Что за профессия — технология машиностроения. Специальность технологические машины и оборудование. Выбор профессии

  • 23.02.2023

Все профессии важны, все профессии нужны. Данная поговорка отражает фундаментальную действительность мироустройства. А вот кем же работать и как определиться с этим нелегким выбором? На кого стоит пойти учиться? Для этого существует масса курсов по профориентации и, конечно, интернет, где подробно расписаны особенности специальностей, входящие в курсы обучения дисциплины, экзамены, последующие направления трудовой деятельности. Так вот в этой статье мы рассматриваем специальность "Технологические машины и оборудование" - что это такое, кем можно стать после окончания обучения. А также какие учебные заведения предлагают своим студентам освоить данную профессию.

"Технологические машины и оборудование" - что это такое?

На чем зиждется все производство, все заводы, фабрики? Все, что создается, упаковывается, режется, вытачивается и так далее, производится с помощью различных машин, станков и оборудования. Эти средства не появляются из ниоткуда. Их создают, проектируют, собирают, следят за технической исправностью, безопасностью использования и результатом их работы. Все это делают мастера с соответствующим образованием.

Как раз то профильное образование, которое необходимо подобному мастеру, специалисту, работнику. Данное образование необходимо во многих отраслях производства. С первого взгляда кажется, что это работа исключительно физического характера. Воображение так и рисует рабочего в форменном комбинезоне, который методично с восьми утра и до пяти вечера с коротким перерывом на обед вытачивает одинаковые запасные части на какую-либо технику. Суть же профессии от нарисованного образа очень далека. Конечно, можно пойти и на завод именно с целью найти подобную работу, однако есть и другие заманчивые перспективы для выпускников с такой квалификацией.

Вступительные экзамены и сроки обучения

Техническая, а в зависимости от сферы и отрасли еще может быть связана с техникой высокой сложности, с программируемыми посредством компьютерного языка внутренними системами. А потому результаты по Единому государственному экзамену необходимы по следующим предметам: русский язык, математика (профильный), физика или информатика. Проходной балл составляет по России от 31 до 68. Сроки обучения варьируются в зависимости от формы, по которой решил обучаться студент. На базе одиннадцати классов очная форма обучения займет четыре года, заочная, вечерняя и смешанная - пять лет.

Квалификация выпускников

В зависимости от университета, в котором решит обучаться абитуриент, могут быть присвоены следующие виды квалификации: аппаратчик-оператор, инженер, инженер-конструктор, технолог, механик технологических машин и оборудования. В высших учебных заведениях узкой направленности к основной квалификации может быть присвоена конкретизирующая. Например, инженер-конструктор технологических машин и оборудования в отрасли нефтепереработки либо лесозаготовительной отрасли. Также могут быть присвоены конкретизирующие направления по типу производства: упаковочные, фасовочные машины, оборудование для изготовления продуктов питания или технических запасных частей и так далее.

Чему научат студентов

Очень большое количество студентов каждый год получают специальность "Технологические машины и оборудование". Кем работать выпускникам после окончания обучения, какие умения им потребуются для успешного построения дальнейшей карьеры в этой отрасли? В первую очередь необходимо рассмотреть перечень навыков, которые они получат в процессе освоения своей специализацией.

  • Выпускники научатся обслуживать электроприводы, гидроприводы и пневмоприводы.
  • Научатся осваивать, обслуживать и использовать различные машины, системы и комплексы.
  • Научатся настраивать производственные комплексы под изготовление новой продукции.
  • Будут вести контроль за соблюдением техники безопасности, контролировать производство бракованных изделий.
  • Освоят составление технической документации и отчетности по менеджменту качества машин и оборудования подконтрольной и вновь созданной ими техники и устройств.
  • Экологическая безопасность также является их будущей обязанностью.
  • Математическое моделирование, экспериментальное строение машин и технических станков, их тестирование и документирование результатов.
  • Выпускникам придется проводить тесты и составлять документацию по проектно-экономическим решениям.
  • Профилактические осмотры существующего оборудования, монтаж и наладка новых станков, а также введение программ для изготовления новой продукции.

Все это и многое другое - результат обучения специальности "Технологические машины и оборудование". Кем работать, исходя из этого списка, становится вполне ясно. Технические профессии проектировщиков ждут своих специалистов.

Профильные дисциплины

У каждой отдельно взятой специальности есть свои профильные предметы, знанием которых невозможно пренебречь, если человек действительно планирует связать свою жизнь с данной профессией. Не является исключением и специальность "Технологические машины и оборудование". Кем работать после окончания высшего учебного заведения, если не знаешь фундамента своей специализации? Перечислим же особенно важные предметы для студентов этой специализации.

Первое - безопасность жизнедеятельности. Если не знать правил техники безопасности при работе со сложными техническими комплексами, можно легко получить травму. Причем иногда подобная травма может стоить жизни.

Инженерная графика потребуется студентам для проектирования новых машин, модернизирования старых, монтажа, наладки производственной линии.

Следующий предмет - метрология, стандартизация, сертификация - с этим должны быть ознакомлены все студенты инженерных специальностей.

Механика жидкости и газа, основы проектирования, основы технологии машиностроения, техническая механика, технология конструкционных материалов, электроника и электротехника - все это должен знать человек, обучающийся по направлению "Технологические машины и оборудование". Кем работать инженеру, который не знает законов физики, того, как разные вещества реагируют при различных способах воздействия, и так далее? Без этих дисциплин просто не может быть нормального инженера.

Какие учебные заведения предлагают эту специальность

В московских высших учебных заведениях не редко данная специальность дополняет математический и естественнонаучный факультет ("Технологические машины и оборудование"). Кем работать, будет определиться гораздо проще после окончания столичного университета. Хотя заманчивые перспективы ожидают не только выпускников города Москвы.

Итак, первое учебное заведение - Московский технологический университет. На обучение на этом факультете выделено двадцать бюджетных мест. Не попавшим в число бюджетников придется оплачивать свое обучение в размере 155 тысяч рублей в год.

Второе учебное заведение - Национальный исследовательский технологический университет МИСиС. В его распоряжении - 25 бюджетных мест. Стоимость года обучения - 125 тысяч рублей.

Третий университет - Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. В наличии 25 бюджетных мест. Год обучения тут стоит гораздо дешевле - всего 66 тысяч рублей.

Четвертый институт - Г. В. Плеханова (13 бюджетных мест и 180 тысяч рублей в год).

Пятый представитель с соответствующим факультетом - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Здесь 18 бюджетных мест и 166 тысяч в год за обучение на коммерческой основе.

ИЖГТУ

В Ижевском техническом университете довольно престижным является направление "Технологические машины и оборудование" (специальность). ИЖГТУ привлекает достаточно большое количество студентов. Ижевский М. Т. Калашникова также проводит профильное обучение данных специалистов. Относится эта специальность к факультету "Математика и естественные науки". Профиль подготовки - "Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов".

МГУЛ

Московский государственный университет леса также проводит подготовку студентов по специальности "Технологические машины и оборудование". Кем работать? МГУЛ определяет выпускникам следующую специфику профессиональной деятельности: обеспечение лесопроизводственного и лесопромышленного комплекса высокотехнологическим оборудованием, его настройка, модернизирование, разработка. Выпускники обладают знаниями и способностями исследователя, конструктора и механика-эксплуатационника.

Кем работать после получения образования

Один из основных вопросов потенциальных абитуриентов специальности "Технологические машины и оборудование" (гидравлика): кем работать? Приводим список доступных профессий на сегодняшний день: инженеры различной категории, аппаратчики, операторы сложных машин и систем, инженер по технике безопасности, инженер по контролю качества на производстве, проектировщик, монтажник промышленного оборудования, конструктор, механик, слесарь, технолог и так далее. Многие технические профессии подходят для дальнейшей работы с данным образованием.

Технология машиностроения – это направление, на котором зиждется экономическая стабильность многих развитых и развивающихся государств, в т.ч. и России. Специалисты, занятые в этой сфере, изготавливают детали для машин, проектируют и создают оборудование, изучают способы сокращения производственных затрат при условии сохранения качества. Так кем же и в каких секторах могут работать люди, избирающие машиностроение делом своей жизни?

Историческая справка

Научные знания, являющиеся основой данной профессии, начали собираться человечеством с давних времен – так, сам термин «техника» впервые появился в Древней Греции («techne»), где он обозначал искусство, мастерство, умение. Несмотря на то, что начальные технические достижения быстро и прочно вошли в жизнь населения (например, в виде ремесел), уже в эпоху Средневековья здесь произошло резкое торможение, ведь против новых разработок выступала Святая Инквизиция.

Обществу понадобилось дождаться наступления 15-16 веков, когда в Европу, а затем и на другие территории пришло Возрождение с его бурным развитием техники и появлением оригинальных инструментов. Положительные сдвиги наметились в военном и особенно артиллерийском деле, гидротехнике, архитектуре и строительстве. Было пересмотрено само отношение к техническому опыту, созданию оборудования, строительству аппаратов – все это начало рассматриваться как благо, приносящее ощутимую пользу в «житейских делах».

Людям стало недостаточно простого ремесленного труда. Возникла необходимость в возведении крупных и, как правило, централизованных производств с разделением обязанностей. Так в итальянских городах были построены первые мануфактуры, проекты которых затем перекочевали к англичанам, голландцам, французам. Появление этих коллективных мастерских сделало возможным дальнейшее развитие машиностроения.

Профессия в современности

Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

  1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
  2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
  3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.

Куда поступать

Чтобы понять, что представляет собой профессия «технология машиностроения», молодой человек может поступить на эту или смежную с ней техническую специальность как в среднее специальное, так и высшее учебное заведение. Средний срок обучения составляет 3 года 10 месяцев для СПО (согласно государственному образовательному стандарту номер 15.02.08) и 4 года для ВПО (согласно стандарту номер 15.07.00).

Наиболее перспективными вариантами считаются именно институты и университеты, а не техникумы и колледжи. Хотя последние и позволят выпускнику быстрее реализовать собственные амбиции в работе, все же эксперты советуют получить диплом бакалавра в одном из престижных ВУЗов.

Среди них можно выделить:

  1. МФТИ – Московский физико-технический институт.
  2. МГУ – Московский государственный им. М.В. Ломоносова.
  3. РГУ – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
  4. МИФИ – Национальный ядерный университет.
  5. ВШЭ – Национальный университет «Высшая школа экономики».

Учебный процесс по специальности «технология машиностроения» выстраивается точно так же, как и по всем другим техническим направлениям:

  1. На 1 курсе студенты изучают общеобразовательные предметы и получают начальные знания о профессии.
  2. На 2 курсе происходит углубление в профильные научные области. Так, к общей физике, высшей математике, информатике добавляется техническая механика, теория резания, менеджмент, металловедение или другие предметы, предусмотренные программой. В процессе обучения и прохождения практик у ребят складывается понимание того, кем они хотят и будут работать в будущем. Если практиканты хорошо проявят себя, предприятия могут взять их на дальнейшую стажировку или частичную занятость.
  3. На 3 и 4 курсах молодые люди изучают только узкоспециализированные предметы. Это может быть электротехника, основы технических процессов при изготовлении машин и деталей, теория и практика экономического анализа.

Обязанности и требования

Становится понятно, что такая профессия, как технология машиностроения, подойдет далеко не каждому. Человек должен обладать техническим и аналитическим складом ума, высоким уровнем внимания и концентрации, хорошей памятью, пространственным воображением. Успешно доводить до конца сложные процессы помогут дисциплинированность, усидчивость, аккуратность. В связи с тем, что инженерам-технологам часто приходится сталкиваться с большими объемами работ, им необходимо уметь грамотно организовывать собственное время, чтобы извлекать из него максимальную пользу.

В обязанности инженера-технолога входит:

  1. Разработка и внедрение новых технологических процессов в изготовление деталей машин.
  2. Взаимодействие с конструкторской, отчетной и иными видами документации (их использование, анализ, дополнение графиками выработки, оформление и пр.).
  3. Проектирование путей создания составных частей и блоков.
  4. Использование специализированного программного обеспечения для упрощения своей деятельности (например, компьютерных утилит «Компас» и «AutoCAD», которые позволяют моделировать любые приспособления в режиме 3D).
  5. Расчет производственных мощностей с целью получения данных о материальных затратах и экономической выгодности проекта.
  6. Организация и проведение патентных исследований.
  7. Выявление брака, установление причин его появления и принятие мер по устранению недочетов в выпускаемой продукции.
  8. Контроль над соблюдением стандартов и норм при использовании оборудования сотрудниками.
  9. Своевременное выявление систем и комплексов, нуждающихся в ремонте, и оповещение об этом своего непосредственного начальника.
  10. Обеспечение общей технологической безопасности предприятия.

Перспективы: трудоустройство, заработная плата, карьерный рост

Профессия технолог машиностроения является стабильной и хорошо оплачиваемой, ведь практически каждый цех или производство нуждается в универсальном квалифицированном специалисте подобного профиля. Средний уровень зарплаты составляет 30000-35000 рублей, причем у сотрудника есть все шансы увеличить данную цифру путем повышения собственного разряда. В будущем достаточный уровень квалификации обеспечит ему место начальника цеха или заведующего производством.

В учебных заведениях молодые люди получают такой большой багаж знаний, что впоследствии могут позволить себе устроиться на любую из следующих должностей:

  • заточник;
  • зуборезчик;
  • шлифовщик;
  • наладчик автоматических линий и станков;
  • слесарь;
  • токарь;
  • фрезеровщик;
  • станочник широкого профиля;
  • техник-ядерщик;
  • техник жилищно-коммунальных хозяйств и пр.

Вакансии для технологов машиностроения не иссякают, а лишь появляются снова и снова, причем их предлагают как отечественные, так и заграничные работодатели.

Острая нехватка представителей этой прикладной профессии в промышленных секторах экономики обеспечивает таким инженерам уверенность в завтрашнем дне, ведь без работы они точно не останутся.

Машиностроение - это одна из самых главных отраслей промышленности в любом государстве. Степень ее развития определяет, насколько высок уровень экономики в той или иной стране. Технология машиностроения изучает изготовление машин и их деталей, технику безопасности при работе с оборудованием, а также возможность сократить себестоимость деталей и механизмов без ущерба для качества изготавливаемой продукции.

Квалификация

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность получить квалификацию инженера, которая позволяет работать в многих направлениях. К примеру, техник-технолог машиностроения производит контроль качества выпускаемой продукции и выполняет необходимые расчеты. Станочник вытачивает детали на специальных станках вручную. Оператор работает на станках ЧПУ, вводит управляющую программу и задает режим ее работы. Инженер по наладке и испытаниям отвечает за исправность оборудования, ведет календарный график проведения осмотров и ремонтов, помогает станочникам настраивать станы и рассчитывает рекомендуемые настройки для работы на них. Он также отвечает за техническую документацию по оборудованию на его участке.

Еще одно достаточно интересное направление, которое изучает специальность "Технология машиностроения" - это разработка новых деталей и оборудования. Как правило, этим занимается инженер-конструктор. На многих производствах массового типа существуют конструкторские бюро, которые занимаются разработкой новых деталей и режимов резания.

