Азотные калийные и фосфорные удобрения презентация. Минеральные удобрения химия. Коэффициенты использования удобрений, %

  • 16.11.2019

Задачи урока:

  • Конкретизировать и углубить знания школьников о

многообразии и значении удобрений, их классификации,

Номенклатуре.

2. Развивать навыки проведения химического эксперимента по изучению свойств веществ.

3. Познакомить с профессиями работников земледелия.

4. Развивать вычислительные навыки по нахождению массовой доли химического элемента в вешестве.

5. Формировать навыки рационального землепользования.


Ход урока:

  • Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4.Решение расчетных задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

5. Лабораторная работа «Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями».

6. 6. Знакомство с профессиями земледелия.

7. Обобщение.

8. Итоги урока.


Химические элементы в растениях.

Таблица 1. Содержание химических

элементов в клетке

Элемент

Количество, %

Кислород



Удобрения

органические

минеральные


Органические удобрения

Навоз

Навозная жижа

Компост

Биогумус



В практике земледелия зелёное удобрение применяется с незапамятных времён. В Европе этот приём, позаимствованный из Китая, начал распространяться в странах Средиземноморья уже во времена Древней Греции. Здесь, кстати, уместно будет процитировать слова римского писателя и учёного Плиния Старшего, жившего в 23- 79 годы нашей эры. В отношении зелёного удобрения Плиний говорит следующее: "Все согласны с тем, что нет ничего полезнее люпина, если его до образования бобов заделать в почву плугом или пучки люпина, срезанные у поверхности почвы, закопать близ корней плодовых деревьев и кустов винограда … Это такое же хорошее удобрение, как и навоз".


Минеральные

удобрения

Фосфорные

Калийные

Азотные

Микроудобрения


Культура

Прирост урожая от внесения

1 центнера азотного удобрения

4-5 центнер

Сахарная свекла

30-40 центнер

Картофеля

20-30 центнер


Вынос элементов питания с урожаем

Культура

Продукция

Вынос на 1 т. Урожая, кг

Пшеница

Озимая

Яровая

P 2 O 5

зерно

Рожь

зерно

K 2 O

Кукуруза

зерно

зерно

Овес

зерно

Ячмень

зерно

Горох

зерно

Лен-долгунец

Семена,

волокно

Сахарная свекла

Корни

Картофель

Клубни

Клевер красный

Сено

Примерные коэффициенты усвоения элементов питания

Удобрения

Коэффициенты использования удобрений, %

Минеральные

Органические

P 2 O 5

K 2 O


Элементы питания

Признаки недостатка

Листья небольшие, бледно-зеленые и желтые

Листья голубоватые, темно-зеленые, с красноватым оттенком, засыхающие листья темные.

Листья желтые или бурые, морщинистые, по краям закручиваются.

Недостаток химических элементов вызывает нарушение обмена веществ в растениях

Элементы питания

Признаки недостатка

Отмирание точек роста у растений; у льна и хлопчатника опадают бутоны, цветки, завязи; у сахарной свеклы загнивает сердцевина и образуется дуплистость корня.

Кончики листьев белеют, листья засыхают, семена не завязываются.

Марганец

У зерновых хлебов листья желтеют, возникает пятнистость с белыми и бурыми полосками.


Острое отравление нитратами и нитритами.

Нитратные ионы превращаются в организме человека в нитритные ионы, которые вызывают заболевание метилобеанемии (гемоглобин взаимодействует с NО2‾ и теряет возможность переносить кислород). В кишечном тракте нитриты превращаются в нитрозамины – сильные канцерогенные агенты.

Допустимые нормы нитратов для человека.


В сельском хозяйстве золу используют как калийно-фосфорное и известковое удобрение. Она содержит все основные питательные элементы (фосфор, калий, кальций), кроме азота (он улетучивается во время горения). В золе есть около 30 микроэлементов. В том числе еще магний, сера, железо, бор, марганец и т.д. Все они находятся в доступной для растений форме.

Наименование компонента

CaCO 3

CaSiO 3

NaPO 4

CaSO 4

K 3 PO 4

CaCl 2

MgCO 3

MgSiO 3

MgSO 4

Зола помогает в борьбе с некоторыми мелкими сосущими вредителями. Ею опудривают всходы редьки, редиса, картофеля и других культур. Капусту она спасает от поражения килой.

