Легкий авианосец ВМС Италии «Cavour. Россия получит уникальный легкий авианосец Проекты лёгких авианосцев Германии

  • 13.03.2020

В течение 15 лет после принятия на вооружение авианосца «Джузеппе Гарибальди» командование ВМФ Италии рассматривало различные проекты нового авианосца. И было принято решение построить более крупный боевой корабль с расширенными возможностями.
Легкий авианосец С550 «Cavour» ВМС Италии был заложен 17 июля 2001 года на судоверфи в Riva Trigoso корпорации «Fincantieri» и был спущен на воду 20 июля 2004 года, а официально передан ВМС 27 марта 2007 г.
В начале 2009 года авианосец «Cavour» стал флагманом итальянского флота и был приписан к новой базе Мар-Гранде в Таранто.


Корабль назван в честь одного наиболее видных государственных деятелей Италии ХIХ века - министра Кавура, который много сделал для объединения страны, а в 1861 году принял решение об организации Королевского флота.
Авианосец «Cavour» рассчитан на 16-20 истребителей Harrier или F-35B, или 18 вертолетов EH101, NH 90 или SH-3D. Длина авианосца составляет 244 метра, ширина - 39 метров. Он способен взять на борт 1210 военнослужащих, более 27 тысяч тонн груза.

Верхняя палуба имеет носовую и кормовые площадки для стоянки авиатехники на 4 и 8 единиц соответственно. Взлетная площадка для самолетов имеет размер 184 х 14,2 м и оснащена 12° рампой. За ней расположены площадки для одновременного взлета 6 EH-101 или 4 CH-47. Взлет и посадка обеспечиваются при волнении моря до 6 баллов, максимальная интенсивность полетов может достигать 60 самолето-вылетов в сутки.
Ангар для авиатехники размерами 134х21х7,2 м. Для подъёма на лётную палубу имеется шесть подъёмников: два для летательных аппаратов (грузоподъёмностью 30 т), два для боеприпасов (грузоподъёмностью 15 т) и два служебных (грузоподъёмностью 7 т).


Легкий авианосец «Cavour» одновременно может использоваться в качестве универсального десантного корабля, для чего он оборудован помещениями для 400 морских пехотинцев и 60 единиц бронетехники, выгружаемой своим ходом.
В случае необходимости в ангарной палубе может размещаться колесная или гусеничная техника массой до 60 тонн. Для ее перемещения корабль оснащен кормовой и бортовой рампами максимальной грузоподъемностью 60 тонн. Кроме того, корабль может нести 4 десантных катера LCVP.

Электронное оборудование авианосца «Cavour» включает в себя:
— многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой;
— трёхкоординатную РЛС обнаружения воздушных целей дальнего радиуса действия;
— РЛС обнаружения воздушных и надводных целей ближнего и среднего радиуса действия;
— 2 х РЛС управления огнём 76-мм артустановок;
— РЛС управления авиацией, навигационную РЛС;
— ГАС для обеспечения плавания и обнаружения мин;
— инфракрасная система освещения обстановки;
— инфракрасная система кругового обзора;
— система посадки летательных аппаратов на палубу.


Также имеется две пусковые установки помех и две системы противоторпедной защиты типа SLAT.
Легкий авианосец «Cavour» может находиться в автономном плавании 18 дней и пройти 7000 морских миль. Например, он способен дойти до Персидского залива, при этом использовав всего половину своего топлива. Его максимальная скорость составляет 28 узлов.

Основные характеристики авианосца «Cavour»:
Водоизмещение, т: стандартное - 27 910, полное - более 35000;
Длина, м: 244;
Ширина, м: 39;
Осадка, м: 8,7:
Двигатели: 4 газотурбинных двигателя LM2500;
Мощность: 118 000 л. с. (86,8 МВт);
Скорость хода, уз.: 30 (55,56 км/ч);
Дальность плавания, миль: 7000 на скорости 16 узлов;
Экипаж, чел: 528, в том числе 203 - лётно-технический состав авиагруппы (помимо них на корабле может быть размещён штаб численностью до 145 человек);
Вооружение: 2 х 76-мм АУ «Супер Рапид», 3 х 25-мм АУ «OTO Мелара», 4 х 8 УВП «Сильвер» A43 (ЗУР «Астер-15»);
Авиационная группа: 20-24 самолета (AV-8B«Харриер-2» и F-35B) и вертолета (ЕН-101, NH-90 или SH-3D)

Петербургский Крыловский государственный научный центр занялся разработкой концепции легкого многоцелевого авианосца, сообщает FlotProm со ссылкой на осведомленный источник в оборонной промышленности. Строительство новых кораблей можно будет вести на северодвинском заводе «Севмаш» или керченском «Залив».

В июне текущего года заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук заявил, что для флота планируется построить новый авианосец; работы начнутся в 2024 году. При этом российский флот пока еще не выбрал проект, по которому будет построен новый корабль.

Принято считать легкими авианосцами считаются корабли длиной до 270 метров и водоизмещением до 27 тысяч тонн, а тяжелыми - корабли длиной до 315 метров и водоизмещением до 75 тысяч тонн. Эта классификация не является каноничной. Так, в США легкими авианосцами считаются корабли водоизмещением до 50 тысяч тонн, тяжелыми - до 70 тысяч тонн, а «суперавианосцами» - свыше 70 тысяч тонн.

Достоинствами авианосцев - плавучих аэродромов - является возможность обеспечивать воздушное прикрытие на большой площади. Тяжелый авианосец может нести большее количество самолетов, чем легкий. При этом легкий авианосец имеет меньшую осадку и может заходить в относительно мелководные районы.

Проект легкого российского авианосца предполагает разработку корабля водоизмещением 30-40 тысяч тонн. Он сможет нести до 40-50 самолетов и вертолетов. Предполагается, что на нем будут базироваться палубные истребители Су-33 и МиГ-29К, палубные версии Су-35, а также вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

Когда именно планируется завершить этот проект, пока неизвестно. Крыловский государственный научный центр занимается разработкой корабля в инициативном порядке.

В мае 2015 года Крыловский государственный научный центр представил проект тяжелого авианосца 23000Э «Шторм» . Новый корабль, как ожидается, сможет ходить вдали от побережья в открытом море, наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Длина авианосца составит 330 метров, ширина - 40 метров. Авианосец водоизмещением около ста тысяч тонн сможет развивать скорость до 30 узлов. В авиагруппу «Шторма» будут входить палубные истребители МиГ-29К, палубные версии Су-57 . самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты Ка-27. Полетная палуба авианосца будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями.

В настоящее время на вооружении российского флота стоит только один авианесущий крейсер - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», построенный по проекту 1143.5 «Кречет» в 1980-х годах. Его водоизмещение составляет 61,4 тысячи тонн при длине 306 и ширине 71,9 метра. Авианесущий крейсер способен развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет 8,4 тысячи миль.

На борту корабля могут базироваться 26 истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также 24 противолодочных вертолета Ка-27 или Ка-29, Ка-27ПС и Ка-31. Корабль вооружен противокорабельными ракетами, ракетами противоторпедной защиты, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами.

Легкий авианосец «Инвинсибл»

После окончания Второй мировой войны могучий флот Великобритании начал постепенно сокращаться. Крушение колониальной империи уменьшило надобность в больших военно-морских силах, членство в НАТО позволяло разделить бремя ответственности за многие военно-политические решения с партнерами, а далеко не блестящее финансовое положение страны вызывало стремление к сокращению расходов.

В конце 1960 х гг. стало очевидным, что британская палубная авиация устаревает и быстро теряет былую мощь, а после того как в 1979 г. из состава флота вывели авианосцы «Булварк» и «Арк Ройял», в составе флота не осталось ни одного корабля этого класса. Уцелел лишь бывший авианосец «Гермес», в 1977 г. переклассифицированный в противолодочный вертолетоносец.

