Урок по изо городецкая роспись фгос. Конспект урока по изо на тему "городецкая роспись". Актуализация опорных знаний

  • 27.05.2020

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1.)Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
2.) Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
3.) Познакомить с основными элементами городецкой росписи;

1.) Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2.) Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме
3.) Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
4.) Формировать практические умения и навыки рисования с образца;

1.)Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
2.)Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

3.) Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакат «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Трехина Евгения Алексеевна
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №76" комбинированного вида
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись» Трехина Евгения Алексеевна МАДОУ "Детский сад №76" комбинированного вида Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись»

Цель: познакомить детей с городецкой росписью.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с городецкой росписью; учить выделять основные элементы узора.

Развивающая: развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, воображение; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;

Воспитательная: воспитание у детей интереса и уважение к труду художников – оформителей, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Словарная работа: городецкая роспись, оживка.

Наглядный материал: выставка изделий с городецкой росписью.

Раздаточный материал: кисточки, краски, макеты разделочных досок из альбомных листов, баночки с водой.

Ход занятия:

Ребята послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Наша страна Россия богата народными умельцами. Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки – называя эти элементы.

Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

А теперь посмотрите на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает.

После того, как дети нарисуют основу купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку:

Физминутка «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся

(встают, руки на поясе)

Шевельнулся, потянулся

(тянутся влево, вправо)

Взвился вверх и полетел

(бег на месте)

Солнце утром лишь проснется

(потянулись)

Бабочка кружит и вьется.

(машут руками)

(можно повторить два раза)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

– Молодцы, дети, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цели урока:

    Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.

    Формировать практические умения и навыки рисования городецких цветов и декоративных элементов городецкой росписи. Учить детей составлять цветочную композицию по мотивам Городецкой росписи.

    Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.

    Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

    Знать: историю городецкой росписи.

    Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

    Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

    Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

    Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Ход урока.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Какими? (ответы детей)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.

Слайд 2. Из букв на слайде попробуйте отгадать название промысла, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд 3. Городецкая роспись.

Слайд 4. Используя слова на слайде, сформулируйте цели урока.

Слайд 5.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Слайд 6.

Жители Городца и окрестных селе ний (Курцево, Косково ) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный мате риал, из которого делали все: детские игруш к и, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыб ели и т.д.

Слайд 7. Назовите основные особенности городецкой росписи, используя текст и иллюстрации учебника (учебник стр. 82)

    Что можно увидеть в композиции городецкой росписи? Какими мотивами расписывали изделия? (Слайды 8 – 10).

    Какого цвета основной фон ( часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой)

Слайд 11.

    Какие цветы являются основными в цветочной композиции?

(учебник стр. 82) (розаны, купавки, бутоны)

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.

Слайды 12,13

Виды цветочных композиций.

Слайд 14.

Назовите этапы городецкой росписи и основные цвета. (учебник стр.84)

Слайды 15 – 17. Основные этапы.

Слайд 18. Практическая работа. Выполнение городецкой розы. (учитель показывает поэтапное выполнение цветка на доске).

Рефлексия.

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях: прялках, ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Слайд 19.

Кроссворд.

    Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

    Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

    Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

    Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

    Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

    Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

    Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

    Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)

    Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

Выполнение работы – 3 б

Сложность узора – 1 б

Аккуратность выполнения – 1 б

(выполняют оценивание работ соседа по парте)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Спасибо за работу.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Левороссошанская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение Детский сад

Каширского муниципального района

Воронежской области

Конспект занятия на тему « Городецкая роспись»

Воспитатель: Пономарева О.И.

с. Левая Россошь

2018 год

Цель :

Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла . Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок. формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи :

Обучающие:

Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. закреплять и углублять знания о городецкой росписи . Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;

Развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к искусству, народным традициям;

Воспитывать уважение к труду городецких мастеров , интерес к их работе.

Материалы :

гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды .

Предварительная работа :

Рассматривание предметов народного промысла;

Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

Дидактическая игра "Выложим узор"

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Мы пойдем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы нарисуем сами –

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Воспитатель : О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим что же нам прислали! Какие то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски . Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами . Украсим доску “бутонами” и “листьями”.

Основная часть.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера ?

Ответы детей.

Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера ?

Ответы детей . (уточнение названий : розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи ? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттеневку : рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

Проводим физ минутку :

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка» . Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог.

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца .