Внеклассные мероприятия по технологии в школе. Внеурочное мероприятие по технологии. I. Организационный момент урока

  • 13.11.2019

ПРИГЛАШЕНИЕ К СТОЛУ

(посиделки-девичник в 5-6 классах)

Оформление: кофейный и столовый сервизы, ложки, вил­ ки, ножи, стаканы, маленькие ложки, салфетки, скатерть, вазочки с цветами; организована выставка книг по кулинарии, сервировке, правилам хорошего тона и т. д.

Ход посиделок

I . Введение в тему.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие гости! Вы помните, как го­ ворится об обрядах у Антуана де Сент-Экзюпери?

«- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис…- Нужно соблюдать обряды.

    Л что такое обряды? - спросил Маленький принц.

    Это нечто давно забытое, - объяснил Лис.

    Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все
    другие...»

Ведущая. Какие же дни бывают не похожими на остальные? (Именины, дни рождения, Новый год и др.)

Ведущая. Как радостно в такие дни пойти в гости к добрым друзьям и как приятно видеть у себя дома близких людей. Госте­ приимство - умение принимать гостей радушно. Поэтому, пригла­шая гостей, вы непременно должны продумать весь праздник, и хорошо, если ваша программа сразу заставит улыбнуться гостей.

А сегодня вы в гостях у меня, и чтобы легче было общаться, давайте разделимся на две команды и придумаем им названия. Кста­ ти, дома на празднике вы тоже можете объединиться в команды.

Участники посиделок придумывают названия команд. Например, «Малинка», «Персик», «Поварешки» и т. д.

П. Разминка.

Задание 1. Сочинить приглашение на семейное торжество (день рождения, юбилей и т. д.) за 5 минут.

Оценивается правильность составления приглашения, соответствие нормам этикета, его оригинальность.

Задание 2. Ответить на вопросы по правилам этикета. Лис­ точки с вопросами находятся в коробочке из-под «киндерсюрпри- за». Участники игры поочередно вытягивают вопросы и после об­ суждения отвечают.

Примерные вопросы:

  • Сколько времени ждут опоздавших гостей? (15 минут, затем хозяйка приглашает гостей за стол.)

    Что значит быть внимательной хозяйкой? (Это значит ви­ деть гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто впервые в доме, уделить побольше внимания.)

    Можно ли приходить в гости раньше назначенного времени?
    (Нет. Нужно приходить или вовремя, или на 5-10 минут позже.)

    Можно ли за общим столом шептаться? (Нет.)

III. Игра «Прочти пословицу».

Ведущая. Готовясь к встрече гостей и разбирая посуду, мы случайно разбили тарелки, на которых были написаны поговорки и пословицы.

Команды получают наборы частей (осколков) тарелок, которые нужно восстановить. В наборе могут быть части как от одной та­ релки, так и от двух или трех.

Предлагаемые пословицы:

  • Будь как дома, но не забывай, что в гостях.

    Встречают гостя по платью, а провожают по уму.

    Добрый гость всегда в пору.

    В этом доме и вода, что мед.

    Для доброго гостя и ворота настежь.

    Праздник придет- гостей приведет.

    Дорогие гости, вас не вывести, стол не вынести?

    Запасливый гость без ложки не ходит.

IV . Конкурс «Сложи салфетку».

Ведущая. Чем хозяйка может удивить гостей? Ну, конечно же, красиво сервированным столом!

В разные времена существовали различные представления об эстети­ке сервированного стола. Вот каким образом потчевал гостей Плиний младший (60-е годы нашей эры): «... из скамьи, словно под тяжестью воз­ лежащих, по трубочкам течет в каменную чашу вода; чаша вделана в изящную мраморную доску стола; вода, регулируемая скрытым механиз­ мом, наполняет ее, никогда не переливаясь через край. Посуду с куша­ ниями тяжелыми ставят по ее краям; легкая плавает кругом на игрушеч­ ных корабликах и птичках».

Если бы мы задумали подражать римлянам, гостей пришлось бы усаживать в ванной. Мы все-таки поступаем проще: сервизы, вазы, столовые приборы расставляем все одинаково. А вот где мы можем проявить фантазию, так это в складывании салфеток.

Задание. Каждой команде представить 2-3 варианта скла­ дывания салфеток.

V . Игра «Кухня без секретов».

Ведущая. Как пригласить гостей, как красиво накрыть стол, знаете ли вы и умеете? А слышали о тайнах приготовления блюд? Задание. Угадать, о приготовлении каких блюд идет речь. Команды получают «рассказы с пропусками» о кулинарных секретах.

