Рисунки на лезвии ножа эскизы кленовые листья. Как нанести изображение на металл методом травления. Охлаждение клинка и удаление уже ненужной бумаги

  • 02.03.2021

Холодное оружие, всегда притягивало внимание мужчин. Особенно ножи из дамасской стали. Тульские кузнецы не только возродили старинный секрет по изготовлению дамасского клинка, но и усовершенствовали и разнообразили рисунок на стали. Лезвие заиграло необычными волнообразными линиями, разных причудливых форм. Кузнец, как и резчик по дереву заранее придумывает, какой рисунок он хочет выполнить, что бы его изделие отличалось неповторимостью и несло красоты ценителям холодного оружия.

Мне, тульскому резчику по дереву выпала удача не только украсить рукоять ножа, но и познакомить Вас с моей работой. На страницах этого сайта я покажу, мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали. Ручка ножа сделана из древесины кавказского ореха, который отличается крепостью и специфической текстурой, дающий после обработки красивую расцветку. Размер ручки имеет небольшой допуск для воплощения моего замысла. Но об этом чуть позже. Для начала я придумал эскиз, который тщательно прорисовал на бумаге. Его я и перевёл на верхнюю часть рукоятки ножа.

Хочу сразу пояснить свою задумку. На верхней части будет не только резьба, здесь будет соединено 3 направления:

1) Резьба

2) Всечка серебром

3) Инкрустация объёмными вставками из самшита.

Всё это я заключил в один рисунок, но в разном техническом исполнении. Это довольно сложно по исполнению, и поэтому придуманная связка нового соединения мною редко используется.
Ну, пожалуй, начнём прокол резьбы тыльной части рукоятки. Полукруглой стамеской небольшого радиуса прокалываем резную раскладку вдоль заднего упора. Раскладка имеет одинаковые элементы рисунка по всему диаметру ручки.

Так как я заранее сделал разметку, то фрагменты рисунка получились одинаковыми, что облегчало прокол контура.

В нижней часть нарисован фрагмент лиственного орнамента, он как бы воплощает начало, основу из которого на верхнюю часть рукоятки выходит резьба и всечка. В моём случае рисунок симметричный, то делаю по два одинаковых прокола, меняя лишь радиусы стамесок.

Первым делом всечка. Прокол канавки делается радиусными стамесками на глубину 1 мм. Так как рисунок симметричен, то прокол одной части рисунка повторяет радиус другой части.


По мере закручивания завитка радиус стамески уменьшается.

Не буду спешить с всечкой, а перейду к инкрустации элементов из самшита. Это позволит дополнить рисунок и визуально расставить все вставки на свои места. Я предварительно выпилил лобзиком листочки из пластин самшита толщиной 3мм. Такой размер я выбрал для того, чтобы в плоскорельефной резьбе инкрустированные листочки самшита в дальнейшем объёмно смотрелись с резьбой.

Перехожу к инкрустации элементов из самшита.

Место под листочек выбрано и аккуратно примеряю элемент по месту. Если инкрустированная деталь не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю её по месту. Клюкарзой, сделанной из тонкого надфиля, я вычищаю дно посадочной полости, чтобы деталь как можно глубже опустилась в массив ручки и оказалась на одном уровне с поверхностью.

Вновь возвращаемся к всечки серебром. Но как я говорил раннее поверхность всечки будет неровной и ограничено пространством. Это создаёт определённые трудности. Сложность заключается ещё и в небольших размерах самой поверхности. Постоянная подвижность изделия в работе заставляет сконцентрировать внимание на безопасности. Как говориться в русской пословице: «Глаза страшатся, а руки делают». Вот руки и надо беречь! Ведь этими руками, держа плоскую стамеску плавно обнижаю поверхность всечки. А в некоторых местах вместе с самшитовыми вставками, т.к. инкрустированные листочки являются неотъемлемой частью всечки и одним связующим элементом.

Увеличить

Уже явно просматривается рисунок серебряной нити, которая имеет толщину 0,2 мм. и ширину 0,76 мм. Теперь Вам всё понятнее становиться мой замысел, там, где линии всечки плавно соединяются, канавку поправляем прямой стамеской. Расплющиваю кончик серебряной ленты и вставляю в канавку вплотную к серебряной нити.

Увеличить

Я прижимаю нить в канавку, плавно закручивая её в спираль завитка. Закрутив спираль, обрезаю серебро в конце завитка.

