Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты. Сатирические произведения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи и оразы. Набор сатирических средств

  • 17.05.2020

Что сделалось смешным, не может быть опасным.

Вольтер

1. Мещанство – злейший враг духовности.

2. Сатирические стихи Маяковского.

3. Пьесы «Клоп» и «Баня» – взгляд в будущее.

Мещанин и мещанство в советских одеждах – постоянная тема сатиры и сарказма Маяковского. Он сражался с мещанством до последнего часа, этой теме посвящено множество стихов, пьесы «Клоп» и «Баня». Он видел в мещанине злейшего врага революции, ее «троянского коня». Под мещанством порой понимают чисто внешние проявления – чистенький быт, вещизм, сентиментальность, житейское безвкусие. Но все сложнее. Страшна духовная основа мещанства: неумение и нежелание мыслить, отсутствие идеалов, бездуховность.

Сатирические стихи Маяковского написаны в ярко-реалистической манере, они должны были служить утверждению нового советского государства.

Маяковский говорил, что право на критику дается тому, у кого есть положительная программа. В 21 году в журнале «БОВ» Маяковский публикует рядом два стихотворения «Последняя страничка гражданской войны» и «О дряни». Публикация этих стихотворений рядом не случайна. «Последняя страничка гражданской войны» заканчивается троекратным повтором слова «слава». Этим же словом «слава» начинается стихотворение «О дряни», направленное против мещанства. «Страшнее Врангеля обывательский быт», – заявляет поэт и предупреждает, что завоевания революции и гражданской войны могут потонуть в тине мещанства.

Другим объектом сатиры для Маяковского был бюрократизм. В 1922 году он пишет стихотворение «Прозаседавшиеся», где главным художественным приемом становится реализация гротеска:

сидят людей половины.

О, дьявольщина!

Где ж половина другая?

Другой художественный прием – гиперболизация:

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходиться раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное там.

В стихотворении говорится о необходимости активной жизненной позиции, автор отстаивает принцип вмешательства в жизнь.

Сатира Маяковского проявилась и в новаторских драматургических произведениях «Клоп» и «Баня», которые стали театральной вариацией темы мещанства и бюрократизма. Если в стихах Маяковский говорил о мещанах старых, приспособившихся к советской действительности, то в пьесах изображен новый тип советской молодежи, возникший под влиянием НЭПа.

Пьеса «Клоп» развенчивает таких, как Присыпкин, которых потянуло к «изячной» жизни. Это перерожденец пролетарского происхождения, над которым автор беспощадно издевается, сажая его в финале пьесы в клетку с надписью «Обывателес вульгарес».

В пьесе «Баня» Маяковский предупреждает об опасности бюрократизма. Бюрократы постоянно стремятся ставить палки в колеса новому делу, но если что-то создано вопреки их деятельности и одобрено высшим руководством, они будут стремиться занять там лучшее место.

В критике негативных сторон жизни Маяковский резок и беспощаден. Он как настоящий художник чутко улавливал дыхание времени, предупреждал о новой опасности для советского строя.

Сатира 20 века.

Сатирические приёмы В.В. Маяковского и М.А.Булгакова.

Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек. Предметом сатиры служат человеческие пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Источник сатиры- противоречие между общеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Различают следующие виды сатиры. Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного. Юмор - серьёзное скрывается под маской смешного. Сарказм высшая степень иронии, язвительная насмешка.

Литературоведы отмечают следующие средства сатиры: 1) гипербола (т.е. преувеличение), гротеск (сильное преувеличение);

2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;

3)контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Передовые русские писатели издавна обращались к сатире как к действенному средству борьбы с уродливыми явлениями современной им жизни. Отвечая на жгучие вопросы общественной жизни, русская классическая сатира воспитывала не одно поколение думающих, образованных людей. Это следующие произведения: эпиграммы Пушкина,«Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Мёртвые души» Гоголя, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

В 20 веке сатирическую литературу обогатили такие авторы, как Саша Чёрный, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Ильф и Петров, Михаил Булгаков.

Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на человека. Автор «Слова о полку Игореве» стремился к единению русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Писатели-сатирики Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов стремились спасти людей от пошлости жизни.

Маяковский видел главной своей задачей – с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить её к лучшему – вот задача искусства, по мысли Маяковского. Его оружие – поэтическое слово. Во все периоды творчества Маяковского для него любимым родом поэзии была сатира:

Оружия

любимейшего род,

готовая

рвануться в гике,

застыла

кавалерия острот,

поднявши рифм

отточенные пики.

С февраля 1915 года Владимир Маяковский печатается в журнале А.Аверченко «Новый Сатирикон». Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в сами названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн здоровью», «Гимн критику». Как известно, гимн – это торжественная песнь. Гимны же Маяковского – это злая сатира. В них объектом внимания поэта являются отдельные институты буржуазной цивилизации: правосудие, наука, искусство и т.д. Вместе они создают выразительную картину прогнившего строя. Какие бы явления капиталистического мира ни освещал поэт, он видит в них одну общую черту: враждебность человеку. Это придаёт сатире Маяковского ярко выраженный характер.

Например, стихотворение «Гимн учёному» представляет собой сатиру на человека, совершенно оторванного от жизни, научная деятельность которого не имеет никакой практической пользы:

Не человек, а двуногое бессилие,

С головой, откусанной начисто

Трактатом «О бородавках в Бразилии».

Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду».

Стихотворение впервые было напечатано в 29-ом номере журнала «Новый Сатирикон» . Это сатирический апофеоз обжорства «жирных». Подчёркивая главную мысль, уже в 1 строфе поэт использует инверсию:

Слава вам, идущие обедать миллионы!

И уже успевшие наесться тысячи!

Усиливает иронию Маяковского гипербола «и тысячи блюдищ всяческой пищи», при этом автор использует увеличительный суффикс –ищ-, который в речи имеет грубовато- пренебрежительный оттенок.

Важную роль в этой строфе играет аллитерация звуков «ш», «ч», «щ». Создаётся впечатление,что ты слышишь вокруг себя людей, пережёвывающих пищу, даже чавкающих. Данная аллитерация проходит через всё стихотворение.

Постепенно поэт переходит от иронии к сарказму, используя в 3 строфе яркую синекдоху (то есть вместо целого называет часть): «Желудок в панаме!»

А самый едкий сарказм поэта чувствуется в 4 строфе:

Пусть в сале совсем потонут зрачки –

всё равно их зря отец твой выделал;

на слепую кишку хоть надень очки,

кишка всё равно ничего б не видела.

Маяковский использует поэтически завуалированное ругательство, рисуя толстые щёки, заплывшие глазки «жирных», сравнивая их со слепой кишкой.

Такая злая насмешка над богатыми объясняется тем, что поэт не приемлет их жизненной философии, в которой главное место отводится желудку. Смысл человеческой жизни не в еде, а в том, чтобы уметь сочувствовать, сострадать. Ведь стихотворение написано в 1915 году, в самый разгар мировой войны. Искренним возмущением В.Маяковского пронизаны строки 7 строфы:

Спи, не тревожась картиной крови

и тем, что пожаром мир опоясан…

Аллитерация звуков «р», «ж» в этих строчках позволяет услышать звуки взрывов, выстрелов, но ничто не может потревожить сытых и «жирных». За такое равнодушие, безразличие к трагедии войны поэт и бичует «желудок в панаме».

Поэта поражает способность чревоугодников не замечать ничего вокруг, поставив во главу угла собственную сытость:

Если взрежется последняя шея бычья

и злак последний с камня серого,

ты, верный раб твоего обычая,

из звёзд сфабрикуешь консервы.

Так Маяковский зло, сатирически ёмко и метко высмеивает чревоугодников и обжор.

Сатира Маяковского в годы советской власти приобретает новый характер, она строится на обличительном смехе, но не только обличает, высмеивает, а прежде всего утверждает идеал методом от противного. Одновременно сатира принимает агитационный, воспитательный характер и является очень злободневным жанром литературы.

Условно сатиру Маяковского можно разделить на

    политическую, где Маяковский обличал политических деятелей разных капиталистических стран. Цикл «Маяковская галерея»

    антибюрократическую, где поэт осуждал те или иные недостатки в жизни государственных учреждений. Например, стихотворения «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».

    антимещанскую, где Маяковский обличал недостатки в быту, сатирически изображал «мурло мещанина», считая мещанство самым опасным явлением в нашей стране. Особенно актуально эта тема встаёт в период НЭПа. Например, стихи «О дряни» , «Маруся отравилась», «Даёшь изячную жизнь» и другие.

Сатирическая поэзия была разнообразна по своим жанровым особенностям.

Маяковский использовал

1) жанр сатирического стихотворного фельетона. Например, «Прозаседавшиеся» , «О дряни» и др.

2) жанр сатирического портрета Например, стихи «Трус» , «Служака», «Столп»

    сатирические песни, басни, частушки, загадки. Например, частушка, сочинённая ещё в октябре 1917 года:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Владимир Владимирович Маяковский мастерски владел различными приёмами комического эффекта, умело использовал лексику, ритмику, сюжет.

    Саморазоблачающая речь героя.

Сатирический персонаж произносит прямую речь, сам высказывается, и этим он разоблачает сам себя, не чувствуя этого, считая себя правым. Отсюда и комический эффект. Например, стихотворение «Столп». Литературный герой – некий Иван Иванович Попов, он возмущён тем, что в газетах печатают критику руководителей. Герой искренне восклицает:

Критика снизу –

это яд.

Сверху –

вот это лекарство!

Ну можно ль позволить

низам,

подряд,

всем!? - заниматься критиканством?!

    Пародийное использование формы известных стихотворных текстов.

Маяковский умело использует басни Крылова, стихи Жуковского и других поэтов. В стихотворении «Кто он?» поэт разоблачает отсутствие культуры в быту. Докладчик, едва успевая повсюду, бегает на диспуты «Культурная революция», а сам даже не моется:

Как будто окорока ветчины,

небритые щёки от грязи черны.

Начало этого стихотворения повторяет строки баллады Жуковского «Леской царь»:

Кто мчится,

кто скачет

такой молодой…

В стихотворении антибюрократической направленности «Фабрика бюрократов» поэт пародийно использует стихотворение Лермонтова «Бородино»:

Катился пот,

перо скрипело,

рука свелась

и вновь корпела…

3) Использование гиперболы (преувеличения).

Маяковский доводил отрицательное качество до фантастически максимальных размеров.

В стихотворении «Подлиза» поэт пишет:

Клад его – его талант:

нежный способ обхожденья.

Лижет ногу, лижет руку,

лижет в пояс, лижет ниже…

… А язык!?

на метров 30

догонять

начальство вылез…

    Использует неправильные формы слов.

Например, в политическом стихотворном портрете он называет Муссолини –

« вид шимпанзы».

    Создаёт неологизмы.

Например, название стихотворения «Прозаседавшиеся» - это слово придумано поэтом. Неологизмы активно работают на раскрытие художественного смысла.

    Сюжет доводит до абсурдной крайности, то есть использует гротеск. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» поэт создаёт гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают. В том, что на очередном заседании сидят «людей половины», не только реализация метафоры – люди разрываются пополам, - но и сама цена таких заседаний.

В стихотворении с антиобывательским пафосом»О дряни» в финале стиха возникает опять-таки гротескная картина – традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с призывом свернуть канарейкам головы. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обобщённое значение как символ обывательщины.

Стихи Маяковского ярко, отчётливо передают современную ему действительность. Известны также сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений – « Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Профессора тревожит общее падение культуры, которое проявляется прежде всего в обыкновенной жизни: грязь, воровство, неумение и нежелание людей делать своё дело. Он считает, что разруха – в головах людей. Профессор говорит вслед за Маяковским: «Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» Нужно сначала решить все свои проблемы, а уж потом помогать голодающим других стран. Кто будет кормить своих голодных?

В повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, лёгкая ирония и язвительный сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки действующих лиц и их поступков и создаёт своеобразный, искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире совершается драма пса Шарика и драма человека – профессора Преображенского. Но читатель, став свидетелем драматических событий, чуть было не разрешившихся трагически, не может сдержать смеха, как не может и не задуматься над причинами сложившейся трагикомической ситуации.

Булгакова волновала проблема правомерности социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны. Эту проблему он развернул как тему ответственности науки перед жизнью в повести «Собачье сердце», написанной в 1925 году. Автор так и не увидел повесть напечатанной. Повесть была опубликована в России в 1987 году и стала необыкновенно популярна.

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый и наблюдательный бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо. Формально это, конечно, простой медицинский опыт, который имеет своей целью превращение собаки в человека путём пересадки семенных желёз и гипофиза. В сюжете явно виден гротесковый характер. Писатель сатирически достоверно показывает, как же происходит становление «нового человека», бывшего недавно не то что никем, а собакой. Ещё до полого превращения, 2 января, существо обругало своего создателя «по матери», а к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами. Первая осмысленная реакция нового человека на замечания создателя – «Отлезь, гнида».

Прогресс экспериментального существа состоит в прибавлении к ругани всё новых и новых качеств: курение, нечистоплотность и неопрятность в одежде, хамство, игра на балалайке в любое время суток, приставание к женщинам, вседозволенность. Всё отчётливее проявляется моральный облик Шарикова – вернее, его абсолютная аморальность: безнравственность, пьянство и воровство. Венчают этот процесс превращения из «милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и угроза покушения на его жизнь.

Шариков, сменив форму своего тела, человеком так и не стал. Доктор Борменталь считает, что у Шарикова – собачье сердце, имея в виду доминирование в лабораторном существе собачьих черт. Профессор Преображенский, напротив. Утверждает, что у Шарикова «именно человеческое сердце», подразумевая, что верх взял Клим Чугункин. Какое же значение вложил сам Булгаков в эпитет «собачье». В данном случае притяжательное прилагательное «собачий» переходит в разряд качественных и означает оно подлые качества человека – Клима Чугункина.

Таким образом, смысл названия повести двойственный: собачье сердце пса Шарика доверчивое и преданное, собачье сердце Шарикова- подлое, продажное, хамкое.

Благодаря Швондеру Шариков становится членом общества, получает имя и фамилию, специальность, определённый статус в обществе. Председатель домкома делает это не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку», Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение. И Шариков становится под знамёна социальной демагогии. Он начинает не с задачника с грамматики, а с переписки Энгельса с Каутским, формулирует вульгарную идею дележа на всех поровну: « грабь награбленное».Эту позицию внушает ему Швондер, которому просто необходимо «уплотнить» профессора, так как он уверен, что человеку не к чему «жить в семи комнатах», иметь «40 пар штанов», обедать в столовой.

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы _ символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – таковы детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда. С другой – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни, усиливают сатиру на «новый мир».

Профессор Преображенский с горечью осознаёт неудачность своего эксперимента и вынужден его свернуть. Конечно, на этом уровне повествования всё окончилось благополучно, ведь Шариков вновь становится псом. А можно ли завершить эксперимент, произведённый с целым народом, с целой страной? Вот об этом сатирик и заставляет задуматься читателя.

И Маяковскому, и Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, они не принимали ту литературу, которая живописала бы страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Сатира Маяковского и Булгакова очень тесно связана с современностью, звучит актуально и злободневно.

    В ранней поэзии В. Маяковского, проникнутой пафосом антибуржуазности, возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я”: бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами – эпатировать их. Для футуризма это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей;Вот вы, женщина, – на вас белила

    Густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
    Еще в дореволюционной сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал, традиционный для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, ирония звучит уже в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как “гимны”: “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику”, “Гимн обеду”. Как известно, гимн – это торжественная песнь, но гимны Маяковского – это злая сатира.

    Его герои – это судьи, унылые люди, которые не умеют радоваться жизни и завещают это другим,

    Стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия поэт называет Перу, хотя подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в “Гимне обеду”. Герои стихотворения, те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности.

    В стихотворении поэт применяет синекдоху, когда вместо целого называют часть. В “Гимне обеду” вместо человека действует желудок:
    Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смертиДля новой эры?!Желудку ничем болеть нельзя, Кроме аппендицита и холеры!
    Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
    Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.
    Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения – поэт и новая власть – складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно – бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. И сатирическая направленность поэзии В. Маяковского меняется.
    Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта. В первые годы после революции это стихи, которые составляли “Окна РОСТА”, то есть Российского телеграфного агентства, выпускавшего агитационные плакаты на злобу дня.

    В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник-иллюстратор. В “Окнах РОСТА” В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен: например, “Во Францию два гренадера” или известная по шаляпинскому исполнению “Блоха”.

    Персонажи их – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи – непременное цилиндре и с толстым животом.
    Маяковский предъявляет к новой жизни максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически обличают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Последнее создает гротескную картину. В том, что сидят “людей половины”, не только реализация метафоры: люди разрываются пополам, чтобы все успеть, – но и сама цена таких заседаний.

    В стихотворении “О дряни” к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета: на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам.

    Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщающее значение.
    Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Например, в “Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе” революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой “грязью обдало рыло” на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно услышать перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова “Собачье сердце”.

    Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти большевиков всему и всем давать имена героев. Так, в стихотворении “Ужасающая фамильярность” появляются придуманные поэтом, ко вполне достоверные “Гребенки Мейерхольд” или “Собака имени Полкан”. В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение “Строго воспрещается”:
    Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов. Руку само подымает перо, И сердце вскипает песенным даром. В рай готов расписать перрон Краснодара.

    Тут бы запеть соловыо-трелеру. Настроение – Китайская чайница! И вдруг на стене:-Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! – И сразуСердце за удила.

    Соловьев камнями с ветки. А хочется спросить:-Ну, как дела? Как здоровьице?

    Как детки? – Прошел я, глаза к земле низя,.только подхихикнул, ища покровительства, И хочется задать вопрос, а нельзя – Еще обидится правительство!
    Происходит конфликт естественного человеческого чувства с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается. весенней картиной, которая рождает радостное настроение; самые обыденные явления вроде перрона вокзала вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В. Маяковский находит удивительное сравнение:. “Настроение – китайская чайница!” Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного.

    И все это перечеркивается бессмысленным канцеляризмом.
    Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого контроля и запрета – он делается приниженным, уже не смеется, а “подхихикивает, ища покровительства”. Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и что типично для поэтического мастерства художника, в нем “работают” рифмы. Так, самое веселое слово “чайница” рифмуется с глаголом “воспрещается” из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и двойственные ему неологизмы: трелеру, низя – деепричастие от несуществующего “низить”.

    Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения – не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
    Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикоя”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо!”. Правда, “Плохо” поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах, которые и сегодня звучат очень современно.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. Что сделалось смешным, не может быть опасным. Вольтер План 1. Мещанство – злейший враг духовности. 2. Сатирические стихи Маяковского. 3. Пьесы “Клоп” и “Баня” – взгляд в будущее. Мещанин и мещанство в советских одеждах – постоянная тема сатиры и сарказма Маяковского. Он сражался с мещанством до последнего часа, этой теме посвящено множество стихов, пьесы “Клоп” […]...
    2. Мещанин и мещанство в советских одеждах – постоянная тема сатиры и сарказма Маяковского. Он сражался с мещанством до последнего часа, этой теме посвящено множество стихов, пьесы “Клоп” и “Баня”. Он видел в мещанине злейшего врага революции, ее “троянского коня”. Под мещанством порой понимают чисто внешние проявления – чистенький быт, вещизм, сентиментальность, житейское безвкусие. Но все […]...
    3. Сатира Маяковского нацелена против всего того, что символизировало и продолжает символизировать застой, пошлость и отсталость, – не только в стране, но и во всем мире. Его главной мишенью был и по сей день остается образ самодовольного эксплуататора, который, как в известном мультфильме, говорит: “Это у меня обед, а у них работа!” Однако поэт никогда не […]...
    4. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих […]...
    5. В 1780 году выходит в свет “История одного города” Салтыкова-Щедрина. Очень трудно с первого взгляда определить жанр этого произведения. Это, скорее всего, историческая хроника с элементами фантазии, гиперболы, художественных иносказаний. Это блестящий пример общественно-политической сатиры, актуальность которой с годами приобретала все большую остроту и блеск. “Он знает свою родную страну лучше кого бы то ни […]...
    6. 1. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского? А. Акцентно-тонический стих Б. Использование гротеска В. Экспрессивные неологизмы Г. Фольклорные образы 2. Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяковского? А. Оптимизм Б. Одиночество В. Богоборчество Г. Социальный бунт 3. К какому поэтическому течению был близок ранний В. Маяковский? А. Имажинизм Б. Символизм В. Акмеизм Г. […]...
    7. Очередной переломный момент в истории должен был породить новый тип поэта – активного борца за светлое будущее народа. Таким борцом новой поэтической эпохи стал В. В. Маяковский, творчество которого явилось принципиально новым шагом в развитии русской поэзии. Владимира Владимировича воистину можно считать неизменным авангардистом. И, будучи передовым поэтом своего времени, как и его великие предшественники, […]...
    8. В. В. Маяковский – самобытный поэт начала XX века, который создал множество своеобразных поэтических произведений, новатор в области стихосложения. Его особый художественный стиль, внимание к ритму стихотворения, своеобразные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В. В. Маяковского от традиционной лирики. В поэтических произведениях Владимира Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. […]...
    9. “Облако в штанах” – это апогей дореволюционного творчества Владимира Маяковского. Начав поэму до Первой мировой войны, Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война, раскрывшая социальные и нравственные проблемы эпохи, открыла глаза поэту на неизбежность революции. Первый раз поэма вышла в искаженном, урезанном цензурой, виде в сентябре 1915 года. Второе бесцензурное издание поэмы Маяковскому представилась возможность […]...
    10. Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись – все это разные стороны его гения. Даже спустя семьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаем задавать себе вопрос: каков он, талант Маяковского? мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал? Для литературного таланта Маяковского характерно прежде […]...
    11. В поэме “Про это” решается проблема духовного целомудрия, высокой нравственной требовательности восстановления чистоты любви, изуродованной и опошленной собственническими отношениями. “По личным мотивам об общем быте” – так лаконично определил Маяковский тему “Про это” . Поэма свидетельствовала о том, что у Маяковского усилился интерес к судьбе отдельного человека. Свое отношение к миру в поэме “Про это” […]...
    12. 1. Ранняя сатира Маяковского. 2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого. 3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта. Смех не может ничего убить, смех может только придавить. В. В. Розанов На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами “Сатирикон” и “Новый Сатирикон”, основная […]...
    13. Творчество Владимира Маяковского одного из крупнейших русских поэтов-урбанистов, свидетельствует о том, что в теме капиталистического города выйти на путь истинной поэзии можно лишь, преодолев обе крайности. Социальный подход к явлениям, жизни, идея угнетенного капитализмом человека, связь поэта с современностью и ее прогрессивными тенденциями, бурный протест против капиталистического города, трагедия лирического героя, несущего в себе боль […]...
    14. Во все века поэты обращались к теме героя и толпы, раскрывая ее исходя из собственного мировоззрения. Классики противопоставляли лирического героя обществу, рассматривали его в отрыве от масс, поскольку вкладывали в понятие “толпа” определенный смысл. Поэзия советского периода отличалась социальной направленностью, поэтому в ХХ веке прослеживается сближение героя с толпой, которая уже не “безмолвствует”. Ярким представителем […]...
    15. По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система стихосложения”, “миф”, “утопия”. Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность […]...
    16. Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью. И здесь показательна […]...
    17. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной […]...
    18. Тема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: “Сто томов моих партийных книжек”, а поэт – это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […]...
    19. -15 Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь Нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам […]...
    20. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского? а. Акцентно-тонический стих б. Использование гротеска в. Экспрессивные неологизмы г. Фольклорные образы Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяков­ского? а. Оптимизм б. Одиночество в. Богоборчество г. Социальный бунт К какому поэтическому течению был близок ранний В. Мая­ковский? а. Имажинизм б. Символизм в. Акмеизм г. Футуризм Какие произведения […]...
    21. ЛИРИКА Сатира в лирике В. В. Маяковского 1. Дореволюционное творчество. В стихотворении “Вам!” поэт затрагивает тему войны и мира, обличает ложный патриотизм. Поэт широко пользуется приемом гротеска в стихотворении “Гимн судье” (“павлиний хвост”, “долина для некурящих”): Злобно забившись под своды закона, Живут унылые судьи… Судьи мешают и птице, и танцу, И мне, и вам, и […]...
    22. Несмотря на все новаторство своего стиля, Маяковский остается верным традициям русской литературы и продолжает тему, начатую еще великими классиками, тему обличения пошлости и несправедливости современной действительности, бюрократии, мещанства и обывательщины. Уже в ранней сатирической поэзии Владимир Владимирович использует весь арсенал традиционных художественных средств, которыми так богата наша культура. Нельзя не заметить авторскую иронию в самих […]...
    23. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
    24. I. Владимир Маяковский – лидер русского футуризма. (В. Маяковский – один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм как одно из направлений “серебряного века” русской поэзии. (Русский футуризм (от лат. слова, – “будущее”) возник в 1910-х годах. Основой футуристического движения в России было предчувствие краха старого мира и предчувствие будущего “мирового переворота”. Эстетические […]...
    25. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”, он призывает на службу поэзии “кавалерию острот”, призванную безжалостно бороться с недостатками общества. Это итоговое произведение Маяковского, его поэтическое завещание. В нем он подводит итоги […]...
    26. “Рассказ”, “разговор” – характерные для Маяковского жан­ры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточ­но передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: “планов… громадье”, “размаха шаги саженъи, “темно […]...
    27. Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”. Правда, “Плохо” поэт так и не […]...
    28. Я думаю, что эти слова Ю. Н. Тынянова в полной мере относятся к сатирическим произведениям В. В. Маяковского. Ведь именно сатира, высмеивая пороки, соединяет в себе трагическое и комическое. Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатириков”, а в своей […]...
    29. Июн В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. […]...
    30. В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […]...
    31. Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после ре­волюции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру “оружия любимейшего род”. Еще до революции Маяковский написал не­сколько сатирических “гимнов” (“Гимн ученому”, “Гимн су­дье”, “Гимн обеду” и др.), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные […]...
    32. Подготовьте ответ на вопрос: “Новаторство В. Маяковского”. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и но­ваторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотво­рение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотво­рение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно […]...
    33. Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала “Новый Сатирикон”. Это были пародийные “гимны” – “Гимн здоровью”, “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику” и др. После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в “Окнах РОСТА”, где создал жанр подписи – едкой, хлесткой, язвительной […]...
    34. 1. Значение сатиры в творчестве В. В. Маяковского. 2. Сатира в раннем творчестве. 3. Сатира в поздний период. 4. Маяковский-сатирик. Произведения В. В. Маяковского характеризуются многоплановостью и многожанровостью. Есть в его “арсенале” трогательная любовная лирика и резковатый марш, и спокойное описание природы, и динамичный, бешеный диалог. Не стала исключением и сатира как один из излюбленных […]...
    35. Едва ли есть хоть один крупный русский поэт, который не задумывался бы о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Каждому серьезному русскому поэту было важно, чтобы его востребовало время. С другой стороны, переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить своего поэта. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский. Но не сразу и […]...
    36. Поэзия В. В. Маяковского произвела на меня неизгладимое впечатление, можно даже сказать, она потрясла меня, вызвав такие чувства, как волнение, восхищение, восторг, трепет. В. В. Маяковский – яркий, необычный человек, глубоко индивидуальный поэт. На фоне лирической или филосовской поэзии, выдержанной в спокойных тонах, его произведения смелы, решительны. Маяковский наряду с крупными произведениями создал оригинальную новаторскую […]...
    37. Сатирические произведения В. Маяков- ский создавал на всех этапах своего творче- ства. Известно, что в ранние годы он сотруд- ничал в журналах “Сатирикон” и “Новый са- тирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смер- ти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в проти- вовес поэме 1927 года “Хорошо”. […]...
    38. Маяковский – один из самых талантливых сатириков XX века. Он создал классические образцы сатиры нового типа, отрицая и обличая все, что мешало успехам социализма, и тем самым расчищая путь для движения советского общества к коммунизму. В творчестве Маяковского прослеживаются традиции русской классической сатиры Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В начале творческого пути Маяковского его сатира была направлена […]...
    39. -24 С первых шагов Маяковского в литературе стало ясно: пришел новый поэт, ни на кого не похожий, со своим мироощущением и мировосприятием, со своим взглядом на вещи и явления. У него был свой, незаимствованный голос. В таких, правда, уже поздних строчках: “Ну, как вам, Владимир Владимирович, нравится бездна?” И я отвечаю также любезно: “Прелестная бездна. […]...

    Маяковский Владимир Владимирович - русский поэт, драматург. Он достаточно быстро приобрел популярность в литературных кругах, так как обладал талантом, харизмой, и не боялся высказывать свое мнение. С 1912 года Маяковский энергично начал сотрудничать с футуристами, и вскоре смог стать одним из ведущих поэтов этого неоднозначного и сложного литературного движения.

