изготовление одежды на заказ, чистка и уборка жилых помещений, деятельность в области фотографии, производство кино- и видеофильмов, видеосъемка событий, деятельность дизайнеров, художников-оформителей, деятельность по письменному и устному переводу, компьютерное программирование, консультационные услуги и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационного обслуживания и т.д.

Фиксированные ставки единого налога ежегодно утверждаются местными органами власти. В Минске ставки единого налога выше, чем в регионах.

При работе с ИП и организациями ИП не вправе использовать данную систему налогообложения.

Ставки единого налога снижаются для впервые зарегистрированных в качестве ИП, – на 25% в первые три месяца начиная с месяца, в котором ИП начата предпринимательская деятельность.

Поскольку согласно ст. 296-1 НК «отчетным периодом единого налога признается календарный месяц, в котором осуществляется деятельность», если деятельность не осуществляется, то налог не уплачивается.

Единый налог уплачивается ежемесячно не позднее 1-го числа отчетного месяца.

10. Обязательные взносы в ФСЗН нужно заплатить до 1 марта

ИП платит взносы в ФСЗН – не менее 35% от ежемесячной минимальной зарплаты. В настоящее время минимальная зарплата составляет 230 рублей в месяц.
Но при желании в ФСЗН можно платить и больше. Ведь в зависимости от размера уплаченных взносов впоследствии индивидуальному предпринимателю будет начисляться пенсия.

Взносы в ФСЗН можно уплачивать в течение всего года по любому удобному ИП графику. Главное – заплатить взносы за год в полном объеме до 1 марта года, следующего за отчетным.

Если ИП работает и по трудовому договору (причем, не важно, на полную или частичную ставку), то взносы в ФСЗН за него уплачивает наниматель.

Белорусские граждане плохо информированы о возможностях заниматься различными видами деятельности без регистрации индивидуального предпринимателя. Об этом свидетельствует поток обращений к юристам за разъяснениями.

Согласно указу от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» и ст. 295 Налогового кодекса (Особенная часть), физические лица вправе заниматься определенными видами деятельности и при этом уплачивать единый налог. К таким видам деятельности относятся:

оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;

репетиторство, консультативные услуги по отдельным учебным предметам, дисциплинам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию;

чистка и уборка жилых помещений;

уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан. Сюда же относятся внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;

музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; организация праздников; видеосъемка событий;

реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность; письменный и устный перевод;

предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;

реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).

В соответствии с п. 1 указа № 337 к предпринимательской деятельности не относятся реализация другим физическим лицам хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, предоставление жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания. То же самое касается работ и услуг по заказам для личных, бытовых нужд граждан, если речь идет о дизайне интерьеров, графическом дизайне, оформлении автомобилей, внутреннего пространства зданий и сооружений, моделировании предметов интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий. К предпринимательской деятельности не относятся: ремонт часов, обуви, мебели; настройка музыкальных инструментов; распиловка и колка дров; погрузка и разгрузка грузов; производство одежды, в том числе головных уборов, и обуви из материалов заказчика. Не требует регистрации в качестве ИП деятельность, связанная со штукатурными, малярными, стекольными работами, а также с работами по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеиванию стен обоями, кладке (ремонту) печей и каминов. В эту же группу видов деятельности входят: разработка веб-сайтов; установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения; восстановление компьютеров после сбоя; ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования; обучение работе на персональном компьютере. Необязательно регистрироваться в качестве ипэшников и тем, кто оказывает парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Сделай сам. Указ № 337 установил требования к тем, кто начинает свое дело без регистрации в качестве ИП. Граждане должны осуществлять деятельность самостоятельно без привлечения других физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам. Кроме того, деятельность должна быть направлена на удовлетворение личных, семейных, бытовых нужд граждан, то есть не связана с оказанием услуг для ИП и юридических лиц. Если гражданин не может выполнить хотя бы одно из перечисленных требований, ему необходимо зарегистрироваться в качестве ипэшника.

И еще один частный момент. Следует различать косметические и косметологические услуги. Первые сопряжены с процедурами для кожи лица и тела, бровей и ресниц клиента в целях их омоложения, а также придания лицу индивидуальной выразительности с использованием средств декоративной косметики. Вторые представляют особый вид медицинских услуг по улучшению внешности человека, лечению или маскировке косметических дефектов, вызванных заболеваниями, врожденными или возрастными изменениями организма. В данном случае корректируется не просто внешность, изменяется физическое состояние человека. Таким образом, косметологические услуги относятся к медицинской деятельности. Для их оказания необходимо получить специальное разрешение (лицензию) и, разумеется, зарегистрировать субъект хозяйствования.

С чего начать? Тем, кто решил открыть собственное дело без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, прежде всего, необходимо уведомить об этом налоговый орган. Согласно ч. 1 п. 2 ст. 295 Налогового кодекса, в уведомлении необходимо указать виды деятельности, виды товаров, которыми гражданин намерен торговать, период деятельности и место ее осуществления.

После уведомления налоговой до начала работы следует уплатить единый налог, размер которого диверсифицирован указом № 337 в зависимости от вида и места деятельности. Плата вносится ежемесячно за месяцы, в которые гражданин осуществляет такую деятельность.

Есть и другие требования. Указ № 337 содержит перечень видов деятельности, для занятия которыми не требуется регистрация в качестве ИП, но не устанавливает требований к ним. В то же время для выполнения некоторых видов работ (оказания услуг) недостаточно обладать определенными умениями и навыками - необходимо документальное подтверждение законности осуществляемой деятельности. Так, изготовленные физическим лицом хлебобулочные изделия должны быть реализованы только в разрешенных для этого местах, например на рынках. За торговлю вне разрешенных мест (на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте) гражданин может понести административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 3 базовых величин (ч. 8 ст. 12.17 КоАП).

Чтобы продавать хлебобулочные и кондитерские изделия, в администрацию рынка необходимо представить паспорт гражданина Республики Беларусь (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране, - вид на жительство или удостоверение беженца), а также документ об уплате единого налога. Кроме того, необходимо заключить договор о предоставлении торгового места. Существенными условиями данного документа являются номер и размер торгового места, срок, на который оно предоставляется, условия и размер арендной платы. В договор включается право администрации на его расторжение по письменному представлению уполномоченного контролирующего органа в случае неоднократного (два раза и более в течение 12 месяцев) нарушения законодательства продавцом. В частности, речь идет о законодательстве о защите прав потребителей и Правилах создания и функционирования рынков, утвержденных постановлением Совмина от 16.07.2014 № 686 (далее - Правила № 686).

В соответствии с п. 38 Правил № 686 до начала осуществления торговли гражданин обязан внести плату в наличной или безналичной форме за предоставление торгового места (в договоре стороны могут предусмотреть другой порядок расчетов), а также получить санитарно-гигиеническое заключение.

Хлебобулочные и кондитерские изделия и готовая кулинарная продукция подлежат обязательной санитарно-гигиенической экспертизе. Для ее проведения гражданину необходимо обратиться с заявлением в орган государственного санитарного надзора и оплатить соответствующую услугу.

Домик напрокат. Предоставляемые для краткосрочного проживания жилые помещения, садовые домики и дачи должны принадлежать гражданину на праве собственности. В данном случае оформляется договор найма в двух экземплярах: один хранится у наймодателя, второй - у нанимателя (ч. 2 п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса).

Чтобы предотвратить возможные споры, сторонам договора найма следует подписать акт приема-­передачи жилого помещения, садового домика, дачи. В текст акта целесообразно включить положение о том, что наниматель ознакомлен с санитарными и техническими требованиями, правилами пожарной безопасности, природоохранными требованиями и Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Совмина от 21.05.2013 № 399

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео