Политическая система ссср в 30 е презентация. Передо мной живой канал…

  • 15.04.2020

Убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934г Репрессии – это карательные меры, наказания, применяемые государством. Политическая система в СССР в 30-е годы XXв Конформизм – приспособленчество, отсутствие собственных позиций; пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения. Тоталитарный режим - это политический режим, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Основные черты тоталитаризма в СССР: * Отсутствие оппозиции; * Однопартийность; * Сращивание партийного и государственного аппаратов; * Командная экономика; * Борьба с религией; * Уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки; * Государственный контроль над СМИ; * Международная изолированность государства; Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития.

Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной

1937 – 1938

годы «Большого террора»

Организаторы и исполнители террора

Н.И.Ежов – глава НКВД

Г.Г.Ягода – создатель системы ГУЛАГ

  • Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния (ГУЛа́г) - подразделение НКВД СССР , МВД СССР , Министерства юстиции СССР , осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934-1960 годах.

Официальная статистика НКВД

1 344 923 арестованных; 681 692 расстрелянных.

Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”

12-14 млн. человек арестованных; не менее 1 млн. расстрелянных.

Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:

19 млн. арестованных; не менее 7 млн. расстрелянных.

«Черный Ворон» увозивший арестованных

«Тройка» выносит приговор

Политические репрессии против элиты партии. Расстреляны 1936-1937гг

Зиновьев

Репрессии против руководства армии. Расстреляны

Василий Блюхер

Маршалл Михаил Тухачевский

Репрессированы в 1937г
  • из 5 маршалов - 3
  • из 9 командармов I ранга – 5
  • из 10 командармов II ранга – 10
  • из 57 комкоров - 50
  • из 186 комдивов – 154
  • из 16 армейских комиссаров I и II рангов – 16
  • из 26 корпусных комиссаров – 25
  • из 64 дивизионных комиссаров – 58
  • из 456 командиров полков - 401
Смысл массовых репрессий:
  • навести порядок в стране;
  • устранение врагов советской власти;
  • переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";
  • стремление уничтожить думающую часть общества;
  • необходимость большого количества подневольной рабочей силы.
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. (А.А.Ахматова “Реквием”) Анна Ахматова “Эпилог”. Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жёсткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и чёрных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною, ослепшею стеною.
  • В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.
  • 1. 30-е годы в истории моего родного края, в истории моей семьи.
  • 2. Рассказать о показательных процессах в 30-е гг. (1-2 примера)
  • 3. Какие цели преследовал Сталин, организуя открытые показательные процессы?

Слайд 2

1.Формирование тоталитарного режима. 2.Идеологизация общественной жизни. 3.Формирование культа личности Сталина. 4.Массовые репрессии. 5.Показательные судебные процессы. 6.Конституция «победившего социализма». План урока.

Слайд 3

Какие черты были наиболее характерны для политической системы СССР в 30-е гг? Задание на урок.

Слайд 4

Реализация грандиозных социально-экономических планов привела к формированию тоталитаризма. Власть была сосредоточена в руках высшего пар-тийного руководства.Она уничтожила демократи-ческие свободы,оппозицию,подчинила общество своим интересам.ни один закон не принимался без одобрения Политбюро.Оно определяло основные направления внутренней и внешней политики. Пос тепенно изменилась и сама партия-рядовые члены были отстранены от реального решения вопросов. 1.Формирование тоталитарного режима. Политбюро. 1936 г.

Слайд 5

Огромную роль в формировании тоталитаризма сыг рал партийный контроль за СМИ.Прекращение контактов с Западом позволило избежать влияния на население других идеологических взглядов.В об-разование на первый план вышло изучение марк-систско-ленинских основ всех наук.В 1932 г.нача-лось наступление на творческие союзы.В 1934 г.все писатели были объединены в Союз советских писа-телей во главе которого был поставлен М.Горький. 2.Идеологизация общественной жизни. Демонстрация против кулаков.

Слайд 6

Впоследствии аналогичные союзы возникли у кине-матографистов, художников, композиторов.Тех кто работал в рамках официальной идеологии поддер-живали материальными благами и привилегиями. Остальное население так же состояло в обществен-ных организациях-профсоюзах, комсомоле,пионер-ской и октябрятской организациях. В различные организации объединялись физкультурники, изоб-ретатели, женщины и т.д. 2.Идеологизация общественной жизни. Конфискация икон.