Однако в 1973 г. началось строительство принципиально нового авианесущего корабля, призванного воплотить в жизнь новейшие тенденции развития военной мысли. Дело в том, что в 1969 г. на вооружении британской авиации был принят многоцелевой самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» GR.1, разработанный фирмой «Бритиш Аэроспейс». Они могли подниматься в воздух с совсем небольших площадок, и просторные палубы для этого прекрасно подходили. Моряки по достоинству оценили преимущества новой машины, и в 1975 г. последовало решение оснастить флот ее морским вариантом – «Си Харриер» FRS.1. Первый прототип истребителя-штурмовика был облетан летом 1978 г., а с марта 1978 г. начались поставки серийных машин.

В это время полным ходом шло строительство новых необычных кораблей, специально строившихся как носители СВВП. Контракт на постройку «Инвинсибла» (R-05 «Invicible»), головного в серии легких авианосцев, был подписан в апреле 1973 г., а заложили его на верфи «Виккерс» в Барроу-ин-Фёрнесс 20 июля 1973 г. Кстати, по сугубо политическим соображениям легкие авианосцы до 1980 г. классифицировали как крейсера-вертолетоносцы: находившиеся у власти лейбористы всеми силами демонстрировали, что выступают против строительства авианосцев. Спуск «Инвинсибла» на воду состоялся 8 мая 1975 г., корабль официально вступил в строй 11 июля 1980 г. Он имел следующие характеристики: водоизмещение стандартное – 16 000 т, полное – 19 810 т, длина – 206,6 м, ширина – 31,9 м, осадка – 7,9 м. Энергетическая установка газотурбинная, четыре турбины общей мощностью 112 000 л.с. Корабль имел два гребных винта. Наибольшая скорость – 28 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 7000 миль. Экипаж – 1000 человек (на апрель 1982 г. – 725 членов экипажа корабля и 365 человек в составе авиагруппы). Первоначально вооружение состояло из одной пусковой установки зенитных ракет «Си Дарт», но, учитывая опыт Фолклендской войны, его довооружили двумя 20 мм зенитными автоматами, а затем к ним добавились три 30 мм автомата «Голкипер».

«Инвинсибл»

В марте 1982 г. аргентинцы – пропаганда называла их рабочими, прибывшими для разборки на металл старых китобойных судов, – подняли национальный флаг на расположенном в южной части Атлантического океана острове Южная Георгия. Затем последовала высадка на этот остров и Фолклендский архипелаг десанта, оказать которому серьезного сопротивления малочисленные и не имевшие тяжелой техники британские гарнизоны не могли. Но возглавляемое премьер-министром Маргарет Тэтчер правительство консерваторов отказалось признать захват островов и решило силой восстановить над ними суверенитет Соединенного Королевства. В Южную Атлантику были направлены подводные лодки, надводные корабли, а также многочисленные вспомогательные и транспортные суда с войсками и самыми различными грузами на борту. Основу 317 го оперативного соединения составили легкие авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес» (ставший носителем СВВП в 1981 г.).

«Инвинсибл», которым командовал кэптен Дж.Дж. Блэк, вошел в зону конфликта 25 апреля 1982 г. В это время на нем базировались восемь самолетов «Си Харриер» из состава 801 й эскадрильи и 11 вертолетов «Си Кинг» 820 й эскадрильи. Оба авианосца с кораблями охранения в период боевых действий старались маневрировать на пределе дальности аргентинской авиации.

В первый же день начавшегося воздушно-морского сражения – 1 мая, аргентинцы понесли серьезные потери, не добившись никаких успехов. Летчики 801 й эскадрильи записали на свой счет истребитель «Мираж» и бомбардировщик «Канберра», еще три самолета они повредили (один из них по ошибке добили аргентинские зенитчики). Собственные потери – один слегка поврежденный «Си Харриер». Всего за время конфликта действовавшие с «Инвинсибла» истребители сбили восемь вражеских самолетов (например, 21 мая – три истребителя-бомбардировщика «Даггер» и штурмовик «Пукара»), а один вертолет «завалили» совместно с пилотами базировавшейся на «Гермесе» 800 й эскадрильи. Собственные потери составили четыре СВВП, причем всего один «Си Харриер» стал жертвой аргентинского зенитного огня, а три – несчастных случаев. И это неудивительно: в Южном полушарии заканчивалась осень, действовать приходилось в сложной метеорологической обстановке, при низкой облачности и отвратительной видимости.

Действия британских авианосцев произвели такое впечатление на аргентинское командование, что оно решило: потопление или серьезное повреждение одного из них может привести к прекращению всей операции! Естественно, что аргентинская авиация предпринимала попытки атаковать столь важные цели. По утверждениям пилотов, им удалось добиться двух бомбовых попаданий в «Инвинсибл» во время атаки 30 мая, но никаких достоверных подтверждений этому не существует.

На «Инвинсибл» 17-20 мая для 801 й эскадрильи доставили четыре «Си Харриера» из состава 809 й эскадрильи, пополнялся и состав вертолетной группировки. Боевые действия фактически завершились после капитуляции аргентинских войск на островах 14 июня, победа британцев была полной и безоговорочной. После того как боевые действия закончились, авианосец вернулся в Портсмут 19 октября 1982 г.

В последующие годы корабль совершил немало дальних походов, участвовал в различных учениях и операциях как Ройял Нэви, так и НАТО. Довелось «Инвинсиблу» и повоевать: в 1995 г. его самолеты участвовали в нанесении ударов по позициям боснийских сербов, в 1998 г. – действовали над Южным Ираком, в 1999 г. – против Югославии. Впрочем, во время крупномасштабных операций значение сравнительно небольшой авиагруппы (18 «Си Харриер» GR.7/9 и четыре вертолета) оказывалось далеко не столь существенным, как во время Фолклендской войны. Очередные сокращения затрат на оборону и постепенное устаревание вынудили командование вывести корабль в резерв в августе 2005 г.

«Инвинсибл» шесть лет стоял на приколе, на нем демонтировали вооружение и часть оборудования. Корабль служил источником запасных частей для однотипных «Илластриеса» и «Арк Ройяла». Лишь в марте 2011 г. его на буксире увели в Турцию, где в городе Алиага недалеко от Измира расположено предприятие по разделке кораблей на металл. В том же месяце из состава флота был исключен «Арк Ройял», а служба «Илластриеса» должна завершиться в 2014 г.

Из книги Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2 автора Барятинский Михаил

Легкий танк Т-26 28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И. А. Халепским - начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой Vickers на производство для СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E mod.A.

Из книги Техника и вооружение 1993 01 автора

Легкий танк БТ Колесно-гусеничный танк БТ-2 был разработан в 1931 году специальным КБ ХПЗ под руководством военинженера 2-го ранга М. Н. Тоскина, а затем А. О. Фирсова. В качестве прототипа использовался американский танк М.1940 конструктора Джона Уолтера Кристи. Приказом

Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора Журнал «Техника и вооружение»

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26 Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26

Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -

Из книги Техника и вооружение 2005 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Из книги Техника и вооружение 2013 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

ЛЕГКИЙ ТАНК LT vz.35

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть I автора Мужеников Валерий Борисович

ЛЕГКИЙ ТАНК Pz.38 (t) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба,

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Т-26 - легкий танк Наиболее массовым танком 30-х годов был легкий танк сопровождения пехоты Т-26, прототипом для которого послужил английский легкий танк «виккерс». В то время, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще

Из книги автора

Из книги автора

Легкий крейсер "Нюрнберг" Проектирование и модернизации После выдачи заказа на постройку "Лейпцига" в строительстве легких крейсеров наступила почти пятилетняя пауза. Она была вызвана проходившими дискуссиями о том, какие крейсера нужны Германии. Обсуждалось

Военно-морской флот РФ в обозримом будущем получит в свое распоряжение экспериментальный плавающий аэродром. Новый корабль будет в два раза меньше обычных авианосцев, при этом на нем смогут разместиться столько же самолетов и вертолетов.

Над созданием уникального судна трудятся специалисты Крыловского государственного научного центра. Свой концепт они представили в рамках форума "Армия-2018".

