Эсминец сторожевой 1915. «Сторожевой. Вспомогательные устройства и системы

  • 13.03.2020

«Сторожевой»

Головной корабль проекта 7У. Принят госкомиссией 6 октября 1940 года, но подъем флага и официальное включение в состав КБФ состоялось только 12 ап­реля следующего года.

14 июня, за неделю до начала войны, отряд легких сил флота был переведен из Таллина в Усть-Двинск. В составе 2-го дивизиона эсминцев находился и «Сторожевой».

В первые дни Великой Отечественной эсминец занимался постановкой оборони­тельных минных заграждений. Первую по­добную операцию он успешно выполнил 24 июня в Ирбенском проливе. Второй выход на задание - вечером 26 июня. «Стороже­вой» шел вместе с эсминцами «Стойкий», «Сердитый» и «Энгельс» со скоростью 16 узлов. В действии были котлы № 2 и № 4, остальные два - на поддержке. На палубе находилось 75 якорных мин.

27 июня в 2.27 «Сторожевой» внезап­но подвергся атаке пяти немецких тор­педных катеров - «шнелльботов» 3-й флотилии кригсмарине. Одна из выпущен­ных торпед попала в левый борт корабля в район 46 - 58-го шпангоутов. Судя по силе взрыва, произошла детонация но­совых артиллерийских погребов. Вся но­совая часть эсминца до 58-го шпангоута вместе с носовой надстройкой и мачтой оторвалась и мгновенно затонула. Пер­вое котельное отделение и передняя тру­ба превратились в груду искореженного металла. Погиб командир корабля капи­тан 3 ранга И.Ф.Ломакин и еще 84 члена экипажа. Кстати, с наших эсминцев кате­ра так и не были обнаружены: в течение долгого времени считали, будто «Сторо­жевой» торпедировала подводная лодка...

Кормовая часть эсминца осталась на плаву. Турбины и 3 паровых котла сохра­нили работоспособность. Моряки энер­гично включились в борьбу за живучесть корабля; появившуюся течь удалось ус­транить. В 16.00 «Сторожевой» - вернее, то, что от него осталось, - был взят на буксир эсминцем «Энгельс», позже по­дошли другие суда. В несколько этапов изувеченный корабль отбуксировали сна­чала в Таллин, а затем - в Кронштадт. 7 июля его ввели в док Трех эсминцев, где в течение последующих месяцев среза­ли трубу и разрушенные металлокон­струкции, заделали пробоины, подкрепи­ли переборку на 72-м шпангоуте. 20 но­ября «Сторожевой» перевели в Ленин­град. Восстановление корабля в услови­ях блокады казалось нереальным, и он простоял в законсервированном виде до августа 1942 года. За это время эсми­нец получил дополнительные поврежде­ния: 24 мая в район котельного кожуха второй трубы попал немецкий снаряд калибром 6 - 8 дюймов. В результате вышли из строя два котельных турбовентилятора, парокомпрессор, несколько рядов водогрейных трубок, оборудова­ние ПЭЖ, появились пробоины в обшив­ке и переборках...

Но несмотря ни на что, «Сторожевой» вернулся в строй! 9 августа его переве­ли на завод № 189. Проект восстановле­ния был весьма необычен. Изготовить носовую часть заново не представлялось возможным: в блокадном Ленинграде ощущалась нехватка листовой и про­фильной стали, отсутствовали и 130-мм орудия Б-13. Зато имелся большой за­дел по корпусам эсминцев проекта 30. Так возникла идея пристыковать к «Сто­рожевому» носовую часть от корабля другого типа.

Правда, использовать уже готовую оконечность корпуса не удалось, поэто­му ее решили построить заново, но мак­симально используя готовые элементы и корпусные конструкции. Так, вертикаль­ный киль, набор, настил платформы и обшивку до нижней палубы сняли с за­ложенного на заводе № 189 эсминца «Организованный» (С-311). С заво­да № 190 доставили форштевень, якор­ные клюзы, металлоконструкции корпу­са и секции надстроек, жесткий барабан под башню Б-2ЛМ и другие элементы. Поскольку ширина корабля проекта 30 была больше, набор в районе 56 - 72-го шпангоутов пришлось несколько изме­нить, чтобы получился плавный переход от одних обводов к другим.

Носовую часть построили на малом стапеле завода № 189 за 2,5 месяца, а 9 октября 1942 года спустили на воду. В течение двух последующих недель ее пристыковали в плавучем доке к корпусу «Сторожевого». С 25 октября по май 1943 года продолжался ремонт корабля на плаву. Несмотря на массу постоянно воз­никавших проблем, все работы были ус­пешно завершены, и 10 сентября, после проведения швартовых и приемных ис­пытаний эсминец проекта 7У/30 «Сторо­жевой» вернулся в строй. Вместо двух носовых орудий Б-13 корабль имел спа­ренную 130-мм башенную установку Б-2ЛМ (общий боезапас 744 130-мм вы­стрела), вместо 45-мм пушек -6 авто­матов 7-К (боезапас 9000 выстрелов); остальное вооружение (2 торпедных ап­парата 1-Н, 2 76-мм орудия 34-К и 4 пу­лемета ДШК) осталось прежним. Допол­нительно была установлена английская РЛС типа 291. Длина корпуса (наиболь­шая) увеличилась до 113,5 м, осадка - до 4,18; ширина не изменилась. Стан­дартное водоизмещение составило 1892 т, нормальное - 2046 т, полное - 2453 т. Мощность и скорость полного хода в ус­ловиях военного времени не замерялись.

Участие в боевых действиях восста­новленного эсминца ограничилось об­стрелами вражеских позиций под Ленин­градом.

В годы войны «Сторожевым» коман­довали капитан 3 ранга И.Ф.Ломакин (по­гиб 27.6.1941), капитан-лейтенант М.П.Кузьмин (с июля по декабрь 1941 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (до де­кабря 1942 г.), капитан 3 ранга Э.И.Лазо (до 15.5.1943) и капитан-лейтенант (за­тем капитан 3 ранга) Д.Я.Самус (до кон­ца войны).

Сторожевой - первый советский эсминец доступный игрокам в World of warships. Этот корабль расположен на втором уровне.

Характеристики корабля Сторожевой в WoWs

Характеристики эсминца Сторожевой в World of warships показаны на рисунке.


Применение торпед - главной силы эсминца на советском корабле ограничено дальностью. Эффективно применять торпедное вооружение можно только подбираясь на близкую дистанцию - менее 3 километров к врагу. Лучше всего неожиданно для соперника выплывать из-за острова и проводить молниеносную атаку. У Сторожевого в World of warships достаточно комфортные углы наводки торпед.

На Сторожевом установлено пять торпедных аппаратов, в каждом из которых по две торпеды.


Артиллерийское вооружение на Сторожевом достаточно мощное, для корабля класса эсминец. Три орудия с малым временем перезарядки и хорошей баллистикой, к тому же башни главного калибра вращаются практически также быстро, как и на американских судах. Дальность стрельбы до 10 километров, что является хорошим показателем не только для эсминцев, но и для крейсеров второго уровня.

Как играть на Сторожевом в World of warships

Технические характеристики корабля Сторожевой указывают на то, что на этом судне нужно стараться максимально эффективно использовать артиллерийское вооружение, при чем стрелять можно даже с дальней дистанции. Пускай много урона за один залп нанести не удастся, но тем не менее на советском эсминце можно долго и планомерно наносить повреждения вражеским судам. Сберечь свой корабль от огня можно простыми маневрами, - сменой курса и скорости.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Данный текст является продолжением поста и описывает корабли 2 и 3 ранга Альтфлота СССР.

с упорством, достойным, быть может, и лучшего применения, я продолжил конструировать свою реальность

Эсминцы

реальная история

Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был создан американскими конструкторами в начале 1930-х годов; назначением новых эсминцев было проведение дальних флотских операций в Tихом океане и поддержка действий собственных эскадренных миноносцев. В американском бюджете на 1933/1934 финансовый год было профинансировано строительство 4 эсминцев типа. Однако спустя два месяца после того, как Франклин Д. Рузвельт стал президентом, им был подписан закон, согласно которому число строящихся эсминцев типа возросло до 8 единиц.

