Изменились критерии для отнесения организаций и ип к субъектам малого и среднего предпринимательства. Законодательная база российской федерации Фондов не превышает 25 доля

  • 25.10.2021

нимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

Таким образом, из положений статьи 3 Закона №88-ФЗ следует: для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

Организация должна быть только коммерческой;

Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;

Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;

Средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» . Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

Хозяйственных товариществ и обществ;

Производственных кооперативов;

Государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

Хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

Хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).

Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Отметим, что критериев отнесения субъектов к малому бизнесу по объемам выручки Закон не содержит. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Если осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли (пункт 1 статьи 3 №88-ФЗ).

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 3 №88-ФЗ).

В соответствии с нормами статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законодательством.

Причем в физические лицами в гражданском законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается , не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Пункт 1 статьи 23 ГК РФ устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет.

Итак, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. « »).

Организация относится к субъектам малого предпринимательства, если суммарная доля участия юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, в ее уставном капитале не превышает 25%. Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими организация признается малым предприятием, даже при доле участия более 25%.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники: Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации и потребительские кооперативы*

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)

Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов *

Коммерческие организации , потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

На 2013−2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:

  • 60 млн руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн руб. – для малых предприятий;
  • 1000 млн руб. – для средних предприятий

3 Данное ограничение не распространяется на организации:*

1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:

  • бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;

2) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных .

2.Статья: Рассказ о том, кто является субъектом малого предпринимательства и что это дает

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Их три:*

Размер выручки компании - поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 400 млн. руб.;

Численность работников составляет не более 100 человек;

Состав учредителей - доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена.*

Если среди ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, вы однозначно малое предприятие.

А вот в ситуации, когда среди учредивших вашу фирму есть юрлица либо государственные образования - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия*. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов в вашем уставном капитале не превышала 25%.

В отношении учредителей - обычных юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц не должна превышать 25%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 40%. Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми*.

Описание ситуации:

Существует вероятность, что в нашей организации к концу года (в ноябре) оборот по реализации превысит установленный предел для малых предприятий. Если это произойдет, то:

Вопросы:

1.Утрачивает ли предприятие статус малого с нового года?

2.В полном ли объеме сдается отчетность за год?

3.Применяется ли в данном случае ПБУ 18/02 (если да, то с какой даты)?

Ответы на вопросы:

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства определены в ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предельный размер выручки для субъектов малого предпринимательства определен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. №556 и составляет:

  • для малых предприятий - 400 млн. руб. в год (без НДС);
  • для микропредприятий - 60 млн. руб. в год (без НДС).

Фактические значения определяются по итогам календарного года. И только если они будут превышать установленные предельные значения в течение 2 календарных лет подряд, по истечении этих 2 лет предприятие переходит в другую категорию.

Отметим, также, что может возникнуть ситуация, когда определенные по этим показателям категории субъектов предпринимательства будут различаться. В таких случаях следует судить о принадлежности бизнеса к малому или среднему, исходя из наибольшего по значению показателя.

Это означает, что если по средней численности коммерческая организация относится к сфере малого предпринимательства, а по выручке - к средним хозяйствующим субъектам, то, по нашему мнению, этот субъект следует считать субъектом среднего предпринимательства.

Если хозяйствующий субъект не соответствует субъектам малого предпринимательства по средней численности (но этот показатель в пределах ограничения для субъектов среднего предпринимательства), а по выручке (или балансовой стоимости) находится в пределах ограничений, установленных для малого предпринимательства, то он будет считаться средним.

1.Таким образом, учитывая приведенные выше нормы законодательства РФ (критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства), представляется, что если в организации, являющейся малым предприятием, показатели или условия, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, превысят допустимые значения на протяжении двух лет подряд, то организация перестает быть малым предприятием и переходит в категорию среднего. При этом, как отмечено выше, достаточно, несоблюдения хотя бы одного критерия.

2. Учитывая, что статус предприятия определяется по итогам двух лет, то предприятие, являвшееся малым, обязано будет подавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме лишь по итогам года, следующего за двумя предыдущими годами, в которых организацией были не соблюдены критерии малого предприятия. В указанном в запросе случае, если организацией не соблюден какой-либо критерий по итогам первого года, то она не теряет статус малого предприятия, и не обязано предоставлять отчетность в полном объеме.

3. В соответствии с п.2 ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н данное Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями. В отношении всех остальных организаций его применение обязательно. Соответственно, организация являвшаяся малым предприятием, обязана применять указанное ПБУ с начала года, следующего за двумя предыдущими годами, в которых организацией были не соблюдены критерии малого предприятия (по итогам которых она теряет статус малого предприятия).

На заметку!

Неприменение ПБУ 18/02 может рассматриваться как уклонение от ведения бухгалтерского учета в установленном порядке.

Согласно ст.18 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, под которым, в частности, понимается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Это означает, что уклонение от применения ПБУ 18/02 может привести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в случае неприменения ПБУ 18/02 должностные лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ.

Однако, по нашему мнению, возникновение указанных выше рисков является маловероятным.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ вступил в силу 30 июня. Он внес поправки в Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, несколько изменив критерии отнесения хозяйствующего субъекта (юрлица или индивидуального предпринимателя) к субъектам малого и среднего предпринимательства. К их числу относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (кроме ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются определенные условия.

Средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников субъекта не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка субъекта от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

По новым правилам, установленным Законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ, действующим с 30 июня, категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет (ранее – в течение двух лет).

Для организаций - доля участия в уставном капитале

С 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов;
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

Правительство РФ установило также новые предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства. Постановлением от 13 июля 2015 г. № 702 установлено, что порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн. рублей, для малых предприятий - 800 млн. рублей, для средних предприятий- 2 млрд. рублей.

Напомним, что постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101, которое утратило силу, в целях определения категории хозяйствующего субъекта были установлены предельные значения выручки для компаний и индивидуальных предпринимателей в два раза меньше. Для микропредприятий - 60 млн. рублей, малых предприятий - 400 млн. рублей, средних предприятий - 1 млрд. рублей.