    Сатирические произведения Маяковского характеризовалась социально-психологической определенностью, экспрессией языка. Он совсем не старался завуалировать сатирическое развенчание неправды и неискренности, которое он наблюдал в окружавшей его жизни. Значимыми в творчестве Маяковского были и социальная, и гражданская сатира.

    В своих произведениях Маяковский старался соответствовать духу времени, новому языку улиц, современным героям и модным лозунгам. Пытаясь отзываться на «социальный заказ» Маяковский писал сатиру «на злобу дня», стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921) и др. Олицетворением гражданской позиции Маяковского этих лет стали его поэмы: «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927), пьесы «Клоп» (1928), «Баня» (1929) и др. произведения.

    Творчество поэта отражало характерное для Маяковского, особенно в послереволюционный период, объединение сатиры и социальной утопии:

    В своем арсенале художественных средств Маяковский активно использовал гротескную образность, соединение бытового и фантастического колорита, единичного и символически обобщенного, эксперименты со словесной формой, использование собирательных образов людских «толп», «масс» в качестве объектов сатирического осмысления.

    Утверждение новой жизни, ее социального и морального строя становилось основным в его творчестве. Но не стоит думать, что Маяковский принял новый строй безоговорочно, закрывая глаза на множественные недостатки социалистического строя. Принимая революцию, поэт принял также и новую роль, которую она ему предложила, роль бичевателя пороков этого общества. Точное видение проблемы помогало автору очень точно и хлестко описывать явления, с которыми следовало бороться и которые следовало искоренять.

    К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности тем ожиданиям, что обещала революция. Пьесы «Баня» (1928) и «Клоп» (1929) были написаны поэтом буквально на одном дыхании, в этих комедиях поэт обрушивался на обуржуазившееся общество, забывшее о высоких идеалах революции, на старые пороки, успешно процветавшие в новой стране. Они злободневны, каждая по своему, но у них есть и общая черты - они остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения в творчество элементов фантастики.

    Работа называется «Социальная сатира в произведениях В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня»», ее цель объяснить значение сатирических произведений В. Маяковского, основную смысловую нагрузку, которую поэт вкладывает в свои произведения. В связи с этим предстоит решить ряд задач:

    • охарактеризовать в целом сатирическую направленность в произведениях В.В. Маяковского;
    • рассмотреть пьесы «Клоп» и «Баня», как сатирические произведения, через которые поэт обличал современное ему общество.

    Объектом для данной работы стали пьесы В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня», предметом являются те выразительные языковые инструменты, с помощью которых поэт обличает пороки общества. Структура работы следующая: она состоит из трех глав, ведения, заключения и списка литературы.

    Первая глава называется «Маяковский-сатирик», в этой главе содержится общий обзор произведений Маяковского с сатирической направленностью, в которых поэт открыто обличал пороки и недостатки общества. Вторая глава называется «Пьеса «Клоп» как обличение мещанства в обществе», в этой главе речь пойдет об одном из основных пороков советского общества 20-х-30-х годов - мещанстве, проявление которого Маяковский не переносил, и всячески стремился заклеймить. Третья глава ««Баня» - советская сатирическая комедия о бюрократах», в которой обличается один из основных пороков, который присущ любому обществу, и который практически невозможно искоренить. Однако это обстоятельство не мешает поэту высмеивать проявление этого явления, которое было присуще обществу в его время.

    1920-1930-е годы сыграли важную роль в советской литературе этого времени, этот период хорошо изучен исследователями, которые отмечают, что сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» являются наиболее характерными образцами данного жанра первых послереволюционных десятилетий. Изучению творчества Маяковского посвящено огромное количество работ, в частности хочется отметить следующие:

    Труды Б. Милявского характеризует стремление восстановить идейно-художественную атмосферу времени, свободное обращение к периодике второй половины 1920-х годов, сопоставление сатирических произведений различных жанров. Идейный и тематический подход к произведениям автора, позволил провести всесторонний анализ пьес и сопоставить их с другими характерными произведениями своего времени (Л. Леонов, М. Булгаков).

    Большая статья Р. Дуганова о замысле «Бани» содержит ряд частных интересных наблюдений, так же автор аргументировано доказывает идею о сквозной метафоричности пьесы и «концентрического» построения пьесы. «Концентрическое» построение означает, что все герои расположены как бы по кругу, причем, чем сильнее выражены отрицательные качества героя, тем дальше он находится от центра, и тем ярче он описан поэтом.

    Интересен для изучения творчества Маяковского сборник «Творчество В.В. Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования» , в этом сборнике многое соответствует новейшим тенденциям современного маяковедения. В нем есть и новые историко-литературные и теоретические подходы к изучению творческого наследия великого поэта XX века, и анализ конкретного фактического материала, который способствует более глубокому и всестороннему пониманию художественного своеобразия творчества Маяковского, его связей с эпохой, с литературным движением.

    Исследователи творчества В.В. Маяковского согласны с тем, что сатирическое творчество поэта отчетливо ориентировано на будущие, уверенность поэта держится на том, что Россия избавится от всего дурного, и что его произведения могут помочь разоблачению пороков. Изучение «Клопа» и «Бани» до последнего времени осложнялась близостью времени их создания к моменту трагической гибели поэта, а также общей оценкой в 1930-е годы творчества В. Мейерхольда, с которым была прочно связана сценическая история пьес Маяковского.

    Маяковский - сатирик, это явление яркое и неповторимое. Его юмор, отличался жесткостью и резкостью, для него было неприемлемо все проявления антигуманного, бездушного обращения к человеку. Поэт прекрасно владел сатирическим языком, и умело применял в своих трудах приемы гиперболы и гротеска, при помощи которых было можно создать комический эффект. Обостренное нравственное чувство - вот то, что делало его достойным преемником лучших традиций российской сатиры, которая бичевала не только социальные пороки, но, прежде всего, пороки человеческие.

    Объектами и предметами сатирического изображения в дореволюционном творчестве Маяковского были различные проявления современного мира, равнодушного к человеку и его чувствам. Такой мир бездуховен, уродлив и страшен в этих своих проявлениях. В 1915 году в журнале «Новый сатирикон» было опубликовано несколько произведений Маяковского под названием - «Гимны».

    Главными «героями» «Гимнов» Маяковского стали распространенные жизненные явления: обед, взятка, судья и т.д.. В этих «Гимнах» Маяковский иронично разоблачал основы современного ему мира: бюрократическую власть («Гимн судье» и «Гимн взятке»); науку, не видящую человека, и безучастную к нему («Гимн ученому»); обывательскую сущность «общества потребления» («Гимн обеду»). Образы адресатов «восхваления» построены своеобразно: нравственное уродство выражается в категориях уродства физического.

    В сатирическом жанре Маяковский работал и после революции. Им были написаны сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», ряд сатирических стихотворений. Некоторые из них и сегодня актуальны, к примеру, «О дряни», «Прозаседавшиеся» и др. В двадцатые годы объектом сатиры для Маяковского стало советское мещанство, которое поэт и обличает в стихотворении «О дряни», в стихотворении «Прозаседавшиеся» он бичует советскую бюрократию.

    В этих стихах отчетливо видно неприятие Маяковским всех проявлений бездуховности, убожества и пошлости. Советские люди, которые становятся равнодушными к проблемам, некасающиеся их маленького мирка и заинтересованные в удовлетворении своих насущных потребностей становятся мещанами, что категорически неприемлемо для поэта.

    Бюрократическая машина, мерно и четко движущаяся от одного бессмысленного заседания к другому, по ощущению напоминает судей, утонувших под сводами законов, спрятавшихся от жизни за буквами и параграфами. Объекты сатиры со временем стали конкретнее, но, как и прежде сохранилась сущность неприемлемых для Маяковского проявлений мещанства, косности ума, позерства и т.д., всего того, что он всегда высмеивал.

    Сатира Маяковского не только смеется, но и из нее можно почерпнуть полезные советы. Выставляя на всеобщее обозрение всю мерзость и грязь, поэт рисует картины «обывательщины», которые разворачиваются перед мысленным взором читателей, они пронизаны юмором, без него, эти картины были бы слишком пессимистичными.

    Применяя гротеск и элементы фантастики, Маяковский выстраивает стихотворение «Прозаседавшиеся». Главная тема, это абсурдность тематики заседаний, поэт создает сильный комический эффект, который поддерживается фантастической картиной раздвоившихся чиновников, вынужденных, чтобы успеть на все заседания, присутствовать на них в своеобразной форме - «до пояса здесь, а остальное там».

    Своим сатирическим произведениям поэт придавал очень большое значение. «Грозный смех» - так был назван сатирический сборник 1929 года. Другой сборник назывался «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается». Бюрократизм, мещанство, лодырничество, расхитительство - все эти проявления пороков вызывали возмущение поэта-сатирика. Дар Маяковского был в том, что своим язвителным словом он мог бить буквально «наповал».

    Сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» передают нездоровую общественную атмосферу 1920-х годов, которая нуждалась в хорошей встряске. В творчестве автор часто использует живые разговорные интонации, которые он намерено, искажает, а также придумывает новые слова. Поэзия Маяковского была неразрывно связана с жизнью своей страны, она вобрала в себя трудности и противоречия своей эпохи, но не потеряла значения и сегодня. Мещанин - неизменная мишень сатиры и сарказма Маяковского. Он «воевал» с мещанством до последнего часа жизни, он смотрел на этот порок, как на злейшего врага революции.

    Под мещанством Маяковский порой имел в виду чисто внешние проявления: быт, вещизм, сентиментальность, житейское безвкусие. Но для поэта страшнее была не эта внешняя сторона, хоть он ее и критиковал, а отсутствие духовной основы, а так же неумение и нежелание широко мыслить, отсутствие идеалов и наличие идолов. Маяковский много и громко пел гимны Революции, ее вождям и идеологам, так же искусно он высмеивал и ее врагов, как внешних, так и внутренних. Сатира его часто была безжалостна, при этом он не пытался сгладить острые углы и мягче сказать о том или ином «грешке».

    Маяковского отличало от других современных ему поэтов то, что он всегда «бил» в самое сердце, в самую суть проблемы, в самое больное место, и слова его были также четки и болезненны для лиц, которых он подвергал критике. Сатира у него повсюду: «Гимны», «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Нате», «Мразь», «Бюрократиада», «Клоп», «Баня» - в этих произведениях особенно ясно проступают картины, написанные кистью сатиры Маяковского.

    Сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году. В этой пьесе мы видим, по крайней, три плана: первый - сатирико-бытовой, второй - связанный с лирическим голосом автора, вводящий третий - встроенное театральное представление. Все планы связаны общим сюжетным началом, раскрывающим метафору, вынесенную в название пьесы.

    Метаморфозы, совершающиеся с главным героем Иваном Присыпкиным (превращение человека в клопа), прочитываются на разных уровнях по-разному.

    На первом, сатирико-бытовом уровне сюжет комедии представляет собой рассказ о бытовом перерождении. С его помощью обличается и осмеивается новое советское мещанство, поднимается проблема опасной привлекательности «уютной» мещанской жизни, сосредоточенной на быте и его удобствах, для молодого поколения, выросшего в разрухе гражданской войны.

    Желая устроить себе «лучшую жизнь», главный герой, Иван Присыпкин «отрывается» от рабочего класса, женится на нэпманской дочке, предавая тем самым революционные идеалы всеобщего коллективного счастья, подменяя их «отдельным» счастьем мещанской семьи. Маяковский показывает, что проблема бытового перерождения, это во многом вопрос отсутствия культуры, вкуса. На свадьбе случается драка, а потом пожар, в результате чего все погибают, кроме самого Присыпкина, который был только заморожен и воскрешен через пятьдесят лет.

    В комедии есть такой типаж - Олег Баян, который пропагандирует «красивую» жизнь. При этом при первой же встрече, перед читателями предстает человек малообразованный, его речь не грамотна, представления о «культурном быте» у него примитивны. И именно он выступает как «учитель-соблазнитель» для Присыпкина, которого он соблазняет «благами культуры» (танцами, одеждой, манерами), сбивает с верной дороги.

    Главный идеологический проект Баяна - свадьба, которую он осмысливает как акт перехода в новый мир, прообраз будущей жизни при коммунизме. В мещанском мире любовь и брак низводится до взаимовыгодной торговли, в то время как подлинная любовь ассоциируется не с браком, а с самой жизнью, вечным движением вперед.

    О браке между Присыпкиным и Зоей Березкиной не идет речи. Это подчеркивается тем, что оба они живут в общежитии. Эльзевира Ренесанс в этой системе ценностей оказывается врагом, собственницей, хищницей, которая «положила глаз» на Присыпкина. Сама ее фамилия говорит о возврате к прошлому. Брак выступает актом купли-продажи. Свадьба это символ будущей жизни. По мысли Баяна, женитьба Присыпкина на Эльзевире Давидовне Ренесанс знаменует собой сочетание «Безвестного труда с поверженным капиталом».

    Причину перерождения Присыпкина автор видит в депрессии, растерянности, вызванной НЭПом, все, за что боролись ранее потихоньку возвращалось, как прежняя структура общества, так и прежняя система отношений, но в то же время шел отказ от повседневных благ, удобств, которые делают человека человеком, становится непонятно каким путем двигаться вперед, чтобы достигнуть великой цели.

    Одной из форм замещения духовной пустоты становится желание жить сегодняшним днем, извлекая максимум удовольствий и наслаждений. Присыпкин оказывается на месте человека потерявшего смысл жизни, а Баян выступает идеологом сиюминутного счастья. Метафора «человек-клоп» получает более широкое значение, это не только человек обыватель, но и человек, забывший о своей высокой природе, предавший в себе человека. Сила быта осмыслена в поэзии Маяковского как сила динамическая: она способна убивать в мире любовь.

    В том, как Присыпкин воспринимает учение Баяна и открывается его истинная ценность, автор показывает, как Присыпкин пытается реализовать полученные им новые навыки и реализовать в новой жизни. Он пытается срежесировать свою будущую жизнь с помощью покупок: вещи, которые он покупает, выступают способом преображения жизни, он даже меняет свое имя на псевдоним, и становится Пьером Скрипкиным, носит новую одежду и учится себя вести по-другому. Присыпкин, которого теперь именуют Скрипкиным, стремится к культуре как проводнику иного, пока недоступного ему мира.

    Когда он попадает в мир будущего, то он видит, что все изменилось до неузнаваемости, новый мир, это мир техники и науки. Маяковских в картинах будущего воплощает все то, к чему он призывал в своих агитационных стихах и поэмах, это и чистота, и культура общения, и отсутствие пьянства, бюрократизма.

    Люди будущего, которых встретил Скрипкин, считают героя заряженным микробом мещанства, и поэтому даже не признают его человеком в полной мере, его считают представителем вымершего рода. Грубый, эгоистичный Скрипкин среди «идеальных» людей, для которых пьянство, подхалимство и прочие пороки давно стали пережитками, выглядит весьма непрезентабельно, для них все эти явления стали давно забытыми.

    Само общество будущего представлено Маяковским весьма разумно. Многие функции человека выполняют автоматы, любовь искоренена как ненужное, и даже вредное чувство.

    Для людей будущего, Скрипкин представляет реальную угрозу, он представитель мещанства, а они люди высокой нравственной культуры, свободной от всяческих предрассудков и страстей, по сути, люди будущего, освободившись от всех эмоциональных переживаний, становятся безликими.

    В обществе будущего нет быта, но вопрос о том, возможно ли мещанство, если отсутствует быт, все-таки остается. Автор показывает, что мещанство никуда не делось, оно видоизменилось, трансформировалось, поменяло свою оболочку, но осталось. В «чистых» людях будущего, лишенных всех пороков настоящего, вроде пьянства, некультурности и прочего, остается главный признак мещанства, от которого не спасает ни внешний лоск, ни отсутствие быта. Это полное погружение в материальный мир, отсутствие духовных идеалов, в будущем можно пройти физическое очищение, через особую ванную, духовное очищение отсутствует.
    Скрипкин, будучи изначально отрицательным персонажем, оказывается в ситуации, когда у него единственного сохраняется душевно-эмоциональная сфера, и он пробуждает ее в других. Попадая в новый мир, он обнаруживает, что этот мир его совсем не радует, и его категорически не устаревает, что его разморозили. Ведь тот мир, в котором человек оказался полностью лишен души, этот существенный изъян делает этот новый мир, подлинно мещанским миром, так как отсутствует стремление выйти за пределы этого материального мира.

    Профессор размораживает Присыпкина/Скрипкина, наблюдает его оживление и приспособление к новой жизни. Но эта жизнь Присыпкину не подходит. Скрипкин, не смотря на свои недостатки, остается единственным нормальным человеком. В итоге идеальные люди будущего очень быстро подхватывают «вирус чувств» от Скрипкина, и поддаются к давно, казалась бы, искорененным чувствам. Людей будущего начинают привлекать буржуазные удовольствия, все то что они в себе искореняли. Это приводит их к мысли, что Скрипкин рассадник их заболевания и его нужно изолировать.

    Маяковский отказывает главному герою, этому закоренелому мещанину, в праве жить в обществе, он помещает его в зоосад, где тот оказывается в одной клетке с клопом попавшем в будущее с его воротника, и от которого он отказался избавиться, привязавшись к нему эмоционально. Метафора «клоп» означает здесь перерождение представителя передового класса строителей будущего, в обывателя и мещанина.

    Критики были склонны воспринимать пьесу «Клоп» как антимещанскую агитку. Комедия во многом вырастает из газетных фактов, в которых печатались истории такого рода.

    Интересно наблюдать так же, как сатира Маяковского изобретает новые определения только что народившимся порокам молодой Советской республики. Это такие неологизмы как: «мещанина», «нэписты» и многие другие, которые, впрочем, характеризуют одно и то же явление, а лучше сказать сословие, так называемый средний класс.

    И хотя революция провозгласила отмену всех сословий, избавится полностью, от сословной системы она не смогла. И именно Маяковский вместе со своей неизменной спутницей-сатирой взялся искоренить ее. Интересно прослеживать, что поэт не только обличает, но он еще и дает конкретные советы, показывает пути выхода, старается не быть голословным.

    Последняя сатирическая пьеса «Баня» была написана в 1929 году, и написана она в формате «театр в театре». В этой пьесе было показано общество новой бюрократии, и она была достаточно холодно воспринята современниками. Одна из главных тем пьесы утверждение живительной силы искусства. И метаморфозой преодоления времени средствами искусства становится изобретенная Чудаковым сила времени. В пьесе автор высмеивал болтунов, бездельников, самовлюбленных бюрократов. Маяковский считал, что это произведение публицистическое и через людские образы он показал основные тенденции, которые на тот момент были в обществе.

    Пьесу «Баня» Маяковский определил как «драму в шести действиях с цирком и фейерверком», но в этом слышатся ироничные нотки автора, предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет собой некий фарс. Главный персонаж пьесы - «товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главнвчупс».

    Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и бездумными перекладываниями казенных бумаг диктует машинистке бессмысленную и нескончаемую статью. Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, кавалеристом Велосипедкиным, рабочим помогающим изобретателю, - с одной стороны, и его помощником Оптимистенко - с другой. Маяковский рисует в пьесе множество смешных и глупых ситуаций, в которую попадают его герои, но в месте с тем пьеса представляет собой драму, и драматизм ее состоит в борьбе с бюрократией, которая, по мнению поэта, представляет собой огромную и закостенелую систему

    На вопрос, почему пьеса называется «Баня», Маяковский отвечал двояко. Первый ответ: ««Баня» моет (просто стирает) бюрократов» - удовлетворил, кажется, всех и надолго остался определением прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы. Другой ответ: «Потому что это единственное, что там не попадается», показался, обычной для Маяковского юмористической отговоркой. Между тем второй ответ гораздо больше касается существа дела.

    Он указывает не на предмет, а на метод его восприятия и тем самым на способ его понимания. «Баня», конечно, не единственное, чего в пьесе нет, но дело не в этом, название пьесы определяет единственно верную точку зрения на нее. И с этой точки зрения в «Бане» действительно важнее всего то, что там предметно «не попадается».

    С одной стороны, пьеса названа «Баней», но с другой — никакой бани мы там не находим. С одной стороны, это «драма», но с другой, цирк и фейерверк, а никакая не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой - эта машина невидима, то есть, ее как будто бы и нет. С одной стороны, изобретение Чудакова - машина, то есть нечто пространственно-вещественное, но с другой - это машина времени, то есть нечто противоположное всякой пространственности и вещественности.

    С одной стороны, перед нами как будто бы театр, но с другой - мы видим еще и театр в театре, так, что первый театр уже как будто и не театр, а действительность. С одной стороны, Победоносиков видит в театре самого себя, но с другой, в этом театре он себя не узнает, то есть сам себе «не попадается». Во всей пьесе в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и его смысла. Самые отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, и наоборот, конкретнейшие предметы, явления и даже люди дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

    Структура и проблематика «Бани», сама ее сатирическая злободневность таковы, что неизбежно толкают к поискам прототипов, на которых ориентированы действующие лица драмы. Все персонажи пьесы и отрицательные и положительные, не характеры и не типы «Бани».

    Легко заметить, что наиболее похожи, наиболее реализованы персонажи отрицательные (Победоносиков, Оптимистенко, Мезальянсова и т. п.), менее реализованы персонажи нейтральные (Ундертон, Поля, Почкин и т.п.), еще менее, положительные (Чудаков, Велосипедкин, рабочие, Фосфорическая женщина). Внутреннюю топографию «Бани» можно представить в виде нескольких концентрических кругов с положительным центром и отрицательной периферией. Чем дальше отстоит персонаж от некоего абсолютного центра, тем более ярко он освещен, тем более подробно обрисован, тем более оживлен и реализован.

    Отрицательным персонажам не столько противостоят персонажи положительные, сколько весь замысел в целом, вся пьеса. Другими словами, если положительные персонажи самоутверждаются в своей близости к центральному смысловому ядру, то отрицательные, наоборот, самоотрицаются в своей удаленности от него.

    Парадоксальная двойственность «Бани», как и всего вообще драматического творчества Маяковского, была прямым следствием специфического жанрового оформления его основного эстетического принципа. Единственное, что в «Бане» не попадается характеристике, но важнейшее, что там есть, - это личность автора. И как бы странно это ни казалось, надо признать, что «Баня» является не, чем иным, как лирической драмой или, точнее, монодрамой. Ее драматическое пространство, это концептуальная сфера внутреннего представления. Отсюда особый характер ее условности и ее фантастики.

    Машина времени в «Бане», это не просто изобретение Чудакова, но и метафора самого изобретательства, новаторства, творчества. Машина времени является метафорическим воплощением искусства будущего, его живительно, творящей силой. Машина времени сотворена не только Чудаковым, но и самим временем, самой жизнью. Ей сюжетно противопоставлена другая машина, бюрократическая, также реализованная в аспекте времени.

    Если машина Чудакова «дело вселенской относительности, дело перевода определения времени из метафизической субстанции, из ноумена в реальность», то в бюрократической машине, наоборот, реальность превращается в фикции «циркуляров, литеров, копий, тезисов, поправок, выписок, справок, карточек, резолюций, отчетов, протоколов и прочих оправдательных документов», а теория относительности в «теорию отношений, увязок и согласований». Учреждение, как и машина времени, стремится аккумулировать опыт человечества. И делает это с присущим ему бюрократическим способом, организуя «юбилеи».

    Здесь противопоставлены не только реальность и фикция двух машин времени, Победоносиков и сам дан как словесная машина, перемалывающая реальность в ничто. Кроме бюрократической машины изобретению Чудакова в пьесе противопоставлено множество других механизмов, которые все, в конце концов, оказываются различными реализациями метафоры времени. Это, прежде всего, конечно, часы.

    Машине Чудакова «первому поезду времени», противопоставлен в пьесе поезд на котором Победоносиков собирается отправиться «на возвышенности Кавказа». На это указывает совпадение стоимости билетов и суммы, украденной бухгалтером Ночкиным для завершения машины Чудакова.

    Все эти антитезы выстроены при помощи локального приема, в соответствии с которым даже такие детали, как увеличение стоимости проезда в трамвае, должны указывать на его отрицательное значение. Сами по себе все эти машины, конечно, нейтральны, но в системе бюрократического механизма они неизбежно приобретают регрессивные функции.

    Таким образом, сюжет осуществляется не только в событиях, не только в персонажах, но и в мелочах, в деталях, в словесных конструкциях, так что пьеса своей сквозной организованностью приближается к структуре стихотворного произведения.

    В результате всей этой сюжетной механики перед нами складывается гигантский образ Машины, которая может быть и мертвой машиной пространства, если она существует как ставшее, законченное и неизменное, и живой творческой машиной времени, если она существует в непрерывном становлении, изменении и обновлении. Машина может быть и фиктивной «вещью», и реальной «идеей». Тут исходный момент всего замысла «Бани».

    Но ведь и сама пьеса есть в некотором роде «машина», и именно машина времени, со всеми ее прогрессивными и регрессивными функциями, что наглядно представлено в образе «театральной машины». В III действии (театр в театре) пародийно обнажена ее функциональная обратимость. Театру агитационному, «стоящему на службе борьбы и строительства», противостоит театр, где «делают нам красиво». В этом центральном образе, несомненно, пересекаются все основные конструктивно-смысловые планы пьесы. Между тем роль Фосфорической женщины в драматической интриге совершенно пассивна, она только представляет будущее.

    В «Бане» всячески демонстрируется формальное различие театра и жизни. Подчеркивая условность всякого игрового (драматического, балаганного, циркового) представления, Маяковский тем самым указывал на принципиальное содержательное единство театра и жизни. Финал «Бани» функционально полностью соответствует «немой сцене» гоголевской пьесы, с той разницей, что сцена «потрясения» дублирована трижды: темнота, затем собственно «немая сцена» и, наконец, заключительные эксплицирующие реплики персонажей.

    Сатира Маяковского всегда называет вещи своими именами, что бы ни случилось, и что бы ни подумали о ней читатели, у поэта всегда много гротеска в стихах. Маяковский увеличивает людские пороки до гигантских размеров, голос его обличительной сатиры также увеличивает свою мощность. Зачастую Маяковский выступает, в качестве поэта, описывающего бытовую сторону человеческой жизни, которая многим литераторам казалась скучной и не интересной, что было отличительным признаком его сатиры. Он умел удивительным образом обращаться не только к своим современникам, но и к потомкам.

    Маяковский не просто бунтарь, судья, обличитель, пророк, он еще и борец. Буржуазное общество довольно легко «приручало» бунтарей славой, деньгами и т.д., но Маяковский смог противостоять этим соблазнам. Понимая неизбежность падения старого мира, и способствуя приближению краха своим творчеством, Маяковский не мог не связывать все свои надежды с социалистической революцией. Верилось, что из ее «очистительного огня» родится новый человек, новая мораль, быт.

    Пьесы «Клоп» и «Баня» представляют собой комедии, которые высмеивают основные пороки современного поэту общества. По мнению поэта, в будущем, не найдется места таким порокам как: грубость, пьянство, хамство, пошлость. В пьесах, Маяковский типизирует своих героев, т.е. они типичные представители общества, это и нэпманы, и рабочие, и бюрократы, и журналисты. Один из главных литературных приемов, используемый автором, это наделение персонажей «говорящими» фамилиями: Присыпкин, Победоносиков, Чудаков, Мезольянсова и др.

    Пьесы несут в себе острую сатирическую направленность, выявляют те недостатки среды, которые можно найти в любом обществе и в любое время. В этих пьесах отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной советской действительности, которая не оправдывала ожиданий о светлом будущем. Заслуга Маяковского в том, что он не побоялся сказать «нет» этим порокам, и сказать о том, что в будущем им нет места. Таким образом, сатира В.Маяковского во многом развивалась в самом складе творческого мышления

    В арсенале художественных средств сатирического изображения активно используемая гротескная образность, соединение бытового и фантастического колорита, единичного и символически обобщенного, эксперименты со словесной формой, использование собирательных образов людских «толп», «масс» в качестве объектов сатирического осмысления.

    При этом если трагедийный накал поэтической сатиры Маяковского со временем все определеннее уступает место надеждам на переустройство бытия, преодоление его извечной дисгармонии путем революционного, волевого вмешательства.

    Автор пьес «Клоп» и «Баня» верил, что ни мещан, ни бюрократы не выживут в новом мире. Утопическая проекция будущего в этих пьесах страдает наивностью. Маяковский был убежден в непременном духовном совершенствовании человека, которое должно было наступить в результате политических преобразований. Время показало ошибочность таких надежд. Но критика бюрократизма, обывательского отношения к жизни, бездуховного существования, прозвучавшая в пьесах актуальна и сегодня.