    Засыпаем смолотый... в джезву, добавляем по вкусу сахару и чуточку соли, добавляем воды и, слегка помешав, ставим на огонь. Как только шапка пены поднимется, снимаем джезву с огня, вливаем половину чайной ложки ледяной кипяченой воды, чтоб
    быстрее осела ..., и подаем к столу. (Кофе.)

    Кастрюля должна быть невысокой, широкой, чтобы... в ней не было тесно. Вода должна заполнять ее на три четверти или две трети. Воду подсолить сразу после закипания. Варка длится 8-12 минут. ... сварились, но блюдо еще не готово. Их нужно осторожно
    вынуть шумовкой и сложить в сотейник. Хороший кулинар обяза­ тельно убедится, что... отбросили воду, сцедит ее, да еще слегка подсушит их. И только затем... раскладываются на тарелки, поли­ ваются сметаной, медом или сиропом. (Вареники.)

VI. Вернисаж сувениров.

Ведущая. Да, шедевры кулинарии не могут храниться в му­ зеях. Они съедаются гостями тем быстрее, чем они прекраснее.

Но праздник - это не только стол и еда. Очень хорошо, если вы к празднику приготовите призы, сувениры, сделанные своими ру­ками. Их можно использовать не только как сувениры, но и вместо шуточных карточек, расставленных рядом с прибором. Всем при­ ятно, что каждого здесь ждали.

Какие же сувениры приготовили вы? (Девочки показывают свои поделки.)

VII . Чаепитие «Красна изба пирогами».

Ведущая. Ну, что же, теперь я уверена, что вы сможете при-

пять гостей по всем правилам и ваш дом будет гостеприимным.

Но все-таки половица гласит: «Не красна изба углами, красна пирогами». Прошу всех к столу!

VIII . Заключение.

Ведущая. Друзья, я надеюсь, что у вас появилось желание, придя домой, попробовать себя в роли гостеприимных хозяев. От всей души желаю вам успеха, чтобы вам и вашим близким всегда было уютно дома.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Коломиногривская средняя общеобразовательная школа»

Чаинского района Томской области

Внеклассное мероприятие по технологии

Игра-путешествие: «Лабиринт трудовых побед!»

Игра для учащихся 5 – 6 классов

подготовила:

учитель технологии

Данченко Людмила Викторовна

Коломинские Гривы 2014

Игра – путешествие: «Лабиринт трудовых побед!»

Цели мероприятия:

    развить интерес к изучаемому предмету;

    обобщить знания о технологии (устройство инструментов, технологии изготовления изделий);

    развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков;

    расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях;

    прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

Участники: две команды (по 4 человека) из 5 и 6 классов.

Подготовка:

    Назначить дату проведения игры.

    Дать задание: в классах скомплектовать команды (придумать название, девиз, приветствие жюри и соперникам, эмблему команды, представить интересы и увлечения членов команд, подготовить группы поддержки)

    Определить состав жюри.

    Подготовить материал для конкурсов: батоны, сыр, колбаса, зелень, помидоры, огурцы, ножи, разделочные доски, обрезки доски, мебельные крючки, шурупы, отвертки, морковь, картофель.

    Компьютер, проектор.

    Дипломы, призы.

Техническое обеспечение:

    мультимедийная установка в актовом зале или кабинете технологии.

Материальное обеспечение:

    сценарий внеклассного мероприятия по технологии: «Лабиринт трудовых побед!» для уч-ся 5, 6 кл.с применением ИКТ (среда Microsoft Office Word);

    (Microsoft Office Power Point).

    инструменты и материалы для конкурсов.

Программное обеспечение:

    Microsoft Power Point,

    Microsoft Word.

Технические сведения при работе со слайдами:

    По щелчку кнопки ENTER – «Петя – Петушок идет»;

    Наведение мыши на тупик «Знакомство» - щелчок – слайд №3;

    Наведение мыши на кнопку «Возврат» - щелчок – слайд №2;

    По щелчку кнопки ENTER – «Петя – Петушок идет»;

    Наведение мыши на тупик «Правила этикета» - щелчок – слайд №4 и т.д.;

Ход проведения.

I . Вступительное слово учителя.

Ведущий : Добрый вечер, дорогие друзья! Мы сегодня шлем пламенный привет всем, кто прибыл к нам. От души желаем здравствовать 100 лет! Нечасто можно увидеть столько счастливых лиц одновременно. А они действительно самые счастливые, потому что им выпал чудесный шанс пройти Лабиринт трудовых побед. Так же у нас можно зарядиться оптимизмом и хорошим настроением на долгое время!

Это здорово: уметь!
Сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
Это здорово: строгать!
Делать стол или кровать,
Сталь ковать, деталь точить.

Бак лудить, трамвай водить.
Дом на зорьке возводить,
Мастерству других учить.
Сад лелеять, хлебы печь,
Матерей от бед беречь.
Добрым быть, друзей иметь.
Это здорово - уметь!