Увеличить

Чтобы придать законченный вид завитку, надо поставить точку. Серебряную точку. Для этого шилом в конце завитка делаю маленький прокол.

Увеличить

Торчащий кусок проволоки забиваем, но не до конца. Это я делаю для того, чтобы при зачистке точка серебра имела ровные края, а не была деформирована кусачками.

Увеличить

Выбирая фон, обнажаю контур всечки и резьбы.

Увеличить

Только прорисовался контур всечки и резьбы.

Поверхность должна быть идеально ровной, без механических следов обработки. Чтобы сделать аккуратно в ограниченном пространстве приходиться постараться. Зачистив надфилем и наждаком поверхность рукоятки (кроме фрагментов резьбы), смачиваю водой.

Увеличить

Вода при высыхании поднимает ворс. Это хорошо видно на поверхности. После высыхания, поверхность защищаю с помощью наждака. Опять мочу и произвожу зачистку, но уже мелким наждаком. Это я делаю для того, чтобы в дальнейшем при пропитки олифой, ворс больше не поднимался, а окончательная полировка заняла меньше времени. После третьей пропитки наждак не применяю. Вся поверхность становиться ровной и матовой.

Выборку провожу от середины к краям. Это для того, чтобы не замять стамеской края границы углубления. Подогнав вставку, я сажаю её на клей, но так, чтобы она возвышалась над поверхностью. Визуально сопоставив вторую вставку с другой стороны и убедившись в их симметрии, обвожу контур. Вторую вставку тоже инкрустирую.

Придаю элементам форму поверхности ручки. Оба элемента возвышаются над поверхностью приблизительно на 2мм. Эту высоту я оставил для следующей разделки, чтобы они были объёмными. В этой части мастер-класса видно, как рукоять преображается. Сверху и снизу на неё наплывают растительные орнаменты, переплетённые всечкой из серебра и инкрустированными объёмными вставками из самшита. Заднюю часть ручки опоясывает раскладка из одинаковых растительных элементов. Осталось всему этому великолепию придать форму. Этим я и займусь в третьей части своего мастер-класса.

Часть 3

Эта подготовка необходима. Она является определённым и немаловажным звеном для следующего этапа разделки растительного элемента. Следуя дальше, я пользуюсь стамеской, радиус которой соответствует небольшим размерам разных элементов раскладки.

Каждый листик раскладки прорезаю стамеской. Начиная с кончиков листа и плавно перехожу к центральной части. Начало листика разделывается всем радиусом стамески. Переходя к середине листа, плавно поворачиваю стамеску. Таким движением я регулирую ширину среза и кончиком радиусной стамески прорезаю узкие места. Подготовленная технология присутствует для каждого элемента, в каком бы он месте не находился. В нижней части рукоятки, обнизив элемент, также уголком прорезаю центральную часть листа.

Многие думают: «Зачем такая подготовка? Она занимает время. Сразу прошёл радиусной, и всё!». А нет, когда фрагмент не подготовлен, радиус стамески срезает лишнее по плоской поверхности, порой скалывая фрагмент, не успев придать ему форму. По подготовленному фрагменту стамеска движется по геометрии листа и срезает только то, что необходимо. Я в этот момент контролирую сам срез.

И с другой стороны. Так элементы резьбы будут одинаковыми по разделки и по форме. Инкрустированные листочки из самшита подготавливаются и разделываются также, как и резьба, хотя они являются инкрустированными деталями всечки. Они имеют такой же объём, как и резьба.

Закончив с плоскорельефной резьбой, начинаю накладывать фаску на всечку, которая в процессе переплетения с резьбой имеет нечёткие края.

Изделие погружаю в олифу на сутки, если позволяет объём или обильно смазываю. После того, как олифа впитается и чуть подсохнет, мелким наждаком защищаю поверхность, чтобы снять плёнку.

Этот процесс повторяю до тех пор, пока олифа перестанет впитываться. При последней зачистке, уже отработанной мелкой шкуркой, поверхность полируется и приобретает гладкую поверхность, приятную на ощупь. Ну, вот и всё, мой «отчёт о работе» подошёл к концу. В нём я подробно рассказал и показал все свои секреты, об этом меня просили многие. Может другие мастера это делают по-другому, и это их право. У каждого свой подход, своя технология. Я старался и для Вас и для тех людей, которые будут держать это холодное оружие в своих руках, пусть они ощутят нежность и теплоту не только дерева, из которого сделана эта ручка, но и частицу души мастера.

С уважением!
Валерий Простянкин.



Приветствую любителей помастерить и поработать с металлом. В этой инструкции речь пойдет о простейшем самодельном ноже, который вы с легкостью сможете сделать своими руками . Сделать такой нож не сложно, это даже очень просто. Из самых сложных и дорогих машин, которые использовал автор – это ленточная шлифовальная машина. Но она нужна в основном для того, чтобы сделать скосы. В целом с этой процедурой можно справиться и при помощи напильников, а шлифовка выполняется вручную при помощи наждачной бумаги.


Интересен этот нож своим уникальным рисунком, он выполнен путем травления. Такой узор будет долговечным, он сделает ваш нож уникальным. Можно сделать надпись или любой узор на ваше усмотрение. А чтобы нож получился качественным, нужно использовать хорошую сталь, она должна иметь в своем составе как можно больше углерода, тогда ее можно будет закалить. Подобную сталь можно встретить среди различных резцов, инструментах и так далее. Ключевая особенность этой стали в том, что при резке получаются очень густые искры. Если работать с обычной сталью на низких оборотах, искры можно не увидеть вообще, а вот углеродистая сталь при этом искры образовывать будет. Заграницей мастера используют стали О1, 1095 и другие подобные. Итак, рассмотрим более подробно, как же сделать такой нож!

Материалы и инструменты, которые использовались автором:

Список материалов:
- углеродистая сталь;
- древесина для накладок;
- латунные стержни, трубки и так далее (для штифтов);
- эпоксидный клей и краситель;
- масло для пропитки дерева.

Список инструментов:
- болгарка;
- ленточная шлифовальная машина;
- болгарка;
- маркер;
- дрель;
- тиски;
- зажимы;
- бормашина;
- блок питания, солевой раствор и прочее (для травления);
- наждачная бумага;
- напильники;
- инструмент для заточки ножей.

Процесс изготовления ножа:

Шаг первый. Вырезаем основной профиль
Основной профиль элементарно вырезаем при помощи болгарки. Вогнутые места вырезаем кусками, делая поперечные пропилы. Если у вас есть ленточная отрезная машина, с этой задачей она справиться гораздо быстрее.

Ну а далее приступаем к шлифовке тех мест, которые нам не удалось срезать. Для этих целей снова работаем при помощи болгарки. На этот раз нам понадобится толстый диск для шлифовальных работ. С помощью него доводим контур до почти законченного вида.
Для более тонкой обработки используем ленточную шлифовальную машину. Шлифуем также плоскости клинка.








Шаг второй. Сверлим отверстия под штифты
В области рукоятки сверлим отверстия под штифты. Они должны быть такого диаметра, чтобы штифты заходили с минимальным зазором, тогда ручка будет держаться максимально надежно. Автор зажимает клинок в тисках и сверлит отверстия обычной дрелью. Сталь не должна быть закалена, иначе просверлить ее можно только специальным сверлом с твёрдосплавным наконечником.


Шаг третий. Формируем скосы
Теперь нам предстоит сформировать скосы на клинке. Тем самым мы зададим основные режущие характеристики ножа. Чтобы нож превосходно резал, скосы должны быть максимально плавными. Но для поучения жесткости клинка, их можно делать под более прямым углом. Для подобных работ автор использует ленточную шлифовальную машину, на ней это делается просто и удобно. Сначала берем сверло той-же толщины, что и толщина заготовки и проводим вдоль лезвия центрирующую линию. А чтобы ее было хорошо видно, металл можно предварительно закрасить маркером. Эта линия нам будет в качестве ориентира, чтобы скосы получились симметричные.








Теперь прикручиваем клинок к деревянному бруску или используем специальный зажим, вот и все, можно приступать к шлифовке. При шлифовке металл нагревается, просто так в руках удержать клинок будет проблематично. Металл при шлифовке стараемся не перегревать. Если клинок будет проходить закалку, лезвие не точим, его самая минимальная толщина должна быть 2 мм. В противном случае из металла могут выгорать легирующие добавки, и сталь превратится в обычный сырец.

Шаг четвертый. Термообработка металла
Термообработка включает в себя две стадии, это закалка и отпуск. Температурные режимы и среду для закалки выбираем в зависимости от марки стали. В большинстве случаев ножевые стали закаляются в масле, а прогревать их нужно до красного или порой до желтоватого свечения. Если закалка получилась, клинок уже не будет браться напильником, при этом металл будет хрупким.



После закалки следует процедура под названием отпуск. Чтобы понять, до какой температуры греть металл, клинок желательно шлифонуть перед отпуском. Когда его цвет изменится на соломенный, это и будет говорить о том, что отпуск удался. В среднем клинки греют около часа при температуре 200 градусов, используя духовку. Сталь должна остывать плавно, вместе с духовкой.

Шаг пятый. Шлифовка
После термообработки на металле образуется темный налет, что является результатом окисления. Все это дело нужно счистить. Для этого используем наждачную бумагу, смоченную в воде. Также можно пройтись по клинку на ленточной шлифовальной машине. Как итог, клинок можно отполировать, тем самым подготовив к травлению.


Шаг шестой. Сборка ручки
В ручке преобладают темные тона, так задумал автор. Чтобы она смотрелась интересно, берем бормашину и делаем вдоль рукоятки на клинке пропилы. Когда эти части заполнятся эпоксидной смолой с черным красителем, все будет смотреться великолепно.

Также вы можете придумать интересные штифты. Можно взять медную или латунную трубку, придумать интересный наполнитель и потом залить трубки эпоксидной смолой с краителем.


















Вырезаем накладки, для этого используем дерево темного цвета. При желании можно использовать морилку или масло темного цвета. Накладки должно получиться две штуки примерно одинаковых по форме. Вот и все, можно собирать ручку. Склеиваемые поверхности тщательно зачищаем, чтобы клей хорошо пристал. Металл можно обработать грубой наждачкой, так клей пристанет куда лучше. В качестве клея автор использовал эпоксидку с добавлением красителя темного цвета.

Зажимаем ручку струбцинами, это позволит равномерно склеиться накладками по всей длине. НУ а далее ждем сутки, после этого можно будет уверенно обрабатывать ручку.

В завершении приступаем к шлифовке ручки, формируем желаемую форму. Это можно сделать при помощи шлифовальной машины, при помощи бормашины или даже вручную, используя напильники и наждачную бумагу. Делаем ручку идеально гладкой. В завершении ручку нужно пропитать маслом, так дерево будет защищено от влаги, а ручка будет смотреться превосходно.

Шаг седьмой. Травление рисунка
Рисунок на клинке делает нож уникальным. Для этой процедуры используем блок питания, а также будет нужна вода с обычной поваренной солью, концентрация должна быть максимальной. Рисуем на клинке рисунок, все остальное закрашиваем лаком или краской. Там, где поверхность металла будет открытой, будет происходить травление.

Нанесение рисунка на нож (травлением). По заказу.

Молодой человек принёс складной нож. Сказал: «Хочу…».
Хочуха означала:
— убрать царапины;
— закалить (по необходимости);
— отшлифовать;
— отполировать;
— заточить;
— нанести надпись или рисунок на клинок.


Изначально это был складной нож «Магнум». Довольно известный и «раскрученный» бренд. Так он выглядел в сложенном виде.

Фотография другой стороны ножа.

Так выглядел «Магнум» в раскрытом положении.

Вид второй стороны ножа.

Приступаем к выполнению хочухи заказчика. Разбираем нож.

Деталей в складном ноже гораздо меньше, чем в автоматическом ноже — выкидухе. Это положительно сказывается на его надёжности. Кроме того, нож имеет свой бренд, выполнен более аккуратно, чем китайские «нонеймы». Шлифовка – более чистая. Термообработка клинка, по моему мнению, не требуется. Клинок ножа имеет достаточную твёрдость. А добавлять пару единиц Роквелла на складном ноже, и этим же увеличивать хрупкость клинка – неразумно. Поэтому обходимся без закалки и сразу приступаем к грубой и мелкой шлифовке. Этот процесс подробно изложен в других статьях сайта. Например: или Как улучшить нож китайского производства (часть 2) .
Фотографий с комментариями там предостаточно. Выкладываю только результат.