«Портер» представлял собой Лидер, стандартным водоизмещением 1850 тонн,с габаритами 116 на 11,2 метра и с осадкой 3,2 метра. Две паровые турбины, питались четырьмя котлами и развивали мощность 50 000 л. с. «Портер» давал максимальную скорость 35 узлов, а Дальность плавания на 12 узлах составляла 6500 миль, а на 15 узлах - 6000 миль. Экипаж 175-194 человека. Вооружение состояло из четырех двухорудийных пятидюймовых башен4х2 127-мм/38Mark 12, а Зенитная артиллерия из четырех спаренных пулеметов калибра 12,7-мм пулемёта. На корабле размещалось два счетвёренных торпедных аппаратов калибра 533-мм.

Альтернативная история

В декабре 1933 года, кроме давно ожидавшегося мировой общественностью установления дипломатических отношений между СССР и США, был подписан оказавшийся неожиданностью для Лиги Наций «Договор дружбе и военном союзе СССР и США». Тогда же, кроме договоров аренды земли и акватории, было заключено шесть контрактов, связанных с восстановлением обороноспособности СССР.

Первым оказался договор на лицензионное производство без права продажи третьим странам 152-мм башен, которые были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм.

Второй договор на тех же условиях касался одноорудийных и двухорудийных башен с противоосколочным бронированием с новейшей универсальной пятидюймовкой - 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов искорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться как с надводными целями, так и с авиацией противника.

Третий договор предусматривал реконструкцию в 1934-1935 годах бывших «Путиловских верфей», в том числе их подготовка для сварки корпусов крейсеров и эсминцев, а также использование листов больших размеровс тем, чтобы обеспечить техническую готовность верфей к закладке двух легких крейсеров не позднее весны 1936 года.

Четвертымбыл подписан контракт на строительство шести легких крейсеров оригинального проекта, основанного на проекте легкого крейсера типа Бруклин – два на американских верфях, и четыре на советских, после их реконструкции по третьему контракту. На период от закладки до спуска на воду отводился год, а на период от спуска до ввода крейсера в строй – полтора года. План-графиком предусматривалась доработка проекта в 1934 годуи закладка в 1935 году двух крейсеров в США, а в 1936 и 1938 годах- по два крейсера в СССР. Часть машин и механизмов советского производства в крейсерах должна была составить для первой пары крейсеров 0%, для второй – 20%, и для третьей – 80%.

Пятым контрактом предусматривалось строительство установочной серии из 8 эсминцев, и техническая помощь в освоении проекта советской промышленностью.

США предложили советам эсминцы типа «Мэхен» нормальным водоизмещением 1490 тонн и лидеры типа «Портер», нормальным водоизмещением 1850 тонн

После продолжительной дискуссии советская делегация приняла революционное решение, положившее начало новому подходу в военном кораблестроении. Было ясно, что ни экономические, ни кораблестроительные мощности СССР никак не могут ему позволить встать в один ряд с крупными морскими державами. Поэтому вместо небольших эсминцев, или какого-либо сочетания, типа на 4 эсминца – один лидер, было принято решение строить исключительно лидеры, что давало возможность создавать локальное превосходство над потенциальным противником непосредственно в точке конфликта.

В 1933 году Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был почти без изменений приняткак основной для реализации пятого контракта между СССР и США:

Была усилена лишь ПВО, и на эсминцах установили 3х2 40-мм ЗАУ «Бофорс» и 4х1 20-мм ЗАУ «Эрликон»:

Все восемь «американцев» были заложены в 1934-1935 годах, спущены на воду в 1935-1936и вошли в строй в 1937-1938 годах.

Строительство в СССР началось после завершения реконструкции нескольких верфей в 1936 году, и к 1940 году в строй вошли еще 24 эсминцев, доведя общее число новых эсминцев до 32, по 8 на каждый из флотов.

Кроме этого, удалось восстановитьвсе 17 эсминцев типа Новик, доставшихся от царского флота:

Эсминцы типа «Новик», перевооружили, установив типовой для нового советского флота набор вооружения:

Спаренные торпедные аппараты для 45см торпед времен Первой Мировой войны демонтировали, как и артиллерийское и зенитное вооружение. На корабле появился Асдик. Артиллерийским вооружением эсминцев типа Новик-бис стали две универсальные одноорудийные башенные артустановки 127-мм/38 Mark 12, а зенитным – 8 спаренных 40мм Бофорсов, а также 2х1 20мм Эрликон.Кроме того, на корме установили два сбрасывателя для глубинных бомб. Таким образом, когда-то грозный торпедный корабль, по футбольным меркам, «нападающий», превратился в достаточно опасный для любого противника шлюп - «защитник», чрезвычайно востребованный при формировании любого конвоя в последующие военные годы.

