Что относится к муниципальным учреждениям примеры. Муниципальное учреждение и особенности его создания, а также деятельности

  • 23.02.2023

Разницу между обычной и коммерческой поликлиникой знает большинство населения. При этом муниципальные учреждения - это не только больницы. К ним относятся и школы, и дома творчества, и организации, ответственные за выдачу документов, а также многие другие.

Часто муниципальные учреждения отождествляют с государственными бюджетными организациями. Сейчас это уже не совсем так - учреждение как , так и муниципального уровня (не путать с ) могут быть не бюджетными. Теперь они классифицируются по нескольким видам финансового обеспечения, а также МУ имеют и другие разновидности. Они зависят от целей, видов деятельности и других критериев.

Что такое муниципальное учреждение

Одной из главных целей МУ являются услуги населению - примерами могут служить образовательные, медицинские и правозащитные функции таких учреждений. Для конкретного МУ цель является реализация задач заданной отрасли.

Целью муниципального учреждения может быть не получение прибыли, хотя и не исключает такую возможность. Если же главная задача МУ - доход, то оно будет называться муниципальным предприятием.

Характерные особенности

Все муниципальные учреждения обладают сходными характерными признаками. Сотрудники таких организаций не являются собственниками - они служащие. Также МУ имеет такие особенности:

  1. Подчинение вышестоящим органам.
  2. Присутствует конкретная смета или бюджет.
  3. Определенную структуру, график работы и дисциплину.
  4. Собственником является муниципальное образование.

Нормативное регулирование и разновидности

Создание различных видов муниципальных учреждений и их деятельность регулируется федеральными законами и приказами Минфина. Ни одно из МУ не вправе утверждать приказы, нормативные акты и другие документы, противоречащие вышестоящим федеральным законам. На данный период действует Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 08.05.2010 г.

Согласно этому закону понятие государственных и муниципальных учреждений расширились и приобрели четкое разделение на три крупных разновидности:

  • Казенные
  • Бюджетные
  • Автономные.

Каждая их этих разновидностей отличается по нескольким критериям, но наибольшие отличия демонстрируют казенные и автономные учреждения. Особенно это касается финансирования и расходования заработанных средств.

  • Первый вид обеспечивает свою деятельность на основании бюджетной сметы, финансируемый из отраслевого бюджета, а полученными доходами организация не вправе распоряжаться самостоятельно. Казенные учреждения обязаны перечислять все виды прибыли в бюджет.
  • Автономная организация функционирует за счет прибыли от собственной деятельности и субсидий из бюджета конкретной отрасли. При этом доходы, полученные от деятельности автономного учреждения можно тратить на совершенствование материально-технической базы, премии и другие нужды организации.

О том, кем принимается решение о создании муниципального учреждения, кто имеет права по управлению таковым — все это узнаете далее.

Более подробно об автономном муниципальном учреждении расскажет данное видео:

Возможные участники и их права

Так как муниципальное учреждение организовывается конкретным территориальным субъектом, то не государство становиться учредителем. Главным участником МУ признается район, край или область создаваемой организации.

Функции учредителя в любом МУ выполняет муниципалитет или назначенное вышестоящее ведомство. Личных прав собственности не имеет ни один сотрудник учреждения.

Все работники являются муниципальными служащими и не вправе распоряжаться имуществом МУ.

Для автономных муниципальных учреждений есть особые исключения - они вправе использовать полученные доходы на своих нужд, в частности на выплаты премий или улучшение условий работы. При этом даже автономное МУ не может распоряжаться недвижимостью, земельными участками и другим дорогостоящим имуществом, предоставленным ему в пользование конкретным территориальным субъектом.

Про постановление о создании муниципального бюджетного, автономного, казенного учреждения, учредительные документы, порядок регистрации организации поговорим ниже.

Если вы желаете создать образовательное муниципальное учреждение, то стоит внимательно изучить данное видео:

Особенности создания

Создание МУ возможно двумя способами: учреждение новой организации или реорганизации другого некоммерческого ведомства. Эти способы различны, но для каждого из них требуется сходный пакет документов:

  1. Предложение о создании.
  2. Решение о создании.
  3. Утверждение учредителя.
  4. Проект распоряжения о создании.
  5. Пояснительная записка.

На этапе письменного предложения о создании, инициатор должен обосновать необходимость этого муниципального учреждения в данном территориальном образовании. При этом в уставе будущего учреждения указываются цели деятельности, особенности имущественных отношений и все необходимые данные.

Про устав муниципального автономного, бюджетного, казенного учреждения культуры и т.п. поговорим далее.

Имущественные отношения

Вся деятельность МУ полностью или частично финансируется муниципалитетом. Казенные и бюджетные учреждения практически работают за счет этих средств, автономные организации также получают субсидии, но полученные доходы могут расходовать по своему усмотрению.

Деятельность, направленная на любую прибыль, должна быть прописана в главном документе организации - уставе. В нем отражены вид учреждения, его месторасположения, основные цели, учредители, полное наименование и другие данные.

Особо выделены в уставе условия предоставления в безвозмездное пользования имущества для деятельности МУ - оно не подлежит дарению, продаже или передаче частным лицам или компаниям. Это имущество формирует капитал муниципального учреждения при его создании и является собственностью муниципалитета.

Муниципальное учреждение - организация, созданная на конкретной территории. Учредителем является муниципалитет района, области, края или определенного населенного пункта. Для создания МУ или реорганизации другой некоммерческой организации в учреждение данного типа существует определенная процедура с утвержденным списком документов. Главным документом МУ является устав, а основное имущество принадлежит муниципалитету. Положения указанные в уставе не могут противоречить федеральным законам, а ценное имущество отчуждаться третьими лицами.

  • 6. Экономические методы социальной работы
  • 7. Понятие и сущность экономического пространства ср
  • 8. Особенности перехода России к рыночным отношениям и их негатив.Соц. Последствия.
  • 9. Влияние экономической политики государства на характер и уровень социальной защиты населения
  • 10. Функции системы государственной социальной защиты населения
  • 11. Структура социальной защиты населения
  • 12. Социальная помощь и социальное обслуживание
  • 13. Социальное обеспечение, его виды
  • 14. Сущность и значение обязательного социального страхования в России и его виды
  • 15. Система государственного социального страхования в России
  • 16. Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании социальной сферы
  • 17. Государственные и муниципальные финансы, их сущность, функции
  • 18. Финансовая система рф, понятие и структура
  • 20. Налогообложение как элемент финансового механизма бюджетных учреждений
  • 21. Внебюджетное финансирование. Внебюджетные фонды
  • 25.Социальные гарантии и их виды
  • 22. Сущность, преимущ-ва и проблемы программно-целевого финансирования.
  • 23.Планирование деятельности социальной сферы
  • 24. Гсо. Гарантии прав граждан на соц.Защиту.
  • 25. Соц.Гарантии и их виды.
  • 26. Минимальные гарантии, их законодательная основа
  • 27. Нормы и нормативы в области социального обслуживания
  • 28. Основные категории социальной сферы: «потребность», «услуга».
  • 29. Стандартизация социальных услуг
  • 30. Правовые основы норм и стандартов в социальной защите
  • 31. Сущность и значение минимальных социальных стандартов
  • 32. Административные регламент, назначение и структура
  • 33. Понятие и сущность благосостояния населения
  • 34. Сущность дифференциации доходов населения. Социально-экономических последствий дифференциации доходов.
  • 35. Структура доходов населения в рф
  • 36. Показатели уровня и качества жизни населения
  • 37. Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет
  • 38. Экономическая дифференциация населения, основные показатели
  • 39. Социальное иждивенство, чем обусловлено его развитие
  • 40. Понятие о рыночной справедливости.
  • 41. Малообеспеченность и бедность.
  • 42 Семья как первичная эконом. Ячейка общества.
  • 43 Ведение домашнего хозяйства.
  • 45. Семья как объект социальной работы
  • 46.Формирование показателей качества работы социальных учреждений
  • 47. Экономическая эффективность в социальной работе
  • 48. Критерии оценки эффективности социальной работы
  • 49. Система организации и оплаты труда работников социальной сферы
  • 2. Установление районных коэффициентов и процентных (северных) надбавок.
  • 50. Понятие профессионально-квалификационных групп
  • 51. Понятие трудовых ресурсов, рабочей силы и персонала. Деление персонала организаций социального обслуживания на категории
  • 52. Место и роль социальной работы в системе мер социальной защиты населения
  • 53. Законодательные основы деятельности учреждений социального обслуживания
  • 54. Виды учреждений социального обслуживания
  • 55. Типы государственных (муниципальных) учреждений
  • 56. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения
  • 57. Автономные учреждения их преимущества и недостатки
  • 58.Зарубежный опыт предприятий социального обслуживания различных форм собственности
  • 59. Негосударственные организации в экономическом пространстве социальной работы
  • 60. Социальное партнерство: виды и технологии
  • 55. Типы государственных (муниципальных) учреждений

    ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ определяет три типа гос. (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения.

    Все три типа учреждений – гос. или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от гос-ва.

    Казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета. Заключение государственных (муниципальных) контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется казенным учреждением от имени публично-правового образования. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Лицевые счета открываются казенным учреждениям в органах Федерального казначейства.

    Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется бюджетным учреждением от собственного имени. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется бюджетным учреждением в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Лицевые счета открываются бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.

    Автономное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени. Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.

    В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений» выделяют три типа учреждений ГМУ.

    Три типа ГМУ:

    1. казенные учреждении

    2. автономные учреждения

    3. бюджетные учреждения

    В связи с вступлением в законную силу ФЗ № 83-ФЗ изменяется и нормативно-правовое регулирование данных типов учреждений. Если раньше все учреждения осуществляли свою деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, то теперь деятельность казенных учреждений регулируется ст. 161 БК РФ, деятельность бюджетных учреждений Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», деятельность автономных учреждений Федеральным законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

    В соответствии с ФЗ № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

    В соответствии с ФЗ № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

    Статья 161 БК РФ определяет особенности правового положения казенных учреждений

    1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


    Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

    3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

    Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

    6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

    Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

    7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

    8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

    9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

    10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

    11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

    государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); (см. текст в предыдущей редакции

    В связи с проведением бюджетной реформы (вступлением в силу ФЗ № 83) финансовое обеспечение деятельность ГМУ также изменяется. По-прежнему финансируются по смете доходов и расходов только казенные учреждения. А автономные и бюджетные учреждения получают субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных услуг).

    В соответствии со ст. 6 БК РФ под государственным заданием понимают – документ, устанавливающий требования к качеству, составу и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполненных работ)

    Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

    1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

    требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

    Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

    порядок оказания соответствующих услуг;

    предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

    4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

    Источники финансовых ресурсов государственных (муниципальных) учреждений:

    2. Средства федерального бюджета

    3. Средства бюджета субъекта РФ

    4. Средства местного бюджета

    5. Средства государственных внебюджетных фондов

    6. Доходов, полученных от приносящей доход деятельности

    7. Целевые средства.

    Необходимо отметить, что средства полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности полностью поступают в соответствующий уровень бюджета, а средства полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение.

    Учреждение

    Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

    Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:
    1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам теми средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.
    2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.
    Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

    Виды

    В зависимости от собственника выделяют:

    • Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы
    • Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования
    • Частные учреждения - учредителями выступают физические или юридические лица.

    Государственное или муниципальное учреждение бывают

    • бюджетными
    • автономными
    • казёнными

    Особенности функционирования

    Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными , то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.
    Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.
    Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).
    Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления . Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

    Автономное учреждение

    8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:

    «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»

    Особенность автономного учреждения:

    • возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
    • открывать счёт в кредитной организации
    • автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя
    • собственник учреждения не несет никакой ответственности за долги автономного учреждения
    • имущество за автономным учреждением находится в оперативном управления
    • автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций
    • земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования
    • автономное учреждение может иметь только одного учредителя
    • крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета

    Создание автономного учреждения

    Создается автономное учреждение на основании распоряжения Правительства Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

    Учредитель автономного учреждения

    Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:

    1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Учреждение" в других словарях:

      Учреждение - (англ. institution) в гражданском праве РФ форма некоммерческой организации, созданной собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемой полностью или частично этим… … Энциклопедия права

      Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

      УЧРЕЖДЕНИЕ, учреждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. учредить учреждать (книжн.). Учреждение ученого общества. 2. Общественная или государственная организация с определенным штатом служащих и администрацией, ведающая какой нибудь областью… … Толковый словарь Ушакова

      Основание, организация, устройство, введение, образование, формирование; центр, налаживание, торг, составление, установление, присутственное место, образовывание, основывание, создавание, развертывание, акциз, создание, устраивание, открытие,… … Словарь синонимов

      1) орган государственного управления, государственной власти (государственное учреждение), выполняющий функции, возложенные на государство, часть государственного, аппарата; 2) организация, осуществляющая хозяйственную, социально культурную… … Экономический словарь

      учреждение - 1. Орган, выполняющий функции государственной власти или управления. 2. Организации, созданные собственниками для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые или полностью или… … Справочник технического переводчика

      Юридический словарь

      А. Орган государственного управления, государственной власти, выполняющий возложенные на него функции. Б. Организация, осуществляющая хозяйственную, социально культурную деятельность в сфере услуг,в области науки, культуры, образования,… … Словарь бизнес-терминов

      УЧРЕЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. учредить. 2. Организация, ведающая какой н. отраслью работы, деятельности. Государственное у. Научное у. Детские учреждения (ясли, сады, санатории, интернаты). 3. обычно мн. То же, что установление (во 2 знач.) (устар.) … Толковый словарь Ожегова

      УЧРЕЖДЕНИЕ - по гражданскому законодательству РФ организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права У. на закрепленное за ним… … Юридическая энциклопедия

    Книги

    • Учреждение управления Кавказского края , . Учреждение управления Кавказского края, Том II, часть 2, издание 1886 года. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1886 года (издательство`Санкт-Петербург, Государственная…

    Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

    Что такое государственное учреждение?

    Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

    В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

    Классификация учреждений

    Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

    Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

    Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

    Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

    Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

    Нюансы классификации

    Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

    Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

    Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

    Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

    Госучреждение или госпредприятие?

    Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

    • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
    • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
    • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

    Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

    Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

    Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

    Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

    Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

    Кто учредители?

    Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

    Виды деятельности бюджетных организаций

    Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

    Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

    Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

    Финансовый аспект

    (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

    Налогообложение

    Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

    Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

    Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

    Бухгалтерский учет

    Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

    Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

    Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

    Доходы и расходы

    Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

    • оплата труда в рамках трудовых договоров;
    • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
    • предусмотренные законодательством трансферты;
    • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
    • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

    Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.