Слайд 7

Характерной чертой поли тической жизни этого периода стал культ лич ности И.Сталина.21 де-кабря 1929 г.,в день 50-летия Сталина, страна узнала,что у нее есть ве ликий вождь.Он был объявлен «первым уче- ником Ленина».Вскоре Сталину стали припи-сывать все успехи стра-ны.Он именовался «ве-ликим», «мудрым», «во ждем мирового пролета риата», «великим стра-тегом пятилетки. 3.Формирование культа личности Сталина. Плакат 1932 г.

Слайд 8

В это же время шло формирование карательных ор-ганов для преследования инакомыслящих.В н. 30-х прошли последние процессы над эссерами и мень-шевиками. «Шахтинское дело»1928 г. привело к ре прессиям в отношении буржуазных специалистов. Затем последовала кампания против кулачества.в 1932 г. «Закон о трех колосках» дал начало пресле-дованию даже беднейшего крестьянства.В 1934 г. Особое совещани в НКВД получило право во вне-судебном порядке отправлять «врагов народа» в колонии. 4.Массовые репрессии. Заключенные на строительстве Беломорканала.

Слайд 9

Поводом для развертывания массовых репрессий ста ло убийство 1.12.34 С.Кирова-после него было при-нято решении о проведении следствия по «терро-ристическим делам» в сокращенном порядке,в те-чение 10 дней,прокурор и адвокат на процессе от-сутствовали, помилование запрещалось, а смерт-ные приговоры осуществлялись немедленно.В 1935 г.закон был дополнен, под его действия попадали и подростки с возраста 12 лет. К семьям «врагов на-рода» стали относиться как к преступникам. 4.Массовые репрессии. Похороны С.М.Кирова

Слайд 10

В сер.1930-х Сталин прис-тупил к ликвидации всех недовольных. В 1936 г. состоялся про-цесс по делу Зиновьева, Каменева и их сторон-ников.подсудимых обви нили в убийстве Киро-ва, покушении на Ста-лина и других преступ-лениях.Прокурор А.Вы-шинский потребовал их расстрелять и суд вы-нес смертный приго-вор.Вслед за эти после-довали новые процес-сы. 5.Показательные судебные процессы. Л.Б. Каменев. Г.Е. Зиновьев.

Слайд 11

В 1937 г.по «делу марша-лов» были расстреляны герои гражданской вой ны-Тухачевский,Якир, Уборевич и др. военно-начальники.В марте 1938 г.на 3 процессе бы-ли осуждены Н.Буха-рин, А.Рыков, К.Радек и др.Страна погрузи-лась в атмосферу стра-ха.Секретный отдел НКВД настигал своих жертв даже за границей -в 1940 г.в Мексике был убит Л.Троцкий. 5.Показательные судебные процессы. К.Радек Н.И. Бухарин

Слайд 12

«Большой террор» был призван снять социаль- ную напряженность, вы званную неудачами эко номических и полити-ческих решений руко-водства.Этой же цели соответствовала Кон-ституция принятая 5 де кабря 1936 г.Она прово зглашала демократиче-ские права и свободы и маскировала тоталита-рный режим. Конститу-ция провозгласила пос-троение в СССР социа-лизма и создание госу-дарственной и колхоз-но-кооперативной соб-ственностина средства производства. 6.Конституция «победившего социализма». Конституция 1936 года.

Слайд 13

Политической основой государства объявлялись Со-веты,а государственной идеологией-марксизм-ле-нинизм.Высшим органом государства становился Верховный Совет.В состав СССР входило 11 союз-ных республик. В реальной жизни большинство норм Конституции не выполнялись, а «сталинский социализм» имел весьма отдаленное сходство с тем, о чем писал К. Маркс. 6.Конституция «победившего социализма». Плакат 1936 года.

Посмотреть все слайды

К старшим классам у многих школьников, уставших от постоянного заучивания сухой теории, наполненной многочисленными датами и событиями, уроки истории уже не вызывают прежнего интереса. Как же вернуть заинтересованность к науке? Достаточно внести немного разнообразия в обучение и отвлечься от учебника, а поможет в этом иллюстрированная презентация.

Презентация «Политическая система СССР в 30-е годы» в красочной и наглядной форме рассказывает об отличительных особенностях советского политического строя нашей страны в 30-ые годы. Она охватывает такие характерные черты того времени, как формирование тоталитарного режима, идеологизация общественной жизни, культ Сталина, массовые репрессии, показательные судебные процессы и конституция «победившего социализма». Особое настроение той эпохи передают лозунги и интересные иллюстрации, использованные в слайдах. Данная презентация прекрасно дополнит урок по изучению государственного строя СССР и сделает его необычно увлекательным и запоминающимся.

Слайд 1

Какие черты были наиболее характерны для политической системы СССР в 30-е гг?
Политическая система сталинизма

Слайд 2

Тоталитаризм
Конституция победившего социализма 1936
Культ личности Сталина
Массовые репрессии 3,8 млн. 30-40 гг
Однопартийная политическая система
Идеологизация общественной жизни. Марксизм-ленинизм
Судебные процессы над внутрипартийной оппозицией

Слайд 3

Иерархия партии

Слайд 4

Генеральные секретари ЦК РСДРП(1898) -РСДРП (б)(1903-1918)-РКП(б)(1918-1925) -ВКП(б)(1925-1952) –КПСС(1952-1991)-КПРФ

Слайд 5

Заимствован из презентации А.Бердникова

Слайд 6

Детские и молодежные организации

Слайд 7

Внутрипартийная борьба
Троцкий
«Новая оппозиция» Троцкий Каменев Зиновьев
Идея мировой революции
Возможность победы социализма в отдельно взятой стране
За развитие и углубление НЭПа
Против углубления НЭПа
«Правый уклон» Бухарин Рыков
Свёртывание НЭПа, переход к коллективизации
Не против коллективизации, но за сохранение частных хозяйств
Слайд с анимацией

Слайд 8

Культ личности Сталина. Причины
Организаторские способности Выдвижение на ключевые посты в центре и на местах своих соратников Контроль со стороны партии органов госбезопасности Тактика разобщения и соперничества в отношении свои оппонентов Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

Слайд 9

Проявление культа личности- возвеличивание роли одного человека
Сталин – верный продолжатель учения Маркса, Энгельса, Ленина (идея построения социализма в отдельно взятой стране) Победа партии большевиков в Октябре и Гражданской войне стали возможны «мудрому руководству» Сталина Любая критика Генерального секретаря- это контрреволюционный заговор
Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника Сталин глубже океана, выше Гималаев, ярче Солнца. Он учитель Вселенной Великий вождь, первый ученик Ленина, выдающийся полководец, вождь мирового пролетариата, мудрый, отец народов, гениальный

Слайд 10

Сталинизм – попытка в сжатые сроки провести модернизацию в стране путём форсированного строительства социализма

Слайд 11

Теоретическое обоснование репрессий- тезис Сталина о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе построения социализма
Поводом для развертывания массовых репрессий стало убийство 01.12.34 С. М. Кирова - после него было принято решении о проведении следствия по «террористическим делам» в сокращенном порядке, в течение 10 дней, прокурор и адвокат на процессе отсутствовали, помилование запрещалось, а смертные приговоры осуществлялись немедленно Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией

Слайд 12

Август 1936 Троцкистско-зиновьевский террористический центр: Зиновьев, Каменев Подготовка терактов против руководителей советского государства и партии, убийство Кирова, шпионаж. Диверсии
1937 Пятаков, Радек Антисоветская деятельность, шпионаж, диверсии
Март 1938 Бухарин, Рыков Шпионаж, обвинения в убийстве Кирова, покушение на Ленина, Сталина
1938 «Дело Тухачевского» Подрыв боевой мощи Красной Армии, связи с немецкой разведкой, подготовка гос. переворота
Политические процессы 1936-1938

Слайд 13

Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией
1936 Зиновьев
1936 Каменев
1938 Бухарин
1937 Тухачевский
1938 Рыков


  • рассмотреть виды политических режимов;
  • определить политический режим, существовавший в СССР в 30-е годы;
  • познакомиться с политической жизнью страны в 30-е годы и личностью Сталина;
  • оценить политику репрессий;
  • выяснить, что нужно делать для того, чтобы не допустить складывания антидемократического режима в России;
  • продолжить развитие речи и логического мышления.

  • Антидемократический
  • отсутствие политических свобод;
  • однопартийность;
  • сращивание государственного и партийного аппарата;
  • репрессии против личности;
  • контроль над населением.
  • Демократический
  • свобода слова и печати;
  • многообразие партий;
  • демократические выборы;
  • неприкосновенность личности и частной собственности.

Тоталитаризм

(лат. totalis - всеобщий) – разновидность антидемократического режима, характеризующаяся всеобщим контролем государства над населением.


  • К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией.
  • Изменениями подверглась система образования.
  • Контроль за СМИ. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.
  • Репрессии против церкви. Сбрасывание колоколов с храмов и переплавка их для нужд индустриализации.
  • Контроль за деятельностью интеллигенции. Был создан единый Союз советских писателей, во главе с М. Горьким
  • С 14 лет молодёжь была объединена в единую организацию – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи ВЛКСМ- резерв и помощник партии. (младшие школьники вступали в октябрьскую и пионерскую организацию).

