«Новатэк» укрепляется в Арктике. Отзывы: "Ямал СПГ", российская газодобывающая компания

  • 07.06.2020

Ресурсной базой для проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, расположенное на северо-востоке полуострова Ямал на берегу Обской губы. Доказанные и вероятные запасы месторождения по международной классификации PRMS оцениваются в 926 млрд куб. м газа и 30 млн т жидких углеводородов. Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд куб. м газа в год на протяжении как минимум 20 лет.

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием (с длиной горизонтального участка не менее 500 м) с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров, что обеспечивает качественно иные условия труда для персонала и непрерывность бурения, независимо от погодных условий.

Для повышения эффективности разработки месторождения применяются инновационные и экологически-безопасные технологии, оборудование и материалы. Бурение скважин осуществляется с использованием буровых растворов на углеводородной (масляной) основе, что позволяет сохранить естественные фильтрационно-емкостные свойства продуктивного пласта.

Завод СПГ

Завод СПГ мощностью 17,4 млн. тонн в год строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать четыре технологические линии сжижения газа. Первая очередь запущена в декабре 2017 года.

Углеводородная смесь со скважин поступает на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа.

На входных сооружениях комплекса происходит сепарация, то есть отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отсепарированный газ поступает на технологические линии сжижения и последовательно проходит очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение сжиженных углеводородных газов. Далее очищенный газ поступает на предварительное охлаждение и сжижение. Для предварительного охлаждения газа используется пропановый холодильный контур, для сжижения - контур со смесевым хладагентом. Готовый СПГ подается на хранение в криогенные резервуары.

Интегрированный комплекс включает в себя также установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Транспортировка СПГ

Для проекта «Ямал СПГ» спроектированы и строятся специальные танкеры усиленного ледового класса «Arc7» (по российской классификации), позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение арктического лета - в восточном направлении по Северному морскому пути.

В разработке арктического танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы.

Танкер обладает системой двойного действия - носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Основные характеристики танкера «Arc7»:

  • грузовместимость около 170 тыс. куб. м СПГ;
  • Мощность силовой установки 45 МВт;
  • Скорость в открытой воде - 19,5 узлов;
  • Скорость при ходе во льдах толщиной 1,5 метра - 5,5 узлов;
  • Основной вид топлива танкера - СПГ, применяется двухтопливная дизель-электрическая пропульсивная система с тремя установками "Азипод".

Порт

В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») находятся оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движения судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.

Строительство порта велось в два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап - строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Вторая очередь порта - строительство технологических причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Аэропорт

Для целей Проекта « Ямал СПГ» на территории лицензионного участка построен международный аэропорт. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» - ООО «Международный аэропорт Сабетта». Первый технический рейс с посадкой самолета был выполнен 4 декабря 2014 года, на данный момент действуют регулярные рейсы из Нового Уренгоя, Москвы и Самары.

Поселок Сабетта

Поселок Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал, является опорным пунктом проекта «Ямал СПГ». В поселке создана вся необходимая инфраструктура для проживания строителей. Возводятся вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: склад хранения ГСМ, котельная, энергоцентр, столовые, медпункты, прачечная, бани, спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, пожарное депо, канализационные и водоочистные сооружения, теплая стоянка для автомобилей, склады хранения продовольствия.

Конкурентные преимущества

    традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше

  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы


Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Первая линия завода мощностью 5,5 млн т СПГ в год введена в эксплуатацию в декабре 2017 года. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии.

14:14 — REGNUM

На днях «Новатэк» переименовал компанию «Кольская верфь» в «Новатэк-Мурманск».

"В феврале 2018 года дочернее общество группы ООО «Кольская верфь» было переименовано в ООО «Новатэк-Мурманск» с целью приведения в соответствие с единым брендом «Новатэк», — сообщает компания.

Проект «Новатэка» реализуется на западном берегу Кольского залива в районе села Белокаменка Мурманской области. В результате строительства должен появиться Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений.

На полуострове Гыдан ОАО «Новатэк» реализует крупный проект «Арктик СПГ-2», в рамках которого предусмотрено строительство завода СПГ на основе морских терминалов, располагающихся на железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ). Такие основания применяются в районах, где происходит постоянное, достаточно сильное силовое воздействие на объект — либо сейсмическое, либо воздействие льда, сильного ветра или прилива. Для реализации этого проекта осуществляется создание на берегу Кольского залива крупной специализированной верфи для строительства крупнотоннажных морских сооружений, в частности ОГТ и модулей верхних строений. Применение этой технологии позволяет снизить затраты на строительство завода.

Строительство центра было начато летом 2017 года и продолжается высокими темпами.

Возведение центра идет этапами — в первоочередных объектах, по данным Корпорации развития Мурманской области, значатся: сухой док и все объекты, необходимые для начала строительства первого Основания гравитационного типа: бетонные заводы, арматурные цеха, опалубочные цеха. Первоначально продукцией верфи в рамках проекта «Арктик СПГ-2» будут являться три железобетонные морские платформы с установленными на них верхними строениями — технологическими линиями по сжижению газа. Фактически это три автономных завода мощностью более 5,5 млн тонн в год сжиженного природного газа каждый. Мощности в дальнейшем могут быть использованы для производства морских сооружений различного назначения для освоения Арктики.

Ожидается начало работы верфи в 2019 году. «Арктик СПГ-2» «Новатэк» обещает запустить в 2023 году с выходом на полную мощность предприятия в 2026 году.

К строительству центра привлечены специалисты как из Мурманской области, так и из других регионов России. В ближайших планах — строительство в Белокаменке вахтового жилого комплекса для размещения сотрудников верфи.

Среди подрядных организаций замечены мурманчанами и китайские специалисты. Китай активно интересуется и арктической повесткой в целом и производством СПГ на Ямале в частности. В акционерный капитал уже работающего комплекса «Ямал СПГ» наряду с французской «Тотал» входят китайские компании: Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) (20%), Фонд Шёлкового пути (9,9%).

К «Арктик СПГ-2» присматривается саудовская государственная нефтяная компания Saudi Aramco и уже заявила о намерении войти в акционерный капитал, но конкретные параметры сделки еще неизвестны. Интерес этот появился не случайно — Саудовская Аравия рассматривает проект как диверсификацию своего газового бизнеса из-за сохраняющейся напряженности в отношениях с Катаром. О серьезности намерений говорит и то, что председатель совета директоров Saudi Aramco стал в декабре почетным гостем церемонии торжественной отгрузки первой партии сжиженного газа, произведенной «Новатэком» на Ямале, несмотря на 30-градусный мороз.

«Новатэк» за последний год активно проявился и среди мировых игроков СПГ, и в российских, и в мировых СМИ как грамотный игрок на рынке сжиженного газа. Несмотря на снижение финансовых показателей за прошлый год, связанное с эффектом высокой базы, в компании прогнозируют устойчивое развитие в среднесрочной перспективе.

Для того чтобы первый сжиженный газ вышел в 2023 году с нового СПГ-терминала, необходимо и найти финансирование для реализации проекта, и к 19-му году достроить Центр крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке. Как видно, по всем направлениям «Новатэк» движется поступательно и в срок.

В отличие от других заявленных инвестиционных проектов — проекта судоремонтного завода береговой базы обеспечения шельфовой добычи углеводородов «Роснефти» в Росляково, где работы пока не начались, и проекта развития Мурманского транспортного узла, где есть вопросы с инвесторами и финансированием, проект «Новатэка» развивается наиболее уверенно.

«Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа на первой очереди своего завода. Общая мощность завода превысит 16,5 млн т СПГ в год, а стоимость проекта составила $27 млрд

Строительство первой линии завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Завод «Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер «Кристоф де Маржери», названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% «Ямал СПГ»), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

«Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта «Ямал СПГ». Мы открываем новую страницу в истории нашей компании», — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

«Ямал СПГ» — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года «Ямал СПГ» , что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

«Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем», — Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер «Кристоф де Маржери». Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что «удивлен» темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Конкурент «Газпрома»

Газ с нового завода «Ямал СПГ», освобожденный от НДПИ и пошлин, будет конкурировать на европейском рынке с российским трубопроводным газом, заявил на форуме «Газ России 2017» замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. «Тот же «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства. То есть явная потеря бюджетной эффективности как таковой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»)». Согласно его презентации, поступления в бюджет за счет НДПИ и экспортной пошлины от экспорта газа «Газпрома» составляют более ​4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Представитель НОВАТЭКа это не комментирует.

Почти весь газ «Ямал СПГ» (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. «Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил он.

Запуск «Ямал СПГ» — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация «Ямал СПГ» начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при «сверхнизких ценах». Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для «Ямал СПГ») стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие «Ямал СПГ» поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.

Как и планировалось по графику в 2017 году, в начале декабря произошло знаковое событие, первый сжиженный газ от ОАО "Ямал СПГ" был отгружен на материк. Кнопку начала отгрузки газа нажал главный инициатор и вдохновитель этого масштабного проекта - наш президент Путин В.В. Не все верили в эту затею, но были люди, которые рискнули, и в итоге выиграли - так и сказал на итоговой конференции Владимир Владимирович.

и отзывы о "Ямал СПГ" специалистов

В декабре 2017 года запущена первая очередь строительства завода, еще по одной очереди будет запущено оно в 2018 и 2019 годах. После этого будет построена четвертая - полностью на российских технологиях. По оценкам экспертов, спрос на газ в мире будет только расти, и через 20 лет потребление вырастет, ориентировочно, на 40 %, а конкретно СПГ - на 70 %. Интерес к сжиженному газу настолько велик, что на запуск первой очереди прилетел шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Что может заинтересовать компанию из Саудовской Аравии, основного поставщика газа в мире на севере России? Конечно, наш следующий возможный газовый проект в арктических широтах "Арктик СПГ-2". Саудиты не скрывают своего интереса в сотрудничестве по финансированию и освоению месторождения. Запуск дорогостоящего, уникального комплекса в местечке Яр-Сале на Ямале - эпохальное событие в мировом масштабе. Не секрет, что наша страна, наши стратегические нефтяные и газовые компании подвергнуты санкциям, в том числе, на технологии и поставку оборудования. Тем более ценно, что в таких жестких условиях первая очередь проекта была выполнена в срок и, что удивительно для нашей страны, первоначальная сметная стоимость не была превышена. Это вызвало массу одобрительных отзывов о "Ямал СПГ". Кстати, американцы аналогичный проект на Аляске пока не смогли запустить.

История ОАО "Ямал СПГ"

Ямал и прилегающие к нему территории по разведанным запасам газа занимает лидирующие позиции в России. На сегодня более 20 % российского газа находится на Ямале, так что местным месторождениям уготовано быть основной территорий по добыче этого топлива. 12 лет назад создано ОАО "Ямал СПГ", где акционерами стали компания "Новатэк" - 60 % акций, Total - 20 % акций и CNPC - 20 % акций. Недавно "Новатэк" продал 9,9 % акций Фонду "Шелковый путь", но контрольный пакет акций 50,1 % сохранил. Основное строительство развернулось в 2012 году. Суммарный объем инвестиций на все три очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

Технологии интегрированной схемы по добыче, сжижению и реализации газа

Подрядчиками "Ямал СПГ" был реализован комплексный подход к проекту российской газодобывающей компании. В Сабетта, крохотном поселении местного народа ненцев, первые вахтовики появились еще в 1980 году. Но развитие поселок и прилегающие территории получили только с освоением проекта. Начали строить морской порт, завод по сжижению газа, современный и сам поселок Сабетта, где уже проживает более 20 тысяч человек.

Газ из скважин по трубам, проложенным над землей, поступает на завод по сжижению газа. На заводе из газа отделяют газовый конденсат (жидкие примеси), метанол и другие посторонние фракции. Очищенный, идеально сухой газ идет на сжижение и потом по трубам в хранилища, в резервуары. Их здесь четыре по 160000 кубических метров. Сердцем каждой очереди завода является криогенная установка (она непосредственно сжижает газ) - сложнейшее оборудование, одних труб в ней более 40 километров. Газовый конденсат тоже находит свое применение, его направляют в специальные емкости и соответствующие танкеры транспортируют конденсат потребителям.

Морской порт компании "Ямал СПГ"

Для отгрузки сжиженного газа выстроен уникальный морской порт Сабетта. Он является ключевым звеном технологической цепочки и основной базой транспортного узла по освоению нефтегазовых месторождений Ямала и Обской губы. Порт уже сейчас обеспечил навигацию по круглый год. Порт компании "Ямал СПГ" Сабетта - это ворота в Арктику, это ключевое звено в строительстве возводимого объекта.

Транспортировка сжиженного природного газа

По отзывам, "Ямал СПГ" при выходе на проектную мощность должен отгружать 16,5 млн тонн сжиженного газа (по 5,5 млн тонн каждая очередь). Для транспортировки таких внушительных объемов газа будет создан целый флот уникальных судов из пятнадцати специально спроектированных танкеров усиленного ледокольного типа, вместимостью 173000 кубических метров каждый. Контракт на поставку газовозов стоимостью более 5 млрд долларов заключен с судостроителями из Южной Кореи. Головной танкер, который уже загрузился и ушел к заказчикам, носит имя Кристофа де Манжени - имя президента компании Total, трагически погибшего в 2014 году. Во многом это заслуга президента компании - в том, что, несмотря на санкции, французская Total осталась в проекте. Их знания, опыт и технологии очень важны в строительстве. По плану, в конце 2018 года ежемесячно должно загружаться десять газовозов. Время погрузки одного судна составляет около 20 часов.