Ведущий : Говорят, что у каждого человека есть свой «звездный час». Самый великолепный момент в жизни, когда судьба говорит ему: «Покажи, на что ты способен!».

Людей по-настоящему счастливых насчитывалось бы гораздо больше, если бы, во-первых, все мы верили, что «звездный час» действительно существует, а во-вторых, были бы готовы использовать этот шанс! И вот таким «звездным часом» для наших участников станет участие в игре «Лабиринт трудовых побед!».
Согласитесь, дорогие друзья, скучно без людей, которые вносят искру творчества в жизнь. Итак, встречайте команды 5-ого, 6-ого классов. Вот они!

А судить их выступление будет компетентное жюри. Представление жюри.

Ведущий объясняет участникам игры ее основные правила и условия: каждая команда должна пройти лабиринт, карта-схема которого на компьютере.

Ведущий : Вы отправитесь в гости к Мудрой Тетушке Сове. Проводником по лабиринту для вас будет Петя – Петушок. (Слайд 2)

В лабиринте одиннадцать тупиков:

      Тупик «Знакомство»

      Тупик «Правила этикета»

      Тупик «Знатоки продуктов»

      Тупик «Воздушные шарики»

      Тупик «Загадки»

      Тупик «Анаграмма»

      Тупик «Мир профессий»

      Тупик «Кулинар»

      Тупик «Плотник»

      Тупик «Болельщики»

      Тупик «Игра со зрителями»

Ведущий : Командам нужно достойно выбраться из каждого тупика. А для этого необходимо правильно выполнить задание. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победителем игры станет та команда, которая наберет при выходе из лабиринта наибольшее количество баллов.

И так, мы начинаем игру!

II. Путешествие команд в гости к Мудрой Тетушке Сове.

        Тупик «Знакомство» (Слайд 3)

    Приветствие команды.

    Девиз команды.

    Приветствие соперникам.

    Приветствие жюри.

        Тупик «Правила этикета» (Слайд 4)

Ведущий :

- Вопрос 1. Почему, входя в помещение, мужчины снимают головные уборы? (Чтобы показать свое уважение к этому дому.)

- Вопрос 2. Важное качество культурного человека (начинается на букву В). (Вежливость.)

- Вопрос 3. «Чтобы весело было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?» (Нет. Можно испачкать других пассажиров.)

Вопрос 4. «Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь в маленький комочек и чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь его на газон?». (В ближайшую урну для мусора или в свой пакет.)

Ведущий : - Молодцы! Я надеюсь, что Вы будете помнить и соблюдать эти правила.

3. Тупик «Знатоки продуктов» (Слайд 5)

Ведущий по очереди задает каждой команде вопросы :

Вопросы:

    Откуда в Россию впервые был завезен чай? (Из Китая)

    Для чего служили тарелки в древней Руси? (Не для еды, в них бросали кости)

    Где были изобретены суп, фарш, пюре, рулет? (Во Франции)

    Кто изобрел закрытый бутерброд? (Англичанин сэр Сэндвич. Он не мог оторваться от любимого занятия даже для того, чтобы поужинать, поэтому придумал, чтобы не пачкать руки, соединил между собой два ломтя хлеба, намазанный маслом. Такой бутерброд и стали называть по его имени – сэндвич (сандвич)

    Название, какого овоща совпадает с фамилией известного русского писателя и поэта ХХ века? (Пастернак)

    Из какого языка заимствовано слово “кухня”? (из немецкого. В русском языке слово “кухня” не упоминалось до конца XVII века, так как специального помещения для приготовления пищи не было – для этого служила русская печь, которая одновременно обогревала дом)

    Кто в конце XVI века привез чудесные зерна кукурузы в Европу? (Колумб)

    Когда-то на Руси это блюдо было обрядовым, при заключении мирных договоров обе стороны должны были сварить это блюдо. Назовите пословицу, связанную с этим обычаем. (“С ним кашу не сваришь”)

    Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. А с какого века ее стали выращивать на территории нашей страны? (C ХI века)

    Как раньше называли в русской кулинарии тушеные блюда? (Духовыми )

    Как называется рассказ, в котором писатель говорит о мальчике, не сумевшим сварить кашу? (“Мишкина каша” Н.Н.Носов)

    Из чего состоял обед Лисы Алисы Кота Базилио в знаменитой харчевне? (Три корочки хлеба и к ним чудно зажаренный барашек, гусенок, парочка голубей на вертеле, печеночка, шесть штук самых жирных карасей и мелкая рыба на закуску. “Золотой ключик или Приключение Буратино” А.Толстой)

    Кто впервые прислал в Россию клубни картофеля? (Петр I в 1697 году)

4. Тупик «Воздушные шарики» (Слайд 6)

Ведущий : Помогите зайчику из отдельных букв и слогов, нарисованных на шариках, составить термины машинных швов.