К примеру, металлургическое предприятие получает заказ на огромную партию спиральных сверл. Оборудование позволяет производить лишь 10 тыс. сверл за смену и необходимо ускорить этот процесс. Инженер конструктор должен:

  1. Сделать чертеж готового изделия.
  2. Посчитать режим резания одной единицы спирального сверла.
  3. Найти способ ускорения изготовления данной детали с минимальными финансовыми расходами.

Сколько времени и где обучаются на профессию инженера?

Поступить на специальность "Технология машиностроения" можно на базе 9 или 11 классов. Срок обучения, соответственно, составляет 4 и 3 года, и по окончании, обучающийся получает среднее техническое образование. Для этой специальности существуют как бюджетные формы обучения, так и коммерческие. При желании, можно пойти учиться дальше по специальности на бакалавра и магистра.

Специальность (15.02.08) "Технология машиностроения" можно получить в металлургических техникумах и колледжах. В зависимости от учебного заведения различаются и способы приема документов. В некоторых техникумах для поступления необходимо сдать экзамены.

По данной специальности существуют также заочная и вечерняя форма обучения, однако, как правило, это коммерческие группы. Срок обучения для них такой же, как и на дневной форме. Многие парни и девушки мечтают получить специальность "Технология машиностроения". Колледж обучает и подготавливает таких специалистов согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы.

Учебный процесс

Учебный процесс на базе 9 классов включает в себя 4 курса обучения. Поступившие после 11 класса, как правило, попадают сразу на II курс.

I курс включает в себя общеобразовательные предметы и лишь базовые начальные знания по специальности. Закончив его, студент получает аттестат о базовом общем среднем образовании.

II курс состоит из нескольких общеобразовательных предметов (таких как высшая математика, физика) и большинства предметов по специальности: металловедение, менеджмент, теория резания, техническая механика и др.

III и IV курс состоит только из спец. предметов. Студенты изучают, электротехнику, специализированное оборудование, основы экологии, технические процессы изготовления машин и деталей, основы экономики и др.

По окончании учебного процесса и прохождения практики учащиеся пишут дипломную работу и получают диплом.

Практика по специальности "Технология машиностроения"

Как правило, в течение всего учебного процесса нужно пройти 3 различные практики, связанные с профессией "Технология машиностроения". Специальность СПО (среднего профессионального образования) требует не только знаний, но и базовых навыков по работе с деталями и механизмами.)

Первая практика - слесарная, и студенты допускаются к ней после окончания II курса. Кроме того, для допуска требуется сдать экзамен по технике безопасности. Слесарные мастерские, как правило, располагаются на территории учебного заведения. На этом этапе студенты впервые знакомятся с техническим оборудованием и пробуют на нем работать. В ходе практики учащимся необходимо сделать несколько заданий, таких как заточка резца, нарезание внутренней и наружной резьбы, выполнение разметки на деталях. Чаще всего студенты выполняют работу на слесарных верстаках и станках.

Вторая практика у студентов на III курсе - механическая. Если на территории учебного заведения нет механического участка, тогда студенты проходят практику на заводах и предприятиях. Стандарт специальности "Технология машиностроения" на данном этапе требует изучения станков, таких как токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и пр. Студент закрепляется за одним из станков и вместе с наставником работает за ним. Допустимо проходить практику и на ЧПУ установках. В таком случае студент знакомится с управляющими программами и способом их ввода.

Преддипломная практика

На IV курсе учащихся ожидает преддипломная практика. Она длится около двух месяцев. Как правило, студентов распределяют на механических площадках в зависимости от темы диплома. К примеру, если учащемуся на факультете "Технология машиностроения" (специальность - "техник") была выдана тема «Расчет и проектирование червячной шлицевой фрезы», то его направляют на мех. участок, где изготавливаются фрезы. По окончании практики учащиеся сдают экзамен на разряд и получают свидетельство государственного образца о присвоении разряда.

