Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости Лабораторная работа 1 исследование равноускоренного движения вывод

  • 08.03.2020

Цели:

Цель работы: вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу. Для этого измеряют длину перемещения s шарика за известное время t. Так как при равноускоренном движении без начальной скорости

то, измерив s и t, можно найти ускорение шарика. Оно равно:

Никакие измерения не делаются абсолютно точно. Они всегда производятся с некоторой погрешностью, связанной с несовершенством средств измерения и другими причинами. Но и при наличии погрешностей имеется несколько способов проведения достоверных измерений. Наиболее простой из них - вычисление среднего арифметического из результатов нескольких независимых измерений одной и той же величины, если условия опыта не изменяются. Это и предлагается сделать в работе.

Средства измерения: 1) измерительная лента; 2) метроном.

Материалы: 1) желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр.

Порядок выполнения работы

1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту (рис. 175). У нижнего конца желоба положите в него металлический цилиндр.

2. Пустив шарик (одновременно с ударом метронома) с верхнего конца желоба, подсчитайте число ударов метронома до столкновения шарика с цилиндром. Опыт удобно проводить при 120 ударах метронома в минуту.

3. Меняя угол наклона желоба к горизонту и производя небольшие передвижения металлического цилиндра, добивайтесь того, чтобы между моментом пуска шарика и моментом его столкновения с цилиндром было 4 удара метронома (3 промежутка между ударами).

4. Движение шарика по наклонному желобу является равноускоренным. Если мы отпустим без начальной скорости шарик и измерим пройденное им расстояние s до столкновения с цилиндром и время t от начала движения до столкновения, то мы можем рассчитать его ускорение по формуле: Вычислите время движения шарика.

5. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика. Не меняя наклона желоба (условия опыта должны оставаться неизменными), повторите опыт пять раз, добиваясь снова совпадения четвертого удара метронома с ударом шарика о металлический цилиндр (цилиндр для этого можно немного передвигать).

Пример выполнения работы.

Вычисления.

Запишите вывод по выполненной работе.

Урок №3

Относительность движения

Цели: Познакомить учащихся с законом «Сложения скоростей».

Задачи:

Личностные предметные задачи:

Сформировать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Предметные задачи:

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Метапредметные задачи:

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

План работы:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Наш робот распознал:
Лабораторная работа 1.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Вариант I.

Цель работы: убедиться в равноускоренном характер движения бруска и определить его ускорение и мгновенную скорость.

В данном варианте работы исследуют характер движения бруска по наклонной плоскости. С помощью прибора, изображенного на рис. 146 а учебника, можно измерять модули векторов перемещений, совершенных бруском за промежутки времени 1Х, /г 2/, /зв - 3/1,..., 1 я/, отсчитываемых от момента начала движения. Если записать для данных модулей векторов перемещений их выражения:

О/2 а а2/12 22 ш а3/,2 З2

2г2 2 2 3 2 2 2 3

Аг1 атУ п2

2 2 2 то можно заметить следующую закономерность:

5,: х2:з:...: ш 1:22:З2:...: л2 1:4:9:...: 2-Если эта закономерность выполняется для измеренных в работе модулей векторов перемещений, то это и будет доказательством того, что движение бруска по наклонной плоскости является равноускоренным.

Пример выполнения работы.

Задание I. Исследование характера движения бруска по наклонной плоскости.

О 1 0,04 о 800 0,10 0,12 о о 00 о 0,20 0,22 0,24 0,26 оо гч о о о

А О ел Г
Вычисления.

Ь 3 мм х, 7 мм л-4 15 мм

15,-24ш.24 1 мм, I мм

6 36мм 50мм й65мм х9 82мм

Ю 102мм М и 126мм 1ЛГ 5 146мм

102, 5 1мм 5 1мм

Я 170мм я т 5,4 198мм тц 227мм::7

1мм, 1мм 5, 1мм

Отсюда находим:

Х: 2:х3:5,:а:56 1Н м: п: 12:!: и - 1:3:7: 15:24:36:50:65:82: 102: 126: 146: 170: 198:227. Эта закономерность не очень сильно отличается от теоретической закономерности для равноускоренного движения. Таким образом, можно считать, что движение бруска по наклонной плоскости является равноускоренным. Задание 2. Определение ускорения движения бруска.

Ускорение будем вычислять по формуле: а --.

/1о 0,2с;о102мм 0,102м;а1-1 5,1м/с2.

/,5 0,3 с; ,5 227 мм 0,227 м; а, 2227м ш 5>04 м/с2.

5.м/с2+5,04н/с25 ,

Задание 3. Определение мгновенной скорости бруска в разные моменты времени и построение графика зависимости мгновенной скорости у от времени /.

