Автономные необитаемые подводные аппараты «Клавесин» - bmpd. Необитаемые подводные аппараты семейства «Клавесин Похоже, что у стада подобных роботов появился пастух

  • 31.10.2020

Но для решения некоторых задач могут применяться и различные дистанционно управляемые системы с комплексом необходимого оборудования.

Так, для исследования морского дна и изучения донных объектов могут применяться автономные необитаемые подводные аппараты. Системы этого класса активно разрабатываются отечественными предприятиями. В последние годы силами нескольких организаций были созданы несколько подобных комплексов.

Два из них относятся к семейству под названием «Клавесин».


АНПА «Клавесин-1Р»

Первым представителем нового семейства стал аппарат «Клавесин-1Р». По имеющимся данным, автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-1Р» был разработан Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН, г. Владивосток). Целью проекта было создание специального средства, пригодного для выполнения различных задач на разных глубинах. Разработка велась как в интересах научных организаций, так и для соответствующих структур военного ведомства. Проектом предусматривалась возможность изучения окружающей обстановки и отдельных объектов при помощи набора бортового оборудования. Аппарат получил автоматизированную систему управления с возможностью получения новых команд с пульта управления.

АНПА "Клавесин-1Р" перед спуском в воду. Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

Исходя из требований и предполагаемых особенностей применения, авторы проекта использовали некоторые отработанные идеи и решения. В частности, внешне изделие «Клавесин-1Р» напоминает торпеду немного увеличенных габаритов. Все основные агрегаты помещены внутри цилиндрического корпуса. Головная часть аппарата прикрыта полусферическим обтекателем, в корме имеется сужающийся агрегат, на котором находится т.н. движительный комплекс. Длина «Клавесина-1Р» составляет 5,8 м, диаметр корпуса - 900 мм. Масса аппарата в воздухе - 2,5 т.

АНПА «Клавесин-1Р» имеет прочный корпус, обеспечивающий работу всех агрегатов на больших глубинах. Характеристики конструкции обеспечивают погружение на глубины до 6 км. Аппарат оснащается четырьмя электродвигателями, расположенными на колонках кормовой части корпуса. Каждый из них вращает свой гребной винт. Имеющиеся силовые агрегаты позволяют развивать скорость до 1,5 м/с (2,9 узла). Аккумуляторные батареи дают дальность хода до 300 км.

Подводный аппарат получил автоматизированную программную систему управления. В ходе подготовки к погружению в автоматику изделия загружается программа, по которой в дальнейшем осуществляется работа. При этом предусматривается возможность коррекции загруженной программы. Для этого комплекс управления, размещенный на борту судна-носителя, может использовать гидроакустический канал связи. После обновления программы АНПА «Клавесин-1Р» сразу может приступать к требуемым действиям.


Аппарат на испытаниях. Фото Svpressa.ru

На борту подводного аппарата имеется набор различного оборудования, предназначенного для обследования окружающих объектов и сбора необходимых сведений. В разных частях прочного корпуса монтируются гидролокаторы бокового обзора, электромагнитный искатель, цифровая видеокамера со средствами обработки сигнала, акустический профилограф, а также датчики температуры и электропроводности забортной воды.

Основным средством наблюдения за окружающим пространством, способным работать в различных условиях и использоваться для обнаружения разных объектов, является гидроакустический локатор бокового обзора. Имеется возможность использования высокочастотного и низкочастотного режима работы станции. Низкочастотный режим позволяет вести обзор полосы шириной 800 м. При использовании колебаний высокой частоты ширина полосы сокращается до 200 м.

Прочая бортовая аппаратура позволяет производить различные измерения и определять параметры окружающей среды. Также может выполняться батиметрическое исследование водоемов и их дна, акустическое зондирование донного грунта или видеосъемка обнаруженных объектов. При помощи бортового оборудования «Клавесин-1Р» может как находить, так и обследовать различные объекты, расположенные на дне. Возможно изучение точечных и протяженных объектов.


Пульт управления комплекса "Клавесин-1Р". Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

Управление работой подводного аппарата производится при помощи пульта, располагаемого на борту судна-носителя. Оборудование пульта позволяет проводить предварительную подготовку перед погружением, в том числе вводить рабочую программу, контролировать работу всех систем, получать некоторые данные, а также корректировать заданную программу и передавать обновленные указания аппарату.

Проект АНПА «Клавесин-1Р» был разработан в середине прошлого десятилетия, и вскоре был доведен до сборки опытной техники с последующими ее испытаниями. Позже опытный образец использовался в различных операциях, целью которых было проведение исследований или поиск некоторых объектов. Известно, что в ходе испытаний прототип совершал погружения в Японском море, а также опускался в Курильско-Камчатский глубоководный желоб. Опытная эксплуатация велась в районах Арктики. Так, в 2007 году аппарат «Клавесин-1Р» вошел в состав научного оборудования, используемого полярной экспедицией «Арктика-2007». Носителем комплекса стал атомный ледокол «Россия». Позже АНПА нового типа использовался в поисковой операции в Охотском море. Целью этих работ был поиск затонувшего радиоизотопного источника.

В конце 2008 года отечественные средства массовой информации опубликовали некоторые подробности исследовательской работы в арктических морях. Видеокамера аппарата позволила операторам увидеть разных обитателей морского дна, часть которых впоследствии не удалось опознать даже специалистам. Тем не менее, исследование морской фауны не являлось задачей операторов комплекса.


Изображение объекта, полученное при помощи аппаратуры "Клавесина-1Р". Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

В ходе испытаний комплекс «Клавесин-1Р» подтвердил расчетные характеристики, а кроме того, улучшил некоторые показатели. Так, во время одного из погружений была достигнута глубина 6083 м. В 2008 году аппарат прошел государственные испытания, по результатам которых был рекомендован к полноценной эксплуатации. По разным данным, к настоящему времени автономный необитаемый подводный аппарат несколько раз использовался для различных исследований в разных морях.

АНПА «Клавесин-2Р-ПМ»

Вероятно, по результатам испытаний и эксплуатации подводного аппарата «Клавесин-1Р» было принято решение о создании новой системы этого класса, предназначенной для эксплуатации специальными структурами военно-морского флота. В 2009 году министерство обороны сформировало требования к новому АНПА и выбрало разработчика. 19 мая 2009 года был подписан договор между военным ведомством и Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». К настоящему времени новый проект был доведен до стадии испытаний в море.

Второй проект автономного необитаемого подводного аппарата получил название «Клавесин-2Р-ПМ». По имеющимся данным, новая разработка имеет те же цели и задачи, что и ее предшественник. При этом АНПА второй модели должен отличаться немного увеличенными габаритами и иным составом бортового оборудования. За счет этого появляется возможность повысить эффективность поисковых работ и исследований морского дна.


Общий вид АНПА "Клавесин-2Р-ПМ". Фото Hisutton.com

Имеются некоторые сведения о конструкции аппарата «Клавесин-2Р-ПМ». Согласно этим данным, основным агрегатом изделия является рама прямоугольного сечения, предназначенная для установки всех основных систем. На ней монтируется электронная аппаратура, силовая установка, блоки плавучести и т.д. В корме также имеется движительный комплекс, состоящий из четырех двигателей с винтами. Защита от воды осуществляется при помощи прочного корпуса. Корпус имеет цилиндрическую форму с обтекаемыми носовой и кормовой частями. На верхней поверхности корпуса предусматривается выступ-надстройка большой длины и малой высоты.

Длина АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» достигает 6,5 м, диаметр корпуса - 1 м. Масса примерно равна 3,7 т. Скоростные параметры аппарата, по разным данным, примерно равны характеристикам предшественника. При этом дальность хода была сокращена до 50 км. Прочность корпуса позволяет совершать погружения на глубину до 6 км. Несколько месяцев назад сообщалось, что аппарат уже смог совершить погружение на глубину 500 м.

