Как организовать свою первую выставку: советы профессионального художника. Позаботьтесь об освещении стенда

  • 23.04.2020

ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ

Уважаемые коллеги!

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное

событие для читателей и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков

Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?

Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний . Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.

Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий , который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.

Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.

Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.

Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.

Выставка-импульс , как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.

Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.

Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.

Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.

Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.

Выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу

Подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.

Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.

Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.

Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.

Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.

Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.

Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.

Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.

Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.

Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.


Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.

Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.

Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.

Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.

Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.

Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.

Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.

Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.

Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.

Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.

Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.

Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.

Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.

Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.

Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.

Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.

Вернисаж «Времена года»

Долидзе Галина Николаевна - учитель начальных классов МБОУ лицея№8 г. Ставрополя Ставропольского края.

Фоторепортаж с вернисажа «Времена года»

Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с выставкой картин, выполненных в различных техниках силами наших учеников и родителей. В нашем лицее родители с удовольствием откликнулись на предложение принять участие в семейном конкурсе: « Времена года». По результатам конкурса оформлена выставка картин. Такая форма работы позволяет вовлекать родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы, даёт возможность родителям и детям продемонстрировать свои творческие способности.
Цель выставки: вовлечение родителей в процесс развития творческих способностей детей, выявление и пропаганда лучшего опыта творческой деятельности.
Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Не случайно наш вернисаж называется "Времена года", в картинах сделанных родителями вместе с детьми отражены весна и осень, зима и лето.
Во время работы вернисажа ребята познакомились с различными техниками создания картин. Живописные полотна притягивают взгляд не только, когда они написаны маслом на холсте. Не менее достойны восхищения изделия, вышедшие из рук рукодельниц.

Очень эффектной получится объемная картина, изготовленная из различных подручных материалов.

Делать объемные картины своими руками можно буквально из чего угодно - главное, дать волю своему воображению.
Материал для творческих креативных работ осень дарит очень щедро. Разнообразие красок и форм, какое можно встретить в природе, не сравнится ни с одним искусственно изготовленном наборе для творчества: сухие листья, шишки, желуди, иголки хвои, семена ясеня и клена, крылатки, орехи и семена арбуза и дыни, плоды рябины и шиповника, маковые коробочки и другие растения-сухоцветы, мох и кора деревьев. Собирать все перечисленные материалы надо стараться в каждую прогулку, при вылазках в лес, походах за грибами, прогулках на природу. Надо быть внимательным, иногда под ногами может лежать целое богатство. Кроме того, такое собирательство очень интересно, развивает у ребенка логическое и творческое видение. Дети любят поделки из природного материала, сами придумывают новые варианты работ, с увлечением и подолгу могут сидеть за созданием очередного шедевра.
Если вы думаете, что из соленого теста можно лишь лепить различные фигурки, то ошибаетесь. Ничто не мешает вам сделать из теста картину.

Она украсит любой интерьер и создаст веселое настроение в вашем доме. А еще такую работу можно презентовать в качестве подарка – виновник торжества не останется равнодушным к вашему творчеству – это точно!
Ещё с Древней Руси пришло к нам это искусство. В те времена считалось, что подарки, сделанные своими руками из теста, несут в дом благополучие и богатство. Поэтому наши предки к Новому году дарили друг другу такие новогодние поделки своими руками. Изделия из солёного теста считались традиционными символами на свадьбе.
Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление картин из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает. Можно смело сказать, что лепка из солёного теста – это колоссальное удовольствие, которое, вдобавок к этому, даёт потрясающий результат.


Картины из бисера на клею – техника значительно более простая, доступная широкому кругу рукодельниц.


Впрочем, изготовление картин на клею – это даже не столько рукоделие из бисера в изначальном понимании, сколько «художество», одна из техник рисования из нестандартного материала. Чтобы выполнить такую картину необходимо взять готовый рисунок, наклеить его на основу – картон, фанеру, а затем отметить участки каждого цвета и, покрывая их последовательно клеем, засыпать слоем бисера того же цвета. Результат – изумительное произведение искусства!
Есть ещё один способ изготовления картины из бисера при помощи клея, тоже похожий на аппликацию.
Разница в том, что на основу (картон, однотонную ткань) приклеиваются не кусочки бумаги с наклеенными или пришитыми бисеринками, а отдельные детали картины, выполненные с помощью бисероплетения: готовые цветы, листики, бабочки, снежинки.