Основные потребители

По контракту, часть газа будет закупаться учредителями акционерного общества - компаниями Total и CNPC. Среди покупателей: "дочка" Газпрома, сингапурские, испанские, английские, индийские, французские компании. Причем 96 % процентов будущих поставок уже законтрактованы и, известно, что 70-80 % сжиженного газа будет уходить в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока Россия имеет в рамках мировой торговли СПГ небольшую долю. Но, если все намеченные проекты реализуются, мы станем заметным игроком на рынке, и с нами будут считаться. До уровня крупнейшего в мире поставщика СПГ - Катара, мы не дотянемся, но стать одним из мировых лидеров вполне по силам. Президент компании "Новатэк" заявил, что запуск "Арктик СПГ-2" в 2022-2023 годах реален.

Арктические месторождения стимулируют развитие России

По мнению экспертов, освоение месторождений полуострова Ямал, Обской губы, будет являться драйвером роста экономики России. Как в XIX веке Менделеев сказал: "Богатство России будет прирастать Сибирью", так теперь богатство нашей страны будет прирастать Арктикой. Ведь для освоения этих территорий потребуются научные исследования и технологии от многих НИИ по всей стране, заказами будут загружено множество предприятий и компаний России. Тем более в условиях санкций происходит вынужденное импортозамещение, что в конечном счете оборачивается нам во благо.

Специальные технологии строительства

Этапы строительства завода "Ямал СПГ" показывают, что, несмотря на то, что санкции, безусловно, сказываются на финансировании и технологическом обеспечении, Россия нашла альтернативное финансирование и смогла самостоятельно создать необходимое оборудование. Для того чтобы смонтировать и запустить завод в условиях вечной мерзлоты, требуются уникальные технологии. Даже привлеченные иностранные специалисты по строительству подобных проектов часто не в силах были помочь. Завод монтируется из гигантских модулей, их более 300 штук. Модули создаются на материке, вес их достигает десятков и сотен тонн. Эти суперблоки перевозятся специальными судами, для выгрузки создан сверхпрочный причал, выдерживающий нагрузку более 10 тонн на 1 кв. метр. Из модулей на месте монтируется завод. Из-за вечной мерзлоты весь монтаж модулей производится на площадках, установленных на сваях, уходящих вниз на десятки метров.

Так как на Ямале нет связи с большой землей, кроме как по морю и воздуху, все здесь автономно. Должна быть собственная генерация энергии и тепла. В стадии строительства находится ГТЭС мощностью 370 мВт электроэнергии и 150 мВт тепловой энергии. Даже поезда, которые вскоре пойдут по железной дороге до Сабетты, будут единственными в мире, использующими в качестве топлива СПГ.

Сабетта - поселок вахтовиков

Сегодня по численности населения и условиям проживания Сабетта - уже не поселок, а город. Изначально название поселения было Сабета (с одним "т"), потом как-то итальянонизировалось. В 90-е годы, когда количество буровых и геологоразведывательных работ сильно сократилось, население поселка упало до нескольких десятков человек. Но с 2012 года, с началом строительства Ямальского проекта, пошел бурный рост населения, и поселок превратился в город. В условиях вечной мерзлоты созданы достойные условия для работы и отдыха работников газодобывающей компании. Большинство проживающих здесь работают вахтовым методом, и условия жизни специфичны: работа-дом, работа-дом. Дом - это общежития с комнатами на 4-8 человек. Условия жизни достойные, просторные столовые, большие спортивные и тренажерные залы для тех, у кого остались силы после напряженной смены. Для всех строгий сухой закон, нарушил - "до свидания", на материк.

Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

События, происходящие сейчас на Ямале, бывают раз в сто лет. Значимость развития проекта сравнима с освоением Западной Сибири 50-60 лет назад. Надо учитывать все возрастающую роль СПГ в газовом балансе мира. В связи с тем, что самые быстрорастущие рынки находятся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, организовать в эти страны поставки газа по трубам часто просто невозможно. По оценкам экспертов, если все намеченные нашими газодобытчиками планы осуществятся, к 2030 году доля рынка мирового СПГ у России может достичь 15 %. А все Ямальские месторождения могут выйти на объемы 70 млн тонн сжиженного газа. Даже сейчас отзывы о Ямал СПГ - самые восторженные. по проекту через несколько лет выйдет на грузооборот 30 млн тонн. Уже сегодня, благодаря постройке круглогодичного порта на Ямале, объем перевозок по северному морскому пути вырос в два раза. Кроме продукции газовой отрасли порт будет обрабатывать и другие грузы, необходимые для северных территорий. Безусловно, он будет задействован и в интересах министерства обороны России, т. е. имеет стратегическое значение.

Вакансии вахтой

Завод "Ямал СПГ" развивается и, естественно, требуются специалисты на возводимом производстве. Требуются инженеры, рабочие, операторы самых разных специальностей. Заработная плата начинается от 85000 рублей, для ведущих специалистов - в 2-3 раза больше. Контакты "Ямал СПГ": Ямало-Ненецкий Автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале.