Производственная структура предприятия. Помощь по порядку: оптимизация численности персонала вспомогательных служб «сибур – русские шины Пример в образовательной сфере

  • 06.03.2023

Процесс производства продукции на предприятии вне зависимости от формы собственности может осуществляться лишь при условии его бесперебойного технического обслуживания, которое ведется соответствующими вспомогательными службами предприятия: ремонтной, инструментальной, энергетической и транспортной.

Ремонтное хозяйство - совокупность общезаводских и цеховых подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по уходу и надзору за состоянием оборудования, а также его ремонту.

Задачи ремонтного хозяйства состоят в предупреждении преждевременного износа оборудования и поддержании его в состоянии постоянной эксплуатационной готовности, в максимальном сокращении простоев оборудования в ремонте при минимальных затратах, в уходе и надзоре за его стоянием.

Все работы по удовлетворению потребности предприятия в инструментарии осуществляются инструментальным хозяйством. Его важнейшей задачей является бесперебойное обеспечение цехов и участков высококачественным инструментом и технологической оснасткой в нужном количестве и ассортименте при минимальных затратах на проектирование, приобретение (или изготовление), хранение, эксплуатацию, ремонт и восстановление.

Инструментальная служба на предприятии определяет потребности производства в инструменте и оснастке, нормирует их расход и запасы, составляет сметы затрат инструментального хозяйства, внедряет новые виды инструмента, осуществляет технический надзор за эксплуатацией инструментария, организовывает ремонт и восстановление технологической оснастки.

Инструментальное хозяйство предприятия может включать в себя инструментальный цех, инструментальный склад и инструментально-раздаточные кладовые.

Специфика производства и состав транспортной техники определяют организационно-производственную структуру транспортного хозяйства.

Поступающие на предприятия материальные ценности разгружаются и размещаются на складах. На протяжении всего цикла производства сырье, материалы и полуфабрикаты подвергаются погрузочно-разгрузочным, транспортным и переместительным операциям. Транспортируется также готовая продукция из цехов на склады.

Внутризаводской транспорт является не только средством механического перемещения грузов, но и средством труда, активно участвующим в процессе производства. В поточном производстве он нередко регулирует его ритм. Рациональная организация работы заводского транспорта обеспечивает планомерное и эффективное передвижение в процессе производства предметов труда, повышает ритмичность работы, сокращает длительность производственного цикла, ускоряет оборачиваемость оборотных средств, снижает трудоемкость и себестоимость транспортных операций.

На промышленных предприятиях используются различные виды энергоресурсов в качестве технологической, двигательной, отопительной и осветительной энергии.

Важнейшими задачами энергохозяйства являются: обеспечение бесперебойного снабжения предприятия всеми видами топлива и энергии, рациональная эксплуатация энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание. .

На ОАО «Завод Промбурвод» вспомогательное хозяйство представлено инструментальным хозяйством, транспортным хозяйством и ремонтной службой.

Инструментальное хозяйство предприятия представлено инструментальным складом и инструментальным участком. Инструментальный участок занимается изготовлением специального инструмента и технологической оснастки: штампов, кондукторов и других видов оснастки. Завод приобретает только тот инструмент, который невозможно произвести на инструментальном участке. Данное условие продиктовано требованием экономической целесообразности.

Планирование потребности в инструменте и технологической оснастке осуществляется на основе программы выпуска продукции.

Технология производства продукции объективно предопределяет грузовые потоки сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей, узлов и готовой продукции предприятия.

Всякое перемещение производится только с использованием технологической тары.

Предприятие обеспечено всеми необходимыми подъемно-транспортными средствами и механизмами и механизмами для бесперебойной работы грузовых потоков. Для этих целей используются: мостовой кран, кран-балки, поворотные краны, рельсовые и безрельсовые тележки, автопогрузчики, автотранспорт предприятия.

Все подъемно-транспортные средства эксплуатируются только при полной исправности и прошедшие техническое освидетельствование.

На рассматриваемом предприятии применяется бригадный метод ремонта оборудования и по специализации- по технологическому принципу. На предприятии существует комплексная бригада по ремонту оборудования и технологической оснастки.

Виды работ по техническому уходу за оборудованием и ремонту осуществляются в соответствии с Единой системой планово-предупредительных ремонтов, которая включает в себя технический уход за оборудованием и ремонтные работы. Ежегодно в конце года производится технический осмотр всего оборудования предприятия с целью установления его фактического состояния и на основе осмотра разрабатывается годовой план- график ремонта оборудования и технологической оснастки.

Важное место в системе управления предприятием занимает система обеспечения качества.

На ОАО «Завод Промбурвод» уделяется большое внимание качеству выпускаемой продукции. Поддержанию качества на должном уровне служит система обеспечения качества (СОК), охватывающая все виды деятельности предприятия.

Выпуск продукции высокого качества невозможен без наличия на предприятии подразделения, осуществляющего контроль за качеством продукции в процессе ее производства. Таким подразделением является отдел технического контроля (ОТК), который обязан предотвратить попадание к потребителю дефектной продукции, что предполагает высокую ответственность сотрудников подразделения за результаты своей деятельности.

Система технического контроля на предприятии слагается из:

  • -входного контроля;
  • -операционного контроля;
  • -приемочного контроля (испытаний);
  • -периодических, типовых испытаний и испытаний на надежность.

Обслуживание производства играет важную роль при выпуске продукции высокого качества и с минимальными издержками. В условиях рыночной экономики, усиления конкуренции и стремительного развития научно-технического прогресса результаты деятельности вспомогательных служб предприятия оказывают все возрастающее значение на конечные результаты деятельности предприятия - выпуск продукции высокого качества и получение прибыли.

К организационной вспомогательной службе относятся моечная кухонной посуды, моечная столовой посуды, сервизная, прачечная, бельевая. Вспомогательные производственные помещения помогают в кафе правильно организовать технологический процесс, улучшают условия труда, помогают соблюдать санитарные нормы и правила, утвержденные для кафе.

Моечная кухонной посуды в кафе предназначена для мытья на плитной посуды, кухонного инвентаря, инструментов. Моечная имеет удобную связь с горячим и холодным цехами. В помещении установлены подтоварники для использованной посуды, стеллажи с полками-решетками для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с двумя отделениями - для замачивания, мытья и её ополаскивания проточной водой не ниже 65 О С.

Для очистки посуды от остатков пищи используются деревянные лопатки, металлические щетки, скребки. Моют посуду травяными щетками, применяя моющие средства. После обработки инвентарь, посуду просушивают и хранят в специальном выделенном месте на стеллажах. Моечная столовой посуды и моечная кухонной посуды являются смежными помещениями, отделены перегородкой.

Моечная столовой посуды в кафе располагается рядом с торговым залом, так же имеет окошко в горячий цех для передами чистой посуды в цех. Моечная столовой посуды размещена рядом с сервизной и торговым залом. Моечная столовой посуды разделяется с сервизной окошком, куда передается чистая посуда для официантов. Моечная предназначена для мытья столовой посуды и приборов. От ее четкой работы во многом зависит работа залов и культура обслуживания. Оборудования моечной является, ванны с двумя отделениями и посудомоечная машина. Также используются столы для сортировки и очистки посуды от остатков пищи, сушильные шкафы, стеллажи для хранения чистой посуды.

Моечные кухонной и столовой посуды имеет отдельную дверь для выноса отходов, что соответствует всем правилам госта.

Сервизная примыкает к моечной столовой посуды, разделена окошком. Сервизная размещается рядом с кабинетом менеджера и торговым залом кафе. В сервизной, хранят и выдают официантам столовую посуду.

Сервизная оборудована шкафами со стеклянными дверцами, стеллажами для хранения посуды и приборов, а также прилавок для их выдачи. Для работы сервизной соблюдаются правила хранения и выдачи инвентаря. Перед началом работы главный официант под расписку в журнале получает нужное количество посуды и приборов. В конце рабочего дня сдает это количество посуды и приборов, в случае недостачи составляют акт. за сохранность возлагается на менеджера или старшего официанта.

Прачечная располагается рядом с бельевой, раздевалкой для персонала. Прачечная комната предназначена для стирки грязного белья и одежды персонала. Пол покрыт линолеумом, стены облицованы плиткой. Помещение оборудовано стеллажами, стиральной машиной, корзинами для грязного белья.