Тем временем, был пересмотрено и вооружение первенца советского военного кораблестроение – сторожевого корабля Ураган:

Стало ясно, что у него нет шансов применить свое торпедное вооружение – он недостаточно мелкий, чтобы незаметно подкрасться к противнику, и недостаточно быстрый, чтобы стремительно атаковать. Новая советская концепция применения торпедного оружия предполагала его использование в авиации, подводных лодках, торпедных катерах и, в исключительных случаях, эсминцами.

Таким образом, торпедный аппарат с 45см царскими торпедами, а также носовое артиллерийское орудие 102мм было демонтировано. Ураган-Бис получил Асдик для поиска подводных лодок, который существенно поднял эффективность противолодочного вооружения, и 3 спаренных 40мм Бофорса, усиливших его ПВО:

Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенны­ми в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе об­разцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступле­нии в строй не имели современного зе­нитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнару­жения подводных лодок и т.д. Кроме то­го, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия раз­мещения экипажа, невысокую (относи­тельно техзадания) скорость хода, по­средственную мореходность,

ненадеж­ное рулевое устройство.

Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впер­вые в отечественном флоте ГЭУ рабо­тала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась ком­пактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые на­бор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были примене­ны оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Кор­пуса СКР, несмотря на облегчение, ока­зались более прочными

Накопленный опыт эксплуатации ко­раблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к пе­реоценке их качеств руководством Нар­комата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с до­кладом о технике флота, начальник Уп­равления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовле­творяют тактико-техническим требова­ниям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораб­лям иностранных флотов постройки 1930 - 1934 годов.

Разумеется, кораблестроительная программа Альт СССР была построена так, что по мере падения водоизмещения число кораблей увеличивалось, то есть сторожевых кораблей было построено больше, чем эсминцев - 48 СКР дополнили 32 ЭМ. Современных же легких крейсеров к началу Войны оставалось 4:

Тип кораблей

Реальная история (РИ)

Альтернативная история (АИ)

в строю

в постройке

в строю

в постройке

Линкор типа «Севастополь»

Линкор типа «Советский Союз»

Тяжелый крейсер

Легкий крейсер типа «Светлана»

Крейсер типа «26 Киров»

Крейсер типа 68-К «Чапаев»

Крейсер типа «Бруклин»

Эсминцы типа «Новик»

Лидер эсминцев водоизмещением более 2000 тонн

Эсминец проекта 7

Эсминец проекта Портер-бис

Сторожевые корабли типа Ураган

Сторожевые корабли типа Ураган-бис

Охотники за подводными лодками

Тральщики

Подводные лодки советских проектов

Подводные лодки тип VII

Подводные лодки тип IX

Подводные минные заградители типа «Калев»

Торпедные катера

Пехотно-десантные корабли

ТТХ реальных кораблей, упомянутых в посте:

Тактико-технические данные

ЭМ «Портер»

ЭМ "Проект 7 "

ЭМ "Новик "

СКР "Ураган "

Водоизмещение нормальное, т

1850

1657

1280

Длина наибольшая, м

102,42

71,5

Ширина наибольшая, м

11,2

10,2

9,52

Осадка максимальная, м

3,27

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

50000

50500

41910

7040

Скорость хода полная, узлов

Скорость хода экономическая, узлов

Дальность плавания экономическим ходом, миль

6500

2800

1760

1200

Экипаж в мирное время, чел.

Артиллерийское вооружение

4 – 130/50-мм Б-13

4 х 1 102мм

2×1 102мм

Торпедное вооружение:

2х4 ТА 53см

2х3 ТА 53см

4х2 ТА 45см

1×3 ТА 45см

Зенитная артиллерия

12,7-мм пулемёта

2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К.