5. Тупик «Загадки» (Слайд 7)

Ведущий : Послушайте мои загадки, сумеете ли их разгадать.

***

Он целый день звенел в бору

Густом, от инея белесом,

А ночью, подойдя к костру,

Заснул, в бревно уткнувшись носом.

(топор)

На всех она имеет зуб:

На клен, сосну, каштан.

Ее боится даже дуб,

Хоть он и великан.

(пила)

***

Забрела на край холста

И осталась без хвоста.

(игла)

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы

Весь день играли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки!

(спицы)

***

Инструмент кусается,

Как он называется?

(кусачки)

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь прибьет.

(молоток и гвоздь)

***

По деревянной речке

Бежит кораблик новый,

Свивается в колечки

Дымок его сосновый.

(рубанок)

На поляне шерстяной

Пляшет тонконожка.

Из-под туфельки стальной

Выползает стежка.

(швейная машина)

6. Тупик «Анаграмма» (Слайд 8)

Ведущий : Составьте слова, путем перестановки по определенному признаку входящих в них букв.

1) АЗОГОТКВА (заготовка)

2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)

3) ОНБЛША (шаблон)

4) ИПЛА (пила)

5) УРАБОНК (рубанок)

6) ОМОЛОТК (молоток)

7) ПЕРСНАТОК (наперсток)

8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)

9) НОЛОКВО (волокно)

10) УФНРТИРУА (фурнитура)

11) ЫВАТКЧА (вытачка)

12) КСАЛКДА (складка)

    Тупик «Мир профессий» (Слайд 9)

Ведущий: К названию профессий подберите ее описание:

1) Кондитер

2) Закройщик

3) Вышивальщица

4) Чертежник

5) Плотник

6) Слесарь

Усл. обозн.

Ответы: 2-А; 1-В; 3-Б; 4-Г; 5 -Д; 6-Е.

8. Тупик «Кулинар» (Слайд 10)

Ведущий: За определенное время 2 участникам необходимо приготовить бутерброды (набор продуктов одинаков)

9. Тупик «Плотник» (Слайд 11)

Ведущий: За определенное время 2 участникам необходимо закрепить мебельный крючок на доске.

10. Тупик «Болельщики» (Слайд 12)

Ведущий: Оценивается соблюдение ТБ, скорость и качество работы.

Почистить картофель, морковь;

Нарезать картофель кружочками, соломкой

11. «Игра со зрителями» (Слайд 13)

Ведущий: Загадки.

1: Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну. (Игла)

2: Принялась она за дело,
завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
поломала зуб, зуб. (Пила)

3: Сам худ - голова с пуд.
На работу вышел - каждый услышал. (Молоток)

4: Бьют Ермилку по затылку,
он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

5: Огородник тот
с длинным носом живет.
Где носом качнет,
там вода потечет. (Лейка)

6: Зубы имеют,
а зубной боли не знают. (Грабли)

7: У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана. (Наперсток)

8: Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

9: Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю,
Делать гору, строить дом. (Лопата)

10: Мы - для пильщика подставка,
Мы - для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь
Нам другое ударение -
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (Козлы)

11: Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами. (Ковер)

12: У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)

13: У меня который год,
Ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)

14: Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

III . Подведение итогов. Награждение. (Слайд 14)

Ведущий:

Мы проверяли вас на славу.

И победители по праву похвал достойны.

И награды командам здесь вручить мы рады.

Слово жюри. Вручение наград.

Ведущий: (Слайд 15)

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим вам: "До свиданья -

До счастливых новых встреч!"

Литература.

    Арефьев И.П. – Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с., ил. – («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып.22).

    Арефьев И.П. – Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с., ил. – («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып.23).

    Арефьев И.П. – Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с., ил. – («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып.24).

    Перова Е.Н. – Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). М.:- 5 за знания, 2006.-208с.

Цели мероприятия:

а) обучающая – повторить, обобщить и закрепить полученные теоретические и практические знания и умения обучающихся по теме “Основы вязания спицами”;
б) развивающая – развивать творческое мышления, эрудицию, устную речь, смекалку, товарищескую взаимопомощь;
в) воспитывающая – воспитывать чувство взаимопомощи, формировать интерес к предмету.

Оборудование: наименование станций (на доске), название команд (на столах), жетоны, карточки-задания, конверты с образцами вязок, атрибутика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент урока.

Объявление темы, цели и хода мероприятия.