Значение мгновенной скорости будем вычислять по формуле: V а. I - 0,1 с; V 5,07 м/с2 0,1 с 0,507 м/с. I 0,2 с; V 5,07 м/с2 0,2 с 1,014 м/с. I - 0,3 с; V - 5,07 м/с2 0,3 с - 1,521 м/с. График зависимости мгновенной скорости V от времени I. V, м/с

Дополнительное задание. Построение графика зависимости координаты х бруека от времени /. о 0. о 0,хХО Зк1 1,2,3,...,15.

Вариант 2.

Цель работы: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.

Движение шарика по наклонному желобу является равноускоренным. Если мы отпустим без начальной скорости шарик и 1гзме-рнм пройденное им расстояние 5 до столкновения с цилиндром и время от начала движения до столкновения, то мы можем рассчитать его ускорение но формуле:

Зная ускорение а, мы можем определить мгновенную скорость V по формуле:

Пример выполнения работы.

Число ударов метронома п Расстояние.V. м Время движения Л с Ускорение а -г-,м/с Г Мгновенная скорость у а/, м/с

3 0.9 1.5 0.8 1.2

Вычисления.

I 0,5 с 3 1,5 с; о -12. 0,8 и/с2; 0.5с2

V 0,8 м/с2 1,5 с -1,2 м/с.

Данная презентация, формат pptx, состоит из 16 слайдов, содержит анимацию эксперимента; подробный ход выполнения работы; содержит контрольные вопросы; вопросы актуализации знаний,домашнее задание (учебник А.С. Пёрышкина); таблицу и формулы для расчёта ускорения и мгновенной скорости.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социальная сеть работников образования сайт Презентация к уроку в 9 классе Автор: Апрельская валентина ивановна Учитель физики МБОУ «СОШ» № 11п. Рыздвяный Ставропольского края Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости Цель: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. Л абораторная работа №1, 9 класс

Повторяем Что такое ускорение? Как направлен вектор ускорения? В каких единицах выражают ускорение? Какое движение называется равноускоренным? Какое уравнение называют уравнением движения?

Повторяем Как вычисляется проекция перемещения при равноускоренном движении? Как рассчитывается проекция перемещения при V о = 0 ? Как рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости? По какой формуле рассчитывается мгновенная скорость при V о = 0 ?

Домашнее задание. Учебник: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс Повторить § 7 (перемещение при равноускоренном движении), – пересказ; § 8, стр.31 п овторить формулы, определения из § 1 - § 6; подготовиться к физическому диктанту по теме: «Кинематика равномерного и равноускоренного движения» 23.09.2014 Записываем

Р а бота № 1. Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении Цель: _______ (сформулировать самостоятельно) Оборудование: _____ (описать, стоящее на столе) 23.09.2014 Оформляем

Выполняем в следующем п орядке 1. Собрать установку по рисунку, отметить начальное положение шарика

Порядок выполнения 2 . Пустив шарик, измерить время движения до столкновения с цилиндром, записать.

Порядок выполнения 3 . Измерить модуль перемещения, записать. S

Порядок выполнения 4. Не меняя наклона жёлоба, повторить опыт

Порядок выполнения 5 . Результаты измерений занести в таблицу, вычислить среднее значение времени № опыта Модуль перемещения, м Время движения, с Среднее время движения, с Ускоре ние, м / Мгновенная скорость V= at , м/с 1 2 № опыта Модуль перемещения, м Время движения, с Среднее время движения, с Мгновенная скорость V= at , м/с 1 2

Порядок выполнения 6. Определить ускорение по формуле 7.Вычислить мгновенную скорость по формуле V = at Примечание. Так как V о = 0, то и ср ср

Записываем 7. Вывод по цели работы с учётом погрешности при измерении физических величин Примечание. Инструкция по расчётам погрешностей при измерении на стр. 2 71 учебника

Контрольные задания по сборнику задач А.В. Пёрышкин. Физика. 7 – 9 1 вариант 2 вариант № 1425 , № 1426 , № 1432 № 1429 Решаем 8 . Выполнить контрольные задания

Спасибо за работу!

Источники информации Печатные материалы 1. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс,- М, Дрофа, 2012 2. А.П. Рымкевич. Физика. Задачник 10 – 11классы, Дрофа, М. – 2012 И нтернет-ресурсы. 3. Картинка. Знак вопроса. http:// ru.fotolia.com/id/51213056 4. Картинка. Читающий смайлик. http://photo.sibnet.ru/alb55017/ft1360515 / 5. Картинка. Звонок с урока. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=3603&topic=27 6. Картинка. Шарик и жёлоб. http:// www.uchmarket.ru/d_13729.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Без начальной скорости

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Без начальной скоростиПеремещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Без начальной скорости...

Презентация "Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Без начальной скорости».

Презентация "Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Без начальной скорости»....

Лабораторная работа для 9 класса "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"

Лабораторная работа для 9 класса "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости". Отсканирована из старого учебника Кикоина. Обработана. Не во всех школах до сих пор есть так...