Индивидуальный итоговый проект как средство реализации фгос. Индивидуальный проект как средство реализации фгос

  • 23.02.2023

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВЫПОЛНИЛА

КЛЮВИТКИНА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА


Итоговый индивидуальный проект разрабатывается в соответствии с требованиями :

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  • Основной образовательной программы основного общего образования
  • Программой формирования универсальных учебных действий

  • раздел 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с.108-114 записано:

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта .


Итоговый индивидуальный проект -

учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного

или нескольких учебных предметов

с целью продемонстрировать

свои достижения.


  • Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС
  • Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутреннего мониторинга образовательных достижений.

  • Индивидуальный итоговый проект (ИИП) должен удовлетворять следующим условиям:
  • наличие социально или личностно значимой проблемы;
  • наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»;
  • самостоятельный и индивидуальный характер работы обучающихся;
  • проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.

Цели итогового индивидуального проекта

  • Продемонстрировать способность выпускников и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
  • Выявить у школьников способность к сотрудничеству и коммуникации.
  • Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
  • Оценить способность обучающегося и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
  • Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлекс ии.

Задачи итогового индивидуального проекта

  • Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
  • Развитие умения анализировать, формирование креативности и критического мышления.
  • Формирование и развитие навыков публичного выступления.
  • Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом)

  • Приветствуются метапредментные и межпредметные проекты, руководителями которых могут быть несколько педагогов.
  • Работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
  • Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности

Роль учителя

  • Подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта;
  • Сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны, и что не менее важно, интересны и значимы обучающимся;
  • Помогать ученикам в поиске нужных источников информации;
  • Самим являться источником информации;
  • Координировать весь процесс деятельности учащихся;
  • Поощрять учеников.

Требования к защите проекта

  • Защита осуществляется в процессе специально организованной публичной защиты ИИП.
  • В состав комиссии могут входить учителя, руководители МО, администрация образовательного учреждения .

Чем в большей мере взрослые поощряют самостоятельность

и уверенность ребенка в своих силах,

тем выше степень самореализации личности в подростковом

и более старшем возрасте.


  • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
  • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Общие критерии оценки проектной работы

  • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
  • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Отметка за выполнение итогового индивидуального проекта выставляется в графу «Проектная и исследовательская деятельность» в классном журнале и личном деле.

В аттестат об основном общем образовании отметка за итоговый проект выставляется в свободную строку.

Тема проекта и результаты его защиты в виде справки (сертификата) в обязательном порядке помещаются в портфолио обучающегося


Единственный путь ведущий к знаниям

это деятельность.

Бернард Ш оу


Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного …

Узнавайте много нового и

научитесь делать то, чего раньше делать не умели


Индивидуальный проект (ФГОС п. 11). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Слайд 43 из презентации «Особенности организации обучения по ФГОС среднего общего образования в условиях реализации программ СПО»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Особенности организации обучения по ФГОС среднего общего образования в условиях реализации программ СПО.ppt» можно в zip-архиве размером 170 КБ.

Скачать презентацию

«ФГОС НОО» - Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО. О готовности образовательных учреждений Павловского района к введению ФГОС НОО. - Приказ управления образования от 7.04.2010 № 193 «О подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ управления образования от 21.10.2010 № 545 «Об организации работы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования» - Письмо управления образования от 28.02.2011 № 165 «О мониторинге готовности к внедрению ФГОС НОО».

«Родителям о ФГОС» - Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Родителям будущих первоклассников. 2. Приучите ребёнка вовремя садиться за уроки. 3. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

«Образовательная программа ФГОС» - Возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: Совокупность технологических средств, обеспечивающих. Между участниками образовательного процесса. Организационное обеспечение введения ФГОС. Олимпиады соревнования. Ближайшие мероприятия. Создание материальных объектов,

«ФГОС учебники» - Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010). Отличия касаются прежде всего базисных учебных планов. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004). Учебники для ФГОС. Биология.