4×1 7,62мм

2×1 7,62мм

Водоизмещение стандартное 1850 т, нормальное 2150 т, полное 2400 т. Размерения 112.5 х 10.2 х 4.2 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная: на 8 кораблях ТЗА "ГТЗА-24", 60000 л.с., на 10 кораблях ТЗА "Метро-Виккерс" и "Парсонс", 54000 л.с. Скорость 36 ("Метро-Виккерс", "Парсонс") - 39.6 ("ГТЗА-24")/20 узлов, дальность 1400 миль. Вооружение: 4 х 1 х 130/50 мм в установках Б-13-2 , 2 - 3 х 1 х 76/55 мм в установках 34-К, 3 х 1 х 45/46 мм в установках 21-К (демонтированы к 1943 г.), 5 - 8 х 1 х 37/67.5 мм в установках 70-К, 4 х 12.7 мм пулемета ДШК, или 2 х 2 х 12.7 мм пулемета Кольта-Браунинга, 2 х 3 х 533 мм торп. аппарата 1-Н, 6 торпед 53-38, 10 глубинных бомб Б-1 и 20 глубинных бомб М-1, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливались во время войны), 58 мин КБ или 62 мины обр. 1926 г. Экипаж 190 - 225 матросов и старшин, 25 офицеров.
С 1944 - 1945 гг. устанавливались РЛС обнаружения надводных целей типа "Гюйс-1" ("Строгий") или типа 291 пр-ва Великобритании ("Сообразительный", "Сильный", "Славный", "Сторожевой", "Вице-адмирал Дрозд", "Свирепый", "Страшный"), управления огнем типа 284 пр-ва Великобритании (на большинстве эсминцев) или типа "Мина" отечественного производства. Гидроакустическое оборудование: ШПС "Марс", система ЗПС "Арктур", во время войны устанавливалась ГАС "Дракон-128с/Асдик" пр-ва Великобритании.

Силуэт эскадренного миноносца ""Сторожевой"" после восстановительного ремонта

1. СТОРОЖЕВОЙ (КБФ)
Водоизмещение стандартное 1892 т, нормальное 2046 т, полное 2453 т. Длина 113,5 м. Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в январе 1938 г., спущен 2.10.1938 г., вст. в строй 6.10.1940 г. Тяжело поврежден в результате атаки пяти немецких торпедных катеров 27.06.1941 г. (оторвана носовая часть, 85 человек пропали без вести). Отбуксирован в Таллинн, затем в Кронштадт и далее - в Ленинград. В ремонте с 9.08.1942 по май 1943 г. Для воссоздания оторванной использована носовая часть недостроенного эсминца "Организованный" проекта 30 с одной двухорудийной башней Б-2ЛМ. При ремонте все 45 мм орудия заменены на 6 x 1 х 37/67.5 мм автоматами в установках 70-К. Оснащен РЛС типа 291 производства Великобритании. Вновь введен в строй в сентябре 1943 г. С 17.02.1956 г. - учебный эсминец. Исключен из списков 11.03.1958 г. Разобран на металл в Лиепае в 1958-1959 гг.

2. СЕРДИТЫЙ (КБФ)
Заложен 27.10.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 15.10.1938 г., спущен 21.04.1939 г. До 25.09.1940 г. "Лихой". Вст. в строй 15.10.1940 г. Тяжело поврежден 19.07.1941 г. бомбардировщиками "Ю-88" у о. Вормс и через час затонул. Корпус поднят по частям в 1949 - 1952 гг. и разобран на металл в Таллинне.

3. СТОЙКИЙ (КБФ)
Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 26.12.1938 г., вст. в строй 18.10.1940 г. 3.04.1942 г. удостоен гвардейского звания. С 13.02.1943 г. "Вице-адмирал Дрозд". Прошел модернизацию с 2.11.1951 г. по 7.02.1956 г. С 6.02.1960 г. - корабль-цель "ЦЛ-54". Затонул во время шторма 2.07.1961 г. у мыса Таран.

4. СИЛЬНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в январе 1938 г., спущен 1.11.1938 г., вст. в строй 31.10.1940 г. Тяжело поврежден авиабомбами в Кронштадте 21.09.1941 г. Находился в ремонте с октября 1941 по 30.12.1941 г. (Ленинград). Прошел модернизацию летом 1942 г. В ремонте с ноября 1944 г. по май 1945 г. (Ленинград). Прошел модернизацию с 19.11.1948 г. по 10.12.1954 г. С 20.02.1959 г. пероборудован в корабль-цель "ЦЛ-43". Исключен из списков 21.01.1969 и разобран на металл в Таллине.