"Этот авианосец отличается тем, что у него качественный состав авиакрыла такой же, как на тяжелом авианосце. Это – тяжелые истребители типа Су-33, легкие истребители типа МиГ-29К, многоцелевые и спасательные вертолеты, 4 самолета радиолокационного дозора, всего – 46 летательных аппаратов", – передает "Интерфакс-АВН" слова руководителя центра Владимира Никитина.

Для сравнения, на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" водоизмещением 60 тыс. т проектом предусмотрено размещение 50 самолетов и вертолетов, но в реальности их всегда было намного меньше.

Скорее всего, на новом корабле будут размещаться уже самолеты нового поколения, созданные на базе Су-35. При этом легкие истребители, вероятно, останутся в прежнем варианте – МиГ-29К, поскольку этот самолет "отработан и серийно производится". "Такая номенклатура обеспечивает качественное выполнение любых задач", – подчеркнул Никитин.

Уникальность перспективного авианосца состоит в том, что, проигрывая тяжелым авианосцам по абсолютным физическим параметрам, он обладает той же емкостью. Оригинальная компоновка корпуса позволила сделать огромную палубу, на которой комфортно разместятся все воздушные суда.

"Корпус легкого авианосца меньше по абсолютным размерам, то есть у него длина 260 м вместо 300 м, как у тяжелого авианосца. Водоизмещение 44 тыс. т вместо 90 тыс. т, то есть по корпусу выигрыш получается в два раза. Его стоимость может быть несколько сотен миллиардов рублей, то есть почти в два раза меньше, чем у полноразмерного", – рассказал глава Крыловского центра.

Характеристики корабля поражают воображение. Легкий авианосец будет способен нести авиационный боезапас в 600 т, запас авиакеросина – до 2 тыс. тонн. Авианосец предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой из четырех турбин М-90ФР при общей расчетной мощности 81 МВт. Дальность плавания составит 8 тыс. миль, автономность – 60 суток. Авианосец получит мощную противовоздушную, противоторпедную и противолодочную защиту.

Не исключено, что заказы на уникальный корабль поступят не только от Министерства обороны РФ. По сведениям "Российской газеты", представленным проектом заинтересовались иностранцы, в частности французы.

Лёгкий авианосец (англ. Light aircraft carrier) - подкласс авианосцев, отличающихся от многоцелевых авианосцев уменьшенными размерами и ограниченными боевыми возможностями. Появились в годы Второй мировой войны как следствие стремления воюющих государств быстро ввести в строй максимальное количество авианесущих кораблей с умеренными затратами. При этом новый класс должен был оперировать в составе ударных соединений флота и соответственно иметь высокую скорость и солидную систему ПВО, что отличало лёгкие авианосцы от эскортных авианосцев появившихся в то же время. Первыми лёгкими авианосцами стали корабли типа «Индепенденс», вступившие в строй в 1943 году.

Лёгкие авианосцы США времен Второй мировой войны

Лёгкие авианосцы франции

Первыми лёгкими авианосцами ВМС Франции планировались Авианосцы типа Joffre, которые создавались для замены устаревшего авианосца Béarn , который не соответствовал требованиям к скорости хода. Первый авианосец типа Joffre, был заложен в 1938 году, закладка второго корабля серии была запланирована на лето 1940 года, но начало Второй мировой войны и последующая капитуляция Франции в июне 1940 года вызвали прекращение дальнейших работ по ним. Тем не менее позже достройкой Joffre занялись немцы.

PA 28 - проект лёгкого авианосца ВМС Франции. Разрабатывался в конце 1940-х годов, однако эскизный проект был подготовлен к августу 1947 года. По сравнению с авианосцем Joffre у PA 28 был увеличен ангар и он обладал двумя катапультами . Первый корабль этого проекта планировалось заложить на верфи военно-морского арсенала в Бресте. Он должен был получить название Clemenceau (не путать с настоящим авианосцем Clemenceau). Конструкция базировалась на проекте недостроенного из-за начала Второй мировой войны авианосца Joffre, но была значительно усовершенствована. В 1950 году проект был закрыт на стадии разработки прототипа.