Индивидуальный итоговый проект Основные принципы: -Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ -Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность - Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС


Индивидуальный итоговый проект Основные принципы: - Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений - Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку - Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе


Требования к организации проектной деятельности 1. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта и учителя. Тема утверждается (приказом директора? на МО протоколом? Протоком НМС?) 2. Учащиеся совместно с учителем разрабатывают план реализации проекта. Публичная защита проекта обязательна


Требованиях к содержанию и направленности проекта Практическая направленность! Возможные типы работ и формы их представления: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, например швейное г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


Состав материалов проекта Продукт проектной деятельности Краткая пояснительная записка к проекту: -Исходный замысел, цель, назначение -Краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов -Список используемых источников Для конструкторских проектов – описание конструкторского решения Для социальных проектов – описание эффектов от реализации проекта Краткая пояснительная записка к проекту: -Исходный замысел, цель, назначение -Краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов -Список используемых источников Для конструкторских проектов – описание конструкторского решения Для социальных проектов – описание эффектов от реализации проекта Отзыв руководителя о работе учащегося (инициатива, ответственность, исполнительская дисциплина, новизна, актуальность, практическая значимость)




Ресурсы проектной деятельности Интернет – ресурсы: -учительские порталы -Специальные платформы «Глобал Лаб» Интернет – ресурсы: -учительские порталы -Специальные платформы «Глобал Лаб»




«Как решать конфликты с родителями» «Как преодолеть барьеры в общении» «Образ будущего глазами подростка» «Подростковая агрессивность» «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде» «Эмоциональное благополучие» Темы индивидуальных проектов


Глобальная школьная лаборатория Учебный проект по обществознанию Учебный проект по химии ru.html#.VIarMDGsXQ8


Планирование работы педагогического коллектива Гимназии 33 Костромы Вспомнить технологию учебного проекта Спланировать уроки в учебно-тематическом планировании с использованием технологии учебного проекта и учебного исследования Спланировать темы учебного проекта на Неделю Науки со своими учениками Ведение дневника учащимися гимназии, обучающимися по ФГОС


Постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.


ДНЕВНИК УЧАСТИЯ В УЧЕБНОМ ИССЛЕДОВАНИИ И УЧЕБНОМ ПРОЕКТЕ Дата УрокТема исследования или проекта Моя роль в проекте, исследовании 30 октября Обществознание. Россия на пути к постиндустриальном у обществу Выявление степени готовности России к переходу на постиндустриальный путь развития Изучал степень развития сферы услуг в современной России. Участвовал в создании презентации и ее представлении Социальная практика: реализация социальных проектов

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

Принято Утверждено

педагогическим советом приказом директора

МБОУ «РСОШ№4» МБОУ «РСОШ №4»

Протокол № ____ Приказ № _______.

от ______ _____201 _-г от ______ _____201_ -г

_________________

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном итоговом проекте учащегося по ФГОС ООО

    Общие положения

    1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ «Рыльская СОШ №4».

      Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.

      Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

      Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.ндивидуальный итоговой проект представляет собой проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов.

      Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-7 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый проект. На уровне 5-7 класса проекты, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, дуальными или индивидуальными. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

      Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 8-9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.

      Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

      Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

    Цели итогового индивидуального проекта

    1. Для учащихся

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

      Для учителей

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Требования к подготовке итогового индивидуального проекта

    1. План (программа) подготовки проекта для каждого учащегося разрабатывается образовательным учреждением.

      Руководителями проектной деятельности обучающихся являются учителя, реализующие ФГОС основного общего образования.

      Руководителем, консультантом индивидуального итогового проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).

      Инициатором в выборе темы и руководителя проекта является обучающийся.

      Руководитель проекта назначается приказом директора.

      Руководители проекта:

Организуют работу обучающегося над индивидуальным итоговым проектом,

Представляют заявку на руководство проектной деятельностью обучающегося, план работы для рассмотрения на методическом совете школы;

Обращаются за консультациями к специалистам по просьбе обучающихся,

Проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими затруднения на разных этапах работы,

Заявляют об участии обучающихся в конкурсах различного уровня,Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

      План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. Учащийся руководствуется сроками и рекомендациями, определенными совместно с руководителем. Учащийся имеет право начать работу над проектом, начиная с 5-го, 6-го и т.д. класса.

      Сроки защиты проекта устанавливаются в начале учебного года.

    Требования к содержанию и направленности проекта

    1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.

      Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.

      Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

      Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

      Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены.

      Возможные типы работ и формы их представления:

Таблица 1

Тип проекта

Цель

Продукт проекта

Практико-ориентированный, социальный

Решение практических задач, повышение гражданской активности обучающихся

    письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);

    художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

    материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-то гипотезы

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Творческий

Создание творческого продукта

    Требования к оформлению проектной работы

    1. Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.).

      Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5, заголовок -14 пунктов с интервалом между строк-1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы:

5 - класс - до 5 стр.;

6 – класс- до 6 стр.;

7 - класс - до 7 стр;

8 – класс - до 8 стр;

9 – класс - до 10 машинописных страниц.

    Определение цели и задач исследования.

    Различного вида справочный аппарат.

    Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов.

    Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации.

      В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

    выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

    подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 10 листов) с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта,

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов,

в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

    краткий отзыв руководителя (рецензия), содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности,

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),

в) исполнительской дисциплины.

В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах.

В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.

Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и пр. Обязательные структурные части письменного отчета – введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.

Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и пр.) должен быть представлен на защите.

Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом.

      Перед сдачей в экспертную комиссию диск с проектной работой должен быть тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука. При необходимости диск должен быть снабжен пояснительной запиской с перечислением программ, необходимых для запуска.

      Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиат) проект к защите не допускается.

      Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального итогового проекта фиксируется в графе «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле обучающегося. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – выставляется в свободную строку.

      При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

    Требования к срокам выполнения и защите проекта

    1. Проект должен быть выполнен в течение одного года не позднее апреля текущего учебного года.

    Подготовка - сентябрь месяц;

    Планирование – первая декада октября;

    Выполнение проекта – октябрь- март месяц;

    Оформление результатов – первая декада апреля;

    Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального образовательного проекта – до второй декады апреля;

    Защита проектов – третья декада апреля месяца.

      Защита осуществляется:

    на школьной конференции в апреле, что дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности

    в процессе специально организованной деятельности экспертной комиссии МБОУ «Рыльская СОШ №4» в апреле.

В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому, – максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.

      Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (5–7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию.

      Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.

    Критерии оценки итогового индивидуального проекта

    1. При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

      • способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

        сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

        сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

        сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

    2. Критерии оценки проектных работ

Таблица 2

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации

Баллы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограни-

ченного числа однотипных источников

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных

источников

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источ-

Критерий 1.2. Постановка проблемы

Баллы

Проблема сформулирована , но гипотеза отсутствует. План действий

фрагментарный

Проблема сформулирована, обоснована , выдвинута гипотеза (гипотезы), но

план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный

Проблема сформулирована, обоснована , выдвинута гипотеза (гипотезы), дан

подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта

Баллы

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагмен-

тарно на уровне утверждений

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне

утверждений, приведены основания

Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчер

пывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и

для школы, города

Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Баллы

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе рабо

ты, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к

Баллы

работе

но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возмож-

ности творческого подхода

серьезную заинтересованность

менены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом , собственным оригинальным отно-

Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта

баллы

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц , которыми он может

быть востребован, указан неявно

Проектный продукт полезен, круг лиц , которыми он может быть востребован

указан. Названы потенциальные потребители и области использования

продукта

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформу-

ваны действия по его продвижению

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержа-

Баллы

нию проекта

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта,

цели могут быть до конца не достигнуты

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но яв-

ляются недостаточными

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно , цели

проекта достигнуты

Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта

Баллы

Тема проекта раскрыта фрагментарно

граммы

знания, выходящие за рамки школьной программы

Критерий 2.3. Качество проектного продукта

Баллы

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эс-

тетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

Продукт не полностью

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в

использовании, соответствует заявленным целям)

Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств

Баллы

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны

основные требования к дизайну презентации

вания к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согла-

сованности между презентацией и текстом доклада

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требо-

вания к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст

доклада полностью согласованы

3. Сформированность регулятивных действий

Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части

Баллы

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными

правилами, придать ей соответствующую структуру

установленные правилами

в точном соответствии с

установленными правилами

Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения

Баллы

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

Цель сформулирована, обоснована , планирование деятельности соотносится с

собственным жизненным опытом , задачи реализуются последовательно

Цель сформулирована, четко обоснована , дан подробный план ее достиже-

ния, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности

Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построе-

ние доклада

Баллы

даемого и полученного результатов

по достижению целей, заявленных в проекте

вавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспекти-

вы работы

Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 мин.) и сте-

пень воздействия на аудиторию

Баллы

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтере-

совать аудиторию

4. Сформированность коммуникативных действий

Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность

Баллы

явленной темы в ходе выступления

сутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в

ходе выступления отсутствуют

блюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе вы-

ступления отсутствуют

Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения

Баллы

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может

защищать свою точку зрения

вает свою точку зрения

ленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения

      С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности. В случае оценки проектов обучающихся 5–7-х классов соответствие баллов и уровней выглядит следующим образом:

    баллов – низкий уровень, 1 балл – базовый уровень,

2–3 балла – повышенный уровень.

В случае оценки проектов обучающихся 8–9-х классов соответствие баллов и уровней выглядит следующим образом:

    – низкий уровень,

    – базовый уровень,

    – повышенный уровень.

Подробнее – Приложение к данному Положению.

      Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне , принимается при условии, что:

      • такая оценка выставлена экспертной комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

        ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне , принимается при условии, что:

        такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

        продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

        даны ответы на вопросы.

      В случае выдающихся проектов экспертный совет может подготовить особое заключение о достоинствах проекта.

Таблица 3

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме итогового индивидуального проекта

(уровни сформированности навыков проектной деятельности)

Критерий

Уровень

Базовый

Повышенный

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

Проблема сформулирована и обоснована , выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный

Проблема сформулирована, обоснована , выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания

Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость для окружающих

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению.

Знание предмета

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

Продукт

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, может отсутствовать согласованность между презентацией и текстом доклада

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы

Регулятивные действия

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план её достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности

Коммуникация

    Документация

Для учащихся

    Индивидуальный план выполнения проекта.

Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ

Процесс проектирования

Самостоятельная работа

Оформления записки, плакатов и др.

Достигнутый результат

Оформление

Для руководителя проекта

    Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;

    Общие сведения;

ФИО ученика

Тема проекта

Итоговая оценка руководителя проекта

    Рецензия по каждому индивидуальному проекту.

Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.

Для классного руководителя

    Лист ознакомления родителей;

ФИО ученика

Тема проекта

Дата выполнения проекта

Дата защиты

родителей

    Результаты итоговой оценки индивидуального проекта.

Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный журнал.

    Права и ответственность сторон

    1. Руководитель индивидуального проекта должен:

    совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;

    совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;

    мотивировать обучающегося на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;

    оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;

    контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.

      Руководитель индивидуального проекта имеет право:

    требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;

    использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;

    обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. Обучающийся должен:

    выбрать тему индивидуального образовательного проекта;

    посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;

    подготовить публичный отчет о проделанной работе.

      В случае невыполнения руководителем своих обязанностей, он может быть по решению педагогического совета, с согласия обучающегося и его родителей, заменён другим руководителем.

      Обучающийся имеет право:

    на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;

    использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы. соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта.

      Обучающийся обязан:

    соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите;

    представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю для проверки за 2 недели до его защиты.

      В случае невыполнения требований настоящего Положения обучающийся считается не достигшим метапредметных планируемых результатов освоения ООП ООО согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

    Порядок вступления в силу локального акта

12.1.Настоящее Положение обсуждается и принимается педагогическим советом и Советом школы МБОУ «Рыльская СОШ №4» и утверждается приказом директора.

12.2.Положение публикуется на сайте МБОУ «Рыльская СОШ №4» и помещается на информационном стенде в течение 3 дней со дня утверждения приказом.

Приложение 1

Образец заявления

Директору МБОУ «Рыльская СОШ №4»

С.И.Пехову

ученика (цы) 9 « » кл.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить выполнение итогового индивидуального проекта (ИИП) по следующему направлению: ____________________________________________________________________________

Тема ИИП __________________________________________________________________

и закрепить в качестве куратора моего ИИП

_______________________________________________________________ (ФИО куратора).

«_ » 20 год

подпись обучающегося

«С заявлением ознакомлен, с выбранным направлением, темой согласен»

«_ »_ _20 год

подпись родителей / законных представителей

Приложение 2

Памятка для обучающегося

«Пояснительная записка к проекту»

Введение, в котором необходимо:

      назвать тему проекта;

      сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других;

      рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта;

      указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта;

      дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа.

Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза (всех проектов, где она есть), проектный продукт, план.

Основная часть.

В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте, привести описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе.

Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроков и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей проектной работы.

Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов.

Заключение

В заключении надо:

    проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающемся, чему ты научился в ходе работы надо проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);

    оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы

начал свою работы заново);

    показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к

проблеме проекта).

