Конспект занятия в старшей группе, по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего края. Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах Конспекты занятий по экологии птицы

  • 27.05.2020

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Птицы нашего края»
Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и перелетных птиц; учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду, песням
Оборудование: иллюстрации зимующих, перелетных птиц; и набор маховых и пуховых перьев; запись голосов птиц
Содержание:
Вос: Ребята, сегодня мы будем говорить о птицах
(включаю запись с голосами птиц)
Вопросы: каких птиц вы узнали по голосу?
Можно ли услышать их сейчас в природе?
Почему нельзя?
Почему они улетели?
Какой корм едят эти птицы?
Где сейчас насекомые?
Подведем итоги: птицы улетели в теплые края, так как наступила зима, не стала для них корма.
Вос: Назовите их одним словом, показать по картинкам. (Перелетные)
Вос: Сейчас мы отправимся в гости к другим птицам, которые не улетели от нас. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие) .Посмотрите на доске кого вы видите? Ответы детей. Как вы догадались, что за птицы? (Снегирь — красногрудый, чернокрылый; ворона-важная, горластая; сорока-белобокая, длиннохвостая, непоседа; голубь-сизокрылый; воробей-веселый, шустрый маленький.
Вос: Давайте вспомним, каких птиц мы видели на прогулке? Ответы детей
Вос: Ребята, скажите, все ли птицы приспособлены к самостоятельной добыче пищи?
Выясняют: Все птицы приспособлены, но зимой корма мало, поэтому им нужно помочь
Вос: а как человек может им помочь (Ответы детей)
Вос: правильно, люди, любящие природу, подкармливают птиц в кормушках
Вос:Отгадайте, кто поет «Синь-синь-синь»(Трещит. Чирикает, воркует, каркает? А теперь посмотрим, что делают снегири (Склеивают рябину)
Покажите, как они делают. А что делает воробей (Клюет, прыгает, летает) а как делают, покажите. А сорока? (прыгает, скачет по снегу) .Покажите, как она делает это. Синица? (Поет) Покажите (Низким и высоким голосом. Голуби? (воркует: гру-гру) покажите. Ворона (Важно ходит, громко каркает). Покажем.
2. Давайте поиграем игру «Отгадай, какая птица»
Вос: Что вокруг нас (воздух) Когда воздух можно почувствовать? Можно ли его увидеть (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)
Вос: Теперь я вам покажу опыт. Как это происходит. Демонстрирует падение двух листов бумаги один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает быстро, словно камешек или мячик, а гладкий — медленно. Какой делаем вывод: гладкий лист — легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому он немножко может летать
Вос: а теперь, я предлагаю вам подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает детям перья для рассматривания (Маховые и пуховые) и задает вопросы: чем перышки отличаются друг от друга; какое из них согревает птичку и называется пуховым; где на теле у птицы растут пуховые перья; где маховые.
Физкульминутка
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем
Крылья мы сложим назад
(Движения выполняют по тексту)
Воспитатель: Зима — трудное время года для всех птиц, особенно в нашем крае. У нас зима морозная и холодная. Под снегом не найти им корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой, чтобы выжить, птицам надо съесть еще больше, чем летом. Поэтому, мы, должны они заботиться. Ведь птицы верные друзья садов и лесов. Нужно нам поддерживать птиц зимой. Давайте, а чем можно кормит птиц зимой? ДЕТИ: семена подсолнуха, дыни, тыквы, овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетиков делать кормушки для птиц, которых все развешивают на участке детского сада и кладут туда корм. Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие. Что вы нового узнали (ответы детей)
Наше занятие закончилось

  • Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста в пожарную часть
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Егорьевского района Алтайского края

    Конспект экологии

    «Покормите птиц зимой»

    Выполнила воспитатель

    Хорошилова Светлана Михайловна

    С. Новоегорьевское 2014

    Цель : расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

    Задачи:

      расширять представления детей о характерных особенностях жизни зимующих птиц;

      способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птиц, развивать познавательную активность;

      активизировать словарь детей по теме;

      развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

      воспитывать чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты.