Точный состав бортового оборудования нового подводного аппарата неизвестен. Вероятно, было решено сохранить общую архитектуру предыдущего проекта, но при этом повысить эффективность работы путем использования аппаратуры новых моделей с улучшенными характеристиками. Также заявлено повышение автономности в сравнении с АНПА «Клавесин-1Р». Подобные данные могут говорить о сохранении существующих принципов управления, благодаря чему работа должна осуществляться по заранее составленной программе с возможностью ее корректировки в любой момент.

К настоящему времени опытная техника типа «Клавесин-2Р-ПМ» вышла на испытания. Началу проверок предшествовало появление некоторых документов, раскрывающих подробности проекта. В частности, в феврале этого года ЦКБ МТ «Рубин» объявило запрос предложений о страховании опытной техники нового типа. Через месяц после этого планировалось выбрать компанию, которой предстояло застраховать два опытных подводных аппарата. Также в документе указывалось, что строительство техники выполнялось в г. Санкт-Петербург, а проведение испытаний планируется в Санкт-Петербурге и в Крыму, на Черном море. Страховая стоимость одного АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» определялась в 300 млн рублей.

В начале июня 2016 года руководство ЦКБ МТ «Рубин» рассказало о скором завершении работ по новому проекту. Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени опытные образцы вышли на испытания и проверяются в акватории Черного моря. Также отмечалось, что в ходе этого этапа проверок «Клавесин-2Р-ПМ» сможет достичь глубины около 500 м. Погружение на большие глубины на используемом полигоне Черного моря попросту невозможно.

В обозримом будущем специалисты промышленности и флота должны будут завершить все необходимые работы по проекту «Клавесин-2Р-ПМ». После этого опытная техника, пройдя государственные испытания, может быть принята на вооружение военно-морского флота. Ранее в открытом доступе появлялись некоторые сведения о возможном применении новой техники. Автономные необитаемые подводные аппараты будут включены в состав бортового оборудования атомных подлодок, модернизируемых по проекту 949АМ. Кроме того, они станут штатным средством изучения обстановки АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787.

Разработка перспективных автономных подводных аппаратов позволяет дать флоту и научным организациям новые комплексы, способные осуществлять наблюдение и разведку в различных районах Мирового океана на разных глубинах. Обеспечивается возможность наблюдения за обстановкой при помощи гидроакустических локаторов, а также некоторой другой аппаратуры. При приближении на минимальное расстояние новые аппараты могут использовать видеокамеры. Важным преимуществом новых отечественных разработок является возможность автономной работы без постоянного управления с борта носителя.


Предполагаемая архитектура аппарата "Клавесин-2Р-ПМ". Рисунок Hisutton.com

К настоящему времени один из аппаратов семейства «Клавесин» прошел все необходимые испытания и был рекомендован к полноценной эксплуатации. Два прототипа АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» в настоящее время проходят проверки, которые в будущем позволят определить их реальное будущее. При отсутствии серьезных проблем и соблюдении нужных темпов испытания могут быть завершены в течение нескольких следующих месяцев. Благодаря этому в скором будущем военно-морской флот сможет получить новое специальное оборудование, упрощающее решение некоторых специальных задач. Тем не менее, в связи со специфическим предназначением новой техники, подробности ее эксплуатации будут оставаться тайной в течение длительного времени.

АО « Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» объявило запрос предложений по страхованию двух автономных необитаемых подводных аппаратов «Клавесин-2Р-ПМ». Максимальная цена контракта составляет 48 млн рублей.

А втономный необитаемый подводный аппарат типа «Клавесин-1Р» разработки Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН), 2007 год (с) Свободная Пресса / svpressa.ru

Аппараты «Клавесин-2Р-ПМ» будут застрахованы на время:

проведения судостроительных и монтажных работ (Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 90);

проведения испытаний (Санкт-Петербург, Республика Крым, акватория Черного моря);

транспортировки по территории России.

Договор должен покрывать риски гибели и повреждения вследствие ошибок в проектировании, а также при постройке, спуске на воду, проведении ходовых испытаний. Договор перевозки судна должен быть заключен «с ответственностью за все риски». Кроме того, будут застрахованы риски возникновения дополнительных расходов при выполнении судостроительных работ. Страховая стоимость одного аппарата составляет 300 млн рублей.

