Состав вмс индии. Новый авианосец для вмс индии. «Священная корова» ВМС Индии

  • 18.05.2020

Vikramaditya – повелитель Индийского океана

Зона ответственности «Всемогущего» будет простираться вплоть до антарктических широт

Федор ДИАНОВ

Тут нельзя не вспомнить, что главком ВМФ СССР Сергей Горшков как раз был одним из активных сторонников и энтузиастов развития военно-технического сотрудничества двух стран. Это при его руководстве советским флотом ВМС Индии в разные годы прошлого века были поставлены восемь дизель-электрических подводных лодок проекта 641, пять ракетных эсминцев проекта 61МЭ, пять корветов проекта 159, три малых ракетных корабля проекта 1234Э, 14 ракетных катеров проекта 205 «Оса» разных модификаций, 12 морских тральщиков проекта 266МЭ и шесть рейдовых минно-тральных кораблей проекта 1258, восемь десантных кораблей проекта 773, а также несколько вспомогательных судов. При Горшкове началась передача в дружественную страну двенадцати больших ракетных катеров проекта 1241РЭ и четырех малых противолодочных кораблей проекта 1241ПЭ. Как видно из перечня, это были не разовые поставки от случая к случаю, а целенаправленные усилия по укреплению индийского флота. Эти боевые и вспомогательные единицы составили основу ВМС Индии.

Маршрут перехода авианосца Vikramaditya из Северодвинска в Карвар.

Принимали они участие и в боевых действиях во время индийско-пакистанского конфликта 1971 года. Так, в ночь на 5 декабря три индийские «осы» совершили набег на главную военно-морскую базу противника – Карачи. На их перехват вышел эсминец Khaibar. Один из индийских катеров нанес по нему удар двумя ракетами П-15. Обе попали в цель. Корабль загорелся, стал набирать воду, потерял остойчивость, опрокинулся и затонул. От попаданий индийских ракет пошел ко дну пакистанский тральщик и получило серьезные повреждения транспортное судно на рейде. Еще две ракеты подожгли портовые сооружения. Через четыре дня индийские «осы» предприняли повторную вылазку. На сей раз главными объектами ночной атаки стали нефтехранилища Карачи. Четырьмя ракетами они были подожжены. Пламя огромного пожара осветило город и небо. Пострадали и другие береговые объекты, а также четыре пакистанских и одно британское судно, стоявшие в порту.

Некоторые из кораблей «горшковского призыва» и сейчас продолжают нести службу. В последние годы к ним прибавился ряд боевых и вспомогательных единиц, построенных уже в постсоветское время: десять дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, шесть фрегатов проекта 11356, танкер Jyoti. Один из этих фрегатов проекта 11356 – Trikand – эскортировал «Всемогущего» от Баренцева моря до ВМБ Кадамба. В 2012 г. ВМС Индии получили из России в длительную аренду атомную подводную лодку Chakra проекта 971И. Плодом российско-индийского сотрудничества стала сверхзвуковая ракета BRAHMOS, предназначенная для поражения надводных и береговых целей. При участии российских специалистов в Индии были построены три ракетных эсминца проекта 15, четыре корвета проекта 25 и четыре проекта 25А. Новейшие индийские эсминцы проекта 15А частично оснащены российским оружием, а российские корабли проекта 11356 стали прототипом фрегатов проекта 17, которые вооружаются ракетами BRAHMOS, ЗРК «Штиль-1» (Kashmir – согласно индийской кодификации), шестиствольными 30-мм артиллерийскими установками АК-630.

Другими словами, при помощи СССР, а затем и России Индия превратилась в одну из крупнейших военно-морских держав. Теперь ВМС этой страны пополнились авианосцем Vikramaditya. Главное его оружие – 16 истребителей МиГ-29К и два учебно-боевых самолета МиГ-29КУБ. Они предназначены для нанесения ударов по морским и береговым целям, а также для защиты «Всемогущего» и других кораблей от атак с воздуха.

Vikramaditya – произвел сильное впечатление даже на искушенных моряков Соединенного Королевства. Вот что сказал о нем корреспонденту официального сайта Королевского флота офицер британского фрегата Monmouth, который сопровождал индийский авианосец в Ла-Манше, Крис Холлингсворт: «Я впечатлен размерами Vikramaditya, который вдвое больше нашего авианосца Illustrious».

Схема развертывания Vikramaditya против военно-морских баз ВМС НОАК в зоне Индийского океана.

Еще до прибытия в порт приписки Vikramaditya участвовал в военно-морских учениях в Аравийском море. В них также были задействованы авианосец Viraat и другие корабли ВМС Индии. По мнению зарубежных экспертов, это свидетельствует о том, что «Всемогущий» не станет простаивать в базе, а будет активно привлекаться к боевой службе, особенно в акваториях, где береговой авиации трудно «достать» потенциального противника.

Особое внимание, по утверждению тех же экспертов, будет уделяться военно-морским базам и пунктам базирования, которые создает Китай в зоне Индийского океана: Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Читтагонг (Бангладеш), Ситте-Янгонг и на острове Коко (Мьянма). Из восточной части Бенгальского залива истребители МиГ-29К при обеспечении дозаправки в воздухе смогут добираться и до острова Хайнань, где расположена новейшая база ВМС НОАК, к которой приписаны и атомные подводные лодки стратегического назначения.

Несомненно, зона ответственности «Всемогущего» окажется еще шире и будет простираться вплоть до антарктических широт. Словом, без работы Vikramaditya скучать не придется.

Тяжелый фрегат "Тришул" строился в Санкт-Петербурге.
Фото с сайта www.pvo.guns.ru

Сотрудничество нашей страны с Индией в военно-морской области имеет уже полувековую историю и на своем протяжении обозначило целый ряд этапных моментов для обеих стран. Для индийского военно-морского флота, изначально создававшегося и развивавшегося по британскому образцу и комплектовавшегося кораблями, приобретаемыми в бывшей метрополии, переход в 60-е годы к закупке боевых кораблей и морского вооружения в СССР послужил важным поворотным пунктом в политической переориентации и получении доступа к передовым военным технологиям. Для отечественной судостроительной промышленности Индия стала первым внешним заказчиком, для которого велась постройка кораблей по специальным экспортным заказам и по специальным экспортным проектам – до того времени СССР поставлял за рубеж только «типовые» корабли и катера, строившиеся для советского флота, а чаще просто передававшиеся из состава ВМФ СССР. Индия стала и остается главным импортером советской, а затем российской военно-морской техники.

За истекшие 50 лет СССР, а затем Российская Федерация превратились в главного поставщика боевых кораблей и военно-морских технологий для ВМС Индии. Многие строящиеся в самой Индии корабли спроектированы при российском участии и оснащаются российским оборудованием и вооружением. Благодаря России, Индия смогла получить доступ к таким уникальным для мирового оборонного рынка технологиям и возможностям, как технологии атомного подводного кораблестроения и сверхзвуковые противокорабельные ракеты. Ни одна другая страна не дала бы Индии ничего подобного.

