Что вы знаете об исторических. Викторина "Что вы знаете об истории создания книги?" учебно-методический материал (5 класс) на тему. На что нужно обратить внимание, извлекая информацию из документа

  • 11.03.2021

Викторина «Что вы знаете об истории создания книги?»

(сценарий открытого мероприятия для 5-7 классов)

Ответственные: Федосеева И.Н., Скворцова Л.М., Родионова Е.Н.

Дата проведения : 29.10.2014 г.

Место проведения : интерактивный класс.

Цель: организация воспитательных и досуговых занятий учащихся в ГПД.

Форма проведения: викторина.

Задачи:

-образовательные: обогащение багажа знаний учащихся об истории создания книги;

-развивающие: развитие любознательности, познавательного интереса, инициативности и интеллектуальных способностей учащихся ; развитие интереса к истории; совершенствование речевых навыков; развитие мышления, памяти, воображения.

-воспитательные: воспитание уважительного и бережного отношения к книге.

Оборудование:

Ход мероприятия

Слайд 1. Здравствуйте ребята, коллеги и гости нашего мероприятия. Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие по истории создания книги, после которого мы с вами проведем интересную викторину.

Слайд 2.

Книги - лучшие друзья.

К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни.

Они никогда не изменят.

А. Доде

Книга не только учит, но и лечит. А.С.Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг, и был прав. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека. В 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам наряду с лекарствами чтение двух-трех страниц хорошего текста. Сейчас этот метод называется «библиотерапия». Откуда же пришло к нам такое удивительное лекарство для души?

На нашей встрече сегодня вы узнаете , когда и где появились первые книги, какими они были, об истории первой печатной книги и как она выглядит сейчас.

Слайд 3. З а знаниями об истории книги мы, ребята, отправимся с вместе вами в виртуальное путешествие на корабле, который так и назовем «Книга». Мы побываем в различных уголках земного шара. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными и дружными.

Слайд 4. С чего начиналась книга? Какой она была? Можно сказать, что она была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела говорить, даже петь, потому что этой живой книгой был... человек. Ведь в те времена, когда еще не было ни букв, ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, поэты, сказочники. Однако их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно рассказать то или иное произведение, становился книгой. На Руси, например, такого человека называли сказителем.

Невероятно, но был такой факт: один человек завел себе библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый из них должен был стать какой-нибудь книгой. Вскоре в Риме только и говорили, что о живой библиотеке. Однажды после пышного обеда торговец Ицел приказал управляющему: «Приведите-ка ко мне "Илиаду"!» Управляющий, упав на колени, дрожащим голосом доложил: «Прости, господин! У "Илиады" заболел живот, и он не может подняться!»

Слайд 5. В дописьменный период для передачи информации существовало узелковое письмо , при котором определенные виды узелков обозначали различную информацию (определенный предмет или понятие). Как создавалось узелковое письмо? На толстую веревку привязывали разноцветные тонкие шнурки разной длины, и на этих шнурках завязывали узелки: чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация.

Слайд 6. Узелковым письмом владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке - древние инки. Их узелковое письмо называлось – кипу.

Слайд 7. Из глубины веков, из древней страны Ассирии (Сев.Двуречье) дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных печах, как горшки. Первые глиняные книги .

Слайд 8. 3000 лет до нашей эры в древней стране Шумер (Юж.Двуречье) возникла клинопись - запись клинообразных черточек, которые выдавливались на глине.

Слайд 9. Позже, около 700 лет до нашей эры, в Ассирии стали изготовлять целые книги из глины . Жители страны из мягкой глины формировали прямоугольные плитки . Народы Древнего Двуречья применяли глину в качестве писчего материала потому, что ее в долине Тигра и Евфрата было много. Глина буквально валялась под ногами, и раздобыть ее ничего не стоило.

