Фон для презентации по робототехнике. Программа «Лего робот» для обучающихся начальной школы « Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Компании-производители образовательных роботов

  • 07.03.2020

Истина и ее критерииЧеловеку важно, «чтобы
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно». (В.С.Соловьев)
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?

«Слово
«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету».
«истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Позиция Аристотеля
Р. Декарт

«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

«что одно и то же
существует и не
существует, что оно и
плохо и хорошо, что
другие противолежащие
друг другу высказывания
также верны…» (критика
позиции Протагора
Аристотелем)
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И
ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики
источник и
обоснование всех
знаний чувственный
опыт;
ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Критика позиции эмпириков
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

рационалисты
критерием истины
выступает разум;
За образец истинного
знания принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
критика
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически обоснованного
знания. Какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной?

Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и Римана
была теоретически
строга, возникал вопрос
о том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как
соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Критерий истины –
практика:
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО
ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА
9
практическое
взаимодействие
наблюдаемого
явления с каким-либо
другим,
материальное
производство,
накопленный опыт,
научный эксперимент.

Критерии истины

Эмпирики считали, что источником и
обоснованием всех знаний является чувственный
опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
10

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

Если
практическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания

Формы истины

Научная истина
Обыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина

Виды истины

Абсолютная истина
Идеал, предел к
которому стремиться
наше знание.
Полное,
исчерпывающее знание
о предмете, тот элемент
знаний, который не
может быть
опровергнут в будущем.
Относительная истина
На пути к абсолютной
истине мы получаем
относительные истины.
Знания, которые будут
изменяться,
углубляться,
заменяться новыми в
процессе развития
познания.

Свойства истины

Конкретность –
зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения.
Объективность –
это такое
содержание наших
знаний, которое не
зависит ни от
человека, ни от
человечества.

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

«Ум человека
уподобляется неровному
зеркалу, которое,
примешивая к природе
вещей свою природу,
отражает вещи в
искривленном и
обезображенном
виде».(Ф.Бэкон)
Это заблуждения, истоки
которых коренятся в
самой человеческой
природе, в особенностях
нашего познания.
«полнотелость» -
признак здоровья.
всякая власть от Бога
отсутствие полной и
точной информации об
интересующем нас
предмете, а также
необходимых средств для
ее обработки

Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
http://www.eurosmi.ru/science/41.html
http://his.1september.ru/2002/01/5.html
http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
http://activerain.com/blogs/sashadear
http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
http://www.rkm.kz/node/672
http://eva.ru/eva-life/contest/contestphoto.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока

3 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло  узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.

5 слайд

Описание слайда:

2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).

6 слайд

Описание слайда:

Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.

7 слайд

Описание слайда:

3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.

8 слайд

Описание слайда:

Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).

9 слайд

Описание слайда:

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

“ Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шакур

Что объединяет утверждения? «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» «Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего» «Человек – биосоциальное существо»

§22. Истина и ее критерии

Какое определение точнее? Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Слово «истина» означает соответствие мысли предмету. Истина есть тождество вещи и представления.

Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

Утверждение: Под номером 1 изображен сок

Который час?

Большое ли яблоко?

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний? Рационалисты Эмпирики Прагматики Конвенционалисты

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям. Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. И.В. Гёте

Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 10 «к»

Тема: «Истина и ее критерии»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  • расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  • развивать творческую деятельность.

Специальные материалы и оборудование:

  • ксерокопии с высказываниями и заданиями
  • презентация на тему урока

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Изучение нового материала.

Слайд №1.

“Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает!”

Абу Шукур

Как вы думаете почему, я начал урок с высказывания древневосточного мудреца.... (ответ учащихся: знание – сила)

Слайд №2.

«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»

«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»

«Человек – биосоциальное существо»

  • Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.

(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)

Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.

(вместе формулируем цели и задачи урока)

Слайд №3.

§22. Истина и ее критерии

  • Записываем тему урока в тетрадь
  • Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.

(учащиеся записывают определение в течении пары минут)

  • Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

(при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)

  • Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)

Слайд №4.

  1. Истина – незыблемые , не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны . (гром и молния - Перун)
  3. Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
  4. Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)

ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету .

(точный термин выходит анимацией позже)

Слайд №5. Философы и их определения истины

  • Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
  • Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.

Слайд №6.

(определение под литерой «В» - лишнее)

  • Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

(записываем виды истины в тетрадь)

  • Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.

Слайд №7.

Пример первый – сок (относительная истина)

Слайд №8.

Пример второй – дважды два (абсолютная истина)

  • Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…

Слайд №9. Слайд с часами.

Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.

  • Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.

Что изображено в задании № 3?

Слайд №10. Лица.

Кто изображен? А если вверх ногами?

Слайд №11. Яблоко.

Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.

  • Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
  • В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
  • Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
  • Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)

Слайд №12. Таблица критериев истины

Взгляды

Критерии истины

Эмпирики

Чувственный опыт

(истина лишь то, что можно почувствовать)

Рационалисты

Разум

(истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом)

Конвенционалисты

Конвенция

(истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенция»)

Прагматики

Практика

(истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач)

Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.

Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

Подведение итогов урока:

  • Рефлексия (что нового узнали?)
  • Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
  • Что понравилось/не понравилось
  • Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)

Предварительный просмотр:

Задание №1.

Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

  1. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
  3. Истина – это то, во что верит человек.
  4. Истина – достоверное, правильное знание.
  5. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Задание №2.

Соотнесите определение с самим понятием.

Задание №3.

Что изображено на рисунках?

1. Эмпирики

  1. Прагматики
  1. Конвенционалисты

А). Ощущения являются единственным источником и основанием знания. Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт

Б). За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Критерием истины выступает разум.

Г). Любые практические знания подтвержденные накопленным опытом и научными экспериментами способствующие решению насущных задач действительности.


  • 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
  • Гносеология
  • Онтология
  • Агностицизм
  • Конвенциализм
  • 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
  • Гносеология
  • Онтология
  • Агностицизм
  • Конвенциализм
  • 3. Верны ли суждения:
  • А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
  • СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
  • Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
  • НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
  • ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
  • ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Не верны оба суждения
  • 4. Познание – это:
  • Результат особого познавательного процесса людей.
  • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
  • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
  • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
  • 5. Форма познавательной
  • деятельности:
  • Психологическое
  • Этическое
  • Социальное
  • Личное.
  • 6. Виды познавательной
  • деятельности:
  • Реальное и не реальное.
  • Рациональное и чувственное
  • Социальное и религиозное
  • Пессимистическое и оптимистическое.
  • 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
  • Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
  • «истина есть тождество вещи и представления»
  • Фома Аквинский
  • «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
  • Р. Декарт
  • важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
  • Позиция Аристотеля
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
  • «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • Эмпирики
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;
  • Критика позиции эмпириков
  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • рационалисты
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
  • критика
  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
  • «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
  • Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
  • При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
  • ИСТИНА
  • КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
  • 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
  • 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Критерий истины – практика:
  • практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
  • материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Критерии истины
  • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
  • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
  • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
  • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
  • Критерий истинности - теория
  • Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
  • Отказ от идеи
  • развития знания
Формы истины
  • Научная истина
  • Обыденная или житейская истина
  • Художественная истина
  • Нравственная истина
Виды истины
  • Абсолютная истина
  • Относительная истина
  • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
  • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
  • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
  • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Свойства истины
  • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
  • Объективность –
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
  • «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
  • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
  • «полнотелость» - признак здоровья.
  • всякая власть от Бога
  • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
  • http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
  • http://www.eurosmi.ru/science/41.html
  • http://his.1september.ru/2002/01/5.html
  • http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
  • http://activerain.com/blogs/sashadear
  • http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
  • http://www.rkm.kz/node/672
  • http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
  • Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
  • Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

познание, познавательная деятельность, элементы познания, ступени познания, чувственное познание, рациональное познание, формы познания, виды познания, философы об истине, истина, абсолютная истина, относительная истина, проблема истины, свойства истины, агностики, эмпирики, рационалисты, прагматики, объективная истина, субъективная истина, научное познание, уровни научного познания, методы научного познания, ненаучное (обыденное) познание, социальное познание, познание средствами искусства, самопознание, урок обществознания 10 класс, деятельность человека, познание как деятельность, что такое познание, что такое истина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок обществознания 10 класс Фарзуллаева Н.Ю., учитель обществознания МБОУ Чуровской СОШ Познание как деятельность. Истина и ее критерии

Френсис Бэкон, английский философ (1581 – 1626) «Знание – сила»

Что такое познание? В процессе своей деятельности человек приобретал знания. Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека. Знания появляются в результате познавательной деятельности.

Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – это процесс получения знания.

Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы: Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество) Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека) Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания). Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире. Результат познания – знание.

Ступени познания

Формы познания

Формы чувственного познания Ощущение - Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов Восприятие - Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности Представление - Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Формы рационального познания Понятие - Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки. Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Умозаключение (теория) Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Ступени познания Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют. Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств). Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.

Философы об истине

Проблема истины

Свойства истины

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

Абсолютная истина Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание. В реальности такое знание практически невозможно.

Относительная истина На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание. Относительность истины определяется рядом причин: Познаваемый мир бесконечен и изменчив; Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени; Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

Виды познания Обыденное Научное Философское Художественное Социальное Самопознание

1. Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя. Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем. Используются особые методы и формы познания.

Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо. Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

Методы научного познания 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

2. Способы ненаучного (обыденного) познания Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Опыт повседневной жизни, жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.

3. Социальное познание Совпадает объект и субъект познания. Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества. Сложность изучаемого объекта – общества. Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом. Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

4. Самопознание Получение человеком знаний о самом себе. Формы самопознания: Самоузнавание Самооценка Самоисповедь Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.

5. Художественное познание 1. Познание мира с помощью художественных образов. 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли. 3. Субъективное отражение действительности