Виды резьбы по дереву. Типы резьб и их характеристики. Диаметры и шаги метрической резьбы

  • 21.04.2020

Виды резьбы

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинным чувством красоты отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых, декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранится в музеях нашей страны.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения па разновидности.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления - выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех - и четырехгранных выемок, образующих па поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Шли века, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты. Из простейших порезок (выемок), выполняемых одним инструментом (ножом-косячком), мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обхода.

На рис 1 представлены фрагменты старинных русских прялок, украшенных геометрической резьбой.

Позже, с развитием техники резьбы и появлением новых инструментов, в геометрической резьбе появились скобчатые выемки, выполняемые полукруглыми стамесками. Они обогатили композиции орнаментов.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы Полым им разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также - небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рис. 2 представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками.

Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы - геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.

При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона - более отлого (рис. 3).

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (рис. 4). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоско рельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковском имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской.

Большое влияние на формирование абрамцевеко-кудринской резьбы оказало творчество талантливого народного резчика В. П. Ворноскова, вышедшего из абрамцевской мастерской. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями (так называемая «пальчатая» резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Традиции старых мастеров сохраняются и сейчас в работах резчиков Хотьковской фабрики художественных изделий из дерева и кости, созданной на основе бывших абрамцевских мастерских. Образец совремнной кудринской резьбы показан на рис. 5.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оста пленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.

Различают барельефную резьбу - резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу - с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров - стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (рис. 6). Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.

Прорезная резьба

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. На рис. 7 показано кресло, выполненное из древесины сосны с плоской прорезной и контурной резьбой (конец XVII в.).

При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Резьбу такого типа изготовить гораздо легче, чем вырезать ее глухой, то есть на заготовке. Для работы чаще всего применяют сверла разного диаметра, лобзик или узкую ножовку и реже - кое-какие резцы, больше всего плоские и полукруглые стамески. Лучше использовать лобзики с мелкими зубьями, пилят они менее производительно, но пропил у них чище.

Для постановки полотна пилы лобзика в вырезываемые места внутри деталей предварительно приходится просверливать отверстия нужного диаметра. Так как переставлять полотно лобзика приходится часто, один конец полотна пилы делают с крючком.

Прорезная резьба представляет собой обычную резьбу с полностью выбранным фоном. При аккуратном и чистом исполнении это придает деталям ажурность и легкость. Такая резьба может быть геометрической, контурной с завальным фоном. Ей украшают карнизы, наличники, простенки, двери, ворота, а также различные ограждения.

Выпиливать любые орнаменты во много раз легче и быстрее, чем вырезать их с выборкой фона, над-резкой контуров, как при глухой резьбе.

Бывает, что выпиливаемый орнамент не всегда получается чистым и ровным, поэтому края его с тыльной стороны слегка закругляют, срезая узкую фаску. Вообще домовая резьба смотрится хорошо на некотором расстоянии от дома.

В зависимости от орнамента детали приходится высверливать много всевозможных отверстий разной формы. Круглые высверливают сверлом нужного диаметра, а отверстия другой формы сначала высверливают, а затем вырезают стамесками разной ширины и формы, резцами и ножами с узкими лезвиями. Этот прием более легок, удобен и производителен.

При выполнении резьбы часто скалывается древесина с тыльной (обратной) стороны. Чтобы этого не происходило, заготовку следует укреплять на строганой доске.

Древесину часто срезают за два приема. Сначала делают черновую срезку с отступом от линий орнамента на 1...2 мм, а затем срезают начисто по линии орнамента. Инструмент должен быть острым, ставят его с небольшим наклоном внутрь отверстия, срезая древесину под очень небольшим углом. Такой способ облегчает работу и дает более чистую поверхность среза.

В прорезной резьбе часто фаску срезают с обратной стороны детали, зачищая неровные края и удаляя сколотую древесину. Ширина фаски зависит от рисунка орнамента и толщины детали. Резные детали выполняют поразному. Прежде всего на заготовку прикладывают шаблон или трафарет, переносят на нее рисунок орнамента простым карандашом и приступают к резьбе. Можно сначала обработать деталь с наружной стороны, а затем с внутренней, но можно сделать и наоборот.

Для того чтобы вставить пилу для пропиливания, сначала просверливают отверстие. Заготовку укладывают прямо на верстак и работают пилой сверху вниз или устанавливают специальную подставку из толстой доски длиной около 1 м, к которой крепят четыре стойки высотой 250...300 мм с расстоянием между ними 50 мм.

Для стоек в доске сверлят или долбят четыре сквозных отверстия диаметром (сечением) 40... 50 мм. Между стойками укладывают заготовку и, если надо, закрепляют ее клиньями, которые вставляют между стойками и заготовкой. Чтобы концы стоек не расходились, сверху на них иногда надевают деревянные или проволочные хомуты.

Подставку можно прикрепить к верстаку струбцинами, гвоздями, шурупами.

Во время работы зубья ручных лобзиковых пил должны резать древесину в направлении от себя, а ножного лобзика - сверху вниз.

Ножной лобзик устраивают следующим образом. В верстаке или доске делают отверстие шириной не более 1 мм, по которому должен ходить лобзик. С тыльной (гладкой) стороны лобзиковой пилы, или обушка, крепят стальную пластинку или забивают гвоздь. Это необходимо для того, чтобы пила при нажиме на нее не врезалась обратной стороной в древесину. Над отверстием подвешивают витую пружину или укрепляют ствол или сук дерева из пружинящей древесины. На полу крепят педаль. Один конец лобзиковой пилы крепят через поводок, то есть кусок проволоки, к педали, а второй также через поводок - к пружине. Зубья пилы должны быть направлены вниз, то есть к полу.

При нажатии на педаль полотно пилы передвигается вниз и пропиливает древесину. При освобождении педали пила поднимается пружиной вверх. Заготовку в это время держат руками и направляют риской к полотну пилы. Чтобы пила была устойчива, над отверстием верстака или доски крепят бобышки - направляющие, и полотно пилы проходит это место, не искривляясь.

Изготовленную прорезную резьбу крепят на некотором расстоянии от стены, чтобы она лучше просматривалась на ее фоне.

Накладная резьба представляет собой детали, выполненные прорезной резьбой. Крепят их гвоздями вплотную к конструкциям дома: к стенам, простенкам, под окнами, над окнами, к лопаткам, то есть доскам, прибитым к углам стен, столбам дверей или ворот и др. Шляпки гвоздей можно сплющить и утопить в древесину. Такая резьба просматривается лучше, чем глухая.

Выполнять накладную резьбу рекомендуется чище, особенно с тыльной стороны. Желательно не снимать с нее фаску, поэтому лучше всего отверстия сверлить с двух сторон. Как только центр сверла (острие) появится с тыльной стороны, заготовку перевертывают и сверлят с обратной стороны. Точно так же выполняют долбление или резание древесины. Нежелательных сколов древесины при этом не бывает. Изготовленные детали плотно примыкают к стенам, желательно обшитым тесом, что создает монолитность изделий.

Чтобы не было ржавых потеков от шляпок гвоздей, последние рекомендуется промазать олифой.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII- XVIII вв. (рис. 8). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.

Скульптурная резьба

Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов. Фантастические представления о природе проявлялись также в формах предметов домашнего обихода. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью – в подземном – подземном царстве – фантастические птицы.

С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивались и служили украшением многочисленных храмов.

Любовь к юмору, шутке, а порой и острой сатире получила воплощение в деревянной игрушке, которая пользовалась большой популярностью во многих районах нашей страны. Особую славу приобрели игрушечники Загорска и села Богородское. Особенностью богородской резьбы является узорная проработка поверхности изделия, имитирующая шкурку зверя или оперенье птиц. На рис. 9 представлена одна из работ богородских резчиков.

Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Домовая резьба

Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.

Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье.

Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.

Глухой рельефной резьбой - резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора - украшали фронтоны домов, наличники окон (рис. 10). Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс. Прорезная, или пропильная, домовая появилась в середине XIX в. Выполняли ее с помощью лобзика. Ажурными подзорами украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет. Мы обобщили классические и новые виды резьбы. Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

1. Домовая резьба: истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги. Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей. Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной. «Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища и различных украшений.

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века. При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней.

2. Пропильная резьба: во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика. Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная. Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон.

3. Плосковыемочная резьба и её подвиды: самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

4. Контурная резьба: само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д.

5. Геометрическая резьба: основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован. Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

6. Скобчатая резьба: в основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек.