На фотографии клинок уже отполирован. Это нужно для дальнейшего травления рисунка. Чем качественнее полировка стали, тем меньше будет подтрав. То есть, кислота во время травления рисунка не просочится по неровностям лезвия или плохо отполированным рискам под защитное покрытие. Кроме того качественно полированная сталь лучше сопротивляется коррозии.

Следующий этап. Придумываем рисунок, который будет на клинке.
Мне придумался орёл, заказчику придумалась памятная надпись, потом мне придумался огонь, а заказчику придумалась пантера… Эскизы, наброски, электронная почта, телефонные диалоги… Довольно длительный и увлекательный процесс… В результате совместных придумываний, придумался огненный орёл.

Обводим клинок карандашом, прицеливаемся рисунком и…

…вовремя обращаем внимание, на то, что сторона клинка не та. На фото видно, что рядом с отверстием для осевого винта, находятся ещё два отверстия меньшего диаметра. Они нужны для крепления карманной клипсы к корпусу ножа. Она закроет рисунок в этой части рукояти. Орёл на клинке куда-то летит. Вот изображение этого «куда-то» клипса и могла закрыть. Ладно хоть вовремя заметил… Рисунок надо делать на другой стороне лезвия.

Покрываем «правильную» сторону клинка защитным покрытием. Это хитрый лак с мудрёным названием. Недорогой, но вполне приличного качества.

После того как лак высох, процарапываем по нему рисунок орла.
Но перед этим снова тренируемся на бумаге. Я рисую без копировальной бумаги и различных приспособлений. Чуть рука дрогнула – и рисунок испорчен. Пришлось бы начинать всё с начала. Поэтому лучше потренироваться. К тому же опять вовремя заметил свою ошибку. Клюв у орла длиннее и более угловатый. А на затылке небольшой хохолок. В предыдущем рисунке (на неправильной стороне клинка) я это упустил из вида… На лезвии мог поселиться не гордый огненный орёл, а сердитый палённый голубь.

Клинок полностью закрываем строительным скотчем и лаком, для того чтобы кислота вытравливала только рисунок не испортив сам клин. После чего отправим клинок в банку с кислотой.

Фотографий процесса травления не делал. Во-первых, нужно было снимать резиновые перчатки (технику безопасности ни кто не отменял). А во-вторых, пока прыгаешь с фотоаппаратом вокруг банки, можно пропустить нужный момент и кислота «сожрёт» слишком много, рисунок получится излишне глубоким и рыхлым внутри канавок. Вот результат травления. Клинок уже вымыт и очищен.

Но фото виден один из лепестков пламени (ближе к острию) с жёлтым налётом. До травления этого лезвия (из нержавеющей стали), я травил латунь этой же кислотой. Растворённая медь из латуни села на сталь клинка. Фото не очень хорошего качества, но визуально – эффект был довольно красивый. Почему медь села только на один лепесток – не пойму… Если кто-либо сталкивался с таким любопытным эффектом и поделится своими соображениями, буду весьма признателен. Было бы очень красиво, если бы кончики всех лепестков пламени имели такой же золотистый оттенок. Буду экспериментировать…

Теперь вытравливаем то самое «куда-то» на рукояти ножа, куда летит орёл. Огненную стихию, в которую он стремится… Или возвращается… Я у него не спрашивал.
Процесс аналогичный. Обезжиривание, нанесение лака, сушка, процарапывание хитрой царапалкой, травление, чистка. Вот результат.

Теперь очень мелкой наждачкой снимаем медный налёт с лепестка, шлифуем лезвие, шлифуем обух клинка, шлифуем рукоять, шлифуем весь нож по периметру. Он в дальнейшем будет выглядеть примерно так.

Полируем клин, рукоять, сам нож по периметру и вообще все, что способно блестеть.
Смотрим что получилось.

Частично собираем нож. Выправляем режущую кромку. Уменьшаем её угол. Затачиваем. Делаем нож злобным и резучим. Если вернуться на несколько изображений назад, то можно увидеть отличие режущей кромки до заточки и после неё.

Собираем нож окончательно.

Доводим его «до бритвы».

Любуемся полировкой одной стороны ножа.

Рассматриваем отражение в рисунке с другой стороны.

Складываем нож.

Сравниваем: какой он сейчас и какой был раньше.

Всё.
Нож готов.
Волос бреет.
Хочуха выполнена.
Заказчик доволен.

В редакцию Homius приходят не только статьи наших читателей о различных способах ремонта. Некоторые обзоры поражают своей простотой выполнения необычных работ, на первый взгляд, невозможных для производства в домашних условиях. И сегодня представляем вашему вниманию одну из таких статей, которая была прислана в рубрику «Истории» Касатоновым Сергеем Борисовичем из города Якутск. В ней он рассказывает о простейшем способе переноса рисунка на лезвие ножа и травлении металла без каких-либо химикатов.

Недавно я увлёкся таким занятием, как травление различных рисунков на металле. Ведь даже кухонный нож можно сделать эксклюзивным, если приложить совсем немного усилий. Однако, если требуется травление высокохудожественного рисунка, не помешает опыт рисования и твёрдая рука. Первоначальное его нанесение проблем не составит, а вот подготовка к гравировке посредством электролиза для некоторых людей будет довольно проблематичным. Но, чтобы не пугать заранее тех, кто хочет понять всю технологию, начну свой отчёт о проделанной работе.

Здесь всё довольно просто. Кроме самого ножа, достаточно иметь в квартире обычный лазерный принтер и некоторые другие инструменты и материалы, а именно:

Естественно, клинок кухонного ножа следует тщательно вымыть и высушить. Для охлаждения воды лучше всего использовать лёд.


Приступаем к нанесению рисунка на стальное лезвие кухонного ножа

Для начала нужно найти в сети интернет рисунок, который можно разместить на клинке. В любом графическом редакторе его следует уменьшить до такого размера, чтобы он поместился на лезвии и распечатать. При помощи ножниц необходимо вырезать изображение.

Далее в блюдце наливается небольшое количество спирта, достаточное для того, чтобы распечатанная картинка полностью погрузилась в него. В спирте рисунок должен лежать до тех пор, пока бумага не пропитается. Это будет заметно по изображению, которое проступит на обратной стороне листка. Не стоит бояться передержать его в спирте – ничего плохого с рисунком не произойдёт, даже если он пролежит в блюдце сутки, он не потечёт и не расплывётся.


Использование утюга: здесь потребуется аккуратность

Ту часть клинка, на которое планируется перенести изображение, нужно обильно полить спиртом. После этого аккуратно берём бумажку с изображением и размещаем её на лезвии ножа распечатанным рисунком вниз. В это время его ещё можно поправить, не боясь смазать. Здесь следует учитывать то, что, начав работать нагревательным прибором, ничего подправить уже не удастся.

Когда рисунок уложен так, как нужно, начинаем прогревать его утюгом, включённым на максимальную температуру. При выполнении этой работы следует быть предельно аккуратным, чтобы не сдвинуть листок. Дело в том, что даже чуть нагревшаяся бумага, если её пошевелить, смажет изображение, испортив его.

Прогрев производится в течение 3-4 минут, пока листок не высохнет полностью. При этом лучше переусердствовать, дольше прогревая клинок, чем прекратить работу утюгом, когда бумага ещё полусырая.


Охлаждение клинка и удаление уже ненужной бумаги

Когда спирт полностью испарился, а клинок разогрелся, необходимо как можно быстрее его остудить. Именно для этого у меня и был припасён таз с водой, которая была охлаждена при помощи льда. Клинок ножа опускается в ледяную воду на 20-30 секунд. Необходимо следить за бумагой, ожидая, когда она полностью пропитается, теперь уже обычной водой. После того, как это произошло, начинаем медленно двигать по ней пальцем. Бумага скатывается и отслаивается.

Торопиться в этом случае не стоит – велика вероятность того, что клинок остыл не полностью, и рисунок будет повреждён.

Что получится в итоге: насколько качественным будет рисунок

Если всё было сделано правильно, рисунок ничем не будет отличаться от того, который был на бумаге. При этом качество изображения не зависит от его сложности и количества мелких деталей. Если травление не принципиально, то можно оставить рисунок таким, каким он получился. Конечно, такое изображение не слишком устойчиво к агрессивным чистящим средствам и высоким температурам, но при отсутствии таких факторов он может продержаться до полугода. Это изображение тигра я решил оставить в виде простого рисунка.


Что касается травления, то для первых опытов с металлом лучше выбрать нечто более простое, особенно, если нет художественного образования или опыта гравировки по металлу. Но статья была бы неполной, если бы я не рассказал в ней о том, как произвести травление на металле, чтобы рисунок уже не стёрся никогда. Об этом я расскажу на примере другого кухонного ножа и более простого изображения – с художественным образованием у меня отношения не сложились, в отличие от технических и точных наук.