  • члены ВКП(б) занимали все государственные посты;
  • ВЦИК не мог принять ни один закон без Политбюро;
  • партийная символика (красное знамя и гимн «Интернационал») стала государственной;
  • внутри партии все вопросы решало Политбюро;
  • идеология партии (марксизм-ленинизм) стала государственной.

Культ личности – возвеличивание исторической роли одного человека

  • генеральный организатор Октября;
  • создатель Красной Армии;
  • выдающийся полководец;
  • вождь мирового пролетариата;
  • «отец народов»;
  • великий стратег пятилетки;
  • «лучший друг советских детей».
  • «…Он – учитель Вселенной» (казахский поэт Джамбул)


  • 7 августа 1932 года принимается закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов» («о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался расстрел).
  • С ноября 1934г. было образовано Особое совещание , которое в отсутствие обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката имело административное право отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.
  • 1 декабря 1934 года в связи с убийством первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С.М. Кирова начинаются массовые репрессии по политическим делам.
  • От 7 апреля 1935г. – постановление: с 12-ти лет несовершеннолетних, уличённых в совершении преступления, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания, включая смертную казнь.

Репрессивный аппарат

Особое

Совещание

Секретный

отдел

НКВД

Государственное политическое управление

Главное управление лагерей и мест заключения

Народный комиссариат внутренних дел


  • 1936 год – суд над Зиновьевым и Каменевым (их обвинили в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть). Расстреляли.
  • 1937 год – суд над высшим офицерским составом, во главе с маршалом Тухачевским. Расстреляли.
  • 1938 год – суд над Рыковым и Бухариным. Расстреляли.

  • Только в высшем руководстве армии были уничтожены:
  • из 5 маршалов –3;
  • из 5 командиров I ранга -3;
  • из 10 командиров II ранга – 10;
  • из 57 командиров корпусов – 50;
  • из 186 командиров – 154;
  • из 16 армейских комиссаров I и II ранга -16;
  • из 26 корпусных комиссаров – 25;
  • из 64 дивизионных комиссаров – 58;
  • из 456 командиров полков – 401.
  • Вслед за ними были репрессированы 40 тыс. командиров Красной Армии.

  • Был создан НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом.
  • В августе 1940г. по приказу Сталина в Мексике был убит Троцкий. Жертвами сталинского режима стали деятели белого движения, монархической эмиграции.
  • В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.
  • В 1930 - 1953гг . по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек .

Строительство Беломорско - Балтийского канала, судоходного канала, который соединил Белое и Балтийское море.


Храня подспудных лет накал,

Течет из прошлого запиской

Передо мной живой канал…

А.Мальцева


  • Верховный Совет СССР – высший руководящий орган страны, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей.
  • Исполнительная и законодательная власть принадлежала – Президиуму Верховного Совета СССР (в составе СССР было закреплено 11 союзных республик).
  • ВКП(б) – руководящее ядро общества;
  • марксизм- ленинизм - государственная идеология;
  • окончание строительства социализма;
  • основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, равное прямое избирательное право).

  • Ужесточилась национальная политика.
  • Особенно проявилось в мусульманских районах страны. Закрывались мечети. В городах началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам «коммунистической морали».
  • Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.
  • Фактическое признание русского языка государственным языком СССР преследовало не только идеологические цели. Оно создавало условия для межнационального общения, облегчало жизнь в национальных республиках населения.

Сталинские репрессии обрушились на Красную Армию, потому что:

А) в армии были сильны сторонники Троцкого;

Б) армейские кадры противились мерам по механизации армии, опираясь на опыт Гражданской войны;

В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.


Репрессии 30-х годов были направлены против «ленинской гвардии», так как она:

А) отрицательно относилась к личности Сталина и его методам строительства социализма;

Б) поняла, что строительство социализма – неосуществимая мечта;

В) пыталась осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности генсека.


Какой итог был законодательно закреплен в «сталинской» Конституции СССР?

А) Завершение реконструкции народного хозяйства.

Б) Построение в СССР основ социализма.

В) Построение в СССР развитого социализма.


  • СССР в 30-е годы являлся тоталитарным государством с республиканской формой правления, мощным репрессивным аппаратом, где отсутствовали демократические права и свободы, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

«…нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению.

Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается.

Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…»

К. Ясперс «Смысл и назначение истории»


  • Параграф:25, ответить на вопросы на стр.187.
  • Выучить новые понятия и даты.