Это «синтетический» вид искусства, включающий в себя сразу несколько видов рукоделия из бисера.
Но это и прекрасно – особенно если ваша дочка или внучка освоила нехитрые приёмы создания отдельных плоских фигурок из бисера, им самое место на картине, а не в ящике стола, где их никто не видит!
Вышивка – один из наиболее популярных видов рукоделия. Мастерицы создают самые удивительные и прекрасные вещи. При этом используются разные стежки – гладью или крестом. Также выходят просто замечательные картины из лент.


Своими руками изготовленные вещи поражают нежностью и естественной красотой. Создавать их достаточно просто, и весь процесс занимает не так много времени, как при работе нитками мулине.
В давние времена вышивка картин из полосок ткани выглядела не так, как ныне. Мастерицы использовали веревочки, сплетенные из растительных волокон. Позже, когда стало развиваться ткачество, появились ленты в современном виде. Само искусство, как считают исследователи, возникло благодаря французскому королю Людовику XV. Но и по сей день всех очаровывают и интригуют картины из лент. Своими руками можно сотворить настоящее чудо!
На нашем вернисаже была даже картина из макарон.


Кто бы мог подумать, что обычные макароны такой чудесный материал для поделок! Они очень удобно клеятся, обычным клеем ПВА, к тому же их можно раскрасить красками и цвета будут яркие и красивые. А форм макарон и размеров, тоже очень много, подойдут самые обычные и не дорогие. Сначала наносится контур рисунка, а потом клеем макарошки, лучше делать на цветном картоне.
Картины выполненные в технике квиллинг завораживают своей красотой и заслуживают внимания со стороны любителей бумагокручения и тех людей, кто любит создавать уют в интерьере.


На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.


В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.


А эти картины просто поражают своей реалистичностью. На первый взгляд может показаться, что они нарисованная акварелью. Подходим ближе - и вот перед нами лоскутная картина.


Кинусайга - это лоскутная техника, где вам не потребуется ни нитка, ни иголка.


Любительницам картин в стиле пэчворк эта техника придется по душе. Ее большой плюс еще и в том, что можно создавать картины вместе с ребенком. Технику кинусайга создала японка Маэно Такаши, профессор Университета. Основным материалом для создания картин служат кусочки шелка. Конечно, сейчас их можно купить в любом магазине тканей, а вот раньше картины кинусайга были отличным способом «утилизировать» старые шелковые кимоно. Шелк был очень дорог, к тому же, шелк для кимоно весьма красив. Было бы жалко выбрасывать такую ткань или же применять ее на хозяйственные нужды. Поэтому его стали применять для создания игрушек и картин.
Картины в технике кинусайга создаются так. Для начала, проект будущей картины рисуется на бумаге. Рисунок похож на раскраску: четкие границы-линии между элементами, дробление элементов по цветам и оттенкам. Потом линии рисунка надо перенести на дерево. По линиям в дереве прорезаются желобки-канавки, глубиной 2 миллиметра.
Затем рисунок на бумаге надо раскрасить, чтобы иметь представление, ткань каких цветов и оттенков потребуется. Фрагменты рисунка (а их может быть очень и очень много) нумеруются (и на бумаге, и на дереве).Затем из ткани вырезается кусочек, по форме соответствующий определенному фрагменту, но несколько больше (можно сказать, это своеобразный припуск на швы). Этот припуск по краям просто крохотный, всего 1 миллиметр.
Каждый кусочек ткани приклеивается на свое место, а края-припуски заправляются в прорезанные в дереве канавки. Работа очень кропотливая, если учесть, что размер некоторых элементов может не превышать половины сантиметра. Такую картину можно сделать только вручную. Не удивительно, что работы в этой технике стоят огромных денег и являются предметами гордости их обладателей.

«Выставка - такой же художественный продукт, как и те экспонаты, которые на ней выставляются», - считает , за плечами которой 12-тилетний опыт работы в Музее Кремля, а также организация крупных международных выставок, в частности ставших уже легендарными «Москва-Берлин» (1995) и «Великая утопия: Русский авангард 1915-1932» (1992). В рамках лекции для слушателей факультета RMA Зельфира Исмаиловна рассказала о том, как в идеале должен происходить процесс организации выставочного проекта.


