Кто создал механический ткацкий станок. История возникновения ткацкого станка

  • 16.03.2020

Окружающий мир - 3 класс
Тема: "Почва"
Задачи:

  1. Познакомимся с понятием "почва", узнаем, что это такое.
  2. Узнаем главное свойство почвы.
  3. С помощью опытов узнаем состав почвы.
  4. Познакомимся с представителями животного мира, обитающего в почве. Порассуждаем о том, что полезного для почвы они делают.
  5. Рассмотрим разные виды почв, поговорим о плодородии.
  6. Узнаем имя русского учёного, который создал науку почвоведение.
  7. Порассуждаем об охране почвы.

И снова давайте вспомним о четырёх стихиях в природе. Мы уже знаем немного интересного о воздухе и о воде. Сегодня мы поговорим о земле и ее верхнем слое, который называется почва .

Ребята, что вы можете рассказать из своего жизненного опыта о почве?

Давайте разберемся, что такое почва, какая она бывает.

Если заглянуть в историю возникновения слова "почва" , то можно понять, почему оно так называется. Слово русское, ранее писалось "подъшьва" , что буквально можно перевести так: «то, на что наступает подошва» . Вроде бы все так просто. Наступаем мы на верхний слой суши, земли. Видимо, это и есть почва? Так ли это или все же есть особые свойства того, что мы называем почвой.

Если вслушаться в слово, то сразу станет ясно, что на плодородной земле родится много плодов. Другими словами, плодородная почва дает урожай. Делаем вывод: если на плодородной почве растут растения, значит в ней есть все то, что нужно для жизни растений.


Давайте попробуем предположить, опираясь на имеющиеся знания, что такого есть в почве, что нужно растениям? Выдвигайте свои гипотезы (предположения) .

А теперь будем рассуждать, опираясь на аргументы. Посмотрите фильм и ответьте на вопрос: наличие каких веществ в почве доказано опытным путем.

Итак, что мы имеем?

Выводы таковы:

Посмотри на схему выше и скажи, что еще содержится в почве?

А вот ещё некоторые представители живой природы, которых можно встретить в почве.

Каких животных ты знаешь, что можешь о них рассказать? Если не знаешь - не беда. Можно найти интересные факты о них и сделать минипроекты на урок. Сам узнал - поделился с другими.

И животные, живущие в почве, повышают плодородие почвы. Как?

Делая ходы, они рыхлят почву, а это помогает свободней проникать в нее воздуху и воде.

Из этой схемы видно, что растения берут из почвы для развития и роста. Перегной образуется благодаря бактериям, которых мы образно называем "разрушители". Роль разрушителей - преобразование органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые нужны растениям-кормильцам.


А все ли почвы одинаково плодородны?
Отчего это зависит? Как вы думаете?

Очевидно, что, чем больше в почве перегноя , тем она плодороднее . Почвы бывают разные. Посмотрите на схему и сделайте свои предположения, какие из этих почв более плодородны, а какие менее. Постарайтесь аргументировать свои ответы.

Почва образуется очень медленно. Слой почвы в 1 см природа создает 100-300 лет. А бывает и так, что и этого времени ей мало. Почва нужна человеку. Благодаря ей мы имеем возможность выращивать на полях, в садах культурные растения, нужные нам для жизни. Любой человек, который имеет дело с растениеводством, задумывается над вопросом: как сделать почву богаче.

Василий Васильевич Докучаев, русский ученый почвовед , говорил о почве: "Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет" Как вы понимаете эту фразу?

Почву, как воду и воздух, тоже необходимо беречь.


Почва.

Почва. Обучающее видео.

Как образуется почва

Роль червей в образовании почвы
Детский проект-видео

Учебный мультфильм

"Путешествие дождевого червячка"

М\Ф для детей "Кто живет под землей"

Марина Судовская
Занятие с детьми старшей группы по теме: «Удивительная почва»

Цели :

Продолжать знакомить детей с почвой , ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

Закреплять умения выделять свойства почвы , выяснять, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь (умение анализировать, обобщать, делать вывод) .

Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Предварительная работа :

Игры детей с песком, лепка из глины.

Труд на огороде, в цветнике.

Уход за растениями в уголке природы.

Чтение :

Н. Сладкова "Земля солнечного огня"".

Н. Рыжова "Почва - живая земля ".

Материал :

Комочки сухой почвы .

Емкости с песком, глиной, черноземом, водой. Семена фасоли.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, сковорода.

Таблица "Почва ".

Активизация словаря : почва , чернозем.

Литература :

1. М. Костюченко "Экспериментируем". - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2006, № 8. с. 27.

2. «Дети экспериментируют» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2004, № 8, с. 29;

2007, №6, с. 13.

3. «Опыты с почвой » . - Ж-л «Дошкольное воспитание» . 1998, № 4, с. 57.

4. «Знакомство с подземным царством» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» , 1997, № 7, с. 23.

5. «Опыты с песком и глиной» . - Ж-л «Обруч» , 1998, № 2, с. 18.

Ход занятия

В. - Отгадайте загадку :

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.

Д. - Это - земля.

В. - Сегодня на занятии мы будем говорить о почве .

В. - Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д. - Земля кормит и поит растения.

Д. - Земля нас кормит.

В. - Как она нас кормит?

Ответы детей.

В. - А как нас земля радует?

Д. - Земля нас радует цветами, зеленой травой.

В. - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой . Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной . В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва ? Д. - Почва называется глинистая.

В. - Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем ?

В. - Посмотрим на картинку "Строение почвы ".

В. - Какого цвета верхний слой земли?

Д. - Верхний слой земли темного (черного) цвета.

В. - Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

В. - Какого цвета следующий слой земли?

Д. - Желтого.

В. - Как вы думаете, что это? Д. - Это - песок.

В. - Каким цветом изображена вода?

Д. - Вода изображена голубым цветом.

В. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. - Глина изображена оранжевым цветом.

В. - На таблице еще изображены подземные жители.

В. - Кто живет в земле?

Д. - В земле живут черви, кроты, жуки.

В. - Мы с вами сейчас побудем жителями подземной страны.

Физкультминутка.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб растеньям на земле

Лучше всем рослось.

Под землею крот живет

Роет ямки, ищет ход.

Чтоб земля дышала

Пищу нам давала.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В. - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок - три мешочка волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей - матушкой.

Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли (чернозем, песок, глина) . Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек, который темнее.

В. - Какого она цвета?

Д. - Земля черная.

В. - Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В. - Скажите, что вы увидели?

Д. - В комочке есть трещинки.

В. - Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д. - Корешки, травинки, палочки, сухие листья, камешки и т. д.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

В. - В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Выразите свое мнение с тов : да - красный, нет - синий. Давайте проверим. Возьмите в руки комочек он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. - Что вы наблюдаете?

Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. - Это воздух поднимается из воды.

В. - Где же был воздух?

Д. - Воздух был в комочке земли.

В. - Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. - Ребята, сделайте вывод : что мы установили при проведении опыта.

Д. - В земле есть воздух.

В. - Обозначьте магнитом результат опыта. Многие ребята оказались правы, молодцы.

Опыт № 2. Есть ли в земле вода?

В. - Итак, мы убедились, что в земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

Выразите свое мнение с помощью магнитов.

В. - Предлагаю ваше мнение проверить с помощью опыта.

В. - В чистую сухую сковородку я положила комочек? Сейчас я зажгу свечку, и буду держать сковородку с землей на огне.

В. - Что происходит?

Д. - Она согревается.

В. - Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко. Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. - Что произошло со стеклышком?

Д. - Стеклышко запотело.

В. - Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

Д. - Это вода.

В. - Сделайте вывод - есть вода в земле или нет?

Д. - Вода в земле есть.

В. - Изменяется ли цвет земли после дождя?

Д. - Изменяется.

В. - Каким становится цвет?

Д. - Темным, черным.

В. - Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели? (чернозем) . Почему он нужен растениям? (в земле есть разные частички и вода, - это питательные вещества для растения, в земле есть воздух, чтобы растение дышало). Правильно, это мы увидели при проведении опытов.

А теперь отдохнем. Физкультминутка.

В. - Исполним хоровод "Земелюшка - чернозем".

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит более светлая земля. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите, из чего она состоит.

Д. - Из очень мелких зернышек-песчинок.

В. - Какие песчинки?

Д. - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (белые, желтые - в зависимости от разновидности песка) .

В. - Похожи ли песчинки друг на друга? Чем похожи или чем отличаются?

В. - Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. - Лежат отдельно.

В. - Пересыпьте землю в стаканчик. Легко ли она сыплется? О чем говорят «сыпучий» ? (о песке) . Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели?

В. - Рассмотрите третий комочек. Видны ли отдельные частички?

В, - Можно ли сказать, что частички прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

В, - Возьмите в руки комочек. Что с ним можно делать?

Д. - Лепить, похож на пластилин.

В. - Это - глина. Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели.

Практическая деятельность детей.

В. - Ребята, подойдите к столам (по три человека) . На каждом три стаканчика с разной землей. Что в стаканчиках?

Д. - В одном стаканчике - песок, в другом - глина, в третьем - чернозем.

В. - Вам нужно посадить фасоль в стаканчики. Как вы это будете делать? Аня, расскажи, как ты будешь сажать фасоль?

Д. - Я сделаю луночку с помощью палочки, положу фасоль в землю, закопаю, а потом полью.

В. - Приступайте к работе. Молодцы, все справились, полили фасоль. А кто из вас был внимательным и заметил, как проходит вода через песок, глину, чернозем.

В. - Где быстрее впиталась вода?

Д. - Песок сразу намок (хорошо пропускает воду, чернозем пропустил воду не сразу (хуже, чем песок, а глина совсем не пропустила воду.

В. - Значит, песок пропускает воду лучше. А почему? Кто может объяснить? Ответы детей.

В. - Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички чернозема и глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. - Теперь мы поставим стаканчики на окно и будем ухаживать за посадками. Что будем делать? (поливать, рыхлить) . А как будет расти фасоль в разной земле, мы с вами будем наблюдать и делать зарисовки. Я думаю, что результат будет разный.

В. - Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Вспомните их.

Дети называют :

Поле труд любит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю пахать не в бабки играть.

Земля любит навоз, а лошадь овес.

Земля не родит - никто не наградит.

В. - Да, ребята, а еще народ говорит «земля-матушка» , сравнивая с мамой - самым дорогим для каждого человеком.

Итог занятия . Вам понравилось сегодня заниматься? Что нового вы узнали на занятии ? О чем бы вы рассказали своим родителям?

4 апреля 1785 года англичанин Картрайт получил патент на механический ткацкий станок. Имя изобретателя первого ткацкого станка неизвестно. Однако принцип, заложенный этим человеком, жив до сих пор: ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести.
Первые ткани, изготовленные больше шести тысяч лет назад, в эпоху неолита, до нас не дошли. Однако свидетельства их существования – детали ткацкого станка – увидеть можно.


Сначала нити переплетали с помощью ручной силы. Даже Леонардо да Винчи, сколько ни пытался, так и не смог изобрести механический ткацкий станок.

Вплоть до XVIII века эта задача казалась неразрешимой. И лишь в 1733 году молодой английский суконщик Джон Кей сделал первый механический (он же самолетный) челнок для ручного ткацкого станка. Изобретение исключило необходимости вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним человеком (раньше требовались два).

Дело Кея продолжил самый успешный реформатор ткачества Эдмунд Картрайт.

Любопытно, что он был по образованию чистым гуманитарием, выпускником Оксфорда со степенью магистра гуманитарных наук. В 1785 году Картрайт получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 таких устройств. Но на этом не остановился: в 1789 году запатентовал гребнечесальную машину для шерсти, а в 92-м - станок для витья веревок и канатов.
Механический станок Картрайта в своей первоначальной форме был еще настолько несовершенным, что никакой серьезной угрозы для ручного ткачества не представлял.

