Как платить за коммунальные ресурсы напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Потребители смогут платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую Как платить за электроэнергию напрямую поставщику

  • 06.03.2023

Со следующего года россияне начнут платить за свет, воду, газ и тепло напрямую поставщикам этих ресурсов, а не через свою управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК.

В России начался процесс создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Правительство планирует внести в Госдуму законопроект о ЕРЦ в весеннюю сессию

В Совете Федерации прошло первое публичное обсуждение законопроекта о создании единой системы расчетов, подготовленного Минстроем. На "круглом столе" обсудили поправки в Жилищный кодекс, регулирующие работу ЕРЦ. Изменения были одобрены сенаторами и представителями профильных министерств.

Как было отмечено в ходе дискуссии, сегодня система расчетов населения за коммунальные услуги такова, что деньги ресурсникам от управляющих компаний поступают с большим опозданием или вовсе не поступают. Собранные у людей деньги идут на "затыкание" многочисленных дыр в бюджетах управляющих компаний или вообще выводятся на "левые" счета. При этом найти и вернуть "уплывшие на сторону" деньги крайне сложно, пишет "Российская газета".

Как отметила заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ Елена Солнцева , при том, что собираемость средств в сфере ЖКХ в целом по России сегодня составляет 95 процентов, объем накопленной задолженности превышает триллион рублей.

Во многих регионах России сегодня уже созданы и работают ЕИРЦ - единые информационные расчетные центры, которые ведут все расчеты за поставляемые потребителям услуги и рассылают единый платежный документ. Как показывает опыт, при таком подходе собираемость платежей достигает 100 процентов и исчезают долги перед ресурсоснабжающими организациями.

Так, например, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина , работа по внедрению ЕИРЦ в Подмосковье началась в 2013 году. "Самым тяжелым был 2015 год, когда мы перевели на единое обслуживание 1 млн. счетов. В прошлом году добавилось еще 400 тысяч", - отметил министр. По его прогнозу, в этом году работу по переводу всех плательщиков Московской области завершится.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко добавил, что законопроект коллег Минэнерго полностью поддерживает. "Главное, чтобы в правительстве быстрее завершили все обсуждения и внесли документ на первое чтение в Государственную думу". При этом он особо подчеркнул, что для добросовестных плательщиков никаких сложностей по переходу на новую систему оплаты ЖКХ не возникнет. Наоборот - у них появится больше гарантий, что свет, газ, тепло, за которые они честно заплатили, у них будут, и никто не придет и не отключит их.

Как отметил председатель комитета по вопросам промышленной политики, ЖКХ, имущественных отношений и экологии Олег Литвин: "На территории Кемеровской области уже имеется опыт по оплате гражданами за коммунальные услуги напрямую ресурсосонабжающим организациям через ЕИРЦ. Однако, это возможно только по решению общего собрания собственников многоквартирных домов. Принятие данного законопроекта позволит обеспечить прозрачность оплаты граждан за представленные им коммунальные услуги, а добросовестным плательщикам даст уверенность в предоставлении их в полном объеме".

Если часть УК прекратит существование, то кто будет управлять домами?

Еще раз подчеркнем, что с рынка уйдут недобросовестные компании.

В такой ситуации возможны три пути:

1 - конкурсы, которые будут проводить местные администрации и назначать УК на управление домами на определенный срок до того момента, пока жители не выберут новую УК сами.

2 - КЧС (комиссия чрезвычайных ситуаций) - чрезвычайная комиссия, которая назначит временную управляющую компанию на период проведения конкурса.

3 - Собственники по желанию могут и вовсе сменить форму управления дома, скажем на ТСЖ или ТСН.

Что будет с управляющими компаниями?

Предположительно, после начала действия системы прямых расчетов с РСО, более 30% управляющих компаний будут вынуждены уйти с рынка либо станут банкротами, поскольку все УК на момент вступления в силу закона должны будут согласовать с РСО графики погашения задолженности за потребленные ресурсы.

Если управляющая компания накопила долги в 100-200 миллионов рублей, оплачивать ей их будет нечем.

Кто будет бороться с должниками?

Сейчас взысканием долгов за неоплату коммуналки занимаются управляющие компании. А РСО взыскивают долги с УК. Сделать это довольно легко. Сейчас они сотнями иски против УК выставляют, а потом будут миллионами штамповать в адрес жителей.

Взыскивать долги с жителей в дальнейшем будут поставщики коммунальных услуг. РСО будут взыскивать долги за коммунальные ресурсы, управляющие компании - долги по ставке за содержание и ремонт жилья. Как уже отмечено выше, это огромный плюс для УК. Управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, и полученные от собственников средства пойдут на правильные цели.

А сократятся ли долги собственников?

Эксперты сомневаются, что долги жителей перед РСО сократятся. Однако не будет такого стремительного прироста долга.

Сейчас 90% собираемости - это средняя цифра. Это хороший показатель. Критичный показатель по собираемости в Северо-Кавказском регионе - там платежки за ЖКХ оплачивает всего около 60-65% населения.

Как система прямых расчетов отразится на собственниках жилья?

При переходе на прямые договоры для жителей ничего не изменится, кроме учреждения, направляющего платежку. Они как получали квитанции за ЖКХ, так и будут получать. В платежке будут указаны реквизиты только тех поставщиков, которые должны получать деньги.

Существенный плюс нововведения - у жителей появится уверенность, что сумма, которую он заплатил, уйдет поставщику, а не осядет в кармане недобросовестной управляющей компании. Это позволит избежать серых схем.

У нового закона есть один существенный плюс: поскольку управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, то полученные от собственников средства УК может направить на благоустройство, содержание жилья. То есть УК, к примеру, починит трубу, а не будет оплачивать долги РСО за жителей.

Однако поскольку закон еще новый, нет точного понимания по некоторым вопросам, например, по проверке корректности переданных показаний от жителей. В данном случае РСО - незаинтересованное лицо в процессе проверки корректности переданных показаний. Сколько им показаний передадут жители - столько они и начислят. Проверять никто не пойдет. Им это не надо, потому что дельта будет оплачена УК. То, что выставили ресурсники, и то, что показали счетчики, разницу должны будут заплатить управляющие компании. То есть управляющая компания будет вынуждена оплачивать счета за тех жителей, которые предоставили недостоверные сведения о потреблении.

Кроме того, большой вопрос для УК - как будет происходить расщепление, распределение поступивших от жителей денег между всеми получателями в платежке и прозрачность данного распределения между всеми участниками процесса.

Если будет отсутствовать четкий порядок по распределению денежных средств от собственников, то в результате у жителей могут возникнуть долги при неполной оплате коммунальных услуг. Причем пока не понятно, как этот долг будет распределяться. К примеру, если выставлена квитанция на 5 тысяч рублей, а собственник заплатил только 4 тысячи, то не ясно за какую-то услугу он не заплатил. Или собственник заплатил все 5 тысяч рублей, а их отправили только какому-то одному поставщику ресурса, перед которым, например, у населения скопилась самая большая задолженность.

Кому будем платить?

Документом управляющие организации будут исключены из системы расчетов за коммунальные услуги. А плата, внесенная потребителями, будет поступать непосредственно поставщикам ресурсов. Таким образом, на счета управляющих компаний будут попадать только платежи за жилое помещение, заметили в Минстрое.

В каждом регионе будет создан либо специализированный расчетный центр, либо привлечен уже имеющийся, который будет заниматься только выставлением счетов жителям. Он будет аккумулировать информацию от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний и выставлять платежки.

Как расчеты происходят сейчас?

В настоящее время жители оплачивают коммунальные услуги через расчетные центры.

Сейчас УК может либо самостоятельно производить начисления в адрес жителей в полном объеме, либо привлекать сторонние расчетно-кассовые центры. Жители снимают показания с индивидуальных счетчиков, подают их в УК, а управляющая компания в свою очередь отправляет эти показания в расчетный центр.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) при этом выставляют счета УК за весь объем потребления многоквартирным домом и никак не принимают участие в распределении потребленного объема коммунальных услуг между собственниками. То есть ресурсники по итогам месяца смотрят, сколько тепла, воды и других ресурсов потребил дом и выставляет управляющей компании счет, а уже УК распределяет объемы потребления между всеми собственниками.

