Мрк нового поколения проекта 22800. ВМФ России: «Каракурт» кусает наверняка. Что можете рассказать про вооружение нового корабля

  • 18.05.2020

Военные корабли - это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».

О проекте

В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.

История проекта

История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.

Технические характеристики

Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение - 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая - фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания - около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?

Вооружение

Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.

Особенности конструкции корпуса

У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.

Силовая установка

Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.

Особенности вооружения

Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки - это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.

Мореходность

Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками - «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.

«Ураган»

Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.

«Тайфун»

В тот же день, 24 декабря, на том же заводе "Пелла" было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.

«Шторм»

Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже - в 2019 году.

«Шквал»

29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».

Дальнейшие планы

Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.

Это стало известно из недавно опубликованного годового отчета предприятия. ВМФ рассчитывает получить 18 «Каракуртов» для выполнения боевых задач в ближней морской зоне. Корабли проекта 22800 должны превзойти предшественников в ударной мощи и мореходности. Новейшие МРК укрепят морские рубежи и усилят присутствие ВМФ в Средиземном море.
В опубликованном отчете АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2016 год говорится, что в прошлом году были заложены четыре корвета: два патрульных корабля проекта 22160 и два малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт».

3 августа 2016 года руководство предприятия сообщило о поступившем от Минобороны России заказе пяти МРК проекта 22800. Как отмечается в блоге Центра анализа, стратегий и технологий (ЦАСТ), после этой новости официальной информации о ходе исполнения госзаказа не появлялось.
Из отчета следует, что расположенное в Татарстане предприятие уже строит как минимум два корвета проекта 22800 из пяти. Вероятно, речь идет о кораблях «Муссон» и «Пассат». Учитывая, что контракт с Минобороны подписан почти год назад, еще три «Каракурта» («Бриз», «Торнадо», «Смерч») должны быть заложены в течение 2017-го.
Пять МРК проекта 22800 будут построены на Зеленодольском заводе впервые. Реализация проекта началась на петербургском судостроительном заводе «Пелла» и феодосийском ССЗ «Море». Ленинградские и крымские корабелы строят шесть «Каракуртов». Контракт на один МРК был заключён с керченским ССЗ «Залив».
Завод был основан в 1895 году как судоремонтная мастерская. С 1934 года зеленодольские корабелы стали выпускать боевые корабли небольшого водоизмещения.
По состоянию на 2016 год в рамках гособоронзаказа зеленодольское предприятие осуществляло строительство 12 боевых кораблей (трех МРК, двух пограничных сторожевых и трех патрульных кораблей, двух кабельных судов и двух противодиверсионных катеров).
Из рода черных вдов
На проект 22800 Минобороны России возлагает большие надежды.
Новейшие корабли должны стать грозным оружием, которое будет нести боевую вахту, прежде всего, на Черном и Средиземном морях. Неслучайно проект получил название «Каракут» - вид пауков из рода черных вдов, чей укус может оказаться смертельным для животных и людей.
У МРК достаточно скромные габариты. Водоизмещение составляет 800 тонн, длина - 60 м, ширина - 10 м, осадка - 4 м. Корабль будет способен идти на 30 узлах (около 55 км/ч) и отдаляться от баз на 2,5-3 тыс. морских миль (4,6-5,6 тыс. км). Автономность плавания оценивается в 15 суток.
«Каракурт» должен превратиться в полноценную боевую единицу на морских просторах. Благодаря комплексу «Калибр-НК» его предшественники также обладают сокрушительной ударной мощью, но чувствуют себя комфортно только вблизи морских баз.
Предполагается, что «Каракурт» заменит в Средиземном море ракетно-артиллерийские корабли ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М», которые также строит Зеленодольский завод. На данный момент предприятие уже сдало ВМФ пять кораблей, ещё столько же находится в процессе постройки, по двум подписан контракт.
Боевое применение «Буянов» в сирийской операции эксперты оценили, как успешное. 7 октября 2015 года МРК Каспийской флотилии «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» провели пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство»*. Цели, которые располагались на расстоянии 1,5 тыс. км, были поражены.
Однако два похода «Буянов» в Средиземное море, которые состоялись в 2016 году, продемонстрировали недостаточные мореходные качества проекта 21631. В связи с этим в октябре 2016 года МРК «Серпухов» и «Зелёный Дол» были переведены из состава Черноморского флота в Балтийский.
Под «Панцирем» и с «Калибром»
Широкая публика впервые узнала о проекте 22800 летом 2015 года. Макет корабля был представлен на международном форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Разработчиком «Каракута» является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).
Первые два корабля, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», были заложены в декабре 2015 года на петербургском судостроительном заводе «Пелла». В июле и декабре 2016 года ССЗ заложил еще два МРК («Шквал» и «Буря»). С мая 2016 года и марта 2017-го ССЗ «Море» строит «Шторм» и «Охотск».
Согласно текущим планам первый корабль проекта 22800 («Ураган») будет передан ВМФ в декабре 2017 года, остальные корабли пополнят российский флот в 2018-2020 годах. Ориентировочно до 2022 года в строй должны вступить 18 МРК. Сегодня в стадии постройки находятся как минимум восемь «Каракуртов», по четырем заключен контракт.
Как и «Буяны», «Каракурты» будут вооружены ракетным комплексом «Калибр», который способен поражать цели на расстоянии до 2,5 тыс. км. Противокорабельную оборону обеспечивает комплекс П-800 «Оникс», оснащенный сверхзвуковыми ракетами.
Главным новшеством вооружения «Каракурта» станет противовоздушный комплекс «Панцирь-М», который был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Разработчиком этого средства ПВО ближней зоны является тульское КБ приборостроения.
«Панцирь-М» предназначен для поражения воздушных целей на расстоянии от нескольких десятков метров до 20 км. В боевом модуле собраны скоростные ракеты с радиокомандным наведением и два шестиствольных автомата калибра 30 мм.
Кроме того, геометрические формы и использование в конструкции радиопоглощающих материалов должны сделать «Каракурт» практически незаметным для радаров противника. При этом корабль будет оснащен современным радиолокационным и навигационным оборудованием.
Универсальное оружие