Заявки на участие в запросе предложений можно подавать до 24 февраля. Итоги планируется подвести 9 марта, следует из документации закупки.

Согласно прилагаемой тендерной документации , АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» создается ЦКБ МТ «Рубин» в целях исполнения своих обязательств по государственному контракту № 748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 с Министерством обороны Российской Федерации.

АНПА включает каркас (несущую раму), его движительный комплекс, контейнеры с аппаратурой и аккумуляторными батареями, дополнительным оборудованием и блоками плавучести;

Размеры АНПА по проекту:

длина - около 6 500 мм,

диаметр - около 1 000 мм;

Вес в воздухе - около 3 700 кг,

Максимальная дальность хода - около 50 км,

Глубина погружений - около 2000 м, (при проведении испытаний в соответствии с глубинами испытательного полигона на Черном море - около 500 м.).

Комментарий bmpd. Автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) типа «Клавесин-2Р» создаются ЦКБ МТ «Рубин» совместно с Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН, Владивосток), и, по известным сведениям, являются дальнейшим развитием разработанного указанным институтом АНПА «Клавесин-1Р». Согласно публиковавшейся ранее открытой тендерной документации, АНПА «Клавесин-2Р» войдут в состав комплекса оборудования модернизированных атомных подводных лодок проекта 949АМ и переоборудованной атомной подводной лодки специального назначения проекта 09787 БС-64 "Подмосковье".

Согласно официальным данным ИПМТ ДВО РАН, АНПА «Клавесин-1Р», созданный также по заказу Министерства обороны России, представляет собой глубоководный многоцелевой комплекс, оснащенный современными средствами автономной и гидроакустической навигации и связи, реконфигурируемой системой управления, целевой аппаратурой для выполнения поисково-обследовательских работ, съемки и картографирования морского дна. Прошел экспериментальные испытания в Японском море и Курильско-Камчатском глубоководном желобе, опытную эксплуатацию на континентальном шельфе в Арктике и при поиске затонувшего радиоизотопного источника в Охотском море.

В 2007 году АНПА «Клавесин-1Р» использовался с борта атомного ледокола "Россия" в полярной экспедиции "Арктика-2007", и завершил Государственные испытания в 2008 году.

Для АНПА «Клавесин-1Р» ИПМТ ДВО РАН

Для решения некоторых задач могут применяться различные дистанционно управляемые системы с комплексом необходимого оборудования. Так, для исследования морского дна и изучения донных объектов могут применяться автономные необитаемые подводные аппараты. Системы этого класса активно разрабатываются отечественными предприятиями. В последние годы силами нескольких организаций были созданы несколько подобных комплексов. Два из них относятся к семейству под названием «Клавесин».

АНПА «Клавесин-1Р»


Первым представителем нового семейства стал аппарат «Клавесин-1Р». По имеющимся данным, автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-1Р» был разработан Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН, г. Владивосток). Целью проекта было создание специального средства, пригодного для выполнения различных задач на разных глубинах. Разработка велась как в интересах научных организаций, так и для соответствующих структур военного ведомства. Проектом предусматривалась возможность изучения окружающей обстановки и отдельных объектов при помощи набора бортового оборудования. Аппарат получил автоматизированную систему управления с возможностью получения новых команд с пульта управления.

АНПА "Клавесин-1Р" перед спуском в воду. Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

Исходя из требований и предполагаемых особенностей применения, авторы проекта использовали некоторые отработанные идеи и решения. В частности, внешне изделие «Клавесин-1Р» напоминает торпеду немного увеличенных габаритов. Все основные агрегаты помещены внутри цилиндрического корпуса. Головная часть аппарата прикрыта полусферическим обтекателем, в корме имеется сужающийся агрегат, на котором находится т.н. движительный комплекс. Длина «Клавесина-1Р» составляет 5,8 м, диаметр корпуса – 900 мм. Масса аппарата в воздухе – 2,5 т.

АНПА «Клавесин-1Р» имеет прочный корпус, обеспечивающий работу всех агрегатов на больших глубинах. Характеристики конструкции обеспечивают погружение на глубины до 6 км. Аппарат оснащается четырьмя электродвигателями, расположенными на колонках кормовой части корпуса. Каждый из них вращает свой гребной винт. Имеющиеся силовые агрегаты позволяют развивать скорость до 1,5 м/с (2,9 узла). Аккумуляторные батареи дают дальность хода до 300 км.

Подводный аппарат получил автоматизированную программную систему управления. В ходе подготовки к погружению в автоматику изделия загружается программа, по которой в дальнейшем осуществляется работа. При этом предусматривается возможность коррекции загруженной программы. Для этого комплекс управления, размещенный на борту судна-носителя, может использовать гидроакустический канал связи. После обновления программы АНПА «Клавесин-1Р» сразу может приступать к требуемым действиям.


Аппарат на испытаниях. Фото Svpressa.ru

На борту подводного аппарата имеется набор различного оборудования, предназначенного для обследования окружающих объектов и сбора необходимых сведений. В разных частях прочного корпуса монтируются гидролокаторы бокового обзора, электромагнитный искатель, цифровая видеокамера со средствами обработки сигнала, акустический профилограф, а также датчики температуры и электропроводности забортной воды.

Основным средством наблюдения за окружающим пространством, способным работать в различных условиях и использоваться для обнаружения разных объектов, является гидроакустический локатор бокового обзора. Имеется возможность использования высокочастотного и низкочастотного режима работы станции. Низкочастотный режим позволяет вести обзор полосы шириной 800 м. При использовании колебаний высокой частоты ширина полосы сокращается до 200 м.

Прочая бортовая аппаратура позволяет производить различные измерения и определять параметры окружающей среды. Также может выполняться батиметрическое исследование водоемов и их дна, акустическое зондирование донного грунта или видеосъемка обнаруженных объектов. При помощи бортового оборудования «Клавесин-1Р» может как находить, так и обследовать различные объекты, расположенные на дне. Возможно изучение точечных и протяженных объектов.


Пульт управления комплекса "Клавесин-1Р". Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

Управление работой подводного аппарата производится при помощи пульта, располагаемого на борту судна-носителя. Оборудование пульта позволяет проводить предварительную подготовку перед погружением, в том числе вводить рабочую программу, контролировать работу всех систем, получать некоторые данные, а также корректировать заданную программу и передавать обновленные указания аппарату.

Проект АНПА «Клавесин-1Р» был разработан в середине прошлого десятилетия, и вскоре был доведен до сборки опытной техники с последующими ее испытаниями. Позже опытный образец использовался в различных операциях, целью которых было проведение исследований или поиск некоторых объектов. Известно, что в ходе испытаний прототип совершал погружения в Японском море, а также опускался в Курильско-Камчатский глубоководный желоб. Опытная эксплуатация велась в районах Арктики. Так, в 2007 году аппарат «Клавесин-1Р» вошел в состав научного оборудования, используемого полярной экспедицией «Арктика-2007». Носителем комплекса стал атомный ледокол «Россия». Позже АНПА нового типа использовался в поисковой операции в Охотском море. Целью этих работ был поиск затонувшего радиоизотопного источника.

В конце 2008 года отечественные средства массовой информации опубликовали некоторые подробности исследовательской работы в арктических морях. Видеокамера аппарата позволила операторам увидеть разных обитателей морского дна, часть которых впоследствии не удалось опознать даже специалистам. Тем не менее, исследование морской фауны не являлось задачей операторов комплекса.


Изображение объекта, полученное при помощи аппаратуры "Клавесина-1Р". Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

В ходе испытаний комплекс «Клавесин-1Р» подтвердил расчетные характеристики, а кроме того, улучшил некоторые показатели. Так, во время одного из погружений была достигнута глубина 6083 м. В 2008 году аппарат прошел государственные испытания, по результатам которых был рекомендован к полноценной эксплуатации. По разным данным, к настоящему времени автономный необитаемый подводный аппарат несколько раз использовался для различных исследований в разных морях.