Список использованных источников информации, где ты представишь:

    список использованных в печатных источников в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и статей;

    адреса сайтов в Интернете, с которым ты работал;

    фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по твоему проекту.

Введение

Примерный план выступления на защите проекта

Приложение 3

    Тема моего проекта……………………………………………………………..……….

    Я выбрал эту тему, потому что…………………………………………….....……….

    Цель моей работы – ……………………………………………………………………

    Проектным продуктом будет – ……………………………………………………..

    Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как……………………

    План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

    • Сбор информации (что и как искал информацию)…………………………………

      Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….……..

      Написание письменной части проекта (как это делал)……………………..…….

Основная часть

    Я начал свою работу с того, что………………………………

    Потом я приступал к……………………………………………………

    Я завершил работу тем, что…………………………………………

    В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………………..

    Чтобы справитья с возникшими проблемами, я…………………………

    Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…………………

    План моей работы был нарушен, потому что……………………………

    В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как……………

    Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…………………

Заключение

    Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано, получилось, например………………………………………

    Это произошло, потому что……………………

    Если бы я начал работу заново, я бы……………………………

    В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…………

    Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как………………

    Работа над проектом показала мне………………………

Приложение 4

Примерный оценочный лист проекта.

Примерный оценочный лист проекта:

(название проекта)

Исполнитель: , учени «..» класса

Руководитель проекта: ,

Критерий

Руководитель проекта

Эксперт 1

Эксперт 2

Итоговая оценка

Сформированность познавательных учебных действий

Сформированность предметных знаний и способов действий

Сформированность регулятивных действий

Сформированность коммуникативных действий

Заключение:

Дата «_ »_ 201… г.

Достижение базового уровня (оценка «удовлетворительно») соответствует 4-м баллам (по одному на каждый критерий).

Достижение повышенного уровня соответствует 7-9-ти баллам (оценка

«хорошо»), либо 10-12-ти баллам (оценка «отлично»).

Образовательное учреждение вправе создать свою систему оценивания проектной деятельности и описать ее в ООП.

Приложение 5

Этапы работы над проектом.

Проблема

Определение тематического поля и темы

проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта

Проектирование (планирование)

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей

Поиск информации

Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений

Продукт

Подготовка и защита презентации

Презентация рефлексия

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

Портфолио Оценка

результатов

Папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации

Приложение 6

Примерный план действий по проектной деятельности обучающегося.

Сроки

Ответственные

1.Формирование перечня тем для проектной работы.

2. Ознакомление с перечнем тем проектов обучающихся и их родителей (законных представителей) .

1.Учителя – предметники 2.Классный руководитель

Выбор темы проекта.

Обучающиеся и классные руководители, учителя- предметники

Утверждение тем проектов директором

Классные руководители

Составление плана действий по его реализации, начало исследовательского этапа.

Руководители проектов

Изучение литературы и материалов СМИ по тематике проекта. Определение структуры работы.

Обучающиеся

и руководители проектов

Внесение коррективов в первоначальные замыслы и планы, утверждение

формулировки тем.

Подготовка электронных материалов по проекту, завершение исследовательского этапа работы.

Обучающиеся и руководители проектов

Оформление печатных и электронных материалов по проекту, представление для оценки руководителю проекта, подготовка защиты проекта.

Обучающиеся и руководители проектов

Подготовка защиты проекта. Предзащита.

Обучающиеся и руководители проектов

1.Защита проекта.

2. Оценка проектов членами экспертной комиссии

Обучающиеся и руководители проектов,

члены экспертной группы

1.Оформление результатов проектной

деятельности в Портфолио обучающего. 2.Написание характеристик

Обучающиеся

Классные руководители

Индивидуальный проект учащегося

Выдержки из документа «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011,

раздел 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы основного общего образования с.108-114

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта .

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики ;

Текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов ;

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе , направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

Текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итогового индивидуального проекта .

Особенности оценки индивидуального проекта

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта , которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:

Организация проектной деятельности;

Защита проекта;

Критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта 1 ; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.

В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов , которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет , иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов , которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности , представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов : а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем ,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий , проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий , проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий , проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный . Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев 2 .

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму - никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.

1 Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

2 Образовательное учреждение может уточнить, дополнить и/или изменить предложенные критерии с учётом особенностей используемой в данном образовательном учреждении системы оценки, а также с учётом предметной направленности осуществляемых проектов.