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT заявил, что «Каракурт» и проекты других МРК класса «река - море» направлены на реализацию нескольких важнейших для обороноспособности России задач.
«Развитие сравнительно небольших, но мощных ударных платформ позволяет России достаточно эффективно противодействовать НАТО. При этом речь идет не только о западном флоте. Малые ракетные корабли ВМФ способны поражать почти все морские и сухопутные объекты в Европе», - отметил Корнев.
Эксперт напомнил, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) предусматривает запрет на производство и использование баллистических и крылатых ракет наземного базирования. На морские вооружения ограничения не распространяются. Таким образом, вооруженные «Калибрами» МРК позволяют сдерживать превосходящие западные ВМС.
«Преимущество малых корветов заключается в большей мобильности. Они могут перемещаться и наносить удары как с рек, так и из акваторий морей. К тому же МРК могут строить не очень крупные ССЗ, это не требует значительных бюджетных расходов», - сказал Корнев.
«У ВМС США со времен холодной войны осталась масса «Томагавков». При этом на вооружении кораблей ВМФ советской постройки преобладают противокорабельные ракеты. Комплекс «Калибр», установленный на МРК, является универсальным. Именно такое оружие сейчас необходимо российскому флоту», - резюмировал эксперт.
* «Исламское государство» (ИГ) - террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Алексей Заквасин


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22800 «КАРАКУРТ»
SMALL MISSILE SHIP PROJECT 22800 «KARAKURT»

23.01.2019


Минобороны получит миниатюрную версию гиперзвуковой ракеты «Циркон». В первую очередь ей должны вооружить малые ракетные корабли (МРК) проектов «Каракурт» и «Буян-М». Также ракета будет приспособлена для пусков из специального контейнера. Ранее «Циркон» должен был устанавливаться на атомные крейсера и атомные подводные лодки, а также фрегаты. Появление «легких» гиперзвуковых ракет скажется на тактике действий ВМФ. МРК и субмарины, действуя из засад, не позволят ударным группировкам противника приблизиться к российскому побережью.
В Главкомате ВМФ «Известиям» рассказали, что тактико-технические требования для новой версии «Циркона» уже сформированы. «Миниатюрность» не сильно скажется на основных характеристиках ракеты. По убойной мощи она практически не будет уступать своей «старшей сестре». В первую очередь «Цирконы» должны вооружить МРК проекта 22800 «Каракурт» и МРК проекта 21631 «Буян-М». Оба типа МРК оснащаются крылатыми ракетами «Калибр» и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». Появление «Цирконов» на борту малых ракетных кораблей позволят им бороться с любым противником.
Известия

КОМПАКТНЫЙ ГИПЕРЗВУК: ВМФ ПОЛУЧИТ ОБЛЕГЧЕННЫЕ РАКЕТЫ «ЦИРКОН»



12.02.2019


Строящийся малый ракетный корабль проекта 22800 получил имя «Меркурий» в честь героического брига, сразившегося в 1829 году с двумя турецкими линейными кораблями. Об этом сообщил главком ВМФ России Владимир Королев, чьи слова в понедельник приводит газета «Красная звезда».
«Имя «Меркурий» получил строящийся новейший малый ракетный корабль проекта 22800, оснащенный высокоточным оружием. Мною уже подписан приказ о наименовании», — сказал Королев.
По его словам, таким образом восстанавливается заложенная императором Николаем I традиция иметь в составе флота корабль, названный в честь легендарного брига. До революции имя «Память Меркурия» носили три корабля Черноморского флота — парусный корвет, парусно-винтовой крейсер и бронепалубный крейсер типа «Богатырь».
ТАСС

27.02.2019


В Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе для ВМФ России заложен новейший малый ракетный корабль проекта 22800.
Приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Туча».

В ходе церемонии на секцию корпуса корабля была установлена закладная доска (табличка) с наименованием корабля и датой закладки, а также состоялся торжественный митинг.
Как отметил в своем выступлении на церемонии начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, «закладка малого ракетного корабля, оснащенного комплексом высокоточного оружия, произведена в рамках развернутого серийного строительства малых ракетных кораблей проекта 22800, обладающих возможностями действовать в составе группировок сил ВМФ в морской зоне. Запланировано в ходе серийного строительства построить около 18 таких кораблей. Однако рассматривается возможность продолжения серии. Строительство кораблей этого проекта будет вестись, как здесь, в Республике Татарстан, так и на предприятиях Северо-Запада России и Дальнего Востока. Наряду со строительством малых ракетных кораблей, для ВМФ России в ближнесрочной перспективе будет развернуто строительство надводных кораблей более крупного водоизмещения».
По словам контр-адмирала Владимира Тряпичникова, «ВМФ России продолжит ремонт и модернизацию кораблей крупного водоизмещения, находящихся в составе Военно-Морского Флота. Эта работа проводится и позволит поддерживать потенциал надводной составляющей ВМФ на требуемом уровне».
«Применяемые новейшие отечественные технологии при строительстве малых ракетных кораблей проекта 22800 позволяют пополнить состав флота в высокой степени эффективными кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Экипажи для кораблей проекта 22800 проходят обучение в Объединенном учебном центре ВМФ по специальным программам, позволяющим подготовить личный состав к грамотной и профессиональной эксплуатации новой техники и вооружения, которым оснащены кораблей этого проекта», – отметил контр-адмирал Владимир Тряпичников.
Корабли проекта 22800 разработаны петербургским Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Являются многоцелевыми ракетно-артиллерийскими кораблями морской зоны. Эти корабли отличаются высокими показателями мореходности. Основой вооружения у кораблей этой серии является комплекс высокоточного ракетного оружия.
Группа информационного обеспечения Военно-морского флота



ЗАЛОЖЕН МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «ТУЧА» ПРОЕКТА 22800

22.05.2019


Как сообщают из Санкт-Петербурга, 20 мая 2019 года был отправлен на заводские ходовые испытания (ЗХИ) второй малый ракетный корабль «Советск» (заводской номер 252, корабль сохраняет на борту прежнее название«Тайфун») проекта 22800 (шифр «Каракурт»), построенный на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область). Корабль буксирами был отведен с завода по Неве на Ладожское озеро, в акватории которого и будет проходить ЗХИ. Государственные испытания малого ракетного корабля (МРК) «Советск» будут проводиться в Балтийском море.
Проект 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и должен фактически сменить в строительстве для ВМФ России МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (строительство последних ограничено 12 единицами). Известно, что ВМФ России планируют иметь не менее 18 МРК проекта 22800. Строительство первых семи МРК проекта 22800 осуществляется заводом «Пелла» по полученному контракту в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации о получении этой компанией статуса единственного поставщика по данному проекту.

https://bmpd.livejournal.com




НАЧАТЫ ЗАВОДСКИЕ ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВТОРОГО МАЛОГО РАКЕТНОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 22800

27.05.2019
ЗАВЕРШЕН ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАВОДСКИХ ХОДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МАЛОГО РАКЕТНОГО КОРАБЛЯ «ТАЙФУН» ПРОЕКТА 22800

Завершен первый этап заводских ходовых испытаний в Ладожском озере первого серийного малого ракетного корабля «Тайфун» проекта 22800, стр.№ 252. По окончании всех необходимых испытаний судно будет передано Государственному заказчику и введено в состав Балтийского флота.
Малый ракетный корабль предназначен для ведения боевых действий в ближней морской зоне и участия в выполнении задач в мирное и военное время самостоятельно и во взаимодействии.

Технические характеристики:
Длина около 67 м
Ширина около 11 м
Водоизмещение стандартное около 800 т
Скорость полного хода до 30 узлов
Дальность плавания до 2500 миль
Вооружение:
— ракетный комплекс «Калибр-НК»
— артустановка АК-176МА – 1 комп.
— артустановка АК-630М – 2 шт.
Корабль оснащён современными комплексами управления, радиотехнического вооружения, радиосвязи, навигации, радиоэлектронной борьбы и противодействия, противодиверсионным вооружением, переносными зенитно-ракетными комплексами.
Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

29.05.2019


Первый этап заводских испытаний МРК «Советск» успешно завершен в Ладожском озере. Экипаж и сдаточная команда проверили ходовые качества корабля и функционирование систем жизнеобеспечения
Малый ракетный корабль проекта 22800 предназначен для ведения боевых действий в ближней морской зоне и участия в выполнении задач в мирное и военное время самостоятельно и во взаимодействии.
МРК вооружен ракетными комплексами «Калибр-НК», а также артиллерийскими установками АК-176МА и АК-630М, оснащён современными комплексами управления, радиотехнического вооружения, радиосвязи, навигации, радиоэлектронной борьбы и противодействия, противодиверсионным вооружением и переносными зенитно-ракетными комплексами.
Минобороны России

02.07.2019


1 июля на Амурском судостроительном заводе (входит в ОСК) заложены два малых ракетных корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Приказом главнокомандующего Военно-морским флотом кораблям присвоены имена российских городов – «Ржев» и «Удомля».
Торжественное мероприятие, посвященное этому знаковому событию, состоялось в одном из строительных доков стапельного цеха. В митинге, состоявшемся прямо у строительных лесов, участвовали представители Министерства обороны и ВМФ России, Правительства Хабаровского края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре; министерств и ведомств, а также вице-президент по техническому развитию ОСК Дмитрий Колодяжный.
Закладка нового корабля для Тихоокеанского флота состоялась в день празднования заводом 83-летия со дня ввода в промышленную эксплуатацию, поэтому стала своеобразным подарком Министерства обороны для прославленного трижды орденоносного предприятия.
«Амурский судостроительный завод переживал разные времена, но сегодня мы видим, как ситуация меняется к лучшему» – сказал, обращаясь к участникам торжественной церемонии, Юрий Колодяжный. «Малые ракетные корабли, которые сегодня закладываются на стапелях – это новая для завода продукция, но я уверен, что она станет серийной. Общемировая тенденция в кораблестроении к снижению тоннажа позволит амурским корабелам проявить себя в новом виде продукции и сделать еще один шаг к повышению своей конкурентоспособности» – пояснил вице-президент ОСК.
До конца текущего года на Амурском судостроительном заводе будут заложены еще два подобных корабля для Тихоокеанского флота. На сегодняшний день завод продолжает строительство третьего и четвертого серийных корветов проекта 20380, которые встанут на боевое дежурство в 2020 и 2021 гг.
Объединенная судостроительная корпорация

НА АМУРСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЗАЛОЖЕНЫ МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ «РЖЕВ» И «УДОМЛЯ» ПРОЕКТА 22800


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22800



Главной причиной создания проекта МРК 22800 была остановка постройки фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года. Вторая причина – старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 «Молния» и МРК проекта 1234 «Овод». Последний МРК «Овод» был построен в конце 80-х годов прошлого века. Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.
Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и является переработкой разработанного этим же бюро в 1990-е годы ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 («Скорпион»). Новый МРК разработан ЦМКБ «Алмаз» и отличается от своего предшественника проекта 21631 лучшей мореходностью и более сильной ПВО при сохранении ударных возможностей последнего.
В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса. Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у «Овода».
Однако в силу применения другой формы корпуса (на «Оводе» использовался глиссирующий корпус, а на «Каракурте» – обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На «Оводах» достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.
На «Каракурте» угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.
При его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.
Министерство обороны РФ хотело построить еще три МРК «Буяна-М» ледового класса, но потом от этой идеи отказались в пользу другого проекта МРК - от ЦМКБ «Алмаз». «Буяны-М» проекта 21631 изначально строились для Каспия, но с возможностью беспроблемной переброски с одного моря на другое. Отсюда - малая осадка, водометные движители. Теперь решено строить более мореходные и быстроходные МРК, рассчитанные на Балтику, Черное море и на Север.
В тоже время отмечается, что прототипами «Каракурта» можно считать два корабля. Во-первых, это 500-тонный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион», разработанный ЦМКБ «Алмаз» в 1990-е годы и заложенный, но недостроенный из-за отсутствия финансирования на рыбинском Судостроительном заводе «Вымпел». Предполагалось, что он будет нести 100-мм артиллерийскую установку и четыре ПКР «Оникс» в вертикальных пусковых установках (по две побортно). Головной катер проекта 12300 был заложен 5 июня 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске, но так и остался в начальной стадии строительства.


Во-вторых, несомненно, прообразом «Каракурта» является МРК проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. Он несет ракеты «Калибр-НК» или «Оникс» в восьмизарядной вертикальной универсальной пусковой установке УКСК. Этот корабль проектировался для эксплуатации на Каспийском море и на реках. Поэтому на крутой волне он чувствует себя неуютно. Вот почему для открытых морских театров требуются иные – более мореходные МРК. Но, несомненно, его идеология оказала сильное влияние на «Каракурта».

При проектировании и строительстве малых ракетных кораблей этого проекта реализуются требования Главного командования ВМФ, нацеленные на высокую маневренность, повышенную мореходность, а также применение технологий пониженной отражающей способности для надстроек и корпуса.


Предполагаемый облик МРК проекта 22800 был впервые представлен на стенде ЦМКБ «Алмаз» в экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2015» в подмосковной Кубинке под обозначением «проект 12300». По приведенным на стенде характеристикам и изображениям корабля, МРК проекта 22800 имеет водоизмещение около 800 тонн против 500 тонн у катера проекта 12300.
Назначение корабля: Ведение боевых действий в ближней морской зоне и участие в выполнении задач мирного времени.
Корабли данного проекта получат двигательную установку российского производства. Среди преимуществ этих кораблей – высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям пониженной отражающей способности. Корабль сможет выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около 3 тыс. миль.
МРК проекта 22800 оснащен восьмизарядной вертикальной универсальной пусковой установкой УКСК, расположенной в задней части надстройки, и интегрированной мачтой с размещенной на ней четырьмя неподвижными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса (предположительно, РЛК «Арбалет-Д» L-диапазона разработки АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»).


Для ВМФ России будет построена серия малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800, сообщил главком ВМФ Виктор Чирков на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Санкт-Петербурге. По словам Чиркова, корабли водоизмещением 500 тонн будут вооружены артиллерийской установкой А-190 калибром 100 миллиметров, универсальными пусковыми установками для противокорабельных ракет и крылатых ракет большой дальности, а также системами ПВО. Главком отметил, что в ближайшие годы ВМФ получит 18 таких судов. Перспективные МРК позволят компенсировать задержку строительства второй тройки фрегатов проекта 11356, которые оснащаются турбинами украинского производства.
7-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2015
Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» завершает разработку корвета проекта 22800 для ВМФ РФ, сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в августе 2015 года. «В соответствии с приказом Верховного главнокомандующего, принято решение по проектированию и строительству малых корветов проекта 22800. В настоящее время ЦМКБ «Алмаз» завершает разработку технического проекта этого корабля в соответствии с тактико-техническими характеристиками, выданными Минобороны России», – сообщили в пресс-службе ОСК.
Корветы легкого класса нового поколения, оснащенные ракетами «Калибр-НК», поступят на вооружение всех флотов ВМФ России, об этом сообщил заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук.
«Дальнейшим логическим продолжением этих кораблей (проекта 21631) являются корветы легкого класса, которые разработаны в ЦКБ «Алмаз», это Санкт-Петербургское конструкторское бюро. Их будут строить сразу несколько предприятий. Серия предполагается большая, и они войдут в состав всех четырех флотов нашей страны», — заявил заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук в октябре 2015 года. Он также отметил, что размещенные на них ракеты «Калибр» будут являться их основным ударным оружием.


«Главный калибр» – восьмизарядная установка УКСК для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» так же, как и на «Буяне-М», находится в надстройке (отличие будет состоять в том, что УКСК будет размещаться поперек, а не вдоль диаметральной плоскости) за ходовой рубкой и интегрированной мачтой с размещенными на ней четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса.
«В соответствии с приказом Верховного главнокомандующего, принято решение по проектированию и строительству малых корветов проекта 22800. В настоящее время ЦМКБ «Алмаз» завершает разработку технического проекта этого корабля в соответствии с тактико-техническими характеристиками, выданными Минобороны России», – сообщили в пресс-службе ОСК.
Как сообщалось ранее, головной корвет проекта 22800 должен быть заложен уже в 2016 году, а всего к постройке запланировано 18 таких кораблей.


24 декабря 2015 года на Санкт-Петербургском судостроительном предприятии «Пелла» заложили два малых ракетных корабля (МРК) нового поколения проекта 22800.
По приказу главнокомандующего Военно-Морским флотом (ВМФ) России корабли будут носить наименование «Ураган» и «Тайфун» и поочередно войдут в состав ВМФ в 2017 и в 2018 г. после завершения постройки и испытаний.


10 мая 2016 года на феодосийском судостроительном предприятии «Море» в торжественной обстановке заложен малый ракетный корабль (МРК) нового поколения. В церемонии закладки приняли участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, глава Республики Крым Сергей Аксёнов, Полномочный представитель Президента в Крымском Федеральном округе Олег Белавенцев, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко.
Приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Шторм».


29 июля 2016 года на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область) состоялась церемония закладки для ВМФ России третьего для данного предприятия малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт»), получившего название «Шквал» (заводской номер 253). Торжественная церемония закладки прошла на новом судостроительном комплексе ОАО «Пелла».
На церемонии присутствовали почетные гости мероприятия – Заместитель Министра обороны Российской Федерации Борисов Ю.И., Заместитель начальника Управления Кораблестроения Военного-Морского Флота Российской Федерации, капитан 1 ранга Краснопеев М.М., Руководитель Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, контр-адмирал Вернигора А.П., Начальник Главного Управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации, вице-адмирал Буриличев А.В., Генеральный директор ОАО «Пелла» Цатуров Г.Р., Генеральный директор АО «ЦМКБ «Алмаз» Шляхтенко А.В., офицеры Военно-Морского Флота, руководство и заводчане.


Как заявил в ходе торжественной церемонии заместитель Министра обороны Юрий Борисов, «на предприятии размещён емкий заказ, наш флот нуждается в таких кораблях». Он пояснил, что «кораблей подобного класса в мире нет, а военное ведомство видит в лице «Пеллы» партнера, который в срок и с должным качеством сдаёт корабли».
По словам замглавы Минобороны РФ, «Шквал» вооружат 8 ракетными комплексами «Калибр», «которые хорошо показали себя в ходе сирийской операции». Как известно, МРК проекта 21631 «Буян-М» получили всемирную известность ударами из Каспийского моря по ДАИШ, а позже были отправлены на боевое дежурство к берегам Сирии.


Входящий в структуру Объединенной судостроительной корпорации завод «Красное Сормово» планировало бороться за контракт на строительство малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт», но в последствии отказался от этой идеи. Так же к строительству МРК данного проекта хотел присоединиться ПСЗ «Янтарь».
Как стало известно в августе 2016 года, Зеленодольский завод им. Горького получил очередной оборонный заказ - он построит 5 малых ракетных кораблей нового проекта 22800 «Каракурт». Таким образом, обойдя минимум двух конкурентов, предприятие вновь подтверждает репутацию одной из самых плодовитых военных верфей России. При этом Зеленодольский завод с конца 2014 года фактически получил под временное управление ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи (Крым). По неофициальным сведениям, головной зеленодольский МРК проекта 22800, получивший название «Циклон», был без особой огласки заложен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи летом 2016 года.
Зеленодольский завод им. Горького построит пять малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» для ВМФ России, военные получат их в 2018-2021 годах, об этом сообщил заместитель гендиректора предприятия Александр Карпов. «Завод получил заказ на пять малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Первое судно планируется передать заказчику в 2018 (году), последнее — в 2021 году», — сказал Карпов.

На Международном военно-техническом форуме «Армия — 2016» в парке «Патриот» (Кубина) Объединенная судостроительная корпорация продемонстрировала модель малого ракетного корабля (малого корвета) проекта 22800Э «Каракурт-Э», предназначенного для экспортных поставок. До этого по данном проекте было мало известно, только то, что корветы легкого класса нового поколения, оснащенные ракетами «Калибр-НК», поступят на вооружение всех флотов ВМФ России.


Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» в перспективе будут оснащаться зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», сообщил в октябре 2016 года генеральный джиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко. «Головной корабль будет (сдан) в 2017 году, а новая система ПВО будет с 2018 года. Все уже разработано — с третьего корабля и дальше пойдет «Панцирь». Этот комплекс мы сейчас испытываем. Морского исполнения комплекса не было. Мы его отрабатываем на Черном море, и если он покажет себя хорошо, то с третьего корабля он пойдет в серию», — сказал Шляхтенко.


24 декабря 2016 года на судостроительном предприятии «Пелла» в Санкт-Петербурге (Отрадное) для Военно-Морского Флота России был заложен малый ракетный корабль нового поколения (зав. №257) проекта 22800. Приказом Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Буря».
В мероприятии приняли участие начальник главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский, заместитель начальника управления кораблестроения ВМФ Михаил Краснопеев, главный конструктор проекта 22800 Дмитрий Цымляков, директор нового судостроительного комплекса «Пеллы» Олег Кононов, замгендиректора «Пеллы» Сергей Кухтик.
«Недооценить значение этого корабля для ВМФ невозможно. Опыт строительства малых ракетных кораблей — это опыт зрелого кораблестроения Советского Союза, соотношение стоимости к эффективности на данных кораблях было достигнуто максимальное, — сказал начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский после церемонии закладки. — Подобные корабли, в последнее время апробированные в боевых условиях, доказали свою эффективность в Средиземном море. Поступление таких кораблей — это давно ожидаемое событие, флоту они нужны».
Как пояснил Воложинский, корабли этого класса были на всех флотах, их дивизионы всегда назывались дивизионами «плохой погоды», и традиция называть корабли в честь тех, кто достойно отслужил свой срок и выполнил задачу, сохранилась. Головной корабль серии малых ракетных кораблей проекта 1234 ВМФ Советского Союза назывался именно так — «Буря».