    Предварительная работа:

      наблюдения за птицами на прогулках;

      рассматривание иллюстраций с изображением птиц, альбома о птицах;

      чтение книг и загадок о жизни птиц;

      лепка птички;

      игры «Воробушки и автомобиль», «Сова»;

      наблюдения за птицами во время прогулки;

    Материалы к НОД :

    Шапочки для птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц, письмо Старухи- зимы, карточки к играм «Четвертый лишний», аудиозапись голосов птиц.

    Интеграция образовательных областей:

    «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье».

    Планируемые результаты:

    Умеет поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Выражать положительные эмоции. Соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействии с птицами, бережного отношения к окружающей природе).

    Ход НОД:

    Вводная беседа.

    — Ребята, какое сейчас время года?

    — Что зима принесла с собой?

    — Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

    У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

    — Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?

    Какими природными явлениями зима выражает свою злость?

    Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

    «Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны… »

    Инсценировка

    Звучит музыка, влетают птицы.

    Воспитатель: Кто, вы, птички? Откуда?

    Я в берете ярко-красном,

    В серой курточке атласной,

    Я деревьям всем приятель,

    А зовут меня все … (дятел)

    Непоседа-невеличка,

    Желтогруденькая птичка.

    Ем я сало и пшеничку,

    А зовут меня… (синичка)

    Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

    В теплый край не улетаю,

    Здесь, под крышей обитаю.

    Чик-чирик! Не робей

    Я бывалый … (воробей)

    Воспитатель:

    Здравствуй птичка-невеличка

    Желтогрудая синичка.

    Здравствуй, дятел, наш дружок.

    Добрый день, воробей.

    Как же здесь вы оказались,

    Ведь старуха зима всех птиц прогнала?

    Птицы: Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелётные.

    Воспитатель: Ребята, как же назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой?

    Дети: Зимующие.

    Воспитатель: (птицам) Много бед и невзгод вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните. (Дети-птицы садятся на стулья)

    Воспитатель: Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

    (Ворона, сорока, снегирь, голубь, клёст, поползень, свиристель). По мере того, как дети называют птиц, воспитатель выставляет на доску картинки с их изображением.

    Игра «Узнай по описанию».

    1. «По бокам перышки у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.

    (Сорока)

    Воспитатель: Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)

    — Почему её так называют?

    2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)

    — Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?

    3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»

    — Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)

    4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой»

    — Расскажите, как синичка клюет семечки?

    5. «У самца этой птицы спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее, грудка у нее не алая, а темно-серая»

    — Какую примету о снегире вы знаете?

    (Если появились снегири, выпавший снег больше не растает)

    — Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Лётал, лётал воробей».

    Лётал, летал воробей,

    Летал, лётал молодой

    По — за синю морю.

    Видел, видел воробей,

    Видел, видел молодой,

    Как … (вороны летают, дятел стучит, синички скачут)

    Влетает Сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости! Лесные новости! Вам письмо».

    Воспитатель: Спасибо, Сорока, проходи, садись с нами. Интересно, кто же написал нам письмо? Давайте прочитаем его.

    Снегом засыпаны лес и поля,

    Спит под сугробами крепко земля.

    Что же я вижу – птицы зимой!

    Кто разрешил им спорить со мной?

    Был же приказ всем улетать,

    Нет, ведь остались они зимовать.

    Буду теперь я сердитей и строже,

    Их непременно всех заморожу!

    Впрочем, смягчусь, не буду я зла.

    Я подобрела сегодня с утра.

    Но вы должны птицам помочь.

    Кто поработать из вас не прочь?

    Если согласны, тогда не зевайте,

    Быстро заданья мои выполняйте.

    Воспитатель: Ребята, вы догадались от кого это письмо?

    — Выполним задания старухи зимы?

    1. Игра «Четвертый лишний»

    Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и

    Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.

    Воробей, ворона, сорока, грач.

    Синица, воробей, сова, снегирь.

    Дятел, поползень, скворец, клёст.

