Таможенная процедура отказа в пользу государства примеры. Таможенная процедура отказ в пользу государства. Условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения

  • 29.11.2019

– таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Применение режима отказа в пользу государства регулируется параграфом 4 главы 20 Таможенного Кодекса РФ (далее ТК РФ), а так же приказом Государственного Таможенного Комитета России (далее ГТК) от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании режима отказа в пользу государства».

Данный таможенный режим может заявить лицо перемещающее товары или таможенный брокер.

Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:

Если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»

Использование режима отказа от товара в пользу государства, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.

Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства.

Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера.

Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.

Условия и особенности помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:

1.Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

2.Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.

4.Решение о разрешении помещения товаров под режим отказа в пользу государства принимает начальник таможни или лицо, его замещающее. Разрешение оформляется путём наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни или лица, его замещающего, и оттиском печати таможни. Таможенное оформление товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого они находятся. Таможенные органы представляют разрешение при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля в отношении товаров подлежащих сертификации или контролю других государственных органов.

Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа.

Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:

1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;

2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

Законодатель освобождает государство от возможных расходов на этапе до обращения товаров в федеральную собственность. Так, таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и иных операций с ними в процессе таможенного оформления и таможенного контроля за этими товарами в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства. Декларант, избравший таможенный режим отказа от товара в пользу государства, обеспечивает доставку товаров в место, определенное таможенным органом, до начала таможенного оформления товаров в соответствии с режимом отказа от товара в пользу государства и оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с товарами, помещаемыми под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, до дня составления инвентаризационной описи.

Иными словами, применение данного таможенного режима не должно повлечь для государственных органов каких-либо расходов, которые не смогут быть покрыты за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Под таможенный режим отказа в пользу государства могут быть помещены товары, оборот которых не запрещен в соответствии с законодательством РФ. Соответственно не могут быть помещены под рассматриваемый режим наркотические средства, оружие и некоторые другие товары.

Перечень конкретных товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Правительством РФ.

Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным Кодексом.

С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.

При помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства товары подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами ее заполнения при декларировании товаров, помещаемых под данный режим. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определён приказом ГТК РФ от 21 августа 2003 года № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации». Одновременно с грузовой таможенной декларацией представляются и другие документы, например:

Грузовые и товаросопроводительные документы на товары (соглашения, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу РФ, накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.);

Разрешения других федеральных органов исполнительной власти, если товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, подлежат контролю со стороны этих органов;

Разрешение Минфина России, если товары были ввезены на таможенную территорию РФ в счет иностранных кредитов, привлеченных под гарантии Правительства РФ;

Другие документы, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, предусмотренные актами законодательства РФ и нормативными актами ГТК России.

Товары при завершении таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства при условии выполнения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.

При таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства проводится инвентаризация товаров, заявленных под данный режим.

Товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства, передаются таможенному органу на основании акта приема-передачи товаров, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства.

В соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых отказываются в пользу государства, обращаются в федеральную собственность со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.

С момента передачи таможенным органам товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, такие товары приобретают статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Иными словами, с указанного момента товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства, считаются свободными от любых запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами, установленных ТК РФ.

Отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 310 ТК ТС).

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары , за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также запрещенных к обороту на территориях государств-членов ТС (ст. 311 ТК ТС).

Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375 утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Это: товары, в отношении которых применение данной процедуры может повлечь для госорганов расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности, а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств-членов ТС (на основании ст. 311 ТК ТС).

2.13. Таможенная процедура свободного склада – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

2.13. Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

В международной практике данная таможенная процедура применяется достаточно широко, поскольку, по своей сути, представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности. Содержание указанной модели заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке . Государство, в свою очередь, получает прямую и косвенную прибыль от привлечения инвестиций как национальных, так и иностранных для развития производства и отдельных видов коммерческой деятельности. Создание свободных зон также способствует развитию торговли, созданию дополнительных рабочих мест, что благоприятно отражается на экономической и социальной сфере. Источником международно-правового регулирования функционирования свободных зон является международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1979 года).