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Царь Ашшурбанипал создал в своей столице Ниневии большую библиотеку глиняных книг. Это прекрасная библиотека с дублетными экземплярами, с шифрами и каталогами. В свое время пожар уничтожил дворец Ашшурбанипала. Но книги из его библиотеки дошли до наших дней. Страницы их не боялись огня. Пламя делало их более прочными.

Слайд 10. Продолжим наше путешествие. В соседнем, Египетском царстве книги делали из папируса.

Слайд 11 . В долине великой реки Нил в изобилии растет речной тростник с высоким и толстым стволом. Древние римляне назвали его папирус.

Стволы папируса очищают от листьев и тонкой коры и обнажают рыхлую, пористую сердцевину. Ее разрезают на длинные тонкие пластинки, которые затем укладывают рядами перпендикулярно друг другу - и склеивают между собой. Мокрые листы прессуют и затем полируют пемзой. Папирус хрупок и на изгибах быстро ломается. Поэтому листы папируса склеивают концами и сворачивают в дли нный свиток. Длина свитка могла достигать нескольких десятков метров. Папирусные свитки убраны в цилиндрические коробки и стоят на полках одной из крупнейшей библиотек - Александрийской Слайд 12 .

Слайд 13. В Древней Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, дощечки залитые воском мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках.

Слайд 14. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в Древней Греции городе Пергаме (современная территория Турции) научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент Слайд 15 . Изготавливали его из шкур телят и овец. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать Слайд 16 .

Слайд 17. Наши предки Великого Новгорода, Витебска и других городов Киевской Руси , писали на бересте - наружном слое березовой коры Слайд 18 . Трудами русских археологов создана богатейшая коллекция берестяных грамот.

Слайд 19. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай . Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Слайд 20. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.

Слайд 21. Но вот в Китае придумали рецепт изготовления бумаги. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли ее в Европу в 11 веке.

Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более 500 лет назад.

Слайд 22. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да ещё украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого Слайд 23 .

Слайд 24 . А теперь, ребята, перенесемся в Германию . Изобретателем печатного станка был один из жителей Германии города Майнца - Иоганн Гуттенберг Слайд 25 .

Он же придумал и литеры - металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы - особые формочки для отливки этих самых литер. Литеры помещали в наборную кассу - каждую букву в свой ящичек. Чтобы набрать слово, брали из разных ящичков литеры и укладывали их на специальную дощечку с бортиками - верстатку .

Набрал одну строку, за ней другую, третью... Вот и готова печатная форма . Остаётся покрыть её краской, сверху положить лист бумаги и крепко прижать на станке. Лист отпечатан . С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Слайд 26. Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг - типографии .

Слайд 27. Открылась типография и в России , в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться» Слайд 28 .

Дома этого давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком постаменте бронзовая фигура Ивана Федорова Слайд 29 , создателя первой печатной книги на Руси. А неподалёку, в Историческом музее, хранится и сама эта книга (первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года) Слайд 30 вместе с моделью станка Слайд 31 , на котором её отпечатали, и древней печатной доской.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол».

Слайд 32. Типография XX века. Ящички с литерами – наборная касса. Верстатка – специальная дощечка с бортиками. А в печатном цехе стоят наготове огромные машины с металлическими барабанами и с красочными аппаратами, наполненными краской. Тут же лежит бумага, свёрнутая в толстые, тяжёлые рулоны. На барабаны надевают печатные формы. Рабочий-печатник включает мотор - и пошло-поехало!

Загрохотала машина, завертелись десятки валов, больших и маленьких. Одни накатывают краску на печатную форму, другие разматывают бумажные рулоны, третьи тянут бумагу, четвёртые прижимают её к печатным барабанам.

Быстро движется бумажная лента, и ложатся на неё одна за другой жёлтая, синяя, красная, чёрная краска. Вот и отпечатан лист с текстом и рисунками, собранными из разноцветных кусочков.

Слайд 33. В XXI веке книгоиздательская деятельность и изготовление макетов страниц газет и журналов все больше происходит с использованием компьютера и специальных программ.