После Второй мировой войны ВМС Франции были переданы в аренду лёгкие авианосцы других стран. Например в 1946 году Британский лёгкий авианосец типа Colossus был передан в аренду французскому флоту, и переименован в Arromanches. В январе 1951 лёгкий авианосец США типа Independence USS «Lafayette» был передан в аренду ВМС Франции под таким же названием (фр. La Fayette) и номером R 96, возвращён США в 1964, в том же году сдан на слом. Еще один Independence - USS Belleau Wood США передали Франции в 1953 году по соглашению MDAP, с опцией на выкуп через 5 лет. Он вошёл в состав ВМС Франции под названием Bois Bello и бортовым номером R 97.

Проекты лёгких авианосцев Германии

Командование Кригсмарине изначально не уделяло большого внимания авианосцам, больше полагаясь на крупные артиллерийские корабли. Разработка авианосцев началась в Германии в конце 1933 года и предполагала постройку ограниченного количества кораблей, предназначенных для рейдерских операций в Атлантике. Однако строительство авианосца Graf Zeppelin , начатое в 1936 году по различным причинам тормозилось, постройка второго корабля этого типа прекратилась почти сразу после закладки. Между тем, к 1942 году германское военно-морское командование убедилось в высокой ценности авианосцев и выдвинуло ряд проектов перестройки в авианесущие кораблей других типов. Хотя классификация Кригсмарине не предусматривала деление авианосцев на подклассы, два из предложенных проектов можно отнести к лёгким авианосцам.

В мае 1942 года было принято решение о преобразовании в авианосец почти законченного тяжёлого крейсера Seydlitz , принадлежавшего в типу Admiral Hipper . После утверждения этого проекта А. Гитлером в в декабре 1942 года начались работы по демонтажу орудийных башен и надстроек крейсера. Однако работы велись неспешно и в июне 1943 года прекратились окончательно. По своей архитектуре несостоявшийся авианосец напоминал Graf Zeppelin, но его ангар был гораздо меньше и вмещал лишь 18 самолётов. Предполагалось составить авиагруппу из 10 истребителей Bf-109T и 8 пикирующих бомбардировщиков Ju-87D.

После неудачyых попыток достроить захваченный в Сен-Назере французский авианосец Joffre , немецкое военно-морское руководство решило превратить в авианосец недостроенный французский лёгкий крейсер De Grasse , находившийся на эллинге верфи Лорьяна. Предложение было выдвинуто в августе 1942 года, а в январе 1943 года проект был подготовлен и утвержден. Однако огромный объём предстоящих работ и недостаток комплектующих механизмов вынудил германское командование уже в феврале 1943 года отказаться от конверсии De Grasse в авианосец. Проектом предусматривалось создание небольшого авианосца с авиагруппой из 11 истребителей и 12 торпедоносцев-бомбардировщиков.

Проекты лёгких авианосцев СССР

Советский флот, признавая огромное значение авиации в борьбе на море, до середины 1930-х годов не стремился получить авианосцы, придерживаясь теории «малой войны на море». В 1920-х годах были выдвинуты предложения по конверсии в авианосец недостроенного линейного крейсера «Измаил» и учебного судна «Комсомолец» в учебный авианосец, аналогичным образом собирались перестроить пострадавший от пожара линейный корабль «Полтава». Хоть предполагаемые советские авианосцы укладывались в налагаемые Вашингтонским договором ограничения - до начала работ дело так и не дошло, не составили даже эскизного проекта. Отсутствие средств на переоборудование кораблей и разработку технических проектов, а также желания производить какие-либо работы в данном направлении предопределили судьбу этих проектов - никаких результатов не было. Строительство флота согласно концепции «Малого флота» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из планов судостроения.

«Измаил» разобрали на металлолом, а переименованную в «Михаил Фрунзе» «Полтаву» собрались превратить в линейный крейсер. Учебный корабль «Комсомолец» продолжил службу до 1956-го года, а в 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму, а затем исключен из состава флота.