Сохранение рабочего места при уходе в армию. Сохраняется ли рабочее место при уходе в армию. Правила предоставления очередного отпуска

  • 06.03.2023

В нашей стране воинская повинность появилась много столетий назад. Еще в Московском государстве существовало хорошо организованное войско, службу в котором несли только дворяне. Полноценная регулярная армия появилась при Петре I на основе рекрутского призыва, под который подпадали крестьяне, мещане и другие податные сословия. В свою очередь, Александр II ввел всеобщую личную повинность для мужского населения страны. В настоящее время призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. При этом с 1 октября началась очередная осенняя призывная кампания новобранцев. В статье мы рассмотрим обязанности работодателя по отношению к работникам-призывникам.

Кого могут призвать

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ). Порядок призыва прописан в Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее — Положение о призыве), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663. Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (далее — Инструкция).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ). Исключение сделано для следующих лиц (ст. ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ):

— освобожденных от исполнения воинской обязанности (по состоянию здоровья, родственников погибших военнослужащих и т. д.);

— имеющих отсрочку (по состоянию здоровья; пап-одиночек, имеющих двух и более детей; опекунов несовершеннолетних братьев/сестер; имеющих ребенка и беременную жену, срок беременности которой не менее 26 недель, и т. д.);

— не подлежащих призыву (имеющих неснятую судимость, в отношении которых ведется дознание, и т. д.).

Сроки призыва

Призыв на военную службу осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона N 53-ФЗ).

Таблица 1. Сроки призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе

Порядок призыва

Призыв на военную службу включает в себя (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку для отправки к месту прохождения военной службы.

На все мероприятия, связанные с призывом, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Закона N 53-ФЗ).

Аналогичный порядок действует при направлении граждан на альтернативную гражданскую службу. Это следует из п. п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее — Закон N 113-ФЗ).

К сведению. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если (ст. 2 Закона N 113-ФЗ):

— несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

— он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 Положения). Замена военной службы альтернативной осуществляется на основании заявления, которое подается в военный комиссариат (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ). Не особая популярность альтернативной службы связана с ее сроками, которые в 1,5 — 1,75 раза превышают период военной службы по призыву (ст. 5 Закона N 113-ФЗ).

Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу. Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата. В повестке указывается причина вызова (Приложение N 30 к Инструкции):

— для уточнения документов воинского учета;

— для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;

— для прохождения призывной комиссии;

— для отправки к месту прохождения военной службы;

— для направления на альтернативную гражданскую службу.

Как правило, повестка вручается призывнику не позднее чем за три дня до указанного в ней срока (п. 34 Инструкции).

Оплачиваем отсутствие сотрудника на работе

На время участия работника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности (постановка на воинский учет, прохождение медкомиссии, явка на заседание призывной комиссии) работодатель должен освободить его от исполнения трудовых обязанностей. За указанными сотрудниками сохраняется место работы и выплачивается средний заработок (ст. 170 ТК РФ и п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Средний заработок рассчитывают по правилам, указанным в ст. 139 ТК РФ и в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

К сведению. В налоговом учете суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время исполнения воинской обязанности:

— учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ);

— облагаются НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);

— облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ; Письмо ФСС РФ от 13.04.2011 N 14-03-11/08-3338);

— облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ; Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Если компания использует унифицированные формы, то время участия работника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности отражают в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» либо цифровым кодом «23» (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»; далее — Постановление N 1).

К сведению. При призыве на службу военкоматы направляют граждан на медицинское обследование (п. 1 ст. 5 Закона N 53-ФЗ). С 2014 г. обследование и освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу производятся в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.

Возмещаем расходы

Средний заработок, выплачиваемый за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности (с учетом начислений в фонды), расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы подлежат возмещению из бюджета. Это следует из п. 2 ст. 5 Закона N 53-ФЗ и пп. 5 п. 2 и п. 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила компенсации расходов).

Судебная практика. Суды пояснили, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности работающим гражданам работодатели выплачивают средний заработок, на который начисляются страховые взносы.

В дальнейшем военный комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные как с выплатой среднего заработка, так и с уплатой страховых взносов. Данный вывод содержится в следующих Постановлениях: ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу N А26-493/2012 (Определение ВАС РФ от 28.12.2012 N ВАС-17305/12), ФАС Уральского округа от 05.09.2013 N Ф09-8466/13, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012 (Определение ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-13062/12), ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2013 по делу N А46-29291/2012.

Для выплаты компенсации в военный комиссариат следует представить (п. 5 Правил компенсации расходов):

— письмо с указанием возмещаемых расходов и банковских реквизитов организации (на официальном бланке ставятся подпись руководителя (заместителя руководителя) и печать компании);

— копии документов о фактически произведенных расходах.

Образец письма см. в примере 1.

К сведению. В случае компенсации расходов работодателя из бюджета полученные средства отражают во внереализационных доходах (Письмо Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170).

Порядок увольнения призывников

Основанием для увольнения сотрудника является повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы либо о направлении на альтернативную гражданскую службу (п. 16 Положения о призыве, п. 2 ст. 14 Закона N 113-ФЗ, Приложение N 30 к Инструкции).

К сведению. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в указанные в повестке время и место и получить под личную подпись предписание для убытия к месту прохождения службы (п. 2 ст. 14 Закона N 113-ФЗ).

В данном случае днем прекращения трудового договора является последний день работы сотрудника-призывника (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Работодатель издает приказ о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с призывом работника на военную службу либо в связи с направлением работника на альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)..

Приказ подписывает руководитель компании (или иное уполномоченное лицо), затем сотрудника знакомят с ним под подпись.

В трудовую книжку вносят одну из следующих записей (п. 1 ч. 1 ст. 83 и п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ):

1) «Трудовой договор прекращен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» — при призыве на военную службу;

2) «Трудовой договор прекращен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с направлением работника на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» — при направлении на альтернативную гражданскую службу.

Образец заполнения трудовой книжки о прекращении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу.

СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ТК N 8604301

N записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
Число Месяц Год
1 2 3 4
7 12 11 2014 Трудовой договор прекращен Приказ
По обстоятельствам, не От 11.11.2014
Зависящим от воли сторон, в N 48-к
Связи с призывом работника
На военную службу, пункт 1
Части первой статьи 83
Трудового кодекса
Российской Федерации
Специалист по кадрам
Маркина Е. А. Маркина
Печать ООО «Сальдо»
Подпись

При получении трудовой книжки работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Это следует из п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.

В день увольнения работнику выплачиваются следующие суммы (ст. 140 и ч. 3 ст. 178 ТК РФ):

1) заработная плата за фактически отработанное время;

2) компенсация за все неиспользованные отпуска;

3) выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Порядок налогообложения указанных выплат отражен в таблице.

Порядок налогообложения выплат при увольнении призывников

К сведению. До сих пор актуальны Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (далее — Правила). Напомним, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, получают полную компенсацию. Также полная компенсация полагается сотрудникам, проработавшим от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие поступления на действительную военную службу (п. 28 Правил).

Ответственность

Если работодатель не обеспечил гражданам возможность своевременной явки в военкомат, то руководитель организации или иное должностное лицо будут оштрафованы в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Для работника неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ). Уклонение от службы в армии — уголовно наказуемое деяние.

Так, уклонение от призыва на военную службу наказывается (ч. 1 ст. 328 УК РФ):

— штрафом до 200 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев;

— либо принудительными работами на срок до двух лет;

— либо арестом на срок до шести месяцев;

— либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы наказывается (ч. 2 ст. 328 УК РФ):

— штрафом до 18 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до шести месяцев;

— либо обязательными работами на срок до 480 часов;

— либо арестом на срок до шести месяцев.

