Когда отпустят арбузова виталия. Бизнесмен Виталий Арбузов: кто он такой и за что задержан? Какие претензии у государства

  • 06.03.2023

Считается одним из самых состоятельных белорусов. Однако он вел довольно непубличный образ жизни, избегал интервью с журналистами, поэтому широкой общественности о его бизнесе был известен самый минимум. Мы попытались восполнить этот пробел и собрали 10 любопытных фактов о бизнесмене.


1. Виталий Арбузов родился в районном центре Краснополье (Могилевская область), там же окончил среднюю школу. Затем поступил в Белорусский политехнический институт на машиностроительный факультет. Специализацией Арбузова стали металлорежущие станки и инструменты. Спустя несколько лет реализует полученные в вузе навыки в собственном деле.


2. Группа «Фенокс» - один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. Как к этому пришел Виталий Арбузов?

Заработав первые деньги на поставках импортных комплектующих, Арбузов в середине 1990-х купил оборудование у Siemens, который как раз распрощался с производством автозапчастей. Оборудование Bremse Hydraulik досталось компании вместе с заказом - первым клиентом стала германская АТЕ (Teves Continental), которой поставлялись скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.

Но основным рынком должны были стать бывшие союзные республики - брешь на рынке автокомпонентов здесь была очевидна. «Присутствовал только оригинал - причем в дефиците. Купить запчасти для ВАЗ, ГАЗ было просто нереально, даже по сумасшедшим ценам. Получив знания в Европе, решено было запустить производство в Беларуси - на бэушном немецком оборудовании. Все началось с выпуска заднего тормозного цилиндра для ВАЗ 2105», - рассказывал в интервью TUT.BY в 2012 году заместитель гендиректора по маркетингу и сбыту FENOX Global Group Юрий Клюшенко.


Производственные мощности нескольких предприятий («Фенокс», «Витаравтоматив», «Арвит-авто», «Брэйк Хайдроликс») были размещены на арендуемых площадях. В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП «708 механический завод Мингорисполкома» и стал акционером СОАО «Минский завод автомобильной комплектации». Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг. Как следует из информации на сайте компании, всего у Арбузова 12 предприятий в Беларуси, Германии и России по выпуску запчастей. Но 200 тыс. кв. метров производственных площадей - в Беларуси. В производстве занято около 3,5 тысячи человек. Это половина всей Fenox Global Group.


3. По данным на 2015 год, Арбузову принадлежал 51% акций в миасском заводе «Кедр». Приобретение этого предприятия позволило «Феноксу» наладить поставки систем рулевого управления на конвейер «АвтоВАЗа», ГАЗа, УАЗа. Правда, российские СМИ называли Арбузова рейдером. Однако ему удалось в суде доказать миноритариям, что приобретение акций было законным.

4. Бизнесмен является автором и соавтором разработок, которые внедрены на его предприятиях. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания.


5. До недавних пор Виталий Арбузов был связан с производством автомобилей. Он являлся одним из владельцев компании «Юнисон», которой принадлежит автозавод в поселке Обчак, в десяти километрах от Минска . С конца 90-х он пытался вместе с Алексеем Вагановым наладить там сборку легковых и коммерческих автомобилей - Samand, Zotye, KIA, «Люблин» и др. Однако, несмотря на это, большого успеха эти проекты не имели. В 2015 году стало известно о том, что Арбузов вышел из этого проекта.


6. Драйверами обогащения Арбузова было и строительство. В середине нулевых он купил две строительные компании (ТДТ и «АДС-2000»), которые впоследствии были объединены в одну. На первых порах дела в новом бизнесе пошли в гору. Компания выиграла ряд крупных тендеров, получив несколько площадок под застройку. В частности, крупным объектом стал небоскреб «Парус», который строила компания «Итера».


В конце 2015 года несколько небольших строительных компаний заявили о том, что с ними не рассчитались за выполненные работы в супермаркете «Престон» в жилом комплексе «Вивальди» в Уручье. В свою очередь представители «АДС-2000» уверяли, что им должен «Дана Холдинг» сербских братьев Каричей. Разруливать ситуацию с долгами Арбузов позвал Михаила Алешкина, в недавнем прошлом начальника главного управления процессуального контроля Следственного комитета.

7. Торговля всегда была главной движущей силой Арбузова. Но вот стать крупным продовольственным ритейлером ему пока не удалось. После прихода новых игроков он стал менее активно развивать сеть «Престон», которая начиналась с магазина на Бангалор. Сейчас это 3 торговых центра в Минске. Уже несколько лет по рынку ходили слухи о том, что бизнесмен готов с ними расстаться (или уже даже расстался). На сайте Fenox Global Group ритейл все еще представлен «Престоном».


Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

В нулевых бизнесмен хотел построить крупный торгово-развлекательный комплекс Preston Plaza. Но в итоге вышел из проекта.

8. В 2006 году Арбузов подался еще и в медицину. Была сделана ставка на поставки продукции для лабораторной диагностики. Был даже открыт медцентр «Анализ Мед». Бизнесмен наладил производство реактивов и расходных материалов для проведения анализов в медицинских лабораториях и лечебных учреждениях. Компания активно участвовала в госпрограммах Минздрава. Правда, с 1 июля 2016 года лаборатория «Анализ Мед» прекратила свою деятельность.

Еще одно малоизвестное направление группы «Фенокс» - страхование. Страховой брокер WeSafe специализируется на широком спектре страховых услуг для корпоративных клиентов.

9. В настоящее время больше всего информации о венчурном фонде, который в 2011 году Арбузов создал вместе с иностранными партнерами в Силиконовой долине. Fenox Venture Capital вкладывал деньги в ряд стартапов в США, Юго-Восточной Азии, Японии, странах СНГ. По оценкам сrunchbase. сom, за четыре года FVC привлек в стартапы 400 млн долларов. К концу 2015 года в портфолио компании был 61 стартап. В приоритетах финансирования фонда остаются новейшие технологии в интернете (здравоохранение, торговля, финансовый сервис и т.д.).

После задержания в минувшую пятницу одного из самых влиятельных белорусских бизнесменов, владельца группы компаний "Трайпл" Юрия Чижа независимые экономические эксперты констатируют — для частного бизнеса в стране "закончилась целая эпоха".

Аналитики называют сегодняшнюю модель белорусского бизнеса "государственным капитализмом" и вспоминают высказывания президента страны Александра Лукашенко о том, что "неприкасаемых у нас нет".

И хотя последнее подобное заявление главы государства касалось в основном жилищно-коммунальной сферы, наблюдатели склонны распространять его на все сферы реальной экономики. Они отмечают, что санкции на подобные задержания силовым структурам поступают от высшего руководства страны.

Во вторник череда громких задержаний продолжилась: стало известно о том, что правоохранительные органы пресекли попытку "куриного магната" — глава группы "Серволюкс" Евгения Баскина, а также его заместителя срочно покинуть страну.

Мнение аналитиков подкрепила и новость о том, что Чиж пока останется под стражей.


3 апреля 2014, 10:06

Один из самых непубличных и самых инновационных белорусских бизнесменов, Виталий Арбузов, отмечает сегодня, 2 апреля, свое пятидесятилетие.

О том, как владелец одного из самых дорогих автомобилей в Беларуси (Bentley) заработал на него на запчастях для ВАЗа, продержится ли он в этом бизнесе после 2017 года и во сколько стартапов вложился в Калифорнии и Юго-Восточной Азии, - в материале "Ежедневника".

Одного из самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси достаточно часто можно увидеть в News café или ID-bar, но единственный его комментарий СМИ удалось обнаружить только в сингапурском издании. Виталий Арбузов не любит публичности через массмедиа, и личной информации о нем, соответственно, не очень много. Куда больше информации о его делах и многочисленных бизнесах.

Родом Арбузов из небольшого районного центра Краснополье на Могилевщине. На сайте 2-й школы (сейчас - просто средней школы городского поселка Краснополье) упоминается и его фамилия как одного из самых известных выпускников. Среди последних также заслуженные артисты Беларуси и России Владимир Солодкий и Людмила Лавринович , мастер спорта СССР Василий Манько .

Знания, полученные в школе, помогли будущему бизнесмену поступить в Белорусский политехнический институт – на машиностроительный факультет. Специализацией Арбузова стали металлорежущие станки и инструменты. Через три года после получения специальности, в 1989 году, он реализовал полученные в вузе навыки в собственном деле. Этот год принято считать годом основания компании "Фенокс" и началом карьеры успешного предпринимателя.

В бизнесе Арбузова, по крайней мере, до недавнего времени, отличало то, что он одним из немногих среди крупных предпринимателей сделал его исходя из специальности. Он сам является автором и соавтором многих разработок, которые сегодня внедрены и производятся на свыше чем 10 заводах Fenox Global Group. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и т.д.

Первые годы существования "Фенокса" (1989-1995) показали Арбузову главное. А именно: чтобы чего-то достичь, особенно в машиностроительном сегменте, нужно обладать конкурентными технологиями. Как удалось молодому инженеру в 1995 году купить у самого Siemens оборудование, фактически целый завод, покрыто мраком. Но он это сделал, стал собственником восточногерманского предприятия Bremse Hydraulik. В бывшем ГДР завод специализировался на выпуске автокомпонентов для "варбургов", "трабантов", "ИФА" и сельскохозяйственной техники, а после объединения Германии в результате приватизации перешел в собственность Siemens. Так у Арбузова появилась компания Fenox Automative, ставшая источником поступления твердой валюты.

Источником, надо сказать, весьма стабильным. Вместе с заводом и оборудованием бизнесмену достались и его клиенты, и заказы. Первым из них стала входящая в состав холдинга Continental компания АТЕ. "Фенокс" на много лет превратился в ее субконтрактора, поставляя скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.

Сейчас главный западный клиент холдинга – другой известный производитель автокомпонентов, компания TRW. Через нее заводы Арбузова поставляют свою продукцию (узлы со "феноксовскими" скобами суппортов, тормозными цилиндрами и мостами) на конвейеры Audi, Volkswagen и Fiat.

Но в середине 1990-х годов главным направлением стала не Европа, а родное постсоветское пространство. Колоссальный дефицит и сумасшедшие цены на запчасти для ВАЗ и ГАЗ подвиг бизнесмена на экспансию на вторичном рынке СНГ. Часть оборудования из Германии была перевезена в Минск, где был произведен первый задний тормозной цилиндр для ВАЗ 2105. Мощности нескольких предприятий ("Фенокс", "Витаравтоматив", "Арвит-авто", "Брэйк Хайдроликс" "Антонар") были размещены на арендуемых площадях. В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП "708 механический завод Мингорисполкома" и стал акционером СОАО "Минский завод автомобильной комплектации". Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг.

Сейчас Fenox Automative Сomponents - известный субконтрактор на европейском рынке и один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. На вторичном рынке СНГ его доля по некоторым позициям составляет 50%. Предприятия подразделения также являются поставщиками на конвейеры АвтоВАЗа, УАЗа и отечественных МАЗа и МТЗ.

Акцент на рынки Европы и России сделали практически незаметной фигуру Арбузова как крупного бизнесмена в самой Беларуси. И сейчас на Беларусь приходится не более 5% всего оборота группы. Долгое время Арбузова связывали в основном с супермаркетами "Престон", первый из которых был открыт в 1994 году.

История того, как ему удалось выйти на Siemens и найти ресурсы, чтобы купить у немцев завод, одна из неизвестных страниц его бизнес-биографии. Еще одна связана с включением в состав холдинга миасского завода "Кедр". Приобретение этого предприятия позволило "Феноксу" выйти на конвейер АвтоВАЗа. Уральские СМИ, с подачи конкурентов широко освещавшие эту сделку, в открытую называли Арбузова рейдером.

В сегодняшней структуре его бизнеса, которая в 2012 году была оформлена в Fenox Global Group, весомое место принадлежит автомобилестроительному направлению - Fenox Motors. Хотя, наверное, оно занимает не такое весомое место, как хотелось бы Арбузову. В этот сегмент бизнесмен вошел в начале 2000-х годов, когда выкупил у английских братьев Сандерсон их долю в предприятии "Юнисон" - преемнике первого провалившегося белорусского автосборочного проекта с участием Ford Motor.

Последовавшие попытки на производственной площадке в Обчаке возобновить сборку легковых автомобилей на территории Беларуси ("Люблин", "Саманд") не увенчались успехом. В итоге в прошлом году знамя главного автомобилестроителя в легковом сегменте у Арбузова из рук вырвали китайцы из Geely и БелАЗ. Но бизнесмен не отчаивается. В прошлом году он договорился с "Дженерал Моторс Россия и СНГ" о сборке с текущего года в Обчаке одной из моделей Opel. Также на мощностях "Юнисона" планируется наладить сборку китайских автомобилей Zotye.

Желаем успехов бизнесмену в этом и других бизнесах, которые он выстраивает с 1990-х и 2000-х годов. Но в последние пару лет очевидны его все больший интерес и, судя по всему, большая отдача, которую приносят бизнесмену вложения в новые сегменты и отрасли, где он выступает венчурным инвестором.

На личной страничке в "Одноклассниках", от создания которой не удержался этот непубличный бизнесмен, в графе "работа" указан срок, который он планирует отдать на руководство головной структурой автокомпонентного направления НП ООО "Фенокс" - 1989-2017 годы. Было бы любопытно спросить у него самого, почему этот срок и что он будет делать после 2017 года?

В Fenox Global Group входят еще несколько подразделений. Это уже упоминавшийся проект в ретейле. В конце 1990-х - начале 2000-х сеть магазинов "Престон" считалась одной из лучших в Минске. Но на фоне развития конкурентов ее позиции далеки от лидирующих. По итогам 2012 года "Престон" заняла всего 47-е место по обороту в стране.

В конце 2000-х годов бизнесмен начал серьезный проект в недвижимости, стал заказчиком строительства гигантского торгово-развлекательного комплекса Preston Plaza. Но потом продал участие в нем. Вместо этого занялся строительством, создал две подрядные компании, которые реализовали несколько знаковых проектов. Но, как знать, может, неплатежи заказчиков отвадят его и от этого бизнеса. В конце 2000-х годов он с энтузиазмом начал готовиться к открытию сети мультибрендовых бутиков. Но не открыл, завернул проект.

И что сейчас? Вместо инвестиций в консервативные или традиционные сектора бизнесмен увлеченно, можно сказать, без тормозов ринулся на рынок венчурного инвестирования. Возможно, и в буквальном смысле ему скоро будут не нужны тормоза и рынок автозапчастей и он сконцентрируется на том, что принесет в будущем и уже приносит куда большие доходы. Сейчас Арбузов инвестирует в медицинские исследования, производство нанотрубок, а его вложения в американские и азиатские стартапы в потребительском интернете, интернет-торговле и в программном обеспечение уже дают неплохую отдачу. Арбузов объективно сейчас главный венчурный капиталист Беларуси.

В 2011 году с американским партнером он создал Fenox Venture Capital в центре американской Кремниевой долины – Сан-Хосе. Компания вложила деньги в несколько десятков калифорнийских стартапов, и некоторые из них уже принесли реальные деньги от перепродажи их крупным инвестиционным фондам США и Германии.

В 2013 году Fenox Venture Capital вышла на рынок Юго-Восточной Азии, создав совместное предприятие с японской инвестиционной компанией IMJ Corporation of Japan – IMJ Fenox. Ее центральный офис находится в Сингапуре, филиалы в Джакарте и Токио. Цель та же – поиск перспективных стартапов в интернете и их поддержка. На март 2014 года в портфолио IMJ Fenox входило уже около десятка активов в Малайзии, Индонезии, Японии, на Филиппинах.

Какой охват будет у компаний Арбузова к 2017 году, сказать трудно. Но его венчурный бизнес растет очень быстро.

13 апр - Sputnik. В Беларуси задержан один из самых известных и успешных белорусских бизнесменов - руководитель холдинга Fenox Global Group , сообщил Sputnik источник, знакомый с ситуацией.

В правоохранительных органах, в том числе в Комитете госконтроля и в КГБ, данную информацию пока не подтверждают.

"Арбузов задержан. Претензии правоохранительных органов у него были и раньше, но бизнесмен, имеющий основной бизнес в США, не афишировал свои прилеты в Беларусь. Когда об этом стало больше известно, и произошло задержание", - сказал собеседник агентства.

Какие претензии у государства?

По словам собеседника Sputnik, основные претензии государства к бизнесмену - сокрытие или неуплата налогов. Источник уточнил, что, по неподтвержденной информации, сумма налоговой недоимки составляет 50 тысяч долларов.

"Возможно, недоимка насчитана в евро, но стоит отметить, что в вину Арбузову вменяют гораздо большую сумму", - сказал собеседник агентства.

Между тем, белорусские СМИ в четверг сообщают со ссылкой на свои источники, что дело в отношении главы Fenox Global Group ведет Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля. Ему вменяется в вину правонарушение по статье 243 УК Беларуси - "уклонение от уплаты сумм налогов".

Что известно о белорусском бизнесмене?

Виталий Арбузов, отметивший, кстати, свое пятидесятилетие 2 апреля 2017 года, родился в Краснополье Могилевской области, закончил Белорусский политехнический институт по специальности "металлорежущие станки и инструменты". Через три года после получения специальности, в 1989 году, он реализовал полученные в вузе навыки в собственном деле. Этот год принято считать годом основания компании Fenox и началом карьеры предпринимателя.

Арбузов лично является автором и соавтором многих разработок, которые сегодня внедрены и производятся на более чем 10 заводах Fenox Global Group. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания.

В 1995 году Арзубов купил у компании Siemens большую партию оборудования, фактически целый завод, после чего он стал собственником восточногерманского предприятия Bremse Hydraulik. Так у Арбузова появилась компания Fenox Automative, ставшая источником поступления валюты . Вместе с заводом и оборудованием бизнесмену достались и его клиенты, и заказы. Первым из них стала входящая в состав холдинга Continental компания АТЕ. "Фенокс" на много лет превратился в ее субконтрактора, поставляя скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.

Сейчас главный западный клиент холдинга - другой известный производитель автокомпонентов, компания TRW. Через нее заводы Арбузова поставляют свою продукцию на конвейеры Audi, Volkswagen и Fiat.

В середине 90-х годов Арбузов решил ориентироваться на постсоветское пространство и перевез часть оборудования из Германии в Минск, разместив его на арендуемых площадях.

В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП "708 механический завод Мингорисполкома" и стал акционером СОАО "Минский завод автомобильной комплектации". Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг.

Сейчас Fenox Automative Сomponents - известный субконтрактор на европейском рынке и один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. На вторичном рынке СНГ его доля по некоторым позициям составляет 50%. Предприятия подразделения также являются поставщиками на конвейеры АвтоВАЗа, УАЗа и отечественных МАЗа и МТЗ.

Сейчас на Беларусь приходится не более 5% всего оборота группы. Долгое время Арбузова связывали в основном с супермаркетами "Престон", первый из которых был открыт в 1994 году.

В принадлежащий Арбузову Fenox Global Group входят еще несколько подразделений - это сеть магазинов "Престон", развивавшаяся в конце 1990-х - начале 2000-х годов и считавшаяся тогда одной из лучших в Минске.