Бельевая находится рядом с прачечной, кабинетом директора. Имеет удобную связь со всеми производственными цехами. Бельевая комната предназначена в кафе для хранения чистого белья и одежды для персонала. Оборудована бельевая стеллажами и шкафами для чистого белья. Пол покрыт линолеумом, стены облицованы плиткой.

Рисунок 1. Организационная схема управления предприятием

Как в плановой, так и в производственной деятельности.  

Еще в период централизованного управления экономикой предпринимались попытки анализа деятельности отдельных структурных подразделений предприятий. Переход предприятий (объединений) в 80-х годах на внутренний хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование поставил перед бухгалтерским учетом новую задачу - учет показателей внутрихозяйственного расчета низовых производственных звеньев (цехов, участков, бригад) и функциональных подразделений. На многих крупных предприятиях были предприняты попытки внедрения внутрихозяйственного расчета по сферам ответственности. Объектом хозрасчета при этом являлись производственные и непроизводственные подразделения предприятия, а объектом хозрасчетного дохода выступали собственные заработанные средства для производственных подразделений - сфера производства, для вспомогательных служб - их вклад в выполнение хозрасчетных заданий производственными подразделениями а также средства, высвободившиеся за счет снижения расходов на содержание этих служб.  

С развитием техники и технологии в переработке нефти и в нефтехимии усложняются задачи и повышается ответственность вспомогательных служб. В связи со значительным удельным весом сернистых и высокосернистых нефтей в общем балансе переработки, развитием каталитических процессов, прямоточного питания технологических установок на ряде предприятий повысились требования к качеству ремонта оборудования , более остро встала проблема бесперебойного питания технологических установок топливом, электроэнергией, водой и т. д. Однако уровень организации вспомогательных служб на некоторых нефтеперерабатывающих предприятиях отстает от современных требований производства. При высокой механизации и автоматизации основных технологических процессов уровень механизации вспомогательных  

Важнейший участок вспомогательных служб нефтеперерабатывающих предприятий - товарно-сырьевое хозяйство . В его задачи входят прием и хранение сырья, перекачка полуфабрикатов в пределах завода, смешение компонентов и получение товарной продукции , хранение готовой продукции и сдача ее сбытовым организациям.  

Аттестацией в равной степени должны быть охвачены рабочие места как основного, так и вспомогательного производства . Одна из задач анализа - установить, как соблюдается это условие на практике. Если в первоочередном порядке совершенствование организации рабочих мест осуществляется в основных цехах и только затем во вспомогательных, то тем самым нарушается комплексность аттестационной работы, возникают диспропорции организационных уровней основных и вспомогательных служб. Это приводит к потерям и непроизводительным затратам рабочего времени у основных рабочих . Поэтому Ко.р.м следует определять также в разрезе отдельных производств и функциональных подразделений. Только в этом случае возможна объективная и комплексная оценка проводимой на предприятии работы по аттестации рабочих мест.  

Особо следует подчеркнуть, что вспомогательное производство на любом предприятии в конечном счете служит нуждам основных подразделений . Межцеховые планы вспомогательных цехов и служб в части объема производства продукции и услуг, а также календарным срокам их поставки основным цехам (а также друг другу) должны быть строго увязаны и служить задачам бесперебойной и равномерной работы предприятия в целом.  

Ускорение оборачиваемости определяется факторами, относящимися к произ-ву, снабжению, сбыту и к расчетам. Основным производственным фактором является сокращение длительности производственного цикла в результате внедрения автоматики, комплексной механизации , специализации предприятий, применения новейших научных открытий и тех-нич. изобретений. В с. х-ве, где длительность производственного цикла находится в зависимости от природных условий и связана с сезонностью, важнейшее значение для ускорения О. о. с. имеет увеличение выхода продукции путем повышения урожайности в земледелии и продуктивности животноводства. Большую роль в ускорении оборачиваемости играет также применение более дешевых материалов, повторное использование запасных частей , тары, инструментов, вспомогательных материалов. Рациональная организация снабжения предприятий позволяет сократить время пребывания материалов в пути от поставщика к потребителю, а также обходиться меньшими производственными запасами . Этому способ ствует создание в крупных центрах сбытовых баз, снабжающих всех потребителей данного города, экономич. р-на. Высокое качество поставляемых материалов, точное соблюдение условий договоров в отношении ассортимента, комплектности и сроков поставок - важные предпосылки ускорения О. о. с. В области сбыта ускорение оборачиваемости достигается путем своевременной отгрузки продукции , механизации погрузочных работ, использования наиболее дешевых видов транспорта, бережного отношения к таре. В связи с тем, что оборот средств заканчивается поступлением их в порядке оплаты счетов поставщика, для ускорения оборота важное значение имеет быстрое и правильное оформление платежных документов , улучшение работы транспорта и связи, совершенствование системы расчетов, а также строгое соблюдение платежной дисциплины . Внутри предприятий О. о. с. следует планировать и учитывать по отдельным их элементам и участкам хозяйственной деятельности (складам, цехам, службам, фермам и т. д.). Перед каждым хозяйственным подразделением, перед рабочими и служащими должны быть поставлены конкретные задачи, выполнение к-рых будет содействовать ускорению О о с Большую помощь им призваны оказывать финансовые органы, л также учреждения Госбанка и Стройбанка СССР.  