    Сорока, синица, ласточка, голубь.

    2. Игра «Угадай, какая птица поёт? »

    3. «Расскажи стихи».

    Дети читают стихотворение Александра Яшина.

    Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов.
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.


    Небогаты их корма.
    Горсть зерна нужна,
    Горсть одна - и не страшна,
    Будет им зима.


    Сколько гибнет их - не счесть,
    Видеть тяжело.
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло.


    Разве можно забывать:
    Улететь могли,
    А остались зимовать
    Заодно с людьми.


    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну!

    Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит.

    — Скажите, что для птиц зимой самое страшное, холод или голод?

    — Что нужно сделать для того, чтобы помочь птицам пережить тяжелую зиму? (Смастерить кормушки и насыпать туда корм)

    — Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

    — во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

    — подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

    — кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

    — корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

    — А чем мы будем кормить птиц?

    (Семенами различных растений: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки; синицам кроме семян кладут сало или мясо.)

    — Ребята, сегодня на прогулке мы еще повесим кормушки, которые смастерили ваши папы, и будем помогать птицам, пережить зиму. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д..

    Литература

      Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»

      Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» — Т.Ц. «Учитель» Воронеж, 2004г.

      Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

      Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» — М. : Мозаика-Синтез, 2011г.

      Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / – Волгоград: Учитель, 2012.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ – САД №220 г.ДОНЕЦК

    Конспект комплексного занятия

    по экологическому воспитанию

    с детьми старшего дошкольного возраста

    Воспитатель Башенко И.В.

    Тема: «Прилетайте, птицы, в родные края»

    Цель : Формировать у детей представления о перелётных птицах, Систематизировать и углублять знания детей о птицах, различать зимующих и перелётных птиц. Закрепить знания о роли птиц в жизни человека.

    Задачи:

    Образовательные: Развивать наблюдательность и творческие умения воспитанников; развивать внимание, память, логическое мышление, речь детей.

    Развивающие: : Ознакомить с легендами о птице, учить передавать свои впечатления от услышанных произведений в изобразительной деятельности; развивать познавательные интересы.

    Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к литературе, бережное отношение к птицам, стремление оберегать их. Вызвать радость и удовольствие от наблюдений за птицами, слушания художественных произведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Физическое развитие: Упражнять детей в игровых двигательных упражнениях, совершенствовать моторные навыки.

    Речевое развитие : Обогащать словарь детей, улучшать артикуляцию, совершенствовать умение строить рассказ, руководствуясь планом, учить составлять и отгадывать загадки; поддерживать желание читать стихи наизусть.

    Предварительная работа: чтение рассказов, легенд о птицах; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; разучивание стихов, загадок.

    Материал и оборудование : иллюстрации, карты - схемы для составления описательных рассказов и загадок, аудиозапись птичьего пения, цветная бумага, картон, ватные диски, ножницы, клей.

    Ход занятия: Воспитатель начинает занятие с загадки:

    Я раскрываю почки,
    В зелёные листочки.
    Деревья одеваю, посевы поливаю,
    Движения полна, зовут меня...
    (Весна)

    Снег чернеет на полянке,
    С каждым днём теплей погода.
    Время класть в кладовку санки.
    Это, что за время года?
    (Весна)

    Воспитатель: Как вы думаете, пришла уже весна? По каким признакам вы заметили приход весны?

    (Дети обосновывают свои ответы, перечисляя приметы весны: растаял снег, на улице потеплело, зеленеет травка, на деревьях появляются почки, из теплых стран прилетают птицы).

    Воспитатель: А какие птицы возвращаются к нам с юга? (Дети перечисляют птиц, называя перелетных. В случае ошибки воспитатель обращается за помощью к другим детям).

    Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас сад возле дома. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно к звукам весны.

    (Звучит запись птичьего пения).

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточку-схему и отгадать загадку.