Пользуйтесь золой - и вы увидите, как преобразятся, похорошеют ваши растения!


Задача.

Сколько калийной селитры нужно взять для выращивания 1тонны картофеля,

если вынос азота составляет 5 кг., коэффициент усвоения 60%.

Дано:

М (картофеля)= 1 тонна

Найти: м(К NO 3)?

Решение:

1. Рассчитайте массовую долю азота в калийной селитре.

М(К NO 3)=39+14+16х3=101 г/моль

М( N )=14 г/моль

101 г/моль – 100%

14 г/моль – х %

Х=14х100:101=13,6%

2. Найдем массу азота

5кг.-60%

Х кг. – 100%

Х= 5х100:60=8,33кг.

3. Найдем массу К NO 3.

8,33кг. – 13,6%

Х кг. – 100%

Х=8,33х100:13,6=61,25кг.

Ответ: м(К NO 3)=61,25 кг.


Количество вносимых удобрений зависит от химического состава почвы, который определяется анализом почвы в агрохимической лаборатории.

Потребность в химическом элементе = содержание элемента в почве + содержание химического элемента в удобрении.





Лабораторная работа

«Ознакомление с образцами азотных, калийных и фосфорных удобрений».

Ход работы.

  • Рассмотрите выданные вам образцы удобрений. Опишите их внешний вид, изучите растворимость в воде.
  • Результаты работы оформите в виде таблицы.

Название удобрения

Химическая формула

Внешний вид

Растворимость в воде





Правила рационального землепользования:

  • Применение севооборота.
  • Правильная вскопка весной и осенью.
  • Применение удобрений.
  • Снегозадержание.

Список использованной литературы:

  • Устименко г.в., Щербаков М.И. Агротехника полевых культур Учебное пособие для учащихся 9-10 классов сельской школы. М.: Просвещение, 1978.
  • Клепинина З.А,. И др. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы. Учебное пособие для учащихся 5-17 классов сельской школы. М.: Просвещение, 1989.
  • Корчагина В.А. Биология: бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6-7 классов сред. шк. –М.:Просвещение, 1993.
  • Жидкин В.А. Основы экологии. Учебник для 10-11 классов средней школы. Саранское книжное издательство, 1995.

Список использованных интернет-ресурсов:

  • http:// shola/ Iv / index/php/
  • http:// window/edu . ru/
  • http:// ovoport . ru/
  • http:// wikipedia .г u
  • http:// wikisource . org .

1.Химический состав растений.

2. Определение что такое «минеральные удобрения».

3. Классификация минеральных удобрений.

4. Требования к минеральным удобрениям.

5. Решение задач на распознавание удобрений.


1). Химический состав растений.

Химический состав растений.

Макроэлементы Микроэлементы

N, P, K, C, S, Mg ,Ca Fe, Cu, Mn, Zn, Co


2). Определение «Минеральные удобрения».

Вещества, содержащие три важнейших питательных элемента N, P, K и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, используют в качестве минеральных удобрений.


3) Классификация минеральных удобрений.

Простые Комплексные


4). Требования к минеральным удобрениям:

А) содержит большой % питательного элемента;

Б) должно быть растворимо в воде;

В) лучше в гранулах, если гигроскопично

Г) лучше, если оно комплексное.


5). Как отличить удобрения друг от друга?

Задание. Составьте план распознавания удобрений:

а) нитрата аммония и хлорида аммония;

б) нитрата аммония и сульфата аммония;

в) хлорида калия и сильвинита;

г) суперфосфата от других удобрений;

д) суперфосфата от хлорида аммония.


План распознавания удобрений

Название удобрения

с Н 2 S О 4

(конц.) и Cu

Нитрат аммония

хлорид аммония

с раствором BaCI 2

Бурый газ

Нитрат аммония

сульфат аммония

с NaOH при t 0

Бурый газ

Хлорид калия

сильвинит

Выделяется аммиак

Выделяется аммиак

с раствором AgNO 3

Выделяется аммиак

Выделяется аммиак

Небольшой↓

(от примес.)


План распознавания удобрений

Название удобрения

(конц.) и Cu

Суперфос - фат от других удобрений

с раствором BaCI 2

Суперфос - фат

хлорид аммония

с раствором AgNO 3

Выделяется аммиак

Желтый ↓

Желтый ↓


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели: · изучение состава минеральных удобрений и определение их биологической роли, · классификация удобрений, ·формирование умений и навыков в решении задач, закрепление навыков распознавания неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы, · активизация познавательного интереса, расширение общего кругозора, развитие умений применять полученные знания на практике.

3 слайд

Описание слайда:

Минеральные удобрения - соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В клетках растений содержится более 70 химических элементов - практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, - кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы - азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы - молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

4 слайд

Описание слайда:

Отдельным растениям для нормального роста и развития требуются и другие химические элементы. Так, например, сахарной свекле для получения высокого урожая корнеплодов нужен натрий. Он также ускоряет рост и улучшает развитие кормовой свеклы, ячменя, цикория и других культур. Положительное влияние на обмен веществ у некоторых растений оказывают кремний, алюминий, никель, кадмий, иод и др. Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей.

5 слайд

Описание слайда:

Органоминеральные (аммиак + торф) Органические Навоз, компост, торф Минеральные Классификация удобрений Азотные Жидкий аммиак NH4CI Фосфорные Cуперфосфат простой Калийные КСI Микроудобрения ZnSO4

6 слайд

Описание слайда:

Минеральные удобрения - вещества неорганического происхождения. По действующему, питательному элементу минеральные удобрения подразделяют на макроудобрения: азотные, фосфорные, калийные и микроудобрения (борные, молибденовые и т. д.). Для изготовления минеральных удобрений используют природное сырье (фосфориты, селитры и др.), а также побочные продукты и отходы некоторых отраслей промышленности, например сульфат аммония - побочный продукт в коксохимии и производстве капрона. Минеральные удобрения получают в промышленности или механической обработкой неорганического сырья, например измельчением фосфоритов, или с помощью химических реакций. Выпускают твердые и жидкие минеральные удобрения.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Органические удобрения - вещества растительного и животного происхождения. В первую очередь, это навоз, торф, компосты, птичий помет, городские отходы и отбросы пищевых производств. Сюда относят и зеленые удобрения (растения люпин, бобы). Внесенные в почву, эти удобрения под действием почвенных микроорганизмов разлагаются с образованием минеральных соединений азота, фосфора, калия и других питательных элементов.

9 слайд

Описание слайда:

Органоминеральные удобрения содержат органические и минеральные вещества. Их получают путем обработки аммиаком и фосфорной кислотой органических веществ (торфа, сланцев, бурого угля и др.) или путем смешивания навоза или торфа с фосфорными удобрениями

10 слайд

Описание слайда:

Бактериальные удобрения - препараты (азотобактерин, нитрагин почвенный), содержащие культуру микроорганизмов, поглощающих органические вещества почвы и удобрений и превращающих их в минеральные.

11 слайд

Описание слайда:

По агрохимическому воздействию минеральные удобрения разделяют на прямые и косвенные. Прямые удобрения предназначаются для непосредственного питания растений. Они содержат азот, фосфор, калий, магний, серу, железо и микроэлементы (В, Mo, Си, Zn). Подразделяются на простые и комплексные удобрения. Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.). Это азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота (аммиачные, аммонийные, амидные и их сочетания); фосфорные удобрения, которые разделяют на растворимые в воде (двойной суперфосфат) и нерастворимые в ней (фосфоритная мука и др., используемые на кислых почвах); калийные удобрения, которые разделяют на концентрированные (КС1, К2С03 и др.) и сырые соли (сильвинит, каинит и др.); микроудобрения - вещества, содержащие микроэлементы (Н3В03, молибдат аммония и др.).

12 слайд

Описание слайда:

Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов. По характеру их производства они подразделяются на следующие группы: смешанные - получают механическим смешиванием различных готовых порошкообразных или гранулированных удобрений; сложносмешанные гранулированные удобрения - получают смешиванием порошкообразных готовых удобрений с введением в процессе смешивания жидких удобрений (жидкого аммиака, фосфорной кислоты, серной кислоты и др.); сложные удобрения - получают химической переработкой сырья в едином технологическом процессе.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Косвенные удобрения применяют для химического, физического, микробиологического воздействия на почву с целью улучшения условий использования удобрений. Например, для нейтрализации кислотности почв применяют молотые известняки, доломит, гашеную известь, для мелиорации солонцов - гипс, для кислования почв - гидросульфит натрия. Питательную ценность удобрений условились выражать через массовую долю в них азота N, оксида фосфора (V) Р205 или оксида калия К20.

15 слайд

Описание слайда:

Как же осуществляется питание растений содержащимися в почве элементами? Обратимся к теории электролитической диссоциации. Под влиянием разнообразных химических реакций и при участии микроорганизмов происходит постепенный переход питательных элементов из неусвояемого состояния в ионное. Но эти ионы были бы вымыты водой, если бы они не удерживались почвенными ионитами. Удерживаемые ионитами ионы составляют основную массу содержащихся в почве питательных материалов в доступной для растений форме. Между ионитами и растворенными веществами протекают обменные реакции.

16 слайд

Описание слайда:

Химический практикум: «Распознавание удобрений». Материалы и оборудование: набор удобрений, вода, растворы нитрата серебра и гидроксида натрия, пробирки, спиртовка, держатель. В трех пакетах под номерами даны следующие удобрения: 1) аммиачная селитра, 2) фосфоритная мука, 3) хлорид калия. Экспериментально определите, какое удобрение находится в пакете под соответствующим номером. Ответ подтвердите уравнениями реакций. Составьте полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

17 слайд

Описание слайда:

Производство минеральных удобрений. Азотные удобрения производят на заводах, связывая азот воздуха с водородом. В результате образуется аммиак, который затем окисляется до азотной кислоты. Соединяя аммиак с азотной кислотой, получают наиболее распространенное азотное удобрение – аммиачную селитру, которая содержит около 34% азота. Применяют как удобрение водный раствор аммиака, содержащий около 20% азота. Его производство обходится значительно дешевле, чем производство аммиачной селитры. Из других азотных удобрений применяются сернокислый аммоний, содержащий до 20% азота, натриевая селитра (16% азота), калийная селитра (13,5% азота и 46,5% окиси калия) и мочевина – наиболее богатое азотом соединение (до 46% азота). Применяют как удобрение и фосфористую муку, т. е. тонко размолотые, но не обработанные химические фосфориты. Наиболее распространенное калийное удобрение – 40% калийная соль. Оно встречается в природе в виде минерала сильвинита (NaCL*KCL).

18 слайд

«Минеральные удобрения» - Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Производство минеральных удобрений. Азотные удобрения способствуют развитию зелёной части растения. Расчет питательной ценности удобрений. Фосфорные Cуперфосфат простой, Сa3(РО4)2-фосфоритная мука. Азотные. Другие отрасли (фотохимия, лакокрасочная).

«Химическая промышленность» - Натуральный. Синтетические волокна Смолы Пластики Резина Каучук. Химия органического синтеза. Искусственный шелк. Полиэтилен. Москва Воронеж Ярославль Тольятти Красноярск. Ковры. Азот, фосфор, калий – биогенные («рождающие жизнь») элементы. Каучук. Обычные каучуки производят в Воронеже, Ярославле, Тольятти, Красноярске.

«Окрашивание пластмасс» - Ремонт пластиков. Характеристики долговечности. Пластмасса и окружающая среда. Достижения в области окрашивания пластиков. Экономия топлива. Подбор цвета. Что такое пластмасса? Почему пластмассы используются в автомобильной промышленности? Снятие ремонтируемых деталей с автомобиля. Улучшение комфорта.

«Стекло» - Наибольшую теплопроводность имеют кварцевые стекла. Химико-лабораторное стекло - стекло, обладающее высокой химической и термической устойчивостью. Оптическое стекло. В стеклоподобном состоянии можно получить серу, селен, мышьяк, фосфор. Кварцевое стекло. Обычное оконное стекло имеет 0,97Вт/(м. Теплопроводность.

«География химической промышленности» - География химической промышленности. Химическая промышленность. Состав отрасли. В эпоху НТР продолжается рост производства в нижних этажах химической промышленности, производящих серную кислоту, минеральные удобрения, различные ядохимикаты. Темпы роста химической промышленности мира.

«Производство аммиака» - Задачи. Образовавшаяся смесь NH3, N2, H2 проходит по трубам теплообменника. Сырье для производства аммиака. Классификация установок для синтеза аммиака. Системы, работающие при высоких давлениях (450-1000 aт). Пройдя между труб теплообменника, нагретая смесь газов поступает на катализатор. Непрореагировавшая смесь N2, H2 с помощью циркулярного компрессора поступает в колонну синтеза.