5. СМЫШЛЕНЫЙ (ЧФ)
Заложен 15.10.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен 27.06.1938 г., спущен 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Полезный". Вст. в строй 10.11.1940 г. Тяжело поврежден при подрыве на советской мине у Керченского пролива 5.03.1942 г. и затонул во время шторма 7.03.1942 г.

6. СЛАВНЫЙ (КБФ)
Заложен 31.08.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 31.01.1939 г., спущен 19.09.1939 г., вст. в строй 31.05.1941 г. Участвовал в эвакуации гарнизона п-ва Ханко в ноябре 1941 г. 3.11.1941 г. по ошибке потопил огнем главного калибра катер МО №112. Участвовал в Выборгской 10 - 20.06.1944 г. наступательной операции. Прошел ремонт и модернизацию с 10.07.1947 по 6.07.1955 г. 6.02.1960 г. переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-44", а 30.06.1961 г. - в плавучую мишень "СМ-20". Исключен из списков ВМФ 4.03.1964 г. и разобран на металл в Лиепае.

7. СМЕЛЫЙ (КБФ)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 30.04.1939 г., вст. в строй 31.05.1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на германской мине 27.07.1941 г. в Ирбенском пролива. По другой версии торпедирован германским торпедным катером "S-54" или подводной лодкой, однако эта версия вероятнее всего ошибочна. Экипаж был снят тральщиком "Фугас", и эсминец был потоплен ТКА №73 в связи с невозможностью буксировки.

8. СУРОВЫЙ (КБФ)
Заложен 27.10.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 1.02.1939 г., спущен 5.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Летучий". Вст. в строй 31.05.1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на мине и затоплен экипажем 14.11.1941 г. у м. Юминда. Экипаж снят тральщиком Т-217.

9. СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (ЧФ)
Заложен 15.10.1936 г., перезаложен 3.03.1939 г., спущен 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Прозорливый". Вст. в строй 7.06.1941 г. 1.03.1943 г. удостоен гвардейского звания. В ремонте с 19.12.1945 по 25.08.1947 г. Перестроен по проекту 32 в спасательное судно в 1951 - 1958 гг. В резерве с 27.03.1960 г. Переклассифицирован в судно-цель с 14.09.1963 г. Исключен из списков ВМФ 19.03.1966 г. Предложение сохранить эсминец в качестве памятника или музейного экспоната было отвергнуто руководством ВМФ. Разобран на металл в Инкермане в 1966 - 1968 гг.

10. СТРАШНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 8.04.1939 г., вст. в строй 22.06.1941 г. Отличался электрооборудованием на переменном токе (проект 7УЭ). Подорвался на мине 16.07.1941 г. у мыса Пакры. Находился в ремонте с 23.09.1941 по 15.04.1942 г. (Ленинград). Прошел модернизацию с 10.07.1947 по 10.01.1953 г. Разоружен 18.04.1958 г. и переоборудован в учебно-тренировочную станцию "УТС-83". Исключен из списков ВМФ 12.01.1960 г. и разобран на металл.

11. СПОСОБНЫЙ (ЧФ)
Заложен 7.07.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен 7.03.1939 г., спущен 30.09.1939 г. До 25.09.1940 г. "Подвижный". Вст. в строй 24.06.1941 г. Подорвался на советской мине у Новороссийска 8.01.1942 г. (оторвалась носовая оконечность). Восстановлен и модернизирован к маю 1943 г. 6.10.1943 г. потоплен бомбардировщиками "Ю-87" у Ялты.

12. СВИРЕПЫЙ (КБФ)
Заложен 29.11.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 30.12.1938 г., спущен 28.08.1939 г., вст. в строй 18.07.1941 г. Участвовал в Красносельско-Ропшинской наст. операции в январе 1944 г. Прошел модернизацию 10.07.1947 - 2.01.1951 г. (завод "Нептун", Росток, ГДР). Исключен из списков ВМФ 28.01.1958 г. и разобран на металл.

13. СТАТНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.12.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 29.12.1938 г., спущен 24.11.1939 г., вст. в строй 18.07.1941 г. Тяжело поврежден 18.08.1941 г. при подрыве на мине у о. Муху (оторвалась носовая оконечность). Затонул 22.08.1941 г. во время шторма. Корпус поднят по частям в 1957 г. и разобран на металл в Таллинне.

14. СКОРЫЙ (КБФ)
Заложен 29.11.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 23.10.1938 г., спущен 24.07.1939 г., вст. в строй 1.08.1941 г. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда.