ИСТОРИЯ, НЕ ИМЕЮЩАЯ АНАЛОГОВ

Военно-техническое сотрудничество Индии с СССР началось в 1961 году и пережило бурный рост. Началом интенсивного сотрудничества с СССР в военно-морской области стало подписание советско-индийского соглашения в сентябре 1965 года. В соответствии с ним Индия заказала в СССР четыре дизель-электрические подводные лодки проекта И641, плавучую базу Amba проекта 1886Э для них, пять сторожевых кораблей проекта 159Э и пять сторожевых катеров проекта 368П. Все эти единицы были получены уже в 1967–1969 годах. Лодки проекта И641 стали по сути первыми субмаринами, построенными в СССР по специальному экспортному заказу. Затем в 1972–1974 годах в СССР для Индии были построены еще четыре подводные лодки улучшенного проекта И641К и еще пять сторожевых кораблей проекта 159Э.

Важнейшим этапом в повышении боевых возможностей индийского флота стало получение из СССР в 1971 году восьми ракетных катеров проекта 205, вооруженных противокорабельным ракетным комплексом П-15. Это были первые корабли с ракетным управляемым оружием в ВМС Индии. Уже в конце того же года эти катера приняли участие в боевых действиях против Пакистана, обеспечив индийцам абсолютное превосходство над не имевшим ракетного оружия пакистанским флотом и внеся значительный вклад в индийскую победу. В 1976 году ВМС Индии получили дополнительно восемь ракетных катеров усовершенствованного проекта 205ЭР с ракетным комплексом П-20 (П-15У), а в 1977–1978 годах – три малых ракетных корабля проекта 1234Э с ракетным комплексом П-20М.

В 1974 году Индия подписала с советской стороной контракт на строительство в Николаеве на Заводе имени 61 коммунара пяти больших противолодочных кораблей (эсминцев по индийской классификации) по модифицированному проекту 61МЭ разработки Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). Этот заказ стал этапным и для отечественной судостроительной промышленности – впервые СССР строил крупные боевые корабли по специальному экспортному заказу, причем по проекту, существенно отличному от того, по которому строились аналогичные корабли для ВМФ СССР. Получение в 1980–1988 годах этих кораблей, вооруженных зенитным ракетным комплексом М-1, противокорабельным ракетным комплексом П-20М и противолодочным вертолетом постоянного базирования и оснащенных всережимной газотурбинной энергетической установкой, значительно повысило боевые возможности ВМС Индии.

Противоминные силы индийского флота были обновлены путем строительства в СССР в 1978–1988 годах 12 морских тральщиков проекта 266МЭ и в 1983–1984 годах шести рейдовых тральщиков проекта 1258Э.

СССР с 70-х годов оказывал содействие индийской стороне в развитии национального военного кораблестроения. Помимо консультативной и технической помощи, Индии было поставлено вооружение (включая ракетные комплексы «Оса-МА» и П-20М) и радиоэлектронное оборудование для оснащения трех построенных в Индии фрегатов национального проекта 16 типа Godavari (на базе английских фрегатов типа Leander), введенных в строй в 1982–1988 годах, а затем, уже в постсоветский период – более современное вооружение (включая противокорабельные ракетные комплексы «Уран-Э») для трех фрегатов модифицированного проекта 16А (тип Brahmaputra), переданных индийскому флоту в 2000–2005 годах.

С 80-х годов сотрудничество Индии с СССР, а затем и Россией в военно-морской области вступило новую фазу, характеризуясь приобретением Индией самых передовых советских, а затем российских технологий и кораблей.

С 1986 по 2000 год Индия получила 10 построенных в СССР и России дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ. Постройка этой серии окончательно выдвинула Индию на роль крупнейшего покупателя подводных лодок отечественной постройки. Последняя из лодок этой серии Sindhushastra строилась по модифицированному проекту 08773 и первой из кораблей была оснащена ракетным комплексом Club-S (которым не обладали ВМФ России). После 2000 года все остальные индийские лодки проекта 877ЭКМ в настоящее время в ходе средних ремонтов на российских предприятиях (ОАО «Адмиралтейские верфи», а теперь ОАО «Звездочка») также проходят аналогичную модернизацию с оснащением комплексом Club-S.

Наиболее решительный шаг в сотрудничестве с Москвой выразился в получении Индией в 1988 году в январе в аренду советскую атомную подводную лодку К-43 проекта 670 (вернее, его «экспортной» версии – проекта 06709), получившую название Chakra («Чакра») и оснащенную противокорабельными ракетами «Аметист». Это была первая в истории передача атомной субмарины одним государством другому. Хотя всего через три года лодку пришлось вернуть СССР по политическим причинам, эксплуатация этой лодки наглядно продемонстрировала руководству индийского флота большое боевое значение атомных подводных лодок.

Для замены устаревших ракетных катеров советской постройки индийским флотом из СССР были в 1987–1990 годах получены пять больших ракетных катеров проекта 1241РЭ, вооруженных ракетным комплексом П-21/П-22, а затем развернуто их лицензионное строительство в Индии – с 1991 по 1997 год сдано шесть единиц, а в 2002 году введены в строй два последних катера, достраивавшихся по измененному проекту с установкой нового ракетного комплекса «Уран-Э». Кроме того, в 1989–1991 годах в СССР были построены четыре малых противолодочных корабля проекта1241ПЭ.

НОВЫЙ ЭТАП

В самой Индии в 80-е годы началась самостоятельная постройка боевых кораблей нового поколения, спроектированных советскими КБ и оснащавшихся главным образом поставлявшимся советским, а затем российским вооружением и оборудованием. Большим успехом индийской судостроительной промышленности стал ввод в строй в 1997 году строившегося 10 лет в Мумбаи при техническом содействии сперва СССР, а затем России эскадренного миноносца Delhi проекта 15 разработки Северного ПКБ. Delhi стал первым зарубежным кораблем, получившим ряд современных и до того не экспортировавшихся систем советского морского вооружения (зенитный ракетный комплекс «Штиль», РЛС «Фрегат-МА»). Особенно следует отметить вооружение этого корабля противокорабельным ракетным комплексом «Уран-Э», благодаря чему Индия стала вообще первым получателем этого комплекса, поскольку на вооружение ВМФ России ракетная система «Уран» поступила лишь после 2002 года, да и то в ограниченных количествах. Вслед за головным в 1999 и 2001 годах ВМС Индии получили еще два эсминца проекта 15 (Mysore и Mumbai).

Затем было начато строительство еще трех эсминцев по измененному проекту 15А (тип Kolkata), которое осуществляется также при активном российском содействии. Как ожидается, эти корабли будут вооружены зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках, а также ракетным комплексом BrahMos. Все три корабля сейчас находятся на стадии достройки и должны быть сданы в 2011–2013 годах. Кроме того, в 2009 году правительство Индии санкционировало строительство четырех эсминцев еще более модифицированного проекта 15В.

По проекту Зеленодольского ПКБ в Индии для замены старых сторожевых кораблей проекта 159Э было начато строительство корветов индийского проекта 25 (типа Khukri). Четырех таких корабля, оснащенных ракетными комплексами П-21/П-22, были переданы индийским ВМС в 1989–1991 годах, а затем были построены еще четыре единицы по доработанному проекту 25А (тип Kora), оснащенные ракетным комплексом «Уран-Э» и вошедшие в строй в 1998–2004 годах.

Однако значительные трудности, с которыми встретилась Индия при организации строительства кораблей у себя, вынудили индийский флот вновь прибегнуть к прямым заказам в России. В 1997 году Индией был заключен контракт стоимостью 1 млрд. долл. на строительство в России трех фрегатов специально разработанного Северным ПКБ проекта 11356, оснащенных зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и ракетным комплексом Club-N. Соглашение стало одним из важнейших достижений российской судостроительной промышленности постсоветского периода и первой значимой военной судостроительной программой, реализованной в России после распада СССР. При этом впервые Россия строила на экспорт корабли более совершенные, чем для своего флота. Три фрегата типа Talwar были построены ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге и, несмотря на затяжки из-за технических проблем, сданы индийскому флоту в 2003–2004 годах, оказавшись одними из наиболее совершенных и мощных кораблей своего класса в мире. В 2006 году Индия заключила еще один контракт стоимостью 1,56 млрд. долл. на постройку еще трех фрегатов модифицированного проекта 11356М со сроком сдачи в 2011–2012 годах, их строительство осуществляется ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Эти корабли оснащены зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках и ракетным комплексом BrahMos. Не исключается в будущем и заказ Индией еще трех кораблей проекта 11356М.

По мотивам проекта 11356 индийцами при участии Северного ПКБ был разработан фрегат проекта 17 для постройки силами национальной промышленности с оснащением преимущественно российским вооружением (комплексы «Штиль-1» и Club-N). Три фрегата проекта 17 строятся в Мумбае, головной из них Shivalik был сдан флоту в 2010 году.

Однако наиболее эпохальными для индийско-российского сотрудничества в военном кораблестроении стали заключенные после 2000 года контракты на поставку Индии бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и атомной многоцелевой подводной лодки «Нерпа».

Переговоры о продаже Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (бывший «Баку») проекта 11434 (стандартное водоизмещение 37 тыс. тонн), введенного в строй ВМФ СССР в 1987 году, но уже в 1994 году поставленного на прикол, велись почти десятилетие и увенчались успехом только в 2004 году с подписанием контракта стоимостью 1,8 млрд. долл. Согласно этому соглашению Россия передает корабль Индии (где он получил название Vikramaditya) и за 970 млн. долл. осуществляет его перестройку к 2008 году в полноценный авианосец с трамплинным стартом самолетов, а еще на 752 млн. долл. разрабатывает и поставляет Индии для авиагруппы этого корабля 16 палубных истребителей МиГ-29К (с опционом еще на 29). Пакет включает также поставку корабельных вертолетов радиолокационного дозора Ка-31 и противолодочных вертолетов Ка-28.

Работы по модернизации «Адмирала Горшкова» для Индии по проекту 11430 Невского ПКБ ведутся на ОАО «Северное машиностроительное предприятие» с 2005 года, однако значительно затянулись, осложняясь к тому же разногласиями об окончательной стоимости переоборудования. В общей сложности Индии пришлось в последующем доплатить за переоборудование дополнительно порядка 1,5 млрд. долл. сверх первоначальной контрактной стоимости. Как ожидается, ввод переобрудованного корабля в состав ВМС Индии произойдет в итоге не ранее 2012 года. Корабль должен стать самой крупной боевой единицей, когда-либо передававшейся на экспорт в мировой военно-морской истории, и значительно повысить боевой потенциал индийского флота.

История сотрудничества с Индией по атомному подводному флоту, начатая арендой Chakra, получила развитие в подписанном в октябре 2000 года соглашении о передаче Индии в долгосрочную аренду остававшейся недостроенной на ОАО «Амурский судостроительный завод» атомной многоцелевой подводной лодки третьего поколения К-152 «Нерпа» (заказ 518, начата постройка в 1986 году, разработчик СПМБМ «Малахит») и ее достройке. На момент подписания соглашения техническая готовность «Нерпы» составляла 86,5%. В последующем предусматривалась аналогичная достройка и передача в аренду Индии и второй однотипной лодки, находящейся на том же предприятии (заказ 519, готовность около 60%). Окончательное подписание контракта состоялось в 2005 году. Общая стоимость соглашения с Индией о достройке и передаче в аренду двух атомных подводных лодок оценивается в 1,8 млрд. долл., в том числе контракта по «Нерпе» – в 650 млн. долл. После ввода в строй «Нерпа» должна быть передана индийцам в лизинг сроком на 10 лет, при этом лизинговые платежи составят 25 млн. долл. в год.

Работы в 2004 году возобновлены только по «Нерпе», которая достраивалась для Индии по специально «глубоко модернизированному» проекту 971И, на котором, в частности, изменен состав вооружения и установлен ракетный комплекс Club-S. «Нерпа» проходит испытания с 2008 года, а ее передача индийской стороне намечена на весну 2011 года. В составе индийского флота она получит то же самое название Chakra. Затем, видимо, будет возобновлена постройка для Индии второй атомной подводной лодки.

Кроме того, известно, что Россия оказывает содействие Индии в осуществлении программы ATV проектирования и строительства собственной атомной подводной лодки. Видимо, для нее из России также поставляется ряд систем. Первая индийская атомная подводная лодка Arihant была спущена на воду в 2009 году, причем при ее спуске премьер-министр Индии Сингх прямо благодарил «русских друзей» за содействие. Сейчас лодка находится в стадии достройки и испытаний.

Также стоит упомянуть, что в 1996 году для ВМС Индии «Адмиралтейскими верфями» был построен танкер-заправщик Jyoti проекта 15966.

ВОЗДУШНАЯ КОМПОНЕНТА И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Сотрудничество с Москвой оказало значительное влияние на расширение боевых возможностей индийской морской авиации. В 70-е и 80-е годы для нужд дальней авиационной разведки ВМС Индии из состава авиации ВМФ СССР были приобретены сперва шесть противолодочных самолетов Ил-38, а затем – восемь дальних противолодочных самолетов Ту-142МЭ, радиус действия которых позволял держать под наблюдением едва ли не всю акваторию Индийского океана. Из СССР было поставлено семь противолодочных вертолетов Ка-25ПЛ и 19 более современных противолодочных вертолетов Ка-28.

После 2000 года пять самолетов Ил-38 (включая два поставленных дополнительно из наличия ВМФ России) прошли модернизацию в вариант Ил-38SD с установкой новой поисково-прицельной системы «Морской змей». В 2003–2004 годах Индии были поставлены девять вертолетов дальнего радиолокационного дозора Ка-31 – причем Индия стала головным заказчиком этого вертолета. Для переоборудуемого бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и для строящегося в самой Индии авианосца IAC (включая переведенный в контракт опцион), первые шесть из которых были поставлены в 2009 году. Кроме того, законтрактованы еще девять вертолетов Ка-31 и восемь противолодочных Ка-28. Невское ПКБ по индийскому заказу разработало также проект наземного комплекса для подготовки летчиков палубной авиации, который должен строиться в Индии.

Весьма значимым совместным проектом России и Индии стала разработка и производство противокорабельной сверхзвуковой ракеты BrahMos одноименным совместным предприятием, созданным индийской оборонной организацией DRDO и российским ОАО «НПО машиностроения». Ракета BrahMos создана на базе российской ракеты комплекса «Оникс» («Яхонт»), и выпуск комплектов для ракет осуществляется ОАО «Стрела» в Оренбурге с последующей поставкой в Индию для дооснащения. Проект BrahMos является эталонным примером реализации двусторонней военно-промышленной программы. К настоящему времени все три вида вооруженных сил Индии заказали либо планируют закупить в общей сложности до 1000 ракет BrahMos на сумму до 5 млрд. долл. Совместное предприятие BrahMos ведет работы в интересах индийской стороны и по созданию нового поколения ракет уже с гиперзвуковой скоростью.

Можно констатировать, что сохраняется огромный потенциал для дальнейшего развития и углубления сотрудничества между Россией и Индией в военно-морской сфере по многим направлениям. Так, новые российские проекты боевых кораблей также предлагаются Индии для совместного строительства. «Рособоронэкспорт» с фрегатом проекта 22350 принимает участие в конкурсе ВМС Индии на постройку семи фрегатов нового поколения проекта 17А (один корабль индийцами предполагается строить на иностранной верфи и шесть по лицензии на индийских предприятиях). Неатомные подводные лодки проекта 677 («Амур-1650») с возможностью оснащения ракетным комплексом BrahMos предлагаются на новый индийский тендер на шесть подводных лодок (с постройкой их по лицензии в Индии). Видимо, получат развитие и совместные российско-индийские разработки в области военно-морской техники.

За контракт на разработку нового авианосца для ВМС Индии соревнуются Россия, Франция, Великобритания и США, получившие предложения от ВМС Индии поучаствовать в тендере.

Свои первые авианосцы Индия получила от Великобритании, роль которой в создании трудно переоценить. С обретением независимости влияние Королевского флота не уменьшилось: помимо традиций и некоторого количества кораблей разных типов, полученных в наследство от британцев, Индия на протяжении многих десятилетий сотрудничала с Великобританией, покупая как готовые корабли, так и разработки, воплощавшиеся на национальных верфях.

Первым индийским авианосцем стал «Викрант» (INS Vikrant), построенный в 1945 году совместными усилиями верфей «Виккерс-Армстронг» и «Харланд энд Вольф» для Королевского флота под именем «Геркулес» (HMS Hercules). Корабль так и не вошел в состав ВМС Великобритании: в 1946 году в рамках послевоенного сокращения флота он был законсервирован. В 1957-м корабль продали Индии, а в 1961-м после доработки он вошел в состав индийского флота уже как «Викрант». Относительно небольшой авианосец полным водоизмещением около 20 000 тонн нес 20-25 летательных аппаратов: палубные истребители «Хоукер Си Хок» (Hawker Sea Hawk), противолодочные самолеты «Бреге Ализэ» (Breguet Br.1050 Alizé), американские вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и французские «Алуэтт» (Alouette). Впоследствии он был переоборудован под истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер».

В 1997 году спустя 52 года после постройки «Викрант», прослуживший ВМС Индии 36 лет, списали и поставили на вечную стоянку в качестве военно-морского музея в Мумбае.

К этому времени индийский флот уже располагал вторым авианосцем. Корабль, известный под названием «Вираат» (INS Viraat), был приобретен в Великобритании в 1986 году и прибыл в Индию в 1987-м.

Бывший «Гермес» (HMS Hermes) - легкий авианосец типа «Сентор» - был заложен на верфи «Виккерс-Армстронг» в 1944 году, спущен на воду в 1953-м и передан британскому Королевскому флоту в 1959-м. В составе Королевского флота «Гермес» отличился в Фолклендской войне 1982 года, где он был флагманским кораблем британского авианосного соединения. Более крупный, чем «Викрант» (28 700 тонн полного водоизмещения), он может нести до 30-35 летательных аппаратов, хотя обычно его авиагруппа, как и на предшественнике, составляет не более 20-25 машин.

Уже в конце 1980-х индийские адмиралы задумались о перспективе замены обоих устаревающих кораблей. Исходные планы предполагали строительство двух 28 000-тонных авианосцев: первый заменил бы к концу 1990-х «Викрант», а второй в середине 2000-х пришел бы на смену «Вираату». Эти планы не были реализованы по экономическим причинам. В 1991 году комитет по военным расходам потребовал отказаться от планов строительства больших авианосцев и рассмотреть альтернативный проект размером с итальянский легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», известный как один из самых маленьких авианосцев в мире, со стандартным водоизмещением в 10 000 и полным - в 13 850 тонн.

Идея замены «Викранта» и «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров не понравилась индийским адмиралам. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17 000 тонн. В 1997 году ВМС Индии практически удалось отвоевать прежние позиции: в качестве перспективного рассматривался проект ADS (Air Defense Ship) - 24 000-тонный корабль с авиакрылом в 20-25 машин, основанный на проекте французской компании DCNS.

В этот период флот изменил свои взгляды на концепцию будущего корабля. Вместо авианосца, предназначенного для базирования самолетов короткого/вертикального взлета и посадки (схема STOVL), адмиралы планировали получить корабль, способный нести полноценные истребители. Эти авианосцы, построенные по схеме CATOBAR (катапультный взлет, посадка с помощью аэрофинишеров) или STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина, как и на STOVL, и посадка с помощью аэрофинишеров, как на CATOBAR), не укладывались в изначально заданные лимиты по размерам. Водоизмещение проектируемого корабля увеличилось, превысив 30 тысяч тонн и в итоге остановившись на значении 37 500 тонн стандартного и свыше 40 000 - полного водоизмещения.

Вместе с тем было ясно, что реализация собственного проекта с таким трудным политическим климатом займет длительное время: заказ на первый корабль нового проекта 71, получивший имя «Викрант», был оформлен в 2004 году, закладка авианосца на верфи в Кочине состоялась в 2009-м, окончательный спуск на воду - в 2015 году, а ввод в строй, анонсированный на 2018 год, может быть перенесен еще на 1-2 года. В этих условиях руководство ВМС Индии приняло российское предложение о покупке бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с перестройкой его в авианосец схемы STOBAR, под базирование истребителей МиГ-29К и вертолетов. Переговоры, шедшие с конца 1990-х годов, завершились в 2004-м, а в 2013 году корабль был передан заказчику под именем «Викрамадитья». Одновременно Индия получила 45 истребителей МиГ-29К, которые должны составить авиакрыло и «Викрамадитьи», и нового «Викранта».

В конце 2000-х годов, когда Китай работал над авианосцем «Ляонин» (недостроенным для ВМФ СССР тяжелым авианесущим крейсером «Варяг») и планировал создание собственного китайского авианосца, в Индии задумались о строительстве следующего корабля. По сообщениям в прессе, он должен получить имя «Вишал» (INS Vishal).


ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

NAVAL FORCES OF INDIA

02.05.2016

Первая подводная лодка класса Scorpene, построенная в Индии, впервые прошла ходовые испытания, сообщило в субботу министерство обороны Индии.
Россия и Индия продолжают переговоры о лизинге второй атомной подлодки
Субмарина «Кальвари» была построена на судоверфи Mazagon Dock Shipbuilders в Мумбаи и является первой из шести подводных лодок этого класса, которые будут построены на этой верфи.
Как отмечают в Минобороны, подводная лодка впервые вышла в море на собственной двигательной установке у берегов Мумбаи около 10 утра. Была проведена серия испытания двигателя, вспомогательного оборудования и систем, навигационного оборудования, коммуникационного оборудования и руля. Вечером субмарина вернулась в порт. В последующие несколько месяцев субмарина продолжит проходить ходовые испытания, испытания при погружении, а также испытания вооружения.
«Позже в этом году подводная лодка «Кальвари» будет поставлена на вооружение ВМС Индии», - отмечается в пресс-релизе.
РИА Новости



14.01.2017


Индия спустила на воду вторую подлодку класса Scorpene под названием Khanderi, но она не будет оснащена торпедами.
Причина кроется в том, что министерство обороны страны уже пять лет не может определиться в выбором торпеды. Ранее было принято решение закупить 98 тяжелых торпед Black Shark производства компании WASS (дочернее отделение итальянской группы Leonardo), однако в мае прошлого года результаты тендера были отменены из-за обвинений в коррупции другой дочерней компании «Леонардо» – вертолетостроительной фирмы AgustaWestland с вовлечением в неправедные дела членов индийской парламентской партии «Национальный Конгресс».
Ожидается, что НАПЛ «Хандери» будет передана в состав флота в середине 2017 года. В настоящее время ВМС Индии имеют на вооружении всего 13 обычных подлодок класса «Варшавянка», одну ПЛАРБ Arihant и одну арендованную АПЛ «Акула» (»Варшавянка» и «Акула» – российской постройки – прим. ВП). По сравнению, ВМС НОА Китая имеют в своем составе 65 атомных и обычных субмарин.
Военный паритет



28.01.2017


ВМС Индии намерены купить 57 палубных истребителей и запросили технико-коммерческие предложения у возможных поставщиков. Соответствующий документ опубликован на сайте госзакупок индийского правительства.
Согласно документу, военные хотят заполучить 57 самолетов, обозначенных как MRCBF (многоцелевые палубные истребители). Предложения на будущий конкурс будут собираться в течение ближайших четырех месяцев. Объем офсета (доли конечной стоимости готовых самолетов, производимой по контракту в Индии) должен составить не менее 30 процентов.
Размещение RFI (запроса на предоставление информации от поставщиков) означает вероятный отказ флота от попыток заполучить палубную версию легкого истребителя LCA, разрабатываемого в Индии. Критика самолета со стороны военных особенно обострилась в конце 2016 года - по их мнению, машина имеет недостаточную тяговооруженность и не способна взлетать с палубы с полным запасом топлива и максимальной боевой нагрузкой.
Несмотря на это, LCA Navy Mk.2 (в планируемом, более совершенном варианте, с двигателями General Electric F414) формально остается в числе претендентов будущего конкурса. Среди остальных называют F/A-18E/F Super Hornet (США), палубную версию самолета Rafale (Франция), какой-то из вариантов F-35 и российский МиГ-29К.
По данным на декабрь 2016 года, индийские ВМС эксплуатируют 41 палубный истребитель типа МиГ-29К/КУБ. Всего флот заказал 45 таких машин по двум контрактам (2004 и 2010 годов). Однако в июле 2016 года индийская счетная палата опубликовала доклад, в котором подвергла эти самолеты критике.
В частности, отмечались проблемы с эксплуатацией двигателей и электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. В результате в разное время исправность парка самолетов МиГ-29К колебалась от 15,93 до 37,63 процента, а парка МиГ-29КУБ - от 21,30 до 47,14 процента.
Лента.ру

11.03.2017


Острая нехватка вертолетов стала одним из наиболее серьезных пробелов в боевых возможностях военно-морских сил Индии, при этом новые планы по закупке и производству военной техники не предвещают прогресса в данном направлении, сообщает индийская газета “The Times of India”.
Автор статьи отмечает, что ВМС Индии требуется 147 многоцелевых вертолетов MHR (Мulti-role helicopter), способных вести противолодочную борьбу, и 110 морских легких двухдвигательных вертолетов общего назначения NUH (Naval light utility helicopter) на замену устаревшим однодвигательным вертолетам Chetak.
Тем не менее, решение о закупке 16 многоцелевых вертолетов S-70B Seahawk американской компании Sikorsky (с 2015 года принадлежит компании Lockheed Martin), принятое еще в 2008 году, может быть пересмотрено в связи с неспособностью сторон договориться о стоимости контракта.
По информации источников газеты, представители ВМС Индии отмечают критическую необходимость в данных вертолетах и выступают против отмены закупки, однако в министерстве обороны считают, что стоимость контракта завышена более чем на 40%.
Помимо этого, до сих пор не был согласован план о закупке дополнительных 123 вертолетов MHR и 110 вертолетов NUH, поскольку военное ведомство не завершило разработку модели «стратегического партнерства» в рамках политики «Make in India».
ВМС Индии вводят в строй по четыре – пять военных кораблей в год, в соответствии с планом по расширению флота до 212 единиц к 2017 году, при этом отсутствует достаточное количество палубных вертолетов для проведения операций по обнаружению, отслеживанию и уничтожению вражеских подводных лодок.
В настоящее время на вооружении индийского флота численностью 138 военных кораблей состоят 10 вертолетов Ка-28 и 17 вертолетов Westland Sea King. Вертолеты российского производства проходят модернизацию в соответствии с соглашением на сумму 294 млн долл., подписанным в прошлом году.
http://bmpd.livejournal.com

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27

08.04.2017


Министерство обороны Индии 3 апреля одобрило приобретение для ВМС страны 100 зенитных управляемых ракет малой дальности «Барак-1» производства компаний «Израэль аэроспейс ндастриз» (IAI – Israel Aerospace Industries) и «Рафаэль» (Rafael).
Как сообщает «Джейнс дифенз уикли», общая стоимость одобренных на заседании Совета по оборонным закупкам (Defence Acquisition Council – DAC) закупок ВиВТ оценивается в 8,6 млрд. рупий (132,3 млн. долл.). В их число входит приобретение 100 ЗУР «Барак-1» стоимостью 5 млрд. рупий. Как заявлено, новые ракеты необходимы для замены боеприпасов, срок эксплуатации которых истек. Закупка израильских ракет одобрена в преддверии запланированного на июль 2017 года визита в Израиль премьер-министра Индии Нарендры Моди.
ЦАМТО

СИСТЕМА ПВО/ПРО BARAK И BARAK 8 (ИЗРАИЛЬ)
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

20.04.2017


Военно-морские силы Индии намерены в 2017 году, наконец, подписать с южнокорейской корпорацией Kangnam Corporation соглашение на постройку 12 современных больших тральщиков-искателей мин на сумму порядка 5,4 млрд долларов, сообщает индийская газета «The Economic Times». Эти корабли должны заменить ныне состоящие в составе ВМС Индии шесть последних остающихся в строю из 12 морских тральщиков проекта 266МЭ советской постройки, которые планируется вывести из боевого состава флота к концу 2018 года.
Руководитель управления ВМС Индии по производству и закупке военных кораблей вице-адмирал Дилип Дешпанде (D M Deshpande) рассказал, что имевшиеся ранее проблемы по данному проекту между индийским государственным судостроительным предприятием Goa Shipyard Limited (GSL, Гоа) и его корейским партнером Kangnam Corporation были решены, и контракт должен быть подписан до конца года.
Кроме того, до конца нынешнего года будет подписан контракт на закупку универсальных десантных кораблей (Landing Platform Dock, LPD). ВМС Индии планировали приобрести четыре таких корабля водоизмещением 20 тыс. тонн по цене около 2 млрд долларов.
Отвечая на вопрос журналистов о состоянии проекта разработки второго индийского авианосца Indigenous Aircraft Carrier (IAC-II) вице-адмирал Дешпанде отметил, что подготовительные работы по нему завершаются, и в ближайшие два-три месяца ВМС смогут обратиться к министерству обороны Индии по вопросу о предоставлении необходимого финасирования.
http://bmpd.livejournal.com

11.01.2018


В Индии продолжаются мучения вокруг тянущейся уже 16 лет программы постройки для индийского флота противоминных кораблей нового поколения. Как сообщили 8 января 2018 года индийские ресурсы, индийское правительство снова, уже во второй раз, аннулировало программу строительства 12 новых тральщиков искателей-мин, которая должна была осуществляться на государственном судостроительном предприятии Goa Shipyard Limited (GSL) в Гоа в партнерстве с южнокорейской корпорацией Kangnam Corporation. Стоимость программы оценивалась в 32840 кроров рупий (около 5,19 млрд долл).
Официальной причиной аннулирования программы стала, согласно заявлениям неназываемых индийских официальных лиц, невозможность достичь окончательного соглашения с Kangnam Corporation относительного «полного удовлетворения индийских закупочных процедур». Индийский представитель заявил, что Kangnam требовала около 1 млрд долл за лицензионные права, передачу проекта и технологий, и отказывалась полностью принять индийские требования относительно прав интеллектуальной собственности и объемов технической поддержки в соответствии с принципом «Make in India».
http://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

26.03.2018


22 и 23 марта на отдельных церемониях ВМС Индии списали фрегат национальной постройки и три тральщика российской постройки. Это фрегат INS Ganga (класс Godavari) и минно-тральные корабли Konkan, Cannanore и Cuddalore (класса Karwar). Корабли прослужили примерно по 30 лет (фрегат построен в 1985 году, тральщики получены из бывшего Советского Союза в 1987-88 годах). Сообщается, что тральщики будут заменены новыми единицами, построенными индийской компанией Goa Shipyard Limited в сотрудничестве с корпорацией Kangnam (Южная Корея).
Военный паритет


ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

Военно-морские силы (55 тыс. человек, в том числе 5 тыс. – морская авиация, 1,2 тыс. -морская пехота) предназначены для выполнения следующих задач: борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника, нарушение его морских коммуникаций в северной части Индийского океана, охрана территориальных вод и особой экономической зоны, осуществление десантных операций на побережье противника, а также противолодочная и противодесантная оборона военно-морских баз и портов страны.
Высшим органом оперативного и административного управления военно-морскими силами является штаб ВМС, который находится в г. Дели. Ему подчинены четыре военно-морских командования: Западное (г. Мумбай), Восточное (г. Визагапатнам), Южное (г. Кочин) и Андаманских и Никобарских островов (Порт Блэр). Западное и Восточное военные командования являются оперативными объединениями ВМС и имеют в своем составе флоты (Западный и Восточный). Южное военное командование является учебным. Крупные надводные корабли, до фрегата включительно, находятся в непосредственном подчинении штабов флотов, остальные боевые корабли и катера сведены в дивизионы.
ВМС располагают девятью военно-морскими базами: Мумбай (бывший Бомбей), Гоа (штаб авиации ВМС), Карвар, Кочин. Визагапатнам (штаб подводных лодок), Калькутта, Ченнай (бывший Мадрас). Порт Блэр, Араконам (авиация ВМС). Кроме того, Индия располагает двадцатью крупными портами, в которых возможны ремонт и базирование военных кораблей всех типов. В состав ВМС Индии входят следующие классы кораблей: дизельные торпедные подводные лодки, авианосец, эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы, тральщики.
Сфера деятельности ВМС Индии долгое время была ограничена оборонительными действиями в прибрежной зоне. Однако закупки современных образцов вооружения и военной техники, вывод из боевого состава кораблей устаревших типов позволили ВМС страны в последние годы действовать практически в любой точке Индийского океана.
Военно-морским силам отводится важная роль в замыслах индийского военно-политического руководства по превращению страны в ведущую региональную державу. Достаточно амбициозные планы руководства, направленные на всестороннее совершенствование национальных военно-морских сил, объясняются стремлением защитить политические и экономические интересы страны в регионе и укрепить ее лидирующее положение в Южной Азии. Наращивание боевой мощи индийских ВМС будет производиться путем ввода в боевой состав новых кораблей и катеров, боевых самолетов и вертолетов морской авиации. Кроме того, будет совершенствоваться система управления флотом, а также система базирования ВМС и морской авиации. В частности, индийские военные специалисты считают необходимым строительство или закупку авианесущих кораблей с тем, чтобы уже в начале XXI века иметь постоянно действующие 1 – 2 АУГ. В связи с этим в стране ведется работа по проектированию авианосца водоизмещением порядка 20 тыс. т. По взглядам руководства ВМС, в составе флота должно находиться три авианесущих корабля, два из которых должны быть постоянно в строю, а третий – в ремонте.
Для повышения боеспособности флота индийское военное руководство активно применяет практику проведения совместных учений с кораблями военно-морских сил других стран. Зарубежные эксперты отмечают однако, что современное состояние ВМС страны не в полной мере отвечает задачам, поставленным перед ними руководством государства по защите экономических и военных интересов Индии в Мировом океане.
ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ
ПЛАРБ. В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году.
ПЛАТ. В 1988–1991 годах индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, получившей имя «Чакра» (Chakra). Эта же аренда позволила облегчить и ускорить процесс проектирования собственной ПЛА. В апреле 2012 года Россия передала Индии в лизинг на десять лет многоцелевую атомную подводную лодку (ПЛАТ) проекта 971 «Нерпа» (газета «Военно-промышленный курьер» сообщала об этом событии – http://vpk-news.ru/articles/8788. – Прим. ред.), которая была достроена на индийские деньги и вновь получила имя «Чакра». Таким образом в боевом составе ВМС Индии появилась одна новейшая ПЛАТ.
НАПЛ. На начало текущего года в боевом составе осталось 14 НАПЛ иностранных проектов: десять НАПЛ проекта 877ЭKM построены в СССР/России, две НАПЛ проекта 209/1500 – в Германии и две НАПЛ этого же типа – в Индии. Построенные в СССР/России десять НАПЛ типа «Шишумар» (Shishumar, тип 877ЭКМ), по оценке индийских военных специалистов, являются наиболее совершенными среди НАПЛ других стран мира. Достаточно современные и НАПЛ типа 209/1500, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства указанного проекта. Вместе с тем это достаточно уникальные НАПЛ, которые при таком малом водоизмещении имеют всплывающую спасательную камеру (ВСК) для экипажа. В процессе ремонтов НАПЛ проекта 877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). В перспективе возможно вооружение лодок КРМБ Club-S/N (3М-14Э).
До начала 2005 года многие зарубежные эксперты полагали, что все программы строительства НАПЛ свернуты в интересах концентрации финансовых средств на программе ATV, поскольку после 2000-го закупки неатомных лодок прекращены. Однако в 2005 году программа постройки НАПЛ была восстановлена и в 2010-м началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов.
Предполагается строительство серии из шести НАПЛ до 2017 года. Однако, по мнению ряда экспертов, эта серия если и будет выполнена, то в более поздние сроки, а сама программа строительства НАПЛ по проекту 75, вероятно, предназначена в основном для освоения французских технологий: воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) типа MESMA и ПКР Exocet SM39.
В течение 30 лет ВМС Индии планируют закупить 24 НАПЛ национального и зарубежного производства.
АВИАНОСНЫЕ СИЛЫ
В настоящее время в боевом составе имеется два авианосца:
один легкий авианосец (АВЛ) Viraat (тип Hermes) с базирующимися на нем самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier FRS Mk 51 и вертолетами. Корабль вступил в строй в 1959 году и имеет значительный физический износ. В начале 2007 года была сформирована исследовательская группа для изучения возможности продления срока его эксплуатации до 2012-го.
Второй Vikramaditya («Всемогущий») проекта 11430 переданный ВМС Индии в ноябре 20913 года и прибывший к постоянному месту базирования в Индию в начале января 2014 г.
По мнению большинства экспертов, новый АВС программы ADS проекта 71 Vikrant скорее всего будет являться развитием проекта 11430 с полным водоизмещением более 45 000 тонн. Вместе с тем ряд экспертов сомневаются в создании нового АВ с трамплином, а не с катапультами. Во всяком случае информация о характеристиках нового АВС Индии и сроках его постройки многими экспертами считается недостаточно достоверной. Хотя все они уверены, что строительство АВС проекта 71 ведется, а сроки окончания его постройки точно не определены – вероятно, не позднее 2017-го. В долгосрочных планах имеется и намерение построить второй АВС этого типа.
АМФИБИЙНЫЕ СИЛЫ
ДК. В составе ВМС на начало 2012 года имеются один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Jalashwa (бывший Trenton LPD-14 ВМС США) и 10 танкодесантных кораблей (ТДК) двух типов: Magar – пять единиц, Sharabh (проект 773 польской постройки) – пять единиц. Корабли типа Magar были созданы на базе ДК типа Sir Lancelot ВМС Великобритании.
ДКА. В настоящее время в составе ВМС имеется восемь десантных катеров типа LCU, но они ограниченно могут применяться как десантно-высадочные средства (ДВС) ДВКД. Можно ожидать начала строительства (или закупки в других странах) новых ДКА класса LCM, LCU и, возможно, LCAC, приспособленных для использования в качестве ДВС ДВКД.
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ СИЛЫ
ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС находилось пять ЭМ типа Rajput (проекта 61MЭ) советской постройки и три ЭМ типа Delhi (проекта 15) национальной постройки. При проектировании ЭМ типа Delhi в качестве прототипа был использован ЭМ Rajput. Надо отметить, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Все ЭМ проходят модернизацию по усилению ПВО и УРО.
Для замены первых трех ЭМ проекта 61МЭ строится три ЭМ типа Kolkata (проекта 15А). Корабли отличаются от своего прототипа архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения малозаметности «Стелс», размещением ПКР BrahMos PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного ЗРК принят ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже размещен ЗРК Barak-1.
ФР. Если ЭМ имеют в качестве прототипа корабли СССР, то первые ФР ВМС Индии национальной постройки являются развитием кораблей этого класса ВМС Великобритании. Первые ФР типа Himgiri (в настоящее время три единицы в строю) практически полностью копировали английские ФР типа Leander. Последующие три ФР типа Godavari (проекта 16), сохраняя общие черты с первыми ФР, представляют собой значительно более крупные корабли со всеми видами оружия. Наиболее совершенные из них – корабли второй серии – три ФР типа Brahmaputra (проекта 16A).
А самыми современными являются три ФР типа Talwar (проекта 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N в ВПУ 3С-14Э, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик».
КРВ. В 2002 году завершена программа строительства восьми КРВ типа Khukri (четыре – проекта 25 и четыре – проекта 25A).
ПАТРУЛЬНЫЕ СИЛЫ
ПК. В составе ВМС имеется шесть ПК типа Sukanya (три построены в Южной Корее). В ближайшее время предполагается начать строительство и новых ПК (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн по программе PSON.
БКА. Ранее развитию ракетных катеров (РКА) в ВМС Индии уделялось значительное внимание и на них возлагались задачи непосредственно в прибрежной зоне. В настоящее время в боевом составе имеется 35 БКА, из которых 12 РКА проекта 1241РЭ (модификация 12411Т ВМФ СССР). Остальные являются патрульными катерами (четыре – проекта 1241ПЭ, восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа Nicobar и семь – типа Super Dvora). Существует вялотекущая программа замены старых ПКА на новые, однако наращивания численности ПКА не планируется.
МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ
Основу минно-тральных сил (МТС) составляют тральщики, построенные в СССР. На конец 2011 года в боевом составе осталось восемь морских тральщиков (МТЩ) типа Pondicherry (проекта 266МЭ). Дальнейших планов развития кораблей противоминной обороны (ПМО) пока нет, но МТС быстро стареют и, вероятно, в ближайшее время появится программа их обновления.

ВМС ИНДИИ ПОСТРОЯТ НОВУЮ БАЗУ

ОНА БУДЕТ ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ

Командование ВМС Индии объявило о намерении построить на восточном побережье страны новую военно-морскую базу. Место для нее было выбрано в 50 км южнее Вишакхапатнама (Visakhapatnam). Новая база призвана усилить позиции индийского флота в Бенгальском заливе, в котором в последние годы наблюдается стремительное усиление активности ВМС Китая, что вызывает вполне понятное беспокойство индийского военно-политического руководства. Название для новой ВМБ еще не выбрано, поскольку работы пока находятся на стадии ее проектирования.

К настоящему времени доподлинно известно, что здесь будут базироваться два авианосца, атомные и неатомные подводные лодки, надводные корабли различных классов и вспомогательные суда. Один из представителей ВМС Индии также заявил, что, скорее всего, именно сюда будет направлен "для дальнейшего несения службы" и первый авианосец национальной постройки (Air Defence Ship - корабль противовоздушной обороны), строительство которого уже ведется на одной из индийских судостроительных верфей (проектирование корабля было выполнено итальянской компанией Fincantieri по контракту, подписанному в середине 2004 г.). Он должен войти в боевой состав флота в 2013 г.

Сейчас в Вишакхапатнаме находится главная военно-морская база (ГВМБ) Восточного военно-морского командования Индии, тут же расположен и штаб этого командования. Однако гавань не находится в исключительном распоряжении ВМС, поскольку здесь же расположены и сооружения коммерческого порта, который на протяжении последних шести лет является лидером по грузообороту. Причем постоянный рост объемов коммерческого мореплавания в этом регионе вызвал ранее необходимость принятия решения об открытии нового коммерческого порта - в районе Гангаварам (Gangavaram). Но то же самое, то есть рост интенсивности мореплавания, относится в равной мере и к деятельности национальных ВМС. Поэтому желание индийского флота несколько разгрузить ГВМБ Вишакхапатнам, построив новую базу, оборудованную современными причалами и якорными стоянками, выглядит вполне обоснованным.

Не последнюю роль в принятии такого решения сыграло и стремление индийских адмиралов получить причальную линию и другую инфраструктуру в свое эксклюзивное пользование, без какого-либо разделения полномочий с гражданскими властями. До недавнего времени аналогичная ситуация имела место и на западном побережье страны - в Мумбае располагались военно-морская база и коммерческий порт. В результате подробнейшего изучения имеющихся возможностей в 2005 г. были активизированы работы по строительству базы Кадамба (Indian Naval Ship (port) Kadamba). Эта ВМБ названа в честь одной из правящих династий IV века. База была официально открыта 31 мая 2005 г. Территориально она расположена в районе города Карвар (Karwar), немного южнее его. Первым командиром новой ВМБ назначен коммодор К. Рамачандран (Commodore K.P. Ramachandran). Первая очередь, введенная в конце 2005 г., дает возможность базирования здесь 11 кораблей. Строительство базы консорциумом в составе нескольких индийских и зарубежных (европейских) компаний все еще продолжается и будет полностью завершено, согласно ранее утвержденному плану, к 2010 г. (изначально планировалось ввести ее в строй к 2005 г.).