Поэтому до первых лет XIX века положение ткачей было несравненно лучше, чем прядильщиков, их доходы обнаруживали лишь едва заметную тенденцию к понижению. Еще в 1793 году «тканье кисеи было ремеслом джентльмена. Ткачи всем своим видом походили на офицеров в высшем чине: в модных сапожках, гофрированной рубашке и с тросточкой в руке они отправлялись за своей работой и иногда привозили ее домой в карете».

В 1807 году британский парламент направил в правительство меморандум, где утверждалось, что изобретения магистра гуманитарных наук способствовали повышению благосостояния страны (и это чистая правда, Англия не зря слыла тогда «мастерской мира»).

В 1809-м палата общин выделила Картрайту 10 тысяч фунтов стерлингов – совершенно немыслимые по тем временам деньги. После чего изобретатель удалился от дел и поселился на небольшой ферме, где занимался усовершенствованием сельскохозяйственных машин.
Станок Картрайта почти сразу же принялись улучшать и модифицировать. И немудрено, ведь прибыль ткацкие фабрики давали нешуточную, и не только в Англии. В Российской империи, например, Лодзь благодаря развитию ткачества за XIX век из маленького поселка превратился в громадный по тогдашним меркам город с населением в несколько сотен тысяч человек. Миллионные состояния в империи часто наживались именно на фабриках этой отрасли – достаточно вспомнить Прохоровых или Морозовых.
Уже к 30-м годам в картрайтовский станок добавили массу технических усовершенствований. В итоге таких машин на фабриках становилось все больше, а обслуживало их все меньшее число работников.
На пути неуклонного повышения производительности труда стояли новые препятствия. Наиболее трудоемкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Например, при изготовлении самого простого ситца на станке фирмы Platt ткач тратил на эти операции до 30% времени. Более того, он должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. При таком положении вещей расширить зону обслуживания не удавалось.

Только после того как в 1890-м англичанин Нортроп придумал способ автоматической зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 96-м фирма Northrop разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Это в дальнейшем позволило рачительным фабрикантам изрядно сэкономить на зарплатах. Следом появился и серьезный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств. Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях. Но главное сделал еще два с лишним века назад любознательный Картрайт.


Ткани и ткачество известны человечеству с незапамятных, окутанных древностью, времен. История возникновения ткани – это результат огромного труда человека над усовершенствованием процесса производства: от ручного плетения до передовых технологий мировой текстильной промышленности. Изобретения древних народов заложили основу ткаческой традиции, которую широко применяют и в наше время.

История возникновения ткани: как все начиналось

В защите своего тела от холода и жары человечество нуждалось еще на заре своего существования. Первыми материалами для примитивной одежды были шкуры животных, побеги и листья растений , которые древние жители сплетали вручную. Историкам известно, что уже в период VIII-III тысячелетий до нашей эры человечеству были известны практические свойства льна и хлопка.

  • В Древней Греции и Риме выращивали , из которого добывали волокна и плели первые грубые полотна.
  • В Древней Индии впервые начали производить , которые щедро украшали яркими набивными рисунками.
  • Шелковые ткани являются историческим достоянием Китая .
  • А первые шерстяные волокна и, соответственно, ткани из них, возникли во времена Древнего Вавилона , в IV тысячелетии до нашей эры.

История ткачества: машина времени

История ткачества берет свое начало в Азии и Древнем Египте, где произошло изобретение ткацкого станка. Этот аппарат представлял собой раму с несколькими рейками, на которых были натянуты нити основы. К ним приплетались вручную нити утка. Принципы работы первого станка сохранились и в сегодняшней ткацкой промышленности. Однако сама конструкция пережила множество изменений.

Гораздо позже, в XI веке уже нашей эры был изобретен горизонтальный ткацкий станок , на котором нити основы были натянуты горизонтально. Строение агрегата было более сложным. На большой деревянной раме станка были закреплены основные детали:

  • 3 валика;
  • 2 педали для ног;
  • вертикальные рамки «гребенки» бердо;
  • челнок с нитью.

К механизации станка наши предки приступили в XVI-XVIII столетии, а наибольшим успехом увенчалось изобретение в 1733 году так называемого самолетного станка Дж. Кея. Через полстолетия британец Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок, в конструкцию которого вносились дальнейшие изменения и усовершенствования. К концу XIX столетия появились механические станки с автоматической заменой челноков.

И уже в XX веке изобрели бесчелночные станки, похожие на наши современные модели.

Виды ткацких станков

Как уже стало понятно из предыдущего раздела, ткацкие станки бывают челночные и бесчелночные , более современные.

Виды ткацких станков бесчелночного типа распределяются в зависимости от принципа переплетения нити утка.

Конструкция деревянного ткацкого станка в различных местностях была примерно одинакова. Главные отличия были в выборе материала, отсюда и подход к компоновке ткацкого станка.
В нашей местности станина ткацкого станка изготавливалась из целиковой плахи в полбревна, в которой стационарно закреплялась Г- образная верхняя часть станины, которая обычно выпиливалась или вытесывалась из целого куска древесины.
Для этого выбирали гнутую часть ствола дерева или часть дерева с корнем.

При сборе станка две такие станины ставятся параллельно друг другу и больше ничем не скрепляются.
За счет своей массивности они обеспечивают требуемую жесткость и устойчивость станка.
Дополнительную жесткость конструкции станка придавают деревянные валы, которые имеют ограничительные диски с обеих сторон станины.

Чертежи старинного ткацкого станка представлены на рисунках 1-6. Как варианты, представлены типы станин деревянных ткацких станков.

Часто используется тип станины с дополнительной опорой для навоя, как с цельногнутым поднебником, так и с составным (рис.5б).Встречается конструкция станин, в которых нет нижних массивных плах, а станина стоит на своих вертикальных опорах. В этом случае в конструкции деревянного ткацкого станка предусмотрены поперечные балки, скрепляющие станины между собой и обеспечивающие необходимую жесткость.

Балки (рис.7) заходили концами в выдолбленные отверстия станины и обычно закреплялись деревянными клиньями. Задний и передний валы станка (рис.2 и рис.3) изготавливались из круглого ствола.

Навой или задний вал имеет фиксирующие диски для фиксации станин по ширине. Такая форма навоя обеспечивает кроме самой фиксации вала дополнительную жесткость конструкции при установке тяжелых станин без поперечного крепления.
Один из наружных торцов вала делается в виде широкого диска или головки, в котором выдалбливаются квадратные углубления. В эти углубления при работе станка будет вставляться притужальник.

В самом теле вала подлине рабочей части (по ширине основы) прямоугольный паз, в который будет вставляться рейка с привязанными к ней нитями основы. Рейка фиксируется в пазу веревочками, продетыми в сквозные отверстия, сделанные по концам паза.
Передний вал деревянного ткацкого станка имеет несколько другую форму. Этот вал (пришвица) не имеет фиксирующих дисков. С одной стороны вала находится такая же головка с углублениями для притужальника. В поперечном сечении вала также по всей рабочей длине имеется сквозной пропил, через которые продеваются нити основы и привязываются к валу.

При снаряжении станка оба вала можно поставить притужальником слева или справа. Правда, если на навой уже навита основа, его можно поставить только в одном положении - чтобы нити уходили сверху. Каким образом ставить валы, решает сам ткач - ему работать.