15. СОВЕРШЕННЫЙ (ЧФ)
Заложен 17.09.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен в 1938 г., спущен 25.02.1939 г. До 25.09.1940 г. "Бесстрашный". Вст. в строй 30.09.1941 г. Подорвался на советской мине 30.09.1941 г. у Севастополя, отбуксирован в Севастополь и поставлен в сухой док. В доке тяжело поврежден бомбардировщиками "Хе-111" и "Ю-88" 12.11.1941 г. После восстановления потоплен немецкой авиацией в бухте Севастополя 8.06.1942 г. Поднят 28.10.1945 г. и сдан на слом.

16. СВОБОДНЫЙ (ЧФ)
Заложен 23.08.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен в 1938 г., спущен 25.02.1939 г. До 25.09.1940 г. "Бесшумный". Вст. в строй 2.01.1942 г. Потоплен 10.06.1942 г. бомбардировщиками "Ю-88" в Севастополе. Поднят и сдан на слом в 1953 г.

17. СТРОГИЙ (КБФ, СФ с 11.10.1958 г.)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 26.10.1938 г., спущен 31.12.1939 г., условно принят в состав ВМФ в сентябре 1941 г. Окончательно достроен к 15.09.1942 г. Участвовал в Красносельско-Ропшинской наст. операции в январе 1944г. Прошел испытания в августе - октябре 1945 г. и 10.12.1945 г. официально зачислен в состав КБФ. Перестроен по проекту 32 в спасательно-дезактивационное судно 30.11.1953 г. С 20.03.1956 г. - "СДК-13", с 27.12.1956 г. - "СС-18". 14.09.1963 г. переклассифицирован судно-мишень "СМ-16". Исключен из списков ВМФ 26.06.1964 г. и разобран на металл в Мурманске в 1964 - 1965 гг.

18. СТРОЙНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.12.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 29.12.1938 г., спущен 29.04.1940 г., условно принят в состав ВМФ в сентябре 1941 г. Окончательно достроен к 15.09.1942 г. Прошел испытания в августе-октябре 1945 г. и 11.12.1945 г. официально вошел в состав КБФ. Перестроен по проекту 32 в спасательно-дезактивационное судно в 1953 - 1956 гг. С 20.03.1956 г. - "СДК-10", с 27.12.1956 г. - "СС-17". 27.08.1963 г. переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-2". Исключен из списков ВМФ 25.08.1965 г. Разобран на металл в Лиепае в 1965 - 1966 гг.

Приносят телефонограмму. Читаю: «В главной базе объявлен большой сбор». Смотрю на часы: без пяти два. «Значит, война?» И как бы в ответ вдруг ясно различаю глухие взрывы со стороны Приморского бульвара. На мгновение город освещает желтое зарево. По небу рыскают длинные щупальца прожекторов. В их лучах - самолет...

Зенитной батарее открыть огонь! - кричу я...

Как только заговорили орудия нашего эсминца, открыли огонь все стоящие у минной стенки корабли». Такой запомнилась ночь на 22 июня 1941 года капитан-лейтенанту С. Воркову - командиру эсминца «Сообразительный».

Спустя четыре года, командир этого гвардейского корабля подвел итоги боевой службы: «56 раз эсминец обстреливал вражеские боевые порядки, подавил более десяти батарей, уничтожил до 30 танков и машин, много живой силы. Более 2700 снарядов главного калибра израсходовал он, участвуя в артиллерийской поддержке наших сухопутных войск. Отконвоировал без потерь в Одессу, Севастополь, Феодосию и порты Кавказа 59 транспортов...

Перевез на борту около 13 тыс. человек раненых и эвакуированных из Одессы и Севастополя.

Более тысячи тонн боезапаса перевез в Одессу и Севастополь. Отразил более 100 атак авиации врага... Сбил пять самолетов противника. 200 раз эсминец выходил на боевые действия, пройдя более 60 тыс. миль без ремонта. За войну почти 200 суток он пробыл в море и не потерял ни одного бойца. Не было на корабле и раненых». Вот каков боевой путь «Сообразительного» - одного из самых прославленных эсминцев типа «Сторожевой».