Социальные гарантии гражданам, прошедшим военную службу

Сотрудникам отдела кадров следует помнить, что период прохождения военной службы по призыву включается:

1) в страховой стаж для пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);

2) в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») из расчета один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; далее — Закон N 76-ФЗ);

3) в страховой стаж для пенсий (засчитывается, если периоду прохождения службы предшествовали или за ними следовали периоды работы либо иной деятельности) (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Гражданам, уволенным с военной службы, устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение (п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ):

— предоставление службами занятости в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

— сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва;

— преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата;

— предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 25.11.1998 N 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством» (не менее 500 руб.).

Время прохождения альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности (п. 2 ст. 19 Закона N 113-ФЗ). При этом в течение трех месяцев после увольнения гражданина со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (п. 4 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).

За гражданами, призванными на военную либо альтернативную службу в период обучения, при увольнении со службы сохраняется право на продолжение образования в образовательных организациях, в которых они обучались до призыва (п. 5 ст. 19 Закона N 76-ФЗ и п. 5 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).

1 апреля 2014 года в России началась весенняя призывная кампания, которая продлится до 15 июля 2014 года. В ближайшие три с половиной месяца, согласно планам Генштаба, на военную службу отправятся 154 тысячи молодых россиян. Если вам уже исполнилось 18 лет, но вы еще не достигли 27, то рано или поздно вы получите приглашение, от которого невозможно отказаться, а именно – посетить военный комиссариат. Дважды в год Родина призывает молодых людей призывного возраста отдать ей воинский долг.

Практически в каждой организации трудятся молодые люди призывного возраста. Поэтому работодатели должны быть в курсе, что им делать в случае призыва работника на военную службу . Обязаны ли они уволить работника? Или должны сохранить за работником место работы (должность)? Какие документы при этом необходимо оформить?

Призыв на военную службу

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Об этом говорится в пп. «а» п. 1, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно ст. 25 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря — на основании указов Президента РФ.

В виде исключения иные сроки призыва устанавливаются для граждан:

— проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или в отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;

— проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах, — с 15 октября по 31 декабря;

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (ст. 26 Закона N 53-ФЗ).

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (форма утверждена Приказом Минобороны России от 02.10.2007 N 400).

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).

Компенсация расходов

Согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, а также на время исполнения ими обязанностей, связанных с призывом или добровольным поступлением на военную службу, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Также им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, командировочные расходы.

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Как уволить призывника

В силу п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с призывом работника на военную службу трудовой договор прекращается. Основанием прекращения является представленная работником повестка о призыве на военную службу.

Следует отметить, что заявление об увольнении работник писать не должен, так как прекращение трудового договора производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Поскольку трудовое законодательство не содержит указаний о сроке прекращения трудового договора по основаниям, связанным с призывом работника на военную службу , представляется, что это должно произойти не позднее даты явки, указанной в повестке. При этом днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним согласно ТК РФ или иному федеральному закону сохранялось место работы (должность) (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Оформляется приказом (распоряжением) работодателя по унифицированной форме N Т-8, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление N 1).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ (выплатить заработную плату за фактически отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие выплаты). Кроме того, согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ работнику в связи с призывом на военную службу должно быть выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В случае когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Оформление документов

Как было сказано выше, работник может быть направлен для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В дни его отсутствия по указанной причине в табеле учета рабочего времени проставляется буквенный код «Г» либо цифровой код «23» — «Невыход на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству» (Постановление N 1).

После того как в отношении работника было принято решение о призыве на военную службу и ему была вручена повестка с указанием даты прибытия в военный комиссариат, работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении (форма N Т-8).

Далее на основании приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) делается запись в личной карточке (форма N Т-2 или N Т-2ГС(МС)), лицевом счете (форма N Т-54 или N Т-54а), трудовой книжке, производится расчет выплат увольняемому работнику в записке-расчете по форме N Т-61, утв. Постановлением N 1.

Об увольнении работника вносится в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее — Инструкция).