    Она под крышами живет,
    Гнездо своё из глины вьет,
    Целый день суетится,
    На землю не садится,
    Высоко в облаках летает,
    Мошек на лету поедает,
    В черном фраке лапочка,
    А зовется ?…. .(Ласточка)

    Воспитатель: О каких птицах мы теперь ведем разговор? (О перелетных). Почему они так называются? А почему бы ласточкам не зимовать у нас? (Дети объясняют, обосновывая свой ответ).

    А догадаетесь вы, что это за птичка?

    Не заботится о детках,
    Ищет гнёздышки на ветках:

    Непутёвая подружка,
    И зовут её… (Кукушка)

    Расскажите, пожалуйста, об этой птице:

    Дети рассматривают карточку-схему, называя характерные признаки этой птицы

    -Эта птица небольшого размера,

    - оперенье чёрного цвета,

    -живёт в домике-скворечнике,

    -не зимует,

    - питается насекомыми.

    Это скворец.

    Вспомните стихотворение, которое мы учили:

    Г. Ладонщиков. Весенняя песенка.

    Еще капели не отпели,
    Звенел ручей на мостовой,
    Когда из теплых стран летели
    Скворцы веселые домой.

    Еще Алёнка и Алёшка
    От солнца щурились во сне,
    Когда скворец над их окошком
    Запел вдруг песню о весне.

    Он славил ясный день апреля,
    Скворечню милую свою
    Да так искусно сыпал трели,
    Что не суметь и соловью.

    Раскрыв тихонечко окошко,
    Ребята слушают скворца.
    Певца заслушалась и кошка,
    С котенком сидя у крыльца.

    Динамическая пауза «Скворцы»

    Ой, летали скворушки-скворцы.
    Все летели, песни распевали,
    Крыльями махали . (Махи руками)

    Стайкою на землю сели,
    Червячков они поели . (Развернуться в сторону кормушки)

    Клю, клю, клю, клю , (Сесть на корточки)

    Клю, клю, клю, клю,
    Как я червячков люблю . (Указательными пальцами постучать по полу)

    Перышки почистим,
    Чтобы были чище . (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

    Вот так, вот так,
    Вот так, вот так,
    Чтобы были чище.

    Прыгаем по веткам,
    Чтоб сильней стать деткам. (Развернуться в сторону деревьев за окнами)

    Прыг-скок, прыг-скок,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Прыгаем по веткам.

    Тут собака прибежала
    И скворцов всех распугала (Развернуться в сторону собаки - игрушка или картинка)

    Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
    И в скворечник полетели. (Махи руками)

    Воспитатель: Ну, а теперь скажите, какая это птица выстроила себе гнездо:

    Острый, красный длинный нос,

    Но огромное гнездо

    Строить все ж умеет.

    (Аист)


    Да, эти птицы уже прилетели из теплых краев. А зимовали они даже в Африке. Трудный путь пришлось им преодолеть, хотя аисты с юга летят очень быстро, 30 км в час.

    (Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, где строят свои гнезда аисты?)

    На доме. На дереве. На столбе.

    Воспитатель: Эта птица селится только у добрых людей, и если он свил на доме гнездо, то хозяин доволен этим, потому что аист приносит в дом счастье, покой, согласие, а еще в семье может родиться ребенок. Если же разрушить гнездо аиста, верили люди, злоумышленника могли постигнуть всевозможные беды, даже дом мог сгореть.

    Дошкольники также узнают, что первым из теплых краев возвращается папа - аист - он выбирает место, строит гнездо, а уже потом прилетает мама - аист, откладывает яйца, и из них появляются аистята. Птичья семья может селиться в одном и том же гнезде несколько лет подряд, если ей понравятся хозяева.

    Воспитатель:

    Аист – огромная птица:
    Крыльев гигантский размах.
    Аист на башнях гнездится,
    И на высоких домах,

    Селится к людям поближе,
    Как воробей и щегол...
    Он на природу обижен –
    Голоса нет у него!

    Просто не развиты связки,
    Что отвечают за крик...
    Клювом трещать без опаски
    Аист с рожденья привык!

    Любит – не фрукты, не сласти –
    Ящериц, жаб и мышей...
    Людям приносит он счастье.
    И – иногда – малышей!..

    Воспитатель: Теперь посмотрите внимательно: какого цвета, у аиста ноги и клюв? (Красного цвета). Если хотите узнать, почему это так, то послушайте легенду:

    «Легенда про аиста»

    В одном селе люди нашли раненого аиста, вылечили его и выпустили на волю. Однажды в селе загорелся дом, а в ней было два мальчика, чьи родители еще не пришли с работы. В это время пролетал мимо дома аист. Закружил он над домом, жалобно заклокотал и бросился в открытое окно, сквозь которое уже клубился дым. Вынес аист малышей, но очень обжег себе ноги и клюв - они стали кровавыми, а крылья обжег - почернели их кончики, как угольки. Хозяева отблагодарили спасителя и прикрепили на верхушке дерева колесо от телеги, чтобы аист всегда строил здесь гнездо и выводил птенцов.

    Подвижная игра «Аист и лягушата»

    По болоту ходит аист, высоко сгибая ноги, и прыгают лягушки. Оказавшись близко аисты, лягушки бегут в воду. Кого аист поймает, тот выбывает из игры.

    Воспитатель: Я вижу, что нравится вам этот замечательная птица - аист. Оберегайте его, потому что кто обидит аиста, то сделает большое зло. Народ всегда любил и уважал аиста. Птиц вышивали, рисовали. А аисты, хотя и зимуют в далеких теплых краях, ежегодно возвращаются к нам, потому что эта земля им родная, здесь их гнезда, и здесь они выводят своих птенцов. А сейчас я предлагаю вам сделать красивую весеннюю

    аппликацию «Аисты». Эту аппликацию мы будем выполнять, используя ватные диски, аисты получатся у нас объемными и пушистыми. Но сначала подготовим к работе наши ручки.

    Пальчиковая гимнастика «Птицы»

    Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.

    Воспитатель поясняет порядок выполнения.

    Нарисуйте и вырежьте все детали. Голову и туловище аиста сделайте из ватных дисков. Клюв, глаза – из бумаги.

    Сначала приклейте дерево и гнездо.

    Теперь добавьте одну птичку.

    Приклейте солнышко и вторую птицу, затем третью.

    Дети выполняют аппликацию, в конце занятия организовывается выставка детских работ.

    Воспитатель: Замечательные птицы у вас получились. Пусть аист вам принесет на своих крыльях много счастья и здоровья.

    Занятие по экологии

    Старшая группа

    Тема: Путешествия растений

    Цель : формирование представлений детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений.

    Задачи:

    Упражнять в отгадывании загадок;

    Расширить представления детей о частях растения (корни, стебель, листья, цветки) и их функциях;

    Закрепить представление о смене времен года;

    Развивать воображение и логическое мышление;

    Обучить посадке семян;

    Начать серию экспериментов и исследований по выращиванию различных растений;

    Воспитывать интерес и заботливое отношение к растущим растениям и природе в целом.

    Материалы : картинки с растениями, гербарий тысячелистника со схемой строения, музыка «Времена года» П.И. Чайковского, белая простынь, мешочки с водой и печеньем, пульверизатор с водой, игрушка пчелка на палочке, шапочки - цветочки, мешок ощущений, домашний огород и инструменты, коллекция семян, лейка с водой, таблица со схемой посадки семян.

    Литература : программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников старшая группа, Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова; Н Рыжова «Растем вместе» методика организации детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.

    П редварительная работа : серия наблюдений за растениями - деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и др.; наблюдения за особенностями внешнего вида растений; сбор семян и составление коллекции семян; дети разучивают стихи, замачивают семена для их быстрого проращивания.

    Ход занятия

    Перед занятием дети моют руки.

    Дети входят и садятся на стульчики.

    Вводная беседа.

    В: Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с гостями.

    В: Мы природу уважаем

    Бережем и понимаем.

    Нас в любое время года

    Учит мудрая природа.

    Птицы учат пению,

    Паучки терпению.

    Пчелы в поле и саду

    Обучают нас труду.

    Отражение в воде

    Учит нас правдивости.

    Солнце учит доброте,

    Ласке, справедливости.

    Нас деревья всех пород

    Учат крепкой дружбе.

    У природы круглый год

    Обучаться нужно.

    В: Сегодня мы с вами ребята поговорим о необыкновенных путешественниках. А чтобы понять, что это за путешественники такие, я попрошу вас внимательно послушать загадки и найти отгадки:

    Посадили зернышко - вырастили солнышко. Подсолнух

    Выросли на дереве вкусные сережки,

    Круглые и красные, кислые немножко.

    Чтобы слов не тратить лишних

    Скажем сразу: это …(вишни)

    Какое дерево с тобой
    Мы будем украшать зимой? (Ель)

    У неё курчавый хвостик,
    Длинный, тонкий, острый носик!
    Эта рыжая плутовка
    Не лисичка, а… морковка!

    В: Молодцы ребята! Отгадали все загадки про растения. Мы с вами уже говорили о том, что растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде - растут овощи, в парке - деревья и кустарники. Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.

    Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

    Основная часть

    1. Строение растений

    В: Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку.

    Все растения выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:

    Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?

    Дети отвечают.

    Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?

    Дети отвечают.

    Это листья. Для чего они нужны?

    Дети отвечают.

    Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опылится, отцветет, на его месте образуется плод с семенами. Есть растения, семена которых умеют летать с помощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям путешествовать: они собирают семена в одном месте, а посадить могут совсем в другом месте. Так вот и путешествуют растения.

    2. Дидактическая игра «Прорастание семечка»

    В: А давайте поиграем?

    Хочу вам предложить новую игру, которая называется «Прорастание семечка».

    Ерохина Настя, Жигунова Настя, Колтырева Настя,

    Варвара и Саша подойдите ко мне и представьте, что вы превратились в семечко какого-то растения.

    Эти девочки будут у нас семенами, а остальные будут мне помогать.

    Каким семечком ты стала? (вопрос задается каждому ребенку).

    Наступила осень... Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины осени.

    Семена уже созрели и упали на землю.

    Дети садятся на ковер.

    Валерия Юлусова рассказывает стихотворение:

    Воробей В.Степанов

    Заглянула осень в сад-
    Птицы улетели.
    За окном с утра шуршат
    Жёлтые метели.
    Под ногами первый лёд
    Крошится, ломается.
    Воробей в саду вздохнёт,
    А запеть -
    Стесняется.

    Семена готовятся к долгому зимнему отдыху. Чтобы начать жизнь весной, после долгой зимы, у каждого семечка есть собственный запас еды.

    Воспитатель раздает детям мешочки с водой и печеньем.

    Но для того чтобы выжить и превратиться в сильное и здоровое растение, семена не съедают свой запас пищи до наступления весенних дождей.

    Пришла зима… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины зимы.

    Харитонова Марина рассказывает стихотворение:

    Одеяльце А. Коринфский

    - Отчего, родная, снег зимой идет?
    - Из него природа одеяльце ткет!
    - Одеяльце, мама? А зачем оно?!
    - Без него в земле бы стало холодно!
    - А кому, родная, в ней тепла искать?!
    - Тем, кому придется зиму зимовать:
    Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
    Корешкам былинок, злаков и цветов.

    Зимой семена спят. Кружатся снежинки в хороводе, и снег укрывает каждое семечко мягким, пушистым одеялом.

    Воспитатель накрывает простынею детей, которые изображают семена.

    Наступила весна… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины весны.

    Кудряшов Вова рассказывает стихотворение:

    ПОЯВЛЕНИЕ ВЕСНЫ Л.Н.Модзалевский

    Весна с улыбкой шлет привет
    Проснувшейся природе;
    Всё после зимних бурь и бед
    Вздохнуло на свободе.
    Бессильно зляся и ворча,
    Зима, старуха злая,
    Бежит, от жаркого луча
    Под солнышком сгорая.

    Снег растаял.

    Воспитатель снимает с детей простыню.

    Солнышко постепенно прогревает землю, и семена медленно просыпаются.