О выставках вчера и сегодня

«Выставочная работа - одно из самых эффектных и привлекательных направлений в современной художественной жизни. Выставка - это всегда зрелище. Сегодня, когда требования публики постоянно растут, общие стандарты выставочных проектов постепенно снижаются. Это происходит, в первую очередь, потому что музеи и галереи сталкиваются с проблемами, о которых они даже не могли подумать 20 лет назад. Людей нужно интенсивно завлекать на выставки, итогом чего является популизм в подходе к представлению материала и небрежность в исполнении - выставки очень быстро сменяют одна другую и готовятся в очень сжатые сроки. Сейчас их основной конкурент - интернет, избаловавший людей большим потоком качественных изображений, практически стерев в их глазах разницу между оригиналом произведения и картинкой на экране.

Сегодняшний зритель, приходя на выставку, хочет, в первую очередь пережить яркое впечатление и прочитать определенный месседж. Поэтому, если раньше было достаточно собрать редкий и неизвестный материал и это работало, то сейчас выставка должна начинаться с яркой и оригинальной идеи, которая будет прочитываться в подборе экспонатов, их расположении, каталоге и др.».

О том, с чего начинать

«Придумывают выставки кураторы. На Западе эта должность входит в число самых почетных. Куратор там - царь и бог. Но если говорить о российских музеях, то тут роль кураторов часто недооценивают, а на первый план выходят люди, в чьих руках сосредоточены административные ресурсы. Конечно, сейчас ситуация меняется, но если говорить про то, что было 20 лет назад, когда я первый раз попала на длительную стажировку в США, то разница бросалась в глаза. У нас в музеях куратор - это научный работник, нагруженный большим количеством хранительской и административной работы до такой степени, что на креатив у него практически не остается времени. В Америке и Европе, тот, кто придумывает выставку, и тот, кто ее делает, - это всегда разные люди. И эту разницу четко видит администрация музея, которая знает, что от того, насколько интересную и новую идею выставки предложит куратор, будет зависеть то, какое мнение сложится о музее в целом.

Идея куратора должна быть воплощена в текст, где будет прописана четкая концепция выставки. С этой концепцией куратор идет к руководству музея, которое принимает итоговое решение. Если проект одобряют, то в дополнение к концепции создается красочная презентация, доказывающая, что выставка будет значимой и громкой, с которой музей идет к спонсору.

Практически все музейные выставки делаются на спонсорские деньги. В США помимо паблисити спонсоры получают большие налоговые льготы, что является для них значительным стимулом. В России закона о меценатстве нет, поэтому к спонсорам здесь надо относиться с особым вниманием. Их надо любить и, самое главное, ценить тот вклад, который они вносят в развитие музея. Важно не забывать размещать их баннеры, приглашать на открытие, давать возможность написать приветственное слово в каталог и т.д. И если соблюдать все эти правила, то это дает свои результаты: спонсоры начинают по-настоящему интересоваться проектами музея».

Об основных статьях бюджета выставки

«Как только сформулирована концепция, важно представить предварительный бюджет проекта. Обычно он включает несколько основных статей расходов.

Во-первых, это транспортировка и страхование произведений искусства, требования к которым значительно повысились в последнее время, особенно если речь идет о привозе экспонатов из-за границы. Любой серьезный прокол в этой области затрудняет дальнейшую работу с западными коллегами. Что касается страховки, то это отдельный большой разговор. Здесь существует множество нюансов и ограничений при работе со отечественными страховыми компаниями, многие из которых сами берутся страховать не больше 5 млн. условных единиц, а все остальное перестраховывается у надежных перестраховщиков за рубежом. К сожалению, в нашей стране не существует понятия „государственной гарантии“, заменяющее страховку, что значительно ограничивает наши возможности. Зарубежным музеям покровительство государства позволяет собирать под одной крышей экспонаты общей страховой стоимостью в несколько миллиардов условных единиц.

Во-вторых, это создание выставочного дизайна и монтаж. Сегодня людям интереснее иногда, не то, что они увидят, а как им будет это преподнесено. А чтобы новые технологии и навязчивые дизайнерские решения не ущемляли сами экспонаты выставки, а, наоборот, выявляли суть этой экспозиции, нужен талантливый и грамотный архитектор выставок. В России таких людей, которые могут мыслить пространственно и при этом не забивать идею куратора и сами экспонаты, можно пересчитать по пальцам. К счастью, сегодня музеи уже понимаю, что выставка, сама по себе, - произведение искусства, поэтому все чаще приглашают зарубежных дизайнеров и архитекторов».

О том, как все организовать

«Самая интенсивная работа начинается, когда определен состав выставки и есть предварительная смета. На Западе существует профессия „координатор выставочных проектов/регистратор“. Этот человек, получив от куратора список экспонатов, должен составить на основе текста-концепции обращение к участникам выставки, где будет обоснована ее актуальность и значимость. Это невероятно важный момент, так как музеи и частные коллекции нужно убедить прислать необходимые вам экспонаты. В России этим, как и все остальным, занимается куратор.

После подтверждения всех экспонатов начинается кропотливая работа над каталогом. Одной из важных ее составляющих являются запросы на право воспроизведения экспонатов. Очень часто права на воспроизведение произведений принадлежат не самим музеям или галереям, а международным ассоциациям или музейным управлениям (как, например, во Франции). За использованием этих изображений в каталогах следят очень четко, особенно если речь идет о живущих художниках, или тех. с момента смерти которых прошло не более 70 лет.

Важное значение имеет перевод. Небрежный перевод авторских текстов может сильно испортить впечатление от выставочного проекта в целом. В советское время была отличная школа переводчиков, выпускавшая специалистов, способных адекватно изложить на русском языке суть текста и не ошибаться в терминах. Сегодня людей, способных одновременно писать об искусстве и переводить, очень мало. Поэтому лично я предпочитаю привлекать высокопрофессиональных переводчиков, блестяще владеющих русским языком или привлекать к переводу искусствоведов, хорошо владеющих иностранными языками.

Очень важно, чтобы у каталога был интересный дизайн и высокое качество печати - его приятно будет подарить спонсорами или продавать на прилавках музейного магазина».

Важнейшая часть выставочной работы - составление всей договорной документации. Сотрудникам необходимо оформить пакеты документов для выдачи экспонатов из музеев. При этом условия диктует сторона, предоставляющая вам произведения искусства. Кроме того, у вас на руках должны быть отчеты о состоянии здания - системы пожаротушения, безопасности, а также государственная гарантия своевременного возврата экспонатов. Лет 20 назад на этот документ не обращали внимания. Но после того, как многим западным музеям пришлось расстаться с произведениями, в отношении которых были выдвинуты претензии со стороны наследников их бывших владельцев, у которых они были изъяты при Гитлере, к нему стали относиться с должным вниманием.

Об отношениях со СМИ

«Выставки - важнейшая сфера деятельности музея, которая создает его общественную репутацию и держит в фокусе внимания СМИ. О том, как надо работать с журналистами, я научилась во время свой стажировки в Музее Гуггенхайма в 1990-е годы. У них не нашлось рабочего места и меня посадили в кабинет заместителя директора по выставочной работе. Во время какого-то важного совещания в связи с открытием одной из выставок, когда одновременно надо было решать тысячу вопросов, ему позвонили и сказали, что пришел журналист из „Нью-Йорк Таймс“. Так вот он бросил все дела и два часа водил журналиста по выставке. Потому что от того, что и в каком издании о вас напишут, будет зависеть репутация выставки. И чтобы пресса писала о вас правильно, журналисты должны понимать, что с ними работают и им уделяют должное внимание., это действительно то, на что не стоит жалеть сил».

Ответы на вопросы слушателей RMA:

Зельфира Исмаиловна, и все-таки: куратор должен, в первую очередь, создавать смыслы, или думать о том, где взять деньги на проект?

Лично я принадлежу к числу тех людей, кто занимается и первым, и вторым. Конечно, в идеальной модели это должны быть разные люди: куратор создает смыслы, а регистратор занимается договорами и всеми административными работами. Но тот человек, который идет к спонсорам, должен брать с собой куратора, который лучше других сможет обосновать и доказать значимость своей идеи. Но, в то же время, всегда хорошо, когда ты знаешь, как происходит процесс в целом, что дает целый ряд преимуществ.

Должны ли музеи окупать спонсорские деньги?

Нет, выставки - это всегда убыточная история. К тому же спонсору не ждут возврата своих вложений. В России практически ни один музей не зарабатывает на выставочных проектах. На Западе это возможно при наличии музейного магазина, где к каждой выставке заказывается определенная продукция. Обычно такие товары расходятся на ура.

Почему система создания музейных магазинов не развита в России?