Так же было отмечено, что идею использования военных кораблей подобного класса — малых ракетных кораблей утвердил еще главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков.
Интересно отметить, что на заложенном корабле «Буря» на надстройке в корме вместо 30-мм артиллерийских автоматов типа АК-630М предполагается установить ЗРАК «Панцирь», это хорошо видно на закладной доске и плакате.
Будет построено 18 малых ракетных кораблей нового поколения проекта 22800 для Военно-морского флота России до 2022 года, сообщил начальник главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский.
Ожидается, что головной «Каракурт» будет передан министерству обороны в декабре 2017 года, первый серийный — в 2018 году. МРК «Ураган», как и головные корабли таких новых проектов, как 22350 и 12700, будет передан Северному флоту.


На новом судостроительном комплексе ОАО «Пелла», в преддверии 73-й годовщины Дня Победы, состоялась церемония спуска на воду третьего по счёту — второго серийного малого ракетного корабля «Шквал» проекта 22800, стр. №253. Закладка корабля была осуществлена 29 июля 2016 года.
На торжественном мероприятии присутствовали:
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Борисов Юрий Иванович;
Руководитель Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, контр-адмирал Вернигора Андрей Петрович;
Начальник Управления Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, капитан 1 ранга Печковский Павел Григорьевич;
Начальник Управления кораблестроения Военно-Морского Флота Российской Федерации, контр-адмирал Тряпичников Владимир Александрович;
Главный конструктор АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» Цымляков Дмитрий Евгеньевич;
Главный советник президента ОСК по военному кораблестроению Чирков Виктор Викторович;
Генеральный директор ОАО «Пелла» Цатуров Герберт Робертович;
представители Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», офицеры Министерства обороны Российской Федерации, Главного командования Военно-Морского Флота, руководство и сотрудники завода.
Малый ракетный корабль предназначен для ведения боевых действий в ближней морской зоне и участия в выполнении задач в мирное и военное время самостоятельно и во взаимодействии. На этом корабле впервые в отечественном ВМФ установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М» вместо 30-мм автоматических пушек на его предшественниках, головном и первом серийном МРК проекта 22800.
Всего, до 2026 года, планируется построить 18 ракетных кораблей этого проекта. Они будут использоваться на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах.


17 декабря 2018 года в Балтийске состоялся торжественный ритуал подъёма Военно-морского флага Российской Федерации на новейшем малом ракетном корабле «Мытищи» проекта 22800 «Каракурт», построенного для Балтийского флота на судостроительном заводе «Пелла». В церемонии приняли участие представители командования Балтийского флота, судостроительного предприятия, военнослужащие соединения ракетных кораблей и катеров Балтийской военно-морской базы.
Этому событию предшествовало успешное выполнение программы заводских ходовых и государственных испытаний, в процессе которых по прямому назначению проверялись все системы и вооружение корабля. После этого государственной приемной комиссией были подписаны акты о приемке малого ракетного корабля от завода-изготовителя в состав Военно-Морского Флота России.
Приказом главнокомандующего ВМФ «Мытищи» включен в боевой состав Балтийского флота.



В Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе для ВМФ России 26 февраля 2019 года заложен новейший малый ракетный корабль проекта 22800. Приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Туча».
В торжественной церемонии закладки корабля принял участие начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников, генеральный директор Зеленодольского судостроительного завода Александр Карпов, заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан Алмаз Хусаинов, руководство судостроительной корпорации «Ак Барс», администрация г. Зеленодольска.
Серийное строительство МРК проекта 22800 тормозится из-за недостаточных темпов производства для них дизельных двигателей М507 на ПАО «Звезда».

СЕРИЯ
«Мытищи» (до 2018 г. «Ураган») (зав. № 251), 24.12.2015 г. заложен на ОАО «Пелла», Спуск на воду произведен 29 июля 2017 года. Передан ВМФ 17.12.2018
«Советск» (до 2018 г. «Тайфун») (зав. № 252) , 24.12.2015 г. заложен на ОАО «Пелла», спущен на воду 24 ноября 2017 года. Передача ВМФ запланирована на 2019 г.
«Одинцово» (до 2018 г. «Шквал») (зав. № 253), 29.07.2016 г. заложен на ОАО «Пелла», спущен на воду 5 мая 2018 года.
«Козельск» (до 2018 г. «Шторм») (зав. №254), 10.05.2016 г. заложен на СЗ «Море»
«Охотск» («Циклон») (зав. № 255), заложен 17 марта 2017 года на СЗ «Море»
«Вихрь» (зав. №256), 10.09.2016 г. заложен на СЗ «Море» 19 декабря 2017 года.
«Буря» (зав. № 257) , 24.12.2016 г. заложен на ОАО «Пелла», спущенный на воду 23 октября 2018 года.
«Циклон» (зав. №801), 26.7.2016 заложен на СЗ «Залив»
«Муссон» (зав. №802), 18.11.2016 заложен на СЗ «Залив»
«Пассат» (зав. №803), 30.7.2017 заложен на СЗ «Залив»
«Туча» (зав. №804), 26.02.2019 заложен на Зеленодольском заводе имени A.M. Горького
«Смерч» (зав. №805), заложен на Зеленодольском заводе имени A.M. Горького

хххх закладка на АО «Амурский судостроительный завод», сдача до 2026 года
хххх закладка на АО «Амурский судостроительный завод», сдача до 2026 года
хххх закладка на АО «Амурский судостроительный завод», сдача до 2026 года

хххх закладка на АО «Восточная верфь», сдача до 2023 года

Под Петербургом. Представители этого семейства отправятся на каждый флот и в будущем станут существенной опорой любой эскадры в ближней морской зоне. ТАСС рассказывает о преимуществах и особенностях новых морских "хищников" Российского флота.

Предыстория проекта

О планах заказать малые корветы океанского класса весной 2015 года объявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов. Подробнее о корветах нового типа, вооруженных крылатыми ракетами, рассказал в ходе Военно-морского салона летом того же года адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главнокомандующего ВМФ России.

Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, на замену, к примеру, проекту 11356 приступаем к строительству новой серии - малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту, - проект 22800. Такая работа проводится сегодня, и мы надеемся, что к концу года будет заложен первый корабль

Виктор Чирков

экс-главком ВМФ РФ, адмирал

Он уточнил, что серия будет состоять из 18 кораблей. Отвечая на вопрос, будут ли новые корветы дополнять уже строящиеся фрегаты, адмирал отмечал, что в связи с импортозамещением были разработаны новые тактико-технические требования. По его словам, корабли проекта 22800 будут обладать "возможностью нанесения ударов по кораблям, ведения ПВО и других задач", как и фрегаты типа "Адмирал Григорович".

Развитие проекта

Правда, по сравнению с фрегатами проекта 11356, которые имеют водоизмещение около четырех тысяч тонн, корабли 22800 будут выглядеть настоящими крохами, ведь их водоизмещение составляет всего 800 тонн.

Уже осенью 2015 года заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению Виктор Бурсук пояснил, что новейшие корветы легкого класса должны рассматриваться, скорее, как дополнение и продолжение проекта малых ракетных кораблей проекта 21631 "Буян-М" водоизмещением около 950 тонн. "Буяны", спроектированные для Каспийского моря, отлично показали себя и в Средиземноморье, однако их мореходность, по данным открытых источников, страдает из-за небольшой осадки и некоторых особенностей корпуса. Исправить все эти недочеты и призван проект 22800. Он также будет вооружен ракетным комплексом "Калибр-НК" и сможет точно поражать отдаленные цели, будучи недосягаемым для противника.

Первенцы

Два первых малых ракетных корабля нового проекта 22800 были заложены на предприятии "Пелла" в Санкт-Петербурге 24 декабря 2015 года. Корабли получили имена "Ураган" и "Тайфун". Их обещали передать в состав Военно-морского флота в 2017 и в 2018 году, после завершения постройки и испытаний.

Третий корабль серии - "Шторм" - был заложен на площадке завода "Пелла" в Феодосии (завод "Море") 10 мая 2016 года. Четвертый и пятый корабли - "Шквал" и "Буря" - также были заложены в 2016 году под Петербургом, еще два - на Зеленодольском заводе в Татарстане.

По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, завод "Пелла" должен построить семь таких кораблей, пять были законтрактованы с Зеленодольским судостроительным заводом. Еще шесть кораблей предполагалось отдать дальневосточным верфям. В августе 2017 года Минобороны РФ подписало с "Пеллой" и Зеленодольским заводом дополнительные соглашения на поставку малых ракетных кораблей проекта "Каракурт".

Чем хороши "Каракурты"

Корабли нового проекта, разработанные Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз", способны развивать скорость более 30 узлов и выполнять задачи на расстоянии порядка трех тысяч миль от баз. Длина морского "хищника" составляет около 67 м, ширина - около 11 м.

морской версией зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-М".

"С определенного корабля мы будем "оморячивать" "Панцирь" и ставить на него. На "Урагане" его не будет, но третий корабль "Пеллы" пойдет уже с "Панцирем"", - сказал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Анна Юдина

главного конструктора АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрия Цымлякова о программе проектирования и строительства для ВМФ России малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр "Каракурт").

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 "Каракурт" стал одним из самых популярных объектов судостроения на форуме "Армия-2018". Макеты корабля, в том числе экспортная версия, красовались на стендах трёх разных верфей, а в рамках деловой программы были заключены контракты на постройку шести новых МРК на Дальнем Востоке. Об истории создания, особенностях и причинах популярности проекта 22800 в интервью Sudostroenie.info рассказал главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков.

Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт") на полном ходу на пробеге во время заводских ходовых испытаний на Ладожском озере. 2018 год (с) sudostroenie.info

- Дмитрий Евгеньевич, почему было принято решение о создании проекта МРК 22800?

Главной причиной была остановка постройки фрегатов "адмиральской серии" проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года.

Вторая причина - старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 "Молния" и МРК проекта 1234 "Овод". Последний МРК "Овод" был построен в конце 80-х годов прошлого века.

Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.

- По ходовым характеристикам и энергетической установке, в чём отличия "Каракурта" от "Овода"?

В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса.

Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у "Овода".

Однако в силу применения другой формы корпуса (на "Оводе" использовался глиссирующий корпус, а на "Каракурте" - обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На "Оводах" достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.

На "Каракурте" угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.

- Что можете рассказать про вооружение нового корабля?

Сейчас практически стандартом для отечественного флота стал комплекс "Калибр", обеспечивающий в том числе и решение стратегических задач. Также в проекте используется усовершенствованная пушка АК-176МА. У неё за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы.

С 253-го заказа, строящегося на заводе "Пелла", второго серийного МРК проекта 22800, на такие корабли устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-М".

- ЗРАК "Панцирь" будет устанавливаться и на последующих кораблях этого проекта?

Да, на всех последующих. Так предполагается, по крайней мере.