Территория ВМБ Кадамба будет включать 11 200 акров естественной, удобно расположенной природной бухты. Здесь намечается осуществлять базирование от 42 до 45 надводных кораблей и подводных лодок основных классов. Кроме протяженной причальной линии и укрытых хранилищ боеприпасов, ГСМ и различного снаряжения, на территории базы будет сооружен и достаточно крупный аэродром для базирования самолетов и вертолетов морской авиации. На территории ВМБ будет расположено также ремонтное производство, возможности которого позволят проводить докование кораблей и вспомогательных судов ВМС Индии любого класса (утверждается, что вплоть до авианосцев).

В районе ВМБ Кадамба, вероятно, будет введена в строй и мощная система противовоздушной и противоракетной обороны, в состав которой планируется включить наиболее современные зенитные ракетные комплексы, в том числе большой дальности. Дополнительную защиту базе обеспечит и сложный холмистый рельеф местности, а с морского направления - еще и расположенный в непосредственной близости от входа в бухту достаточно крупный лесистый остров (здесь, вероятно, также будут сооружены посты технического наблюдения и разведки, объекты береговой обороны и т.п.).

Примерно так, то есть оснащенная по последнему слову техники, должна выглядеть и новая база Восточного военно-морского командования ВМС Индии. После ввода обеих баз в строй боевой потенциал индийского флота, стремящегося стать полноправным "океанским флотом", существенно возрастет. Это позволит индийскому военно-политическому руководству осуществлять действительно полный контроль над Аравийским морем и Бенгальским заливом, а также предоставит Дели возможность проецировать силу на всю акваторию Индийского океана, к чему так стремятся индийские адмиралы.

Так, командующий ВМС Индии адмирал Арун Пракаш (Admiral Arun Prakash) недавно заявил, что в настоящее время осуществляется практическая реализация амбициозного плана, согласно которому в среднесрочной перспективе акватория Индийского океана (особенно прибрежные и проливные зоны) будет взята подчиненными ему силами и средствами под полный контроль. Для этого будут задействованы спутниковые и наземные системы наблюдения, разведки, управления и связи, которые позволят связать в единую сеть все имеющиеся в распоряжении командования ВМС силы и средства - вне зависимости от того, в каком районе Индийского океана будет находиться корабельное соединение. Как видим, планы действительно амбициозные.

Здесь надо особо отметить, что руководители республики рассматривают акваторию от Ормузского пролива на западе до Малаккского пролива на востоке и от восточного побережья Африки до западной части австралийского континента в качестве "зоны законных интересов" Индии. Такое повышенное внимание к Индийскому океану не должно вызывать удивления, так как подавляющая часть всего импорта идет в страну именно морем. Особенно это касается нефти и нефтепродуктов. Значительная часть экспортируемых товаров также идет этим маршрутом. Таким образом, вполне очевидно, что установление контроля над морскими и океанскими линиями коммуникаций является необходимым условием превращения страны в сверхдержаву мирового масштаба, что является стратегической задачей военно-политического руководства Индии.

Особенно необходим Дели контроль над восточной частью океана: по самым приблизительным данным, более 50% объема внешней торговли Индии осуществляется через Малаккский пролив - результат практической реализации так называемой "ориентированной на Восток" политики ("Look-East" policy). Это, в свою очередь, требует обеспечения соответствующего уровня военно-морского присутствия в водах Бенгальского залива. Причем индийское руководство даже приняло решение создать отдельное Военно-морское командование Андаманских и Никобарских островов. Однако строить на этих архипелагах с не очень крупными островами мощную ВМБ или пункт базирования нецелесообразно ввиду чрезвычайно высокого уровня сейсмической активности в данном районе. Поэтому, по мнению многих экспертов, стремление Дели построить надежную современную базу на "более устойчивом" восточном побережье страны вполне понятно и обоснованно.

К тому же в последние годы в Бенгальском заливе наблюдается стремительный рост активности Военно-морских сил НОАК, опирающихся в своей экспансии на береговую инфраструктуру Мьянмы. Индийские адмиралы в ответ даже стали на регулярной основе проводить в Бенгальском заливе и Южно-Китайском море военно-морские учения с ВМС стран региона, которые также обеспокоены ростом военного могущества Китая. Интересно, что, по сведениям индийских СМИ, первоначально командование ВМС Индии планировало построить новую ВМБ в Гангавараме. В частности, там предполагалось соорудить комплекс сооружений, предназначенных для базирования многоцелевых атомных субмарин индийской постройки. Соответствующий запрос был сделан правительству Индии, но оно его отклонило и отдало место под коммерческий порт. Строительство последнего начал осуществлять консорциум в составе компаний DV Raju (Индия) и Dubai Ports World (ОАЭ) - третий по величине оператор портов в мире (обслуживает шесть коммерческих портов на территории США). Однако в апреле 2006 г. в индийской прессе поднялась критическая "волна", направленная на вывод Dubai Ports World за рамки проекта.

Интересно, что еще четыре года назад командование ВМС Индии выражало свою озабоченность по поводу намерения привлечь к данному проекту компанию из ОАЭ. В обоснование своей позиции индийские адмиралы говорили о нецелесообразности допуска иностранной, тем более арабской фирмы, к управлению портом, расположенным так близко к ВМБ Вишакхапатнам - месту нахождения штаба Восточного военно-морского командования ВМС Индии и базирования основных сил флота. В конечном итоге Dubai Ports World была вынуждена юридически выйти из состава консорциума.

Что касается новой ВМБ, то общая площадь ее территории составит, согласно плану, около 5000 акров (то есть немногим более чем в два раза меньше, чем у ВМБ Кадамба). Пока правительство штата Андхра-Прадеш (Andhra Pradesh), на территории которого она будет располагаться, выделило под строительство лишь 500 акров. По словам представителей Минобороны Индии, остальная часть будет выделена в самое ближайшее время. Впрочем, учитывая сильно развитую в стране бюрократическую систему и без того огромные расходы страны на оборону, строительство новой базы может вполне реально затянуться на годы. Яркий пример - история с ВМБ Кадамба. Ее строительство было одобрено правительством как проект "Морская птица" (Project Seabird) еще в августе 1985 г. Строительство должно было начаться в январе 1986 г. и завершиться через семь лет. В октябре 1986 г. исполнявший тогда обязанности премьер-министра Индии Раджив Ганди (Rajiv Gandhi) в торжественной обстановке заложил "краеугольный камень" новой ВМБ. Но затем финансовый ручеек (а всего на проект изначально было решено выделить почти 8,13 млрд. долл.) стал постепенно затухать, и в конечном итоге строительные работы были заморожены. Возобновились они только в конце 1999 г., а 31 мая 2005 г., как уже отмечалось выше, завершилась первая фаза строительства - новая база была официально открыта, ей было присвоено отличительное наименование (в Индии открытие военно-морской базы называется "церемонией крещения" и приравнивается к церемонии принятия корабля флотом от промышленности и вводу его в боевой состав ВМС). Всего предусмотрено выполнение трех фаз строительства, которые должны быть окончательно завершены не позднее 2010 г.

Владимир ЩЕРБАКОВ

ВПК №45 (161)