Во многом из-за косности механизмов наших музея, где большую часть сотрудников составляют не творческие люди, а административный аппарат. К примеру, у нас есть закон, запрещающий тратить больше 400 тыс. в квартал на закупки чего-либо помимо тендера, что делает заказ нужного музею и качественного продукта почти невозможным. Кроме того, музеи не могут сдавать свое помещение под субаренду. И плюс ко всему, у нас в стане очень сложно заказать производство чего-то за относительно небольшие деньги, а если наладить производство за рубежом, то большие средства уйдут на доставку и таможенные сборы.

Вера Хайрутдинова

Художник, член Творческого союза художников России, дизайнер. За 6 лет выставочной деятельности организовала и провела 29 персональных выставок, 9 из которых в Китае.

Главный совет начинающим художникам: не бойтесь выставлять свои работы. Уверена, следуя дальнейшему плану, вы осуществите свою мечту и проведёте первую выставку.

Как рассказать о себе

Составьте резюме

Включите в него информацию о месте учёбы, о выставках с указанием времени, места, названия. Наверняка вы участвовали в групповых мероприятиях. Постоянно обновляйте резюме, добавляйте новые события, связанные с искусством, и удаляйте менее важные. Также напишите о стажировках, мастер-классах, премиях, наградах, если они есть. Добавьте ваше фото.

Напишите биографию

Коротко расскажите о себе. Буквально на полстраницы: напишите о том, кто вы, где родились, где учились. Вероятно, некоторые ваши работы находятся в частных коллекциях (даже если вы их дарили) и, возможно, в разных городах России или за рубежом. Добавьте и эту информацию.

Подготовьте буклет

Необязательный пункт, но позволяет ярко и красочно представить информацию о вас. Разместите ваше фото, фотографию одной или нескольких картин. Добавьте краткие сведения о себе, о том, что пишете, контакты, упомяните свой сайт или страницы в соцсетях. Неплохой вариант - двусторонняя листовка формата А5. Более информативная, чем визитка, к тому же недорогая.

Заведите страницы в соцсетях

Если они есть, почаще выставляйте фото картин. Очень интересны кадры в процессе написания, на пленэре, снимки картин в интерьере. Попросите, чтобы вас сфотографировали за работой. Снимайте короткие видео.

Зарегистрируйтесь на порталах для художников

Возможно, кто-то из других посетителей захочет приобрести ваши работы. Главный плюс таких сайтов - когда ваше имя будут вводить в поисковых системах, ваши картины будут среди первых ссылок в выдаче. Для размещения работ можно использовать эти сайты:

Как подготовить работы к выставке

Оформите картины

Картины нужно оформить в багеты, для акварелей лучше добавить паспарту. Не забудьте про крепления. В последнее время я перешла на холсты с галерейной натяжкой, толщиной 4 см.


При галерейной натяжке края изображения заходят на торцы подрамника и оформление в багет не требуется

Убиваю несколько зайцев сразу: экономлю на оформлении (багеты стоят недёшево) и облегчаю транспортировку картин. Рамы тяжёлые и хрупкие, их легко повредить, необходимо защищать углы специальными уголками, а если , то считаем каждый килограмм. А холсты с галерейной натяжкой легче и удобнее для транспортировки и упаковки. Кроме того, в современных интерьерах такие работы стильно смотрятся.

Поставьте подписи

Обязательно ставьте подпись на лицевой стороне работы. С оборотной укажите фамилию, имя, название работы, размер картины (пишется сначала высота, потом ширина), материал (например «холст/масло» или «акварель/бумага»), год. Подписывать можно углём, потом обязательно закрепите специальным спреем или лаком для волос, чтобы он не осыпался.

Сфотографируйте картины

Лучше всего провести профессиональную съёмку. Фото хорошего качества сможете использовать для каталога, альбома, буклетов, принтов (создания копий) или при печати на одежде и аксессуарах.

Но такая съёмка стоит дорого, поэтому поначалу можно фотографировать и самостоятельно. Для съёмки работу лучше вынести на улицу и снять в тени. Потом обрезать лишнее и обработать в фоторедакторе. Следите, чтобы цвета на фото соответствовали реальным цветам на картине.

Для хранения фото картин заведите отдельную папку на рабочем столе. Снимки можно предварительно разобрать по коллекциям - так вы сможете всегда быстро найти нужные. Для фотографий картин в интерьерах также заведите отдельную папку, как и для снимков с пленэров и своих фото за мольбертом.

Составьте список работ

Составьте список всех ваших картин в виде таблицы. Можно рассортировать по коллекциям или годам. Так вы сами поймёте, сколько у вас картин, и наведёте порядок. В таблице укажите номер, название картины, год, размер, материал, при необходимости - стоимость, приложите фото. Я добавляю пометки к картинам, когда они проданы или размещены в коллекции. Обязательно отмечайте картины, которые отдаёте на выставку или куда-то ещё.

Что ещё нужно учесть при подготовке к выставке

Название

Придумайте название выставки в соответствии со стилистикой и темой картин. Отберите работы согласно концепции, чтобы вместе они смотрелись хорошо и логично. Составьте отдельный список по принципу, описанному выше, только включите в него те картины, которые хотите продемонстрировать на данной выставке. Напишите о том, как пришла идея написания картин, историю о коллекции.

Выбор площадки

Существует много возможностей выставиться бесплатно: выставочные залы, галереи, бизнес-центры, библиотеки. Задавайте вопросы по почте или телефону, заходите и знакомьтесь лично, спрашивайте, могут ли сотрудники разместить ваши работы или порекомендовать, к кому лучше обратиться. Показывайте свои картины.

Если вы в Москве, можно обратиться к руководителю проекта «Искусство на природе » Валерию Сенкевичу или в Izo Art Gallery в БЦ «Романов двор» - за небольшие деньги сможете поучаствовать в групповой или персональной выставке.

Упаковка и доставка картин

Позаботьтесь об упаковке заранее. Конечно, всё зависит от того, куда и как вы собираетесь перевозить картины.

  • Если работы оформлены в багет, защищайте углы - небольшой скол на раме может испортить весь вид.
  • Если доставляете на машине и не очень далеко, слоя пластиковой плёнки и пузырчатой упаковки будет достаточно.
  • Если перевозите на дальние расстояния, транспортные компании предлагают добавить картонную упаковку или жёсткую обрешётку.
  • При перевозке картин за границу не забудьте оформить разрешение на вывоз. В Москве этим занимается Коллегия экспертов по культурным ценностям. Стоимость для художников - 500 рублей за картину, но иногда есть возможность схитрить. Работы из одной серии можно оформить как диптих или триптих и заплатить как за одну картину.

Расположение картин

Заранее продумайте, как будут висеть ваши работы. От пола до центра картины должно быть 140–150 см. Проверьте освещение. Лучше всего использовать точечные направленные светильники. Если будете выставляться в галерее, с развешиванием вам обязательно помогут.



Пресс-релиз

Первый пресс-релиз мне помогали делать специалисты. В тексте должно быть название выставки, краткая информация о вас, о том, что будет представлено, указан адрес, продолжительность, дата открытия, телефон для связи. Дальнейшие пресс-релизы можно делать самостоятельно на примере первого.

Приглашения

Оформите приглашения на открытие выставки. Укажите название, адрес, время, номер телефона, какие ещё планируются мероприятия (я часто приглашаю друзей-певцов для выступления). И рассылайте! Это очень приятно. Я заранее готовлю список тех, кого хочу пригласить, и отмечаю, кто согласился прийти, а кто нет. Так вы сможете приблизительно посчитать число гостей, чтобы определиться с количеством напитков и закусок для фуршета.

Фотограф

Обязательно пригласите профессионального фотографа. Снимки с выставки сможете разместить на страницах в соцсетях и отправить гостям и друзьям. Такие фото напомнят о вас и вашем мероприятии.

Съёмка видео

Хорошее дополнение к вашему портфолио, хотя необязательное. Если всё-таки решите сделать фильм об открытии выставки, заранее обсудите с оператором, что вы хотите в нём увидеть, какие крупные планы вам важны, интервью с какими людьми. В общем, напишите сценарий вашего вечера и фильма. Когда будете подавать заявку на следующую выставку, не забудьте прикрепить ссылку на него.

Ваш образ

Продумайте свой внешний вид в соответствии с концепцией выставки и местом её проведения. При необходимости обратитесь к стилисту, который позаботится о причёске и . Такие детали помогут вам создать цельный образ, который точно запомнится гостям и будет ещё долго радовать вас на фотографиях.

Вступительная речь и общение с гостями

Поприветствуйте гостей, кратко расскажите о картинах. Не забудьте поблагодарить людей, которые к вам пришли. Уделите внимание каждому гостю, ходите по залу, знакомьтесь, общайтесь, узнавайте, откуда человек узнал о вашем мероприятии. И обязательно наслаждайтесь вашим вечером!