В конце 2000-х годов бизнесмен начал серьезный проект в недвижимости, стал заказчиком строительства гигантского торгово-развлекательного комплекса Preston Plaza, но затем отказался от этого проекта и продал свою долю в нем.

Вместо этого бизнесмен занялся строительством, создал две подрядные компании, которые реализовали несколько знаковых проектов.

Сейчас Арбузов инвестирует в медицинские исследования, производство нанотрубок, а его вложения в американские и азиатские стартапы в потребительском интернете, интернет-торговле и в программном обеспечении уже дают неплохую отдачу.

В 2011 году с американским партнером Арбузов создал Fenox Venture Capital в Силиконовой долине. Компания вложила деньги в несколько десятков калифорнийских стартапов, получив хорошую прибыль на перепродаже их крупным инвестиционным фондам США и Германии.

В 2013 году Fenox Venture Capital вышла на рынок Юго-Восточной Азии, создав совместное предприятие с японской инвестиционной компанией IMJ Corporation of Japan - IMJ Fenox. Ее центральный офис находится в Сингапуре, филиалы в Джакарте и Токио. Цель та же - поиск перспективных стартапов в интернете и их поддержка. На март 2014 года в портфолио IMJ Fenox входило уже около десятка активов в Малайзии, Индонезии, Японии, на Филиппинах.

Совладелец холдинга Fenox Global Group Виталий Арбузов задержан по подозрению в уклонении от уплаты налогов. Об этом утром 13 апреля сообщил TUT.by со ссылкой на свои источники.

Виталий Арбузов. Фото TUT.by

Naviny. by собрали наиболее интересные факты о крупном белорусском бизнесмене, который не любит публичности и является владельцем одного из самых дорогих автомобилей в Беларуси - Bentley.

Начинал с автозапчастей

Закончив машиностроительный факультет Белорусского политехнического института, Виталий Арбузов начинал свой бизнес в 1989 году с производства запчастей для автомобилей ВАЗ. Сейчас Fenox Automotive Components насчитывает 12 заводов в Беларуси, России и Германии. Они выпускают широкий ассортимент автозапчастей, среди которых тормозные и электрические системы, системы подвески и охлаждения, системы трансмиссии и рулевого управления.

Открыл первый сетевой магазин

В 1994 году бизнесмен начал развивать направление Fenox Retail, открыв первый в Беларуси сетевой магазин Preston. Кстати, «Престоны» были первыми в Минске «ночниками». На фоне появления конкурентов сеть не получила дальнейшего развития и на сегодняшний день насчитывает всего три магазина.

Фото preston.by

Занялся автомобилестроением

В начале 2000-х годов бизнесмен купил долю в компании «Юнисон», которая безуспешно занималась сборкой автомобилей Ford. Его попытки выпускать на заводе автомобили Lublin и Samand также не увенчались успехом. Позже планировалось, что на конвейере в Обчаке будут собирать Opel, Cadillac и Chevrolet. Однако в середине 2015 года Виталий Арбузов продал свод долю в компании «Юнисон» другому крупному бизнесмену Алексею Ваганову .

Построил самое высокое здание Минска

С 2005 года бизнесмен начал заниматься строительством. Наиболее известным его проектом в этой отрасли является возведение самого высокого здания в Минске - 34-этажного небоскреба «Парус». Высота здания вместе со шпилем составляет 133 метра.

Фото realt.by

Увлекся венчурными инвестициями

В последние годы Виталий Арбузов активно занимался венчурными инвестициями. В 2011 году он зарегистрировал в Силиконовой долине компанию Fenox Venture Capital. Основные направления для инвестирования - быстро развивающиеся потребительские интернет-технологии, программное обеспечение, биотехнологии и медицинское программное обеспечение, потребительский сектор и в целом все инновационные идеи из других отраслей. Приоритетными для фонда рынками являются США и Япония, а также Восточная и Южная Азия.