    Дети начинают шевелиться и зевают.

    Вот пошел первый весенний дождь.

    Побрызгать водой из пульверизатора.

    У семян появились корешки.

    Дети вытягивают ноги.

    Семена стали использовать запасы еды.

    Дети едят печенье и пьют воду.

    Еда прибавила семенам сил, у них появилась энергия для прорастания из-под земли. Ростки тянут свои листочки к солнечному свету. Ростки качаются и радуются солнышку.

    Дети поднимают руки вверх, покачивают их. Улыбаются.

    Пришло лето… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране летние картины.

    Китова Кристина рассказывает стихотворение:

    Летняя песенка Т. Белозёров

    Опять смеется лето
    В открытое окно,
    И солнышка, и света
    Полным, полным-полно!
    Опять трусы и майки
    Лежат на берегу,
    И нежатся лужайки
    В ромашковом снегу!

    Растения выросли большие. У них появились цветы.

    Дети встают на ноги, одевают на головы цветы.

    К цветам прилетают насекомые.

    Воспитатель руководит пчелкой, которая собирает нектар с каждого цветка.

    Но лето, увы, заканчивается, все ближе осень. Цветки опадают.

    Дети снимают цветы.

    На месте цветков, которые опылили насекомые, появляются плоды.

    Дети разводят руки в стороны, изображая плод.

    Плод становится все больше и больше, потом он созревает и падает на землю.

    Дети изображают этот процесс с помощью движений.

    А внутри плода находятся… что?

    Дети: семена.

    Воспитатель читает стихотворение. На экране опять осень.

    Уходит тихо Лето,
    одетое в листву.
    И остаются где-то
    во сне и наяву:
    серебряная мушка
    в сетях у паука,
    не выпитая кружка
    парного молока.
    И ручеёк стеклянный,
    И тёплая земля,
    и над лесной поляной
    жужжание шмеля.

    Приходит тихо Осень,
    одетая в туман.
    Она с собой приносит
    дожди из разных стран.
    И листьев жёлтых ворох,
    и аромат грибной,
    и сырость в тёмных норах.

    А где-то за стеной
    будильник до рассвета
    стрекочет на столе:
    " До бу-ду-ще-го ле-та,
    до бу-ду-ще-го ле..."

    Тим Собакин

    И все начинается сначала.

    3. Размножение растений.

    В: Вот мы сейчас с вами ребята не просто поиграли в игру «Прорастание семечка», но и увидели, как же происходит размножение растений семенами.

    Этот процесс называется - размножение растений . Дети повторяют.

    В: Растения размножаются не только семенами, есть и другие способы, но о них мы узнаем на следующих занятиях.

    4. Физкультминутка

    В: Что-то мы засиделись, давайте встанем и поиграем в игру.

    Мы листочки, мы листочки,

    Мы - осенние листочки.

    Мы на веточках сидели,

    Дети образуют круг

    Ветер дунул - полетели.

    Разбегаются по комнате

    Мы летали, мы летали

    Бегают махают крыльями

    Все листочки так устали!

    И на стульчики упали.

    Садятся на стульчики.

    5. Дидактическая игра «Чье это семечко?»

    В: К нам сегодня в гости пришел волшебный мешок ощущений. Внутри его что-то лежит. А вот что это вы должны догадаться?

    Каждый ребенок опускает в мешок руку и достает муляжи фруктов и овощей, семена каких-то растений. Ребенок должен назвать что это за плод или семя какого растения. Если у ребенка муляж плода он должен найти на тарелочке его семечко.

    6. Домашний огород

    В: У каждого из вас есть семена, и теперь мы с вами их посадим в наш домашний огород, который мы с вами до этого приготовили.

    Воспитатель с детьми перемещается к уголку природы.

    В: некоторые семена мы предварительно замочили для быстрого прорастания.

    Дети сажают семена в домашний огород. Поливают теплой водой. Моют руки.

    В: Я все зафиксирую вот в этой таблице, и потом вы как настоящие ученые будете наблюдать за своими семенами, как они всходят, растут, делать научные выводы., ухаживать за ними.