7. Морщинистая резьба: применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча. Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

      Используемые материалы и инструменты

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы. Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями. Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ. Прекрасный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий. Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ. Древесина ореха – наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом. Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д. Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу. Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы. Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми. Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8-10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления. Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках. Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями получают бруски разных оттенков. Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент.

Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов.

При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает и коробится. Сушка древесины - очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и смазывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин. Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходящий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протопленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет. Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле.

Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании. Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород. Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, укладывают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным расстоянием емкости по отношению к огню. Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.

Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2-3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу. Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки - атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес. При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15-20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить. При сушке изделий очень часто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины - это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыхания клея место соединения строгают и зачищают рубанком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

Инструменты для успешной работы резчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место, соответствующие инструменты и приспособления. Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с постоянной температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит верстак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее

освещение - естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней. В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента. Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески. Прямые стамески с шириной полотна 3-30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе. Косые стамески, называемые также резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древесины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кончиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с разной формой кончика: от острого (30°) до закругленного. Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодоступных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе. Полукруглые стамески с шириной полотна 3-

30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

Отлогие с большим радиусом кривизны;

Средние или полукруглые;

Крутые с малым радиусом кривизны.

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок. Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50-70°. Такие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе. Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

Киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

Коловорот или дрель с набором сверл для сверления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

Лобзик и пилки для выпиливания фона в прорезной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столярный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

      Основные технологические приёмы и операции резьбы по дереву

Процесс изготовления резных изделий можно условно подразделить на следующие этапы:

Разработка проекта;

Заготовительные и подготовительные операции;

Непосредственное выполнение резьбы;

Отделка резного изделия;

Этап разработки проекта может включать в себя процесс формирования художественного замысла и процесс изменения или уточнения некоего готового образца. Сюда же относится разработка эскизов, чертежей и тому подобное. Часто резчику приходится самому продумывать конструкцию изделия, технологию изготовления и сборки, а также конструировать необходимые приспособления.

Всё это тоже относится к стадии проектирования. К заготовленным и подготовительным операциям относятся, например, такие виды работ:

Заготовка древесины;

Сушка древесины;

Подбор материала;

Обработка заготовок и изготовление изделий под резьбу;

Разметка заготовок под резьбу;

Заточка инструментов и т. д.

Эскизы и моделирование: разработка эскизов и моделирование будущих резных изделий занимают в роботе резчика чрезвычайно важное место. Конечно, не все люди умеют рисовать, как художники, но часто это и не требуется. К тому же замечено, что способности к рисованию могут развиваться, нужно только проявить терпение и настойчивость. На первых порах в занятиях резьбой можно обойтись готовыми образцами, постепенно начиная вносить в них свои изменения и доработки. Затем, по мере накопления навыков и опыта, переходить к полностью самостоятельным произведениям. Резчику нужно изучить вопросы композиции и перспективы, приёмы геометрических построений, различные виды пропорций. Для этого – почитать соответствующую литературу и познакомится практически. При выполнении сложных видов резьбы одного рисунка бывает недостаточно. Иногда для прояснения формы рельефа на рисунке приводятся детали в разрезе. Однако и это не всегда помогает. В таких случаях рекомендуется изготовить модель будущего резного изделия в более лёгком для обработки материале – глине, пластилине, гипсе.

Модель даёт возможность почувствовать объём, уточнить соотношение деталей между собой и с фоном, уточнить технику резьбы, определить, какой инструмент понадобится для работы. В домашних условиях для моделирования удобнее всего использовать пластилин – он не высыхает, всегда готов к работе, не даёт грязи. Модель может выполняться в обобщенном виде, без подробной детализации. Достаточно, если она передает основные, наиболее важные элементы будущего изделия.

Увеличение и уменьшение эскиза. Довольно часто резчику нужно изменить масштаб сделанного им эскиза или иллюстрации в книге. Для этого могут применяться следующие основные способы:

Изменение размеров «по клеточкам»;

Перечерчивание рисунка при помощи пантографа;

Ксерокопирование.

Перевод и изменение масштаба рисунка очень просто сделать при помощи ксерокопирования. В современных условиях это самый дешевый, легкий и быстрый способ.

Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] Подольский Юрий Федорович

Виды резьбы по дереву

Виды резьбы по дереву

Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыемчатая (или углубленная), плоскорельефная, рельефная, прорезная (или ажурная) и скульптурная (или объемная). Основным критерием, по которому производят это деление, является расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона, а также наличие самого фона (или его сквозная выборка). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на разновидности по рисунку и технике выполнения.

При изготовлении резных изделий из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы. Часто в работах сочетаются рельефная и плосковыемчатая, плоскорельефная и плосковыемчатая, рельефная и плоскорельефная виды резьбы и т. д. Нередко резьба получает название по месту ее использования: церковная, домовая, корабельная. И каждый из этих видов может, в свою очередь, включать в себя все ее разновидности: плоскорельефную домовую резьбу, объемную корабельную и т. п.

Из книги Поделки из дерева автора Афанасьев Аким Федорович

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗЬБЫ Прежде чем начать разговор об инструментах, поговорим о мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при работе с ними. Инструмент резчика, по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно.

Из книги Ванная и санузел автора Сухинина Наталья Михайловна

Нарезка резьбы Для соединения подготовленных труб между собой на их концах необходимо нарезать резьбу.Нарезают резьбу плашкой нужного диаметра. Плашка закрепляется в леркодержателе (воротке). Производят эту операцию в определенной последовательности:– закрепляют

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Из истории резьбы XIX–XX вв В XIX–XX вв. существующие разновидности резьбы по дереву получают свое название по местности, – богородская скульптура и игрушка, абрамцево-кудринская резьба, хотьковский промысел, резьба Нижегородской и Вятской губерний и т. д.Село Богородское

Из книги Дорожки и площадки, бордюры, каменные горки, стенки, ступени из камня, плитки, гравия, гальки на вашем участке автора Жмакин Максим Сергеевич

3. Техника резьбы по дереву

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Виды и устройство Основные виды и модели каменистых садовУкрашением сада могут быть не только цветы, многочисленные виды травянистых растений, кустарники и деревья. В последнее время огромную популярность у любителей дачной жизни приобрели каменистые садики –

Из книги автора

Виды резьбы по дереву Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыемчатая (или углубленная), плоскорельефная, рельефная, прорезная (или ажурная) и скульптурная (или объемная). Основным критерием, по которому производят это деление, является

Из книги автора

Инструменты и приспособления для резьбы по дереву Заниматься резьбой по дереву без специального инструмента, мягко говоря, неэффективно. Инструменты для резьбы по дереву делятся на две большие группы: основные, предназначенные только для резьбы, и вспомогательные,

Из книги автора

Приемы и техника резьбы по дереву Начинающему резчику, желающему самостоятельно овладеть техникой резьбы, для начала необходимы знания самых простых истин и элементарных приемов обработки древесины. Разобраться в теоретических вопросах будет легче, когда появится

Из книги автора

Техника выполнения плосковыемчатой резьбы Освоение приемов резьбы следует начинать с выполнения простейших элементов, из которых складывается геометрический орнамент. Из всех видов резьбы по дереву наиболее простой является плосковыемчатая. Такую резьбу выполняют

Из книги автора

Техника выполнения плоскорельефной резьбы Главная характеристика любой рельефной резьбы заключается в том, что вид на нее открыт лишь с одной стороны. Именно потому рельефную резьбу выполняют на плоской доске. Толщина древесины влияет на то, будет ли резьба плоско– или

Из книги автора

Техника выполнения прорезной резьбы Это плоскорельефная резьба, в которой фон вынут полностью, так что рисунок получается сквозным. Часто ее называют также пропильной или ажурной, поскольку эта техника основана на пропиливании ажурных проемов в доске. Орнаментальные

Из книги автора

Техника выполнения рельефной резьбы В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом изображение может быть и углублено по отношению к фону –

Из книги автора

Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой

Из книги автора

Тонировка мелкорельефной резьбы Мелкорельефная резьба, горельеф и прорезная резьба при влажности начинают коробиться и набухать, при этом полностью изменяются форма и внешний вид изделия. Для тонирования такой резьбы можно воспользоваться природными красителями или

Из книги автора

Окраска деталей домовой резьбы и садовой скульптуры Детали домовой резьбы предпочтительно окрашивать в теплые тона. Резные орнаменты будут увязываться между собой в собственный ансамбль и дополнять другую резьбу, если их выделить более светлым тоном. Цвет оконных рам

Из книги автора

Приложение. Образцы графики для резьбы по дереву Рис. 38. Панно в стиле плосковыемчатой резьбы. Рис. 39. Панно в стиле плоскорельефной резьбы Рис. 40. Панно в стиле плоскорельефной резьбы Рис. 41. Панно в стиле плоскорельефной резьбы Рис. 42. Растительные орнаменты для

В настоящее время резьба по дереву достаточно востребована в отделке интерьера, декорирования мебели, дверей или лестниц. Особенно оригинально и самобытно элементы резьбы выглядят на . Резное искусство по дереву, несмотря на многовековую историю, не теряет своей актуальности, а благодаря современным и более функциональным инструментам – это старинное искусство стало белее совершенным и доступным.

Резной элемент для фасада дома

– способ декорирования экстерьера дома с помощью вырезания на внешних элементах фасада различных узоров, орнаментов и скульптурных изображений. Резными деталями оформлялись практически все выступающие и накладные элементы дома.

Домовую резьбу нередко называли корабельной, так как считалось, что традиция украшать дом деревянной резьбой пришла с кораблестроения. С незапамятных времен кроме декоративного назначения у домовой резьбы была важная функция – защитная. На элементы дома наносились оберегающие знаки и символы, чтобы уберечь жилище от нечистой силы, природных стихий, сглаза и других несчастий.


Пример орнамента домовой резьбы по дереву

Древние , символизирующие солнце, землю, воду, растения и животных можно увидеть в резных изделиях до сих пор, хотя теперь эти изображения носят только декоративно-художественный характер.

Виды домовой резьбы

В домовой резьбе нашли применение практически все ее разновидности — от прорезной до скульптурной. По характеру и технике создания резных изделий выделяют следующие направления:

Рельефная

Для профиля характерен сплошной фон и высокий рельеф узора. Рисунок на дереве создается стамесками различного профиля. Глухая техника чаще всего используется для декорирования наличников, створок окон, полотен дверей, торцевых досок.

В более ранних видах данной техники использовались геометрические орнаменты с различной степенью сложности профиля резьбы. Не остались без внимания и другие разновидности орнаментов – растительные, животные и антропоморфные.


Пример узора рельефной резьбы по дереву

Красиво извивающаяся виноградная лоза, стилизованные изображения птиц, животных, листвы частые мотивы глухой рельефной техники.

Прорезная или ажурная

Самый распространенный вид домовой резьбы. Отличается полной выборкой фона, который выпиливается ножовкой или лобзиком. Свое второе название данная резьба получила из-за кружевного профиля сквозных элементов. Прорезными деталями оформлялись наличники, фронтоны домов, входные двери, карнизы, перила.

Такие декоративные элементы сказочно красивы, воздушны и совершенно не утяжеляют фасад. Кружевной узор с помощью лобзика сможет создать даже человек без опыта в сложном резном деле.

Несколько вариантов узоров для прорезной резьбы элементов декора

Ажурных орнаментов для резьбы по дереву много, но в основном выделяют два основных профиля – с геометрическими и растительными деталями.

Накладная

— это разновидность ажурной техники, в которой элементы рисунка накладываются на сплошную доску. Таким образом, возникает имитация резьбы с глухим фоном. Для большего эффекта и четкости ажурный узор накладывается на фон контрастного цвета. Также резных элементов в конструкции может быть несколько: от двух и больше – такая техника называется многослойной прорезной.

Скульптурная

По аналогии с традицией украшения носа корабля различными скульптурными изображениями богов или тотемных животных в домовой резьбе похожим образом декорировался конек крыши. Самыми распространенными являются изображения голов лошадей, оленей или птиц.


самая сложная и требует безусловного мастерства и опыта от резчика по дереву. Скульптурными элементами часто украшаются перила крылечка, конек кровли, опорные столбы навеса.

Хотя существует разделение техники резьбы по дереву, в домовой резьбе редко можно встретить только один вариант. Для декорирования фасада используются все возможные приемы. Рисунок может плавно переходить из глухих рельефов в роскошное убранство ажурного орнамента или резную скульптуру. Переплетение техник и изображений типично для домовой резьбы.

Элементы дома, украшаемые домовой резьбой

Резными деталями оформляются основные конструктивные элементы дома:


Это далеко не полный перечень элементов дома, которые можно оформить деревянной резьбой. Основные элементы резьбы для украшения фасада используются следующие:

Дом, декорированный элементами резьбы, выгодно отличается от обычных строений оригинальностью и самобытной красотой. При оформлении экстерьера здания следует помнить о поддержании общего стиля и позаботиться о соответственном внутреннем убранстве жилища. Мебель, предметы интерьера и обихода должны соответствовать традициям домовой резьбы.

Элементы резьбы в интерьере

Декорирование внутреннего пространства помещения деревянной резьбой один из самых популярных способов украсить интерьер. Резной декор очень естественно смотрится в деревенских стилях: , или кантри. Элитные сорта древесины с богатой резной отделкой добавляют роскоши в такие изысканные стили как барокко, классика, ампир или дворцовый.

Деревянной отделкой можно с успехом декорировать даже такие ультрасовременные стили как модерн.

Гармонично вписываются элементы интерьера из резного дерева в этнические стили: африканский, марокканский, восточный и, конечно же, традиционный русский.

Виды резьбы в оформлении интерьера

В декорировании современного интерьера нет строгой классификации, и одновременно может использоваться несколько техник резьбы по дереву.


Пример резных элементов в интерьере

Из основных направлений выделяют следующие виды резьбы.

Прорезная

Сквозная и ажурная резьба в интерьере используются для оформления рам, накладок и перегородок и многого другого. Одна из разновидностей прорезной техники – накладная резьба широко используется для декорирования мебели.

Изделия могут иметь как простой пропильный узор, так и обработанные края. Во втором варианте у профиля резьбы будет разная высота, а рисунок дополнительно обрабатывается плосковыемчатой техникой с заоваливанием краев.
Современным альтернативным вариантом изготовления прорезных элементов является лазерная резка.

Вариант ажурной резьбы в интерьере

С ее помощью обеспечивается качественный ровный пропил, а вырезанные детали можно после дополнительной обработки использовать как декоративные элементы (обеспечивается безотходное производство).

Плосковыемчатая

Вид резьбы, характеризующийся выступающим плоским фоном, в который углубляются элементы рисунка. Существуют следующие подвиды данной техники:


Плоскорельефная

Для плоскорельефной техники характерно выбирание или углубление фона вокруг узора. При этом рисунок приобретает объем при одинаковой глубине фона и большинства выступающих элементов.

Фон в плоскорельефной резьбе по дереву бывают следующий:

Рельефная

Глухая рельефная резьба характеризуется высоким рельефом орнамента, значительно выступающим над фоном. Рельефную резьбу разделяют на следующие виды:

Рельефная резьба по дереву очень декоративна и выразительна и требует большого мастерства и наличия профессионального инвентаря. С помощью рельефной техники создаются великолепные украшения интерьера – орнаменты, выпуклые изображения животных, людей, растительных и цветочных мотивов.

Скульптурная

Изделие, выполненное в технике скульптурной резьбы, является объемным и просматривается со всех сторон.

Данный вид резьбы является самым сложным, для создания резных скульптур из дерева нужно обладать художественным талантом и мастерским владением всех предыдущих техник.

Скульптурные элементы используются для декоративно-архитектурных деталей – несущих конструкций и столбов, опорных стоек под перила лестниц.

Перила лестницы выполненные скульптурной резьбой

Виды декоративных резных элементов

И элементы интерьера, отделанные резьбой по дереву, прекрасно впишутся в любое помещение. Деревянной отделкой можно смело декорировать спальни, и даже детские – древесина абсолютно безопасный натуральный материал.

Для украшения интерьера используются следующие элементы резного декора:

Выбор древесины для резных элементов

Древесина для резьбы может использоваться разная, у каждой породы есть свои особенности, плюсы и минусы:


Резные элементы для интерьера или экстерьера дома носят исключительно эксклюзивный характер. Дерево само по себе эстетичный и притягательный материал в сочетании с искусством резьбы обладает необыкновенной красотой, энергетикой и яркой индивидуальностью.

Любая конструкция просто не может обойтись без резьбового соединения. Резьбы, виды которых применяются в самых разных отраслях промышленности, являются сегодня одним из лучших крепёжных соединений. Своим внешним видом она напоминает витки спирали, нанесённые на ось цилиндрической или конической формы. Такое соединение используется в винтовых передачах, оно считается важнейшим элементом крепежа.

Функциональное назначение резьбы

ГОСТ 2.331−68 даёт точное определение. Это поверхность, на которой выступы и впадины имеют определённый профиль. Спираль наносится на наружную поверхность вращающихся деталей. Основным назначением резьбовой поверхности считается :

  • Крепление деталей и их последующее удержание на определённом расстоянии.
  • Ограничение смещения деталей различных конструкций.
  • Создание плотного соединения.