Сегодня мы повторим и обобщим все то, о чем говорили на занятиях по разделу “Основы вязанияспицами”, а для этого отправимся в “путешествие по стране знаний”.

Путешествовать будут две команды: “Совята ” и “Домовята” (поделить класс на две команды); выбрать капитанов команд.

II. Путешествие “Волшебный клубок”.

Итак! Начинаем наше путешествие. А вот за кем мы отправимся в это путешествие, попробуйте угадать. Слушаем загадку, что же у меня в “шкатулке чудес”?

“Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь?”
Или
“В одном месте метров двести”.

Правильно – клубок! А как называется наше путешествие? – “Волшебный клубок”.

Призовем на помощь нашу фантазию и отправимся по неведомым дорожкам, затаенным тропинкам за нашим путешественником клубком…

Ну что ж, покатился наш клубок, и мы последуем за ним. Катился клубок и прикатился на станцию “Творческую”.

1. Станция “Творческая”.

Учитель (ведущий). Вам было дано творческое домашнее задание: написать рассказ о натуральном волокне (История получения, где применяют, как получают), выполнить рисунки и начать с загадки – соперники должны угадать о каком волокне говорится, затем рассказ.

И еще вы должны отразить свой рассказ, найти пословицы и поговорки об этом волокне. Вы должны уложиться в 5 мин. каждая команда.

Итак, слова команде “Домовята”.

(Учитель дополняет, если необходимо рассказ и читает пословицы.)

Слово команде “Совята”.

Вручаются жетоны!!!

Учитель. Общекомандные итоги я буду отмечать на доске за каждый конкурс, а индивидуально каждому за правильный и полный ответ – жетон лично в его копилку. В конце путешествия вы решите, кто активно участвовал и внесет вклад в победу своей команды по количеству заработанных жетонов.

2. Станция “Угадай – ка”. Прикатился наш клубок на станцию “Угадай – ка” .

Говорите – то вы все складно да ладно, а посмотрим, какие вы в деле. Посмотрим,кто достойно пройдет все испытания: мудрые “Совята” или ловкие “Домовята”. Ваша задача дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы задаю по очереди, сначала одной, а затем другой команде.

Начнем с “Совят”.

1) Назовите основной инструмент для вязания… Какие бывают спицы?

(Ответ. Спицы бывают разные по материалу, из которого они изготовлены: металла, древесины, пластмассы, кости. Пять спиц – с обоих концов острые – рабочие; две спицы соединенные леской – круговые спицы; спицы длинной до 40 см – один конец острый, другой с ограничением: колечком, шариком и т.п.)

2) Как правильно подобрать спицы к пряже?

(Ответ. Спицы разделяют по номерам от 1 до 8. Спицы должны соответствовать толщине пряжи. Например: плотную бумагу проколоть спицей, а потом попробовать протащить сквозь отверстие приготовленную пряжу; если она проходит через отверстие, значит, размер спицы и толщина пряжи соответствуют”.)

Назовите условные обозначения (показ карточек).

4) Определите название вязки по описанию.

а) 1-й ряд: лицевая, изнаночная, лицевая, изнаночная.
2-й ряд: по рисунку.
3-й ряд: лицевая, изнаночная, лицевая, изнаночная.
4-й ряд: по рисунку.
(Ответ – резинка 1х1)

б) 1-й ряд: все петли лицевые.
2-й ряд: все петли изнаночные.
3-й ряд: все петли лицевые.
4-й ряд: все петли изнаночные.
(Ответ – чулочная).

За правильные ответы – жетоны!

5) Прочитайте вслух предлагаемую схему, укажите направление вязания и количество рядов.

(Ответ – 21п.)

Сколько петель нужно набрать для начального ряда?

(Ответ – 18п.)

Задание нужно выполнить за 5 минут: заполнить каждой команде предложенный кроссворд <Приложение 1 >.

1. Как называются вязаные вещи? (Трикотажные.)
2. Приспособление для перематывания ниток в клубок. (Моталка.)
3. Как иначе называют нитки для вязания? (Пряжа.)
4. Простейший вид вязки, у которой лицевая и изнаночная стороны одинаковые. (Платочная.)
5. Внешний покров животных, используемый для получения нитей. (Шерсть.)

1. Как называется запись узора для вязания, изображенного при помощи условных обозначений? (Схема.)
2. Как называется нить, идущая от клубка? (Рабочая.)
3. Как называются крайние петли вначале и в конце каждого ряда? (Кромочные.)
4. Растение, дающее волокно для получения пряжи. (Хлопок.)
5. Простейший вид вязки, у которой лицевая сторона имеет вид “косичек”, а изнаночная вид “узелков”. (Чулочная.)