    7. Подведение итогов.

    Что интересного мы сегодня делали?

    Дети отвечают.

    Что нового вы сегодня узнали?

    Дети отвечают.

    В: Давайте возьмемся за руки.

    Давайте будем дружить друг с другом,

    Как птица с небом,

    Как поле с лугом,

    Как ветер с морем,

    Трава с дождями,

    Как дружит солнце со всеми нами!

    Давайте будем к тому стремиться,

    Чтоб нас любили

    И зверь, и птица,

    И доверяли повсюду нам,

    Как самым верным своим друзьям!

    Давайте будем

    Беречь планету!

    Во всей вселенной похожей нету.

    Во всей вселенной только одна,

    Для жизни и дружбы она нам дана!

    В.: Спасибо ребята. Наше занятие подошло к концу.


    Светлана Городнянская
    Конспект занятия по экологии на тему «Птицы»

    Кантемировский детский дом

    Занятие по экологии .

    Тема : «Птицы » .

    Воспитатель : Городнянская С. И.

    Программное содержание. Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах .

    Активизировать словарь : перелётные, зимующие, певчие.

    Развивать интерес к жизни птиц . Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам .

    Предварительная работа :

    1. Наблюдение за птицами во время прогулок .

    2. Загадывание загадок.

    Материал : Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьи стаи; записи «Голоса птиц » , графическая модель с обобщёнными признаками птиц .

    Ход занятия:

    1. Дети сидят за столами.

    2. Загадывание загадок :

    Зимой на ветках яблоки

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

    Я весь день ловлю жуков,

    Ем букашек, червяков.

    Зимовать не улетаю,

    Под карнизом обитаю. (Воробей)

    На сосне, в лесу густом

    Сидит плотник с долотом :

    В пестренькой рубашке,

    В красненькой фуражке. (Дятел)

    Он прилетает каждый год

    Туда, где домик ждёт.

    Кому посвящена наша встреча, догадались? Да, каких только птиц нет на свете ! (Рассматривают иллюстрации и фотографии) . В какое время года птиц больше . Как называют птиц , которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете ? А почему всё-таки многие птицы улетают ? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают : или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться) . А каких насекомоядных птиц вы знаете ? Как их отличить? Не знаете? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, снегирь, воробей, дятел.

    А что произойдёт, если у нас не будет птиц ?

    Как мы можем помочь птицам ?

    Как мы можем помочь птицам весной (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

    Физкультминутка.

    Летели птички

    Собой невелички.

    Как они летели

    Все люди глядели.

    Как они садились

    Все люди дивились.

    Сели, посидели,

    Взвились, полетели

    Песенки запели.

    Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними?

    Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» . Кто скажет, какие птицы прилетают первыми , и какие – последними. А кто улетает весной на север?

    Дидактическая игра «Прилетели птицы » .

    Я сейчас буду называть только птиц , но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Итак. Начинаем :

    Прилетели птицы :

    голуби, синицы

    мухи и стрижи

    аисты, вороны

    галки, макароны.

    Воробьи, кукушки

    Комары и совы-сплюшки.

    Прилетели птицы :

    Голуби, синицы

    Галки и стрижи

    Чибисы, чижи

    Аисты, кукушки

    Даже совы-сплюшки

    Лебеди, скворцы.

    Все вы молодцы!

    Дидактическая игра «Какая птица лишняя » -работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую.

    Дидактическая игра «А вы знаете»

    1. У кого самый красивый хвост?

    2. У кого самая длинная шея?

    3. У кого самые длинные ноги?

    4. У кого самые большие глаза?

    5. У кого самый длинный клюв?

    6. Кто лучше всех поёт?

    7. Кто выше всех летает?

    Птица -это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен , стихов, легенд, сказок. Предлагаю нарисовать фрагменты сказок о птицах .

    Публикации по теме:

    Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

    Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

    Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

    Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

    Задачи: Формировать обобщенные представления о птицах Продолжать прививать интерес ко всему живому Развивать умение сравнивать, устанавливать.