Инженеры, разрабатывающие машиностроительное оборудование, хорошо знают, какие резьбы бывают, вид спирали, который нужно использовать для создания мощного соединения. Многочисленные типы спирали дают возможность создавать очень прочные конструкции, состоящие из различных деталей. Сегодня известны следующие типы резьб :

  • Цилиндрическая резьба. Нарезается на любой цилиндрической поверхности.
  • Коническая. Поверхность заготовки должна иметь коническую форму.
  • Правая. Виток направлен в сторону движения часовой стрелки.
  • Левая. Направление витка в противоположную сторону относительно часовой стрелки.

Резьбовое соединение делится на несколько категорий :

  • Создание крепежа с помощью соединительных деталей (шпилек, болтов, гаек).
  • Образование соединения конструкций, без применения дополнительных крепёжных изделий. Например, соединение труб с помощью муфты.

Класс резьбы определяется по её шагу. Он может быть стандартным или мелким. Самым популярным считается мелкий шаг. Он используется на всех деталях, диаметр которых превышает 20 мм.

Благодаря минимальному зазору между канавками винтовой линии получается соединение, которое не имеет возможности самоотвинчиваться.

Положительные и отрицательные свойства

Резьбовые соединения получили большое распространение благодаря большому количеству эксплуатационных свойств. Важнейшими считаются :

При всех положительных качествах спираль имеет ряд характерных недостатков. Нагрузка распределяется неравномерно. Первый виток испытывает 50% общего давления.

В случае частого разбора поверхность спирали быстро изнашивается. Вибрационные нагрузки могут стать причиной самоотвинчивания.

Классификация резьбовых соединений

Профиль может иметь несколько видов. Он разбивает резьбу на определённые группы, которые применяются для создания различных соединений :

  • Дюймовая.
  • Метрическая.
  • Трубная.
  • Упорная.
  • Трапецеидальная.
  • Круглая.

Самой распространённой считается метрическая нарезка, выполненная согласно ГОСТ № 9150−81. Профиль похож на равносторонний треугольник. Угол наклона - 60 градусов. Шаг витка делается в диапазоне: 0.25 - 6 мм. Диаметр крепёжных деталей: 1 - 600 мм.

Коническая резьба отличается наличием конусности 1:16. Такая конструкция позволяет создать герметичные стыки без применения стопорных гаек.

Для дюймовой резьбы не существует отечественного стандарта. Профиль такой резьбы имеет вид треугольника. Угол 55 градусов. Число витков на одном дюйме определяет шаг профиля. Стандартизация конструкции затрагивает наружные диаметры 3/16″ - 4″ с витками на 3-28″.

Резьба дюймовая коническая сделана с конусом 1:16. Угол профиля равен 60 градусам. Это изделие создаёт высокую герметичность, причём без установки специальных уплотнений. Применяется для гидравлических систем, а также трубопроводов небольшого диаметра.

Цилиндрическая трубная резьба ГОСТ 6357–81 используется как одновременный крепёж и уплотнение. Форма профиля сделана в виде равнобедренного треугольника, имеющего угол наклона 55 градусов. Чтобы достичь высокой герметичности, профиль имеет верхние грани закруглённого типа. Чтобы не повредить стенки конструкции, такая резьба отличается сокращённым шагом. Её используют в системах отопления, создании водопроводных коммуникаций.

Трапецеидальная резьба изготавливается по ГОСТ 9481 −81. Она применяется в крепёжных соединениях вида винт-гайка. Внешний вид профиля напоминает равностороннюю трапецию с углом наклона 30 градусов. В червячных передачах значение угла увеличивается до 40 градусов. Применяется для крепежа деталей диаметром 10−640 мм.

Упорная резьба стандартизируется ГОСТом 24737−81. Её используют в крепеже, который во время эксплуатации подвергается мощным осевым нагрузкам, направленным в определённую сторону. Профиль имеет форму разносторонней трапеции. Одна грань наклонена под углом 3 градуса, противоположная - 30 градусов. Такой резьбой соединяют детали диаметром 10-600 мм. Шаг профиля находится в диапазоне 2-25 мм.

Круглая резьба ГОСТ 6042–83 формируется соединением дуг. Угол наклона между ними составляет 30 градусов. Основным преимуществом этой конфигурации считается высокая устойчивость к повышенному износу. Поэтому её широко используют в создании трубопроводной системы.