2.15. Специальная таможенная процедура – таможенная процедура, при которой товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к ним запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера. Под эту процедуру помещаются товары для личного пользования!


См.: «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением КТС от 27.11.2009 N 132) (ред. от 09.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 12.01.2012).

Это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины (Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», п. 2 ст. 2). Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту , т.е. импорту товара на таможенную территорию ТС по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

См.: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» (ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 254-ФЗ).

ОСОБЕННО статья 3: «Если товар, произведенный на территории государства одной Стороны, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории государства другой Стороны, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, эта другая Сторона обязана обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве Стороны, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров ».

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада, утвержден Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375. Примеры: взрывчатые вещества и боеприпасы, вооружение и военная техника, рога сайгаков и т.д.

На основании ст. 248 Закона о таможенном регулировании. Приказом ФТС России от 14.03.2011 № 532 утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории , а также порядок отзыва и порядок аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

См. ст. 247 Закона о таможенном регулировании.

См. ст. 241 ТК ТС.

См. ст. 242 ТК ТС.

См. ст. 243 ТК ТС.

Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании статьи 186 ТК ТС может быть декларантом в отношении товаров, указанных в разрешении на переработку товаров на таможенной территории . Для получения разрешения на переработку заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик.

См. ст. 265 ТК ТС.

См. ст. 267 ТК ТС.

См. Письмо ФТС России от 04.08.2011 № 01-11/37246 «О передаче декларантом временно ввезенных товаров иному лицу».

См.: Решение КТС от 20 сентября 2010 года № 375. Например, в отношении запчастей для ремонта самолетов гражданской авиации установлен предельный срок временного ввоза 8 лет.

Порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются ст. 293 Закона о таможенном регулировании.

Кроме того, на основании ст. 303 ТК ТС Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375 утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Среди них: спирт этиловый неденатурированный, тяжеловесные товары (весом более 20 кг), продукция военного назначения.

См.: Приказ Минприроды РФ от 09.09.2011 № 732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения».

Ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ, Правительством РК от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»

Ст. 10 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

URL: http://www.issa.ru/legislation/custmod/custmod_18.html.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза».

Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11. 2009 № 17)// «Собрание законодательства РФ» - 13.12.2010. - № 50 - ст. 310..

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Однако решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Это товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств-членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств - членов Таможенного союза. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (ред. от 21.10.2014) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» // «Таможенный вестник», № 20, октябрь 2010г.

Согласно Классификатору видов таможенных процедур, процедуре отказа в пользу государства присвоен код 94. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 378 (ред. от 25.02.2014) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 07. 2014).

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения регулируется главой 43 «Таможенная процедура отказа в пользу государства» Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 40 «Таможенная процедура отказа в пользу государства» Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказом Федеральной таможенной службы России от 21.02.2011 г. № 357 «Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства».

Также как и таможенная процедура уничтожения, таможенная процедура отказа в пользу государства может применяется в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что и побуждает передавать их в собственность государства.

Необходимость использования таможенной процедуры отказа в пользу государства может обуславливаться и длительными задержками при транспортировке, а также штрафными санкциями, применяемыми перевозчиками. Рассчитанная с учетом таких затрат стоимость товаров может оказаться выше, чем сложившаяся на рынке. Суммирование уже понесенных расходом с планируемыми затратами по обратной транспортировке товаров может показать целесообразность принятия решения об отказе в пользу государства, фиксируя понесенные убытки на минимальном уровне и отказываясь от дополнительных расходов.

По суммарной стоимости планируемых затрат наиболее выгодной является процедура отказа в пользу государства. К тому же передача товаров в государственную собственность может благоприятно сказаться на выстраивании деловой репутации импортера. В данном случае реализация товаров ложится на плечи государственных органов посредством передачи в торговые предприятия, либо организации аукциона. Часть товаров, перешедших в пользу государства, может использоваться и для благотворительных целей, передаваться в различные учреждения социальной поддержки, такие как дома престарелых или детские дома.

Кроме того таможенная процедура уничтожения может быть применена к товарам, которые были утрачены вследствие действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) или аварий Козырин А.Таможенные процедуры отказа в пользу государства и уничтожения товара // Хозяйство и право. - 2007. - № 7. - С. 121-123..

Таким образом, таможенная процедура отказа в пользу государства применяется в отношении товаров, использование которых на таможенной территории таможенного союза, а также вывоз с этой территории, нецелесообразны или коммерчески невыгодны.

Декларант, помещая товары под таможенную процедуру отказа в пользу государства, утрачивает права собственности на такие товары, передавая такие права государству.

Выделяется несколько принципов таможенной процедуры отказа в пользу государства:

1. Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении процедуры отказа в пользу государства, если:

а) выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;

б) возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

2. Принцип иммунитета нового собственника - государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.

Этот принцип означает, что:

Во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет только декларант;

Во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.

3. К специальным принципам процедуры отказа в пользу государства относят:

а) запрет изменения процедуры отказа в пользу государства на любой другой таможенной процедуре;

б) принцип материальной выгоды для государства от использования процедуры отказа;

в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.

Также, среди общих принципов отказа, можно выделить следующие:

Во-первых, использование этой процедуры не должно повлечь для государства каких-либо расходов(ст. 310 ТК ТС);

Во-вторых, декларирование процедуры отказ в пользу государства допускается только с разрешения таможни (ст.311 ТК ТС);

В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления процедуры отказ пользу государства несет декларант.

Следует отметить и нечеткое правовое урегулирование вопроса, о возможности помещения товара под процедуру отказа в пользу государства с указанием на конкретный орган или цель, ради которой происходит фактическая уступка товара. Необходимость устранения пробелов законодательства по этому вопросу объясняется тем, что сейчас наряду с таможенными аукционами могут использоваться и другие способы реализации товаров, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства Медведев В.Н., Янчуков Д.А. Административно-правовые отношения в сфере государственного контроля в таможенном деле: проблемы и перспективы модернизации // Административно-правовые отношения в условиях модернизации Российского государства. - М.: Ин-т гос. и права РАН. - 2011. - С.59 - 65..

В основание правового регулирования таможенной процедуры отказа в пользу государства положен разрешительный принцип. Для того чтобы получить разрешение на помещение товара под процедуру отказа, декларант, которым может быть как лицо, перемещающее товар, так и таможенный брокер, должен подать соответствующее заявление либо заполнить грузовую таможенную декларацию (ФТС). В том случае, если декларант пишет заявление, таможенный орган все же оформляет государственную таможенную декларацию на помещенный под процедуру отказа товар в целях ведения таможенной статистики. Заявление адресуется начальнику структурного подразделения таможенного органа (либо лицу, его замещающему), который вправе дать разрешение на использование процедуры отказа в пользу государства. В заявлении декларант указывает наименование товара (транспортного средства), его индивидуальные признаки и количественные характеристики, а также причины отказа. Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства оформляется с помощью надписи: «Отказ разрешен» - на заявлении, который заверяется подписью начальника структурного подразделения таможенного органа и его личной номерной печатью. Таможня обязана отказать в предоставлении данной процедуры в отношении:

1) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу из нее;

2) товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории таможенного союза или заявленных к реимпорту;

3) вооружения, боеприпасов, военной техники, ракетно-космических комплексов, систем связи военного назначения, урана, наркотических средств и ядовитых веществ, отходов радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрической энергии и других веществ. таможенный орган может не предоставить процедуру отказа в пользу государства.

Таможенники имеют право действовать фактически по собственному усмотрению, ссылаясь на «наличие достаточных оснований» для отказа в предоставлении процедуры. Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом. Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства. Акт должен содержать следующие сведения:

1) дату составления документа;

2) наименование организации, предприятия, передавших товар;

3) наименование таможенного органа, принявшего товар;

4) наименование, индивидуальные признаки и количественные характеристики передаваемых товаров. Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо, занимающее материально ответственную должность. К финансово-правовым особенностям процедуры отказа следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм.

Во-первых, возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Во-вторых, государство должно вернуть декларанту импортные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные процедуры реэкспорта и переработки на таможенной территории.

В-третьих, возврату подлежат суммы экспортных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под процедуру переработки вне таможенной территории.

Наконец, декларант вправе рассчитывать на получение сумм экспортных пошлин, уплаченных им при заявлении процедуры экспорта и временного вывоза в случае, если товары не были фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза. При этом импортные пошлины, НДС и акцизы с временно ввезенных товаров, помещенных впоследствии под процедуру отказа, не подлежат возврату товары, помещаемые под таможенную процедуру отказа, с учетом соблюдения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза. Иностранными являются товары:

1.Не помещенные под какую-либо таможенную процедуру

2.Помещенные под таможенные процедуры:

  • магазин беспошленной торговли;
  • таможенный склад;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка на таможенной территории для внутреннего потребления;
  • временный ввоз (допуск).

3.Перемещенных через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.

Использование процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.

Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.

Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления лица, которому принадлежит товар или имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки. Кроме того, декларантом может выступать иностранная организация, имеющая представительство, созданное на территории РФ или дипломатическое представительство иностранного Государства.

Как правило, рассматриваемая таможенная процедура избирается в тех случаях, когда реализация товаров на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза оказывается невозможной либо малоэффективной. Так, в результате длительных транспортных простоев, уплаты штрафов при международных авиа-, автомобильных, морских и железнодорожных перевозках импортируемые товары могут существенно подорожать. С другой ситуацией чаще всего сталкиваются участники ВЭД. Это изменение ставок таможенных пошлин в сторону их увеличения, которое влечет удорожание иностранного товара, что в свою очередь делает его неконкурентоспособным с аналогичной продукцией, имеющей обращение на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза. Кроме того, на практике нередко возникают ситуации, когда вывозить иностранные товары за пределы таможенной территории Таможенного союза также оказывается экономически невыгодно, и, чтобы избежать уплаты таможенных платежей, владелец таких товаров обычно принимает решение отказаться от них в пользу государства.

При сравнении таможенных процедур уничтожения товаров и отказа в пользу государства с позиции хозяйственной целесообразности, в большинстве случаев, предпочтительнее оказывается остановить свой выбор на таможенной процедуре отказа в пользу государства, поскольку, напомним, таможенная процедура уничтожения производится за счет средств заинтересованного лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным издержкам. Кроме того, отказ в пользу государства может повлиять на формирование положительного имиджа участника ВЭД.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ТС под таможенной процедурой отказа в пользу государства понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Правовое регулирование процедуры отказа в пользу государства осуществляется:

  • ст. 310-311 ТК ТС;
  • ст. 299–302 Закона о таможенном регулировании ;
  • решением КТС от 20.09.2010 № 375.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства не могут подпадать товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также запрещенные к обороту на территориях государств – членов Таможенного союза.

Решением КТС от 20.09.2010 № 375 был утвержден "Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства". В него были включены следующие товары:

  • 1) в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;
  • 2) с просроченным сроком годности (потребления, реализации);
  • 3) не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются в Российской Федерации Росимуществу – федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства помещаются исключительно иностранные товары, которые, будучи помещенными под рассматриваемую таможенную процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза.

В соответствии с положениями ст. 300 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Для получения такого разрешения декларант товаров подает письменное заявление, в котором указывает наименование и код товаров по ТН ВЭД, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.

Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и в течение 10 дней со дня принятия заявления принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в ней.

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства осуществляется без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

  • См.: порядок отказа от товаров в пользу государства определяется: в Республике Беларусь ст. 218–220 ТК РБ; законодательством государств – членов Таможенного союза; в Республике Казахстан ст. Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".