При выборе типа построения цехов и производственных участков следует исходить из структуры предприятия , основанной на технологической и стадийной специализации и предусматривающей организацию цехов и участков таких размеров, которые обеспечивали бы применение передовой техники и прогрессивных методов организации производства . В задачу правильного построения структуры кислородного предприятия входит установление строгих пропорций между основными и вспомогательными цехами и службами, определение более рациональных связей между ними.  

Система подразделений и служб, обеспечивающих планируемое функционирование основного производства , образуют инфраструктуру предприятия . В зависимости от вида деятельности и резервов предприятия состав и объем инфраструктуры могут быть различными. Инфраструктура в основном формирует вспомогательные и обслуживающие подразделения предприятия. В нее входят и ремонтные службы , основной задачей которых является обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, коммуникаций.  

По мере совершенствования техники и технологии переработки нефти усложняются задачи и повышается ответственность вспомогательных служб. В связи со значительным удельным весом сернистых и высокосернисты.х нефтей в общем балансе переработки, развитием каталитических процессов, прямоточного питания технологических установок на ряде предприятий повысились требования к качеству ремонта оборудования , более острой стала проблема бесперебойного питания технологических установок топ/швом, электроэнергией, водой и т. Д. Однако уро вень организации вспомогательных служб на некоторых нефтеперерабатывающих предприятиях отстает от современных требований производства. При высокой механизации и автоматиза цпи основных технологических процессов уровень механизации вспомогательных работ значительно более низкий. Это обусловливает низкий уровень производительности груда и сравнительно высокий удельный вес вспомогательных рабочих в общей их численности по предприятию.  

План призван согласовывать не только деятельность всех промышленных предприятий , но и работу подразделений (цехов) служб. В плане определяется многогранная производственно-хозяйственная деятельность предприятия, включая основное и вспомогательное производство , техническое развитие пред-лриятия, затраты живого и овеществленного труда, выявление внутрихозяйственных резервов , организацию выполнения плана и ряд производственных задач . Таким образом, план представляет собой научно обоснованную экономическую программу предприятий . Важнейшими принципами планирования также являются директивность, комплексность, научность, непрерывность и оптимальность. Директивность плана отражается в обязательности выполнения плановых показателей предприятия в установленные сроки. Комплексность планирования предусматривает комплексное развитие подразделении и служб предприятия с учетом согласованности всех разделов плана. Научность плана определяется использованием при планировании объективных экономических законов . Показатели плана должны ориентироваться на новейшие достижения науки и техники. Непрерывность планирования обеспечивается органической связью перспективных, текущих и

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.3. Оптимизация организационной структуры предприятия.

2.3.2. Предмет оптимизации

2.3.2.4. Вспомогательные службы.

В рамках оптимизации оргструктуры предприятия вспомогательные службы рассматриваются с точки зрения их взаимодействия с закупкой, сбытом и покупателями. Их внутренние функции и технологии исследуются только тогда, когда влияют на качество выполнения основных функций предприятием. Задача оптимизации какой либо вспомогательной службы может быть поставлена консультанту отдельно.

Наиболее типично использование на предприятии следующих служб:
- складской;
- транспортной;
- офисной;
- программистов.

На практике наиболее серьезные проблемы со складской службой возникают в процессе ее взаимодействия с покупателями. Иногда покупатели лично приезжают на склад, чтобы вывезти товар собственным транспортом. Безотносительно, принято ли на предприятии первоочередное обслуживание лично прибывшего на склад покупателя, или нет, качество обращения с клиентом складских работников всегда оставляет желать лучшего. Грузчики склада, обслужив покупателя, в зависимости от настроения могут поинтересоваться, “зачем он берет такую дрянь”, или “не сошел ли он с ума” покупать по таким ценам. Постоянный контроль и система поощрений-штрафов неоптимальны в данном случае, проще ввести должность продавца на складе, который неотлучно находится с клиентом во время обслуживания последнего. Продавец должен обладать определенными полномочиями, и подчиняться службе сбыта, а не складской.

Использование продавца на складе частично решает проблему пересортицы - вторую из наиболее серьезных, присущих складской службе. Многие товары имеют определенные небольшие сроки хранения; по мере доставки (дозакупки или производства) новых партий, должны расходоваться в первую очередь более старые товары. Обычно за это отвечает складская служба. Иногда она допускает “прокол”, при котором на складе остается, наряду со свежим товаром, некоторое количество товаров с истекшим или истекающим сроком реализации. Часто кладовщики находят “оптимальный” выход из создавшейся ситуации, комплектуя заказчикам к отправке вместе со свежим товаром залежалый. Иногда, если “зависание” товара произошло из-за ошибок сбыта, сбыт дает команду к пересортице. Являясь осознанным и рассчитанным действием, пересортица наносит меньший ущерб репутации предприятия и его отношениям с клиентами, чем отданная на откуп кладовщикам. (Например, несортовой товар может поставляться в регион, который предприятие собирается исключить из охвата рынка). Продавец на складе контролирует комплектацию заказов особо важных клиентов.

Продавец также может качественно решать оперативные проблемы замены товара. Наиболее распространенная схема работы сбыта гарантирует резервирование товара для покупателя не по выписанному счету, а по приходу оплаты или предъявлении покупателем платежного поручения. От момента выписки счета до поступления платежа на счет предприятия, заявленный товар может быть израсходован. Продавец, обладая опытом, может предложить покупателю адекватную замену. Кладовщики также предлагают - а чаще сразу комплектуют - замену, но адекватную собственным представлениям. Известен случай, когда покупателю - швейному предприятию вместо ножниц был отправлен пластилин, т.к. ножницы отсутствовали на складе, а пластилин имел точно такую же стоимость.

Учитывая, что компетентность продавца для некоторых покупателей может являться решающим фактором, имеет смысл обеспечить эту компетентность на складе, даже и ценой дополнительных затрат.

Для транспортной службы имеет место хроническое несовпадение ее интересов с интересами сбыта. Для обычной организации транспортной службы как вспомогательного подразделения, характерно стимулирование ее экономичности: т.е., доставка товара покупателям проводится, по возможности, оптимальным маршрутом, в отдаленные районы - с оказией. Например, из Москвы в Тулу не вывозится по одной коробке офисных принадлежностей, а ожидается дополнительный заказ по маршруту, который может поступить в течение нескольких дней. Сбыт же заинтересован в немедленной доставке товара покупателю. Немедленная доставка иногда может быть обязательным условием сделки, а в некоторых случаях - частью стратегии предприятия и его основным конкурентным преимуществом.

В то же время, за исключением последнего случая, нецелесообразно организовывать постоянную немедленную доставку, т.к. сокращение ее сроков сопряжено с нелинейным ростом себестоимости (на одном из предприятий сокращение сроков доставки с 2-х дней до 1-го вызвало увеличение расходов в 4 раза). Для каждого конкретного предприятия необходимо искать компромисс, который закладывается в систему. Взаимодействие сбыта и доставки на основе периодических договоренностей, применяемое повсеместно, нерационально, т.к. заставляет заново решать одни и те же проблемы, порождает конфликты. Применение жесткого однозначного алгоритма действий повышает качество взаимодействия сбыта и транспортной службы и ликвидирует почву для конфликтов, т.к. при прописанности “правил игры” всегда видно, кто из “игроков” виноват.

Разработка системы доставки товара (алгоритма), учитывая приоритет рыночных взаимодействий предприятия, производится службой маркетинга или сбыта, с участием транспортного подразделения. Если материальное стимулирование сбытовой службы осуществляется по принципу, аналогичному применению формулы условной прибыли, описанной в части “Закупка” данной главы, то сбыт будет заинтересован именно в оптимальной системе доставки, а не в “быстрой”, т.к. накладные расходы, в конечном счете, вычитаются из его заработных плат.

Соответственно, система материального стимулирования транспортной службы не может опираться целиком на экономичность доставки, т.к. последняя регламентируется принятым алгоритмом, и повышать ее нецелесообразно.

Построение системы доставки может основываться на сегментировании клиентов: выделении “приоритетных”; делении их по категориям с установлением сроков доставки каждой категории. Возможно деление по расстояниям от складов или по сложившейся на настоящий момент частоте поездок в определенные районы. Возможно использование как основы величины закупаемой партии или способа оплаты.

Консультантом проверяется наличие подобной системы договоренностей, эффективность ее использования и восприятие покупателями.

Для предприятий, реализующих транспортные услуги как товар и зарабатывающих на перевозках, следует рассматривать транспортную службу как производственную: т.е. для целей оптимизации исследовать производительность, нормирование, планирование и управление, качество и взаимодействие с другими службами, в первую очередь - сбытом.

Задачи офисной службы лежат в области обеспечения рабочих мест предприятия оборудованием и вспомогательными материалами, распределения коммуникаций (почта, курьерская пересылка, телефонная справочная, и т.д.), разгрузки основных служб от рутинной работы. Общей чертой таких служб является их стихийное образование и стихийное сложившееся управление. На предыдущих этапах деятельности предприятия административно-хозяйственный отдел, секретари и телефонисты подчинялись непосредственно руководителю предприятия и являлись только исполнителями. Их преобразование в самостоятельную офисную службу по мере роста предприятия не происходит эволюционным путем и требует вмешательства руководителя.

Обычный метод перестройки офисных служб предприятием - учреждение должностей администратора офиса и исполнительного директора. Первому может быть передана в подчинение офисная служба, второму - дополнительно склады и транспорт. Чаще всего этот метод обеспечивает удовлетворительный результат.

Консультантом исследуется функциональная нагрузка офисной службы и система принятия решений, входящих в ее компетенцию. С точки зрения управления предприятием, выгоднее иметь систему, реализующую горизонтальные взаимодействия, чем иерархическую, вертикальную.

Подразделение программистов также рассматривается с точки зрения функциональной нагрузки и системы принятия решений. В функциональной нагрузке важна правильность расстановки приоритетов задач, т.к. нередки случаи “узурпирования” услуг программистов одной службой (чаще всего - бухгалтерией) в ущерб остальным службам и предприятию в целом. Как правило, нет программных систем, которые не нуждались бы в доработке; программистам на предприятии всегда гарантирована полная занятость. Предпочтение должно отдаваться разработке действительно необходимых предприятию систем перед бесконечным “вылизыванием” действующих.

В свою очередь, программисты нередко пользуются своим исключительным приоритетом в оценке сложности и выполнимости заказов других служб. Желание программиста выполнить тот, а не другой проект, иногда ведет к отбраковке “другого”. Предупредить эти случаи чрезвычайно трудно из-за отсутствия возможности перепроверки.

В плане принятия решений по программному комплексу особенно актуальна глубокая проработка их всеми службами предприятия, т.к. принятая концепция программного комплекса не может быть легко скорректирована на поздних стадиях реализации. Ошибки в принятии решений ведут к невосполнимой потере времени.

Предыдущая

Механический цех. Задача – поддержание обор-ия в рабочем состоянии, недопущение сбоев, аварий и т.п

Главная ф-ия отдела –паспортизация обор-ия, электр-го хоз-ва, зданий и сооружений транспортных средств. Пасп-ия обор-ия – это метод учета обор-ия, позволяющий установить его техн.уровень, рабочие и общие параметры состояния.

Основой деят-ти всех ремонтных работ явл-ся система планово-предупредительных ремонтов (система ППР).

Эта система представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, направляемых на бесперебойную, качественную работу машин и механизмов при наименьших эксплутационных затратах.

Сист. ППР делится на 2 вида:

Техническое (межремонтное) обслуживание (ТО),

Ремонтные работы. (Обязательность ППР).

ТО также делится на 3 вида:

ТО1-обследование механизма (залить масло, подтянуть гайки и т.д.)

ТО2-замена быстроизнашивающихся деталей

ТО3-текущий ремонт

Сроки ТО регламентируются в паспортах обор-ия.

Средний ремонт-надо заменить более крупные детали.

Капитальный ремонт – машины выводятся из оборота и меняют практически все,могут модернизировать

Аварийные работы-внеплановые.

Трудоемкость и сложность ремонта оборудования опр-ся понятием категория ремонтосложности. За усл.единицу принята усл.машина, трудоемкость кап.ремонта которой равна: для мех.части-50чел.-час, для электр.- 12 чел.час

Сущ-ют ремонты: -централизованный - применяют на больших заводах, когда ремонт может быть осуществлен силами своего ремонтно-механического (электро-механического) цеха;

Децентрализованный- в каждом цехе есть бригада слесарей, кот.д.вып-ть ремонт.В каждом цехе д.б. набор машиностроительных станков.

Смешанный – часть ремонта делается в цехах, часть выводят на специализированные заводы.

Основные показатели работы отдела гл.механика: 1. время простоя обор-ия по вине гл.механика; 2. численность ремонтных работников и затраты труда этих ремонтников по отн-ию к остальным работникам предпр-ия.

Энергетическая работа предпр-я . Ф-ия – обеспечение предпр-ия всеми видами энергии (электр., тепловая, телевизоы и т.д. и т.п). 1.Номинальная мощность электродвигателя (д.б. учтен каждый двиг-ль) 2. коэф-т исп-ия этих мощностей cos φ = реакт.мощн/номинальн.мощность. Чем выше этот коэффициент, тем более экономично и рационально используется электроэнергия. 3. Показатель использования мощности во времени, коэффициент спроса Кс 4. Показатель электровооруженности: труда (отношение количества израсходованных кВт.ч электроэнергии к отработанному времени всеми работающими в чел.час). 5. Энерговооруженность труда, которая исчисляется отношением установленной мощности двигателей на всем предприятии к среднесписочной численности рабочих.

Электроэнергию предприятие получает от городских служб через трансформаторную подстанцию. Трансф-е станции м.нах-ся за границей завода-на балансе электросетей, за кусок кабеля от тран-ра до завода – отв-те вы, на территории завода – трнсф-р ст. на вашем балансе, кусок кабеля-на балансе сетей города.

Если неск-ко заводов от одной трансф-й станции, то отв-ть делится, если станция на терр-ии другого пр-ия, надо заплатить.

Эл.энергию м.получать ч/з кабельную линию,в/вольтную линию и т.д. Очень важно для гл.энергетика иметь четкий план кабелей.

Теплофикация. Подача тепла для 2х целей: - отопление, - тепловая обработка дерева, ж/б. Как правило городские сети, но у нек-х свои котельные. Экономия тепла энергии в приоритете. – поддержание теплотрасс в экономном рабочем состоянии; - конденсат, кот. обр-ся и в тепловых сист. И в камерах пропаривания. Если тепло от ТЭЦ, то конденсат д. возвращаться при опр-ой t. – сокращение расхода пара (3х часовая выдержка изделий)

6.обеспечение пр-ия сжатых воздухом; 7. обесп-ие газом (если есть котельная) подача газа происх-т ч/з подстанции-газораспределители. 8. обесп-е пр-ия водой и водоотведением. Воду получаем из городского водопровода.

Эти колодцы расп-ся за пределами предпр-ия.

Водопроводы подразд-ся на 3 вида: - хоз-но-питьбевой, - произв-но-технический, - ротивопожарный.. Они д.б. самостоятельными.

На некоторых заводах делают артезианские скважины, чтобы меньше зависеть от городского водопровода (платить меньше), исп-ть в аварийных ситуациях.

Недостатки артезианских скважин: - сложное соор-ие-водонапорная башня, - скважины имеют право заилеватся, их надо все время прокачивать, вода д. циркулировать; - скважина имеет высокую жесткость воды.

Водоотведение. Сист.канализации.

Канализация бывает 3х видов: -ливневая (от дождей, снега и т.д.) – произв-ая (от обор., проп.камер) – хоз.-фекальная. Эти виды смешивать нельзя! Произв-ая канал-ия требует механ-го отстоя. Хоз-фек-ая д.проходить биологические очистные соор-ия.

Транспортная служба предприятия . Весь транспорт делится на 4 категории по виду: рельсовый, безрельсовый, специальный и подъемно-транспортный. А по назначению -- на внешний, межцеховой, внутренний.

К рельсовому транспорту относятся Железнодорожные вагоны и платформы, цистерны и спецвагоны нормальной колеи в 1524 мм, а также вагонетки и тележки узкой колеи. К безрельсовому – автомобили, тракторы, прицепы. К специальному транспорту можно отнести трейлеры, самоходную строительную технику на пневмоходу. К подъемно-транспортному -- автопогрузчики, краны на гусеничном и пневмоходу..

Доставка изделий и конструкций от завода производится в основном автотранспортом. Существует несколько способов доставки:

1.Детали и конструкции доставляются на склад стройки. В этом случае транспорт быстро освобождается, его производительность повышается

2.Детали могут доставляться на площадку с последующим монтажом непосредственно с транспортного средства, «монтаж с колес». Характерно для «КПД». При этом уменьшается площадь складируемых изделий, зато увеличивается простой машин.

3.Детали доставляют способом «челнока», т.е. их загружают на прицепное средство. Машина-тягач вывозит этот прицеп, оставляет его на стройке и отправляется за следующим прицепом, который должен быть загружен на заводе за то время, что тягач был в пути. Этот способ уменьшает количество тягачей, но требует дополнительных прицепов, а также дополнительных площадей на стройке и на заводе.

Для перевозки грузов по железной дороге употребляют открытые платформы и полувагоны. Во всех случаях перевозки грузов следует обратить внимание на крепления грузов к подвижному составу. Для этого делают специальные и согласовывают его с представителем ж.д.

Ремонтно-строительная служба предприятия

за состоянием зданий в целом и отдельных элементов в частности необходимо ввести систематический контроль. И также следовать системе ППР. Наиболее часто встречающиеся работы на предприятиях это ремонт кровли, оконных и дверных проемов, фундаментов и стен зданий, ремонт дорог.

Недооценка роли вспомогательных служб привела к существенному разрыву в уровнях техники и организации основных и вспомогательных производств. Во вспомогательных цехах преобладает малоэффективные оборудование и технологии, отмечается низкий уровень механизации работ, имеются недостатки в нормировании и оплате труда.

Структура вспомогательных служб.

Для бесперебойного функционирования основного производства требуется его систематическое техническое обслуживание.

Система обслуживания – это комплекс постоянно действующих организационных регламентов на виды и объемы, периодичность и методы выполняемых вспомогательных работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым для высокопроизводительного труда. В обслуживание рабочего места включают следующие функции :

1.Производственную подготовку, т.е. комплектование и выдачу на рабочие места предметов труда, производственное задание и техническую документацию, проведение производственного инструктажа.

2.Транспортную функцию – доставку предметов труда к рабочим местам, погрузо-разгрузочные работы, вывоз готовой продукции и удаление отходов производства;

3.Инструментальную ф-ю – обеспечение инструментом и приспособлениями, его заточка и ремонт;

4.Наладочную - наладки и подналадки оборудования;

5.Межремонтную – текущий и профилактический ремонт;

6.Контрольную - контроль сырья и продукции;

7.Складскую – складирование, хранение, учет и выдачу материалов и готовой продукции

8.Хозяйственно-бытовую – поддержание чистоты и порядка на рабочих местах и в цехе, санитарно-бытовое обслуживание.

Основными принципами организации форм обслуживания являются

Плановость, т.е. полная согласованность обслуживания с плановым ходом произв. процесса,

Предупредительность, т.е. упреждение перебоев в ходе производства,

Комплектность, т.е. обеспечение полного обслуживания по всем функциям

Своевременность, т.е. устранение неполадок в сжатые сроки,

Надежность, т.е. устойчивость наладки, высокое качество ремонта

Для обслуживания основных производственных процессов на предприятии создают вспомогательные цеха, к которым относятся:- механические цеха,- энергетическое хозяйство, - котельная,- ремонтно-строительный цех (участок), транспортный цех (участок).