Фуршет

Конечно, можно обойтись без него, но обычно гости приходят на мероприятие после работы, и стакан воды или бокал шампанского не помешает. Всё зависит от вашего бюджета, можно добавить выпечку и закуски. Гости оценят такие знаки внимания.

Закрытие

Проводится по желанию. Можно пригласить тех, кто не попал на открытие.

Конечно, организация первой выставки - волнительное и непростое мероприятие, но вместе с тем это выход на новый уровень профессионального развития. Подумайте, где бы вы хотели видеть свои картины, рассказывайте о своих планах друзьям, спрашивайте совета у людей, связанных с искусством, отправляйте резюме. В общем, стучитесь во все двери и показывайте своё творчество. И тогда первая выставка станет началом череды увлекательных мероприятий, которые откроют новые грани вашего таланта и подарят много удивительных знакомств и открытий. Удачи вам!

3-4 ноября 2017 года в России пройдет ежегодная акция «Ночь искусств». Девиз акции: «Искусство объединяет». Организаторы обещают интерактивные занятия, мастер-классы, перформансы, выставки, спектакли и другие мероприятия в городах России. А мы предлагаем устроить очередную коллективную фотовыставку!


Фотовыставка откроется 3 ноября 2017г. Кроме виртуальной выставки на сайте сообщества, мы оформим реальную выставочную экспозицию в зале московской библиотеки №100. Стоит ли говорить, что пролистать фотографии на мониторе и увидеть вживую - это для зрителя совершенно разный опыт. Да и автор смотрит на отпечатки иначе, чем на «цифру». Взгляните на с предыдущей выставки о детстве.

Внимательно прочитайте условия участия и требования к фотографиям. Сроки очень сжатые, поэтому придется потрудиться, чтобы успеть к назначенной дате. Последний срок приема фотографий - 12.10.2017 (не позднее 23:59 по московскому времени 12 октября 2017)

Какие фотографии мы ждем?

Выберите одну или больше тем.

Тема 1 «Оммаж» (куратор ironrations )
В сообществе масса интересных фотографий созданы к брифам «Реконструкция» и «Фотодуэль». Они примеры оммажа. Предлагаем рассказать о значимых для вас произведениях искусства (и о мастерах), воссоздав их в фотографии. Зритель будет угадывать или узнавать оригинальное произведение, а может быть знакомиться с новым для себя автором через вашу работу. Пусть эта коллекция оммажей станет данью уважения мастерам прошлого. Просьба указывать название и автора оригинального произведения.


Фотозагадка. Попробуйте угадать, где оригинал Кристиана Коиньи, а где работы наших фотолюбителей: tey51 , ilsiyarz , lotos_tea


Фото 55nika оммаж "Американской готике" Гранта Вуда

Тема 2 «Музей» (куратор tey51 )
Предлагаем участникам представить Музей средствами фотоискусства. Не нужно заниматься обычной фотофиксацией какого-либо предмета из музейной коллекции. А вот концептуально связать экспозицию со зрителями, с создателями, с обслуживающим персоналом, показать именно атмосферу музейного пространства. Хочется увидеть визуальное отражение смысла представленных экспозиций. При этом музей может быть абсолютно любой, от маленького школьного до ландшафтно-паркового...


Фото tey51

Тема 3 «Винтажная открытка» (куратор er_anna )
Предлагаем создать поздравительную открытку «под старину» любого жанра (портрет, натюрморт, пейзаж). Темой для открытки могут быть Рождество и Новый год, Пасха, день Св. Валентина, день рождения, свадьба и др. праздники. Мы ожидаем добрые, немного наивные фотоизображения в духе поздравительных открыток 19 - начала 20 вв. Допускается подпись: краткое традиционное поздравление.
Примеры старинных открыток , ,


Фото katharinaviplab

Тема 4 «Стрит-арт и человек» (куратор ironrations )
Стрит-арт, современное городское искусство - это граффити, скульптурные инсталляции, некоммерческие постеры, небольшие «подброшенные» в общественные места объекты. Стрит-арт не только для красоты и саморепрезентации художника, не только для оформления пространства. Самое интересное это то, как человек взаимодействует с объектом стрит-арта: остановился, задумался, пригляделся, поиграл, сфотографировал, какие эмоции при этом испытывает, хранит объект или уничтожает. А может быть прохожий сам становится частью произведения искусства? Это видит фотограф. Принимаются фотографии не просто интересных объектов стрит-арта, а истории взаимодействия людей с этими объектами.