Задание для капитанов (у доски): распутайте клубок, начиная с середины клубка, и напишите на доске запутанные в клубке заветные слова и составьте с этими словами пословицы и поговорки (команда может дополнить пословицы)

Слова:
Безделье; Рукоделье.
Пословица: “Не привыкай безделью, Учись рукоделью”.

Слова:
Терпенье; Уменье.
Пословица: “Есть терпенье, будет И уменье”.

5. Пока капитаны пытаются распутать клубок, обе команды отправятся на станцию “Сортировальная”.

Вы должны рассортировать образцы вязок по их названиям (прикрепить бирочку с названием вязки), а где нет названия, вписать в пустую бирку название вязки.

(Раздать по одному конверту с одинаковым количеством вязок и бирок обеим командам).

6. Наконец – то клубок распутан, и мы положим его в “шкатулку чудес” да и закроем. На этом путешествие волшебного клубка закончилось.

III. Подведение итогов: общекомандные итоги.

1. Дать возможность учащимся самим оценить друг друга согласно заработанных жетонов и вклада каждого в победу команды (ведомость оценок) <Приложение 2 >

2. Наградить медалями наиболее активных участниц (изготовить медали: “мудрые совы”, “ловкие домовята”).

Список используемой литературы.

  1. Азбука вязания. – Изд. 5-е. / сост. М.В. Максимова. – М.: Легпромбытиздат., 1992. – 240с.
  2. Технология. 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология 8 класс” В.Д. Симоненко. Часть II. / Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. Стр. 32–57.

Внеклассное мероприятие «Золушка»

Цели:
- выявить уровень навыков и умения детей в различных областях творчества;
- показать важность владения навыками ведения домашнего хозяйства:
- продолжить воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи;
-развивать интеллект, смекалку и находчивость.

Оформление, оборудование и реквизит:
- компьютер, проектор, экран
- плакат с названием игры «Золушка»
- на доске (плакате) «цветик-семицветик» с 7-лепестками, на которых указаны названия конкурсов;
-фишки.
- различные куски материала, пластиковые бутылки, клей, ножницы, карандаши, нитки, иголки, бумага, пуговицы;
- продукты: горка муки с конфетами
- жюри;
- две команды девочек;
Ход мероприятия
Ведущий:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком,
Разговор они вели,
Как умели, как могли.
Свечка тихо так мерцала,
Старшая тогда сказала:

Ткачиха:
Я - ткачиха и горжусь,
И работы не боюсь.
Шпулька, нитки и катушки-
Ткацкие мои игрушки.
Тку любое полотно
И дорожки – заодно.
Я б на целый мир одна
Наткала бы полотна.
У меня веретено,
Очень шустрое оно.
Не боюсь работы,
Делать все охота.

Повариха:
Если б поварихой стала,-
Средняя тогда сказала,-
Я бы сделала такое,
Что еды бы стало море.

И закрытый, и открытый,
Многослойный бутерброд.
Вариантов есть десятки,
Все зависит от укладки…
Мне продукты подавай
И готовить не мешай.
Приготовлю винегрет
У меня секретов нет.
Зимний и капустный
Будет очень вкусно!
Нужно ведь уменье,
Для приготовления.

Швея:
Лучше быть швеей, девчонке
Нет нужнее работенки.
Швы, машинку только знай,
Да, работу подавай.
Запошивочный, двойной
И карманчик накладной.
Стачаю, прострочу
Все умею, все хочу.
Ворот, рукава, карманы-
Это вам не для забавы.
Аккуратность и терпенье,
Плюс желанье и стремленье.
Шью, скажу и по заказу,
Но заказы все не сразу
Мне давайте наперед,
Кто умеет тот поймет.

Ведущий:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит девица
На все руки мастерица.
Шить умеет и вязать,
Полотно умеет ткать.

Девица:
Сшила я халат сестре
И довольна им вполне.
Маме фартук дошиваю
И карманчик гладью вышиваю.
Братику на день рожденье
Торт и вкусное печенье
Приготовила, спекла.
Все быстро съела детвора.
И считаю, что девочкам
Все необходимо.
А терпенье и труд
Все на свете перетрут.

Ведущий. Дорогие ребята, дорогие гости! Начинаем развлекательную программу «Золушка». Мы проведем несколько конкурсов. Обратите внимание на «цветик-семицветик», он непростой: на обратной стороне лепестков указаны названия конкурсов. Отрывая каждый раз один из лепестков, мы будем узнавать, какой конкурс нам предстоит провести. А в этом нам помогут наши три девицы "Ткачиха, повариха и швея». Итак, вы готовы?
(Девицы отрывают по очереди выбранный лепесток и читают название конкурсов. Всего 7 конкурсов – по числу лепестков, которые отрываются после каждого проведенного конкурса. Каждый конкурс оценивается жюри. Всем игрокам команды, победившим в конкурсе, выдаются фишки. А потом фишки обмениваются на конфеты из волшебного сундучка. В качестве ведущих можно - трех девиц.)

Конкурс «Очумелые ручки»
Ведущий. В течение 7 минут вы, ребята, используя бросовый материал – в общем все то, что находится на столах, - должны изготовить какую-нибудь поделку и придумать ей название. Желаю успеха.
Игра со зрителями .
Ведущий. Пока команды выполняют задание, вы, дорогие зрители, тоже можете поучаствовать в конкурсе. Для этого нужны два смелых игрока. (Выходят желающие ). Итак, конкурс называется «Сладкоежка». Вы, ребята, завязанными глазами должны накормить друг друга вареньем. Кто лучше и больше накормит вареньем другого. Задание ясно? (Участники садятся друг против друга, одевают фартуки, в руках чашка с вареньем и ложка.)

Конкурс «Портняжка»
Ведущий. Как вы уже догадались, этот конкурс потребует от вас умения пользоваться ножницами. У нас на столах имеются шаблоны выкройки. Для этого конкурса нужно по одному самому храброму игроку от команды. Готовы?

Конкурс «Хозяюшкина карусель»
Ведущий. Этот конкурс поможет выяснить, какие же вы хозяйки. В блюдце в горке муки лежат конфеты. Вам предстоит достать все конфеты. Время пошло.

Конкурс «Кто быстрее»
Ведущий . Это конкурс на скорость и рассчитан на вашу сноровку и умение. А заключается он в следующем: кто быстрее и качественнее пришьет пуговицу. Учитываться будет все: и скорость, и аккуратность, и то, как вы владеете навыками труда при работе с иглой. Приготовились? Тогда начали!

Конкурс «Профессиональный»
Ведущий . Кроме того, что каждая хозяйка умеет выполнять всю домашнюю работу: прясть, шить и готовить, убирать – она еще и работать на предприятии успевает. Все хозяйки имеют профессии, специальности – кто-то из них строитель, учитель, маляр, швея.
Вот и наш конкурс посвящен профессиям. На карточках написаны слова, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Вы должны угадать, какие профессии зашифрованы
(Слова на экране БАРКЫ, ЕЯВШ, ПРАОВ, ЖИРНЕНЕ, ДЬЕВИТОЛ, РТОМАС, ЩАКНЕМКИ)

(рыбак, швея, повар, инженер, водитель, матрос, каменщик)

Конкурс «Кручусь как белка в колесе»
Ведущий . Сейчас предлагаем вам спортивный конкурс. Условие: кто дольше всех прокрутит обруч. Готовы?
Конкурс «Любушки».
Ведущий . В этом конкурсе вы должны проявить свои художественные способности. У меня в руках шары. При помощи клея и цветной бумаги нужно изобразить лицо девочки и надеть ей косынку.

Ведущий . А теперь, подарите ее команде-сопернице.

Жюри подводит итоги.

Ведущий . Наша развлекательная игра закончена! До свидания! До новых встреч!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №110» СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

Внеклассное мероприятие по технологии:

Игра – викторина «Мастерок»

(6 класс)

Учитель технологии:

Халирахманова Гульназ

Фагимовна

2016 - 2017 учебный год

Игра-викторина по технологии

« Мастерок»

Цели:

1.Систематизировать знания по предмету “Технология”.

2.Повышение технологической культуры, расширение кругозора.

3.Воспитание наблюдательности, внимания, памяти, мышления.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, стенд, компьютер, телевизор, листы бумаги, презентация PowerPoint .

Структура мероприятия:

1) Знакомство, приветствие команд

2) Проведение конкурсов

3) Подведение итогов

4) Награждение команд

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие друзья, мы рады вас приветствовать на недели технологии и на нашей игре - викторине «Мастерок», сегодня вы покажете свои знания и умения, смекалку и мастерство, дружбу и взаимовыручку. Конкурсную программу проведем для 2-х команд.

Давайте познокомимся по ближе с командой девочек и командой мальчиков.

КОНКУРСЫ.

1 конкурс “РАЗМИНКА”

Пять Е” . Во всех предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:

Первая “Е” заключена в коре (бревно)

Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)

Это «Е» имеет каждая деталь (размер)

Эта “Е” нужна везде: и на уроке, и на стройке (линейка)

Эта “Е” стоит в цехе (оборудование)

Эта “Е” нужна для снятия измерений в ателье (мерка)

Этими 2-мя “Е” занимаются модельеры (моделирование)

Эта “Е” нужна везде: и в мастерской и в ателье (творчество)

Этим “Е” удобно взбивать белки в пену, вместо миксера (венчик)

Из этой “Е” получаются вкусные булочки (тесто)

2 конкурс “ВИКТОРИНА”

- Закончи пословицу.

    Сделал дело…(гуляй смело).

    Дело мастера…(боится).

    Что посеешь…(то пожнешь).

    Делу время…(потехе час).

    Терпение и труд…(все перетрут).

    Поспешишь…(людей насмешишь).

    Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

    Лес рубят…(щепки летят).

    Умелые руки…(не знают скуки)

    Без труда…(не вытащиш рыбку из пруда)

3 конкурс «БЛИЦ - ОПРОС»

Вопрос 1. Винты и шурупы можно ввернуть и вывернуть с помощью… (Отвертки).

Вопрос 2 . Каким приспособлением пользуются для снятия мерок при пошиве изделия? (Метр)

Вопрос 3 . Масштаб 1:4 указывает, что чертеж выполнен с уменьшением или увеличением?

( С уменьшением в 4 раза.)

Вопрос 4 . Что необходимо добавить в тесто, чтоб тесто было пышное и быстро поднялось? (дрожжи)

Вопрос 5 : О чем идет речь: трещины, сучки, глазки, смоляные кармашки, грибные поражения и т.д. все это - … (пороки древесины)

Вопрос 6: Как обозначается полуобхват талии при построении чертежа конструкции юбки. (Ст)

4 конкурс на «ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА».

- Вопрос 1. Почему, входя в помещение, мужчины снимают головные уборы? (Чтобы показать свое уважение к этому дому.)

- Вопрос 2. Чтобы весело было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Нет.Можно испачкать других пассажиров.)

- Вопрос 3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь в маленький комочек и чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь его на газон.

(В ближайшую урну для мусора или в свой пакет.)

- Вопрос 4. Можно ли отказаться от подарка?

(Отказаться – значит серьезно обидеть дарящего).

- Вопрос 5 . Проходя в дверь, мальчик встречает на встречу идущего пожилого человека. Что мальчик должен сделать?

(Мальчик должен пропустить пожилого человека)

5 конкурс “РЕБУСЫ”

Наперсток Булавка Строчка

Розетка Плотник Верстак

6 конкурс “АНАГРАММЫ”

1) АЗОГОТКВА (заготовка)

2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)

3) ОНБЛША (шаблон)

4) ЯЛАТИ (талия)

5) УРАБОНК (рубанок)

6) ОМОЛОТК (молоток)

7) РЕВОСЛ (сверло)

8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)

9) НОЛОКВО (волокно)

10) КАСЕТСМА(стамеска)

11) КИЛЬПАНИН(напильник)

12) АКОГИЛ (иголка)

7 конкурс «КТО БЫСТРЕЕ»:

За меньшее количество ударов вам необходимо забить гвоздь в деревянный брусок. Кто первый из команд сделает это быстрее – победит.

8 конкурс “ЗАГАДКИ”.

Кручу – верчу, кручу – верчу!

Любой шуруп я закручу! (Отвертка)

***

Я скрепляю и скрепляю

Без шурупов и винтов (Клей)

***

Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!

А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)

***

По реке Простыне идет пароход.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

***

Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток)

***

Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)

***

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

***

Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.

Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)

***

Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)
***

Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)

***

Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

***

9 конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”

К названию профессий подберите ее описание:

1) Портной

2) Столяр

3) Повар

4) Плотник

10 конкурс кроссворд “ ТЕХНОЛОГИЯ”

Командам предлагается один кроссворд. Каждая команда разгадывает его. Кто быстрее и правильнее – тот победит.

Кроссворд прилагается ниже (2 экземпляра)

Вопросы.

Центральное ключевое слово ТЕХНОЛОГИЯ.

по горизонтали:

    П лотничий или столярный ручной режущий . Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок,рельефной и контурной резьбы.Состоит из лезвия и ручки.

    Столярный, слесарный, универсальный …

    Универсальный инструмент, которым можно и бумагу, и ткань, и металл разрезать.

    Инструмент, который применяется для резания заготовок из сортового проката.

по вертикали:

    Операция, выполняемая при машинных работах. Настрачной, накладной, расстрочной …

    Что можно увидеть в самом центре ствола при его поперечном разрезе.

    Деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов. Другое названия «лекало» или «шаблон».

  1. Длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества. Состоит из твердого основания. На одной стороне острие, а на другой - ушком для нити.
Ответы:

Центральное ключевое слово – ТЕХНОЛОГИЯ

по горизонтали:

    Стамеска

    Верстак

    Ножницы

    Ножовка

по вертикали:

    Шов

    Сердцевина

    Выкройка

    Иголка

Заключение

Подведение итогов конкурсов. Вручение грамот https://ru.wikipedia.org