АНПА «Клавесин-2Р-ПМ»

Вероятно, по результатам испытаний и эксплуатации подводного аппарата «Клавесин-1Р» было принято решение о создании новой системы этого класса, предназначенной для эксплуатации специальными структурами военно-морского флота. В 2009 году министерство обороны сформировало требования к новому АНПА и выбрало разработчика. 19 мая 2009 года был подписан договор между военным ведомством и Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». К настоящему времени новый проект был доведен до стадии испытаний в море.

Второй проект автономного необитаемого подводного аппарата получил название «Клавесин-2Р-ПМ». По имеющимся данным, новая разработка имеет те же цели и задачи, что и ее предшественник. При этом АНПА второй модели должен отличаться немного увеличенными габаритами и иным составом бортового оборудования. За счет этого появляется возможность повысить эффективность поисковых работ и исследований морского дна.


Общий вид АНПА "Клавесин-2Р-ПМ". Фото Hisutton.com

Имеются некоторые сведения о конструкции аппарата «Клавесин-2Р-ПМ». Согласно этим данным, основным агрегатом изделия является рама прямоугольного сечения, предназначенная для установки всех основных систем. На ней монтируется электронная аппаратура, силовая установка, блоки плавучести и т.д. В корме также имеется движительный комплекс, состоящий из четырех двигателей с винтами. Защита от воды осуществляется при помощи прочного корпуса. Корпус имеет цилиндрическую форму с обтекаемыми носовой и кормовой частями. На верхней поверхности корпуса предусматривается выступ-надстройка большой длины и малой высоты.

Длина АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» достигает 6,5 м, диаметр корпуса – 1 м. Масса примерно равна 3,7 т. Скоростные параметры аппарата, по разным данным, примерно равны характеристикам предшественника. При этом дальность хода была сокращена до 50 км. Прочность корпуса позволяет совершать погружения на глубину до 6 км. Несколько месяцев назад сообщалось, что аппарат уже смог совершить погружение на глубину 500 м.

Точный состав бортового оборудования нового подводного аппарата неизвестен. Вероятно, было решено сохранить общую архитектуру предыдущего проекта, но при этом повысить эффективность работы путем использования аппаратуры новых моделей с улучшенными характеристиками. Также заявлено повышение автономности в сравнении с АНПА «Клавесин-1Р». Подобные данные могут говорить о сохранении существующих принципов управления, благодаря чему работа должна осуществляться по заранее составленной программе с возможностью ее корректировки в любой момент.

К настоящему времени опытная техника типа «Клавесин-2Р-ПМ» вышла на испытания. Началу проверок предшествовало появление некоторых документов, раскрывающих подробности проекта. В частности, в феврале этого года ЦКБ МТ «Рубин» объявило запрос предложений о страховании опытной техники нового типа. Через месяц после этого планировалось выбрать компанию, которой предстояло застраховать два опытных подводных аппарата. Также в документе указывалось, что строительство техники выполнялось в г. Санкт-Петербург, а проведение испытаний планируется в Санкт-Петербурге и в Крыму, на Черном море. Страховая стоимость одного АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» определялась в 300 млн рублей.

В начале июня 2016 года руководство ЦКБ МТ «Рубин» рассказало о скором завершении работ по новому проекту. Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени опытные образцы вышли на испытания и проверяются в акватории Черного моря. Также отмечалось, что в ходе этого этапа проверок «Клавесин-2Р-ПМ» сможет достичь глубины около 500 м. Погружение на большие глубины на используемом полигоне Черного моря попросту невозможно.

В обозримом будущем специалисты промышленности и флота должны будут завершить все необходимые работы по проекту «Клавесин-2Р-ПМ». После этого опытная техника, пройдя государственные испытания, может быть принята на вооружение военно-морского флота. Ранее в открытом доступе появлялись некоторые сведения о возможном применении новой техники. Автономные необитаемые подводные аппараты будут включены в состав бортового оборудования атомных подлодок, модернизируемых по проекту 949АМ. Кроме того, они станут штатным средством изучения обстановки АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787.

Разработка перспективных автономных подводных аппаратов позволяет дать флоту и научным организациям новые комплексы, способные осуществлять наблюдение и разведку в различных районах Мирового океана на разных глубинах. Обеспечивается возможность наблюдения за обстановкой при помощи гидроакустических локаторов, а также некоторой другой аппаратуры. При приближении на минимальное расстояние новые аппараты могут использовать видеокамеры. Важным преимуществом новых отечественных разработок является возможность автономной работы без постоянного управления с борта носителя.


Предполагаемая архитектура аппарата "Клавесин-2Р-ПМ". Рисунок Hisutton.com

К настоящему времени один из аппаратов семейства «Клавесин» прошел все необходимые испытания и был рекомендован к полноценной эксплуатации. Два прототипа АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» в настоящее время проходят проверки, которые в будущем позволят определить их реальное будущее. При отсутствии серьезных проблем и соблюдении нужных темпов испытания могут быть завершены в течение нескольких следующих месяцев. Благодаря этому в скором будущем военно-морской флот сможет получить новое специальное оборудование, упрощающее решение некоторых специальных задач. Тем не менее, в связи со специфическим предназначением новой техники, подробности ее эксплуатации будут оставаться тайной в течение длительного времени.

По материалам сайтов:
http://imtp.febras.ru/
http://ckb-rubin.ru/
http://i-mash.ru/
http://tass.ru/
http://hisutton.com/

Необитаемый подводный аппарат с поддержкой автономности (АНПА). Роботизированный комплекс, предназначенный для подводных работ - обслуживание буровых установок, изучение морского дня, наблюдение за линиями подводных коммуникаций, зондирование грунта. Вероятна возможность военного применения.

Внешний вид

Клавесин-2Р-ПМ, Фото: ЦКБ "Рубин", .

Разработчик

Краткие характеристики

Длина - 6.5 м, диаметр - 1 м

масса - 3.7 тонны

запас хода - до 50 км под водой

в отношении глубины погружений есть разночтения (от "несколько сот метров" до 2000 метров)

детектор магнитоных аномалий, датчики температуры и электропроводности

глубина погружения - до 6000 метров / tass.ru ; 2018.07.31

Статус

В 2018 году говорится, что "роботы могут поступить на вооружение до конца 2018 года", источник, впрочем, не заслуживает доверия. Было совершено два погружения в Северном Ледовитом океане, 7 часовое (выполнялись замеры скорости течения, шла топографическая съемка) и на 21 час (брались пробы грунта).
В другом источнике сообщается, что создан первый образец, который прошел бассейновые, парные испытания оборудования. Планируются испытания в Черном море. Планируется выпустить несколько таких аппаратов, они будут незначительно отличаться друг от друга, исходя из конкретных задач / tass.ru

На лето 2016 года существует опытный образец аппарата.

Новости

2016.11.03 Проекты автономных необитаемых подводных аппаратов семейства "Клавесин". / topwar.ru

2016.10.02 В ВМФ рассматривают возможность использования "Клавесина" на Северном флоте. Для "защиты арктического континентального шельфа". На сентябрь 2016 года аппарат проходит завершающую стадию испытаний на Черном море. Ожидается передача 1 аппарата в распоряжение ВМФ в начале 2017 года.

Автономный. Подводный. Необитаемый. Таковы официальные определения для нового морского робота, к испытаниям которого приступили военные и специалисты флотского полигона возле Феодосии в Крыму.

Робот в виде подводной лодки

Новый автономный необитаемый подводный аппарат получил название «Клавесин-2Р». Что он собой представляет, сказать трудно из-за довольно плотной завесы секретности, возведённой вокруг этого робота. Сообщается лишь, что аппарат внешне похож на подводную лодку. По габаритам он таков: 6,5 м в длину, 1 м в диаметре — больше соответствует торпеде. Правда, толстенькой — почти в два раза шире стандартных 533 мм. И массой почти в два раза больше — около 3,7 тонн.

Эти тонны, по скупой информации от военных, составляются из разных приборов. Имеется детектор магнитных аномалий, следовательно, аппарат ориентирован на поиск кораблей, мин, торпед и тому подобных целей. Есть видеокамера. С ней всё понятно. Есть датчики температуры и электропроводности — это, очевидно, для замеров свойств воды, которые тоже многое могут рассказать о противнике. Официально сообщается, что аппарат будет использоваться для «поисковых работ, картографирования дна и зондирования грунта».

Надо полагать, Институт океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук уже изошёл на слюну в предвкушении такого мощного исследовательского подспорья...

По мнению источников «Царьграда» среди близких к флоту кругов, со временем вовсе не исключено, что аппараты, подобные «Клавесину», смогут реально использоваться для гражданских и научных целей. Тем более с его способностью погружаться на глубину до двух километров и дальностью хода до 50 км.

Точно так же, впрочем, не исключено, что робот могут подгружать и боевой частью. Тоже, надо полагать, раза в два повзрывчатее 200-400 кг для стандартной торпеды. Не говоря уже о спецбоеприпасах. И это обстоятельство сближает «Клавесин» с подводным роботом «Посейдон», что разрабатывается в рамках проекта «Статус-6». Того самого, который обеспечивает надёжную оборону России неотвратимой и необоримой угрозой уничтожения всего американского флота прямо в гаванях Норфолка, Сан-Диего и так далее, а американских центров принятия решений — прямо на восточном побережье.

Это будет даже не очень сложно. Роботы выпускаются с подводных лодок. Уточняется, что носителями «Клавесинов-2Р» станут атомные подводные лодки проекта 949АМ «Гранит», и далее живут автономно, как им и полагается. Автономно и умирают. Не одни, понятное дело. Так что можно предположить за «Клавесинами» и наличие функции целеуказателей и наводчиков для своих боевых коллег-роботов.

Предполагается, что эти новые роботы могут поступить на вооружение уже до конца 2018 года.

Уникальный владивостокский аппарат

И вот эта информация — о таком скором принятии на вооружение, что означает уже окончательную готовность, — позволяет предположить, что «Клавесин-2Р» является военной разработкой гражданского подводного робота «Клавесин-1Р». А про него достаточно много известно.

Этот аппарат был создан в Институте проблем морских технологий (ИПМТ) Дальневосточного отделения (ДВО) Российской академии наук. И он стал первым подводным роботом, который погрузился на дно Северного Ледовитого океана.

Всего, как рассказал председатель президиума ДВО РАН, академик Валентин Сергиенко, было совершено два погружения. Во время первого, длившегося семь часов, аппарат изучал акваторию и дно, делал замеры скорости течения и — внимание — топографическую съёмку. Второе погружение уже продолжалось 21 час, во время которого робот брал пробы грунта.

Если судить по «Клавесину-1Р», то у его военного коллеги большие резервы. Потому что первый уже может работать на глубине до шести километров и находиться под водой до 48 часов. В мире подобных аппаратов, способных по эффективности сравниться с «Клавесином-1Р», не существует, заверяют дальневосточные учёные.

Похоже, что у стада подобных роботов появился пастух

Напомним, что в своё время «Царьград» размещал материал, где со ссылкой на итоги конференции Общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ) говорилось о том, что подводных роботов у нас в стране делать умеют. Вот только работы по этой тематике ведутся не очень скоординированно и эффективно.

И про «Клавесин-1Р» в материале говорилось. О том, что это не просто некий манипулятор, а аппарат, который наделён искусственным интеллектом, с оператором общается по гидроакустическому каналу связи, передаёт наверх очень чёткую, с высокой разрешающей способностью картинку морского дна.

Говорилось и о том, что в том же ИМПТ разрабатывается аппарат, способный достичь глубины в 12 км. Это при том, что самое глубокое место в Мировом океане — Марианская впадина — глубиной в 11 022 м.

А всего ведётся разработка 17-ти (!) проектов роботизированных подводных аппаратов и комплексов различного класса и предназначения. И это число постоянно растёт. Но вот тут и кроется главная проблема отечественного подводного роботостроения: мозги есть, с руками хуже, а с организацией вообще никак. Вернее, организацию надо строить.

Очень перспективному, особенно в России, по-прежнему богатой мозгами, стаду роботов-водолазов очень требуется один компетентный пастух»,

— делался вывод в материале.

Похоже, этому выводу вняли.