В трудовой книжке работника производится следующая запись:

— в графе 1 ставится порядковый номер записи;

— в графе 2 указывается дата увольнения;

— в графе 3 делается запись: «Уволен в связи с призывом на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» или «Трудовой договор прекращен в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 5.4 Инструкции);

— в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения) работодателя об увольнении (п. 5.1 Инструкции).

Трудоустройство бывших военнослужащих

Призыв работника на военную службу является одним из оснований прекращения с ним трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. С момента увольнения трудовые отношения между работником и работодателем прекращаются, следовательно, место работы (должность) за уволенным работником не сохраняется.

Что касается трудоустройства бывших военнослужащих, то трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателей предоставлять работу сотруднику, вернувшемуся после увольнения с военной службы.

Однако следует учитывать, что за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Вместе с тем организации иных форм собственности в локальном нормативном акте, коллективном договоре могут установить преимущественное право бывших работников на трудоустройство после увольнения с военной службы.

Порядок По нормам Трудового законодательства для оформления ухода в декретный отпуск от беременной женщины требуется только лист временной нетрудоспособности, полученный в женской консультации, и заявление, написанное в свободной форме. После предоставления этих документов отдел кадров оформляет приказ об отпуске, с которым сотрудница должна ознакомиться под роспись. Вот, по сути, и все оформление. Если процедура проходила именно так, то по завершении декретного периода дополнительно никаких документов не требуется. Работница возвращается на свое рабочее место по истечении периода, указанного в приказе, и приступает к своим трудовым обязанностям. Положения 256 статьи Трудового кодекса РФ обязывают работодателя сохранить за сотрудницей, находящейся в декретном отпуске, ее должность.

Для того чтобы повторно пойти в декретный отпуск, но уже со вторым малышом, беременной необходимо по месту своей работы написать заявление. В нем должна содержаться просьба досрочно прекратить отпуск по уходу за первым ребенком и предоставить второй отпуск в связи с беременностью и родами. Но тут тоже есть одна особенность – если терять пособие на первого ребенка не хочется, то в незакончившийся отпуск по уходу за ним может отправиться другой член семьи, например, бабушка, дедушка или отец малыша.
Причем такие выплаты полагаются, в том числе, студентам и нетрудоустроенным лицам, осуществляющим самостоятельно или принимающим участие в уходе за ребенком. Когда закончится период отпуска по беременности и родам, женщина продолжит получать пособие на первого малыша. Но теперь к его сумме будут приплюсовываться еще и выплаты на второго новорожденного да 1,5 лет.

Выход на работу после декрета. о чем говорит трудовой кодекс?

В том случае если вторая беременность наступила ближе к концу отпуска по уходу за первенцем, то ситуация складывается еще лучше. Тогда женщина просто из одного отпуска плавно переходит во второй, то есть из отпуска по уходу в декретный по беременности. Для этого на место работы также необходимо предоставить заявление с просьбой оформить декретный и больничный лист.
Тогда все причитающиеся пособия оформляются и начисляются по аналогии с первым случаем. Следует помнить что существуют минимальные размеры выплат во время ухода как за первым, так и за вторым ребенком. Пособие, рассчитанное в организации, где трудилась декретница, ни в коем случае не должно быть ниже установленных Законодательством сумм.
Особенно внимание нужно уделить второй беременности, так как величина пособия на второго ребенка значительно выше чем на первого.

Рабочее место после декретного отпуска

Причина увольнения прямо влияет на величину пособия по безработице на то время, когда вы будете делать попытки устройства на новую работу, будучи на учете в Центре занятости. Если вам предлагают другое место, это также не соответствует закону. Однако подумайте: какой выход для вас наиболее предпочтителен? Возможно, новая должность даже более привлекательна, чем прежняя? Или настало время радикальной смены работы? Так или иначе, выходя в декретный отпуск, изучите свое положение досконально.


Вы должны знать о своих правах, уметь их отстаивать. Надеемся, что ваш выход на работу после декретного отпуска будет сопровождаться только положительными эмоциями.