Что потребуется для травления рисунка на металле

Чтобы протравить любое изображение на металле потребуется:

  • вода с растворённой в ней поваренной солью (3-4 столовых ложки на 0,5 л) в стеклянной банке;
  • блок питания (зарядное устройство) от любого телефона или иного гаджета;
  • 2 отрезка провода;
  • лак для ногтей, желательно бесцветный;
  • обычный болт или металлическая пластина, которая поместится в банке.

Необходимо отметить, что от выходного тока зарядного устройства будет зависеть скорость электролиза, а значит и проявления рисунка на металле. Чем выше ток адаптера, тем меньшее время для работы потребуется.

Подготовка металла к нанесению рельефного рисунка

Сначала весь клинок нужно покрыть лаком. Это необязательно должен быть лак для ногтей, вполне подойдёт состав для покрытия древесины. Но здесь стоит вспомнить, что женская химия высыхает практически моментально. Учитывая то, что покрыть металл потребуется в 2 слоя, это серьёзный повод для использования быстросохнущего состава.

Рисунок, если он не слишком сложен, можно нанести после того, как лак высохнет. Но, при необходимости травления изображения, подобного тому, что я нанёс на предыдущий нож, лучше использовать метод перевода при помощи утюга и спирта, а уже после покрывать сталь бесцветным лаком.

Для травления на одном из кухонных ножей, я выбрал не слишком сложную арабскую вязь. Она была нанесена уже после высыхания лака, после чего покрытие по линиям было удалено. Иными словами, я его просто процарапал иголкой. Отмечу, что края полос нужно аккуратно подравнять – при травлении электролиз выест незащищённые места, а значит, все неровности останутся на металле без возможности последующего исправления.

Подключение питания: принцип травления при помощи электролиза

Питание на элементы подаётся следующим образом. В солёную воду опускается провод с болтом на конце, который подключается к минусовому выходу зарядного устройства. На сам клинок подаётся плюсовой заряд. Принцип электролиза заключается в следующем. Лаковое покрытие не пропускает электричество, а вот область металла, где оно отсутствует, под воздействием напряжения вступает в реакцию с солёной водой. В результате металл разъедается именно там, где лака нет.


Многим будет интересно узнать, что подобным образом можно даже нанести рисунок медью. Для этого производится аналогичная подготовка клинка. Отличием является то, что полярность подключения будет обратной – плюс на болт, а минус на нож. Вместо соли в воде нужно растворить медный купорос. Подобным образом можно как нанести изображение, так и полностью покрыть деталь медью.


Травление: некоторые нюансы, которые следует учесть

Когда на провода будет подано питание, станет отчётливо видно, как происходит электролиз. Из незащищённых лаком областей клинка начнут выделяться пузырьки газа. Именно этот процесс и «выгрызает» частицы металла. Необходимо внимательно следить за температурой зарядного устройства – она может резко повыситься. Во избежание выхода адаптера из строя, не стоит держать его включённым более 15-20 секунд, давая передышку не менее 10 минут. Таким образом, работа растянется, но при этом вы сохраните работоспособность зарядного устройства. В общей сложности на травление небольшого рисунка уходит около минуты постоянной работы. Получается, что за 3 захода изображение будет готово.

На фотопримере видно, как проступает надпись на металле под действием реакции электролиза. После того, как работа будет окончена, останется лишь очистить уже ненужное лаковое покрытие и отполировать клинок.


В процессе работы на поверхности банки будет образовываться слой окисла грязно-бурого цвета. Это не должно вас пугать, процесс предусматривает подобные отложения.

Завершающая стадия процесса, очистка и полировка клинка

По завершении процесса, питание отключается, а провод отцепляется с ножа. Для удаления лакового покрытия можно использовать канцелярский нож или обычный ацетон, который с лёгкостью выполнит эту работу. Полировка осуществляется на заточном станке с войлочным кругом. Конечно, эту работу можно выполнить и вручную, но времени в таком случае уйдёт намного больше.