Фото faja_dar

Кто может прислать фотографии: Участники сообщества Если вы еще не вступили в наше сообщество, то можете сделать это в любой момент, мы всегда рады новым участникам.

Последний срок приема фотографий: 12.10.2017 (не позднее 23:59 по московскому времени 12 октября 2017)

Куда высылать: Тема письма «Фотовыставка», адрес [email protected]

Требования к фотографиям:

1. Вид фотосъёмки (предметная, интерьерная, репортажная, постановочная): по усмотрению исполнителя.
2. Количество фотографий: от 1 до 15
3. Назначение фотографий (каталог, буклет, частная коллекция и т.д.): фотовыставка, буклет фотовыставки.
4. Выходной формат:
Для отбора JPEG, от 800 до 1000 по длинной стороне, соотношение сторон на усмотрение исполнителя.
Для печати TIFF или JPEG, разрешение, допускающее печать формата А3
5. Цвет изображения: по усмотрению исполнителя
6. Уровень ретуши / обработки : допускается любой вид обработки, соответствующий требованиям.
7.Требования к изображению: НЕ принимаются фотографии:
- в виде полиптихов (диптихи, триптихи и т.п.);
- с рамками и паспарту;
- с водяными знаками и подписями. Подпись допускается только на фото-открытках в виде краткого традиционного поздравления (например, «Счастливого Рождества», «Merry Christmas»).
8. Требования к сопроводительному тексту
ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите в сопроводительном тексте к фотографиям
- Имя автора (как будут подписаны фотографии на выставке и в буклете, рекомендуем указать фамилию и имя)
- Именной тэг в
- Укажите, готовы ли участвовать в живой экспозиции в Москве. Ниже об условиях участия и оргвзносе.
ПО ЖЕЛАНИЮ укажите:
- Из какой вы страны,
- Название фотографии,
- Дату съемки, город съемки,
- Цитату или небольшое пояснение к фотографии
9. Дополнительно: Просьба ко всем авторам прислать автопортрет для публикации в разделе "Наши авторы". К автопортрету вы можете приложить любой текст, который вам хотелось бы опубликовать по поводу этой выставки.

Отправляя работы на фотовыставку, участник подтверждает наличие у него авторских прав на предоставленные работы и соглашается с тем, что его фотографии могут быть использованы организаторами на фотовыставке, в электронных и печатных каталогах, рекламных буклетах с указанием имени автора для информирования аудитории о фотовыставке без выплаты авторского вознаграждения.


Порядок подготовки выставки:

После сбора фотографий, кураторы отберут из них те, которые соответствуют требованиям и темам выставки.

Фотографии разных авторов должны сочетаются друг с другом. Возможно, что фотография будет отклонена не по своим качественным характеристикам, а потому что не сочетается с остальными. Если для включения в выставку фотографию потребуется немного изменить (например, кадрировать, изменить соотношение сторон), куратор обратится к автору с предложением по почте. Повторим, что изменение может потребоваться для лучшего сочетания данной фотографии с другими, а не для «улучшения» самой фотографии.

Выставка будет размещена в зале коллективных экспозиций виртуальных выставок . Участие в виртуальной выставке бесплатное.

ВАЖНО: При желании автора отобранные на выставку фотографии могут экспонироваться в выставочном зале в Москве. Организационный взнос составляет 100 рублей за одну фотографию. Средства идут на печать и оформление фотографии в рамку с паспарту. Если денег совсем нет, а участвовать хочется, напишите нам, что-нибудь придумаем!

Условия и порядок участия в фотовыставке в Москве:

1. Укажите в письме с фотографиями, что готовы участвовать в живой выставке.
Это значит, что у вас есть фотографии большого разрешения для печати А3 и вы готовы оплатить организационный взнос.

2. Если ваши работы были отобраны куратором, то он обсудит с вами по почте, какие фотографии напечатать, сообщит, как сделать перевод. Пожалуйста, будьте готовы отправить фотографии большого разрешения и взнос оперативно, в течение 2-3 дней.

3. Модераторы сообщества подготовят коллективную экспозицию к открытию, сообщат о ходе работ.

Мы ждём ваши фотографии и надеемся увидеть вас и ваших гостей на выставке в ночь искусств!

Задавайте вопросы в комментариях к этому посту, непосредственно куратору и всем модераторам. С удовольствие ответим!