На эсминцах типа «Гневный» (см. ТМ № 1 за 1972 г.) было принято линейное расположение силовой установки, при котором котлы и турбины размещались двумя группами. Первая состояла из трех котельных отделений, вторая - из двух машинных. Будучи весьма компактным, такое расположение таило в себе, однако, серьезную опасность: при удачном попадании один вражеский снаряд способен вывести из строя сразу обе турбины и полностью лишить корабль хода. Когда создавались эсминцы типа «Гневный», такое попадание считалось чрезвычайно маловероятным, и им пренебрегали. Но со временем утвердилась точка зрения, согласно которой даже столь маловероятная возможность полного вывода корабля из строя стала считаться недопустимой. И в 1937 году было принято решение перепроектировать эсминец, перейдя на эшелонное расположение главной силовой установки.

На корабле размещаются два последовательных комплекта - каждый состоит из двух котельных и одного машинного отделения. Хотя при новом расположении увеличивается длина машинно-котельной установки, а следовательно, и вероятность ее поражения, зато один вражеский снаряд никогда не может полностью лишить корабль хода. В самом худшем случае, когда снаряд, попав в район переборки между котельным и машинным отделениями, разом выводит из строя котел и турбину, корабль теряет всего 25% в скорости.

В 1939 году в строй вступил Сторожевой - головной корабль усовершенствованной серии. Его конструкторы, основываясь на опыте службы эсминцев типа «Гневный», устранили ряд недостатков. Так, в некоторых связях корпуса развивались высокие- напряжения, из-за чего возникали трещины в районе полубака. На «Громком» провели тщательное тензометрирование набора корпуса - корабль плавал в Баренцевом море при сильном волнении. Результаты замеров были учтены при создании эсминцев типа «Сторожевой».

Обслуживание трех котлов и двух турбин, установленных на эсминцах предшествующего проекта, доставляло морякам немало хлопот, ибо один котел приходилось «делить» на две турбины. Эшелонное расположение машинно-котельной установки автоматически устранило это неудобство. Для улучшения условий быта в суровых климатических условиях была увеличена толщина тепловой изоляции корпуса. Были заново спроектированы более паропроизводительные котлы и более мощные вспомогательные турбогенераторы. Мощность же каждой из двух главных турбин была увеличена с 25 тыс. л. с. до 30 тыс. л. с. без изменения поковок и отливок. Вообще переход от постройки «Гневных» к постройке «Сторожевых» был осуществлен быстро и сравнительно безболезненно - благодаря накопленному опыту и сохранению большинства механизмов, заготовок и вооружения.

Неся примерно то же вооружение, что и «Гневный», «Сторожевой» был надежнее, быстроходнее и удобнее в обслуживании. Эсминцы этих типов можно различить по внешнему виду - «Гневные» - однотрубные корабли, а «Сторожевые» - двухтрубные. Опыт второй мировой войны не дал однозначного ответа на вопрос, какое расположение силовой установки выгоднее - линейное или эшелонное. Немцы, например, строили свои эсминцы по линейной схеме, американцы - по эшелонной. И те и другие одинаково страдали от мин, торпед и авиационных бомб.

Одной из загадок долгое время оставалась необычайная мощность вооружения японских эсминцев. При водоизмещении всего 1360 т эсминец типа «Кавасаки» нес восемь торпедных труб и пять 127-мм орудий. Секрет разрешился после войны, когда к нам попали трофейные японские корабли. Оказалось, что на эсминцах Страны восходящего солнца никакие жилые помещения не предусматривались: матросы спали на циновках прямо на палубе, у своих боевых постов. Камбуз заменяли обычные полевые кухни для варки риса и чая. Отопления не было. Тепловая изоляция и даже окраска внутренней части корпуса отсутствовали. Междупалубное расстояние составляло всего 2 м вместо 2,2 м на английских, американских и немецких эсминцах. Не удивительно, что на японских кораблях можно было разместить гораздо больше вооружения.

Советские эсминцы без ущерба для удобства размещения экипажей по мощности артиллерийского залпа, по маневренности, ходкости, мореходности тоже превосходили английские, германские и отчасти американские. И с первых до последних дней Великой Отечественной войны наряду с эсминцами типа «Гневный» несли нелегкую боевую службу их младшие братья: «Сторожевой», «Сообразительный», «Вице-адмирал Дрозд», «Стерегущий», «Смышленый», «Смелый».