Выход на работу из декрета

Инфо

Заявление на отпуск до 3 лет Единая форма документа не предусмотрена. Заявление подается на предоставление декретного отпуска и начисление компенсации и пособия. В тесте документа должны быть указаны следующие данные:

  • кому адресовано: инициалы директора, название компании;
  • от кого: инициалы заявителя, занимаемая должность;
  • наименование бумаги: заявление;
  • суть обращения: просьба о предоставлении законного отпуска по уходу за ребенком с определенного числа до достижения малышом 3-х летнего возраста, с указанием даты его рождения и инициалов;
  • просьба о назначении причитающихся выплат;
  • перечень пакета документов;
  • подпись, число и инициалы заявителя.

Выплаты автоматически не предоставляются, поэтому если в основном заявлении их не указать, придется подавать второй документ.

Сроки декрета по закону. декретные отпуска до 1,5; 3; 4.5; 6; 14 лет.

Зачастую руководство компании, преследуя свои интересы, не изъявляет желания принимать обратно молодую маму малолетнего ребенка. И это понятно. Ведь многим работодателям больше нравится, когда сотрудники всецело отдаются работе, а у женщины после декретного появляется много других, не связанных с работой проблем и забот. К тому же многие маленькие дети часто болеют, а это означает постоянные больничные и отрывы от рабочего процесса.


В конце концов, в компании могут произойти какие-то перемещения кадров, реорганизация, сокращения и прочие мероприятия. Вне зависимости от причины такого нежелания, работодатель грубейшим образом нарушает Нормы трудового права РФ, а именно статью 256. В ней говорится, что на время нахождения женщины в отпуске, предоставленном для ухода за ребенком, за ней в обязательном порядке сохраняется ее должность.

Отпуск по уходу за ребенком

Сохранение пособия Трудовое законодательство РФ предусматривает сохранение пособия при досрочном выходе женщины на работу. Но это условие действует только в том случае, если работница возвращается не на полный рабочий день, а на условиях частичной занятости (неполное рабочее время). Информация об этом содержится в части 3 статьи 256 Трудового кодекса РФ.

Ее положения позволяют женщине во время декретного отпуска осуществлять трудовую деятельность без прекращения выплаты пособия до достижения ребенком 1,5 лет. Что делать, если работодатель не берет на прежнее место работы Женщина, уходя в декретный отпуск, наверняка рассчитывает на то, что ее работодатель окажется добросовестным и честным. А по истечении периода декрета она сможет вернуться на свое рабочее место в своей прежней должности. К сожалению, реалии современного мира говорят совсем об обратном.

Внимание

На время отпуска нанимается работник, с которым заключается срочный трудовой контракт, где не указывается конечная дата. Вместо этого в контракте пишется: «до момента выхода основного работника». Поэтому, лишь только вы начнете работать, временный сотрудник должен быть уволен либо переведен на другую свободную должность, если пожелает.


Досрочный выход из декретного отпуска Если вы решились приступить к выполнению профессиональных обязанностей раньше указанного в приказе срока, то возникает необходимость в создании заявления о выходе на работу. С этой целью вам нужно прийти к своему работодателю, предупредив о своем намерении, договориться о предположительной дате выхода на работу.

Сохраняется ли рабочее место после 1 5 лет декретного отпуска

Так, имеющий двух или более детей, не достигших 14-летнего возраста, а также одинокие родители несовершеннолетних указанной возрастной группы, могут претендовать на дополнительный 14-дневный отпуск ежегодно, но без сохранения заработной платы. Предоставление отпусков по уходу за ребенком, как отмечалось мною выше, регулируется положениями трудового законодательства и нормами права социального обеспечения. Проблем в этой области сегодня много — от нищенского пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет до несвоевременного предоставления путевок в детские сады. Законодательной инициативы по таким вопросам предостаточно — однако, когда будут приняты поправки в действующие нормативно-правовые акты, неизвестно.

Оплачиваемый отпуск на период вынашивания ребенка и родов – важная социальная мера, направленная на защиту прав, сохранения здоровья женщины и ее малыша. Согласно ТК ст. 256 в отпуске по уходу за малышом сотрудница имеет полное право находиться до тех пор, пока ребенку не исполнится 3 года. За ней сохраняется место работы, идет дальше трудовой стаж и до 1,5 лет выплачивается каждый месяц пособие по соцстрахованию.

Кто может пойти в отпуск по уходу за ребенком Отпуск может быть полностью или частично использован и предоставляется тем, кто непосредственно ухаживает за малышом. К таким лицам могут относиться:

  • родители, кроме матери, отец ребенка и его усыновители;
  • ближайшие родственники малыша: дедушка, бабушка;
  • опекуны.

Закон не предусматривает отпуск по уходу за малышом и социальные выплаты приемным родителям (ТК РФ ст. 257, 256).

Как в армию сходить и место не потерять (Захаров Н.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

В настоящее время государство стремится вывести российскую армию на новый уровень развития. Реализация этой задачи невозможна без повышения уровня социальной поддержки военнослужащих и всесторонней защиты их прав и интересов. Одним из направлений такой защиты должно стать принятие норм, регулирующих трудовые права бывших военнослужащих по призыву.

Социальная политика

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством и ставит одной из приоритетных его задач обеспечение достойного уровня жизни человека. Для этого требуется создание необходимых условий и возможностей для свободного развития личности, сглаживание социальных противоречий, справедливое перераспределение национального дохода.
Государство проводит социальные программы, устанавливает различного рода социальные платежи и льготы, предоставляет социальную помощь и обеспечение тем категориям населения, которые нуждаются в особой заботе со стороны общества и государства.
Целый ряд нормативно-правовых актов непосредственно посвящен регулированию предоставления социальных гарантий и реализации социальной политики государства, например Федеральные законы "О социальной защите населения", "О социальной защите инвалидов", "О социальных гарантиях сотрудникам полиции", "О социальных пособиях гражданам, имеющим детей" и т.д., а также нормативно-правовые акты регионального характера.
Помимо этого, нормы, посвященные социальным гарантиям и социальному обеспечению, содержатся в ТК РФ, в основном в разделе 12 "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".

Государственная поддержка военнослужащих

Военнослужащие - одна из тех категорий граждан, которые находятся под усиленной социальной опекой со стороны государства. Специфика деятельности военнослужащих, особая важность их службы для страны и граждан в целом, высокая ответственность и возможное выполнение задач с риском для жизни обязывают государство всесторонне и надлежащим образом обеспечить жизнедеятельность этой категории населения и защиту их прав. Приняты Федеральные законы, посвященные социальной защите военнослужащих: "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях", "О статусе военнослужащих", "О накопительно-ипотечной системе жилищного обслуживания военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" и др.
Кроме того, множество иных нормативно-правовых актов содержат нормы, касающиеся социальных прав военнослужащих.
Необходимо добавить, что социальная поддержка военнослужащих осуществляется после увольнения лиц, проходящих военную службу, в запас. Данные нормы позволяют повысить престиж воинской службы и обеспечить военнослужащим уверенность в будущем. Но в первую очередь это касается офицерского состава.
Учитывая низкий уровень общественного мнения относительно службы в армии и нежелание лиц призывного возраста идти служить, государству следует защищать права лиц, призывающихся на военную службу.