Что касается неровности штрихов рисунка, то они не всегда мешают. К примеру, при нанесении арабской вязи, как в моём случае, они даже придают некий шарм надписи, будто она сделана несколько веков назад. Но если изображение требует точности, вроде ранее перенесённого на нож тигра, следует процарапывать каждую линию предельно аккуратно. Конечно, эту работу простой назвать не получится, требуется внимательность к мелочам и усидчивость, зато владелец будет уверен, что рисунок с клинка не сотрётся, независимо от агрессивности чистящих средств или температуры.

Заключительная часть

Подобная гравировка, выполненная своими руками, придаст необычности кухонным ножам. Из обычного ширпотреба они превратятся в эксклюзивные изделия, которые удивят ваших друзей и знакомых. А учитывая то, что на выполнение подобной работы не будет затрачено ни копейки, удовлетворение от рисунков, нанесённых методом электролиза, владельцу обеспечено.

Хотелось бы надеяться, что читатели возьмут на вооружение описанные мною способы работы с металлом. Если что-то из изложенного осталось непонятным, я с удовольствием объясню. Нужно лишь написать об этом в комментариях к статье. Там же можно и высказать своё мнение о прочитанном. Буду рад любому – к критике отношусь вполне адекватно, конечно, если она обоснована. Буду стараться отвечать на каждый отзыв максимально быстро.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

Согласитесь, изделия из металла (ножи, клинки, амулеты…) выглядят гораздо красивее, если они украшены узорами, орнаментами. Но как нанести узор на металлическую поверхность? Гравировка? Можно и этим методом, однако есть еще несколько. Один из них носит название - художественное электрохимическое травление металла .
В данной статье вы узнаете, как украсить лезвие ножа. Ниже описан весь процесс от рисования эскиза до процесса травления металла в домашних условиях.

Разработка и нанесение рисунка

Эскиз

Сюжетный рисунок, растительный орнамент, логотип или просто фраза – это лишь малый перечень идей рисунка, который будет красиво запечатлен на клинке. Выберите, какой узор вы хотите видеть на клинке и начинайте создание эскиза. Можно нарисовать самостоятельно или попросить профессионалов.

После чего нужно перенести рисунок на клинок. Для этого помещаем клинок в сканер, переносим изображение в программу CorelDraw, где обрисовываем контуры клинка. Далее накладываем подходящий орнамент. Результат следует продублировать в зеркальном отображении и отправить в печать.

Лакирование клинка и перенос рисунка

Клинок надо покрыть лаком заранее. Можно воспользоваться матовым лаком для пластмассовых моделей-копий. Лак нужно разбавить нитрорасстворителем, чтобы быстрее высох, и нанести аэрографом (можно и кисточкой). Лак используется потому, что в течение суток сохраняет пластичность и не крошится под скраббером.

Вырезаем эскиз, чтобы было проще подогнать к клинку, «зачерняем» оборотную сторону карандашом, крепим на клинке малярной лентой. После прорисовываем тонкой ручкой орнамент. В итоге получается рисунок на лаке.

Процарапывание рисунка

Рисунок по поверхности лака процарапываем с помощью скрабберов с различной заточкой. Важно, чтобы металл скраббера не был тверже металла клинка, а то будут царапины.

Особенности рисунка

В нашем примере травится «поле» (это самый сложный вариант, т.к. рисунок процарапать труднее), хотя возможен и более доступный вариант, когда травятся исключительно контуры рисунка.

Травление металла

Можно воспользоваться переменным трансформатором, к примеру, от игрушечной железной дороги. Он будет адаптером для мини-дрели, которая для тонких работ незаменима. Предельный вольтаж – 12В, чего с лихвой хватает. Термоусадочный кембрик служит изоляцией.
Фланель: Медная/латунная пластинка – приблизительно 100\7 мм.

Электрохимическое травление металла начинаем с того что кладем ткань на пластинку и все это замачиваем в соляном растворе (не стоит жалеть соли). После начинаем травить – быстрыми касаниями, не следует долго держать, т.к. лак может перегреться.

Результат

Описанный метод травление металла в домашних условиях хорош тем, что здесь проще проконтролировать процесс, в отличие от травления в сосуде «целиком». Нужно лишь пройтись по рисунку несколько раз (ранее советуем потренироваться на черновых заготовках, чтобы не испортить клинок). Когда у рисунка будет законченный вид, выключайте агрегат и протрите клинок растворителем. Собственно в этом и заключается метод художественного травления металла.

По материалам сайта: namuradan-k.se-ua.net