Электронное машиностроение

В последнее время наша страна активно развивает отрасль промышленности по производству нового оборудования и техники. Не стоит на месте и развитие в такой области, как электронные технологии в машиностроении. Специальность современного инженера включает себя обязательные знания в этой сфере науки. Электронные технологии изучают электровакуумные устройства и механизмы. Они работают по принципу лампы накаливания: в рабочем пространстве такого прибора отсутствует воздух, что позволяет усиливать и преобразовывать электромагнитную энергию.

Какие знания получают студенты в процессе обучения?

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность работать во многих направлениях. Это связано с тем, что в течение обучения техник получает огромный багаж необходимых знаний. Во время учебного процесса студенты изучают способы обработки деталей, учатся рассчитывать время на изготовление, выбирать необходимый режим резания, изучают оборудование на механических участках и принцип его работы. Кроме этого, молодых специалистов обучают работать в многих компьютерных программах, таких как "Компас" и AutoCAD. Это универсальные приложения для создания и проектирования любых приспособлений и деталей в системе трёхмерного моделирования.

Перспективы в работе

Сложно вспомнить время, когда хорошие инженеры были невостребованы. На любом промышленном предприятии всегда требуются квалифицированные технологи, знающие специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать с такой профессией, знает каждый, кто хоть раз сталкивался с промышленными предприятиями. Работа молодого инженера, как правило, начинается с изготовления деталей на станках и верстатках. Со временем можно продвинуться по службе - стать мастером участка, на котором изготавливается деталь, или же и во все перевестись работать из пыльного цеха в чистый офис. Офисные технологи - это конструкторы и инженеры по внедрению новой техники и оборудования.

15.03.02 - Технологические машины и оборудование

Профиль : Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов

Квалификация

Бакалавр

Базовое образование

Среднее общее или профессиональное образование

Форма обучения

Срок обучения

4 года

Стоимость обучения (для обучающихся по контракту)

65 000 руб./год

Факультеты, ведущие обучение

Выпускающая кафедра

Вступительные испытания

ЕГЭ: Русский язык, математика, физика

О НАПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКИ:

Выпускники занимаются проектированием, разработкой и эксплуатации нефтяного и газового оборудования, применяемого на нефтяных и газовых промыслах - компрессоров, механизмов добывающих комплексов, телеметрических систем, супервайзингового контроля выполнения технологических карт основных процессов нефтегазодобычи.

ОБ ОБУЧЕНИИ:

Обучение ведется в учебных лекционных аудиториях университета и кафедры современных технологий бурения скважин. Аудитории оснащены современным мультимедийным оборудованием, анимационными обучающими системами, тренажерами-имитаторами буровых процессов и осложнений при проходке скважин.

Ведущие преподаватели: зав. кафедрой, д.т.н., проф., Соловьев Н.В., д.т.н., проф. Куликов В.В., д.т.н., проф. Повалихин А.С., к.т.н., проф. Ганджумян Р.А., к.т.н., доц. Назаров А.П., к.т.н., доц. Бронников И.Д., к.т.н., доц. Базанов Л.Д., к.т.н., доц. Тунгусов А.А., к.т.н., доц. Хромин Е.Д. и др. Учебные и производственные практики проводятся на современном оборудовании и в ведущих производственных организациях.

Эффективному и плодотворному изучению общеинженерных и специальных дисциплин способствуют проводимые на кафедре научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям совершенствования буровых технологий, в которых студенты могут участвовать, начиная с 1-ого курса.


О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ:

Основные организации, в которых работают выпускники: ОАО «Газпром», ОАО «Газпром ВНИИГАЗ», ОАО НК «Роснефть» ООО «Газпромбурение», ООО «Геойлбент», ОАО «Интеллект дриллинг сервисиз», ОАО «Газпром-ПромГаз» и др. Выпускники трудоустраиваются на должности инженеров, технологов, специалистов I, II, III категории и др. Стартовая зарплата от 70 тыс. рублей.