Трудовые права призывников

В целях защиты прав лиц, призывающихся на военную службу, необходимо отменить норму, содержащуюся в п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в соответствии с которой лицо, призванное на военную службу, подлежит увольнению с работы вне зависимости от воли сторон, и одновременно ввести норму, обязывающую работодателя сохранять за призывником его рабочее место на все время прохождения им службы.
Также считаем целесообразным обеспечить бывших военнослужащих по призыву такой формой социальной поддержки, как приоритет перед иными лицами при поступлении на службу в государственные и муниципальные органы сразу после прохождения срочной службы.
За время службы военнослужащий может утратить определенное количество связей, как личных, так и профессиональных. Возвращаясь со службы, срочник попадает в изменившийся мир, к которому ему бывает трудно адаптироваться. Если бывший военнослужащий занимался до призыва профессиональной деятельностью, то, вернувшись домой после службы, он оказывается и без работы, и с изрядно понизившимися за время службы трудовыми навыками, и, если он планирует заняться трудовой деятельностью сразу после демобилизации, ему также проблематично трудоустроиться ввиду отсутствия опыта работы.
Помощь бывшему военнослужащему по возвращении со службы, особенно в сфере его трудоустройства, - важная государственная и общественная задача. По сути, существующей нормой п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и отсутствием в Федеральном законе "О занятости населения в Российской Федерации" нормы, предоставляющей бывшему военнослужащему льготы при поступлении на работу после прохождения службы, законодатель отказывает призывникам и лицам, проходящим службу по призыву, в защите их социальных прав после завершения ими службы, чего быть не должно, особенно в свете стремления государства к повышению престижа военной службы и воспитанию положительного отношения к армии со стороны общества и допризывной молодежи. Введение нормы о сохранении рабочего места за лицом, призванным на срочную службу, позволит призывникам, начавшим трудовую деятельность до призыва, максимально быстро и безболезненно влиться в ритм той жизни, к которой они привыкли до призыва в армию.
Как известно, уже имеется норма о сохранении рабочего места в отношении женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Степень предоставляемой социальной защиты обусловлена важнейшей ролью матери для общества и необходимостью всесторонней поддержки семьи и материнства со стороны государства. Полагаем, что роль военнослужащих для государства и общества также является чрезвычайно важной, поэтому распространение нормы о сохранении рабочего места за призывниками на время службы и введение льгот при поступлении на службу лиц, прошедших военную службу, будут являться разумными мерами, подтверждающими высокий социальный статус военнослужащих и стремление государства как можно более полноценно защитить их права и интересы.

Судебная практика

Рассмотрение споров, связанных с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в практике судов общей юрисдикции не обнаруживается. Это естественно, ведь указанная норма носит предельно понятный и однозначный характер, является "неспороемкой".
Что же касается практики КС РФ по данному вопросу, то обращений непосредственно с вопросом о конституционности п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не было. Однако имели место обращения в КС РФ по поводу конституционности иных пунктов первой части указанной статьи.
Так, 15 июля 2010 года КС РФ рассматривал жалобу о нарушении конституционных прав п. 5 (прекращение трудового договора вследствие признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности), а 29 сентября 2011 года - жалобу о нарушении конституционных прав п. 11 (прекращение трудового договора вследствие отмены решения инспекции или суда о восстановлении работника на работе).
В обоих случаях КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что данные нормы по своей сути не могут нарушать конституционные права заявителей. Из этого можно сделать вывод, что и иные обращения, касающиеся различных пунктов ч. 1 ст. 83 ТК РФ, ожидает аналогичная правовая судьба, поскольку КС РФ рассматривает данные нормы как технические, то есть те, которые регулируют последствия наступления определенных событий, не зависящих от воли человека. Это, однако, не означает соответствия п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ стремлению государства к укреплению социальных гарантий в обществе и в сфере социальной защиты военнослужащих.

Что можно изменить?

Предлагаем внести следующие изменения в нормативно-правовое регулирование вопроса защиты трудовых прав лиц, призванных или прошедших срочную службу:
- признать утратившим силу п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ("Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам... 1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу");
- признать утратившим силу п. 2 ч. 3 ст. 178 ТК РФ ("Выходное пособие... выплачивается... в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу");
- дополнить главу 55 ТК РФ "Особенности регулирования труда других категорий работников" статьей 350.1 "Особенности регулирования труда лиц, призываемых на срочную военную службу";
- в ст. 350.1 предусмотреть обязанность работодателя сохранять рабочее место за работником, призванным на срочную военную службу, на все время прохождения данным гражданином срочной военной службы;
- дополнить ст. 13 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" частью 5, в которой установить преимущества для призывников, ранее не работавших, при приеме на работу на государственные или муниципальные предприятия после прохождения службы.
Реализация вышеуказанных положений позволит в полной мере защитить права лиц, занимающихся трудовой деятельностью и призывающихся на военную службу, а также лиц, желающих получить работу после прохождения срочной службы; укрепит престиж военной службы и послужит одной из ступенек к росту авторитета армии и военной службы в целом.