В нашем бабушкином доме станок всегда собирался так, чтобы задний притужальник находился слева, а передний справа, причем задний притужальник был сделан в виде длинного черенка, который не привязывался веревкой к станине, а просто упирался в пол возле рабочего места.
Процедура подмотки валов, после того, как край половика упрется в бердо, проходила следующим образом: - бабушка наклонялась на стуле, брала левой рукой нижний конец заднего притужальника, вынимала его из головки навоя, затем правой рукой за передний притужальник подматывала пришвицу, вставляла левый притужальник в навой, клала его конец на пол и натягивала правый притужальник, завязывая его каким-то хитрым быстрым узлом. Все это делалось за несколько секунд, не вставая со стула.

Самым основным узлом станка является бердо. Оно представляет собой ряд плоских зубьев из дерева или металла, закрепленных в двух направляющих (верхней и нижней) на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние зависит от того, какую частоту будет иметь основа. Для ткания половиков основа гораздо реже, для изготовления ткани основа должна очень частой. Поэтому бердо может меняться для одного станка. Само бердо вставляется в деревянную рамку - набилку и подвешивается к перекладинам на веревки или сыромятную кожу.
Размер берда принято считать в пасмах. Пасма - это трицать зубьев берда.
В старые времена зубья для берда изготавливали из деревянных плоских реечек (типа палочек для мороженого) из твердых пород древесины. Зубья прикрепляли к деревянным составным поперечинам, привязавая их специальной нитью. Расстояние между зубьями тоже зависело от количества ниток.
Это была очень сложная конструкция и сделать бердо было целой наукой, которой владели редкие мастера. Теперь, вероятно, это умение уже утеряно, деревянные берда, в основном, пришли в негодность и на старинных деревянных ткацких станках все чаще в набилки вставляется металлическое бердо, отпиленное по нужному размеру.
Для ткания половиков можно применять также бердо с большой частотой зубьев, просто при снаряжении станка нити продергиваются через определенное количество зубьев.
Нитеницы для деревянного ткацкого станка приготавливаются по старинному методу.
Нитеница состоит из двух круглых поперечин диаметром 1.5 - 2 сантиметра длиной в рабочую ширину станка. На каждой поперечине плотно друг к другу расположены ниточные петли, размером в растянутом виде 12-20 см. Каждая петля одной поперечины захватывает соответствующую петлю противоположной поперечины. Количество петель на каждой поперечине должно быть не меньше количества парных ниток.
Концы верхних поперечин двух нитениц соединены веревкой через деревянный блок - векошку. Векошки подвешены на перекладине, которая лежит в гнезде поднебья. Нижние перекладины посредине привязаны веревками к подножкам.
Схема прохождения нитей основы через нитеницы представлена на рис.8. Каждая нечетная нить проходит через внутреннюю петлю нитеницы Б и через межпетлевое пространство нитеницы А. Каждая четная нить проходит через межпетлевое пространство нитеницы Б и через внутреннюю петлю нитеницы А.
Получился ремизный аппарат.

Теперь, если нажать ногой на левую подножку (согласно схеме), то нитеница А опустится вниз, а нитеница Б за счет соединения через блоки поднимется вверх. При этом четные нити внутри петель в нитенице А подтянутся вниз, а нечетные, находящиеся внутри петель нитеницы Б, поднянутся вверх. Внутри межпетлевого пространства нити спокойно переместятся куда им нужно.
Попеременно работая подножками, раскрываем зев то в одном, то в другом положении. Конструкция векошки вопросов не вызывает. Это подвесной блочок, выполненный из дерева, подвешенный веревкой на перекладину.
На фотографии деревянного ткацкого станка можно увидеть две плоских реечки, расположенные в слое основы сразу при выходе с навоя. Это так называемые ченовницы.
На одной ченовнице нечетные нити находятся сверху и уложены по порядку, четные - снизу. На следующей ченовнице нити основы меняются местами - нечетная уходит вниз, четная наверх. Это сделано для того, чтобы при обрыве нити и возникновении какой-либо путаницы можно было легко восстановить прошивку станка.
Чтобы освободившаяся нить не убежала, края ченовницы сединены отдельной суровой нитью. Для крепления нити по концам ченовницы сделаны два отверстия.
После подмотки валов ченовницы сдвигаются ближе к навою.