I. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности. Фемида Круг действий обязательных для выполнения

  • 08.12.2019

КОДЕКС УЧЕНИКА Ученик имеет право:

    Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы; выражать своё личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в школе.

    Участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

    Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

    Отдыхать в перерывах между уроками.

    Излагать классному руководителю, директору школы, психологу, социальному педагогу, учителям свои проблемы и получать от них помощь, объяснения, ответы.

    Требовать уважения своего достоинства.

    Поведение в школе и за её пределами оценивается отдельно.

    Выбирать лично, через родителей или лиц, их заменяющих, профили обучения, существующие в школе.

    Избирать и быть избранным в совет школы и органы школьного

самоуправления.

Ученик обязан:

    Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над обогащением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им внеклассных и дополнительных занятиях.

    Действовать на благо школьного коллектива.

    Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботится о чести и поддержании традиций школы, её авторитета.

    Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления, споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.

    Проявлять уважение к взрослым и сверстникам, оказывать сопротивление грубости и вульгарности; уважать взгляды и убеждения других людей, свободу и достоинство.

    Заботится о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: учащийся не курит, не употребляет алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих средств, он всегда чист и опрятен.

    Заботится об эстетическом виде школы, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Первый принцип самозащиты в городе – выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. Отдавайте предпочтение освещенным, людным улицам. Избегайте пустырей, длинных заборов, темных дворов, парков и т.д.

    Изучите дорогу домой. У вас всегда должно быть несколько вариантов движения. В случае, если кто-то следует за вами, у вас должна быть возможность сразу, не показывая испуга, свернуть на запасной маршрут.

    Еще один важный принцип поведения – не боятся. Ваш шаг должен быть твердым и пружинистым, лицо – уверенным, не вздрагивайте от чужих шагов, не втягивайте голову.

    Поздним вечером старайтесь не ездить в транспорте, если же вы садитесь в пустой салон автобуса, трамвая или вагон метро, выберите место поближе к водителю (лицам до 18 лет строго запрещается появляться после 23.00 на улице без уважительных причин без сопровождения взрослых).

    Не гуляйте с аудиоплейером: во-первых, вы перестаете слышать окружающие звуки, становитесь рассеянными, во-вторых, плейер может привлечь внимание преступника.

    Не входите в лифт с незнакомым человеком, поскольку вы рискуете оказаться со злоумышленником один на один в замкнутом пространстве.

    Если у вас вымогают ценные вещи или деньги – отдайте. Помните: жизнь и здоровье всегда дороже. Сразу после ограбления обратитесь в милицию, опишите приметы преступников.

Телефоны специальных служб: 101 – пожарная охрана; 102 – милиция; 103 – скорая помощь; 104 – служба газа.

Приложение 3 АНКЕТА

1. Права человека – это: а) наука; б) закон; в) система мероприятий; г) нормы.

2. Для чего необходимы правовые знания? а) для расширения кругозора и повышения общей культуры; б) чтобы знать и правильно исполнять свои обязанности, а также использовать свои права в различных сферах деятельности; в) чтобы способствовать соблюдению законности, а тем самым и справедливости в нашем обществе; г) затрудняюсь ответить.

3. Кто, по вашему мнению, в первую очередь, должен информировать подростков по правовым вопросам ? а) различные государственные юридические органы; б) учреждение образования; в) сами подростки (юноши и девушки); г) родители.

4. Самым главным документом о правах и обязанностях ребенка является: а) Конституция РБ; б) Конвенция ООН «О правах ребенка»; в) Закон РБ «О правах ребенка»; г) Закон «О гражданстве РБ».

5. Если человеку кто-то мешает жить, вмешивается в его личную жизнь, то он: а) имеет право просить о защите правоохранительные органы; б) должен себя защищать сам; в) имеет право дать любой отпор; г) должен обратиться к родителям.

6. По каким из перечисленных вопросов вы хотели бы получить больше информации? а) о трудовом законодательстве; б) об уголовном законодательстве; в) о правах и обязанностях граждан; г) о Законе РБ «О правах ребенка»;

Приложение 4 Дидактический материал

«Хорошо и плохо» Инструкция: Определите: 1) автора;

    название произведения (первоисточник);

    назвать какие правонарушения описываются в стихотворении.

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо? Папа кодекс показал и ответил строго: Папа: Кто его не уважал, тому дали много. Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе Надо делать хорошо и не надо плохо. По дороге мальчуган побежал не глядя Ясно всем он хулиган И, на горе пап и мам, уж не станет дядей. Помни каждый гражданин, знай любой ребенок: Красный свет необходим для регулировок. Кто зеленый свет любил, посмотри, сынуля, Лет до ста дожил. Молодец, дедуля! В подворотне за углом молодежь толпится Рюмок звон и дым столбом – кто ж так веселится? Кто-то в лужицу прилег отдохнуть с подружкой Стал, как свинтус, паренек, а подружка хрюшка. Плохо, если на досуг взгляды однобоки, Для хороших для подруг наливайте соки! Вот какой-то паренек шустрый, не высокий Утащил ваш кошелек – это очень плохо! Если ты зарплату хочешь получить отличную, То использовать ты можешь занятость вторичную. Вышел мальчик на балкон (подышать он вышел) Нецензурный лексикон сразу он услышал. Мальчик кодекс изучал, наклонился кроха, Грозно пальчик показал и ответил: «Плохо»! Должен каждый говорить языком приличным И тогда мы будем жить в обществе отличном! Ответ:

    поэт Владимир Маяковский;

    стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо»;

    а) нарушение правил дорожного движения;

б) распитие спиртных напитков и нахождение в нетрезвом состоянии в общественном месте (административное нарушение); в) нецензурная брань в общественном месте (административное нарушение).

"Кроссворд"

По горизонтали:

    Половой акт с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния жертвы (изнасилование).

    Ссора, сопровождаемая взаимными побоями (драка).

    Поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к

достоинству человека, крайнее бесчинство (хулиганство).

    Похищение автомобильного средства (угон).

По вертикали:

    Требование передачи имущества или прав на него под угрозой насилия

над лицом, во владении которого находится это имущество (вымогательство).

    Открытое похищение имущества (грабеж).

    Тайное хищение личного имущества граждан (кража).

    Умышленное или неосторожное лишение жизни человека (убийство).

    Вооруженное нападение с целью ограбления, убийства (разбой).

«Ребусы» Разгадать ребусы на тему "Твои права". Каждый ребенок имеет право на … Ответы: жизнь, имя.

"Вопрос-ответ"

Инструкция: Зачитываются вопросы и предлагаемые варианты ответов, каждому участнику предлагается выбрать ответ и поднять соответствующую букву. 1. Общеобязательное правило, то, что признается обязательным: а) теорема; б) закон; в) норма. 2. Международный договор; важнейший международный акт в области прав человека: а) статья; б) конвенция; в) соглашение. 3. Основной закон государства, государственного устройства: а) декрет; б) указ; в) конституция.

    Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения:

а) обязанность; б) право в) ответственность. 5. Вид действия, противоречащий правовым нормам: а) спор; б) разногласие; в) правонарушение.

    6. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление:

а) наказание: б) поощрение: в) осуждение.

«Согласны ли вы …» Инструкция: Зачитываются утверждения, на которые участники должныдать положительный или отрицательный ответ, показав табличку «да», «нет». Обсуждение. Утверждения:

    Каждый человек должен отвечать за свои действия.

    Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если он (она) противоречит правилам и нормам, принятым в обществе.

    Только взрослые могут защитить права детей.

    Мужчины сильнее женщин, так как у них больше прав.

    Родители должны нести ответственность за воспитание своих детей.

    Ребенок до 18 лет не может обратиться в суд с целью защиты своих прав и интересов.

"Анализ ситуаций" Инструкция: Зачитываются ситуации. Обсуждение.

    Возвращаясь домой из школы, вы видите, что возле вашего подъезда старшие ребята толкают вашего соседа – мальчика младшего возраста. Ваши действия.

    Открыв кошелек, мама обнаруживает недостачу денег и в пропаже обвиняет вас. Вы точно знаете, что вы не виноваты. Что будете делать?

    Поругавшись дома с родителями, вы одеваетесь и буквально "вылетаете" из дома. Через некоторое время понимаете, что были не правы. Как вы будете действовать дальше?

    Входя в автобус, вы нечаянно задеваете женщину - пассажира автобуса, в результате чего она негативно высказывается в ваш адрес на весь автобус. Что вы будете делать?

    Дома вы часто подвергаетесь физическому насилию. Но вам это уже порядком надоело. Больше вы терпеть не можете. Ваши действия.

    Ваша мама заболела. Дав денег, она попросила купить в аптеке лекарства. По дороге в аптеку, вы встречаете друга, который приехал к родственникам в ваш город на два дня и завтра уезжает. Он предлагает зайти в компьютерный салон, поиграть, пообщаться. Как вы поступите?

«Коллаж" Участники делятся на группы. Изобразить на бумаге право: на лечение, на образование т.д., и подготовить защиту: придумать рассказ, спеть песню, рассказать стихотворение т.д.10 минут. Обсуждение (взаимосвязь с обязанностями).

"АББРЕВИАТУРА"

Представьте себе, что слово "право" является аббревиатурой. Для того чтобы ее расшифровать, необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше слов, характеризующих это понятие. В результате может получиться следующее. П орядочность (во взаимодействии с окружающими, чтобы не нарушить прав других); Р авенство (все люди равны); А ктивность (в защите и отстаивании собственных прав и интересов); В сегда, везде (соблюдать права); О тветственность (за свои действия и поступки), О бязанность.

"Составь стихотворение" Группам за 5-10 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. .............................. права. .............................. слова. ............................ . закон. ............................... ..угон. ............................... отстоять. ............................... защитить. ............................... помогать. …………………….. и жить.

«Знай и соблюдай закон!» Чтобы поступков противоправных не совершать, Каждый должен непременно знать: За мелкое хулиганство: Нецензурную брань, приставание к людям, А также за пьянство Ваши родители заплатят штраф, И на учет непременно поставят вас. За клевету, оскорбление, Умышленное телесное повреждение Тот, кто содеял сие без причин, Штраф понесет до трех базовых величин. Родителям не устанем напоминать: Подросткам спиртное закон запрещает употреблять. Если к выпивке вы детей поощряете, Деньги свои вы зазря потеряете: Штраф в 10 базовых величин... Не забавно? За совершение действий противоправных? Если спиртные напитки (в том числе пиво) В компании ты распиваешь, Ну, а потом по улице с вызывающим видом гуляешь, Тоже родителям деньги придется платить, Чтобы успешнее сына иль дочку От вредных привычек отучить. Закон выполнять нужно всюду и всем. Это избавит от многих проблем. В законопослушном мире и жить приятно. Вроде все просто и понятно.

Приложение 5

ЭПИГРАФЫ

Приложение 6

ГЛОССАРИЙ

    ЗАКОН – документ страны, в котором записаны правила поведения

для всех живущих в этой стране.

    КОНВЕНЦИЯ – вступление к важному документу, закону.

    КОНСТИТУЦИЯ – главный закон страны.

    ПРЕАМБУЛА– международный документ с призывом ко всем странам.

    ПРАВА РЕБЕНКА – осознанная ответственность взрослых перед детьми за их жизнь, развитие и жизнедеятельность.

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – комплекс прав и свобод, существенных для характеристики правового статуса человека, закрепленных в документах Организации Объединенных Наций.

    ПРАВО – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

    ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это несоблюдение правовой нормы, невыполнение лицом юридической обязанности, действие или бездействие, запрещенное правовой нормой.

    ПРЕСТУПЛЕНИЕ – предусмотренное уголовным законом общественно опасное и виновное действие или бездействие, посягающее на общественный строй, личность, собственность, права и свободы граждан, общественный порядок. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности и наказанию.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – выполнение социальных, правовых, нравственных требований.

    ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК – это тот, кто управляет собой и своим поведением.

    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – за нарушение законов, предусмотренных УК РБ. Поскольку преступление представляет наибольшую опасность для общества, то и наказание может быть вплоть до смертной казни и пожизненного заключения.

    УГОЛОВНОЕ ПРАВО – это свод Законов, где статьями определены степень преступлений и меры наказаний.

    КРАЖА – тайное хищение имущества;

    изъятие предметов собственности без ведома владельцев или законных представителей.

    ГРАБЕЖ – открытое хищение имущества;

    похищение собственности в присутствии владельца.

    РАЗБОЙ – нападение с целью овладения имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению или угрозой применения такого насилия.

    СОУЧАСТИЕ – умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении преступления. Соучастниками преступления признаются непосредственно исполнители, а также организаторы, подстрекатели и пособники.

    МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО – хищение государственного или общественного имущества на сумму, не превышающую 10-кратного размера минимальной базовой величины на момент совершения правонарушения, влечет за собой административную ответственность. В случае с личным имуществом понятие «мелкое хищение» не применяется.

    ХУЛИГАНСТВО – совершение умышленных действий, которые грубо нарушают общественный порядок или демонстрируют явное неуважение к общественности.

    ИНСПЕКЦИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – подразделение милиции, занимающееся профилактикой правонарушений среди подростков: предупреждение и пресечение противоправных действий, выявление виновных и привлечение их к ответственности; индивидуальная работа с правонарушителями; правовая пропаганда и т.д.

    КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – коллегиальный орган, создаваемый при гор(рай)исполкомах; служит для координации деятельности государственных органов и общественных объединений по предупреждению правонарушений несовершеннолетними; для устройства детей и подростков; рассмотрения дел о правонарушениях данной категории лиц и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

    Всеобщая Декларация прав человека.

    Закон РБ «О правах ребенка».

    Защищая детство. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2005.

    Кодекс «О браке и семье».

    Кодекс РБ об административных правонарушениях.- Мн., 2007.

    Конвенция о правах ребенка.

    Конституция РБ.

    На ринге с трудным детством. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2002.

    Переходный возраст. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2003.

    Подпрограмма «Дети и закон».

    Правовой эрудит. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2002.

    Программа «Дети Беларуси».

    Уголовный кодекс РБ - Мн., 2007.

    Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С.Подростки ХХΙ века.- М.,2007.

1. Методика оформления отрядного места. 2. Методика организации и проведения итогового сбора отряда. 3. Вот уже три дня ребенок отказывается находиться в лагере, ничего ему не нравится, ничего не хочется кроме как играть в футбол… Ваши действия. 1)Методика оформления отрядного места. Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда. Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу. § Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле; § Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками; § Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая; § На младших отрядах обычно дорисовывается в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится); § Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты, а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки); § В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта. Отрядные уголки могут быть разными: § красочными и красивыми (как правило, у младших отрядов); § краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых); § весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку); § очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.); § долгорисуемыми (как, например, некоторые заканчивают рисовать свои уголки в конце смены, правда, получается обычно очень красиво); Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными: § простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.); § со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот); § напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки); § очень величественными (Весы Человечества); § а так же названия, придуманные самими детьми (очень редко). Рассмотрим процесс создания уголка с детьми примерно 12-14 лет. Прежде всего, надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели: 1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству. 2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно. 3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь. 4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости). Отдельно пройдемся по обязательным пунктам. § План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо. § План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день. § Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей. § Позор - надеемся, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался. 2. Методика организации и проведения итогового сбора отряда. 2.Цель и задачи: - подведение итогов прожитой отрядом смены; - отчет детских органов самоуправления о проделанной работе; - определение перспективы дальнейшего саморазвития подростков. 2. Алгоритм подготовки и проведения итогового сбора отряда: 1. Подготовка: - командира отряда, ведущего сбор, пресс-группы для фиксации решения сбора; - места проведения: вопросы сбора, стулья, столик,.. - оформление: вопросы сбора, плакаты, дипломы, сертификаты, сюрпризы... - настрой ребят на серьезный разговор с помощью общей песни. 3. Ход сбора. - Командир (воспитатель) отряда напоминает об организационных моментах сбора: - для чего собрались (цель, задачи); - правила ведения сбора; - вопросы сбора (зачитывает); - ведущие сбора (Ф.И.); - пресс-группа (для фиксации решения сбора, ее состав: Ф.И.). - Вступительное слово воспитателя (командира): - напоминание о теме смены, разговоре на организационном сборе отряда и его решении, принятой Декларации (Конвенции, Свода правил,..); - общелагерных, отрядных делах как возможности активного участия каждого подростка в программе смены; - приобретение каждым подростком собственного опыта в выборе друзей, команды единомышленников; - выборе своего интереса, «проба себя» в подготовке и проведении интересного дела для своей команды, клуба (Союза единомышленников,..), всего детского лагеря. - Обсуждение вопросов сбора: - Стал ли ты творцом своей жизни в смене? (Была ли жизнь полна событий?). - Удалось ли каждому проявить себя в делах отряда? (Что сделал каждый подросток для отряда, детского лагеря?). - Через тернии к звездам или кто устоял у штурвала? - Награждение лучших ребят дипломами (грамотами, свидетельствами,..). - Подведение итогов сбора: - ведущие подводят итоги общего разговора по вопросам сбора; - пресс-группа зачитывает решение итогового сбора; - ребята отряда вносят свои предложения и утверждают решение сбора; - напутствие воспитателей отряда (стихи, сюрпризы ребятам,..); - итоговая общая песня. 4. Советы: 1. Пример решения итогового сбора отряда: Для достижения общей цели: 1. каждый стремился быть достойным звания «Орленок»; 2. выполнял законы и традиции ВДЦ «Орленок»; 3. отряд наш был дружным, ответственным, без конфликтных; 4. мы были активными в получении знаний, умений, опыте работы в команде с друзьями; 5. в четкой организации жизни отряда нам помогли органы самоуправления: - командир отряда (Ф.И.О.); - член Стратегического совета (Ф.И.О.); - активные ребята отряда (Ф.И.О.),.. 2. Возможными вопросами итогового сбора могут стать: I. - Формула нашего успеха. - Вместе мы строили, строили и, наконец-то, построили! - Сбылись ли наши мечты? - Вместе мы открыли миры (Этот мир придуман нами!) - В лагере сказку мы сделали сами. Юлия 2. Методика организации и проведения итогового сбора отряда. 2.Цель и задачи: - подведение итогов прожитой отрядом смены; - отчет детских органов самоуправления о проделанной работе; - определение перспективы дальнейшего саморазвития подростков. 2. Алгоритм подготовки и проведения итогового сбора отряда: 1. Подготовка: - командира отряда, ведущего сбор, пресс-группы для фиксации решения сбора; - места проведения: вопросы сбора, стулья, столик,.. - оформление: вопросы сбора, плакаты, дипломы, сертификаты, сюрпризы... - настрой ребят на серьезный разговор с помощью общей песни. 3. Ход сбора. - Командир (воспитатель) отряда напоминает об организационных моментах сбора: - для чего собрались (цель, задачи); - правила ведения сбора; - вопросы сбора (зачитывает); - ведущие сбора (Ф.И.); - пресс-группа (для фиксации решения сбора, ее состав: Ф.И.). - Вступительное слово воспитателя (командира): - напоминание о теме смены, разговоре на организационном сборе отряда и его решении, принятой Декларации (Конвенции, Свода правил,..); - общелагерных, отрядных делах как возможности активного участия каждого подростка в программе смены; - приобретение каждым подростком собственного опыта в выборе друзей, команды единомышленников; - выборе своего интереса, «проба себя» в подготовке и проведении интересного дела для своей команды, клуба (Союза единомышленников,..), всего детского лагеря. - Обсуждение вопросов сбора: - Стал ли ты творцом своей жизни в смене? (Была ли жизнь полна событий?). - Удалось ли каждому проявить себя в делах отряда? (Что сделал каждый подросток для отряда, детского лагеря?). - Через тернии к звездам или кто устоял у штурвала? - Награждение лучших ребят дипломами (грамотами, свидетельствами,..). - Подведение итогов сбора: - ведущие подводят итоги общего разговора по вопросам сбора; - пресс-группа зачитывает решение итогового сбора; - ребята отряда вносят свои предложения и утверждают решение сбора; - напутствие воспитателей отряда (стихи, сюрпризы ребятам,..); - итоговая общая песня. 4. Советы: 1. Пример решения итогового сбора отряда: Для достижения общей цели: 1. каждый стремился быть достойным звания «Орленок»; 2. выполнял законы и традиции ВДЦ «Орленок»; 3. отряд наш был дружным, ответственным, без конфликтных; 4. мы были активными в получении знаний, умений, опыте работы в команде с друзьями; 5. в четкой организации жизни отряда нам помогли органы самоуправления: - командир отряда (Ф.И.О.); - член Стратегического совета (Ф.И.О.); - активные ребята отряда (Ф.И.О.),.. 2. Возможными вопросами итогового сбора могут стать: I. - Формула нашего успеха. - Вместе мы строили, строили и, наконец-то, построили! - Сбылись ли наши мечты? - Вместе мы открыли миры (Этот мир придуман нами!) - В лагере сказку мы сделали сами. II. - Все было в наших руках. - Наша цель- дело по душе! - Мы строили интересную, яркую жизнь! - Было общее дело на всех! - Наш путь полезных и добрых дел. - Состоялись ли мы и сбылись ли наши возможности? III. - Кто вел за собой? - Я в смене сделал сам... - Мы выбирали, нас выбирали, что в результате мы отстояли? - Было ли для каждого дело по душе? - Кто, если не я! Зачем, если не мы? 3) . Вот уже три дня ребенок отказывается находиться в лагере, ничего ему не нравится, ничего не хочется кроме как играть в футбол… Ваши действия. создать условия для успеха и организовать формы взаимодействия детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Опираться на сиюминутные проблемы и использовать их для привлечения ребят к делу. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Позво льте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными. Если ребенок хорошо играет то его можно выделить т.е. можно устроить соревнования по футболу и наградить грамотой БИЛЕТ №16

I. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности

Абулия (от греч. а - отрицательная частица и bale - воля) - патологическое нарушение психической регуляции действий, проявляющееся в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.

Альтруизм (от лат. alter - другой) - система ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности; стремление к бескорыстному оказанию помощи другому. Термин введен французом О. Контом.

Ананказм (от греч. anancamus - принуждать, заставлять) - императивное воздействие на мотивацию поведения человека.

Антиподная мотивация - влияние на мотивацию субъекта путем выражения сомнения в его возможности совершить что-то, «задевая» его честолюбие.

Аттитюд - устойчивая тенденция к определенной форме поведения в заданной ситуации.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, привлекательность одного человека для другого.

Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединяться) - потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

Вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации.

Влечение - тяга (стремление) к чему- или кому-либо без отчетливого понимания ее причины.

Внешняя мотивация - то же, что экстринсивная мотивация (см. ниже).

Внутренняя мотивация - то же, что интринсивная мотивация (см. ниже).

Градиент цели (от лат. gradientis - шагающий) - изменение силы мотива в зависимости от «психологического расстояния» до цели.

Графомания (от греч. grapho - пишу и mania - страсть, влечение) - непреодолимая страсть к сочинительству при отсутствии необходимых для этого способностей.

Детерминация - причинная обусловленность событий и явлений внешними и внутренними факторами (стимулами, раздражителями).

Долженствование - необходимость совершения чего-то в связи с принятой социальной ролью, взятыми на себя обязательствами.

Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить; осознанное стремление к осуществлению чего-либо, обладанию чем-либо.

Инстинкт - врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному безотчетному побуждению.

Инстинктивный - непроизвольный.

Интерес - букв.: имеет значение, важно. Понимается по-разному: как познавательная потребность или как ее эмоциональное проявление; как проявление положительных эмоций (интересно, нравится, люблю); как заинтересованность в чем-то; как выгода.

Интернальность - свойство принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения.

Интринсивная мотивация - процесс формирования мотива при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания).

Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) - теоретические построения, касающиеся причинно-следственной интерпретации людьми поведения друг друга; толкование мотивов поведения других людей.

Клептомания - патологическое влечение к воровству.

Когнитивный диссонанс (от англ. cognition - знание и dissonance - несоответствие) - побудительное дискомфортное состояние, вызванное наличием логически противоречивых сведений об одном и том же объекте, затрудняющих принятие решения и формирование намерения.

Любознательность - стремление к познанию окружающей действительности.

Мания - сильное влечение, пристрастие к чему-нибудь.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Мотиватор - фактор, влияющий на принятие решения и формирование намерения.

Мотивация - процесс формирования мотива.

Мотивационная сфера личности - сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и т. п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли.

Мотивационная установка - намерение, исполнение которого отсрочено по каким-то причинам.

Мотивационно-целевой резонанс - совпадение личных целей (мотивов) с общественными или с мотивами других людей.

Мотивационное напряжение личности - количество и сила побуждений, действующих в одном направлении в определенный временной период.

Мотивационное обеспечение деятельности - формирование потребностей, склонностей, интереса, положительного отношения к данной деятельности.

Мотивационное образование - психологическое образование, выполняющее функцию мотива (собственно мотив, мотивационная установка, влечение, желание, интерес и т. д.).

Мотивационное поле - объем факторов, учитываемых в процессе мотивации.

Мотивационные свойства личности - закрепившиеся в структуре личности мотиваторы, потребности и способы формирования мотива; личностные диспозиции, аттитюды.

Мотивационная схема (поведенческий паттерн, аттитюд) - тенденция к определенной форме поведения в конкретной ситуации, основанная на приобретаемых с опытом знаниях о возможных способах и средствах удовлетворения потребностей.

Мотивационный потенциал - наличие потребности, интереса, склонности, положительного отношения к данной деятельности, их энергетическая заряженность.

Мотивационный резонанс - соответствие напряженности и силы мотивов у субъектов, занятых совместной деятельностью; понимание мотивов друг друга.

Мотивация достижения - потребность в достижениях в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми.

Мотивировка - вербальное обоснование, объяснение себе и другим причин своих действий и поступков, которое может не совпадать с действительным мотивом, так как опирается на приемлемые для субъекта и его референтной группы обстоятельства.

Наклонность - склонность, влечение, привычка.

Намерение - сознательное решение, предположение сделать что-то, замысел, желание. Часто связывается с отдаленной целью, отсроченностью ее достижения или с невозможностью удовлетворения потребности непосредственно, без достижения промежуточных целей; в этом случае намерение равносильно по смыслу мотивационной установке.

Направленность личности - устойчивое доминирование какого-либо влечения, интереса, определяющее вектор поведения; совокупность интересов, мотивов, действующих в одном направлении.

Негативизм (от лат. negativus - отрицательный) - противодействие любому воздействию со стороны других лиц, в том числе попыткам повлиять на принимаемые решения и намерения.

Обязанность - определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

«Отрицательный мотив» - самозапрет, тормозящий побуждения (связанные, например, с нарушением закона и нравственных норм поведения или с опасностью для жизни и здоровья).

Переживание - психическое состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями.

Побудитель - стимул, раздражитель, сигнал.

Побуждение - желание, намерение действовать, энергетическая заряженность.

Повод - обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь.

Полезависимость - поведение, при котором происходит импульсивный отклик на стимулы, обладающие побудительной силой («валентностью»), вопреки заранее принятой цели.

Потребностная ситуация - рассогласование между объективно необходимым и наличным, между желаемым и имеющимся.

Потребностное отношение - отношение зависимости жизнедеятельности человека от окружающего его мира, общества.

Потребность органическая - нужда организма в чем-то, недостаток чего-то.

Потребность личности - переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Предлог - внешний повод к чему-нибудь.

Предмет потребности - объект, способный удовлетворить потребность, желание; предметная цель.

Предпочтение - признание преимущества кого- или чего-нибудь, выбор.

Привычка - потребность в совершении каких-то определенных действий в определенной ситуации; автоматическое действие; адаптация к воздействию какого-то фактора.

Призвание - склонность, влечение к какой-то профессии, которым сопутствует убеждение, что необходимые для этой профессии способности имеются.

Принятие стимула (в том числе - приказа, требования, распоряжения, просьбы) - осознание его важности для себя и других.

Принятие решения - выбор из многих вариантов способа удовлетворения потребности или отказ от ее удовлетворения.

Прихоть - капризное желание.

Психопатия - патология характера, при которой у человека наблюдается необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Чаще всего связана с врожденными дефектами нервной системы, вредными воздействиями на плод, родовыми травмами мозга. Проявления психопатии разнообразны. П. Б. Ганнушкин выделяет несколько ее типов: циклоидный, шизоидный, эпилептоидный, астенический, психастенический.

Результат - конечный итог процесса удовлетворения потребности, исполнения желания, намерения.

Рефлекс - непроизвольная реакция в ответ на безусловный или условный раздражитель.

Склонность - предрасположенность, постоянное влечение.

Стиль мотивации - устойчивые для данного субъекта особенности процесса формирования мотива.

Стимул - раздражитель (физиол.), сигнал (физич.), команда (психич.).

Страсть - крайнее увлечение чем- или кем-либо.

Стремление - настойчивое желание, устремленность к чему-нибудь.

Увлечься - целиком отдаться какому-либо занятию.

Установка - складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение к определенной форме реагирования.

Хотение - то же, что желание.

Цель - предмет стремления; то, что надо осуществить.

Целевая установка - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия.

Экстернальность - свойство приписывать ответственность за события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе).

Экстринсивная мотивация - формирование мотива под влиянием внешних факторов.

Из книги Секс в искусстве и в фантастике автора Бейлькин Михаил Меерович

Словарь терминов Авторитарная личность – садомазохистский тип характера, в структуре которого стремление доминировать, агрессивность и ненависть к слабым сочетаются с преклонением перед авторитетами, завистливостью, националистическими предрассудками. Такому типу

Из книги Кома: ключ к пробуждению автора Минделл Арнольд

Из книги Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории [Синергетика – психология – прогнозирование] автора Назаретян Акоп Погосович

Из книги Яблоки падают в небо автора Зеланд Вадим

Из книги Яблоки падают в небо автора Зеланд Вадим

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ВажностьВажность возникает там, где чему-то придается излишне большое значение. Это избыточный потенциал в чистом виде, при устранении которого равновесные силы формируют проблемы для того, кто этот потенциал создает. Существует два типа важности:

Из книги Разблокируй свой мозг и начни жить! автора Мюллер Станислав

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Бессознательное – неосознаваемые процессы психики и физиологии человека.Внимание*– избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.Внутренний разум – неосознаваемые сознанием психические процессы, протекающие в разуме,

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ААбстракция – отвлечение в процессе познания и вычленения отдельных свойств из целого от несуществующих сторон рассматриваемого явления с целью сосредоточиться на основных, существенных его чертах; отвлеченное понятие или теоретическое обобщение,

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

Словарь терминов Приведенные ниже определения объясняют значения терминов в том смысле, в котором они употребляются в этой книге. В большинстве случаев эти значения совпадают со специальными дефинициями, но в некоторых случаях терминам придан более широкий смысл, чем

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Приложение 1. Научный словарь терминов Андрогиния (от лат. andros – мужской, gynes – женский) – сочетание традиционно мужских и женских качеств.Андроцентризм – глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, в то время как

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

II. Бытовой словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности Этот словарь дается с целью помочь студентам-психологам лучше разобраться со структурой мотива. В качестве самостоятельной работы им можно дать задание - отнести то или иное слово данного

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Научный словарь терминов Волевая регуляция - вид произвольного управления, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей.Волевое усилие - психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникшего затруднения.Волевой импульс -

Из книги Великолепный мозг в любом возрасте автора Амен Дэниэл Дж.

Бытовой словарь терминов, характеризующих волевую сферу личности Автоматизм - непроизвольные действия.Активный - энергичный.Бедовый - смелый.Безбоязненный - бесстрашный, лишенный боязни.Безвольный - слабохарактерный, нерешительный.Безынициативный - пассивный,

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Из книги Секс в кино и литературе автора Бейлькин Михаил Меерович

Словарь терминов Агрессивность(от лат. adgredior, agere gressum, ad gressum ire – делать или осуществлять шаг, обладание; осуществлять захват для метаболизации или разрушения) – первичный компонент инстинкта роста, развития единства действия субъекта. Агрессивность является



Обязанность

Обя́занность

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? обя́занности , чему? обя́занности , (вижу) что? обя́занность , чем? обя́занностью , о чём? об обя́занности ; мн. что? обя́занности , (нет) чего? обя́занностей , чему? обя́занностям , (вижу) что? обя́занности , чем? обя́занностями , о чём? об обя́занностях

1. Обязанностью называют установленные законом правила, нормы поведения, которые должны соблюдаться, выполняться постоянно или в определённой ситуации всеми гражданами какой-либо страны.

Дача показаний - право, а не обязанность обвиняемого. | Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность всех граждан России.

2. Всеобщей воинской обязанностью называют закреплённый Конституцией долг гражданина, достигшего определённого возраста, пройти службу в рядах вооруженных сил страны.

3. Обязанностью вы называете то, что вы исполняете, делаете по чьей-либо просьбе, поручению, приказанию или потому, что считаете, что это должны сделать именно вы.

Почётная обязанность открыть фестиваль была возложена на знаменитого итальянского режиссёра Тинто Брасса. | Я - твой друг и моя обязанность предостеречь тебе от необдуманного шага. | Я должен исполнить тяжёлую обязанность - сообщить вам о гибели вашего сына. | Выносить мусор - одна из моих многочисленных домашних обязанностей.

4. Если вы делаете что-либо по обязанности , значит, вы совершаете это вынужденно, вопреки своему желанию.

Не делай ничего без души, по обязанности!

5. Обязанностью вы называете то, что вы делаете потому, что это является частью вашей работы, службы, входит в круг предъявляемых к вам профессиональных требований.

Основная обязанность шофёра вести машину, а не защищать вас от возможного нападения наёмных убийц. | Защищать права избирателей - первая обязанность депутата. | Вы должны лучше выполнять ваши служебные обязанности. | В походных условиях поддерживать огонь в костре входит в обязанность дневального.

6. Исполняющим обязанности кого-либо называют человека, который временно занимает какую-либо должность, без официального утверждения в ней.

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой. Исполняющий обязанности генерального директора.

7. Если кому-либо вменили в обязанность что-либо, значит, его заставили делать что-либо, поручили ему выполнение чего-либо.

Директор, долго не раздумывая, вменил в обязанность охранникам ежедневную уборку территории.

8. Если вы перекладываете свои обязанности на кого-либо, значит, заставляете его сделать что-либо вместо себя, выполнить вашу работу.

Не перекладывай на других свои обязанности!


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "обязанность" в других словарях:

    В широком значении синоним долга. В философии это понятие исторически складывалось в значении должного вообще. «Надлежащее» стоиков означало «подобающее», т.е. соответствующее требованиям природы. Лат. эквивалентом этого термина явилось слово… … Философская энциклопедия

    ОБЯЗАННОСТЬ, обязанности, жен. (книжн.). То, что подлежит безусловному выполнению кем нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям. «Воинская служба в Рабоче Крестьянской Красной Армии представляет… … Толковый словарь Ушакова

    Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание. Вступить в отправление обязанностей. По долгу службы. Чувство долга. Он этим нарушил свои прямые обязанности. Над ним тяготеет железная необходимость подчиняться. Отбыть… … Словарь синонимов

    См. Юридическая обязанность … Юридический словарь

    ОБЯЗАННОСТЬ, и, жен. Круг действий, возложенных на кого н. и безусловных для выполнения. Права и обязанности граждан. Служебные обязанности. Возложить на кого н. обязанности председателя. Общественная о. Исполняющий обязанности (т. е. ещё не… … Толковый словарь Ожегова

    обязанность - ОБЯЗАННОСТЬ, долг, устар. повинность ОБЯЗАН, должен ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, непременный, книжн. непреложный, книжн. неукоснительный, разг. сниж. беспременный ОБЯЗАТЕЛЬНО, непременно, устар. всенепременно, разг. сниж. беспременно, разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Англ. duty; нем. Aufgabe/Obliegenheit. Нравственное, соц. или правовое требование социально ожидаемого поведения, предъявляемое индивиду или группе. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    обязанность - круг обязанностей сфера деятельности дежурство служебные обязанности выполняемые функции служебный — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы … Справочник технического переводчика

    обязанность - возлагается обязанность пассив на ся, перемещение / передача возложить обязанность перемещение / передача возникает обязанность существование / создание, субъект, начало выполнять обязанности реализация исполнить обязанность реализация… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    обязанность - первейшая обязанность серьезная обязанность тяжелая обязанность тяжкая обязанность … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Комментар i й къ 366 ст. уст. гражд. судопр. Обязанность показыван i я , М. И. Малинин , Прим?нен i е 366 ст. можетъ им?тъ м?сто только въ томъ случа?, когда въ судебномъ производств? по данному д?лу оказываются спорные пункты между тяжущимися сторонами. Въ виду спорности даннаго… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: Книга по Требованию ,
  • Реализация хозяйственного цикла: свобода, обязанность, ответственность , Николай Камзин , Экзистенциализм раскрывает идеи о человеке существующем, выявляющем смысл, делающем выбор, самоопределяющемся, обладающем активной субъективной сущностью. В процессе хозяйственной… Категория:

Урок-викторина

Правовых знаний по Конвенции о правах ребенка

Для 5-6 классов

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», формировать понятия “Права”, “Обязанности”; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Задачи урока:

· познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;

· на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;

· показать единство прав и обязанностей;

· расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;

· воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра, викторина.

Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка.

Ход урока:

Организационный момент

Сегодня у нас с вами важный разговор о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой, о правах и обязанностях. Актуализация знаний

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.

(Дети по очереди подходят и показывают, затем каждый раскрывает свою «тайну» – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?

А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

- Каким другим словом можно сказать? (Закон)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.

- Наша задача сегодня – узнать об основных законах, по которым вы живете.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Игра «Черные шнурки»: Учитель предлагает поменяться местами тем, кто:

Считает себя внимательным;

- … общительным;

- … свободным;

- … счастливым.

Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Учитель: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Интерактивная игра:

Самое-самое».

Учитель просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным.

Учитель спрашивает: кто не согласен с мнением другого?

Учитель: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).

Учащимся предлагается найти в тексте Конвенции ответы на следующие вопросы:

1. Почему так важно защищать права ребенка? («ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»).

2. Для чего нужна Конвенция? (во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране).

Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат, учитель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы:

Карусель – участники высказывают свои мнения по кругу (как сидят), но не более 3-4 минут.

Викторина. (класс делится на группы)

Вопросы I тура. «Я и право»

■ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

■ Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

Ответ: Союз, объединение.

■ Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

■ Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

■ На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

■ Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

■ Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

■ Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

■ Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

■ Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

■ Как называются правила, которые устанавливает государство?

Ответ: Законы.

■ Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
Вопросы II тура. «Сказка ложь, да в ней намёк»
Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.
- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний).
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
- Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).
- Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.).
- Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права:

Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».

Вопросы III тура. «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)

3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

4. Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование) .

6. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Вопросы IY тура. «Тренинг»
Попробуйте обыграть и рассудить ситуацию
(используя Конвенцию о правах ребенка)
Ситуация №1.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).
Ситуация №2.
Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!!
Разъясните ситуацию.
В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.
Ситуация №3.
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Разъясните ситуацию.
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

Ситуация №4 .

Старшеклассник: Пирожное почем?

Буфетчица: Двадцать девяносто.

Старшеклассник (считает): Раз, 50, 60... не хватает!

Пятиклассник (подходит к буфету): Дайте мне пирожок.

Буфетчица: Да где же я тебе сдачу с утра найду! Поищи мелочь!

Пятиклассник: Мне мама только 50 рублей дала.

Буфетчица: Сейчас свои разменяю. Вот сдача, не потеряй.

Старшеклассник: Слышь, пацан, у тебя 5 рублей есть? А десять? Ну вот, я у тебя 5 рублей взял. Молодец, пацан, выручил. Иди-иди...

Учитель: Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

1. Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение. (написано на доске )

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

2. Какие обязанности есть у вас? (Отвечают дети: хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Учитель: Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.