Для чего нужен этот закон?

Собственники и наниматели квартир смогут платить за свет, тепло, воду и газ, минуя управляющую компанию. Правительство приняло решение о принятии этого закона для сокращения долгов населения за потребленные ресурсы.

Долги населения растут очень существенно. И правительство понимает, что процент недоплаты РСО со стороны УК составляет как минимум 10-15%. В общем объеме рынка это очень значительные суммы. Сейчас задолженность населения перед РСО составляет более 1 триллиона рублей.

Планируется, что закон начнет работать с 1 июля 2018 года. Предполагается, что с этой даты РСО смогут переводить жителей на прямые расчеты в случае, если задолженность УК за коммунальные ресурсы превышает два расчетных периода.

Также напрямую перечислять платежи смогут собственники, которые сами приняли такое решение, уточнили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Вопрос: В нашем доме жильцы приняли решение оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. Прошу разъяснить порядок заключения договоров между гражданами и поставщиками энергоресурсов.

Отвечает прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан Папанов С.В.: Жилищным кодексом РФ (ч. 7.1 ст. 155) предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С 01.09.2012 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Указанным правовым актом установлен порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, закреплены права и обязанности исполнителя (в данном случае, исполнителем коммунальной услуги будет непосредственно ресурсоснабжающая организация).

Так, согласно пункту 25 Правил для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее необходимую информацию о потребителе.

Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю. Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах (пункт 23 Правил).

При этом, согласно пункту 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор) считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами (пункт 7 Правил).

Такой механизм оплаты напрямую в ресурсоснабжающую организацию исключает возможность образования задолженности управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов, что напрямую влияет на бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям-гражданам.

Органами прокуратуры выявлялись факты неправомерного расходования должностными лицами управляющих организаций денежных средств, полученных от населения в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги.

В частности, только в истекшем периоде 2014 года по инициативе прокурора г. Курска возбуждено 2 уголовных дела в отношении ООО «Чистый Курск» и ООО «УК Виктория», которыми более 3,3 млн. рублей, полученных от граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг, в ресурсоснабжающие организации перечислены не были, а израсходованы на иные цели.

В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.

Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию. Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше. Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.

Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.

Как россияне оплачивают сейчас услуги жилищно-коммунального хозяйства?

Сейчас граждане страны платят за услуги в расчетных центрах. Собственник или арендатор снимает показания со счетчиков и подает их в управляющую компанию, которая самостоятельно их перенаправляет в определенный расчетный центр.

Организации, занимающиеся ресурсосбережением, выставляют счет управляющей компании за общее потребление ресурсов домом, но не занимается распределением коммунальных платежей между квартирами и людьми. Поставщики по результатам 30 календарных дней смотрят, сколько воды, электричества и иных ресурсов было израсходовано домом и выставляют материнской компании счет.

Главная компания самостоятельно распределяет объемы ресурсов между жителями дома.

Кому люди будут оплачивать ЖКХ?

Управляющие компании согласно закону будут исключены из системы расчетов за жилищно-коммунальное хозяйство. Потребители будут оплачивать напрямую ресурсоснабжающим организациям. На счет главной компании будут поступать только деньги за оплату жилого помещения.

В каждом округе в 2018 году будет создан расчетный центр или будут привлечены уже имеющиеся организации, которые в дальнейшем будут выставлять счета собственникам. Центры станут заниматься аккумуляцией данных от поставщиков и главных компаний, и выставлять счета.

После начала осуществления прямых расчетов около 30-45% материнских компаний закроются или станут банкротами. Если в организации будет задолженность около 200 миллионов рублей, она не сможет ее оплатить и будет вынуждена уйти из рынка.

При закрытии многих управляющих компаний будут проводиться конкурсы, в результате которых будут выбраны компании для управления жилыми домами. Также есть вероятность, что власти создадут специальную комиссию по чрезвычайным ситуациям, которая выберет временную управляющую организацию на время проведения конкурса. С 1 июля владельцы смогут поменять форму управления дома, например, на товарищество собственников жилья или товарищество собственников недвижимости.

Для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?


Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.


Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего .

Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.