Увольнение в связи с призывом в армию — одна из причин прекращения работы подчиненного по основаниям, которые не зависят от воли сторон договора. Призывная комиссия или военный комиссар дают обязательное для обеих сторон трудового договора предписание. Повестка из военного комиссариата о необходимости в определенный день и час явиться к месту требования станет основанием, по которому договор будет расторгнут. Необходимость и обязательность для сотрудника писать заявление отсутствует, так как стороны не влияют на те обстоятельства, по которым прекращается договор. Однако, работодатель может взять заявление сотрудника.

В какие сроки нужно уволить из-за призыва в армию

Конкретный срок прекращения договора по данному основанию не определен. Объективно увольнение по призыву необходимо осуществить до срока (даты явки), который указан в повестке из военкомата. Трудовой договор нужно прекратить в последний день работы сотрудника.

Что написать в приказе и трудовой книжке

Работодатель издает приказ, прекращающий договор из-за призыва в армию, по форме Т-8 или Т-8а, которая установлена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

В приказе указывается:

  • наименование предприятия;
  • местоположение;
  • номер, дата;
  • Ф.И.О. и должность работника;
  • дата и основание увольнения.

Датой увольнения из-за призыва в армию является последний день работы сотрудника, предшествующий дате отправки к месту непосредственной службы. Необходимо обратить внимание на то, что при издании приказа в нем делается ссылка на пункт 1 части 1 статьи 83 ТК РФ. Приказ подписывает руководитель. Сотрудник, указанный в приказе, знакомится с ним под подпись с указанием даты. При отсутствии у работодателя возможности ознакомить работника с приказом письменно или если он не желает знакомиться с ним под подпись, в документе необходимо сделать соответствующую отметку.

Основанием внесения записи в трудовую книжку является приказ. Записи оформляются по следующим правилам:

  • в графе 1 указывается порядковый номер вносимой записи;
  • в графе 2 — дата увольнения по призыву;
  • в графе 3 — причины и основания в формулировке, точно повторяющей формулировку приказа;
  • в графе 4 — реквизиты приказа (распоряжения).

Запись в трудовой за период деятельности у работодателя заверяется его подписью или подписью лица, являющегося ответственным за ведение трудовых книжек, печатью (при ее наличии), а также подписью самого работника.

Когда рассчитать

В день увольнения с работником необходимо осуществить окончательный расчет. Выплаты, которые он должен получить, включают:

  • заработную плату за время, которое фактически отработано до дня увольнения по призыву;
  • денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (если отпускные начислены авансом, удерживать их нельзя);
  • выходное пособие, размер которого составляет двухнедельный средний заработок, который не облагается налогом на доходы физических лиц.

Что будет, если не уволить

Вопрос сохранения рабочего места за призванным в армию работником интересует многих работодателей. В государственном учреждении в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» (пункт 5 статьи 23) работодатель в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняет право на поступление в ту же государственную организацию.

Иногда складывается ситуация, при которой сотрудник перед уходом в армию не уволился по незнанию или намеренно. Руководителю необходимо уточнить факт действительного прохождения службы сотрудником. Далее работодатель в одностороннем порядке расторгает трудовой договор. Если возможность выдать трудовую книжку в последний день работы отсутствует, сотруднику направляется уведомление о необходимости ее получить либо разрешить направить ее по почте. При отсутствии ответа трудовая книжка хранится по месту работы. По окончанию военной службы работник может ее забрать либо, написав заявление, запросить ее пересылку по почте. Таким образом, расторжение договора при уходе в армию является для работодателя обязательным к соблюдению, даже если работник не уволился лично, состоится его заочное увольнение по призыву.