Всё остальное - в соответствии с воззрениями наших военных на применяемое оружие. Так, в проекте используется современные комплексы радиотехнического вооружения, навигации, связи.

- Чем "Каракурт" отличается от других отечественных проектов?

Одна из изюминок проекта - практически полное импортозамещение. Чтобы исключить возможность блокировки поставок, импортное оборудование закладывалось по минимуму.

В настоящее время у нас используется ряд позиций импортного оборудования. В основном это бытовое оборудование, обеспечивающее комфорт экипажа: стиральные машины, холодильники, плиты, мойки, кофеварки, кофемолки и т.п. Разумеется, этот перечень прошёл определённую процедуру, и есть решение о его применении.

Всё серьёзное оборудование - отечественное.

Ещё головной корабль примечателен тем, что при его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача - использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.

- Когда началось создание проекта 22800?

В 2015 году. В начале апреля я был назначен главным конструктором проекта и с этого момента пошла основная работа: инструкционный чертёж, графики, СТУ .

- Довольно сжатые сроки…

Очень сжатые. Сокращённый технический проект был готов за полтора месяца. Это было сделано, чтобы получить общие характеристики корабля, определиться с основным оборудованием, разработать заказные ведомости и, самое главное, по итогам защиты получить добро от заказчиков на продолжение работы. А к концу 2015 года технический проект уже был полностью закончен. И, соответственно, выданы первые корпусные чертежи и спецификации на судостроительный завод "Пелла".

В декабре 2015 года заводчане уже имели определённый задел по корпусной части, и 25-го числа головной МРК "Ураган" был заложен. Далее работа шла в очень быстром темпе. Мы разрабатывали документацию, судостроители "Пеллы" с колёс воплощали задуманное в металле. И одновременно учились строить боевые корабли, поскольку на тот момент их опыт, к сожалению, ограничивался только буксирами и скоростными катерами. К чести заводчан, несмотря на то, что многое для них было впервой, они справились.

В итоге, от принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Даже над схожим проектом "Буян-М" Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский завод работали дольше. И потом, у них была определённая база - уже существовал проект 21630.

- На какой стадии сейчас находится головной МРК "Ураган"?

Сейчас корабль завершает заводские ходовые испытания. И, надеюсь, что уже в сентябре-октябре месяце выйдет на государственные.

- Каков запланированный срок сдачи корабля?

Конец 2018 года.

- "Пелла" уже спустила на воду три МРК проекта 22800 - "Ураган", "Тайфун" и "Шквал". На этом заводе ещё будут строиться такие корабли?

В цеху стоит ещё четвёртый МРК - "Буря". Его спуск на воду ожидается осенью.

- 22 августа были заключены контракты на постройку шести МРК на Дальнем Востоке. Они будут чем-то отличаться?

Возможно будут какие-то изменения в части энергетики. У нас сейчас сделаны соответствующие проработки. Есть вариант с газотурбинными двигателями. Для того чтобы обеспечить высокий темп строительства, есть разные предложения. Ждём решения Заказчика. Пока что завод "Звезда" в его нынешнем состоянии не может обеспечить необходимый темп изготовления дизелей.

- На "Звезде" не так давно сменился владелец. Может быть, ситуация изменится…

Надеемся. Но пока имеем то, что имеем.

Судя по экспозиции форума "Армия-2018", "Каракурт" является одним из наших ключевых экспортных товаров. У экспортной модификации - проекта 22800Э есть отличия?

Всё зависит от требований заказчика. Если заказчик захочет поставить своё радиотехническое вооружение или комплексы внутренней связи, то, соответственно, корабль будет доработан.

И энергетика. Наверняка, они захотят поставить что-то своё. Мы рассматривали возможность установки дизелей MTU 20V4000 мощностью 4300 кВт. По расчётам, трёхвальная установка может обеспечить несколько меньшую скорость, чем с двигателями "Звезды", но для кораблей такого водоизмещения и такой ударной мощи этого, наверняка, будет достаточно.

- По вооружению экспортный вариант отличается?

Только ракетами. Их дальность ограничена договором о нераспространении. В остальном, экспортный комплекс "Панцирь" есть, артиллерийская установка тоже есть в экспортном варианте.

- Какие зарубежные страны проявляют интерес к проекту 22800Э?

Интерес очень большой. Со стороны традиционных партнёров по ВТС: Вьетнама, Индии. Рассчитываем на интерес со стороны Индонезии, Алжира, стран Персидского залива.

- О модернизации "Каракурта" речь пока вести рано?

Зачем модернизировать то, что хорошо получилось, хотя, не скрою, прорабатываются варианты с другим составом вооружения, позволяющим расширить боевые возможности корабля.

- Возможно, какие-то решения будут приняты по результатам испытаний головного МРК…

Возможно. Пока могу честно сказать, что, как платформа, корабль оправдывает все наши ожидания. Всё, что рассчитывали получить, мы получили. С точки зрения скорости, с точки зрения управляемости, мореходности. Разгонные характеристики великолепные. По сути дела, это катер, но большого водоизмещения.

А что касается экономической составляющей проекта? В последнее время это важный критерий для Минобороны при формировании гособоронзаказа.

По этому поводу лучше спрашивать у заводчан "Пеллы", но могу сказать, что корабль получился недорогой по сравнению с тем, что строит флот. Стоимость оказалась сильно меньше 10 млрд рублей.

- Этим объясняется такая популярность корабля?

Конечно. ЦМКБ "Алмаз" и завод "Пелла" доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого.

Беседовал Александр Полунин

Главный конструктор АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков (с) sudostroenie.info


Спуск на воду на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-М". Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) sudostroenie.info