Слайд 34. Наряду с привычными книгами люди всё чаще пользуются электронными и аудиокнигами .

Слайд 35. ВИКТОРИНА среди учащихся.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия.

Слайд 36. Разгадайте КРОССВОРД и узнаете «ключевое» слово.

Вопросы к кроссворду:

    Как в древности хранили книги из папируса? (Свиток)

    Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных? (Пергамент)

    Какой материал служил для клинописи ? (Глина)

    Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам? (Бумага)

    На чём писали книги древние египтяне ? (Папирус)

«Ключевое» слово – книга.

Слайд 37. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Хлеб питает тело, а книга разум.

Слайд 38. ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ.

    Как называли в Древней Руси тех, кто рассказывал что-то, передавая знания и опыт. (Сказитель).

    Кто изобрёл первый печатный станок? (Иоганн Гуттенберг).

    Какой царь дал разрешение на книгопечатанье? (Иван Грозный).

    Книга написанная от руки? (Рукопись).

    В какой стране изобрели книги плитки? (Ассирия).

    Фабрика для изготовления книг? (Типография).

    Какой древний город послужил основой названия материала для письма? (Пергам).

    Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров).

Подведение итогов викторины и награждение.

Слайд 39. В заключение хотелось бы сказать

Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний.

Ребята, читайте книги.

Слайд 40. Спасибо всем. Будем рады, если вы узнали что-то новое для себя и интересное.

БАСНЯ.

Ведущий. Однажды встретились две книжки

Разговорились меж собой.

Ученик 1. Послушай, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

Ученик 2. Ох, милая, мне стыдно перед классом

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да, что обложки…оборвал листы

Из них он делает кораблики, плоты и голубей

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака

А у тебя целы бока?

Ученик 1. Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на листочки:

На них чернильной не увидишь точки

Про кляксы я молчу –

О них и говорить-то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ведущий. В басне этой нет загадки

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки

Какой ты ученик!

Изучая историю, вам следует знать, что между реально произошедшими в прошлом событиями и картиной, описанной в монографиях ученых-историков, существует огромное промежуточное звено. Это исторический источник. Проще говоря, любое историческое исследование начинается исключительно с прочтения всех имеющихся документов о том периоде. Только лишь с помощью свидетельств современников или лиц, хорошо осведомленных об этом временном отрезке, может быть проведена качественная ретроспективная реконструкция событий.

Так что такое исторические источники, от которых так много зависит? Давайте обсудим этот немаловажный вопрос подробнее.

Основные определения

Итак, что включает в себя понятие «исторические источники»? В науке принято так называть все сохранившиеся свидетельства о прошлом, которые могут нам дать объективную картину происходившего. Разумеется, существует немало различных классификаций такого рода данных, предложенных как отечественными, так и зарубежными историками и археологами. Так что такое, по мнению видных исследователей, исторические источники? Определение некоторых из них мы приведем в статье.

К примеру, Л. Н. Пушкарев описывает следующие их типы:

Свидетельства письменного вида.
. Вещественные исторические источники.
. Сведения, полученные по результатам этнографических исследований.
. Устные предания, которые передаются из поколения в поколение.
. Лингвистические свидетельства.
. Кино- и фотохроника.
. Аудиозаписи. Эти исторические источники (и их классификация тоже) появились сравнительно недавно, но именно они дают нам шанс услышать голоса тех, кто вершил судьбы мира несколько лет назад!

Классификация Шмидта

Незадолго до нашего времени, в 1985 году, С. О. Шмидт предложил несколько более развернутую классификацию, решив использовать в ней типы и подтипы. Какие же он различает исторические источники? Определение их разновидностей мы приводим ниже.

1. Как и в прошлом случае, все вещественные свидетельства во всем их многообразии: от скульптур до домашних отходов, найденных при раскопках.
2. Источники, относящиеся к изобразительному искусству:
а) художественные (кино- и фотосъемка);
б) графические (полотна художников, простые зарисовки);
в) изобразительно-натуральные (фотографии из обычных домашних архивов).
3. Источники словесного типа:
а) устные исторические источники, включая все наречия и разновидности языковых форм;
б) фольклор, включая редкие предания, встречающиеся только в определенной местности;
в) все письменные памятники эпохи, к кому бы они ни относились, с какой бы целью ни создавались; если говорить проще, то бюрократический перечень материалов может дать куда как более правдивую и развернутую картину мира, чем официально утвержденная летопись или учебник; к этой же разновидности относится и стенография.
4. Конвенционные исторические Это ноты, обозначения алхимиков и химиков, астрологов и астрономов, экономические сокращения и т. д.
5. Поведенческие сведения. К ним относятся не только ритуалы и обычаи примитивных племен, но даже корпоративные и прочие традиции современного общества, которые своими корнями восходят к тем же самым примитивным верованиям.
6. Звук. С этим типом данных все ясно: это любые записанные фонограммы того или иного исторического периода.

Вот что такое исторические источники, если говорить о научном определении этого термина. Но никакие, даже самые достоверные сведения не смогут дать исследователю объективного представления о произошедшем, если он не умеет правильно с ними работать и интерпретировать их.

Следует помнить, что исторические источники и их классификация - также довольно расплывчатое понятие. По мере появления новых средств хранения и передачи информации все эти списки будут расширяться и переосмысляться. Вот какие есть исторические источники.

На что нужно обратить внимание, извлекая информацию из документа?

При работе с любым свидетельством эпохи нужно постоянно помнить два немаловажных момента.

1. Важно! Не следует воспринимать источник как кладезь готовых ответов. Вами будут получены только лишь те сведения, вопросы касаемо которых вы сможете задать и увязать с имеющейся у вас на руках информацией. В этом плане чрезвычайно важными могут стать записки и отчетности рядовых статистов и архивариусов, которые, несмотря на свою кажущуюся «бедность», порой содержат массу полезных сведений. Эти исторические источники и их виды обывателям представляются «бесполезными бумажками», хотя порой они поистине бесценны!

2. Ни в коем случае не воспринимайте источник как объективное отражение мира, так как он был создан человеком, имеющим собственные представления. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое иногда упускают из виду даже видные и опытные ученые мужи!

Чтобы не быть голословными по последнему пункту, поясним. Взять знаменитое сражение Александра Невского со шведами. Начать хотя бы с того, что даже отечественные историки сомневаются в реальности произошедшего хотя бы потому, что в шведских архивах вообще нет письменных свидетельств о той битве.

Возможно, они просто предпочли умолчать о случившемся. Возможно, что отечественные летописцы (по «заказу сверху», как сейчас любят говорить) просто преподнесли рядовую приграничную стычку как героическое сражение. Как бы там ни было, но всегда стоит изучить источники, предоставленные обеими сторонами.

Кроме того, в отечественных летописях (да и в европейских нередко) частенько встречается слово «тьма». Тьма воинов, тьма челяди, тьма ладей боевых… Как все это понимать? Если отталкиваться от монгольского тумена, то «тьмой» называлось количество воинов, равное 10 000. И что же, во время той самой битвы со шведами, когда на реке была «тьма» их кораблей, туда пришли все суда того периода? Навряд ли. Здесь мы подходим к еще одной особенности - к интерпретации.

Об интерпретации

Помните, что исторические источники, примеры которых мы привели и приведем, которые создавались человеком, всегда преследовали какие-то цели, нередко корыстные. Зная о мотивах, которые двигали автором, можно немало узнать о его исторической эпохе. Проще говоря, все источники нужно правильно интерпретировать.

Под этим словом понимается попытка выяснить, что же конкретно вкладывал автор в смысл каждого слова и выражения, которые встречаются в его произведении. В самой интерпретации имеется три немаловажных аспекта.

1. Во-первых, нативное содержание самого источника. Всегда следует подходить к историческим документам критически, никогда на слово не веря тем сведениям, которые там приведены.

2. Если в составлении документа участвовал посредник (переписчик, переводчик), полезно обратить внимание на его комментарии и толкования (если они имеются). Конечно же, в этом случае крайне важно учитывать качество такого рода дополнений, которое зависит от квалификации редактора.

3. Наконец, ваше собственное понимание и толкование источника.

В последнем случае исследователь переходит непосредственно к анализу имеющихся у него данных. Крайне важно умение взглянуть на происходившие события глазами современника, для которого та эпоха была полностью родной. Исследователь должен самостоятельно дать свое определение достоверности источника, опираясь на собственные сведения и умея их применить для отстаивания своей позиции перед другими учеными.

Запомните, что любые исторические источники, примеры которых вы приводите, должны иметь не только устное, но и документальное подтверждение!

Особенно важно раскрыть подоплеку документа, выяснить, о чем прямо или косвенно сообщает автор «между строк». Следует учесть все моменты и возможные толкования терминов, которые встречаются в источнике. Чтобы было проще понять, вспомните про «опиум для народа».


Какие ассоциации такое выражение может вызвать у современного человека? Только самые негативные. Меж тем еще в начале прошлого века героин в аптеках продавали в качестве «средства от кашля», а уж опиум с древних пор считался едва ли не главным обезболивающим, которое может снять любые страдания. Чувствуете разницу? Первоисточник вложил в эти слова прямо противоположное нынешнему значение.

Синтез

Только после сбора всех сведений можно приступать к обобщению своей работы, к выводам. Все это называется синтезом. Это очень важный этап, так как даже из самой правдивой, точной и достоверной информации можно вывести совсем не те выводы, которые бы были нужны.

Вариабельность источников в зависимости от исторического периода

Не следует забывать, что источники, подвергавшиеся обработке в разные периоды истории, несут на себе отпечаток каждой эпохи. И это далеко не метафорическое выражение, так как в разные периоды истории был принят разный подход как к изучению, так и к толкованию документов.

Например, документы 17 и 18 веков могут быть отличены любым мало-мальски образованным человеком, так как в их стилистике наблюдаются кардинальные перемены.

Так, в это время резко увеличивается количество документальных свидетельств, но содержание каждого из них в значительной степени упрощается. Но куда важнее то обстоятельство, что в то время впервые появляются действительно массовые источники, информация из которых уже могла оказывать значительное влияние на те слои населения, которые принимали самое деятельное участие в развитии всей страны. Кроме того, в те годы приходит едва ли не к современному виду статистика и документы фискальной отчетности.

Все эти исторические источники, группы которых мы описали выше, являются не только достаточно достоверными, но и предельно объективными, что в историческом аспекте - до обидного редко встречаемое исключение.

Периодика и публицистика оказали на ту эпоху едва ли не большее влияние, чем все институты, занимавшиеся пропагандой тех или иных идей. Начинается широкое распространение также личных источников, мемуаров и биографий. Это чрезвычайно важно просто из-за того, что мы можем видеть процесс становления конкретных личностей тех исторических периодов, наблюдать за изменением их мировоззренческих взглядов.

Российский парадокс

Так некоторые историки называют ситуацию, когда древнейшие исторические источники 13-14 веков в нашей стране изучены куда лучше источников начала и середины 20-го века. Впрочем, ничего парадоксального в этом нет совершенно.

Всего за сто лет наша многострадальная держава пережила три революции, четыре большие войны (не считая нереального количества локальных инцидентов). Все это происходило в период правления пяти государственных образований, которые сменяли друг друга. Не забывайте и о тех колоссальных экономических преобразованиях, которыми был ознаменован этот период: ни ни строительство той же Краснояркой ГЭС в те годы попросту не имели аналогов за рубежом.

Разумеется, в годы СССР основными становятся различные постановления и отчеты Эти исторические источники (письменные и множество кино- и фотохроники) представлены во всем многообразии. Вот тут-то и скрывается сложность: чтобы получить «взгляд со стороны», многим историкам приходится получать доступ к американской и подобным заведениям, так как в них собрано огромное количество документов, которые были составлены членами как бывшего царского правительства, так и простыми эмигрантами. Важно заметить, что следует отличать воспоминания «первой волны» и тех людей, которым пришлось покинуть страну во время и после Гражданской войны и западной интервенции, ее сопровождавшей.

Дело в том, что в 1905 году из страны уехали наиболее дальновидные люди, в воспоминаниях которых можно отыскать достаточно подробные и точные предсказания распада Империи. В 1918-1924 в Старый и Новый свет эмигрировали не только успевшие спастись члены царской семьи и интеллигенция, но и бывшие сторонники большевиков, взгляды которых на мир кардинально отличаются друг от друга.

Какие документы представляют наибольшую ценность для изучения?

Неприятно признавать, но до сей поры многие ученые с определенным недоверием и скепсисом относятся к законодательным актам, материалам делопроизводства, периодике. Впрочем, не менее странным является то обстоятельство, что мемуары многими исследователями воспринимаются едва ли не как откровение свыше, истиной в последней инстанции. Такое отношение - грубейшая ошибка, из-за которой существует множество исторических ляпов и неточностей.

Все подобные исторические источники и их виды нужно пристрастно и подробно анализировать в каждом случае!

Несмотря на то что мемуары следует считать сугубо документальным, пусть даже и весьма специфическим жанром, их объективность порой остается под огромным вопросом. Тот же Скорцени в своих мемуарах клятвенно утверждает о «благих намерениях» нацистской Германии, но поверить в это как минимум сложно.

Жанр воспоминаний

Воспоминания - несколько другой случай. Эти документы зачастую могут иметь решающее значение при реконструкции того или иного исторического события, так как отражают взгляды порой совершенно случайных людей. Впрочем, не всегда все это так однозначно, потому как и в воспоминаниях люди нередко выкладывают свое мировоззрение с точки зрения оправдывающейся стороны, а то и вовсе замалчивают многие моменты.

Проще говоря, как мемуары, так и воспоминания - чисто субъективные документы, к которым следует относиться с максимальной настороженностью и критическим взглядом. Это нельзя считать недостатком, напротив, изучая эти источники, можно составить абсолютно верное представление о нравах исторического периода. Конечно, вы вряд ли сумеет провести такой анализ, изучая бюрократические материалы.

Так что такое исторические источники, если говорить о мемуарах? Насколько они ценны и достоверны?

О правильном анализе мемуаров

Как бы там ни было, мемуары зачастую являются ценнейшим источником информации, пренебрегать которым - откровенная глупость. Зачастую искренность человека, который их писал, легко проверяется путем сопоставления нравов тех лет и написанного.

Очень важен и объект описания: личность или событие, произошедшее на глазах (или в те годы) очевидца. К описанию личностей следует подходить особенно осторожно, так как подобная информация неизбежно будет крайне субъективной, а вот события (особенно те, к которым человек не имел никакого прямого отношения) зачастую описываются вполне достоверно. Итак, каким же должен быть подход к изучению мемуаров?

В первую очередь вам важно узнать о том человеке, который их написал. Конечно же, для этого лучше воспользоваться несколькими источниками, а при возможности - «живыми» воспоминаниями ныне здравствующих его современников. Последнее особенно важно, так как практически наверняка позволит достоверно установить роль автора в описываемых событиях: на самом ли деле он был безучастным статистом или же принимал в них самое непосредственное участие.

Помимо того, необходимо установить все возможные источники осведомленности автора. Очень часто именно посредством этого способа выявлялись откровенные лгуны, которые пытались присвоить себе лавры менее знаменитых и известных современников.

Чрезвычайно ценным обстоятельством является факт приложения официальных документов к воспоминаниям. К примеру, такой подход к делу весьма характерен для легендарного Врангеля. Многие факты того периода безвозвратно утрачены или извращены, так что эти материалы приобретают попросту запредельную ценность.

Практически все то же самое действительно, если говорить о воспоминаниях дочери легендарного П. А. Столыпина, которая в приложениях прикладывает все документы о землепользовании, которые были составлены ее отцом. Впрочем, если Врангель включил в свои воспоминания данные бумаги самостоятельно, то приложениям в мемуарах дочери Столыпина мы обязаны издательству «Современник», в котором сочли, что эти бумаги наверняка заинтересуют пристрастного читателя. Как можно убедиться, сотрудники издательства были совершенно правы.

Следует учесть, что цензура в том или ином виде имела место всегда: если в наше время существуют целые аппараты государственного значения, то в смутные времена, времена Средневековья и т. д. лучшим цензором был страх за свою жизнь. Поэтому обязательно учитывайте период, к которому относится тот или иной документ - очень часто автор упоминает о каких-то моментах вскользь, но постоянно (в контексте) возвращается к ним снова и снова, делая определенные намеки на свою точку зрения.

Наконец, кто и когда писал мемуары? Если человек свои воспоминания брал из дневника, который вел постоянно, или же просто составил воспоминания из такого рода документов, то информации, которая в них изложена, вполне можно доверять. Если же мемуары были написаны автором в преклонном возрасте, то зачастую к ним можно относиться как к разновидности художественной литературы. Практика показывает, что люди забывают более 90% информации, каждая крупица которой бесценна, уже по прошествии всего лишь пары-тройки лет.

Вот что такое исторические источники. Надеемся, что прочтение данной статьи оказалось для вас полезным.

Что вы знаете об исторических событиях, изображенных на картинах этих художников?

Ответ

На картине В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» изображена сцена победоносного входа в город князя Александра после победы над немецкими рыцарями на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года.

На картине Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» изображен эпизод прибытия в Новгород двух кардиналов с грамотой от папы римского Иннокентия IV. В этой грамоте папа утверждал, что отец Александра Ярослав перед смертью дал обещание перейти в католическую веру. Послы пытались уверить князя, что, приняв грамоту, он заручится поддержкой западных государей и убережёт себя от гнева татар. Но Александр Невский порвал папскую грамоту, отправил послов обратно и велел передать папе римскому, что ни в чьих советах и помощи не нуждается. А с Батыем князь нашёл общий язык и даже подружился с его сыном Сартаком. Больше того, было несколько эпизодов, когда присутствие ордынских отрядов неподалёку от Новгорода заставило ливонских рыцарей удержаться от очередного нападения.

На картине П. Корина «Александр Невский» изображён князь Александр, видимо, после одной из битв. Его фигура олицетворяет собой несгибаемую мощь государства. Поднятая позади него хоругвь с изображением Иисуса Христа напоминает. что за силой человека стоит сила Божественная, которая оберегает русских воинов в бою.

Начиная с древних времен могла служить ярким примером особого стиля и наследования для различных мебельных мастеров стран Европы. Временем величайшего расцвета и преобладания роскошной утонченности в историческом развитии итальянской мебели, также как и в ступенях исторического развития всего прочего искусства был признан Ренессанс, который, с рубежа 15 века, прочно воцарился в самых разных направлениях и течениях искусства всего мира. Начало 15-го столетия — это явное смешение готического течения предшествующего четырнадцатого века, с тонкой резьбой по дереву, ажурными узорами и орнаментами, растительными элементами и рисунками, которые окрашены в насыщенные розовато-красные или пропитанные яркой зеленью цвета. А начиная со 2-й половины пятнадцатого столетия главные предметы мебели Италии — это лари и стулья тончайшей резьбы, изготовленные в большинстве случаев из наилучшим образом поддающейся обработке ореховой древесины, с удлиненными спинками и скульптурными изображениями.

Один из главных предметов мебели той эпохи — это большая кровать, задрапированная блестящими богатыми тканями из шелка и других тонких материй и мастерски декорированная сложной и замысловатой вышивкой серебряными и золотыми нитями. С начала 16го столетия господствующее значение придается разнообразному изысканному декору. Вещи украшаются позолотой, серебром и драгоценными камнями, и явно приобретают ярко помпезный, величаво-торжественный вид. на кухнях из Италии господствующее значение занимает сервант — объемный и тяжелый с поставленной напоказ приходящим гостям красивой драгоценной посудой. В дизайне мебели Италии преобладает античный мифологический узорный орнамент.

А барокко, прочно укоренившийся при сложном процессе изготовления итальянской мебели семнадцатого — и начала 18-го веков, придает изделиям итальянских мебельщиков поистине поразительную и поражающую воображение роскошность и химеричность. В дизайне декора мебели изображаются настоящие полнометражные сцены на темы каких-либо значимых моментов прошлого, более или менее достоверно отражающие самые разнообразные мифолого-фантастические или исторические происшествия.

И наконец, стиль, получивший впоследствии название “рококо”, преобладающий в странах Европы в 18 веке, придает мебели Италии изысканную и неподражаемую легкость. Преимущественно преобладает ассиметрия, волнистость и изогнутость, а также плавная текучесть линий, интригующие элементы горящего пламени и перетекающей воды, создающие яркий и красивый эффект мерцающего и переливающегося движения и переходов. Помимо ранее повсеместно применявшейся нарядной позолоты в мебельную моду входят отполированные и покрытые лаком предметы мебели, господствуют ясные и светлые легкие тона.

Наконец, в наше время мебель Италии вобрала и сконцентрировала самые лучшие наработки и достижения и секреты искусства изготовления великолепной мебели прошедших веков. Генуя, Венеция, Сиена, Рим, Лигурия, Ломбардия, а также другие города известны нам изготовлением мебели в Италии.

Увлекательное путешествие по истории создания книги. Вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги и как она выглядит сейчас. Разгадаете кроссворд, соберете пословицы и ответите на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Что вы знаете об истории создания книги?»

(сценарий открытого мероприятия для 5-7 классов)

Ответственные: Федосеева И.Н., Скворцова Л.М., Родионова Е.Н.

Дата проведения : 29.10.2014 г.

Место проведения : интерактивный класс.

Цель: организация воспитательных и досуговых занятий учащихся в ГПД.

Форма проведения: викторина.

Задачи:

Образовательные: обогащение багажа знаний учащихся об истории создания книги;

Развивающие: развитие любознательности, познавательного интереса, инициативности и интеллектуальных способностей учащихся ; развитие интереса к истории; совершенствование речевых навыков; развитие мышления, памяти, воображения.

Воспитательные: воспитание уважительного и бережного отношения к книге.

Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор;
  • демонстрационный материал: книги из школьной библиотеки; аудиокниги; электронная книга;
  • фишки для проведения викторины; призы.

Ход мероприятия

Слайд 1. Здравствуйте ребята, коллеги и гости нашего мероприятия. Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие по истории создания книги, после которого мы с вами проведем интересную викторину.

Слайд 2.

Книги - лучшие друзья.

К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни.

Они никогда не изменят.

А. Доде

Книга не только учит, но и лечит. А.С.Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг, и был прав. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека. В 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам наряду с лекарствами чтение двух-трех страниц хорошего текста. Сейчас этот метод называется «библиотерапия». Откуда же пришло к нам такое удивительное лекарство для души?

На нашей встрече сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории первой печатной книги и как она выглядит сейчас.

Слайд 3. За знаниями об истории книги мы, ребята, отправимся с вместе вами в виртуальное путешествие на корабле, который так и назовем «Книга». Мы побываем в различных уголках земного шара. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными и дружными.

Слайд 4. С чего начиналась книга? Какой она была? Можно сказать, что она была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела говорить, даже петь, потому что этой живой книгой был... человек. Ведь в те времена, когда еще не было ни букв, ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, поэты, сказочники. Однако их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно рассказать то или иное произведение, становился книгой. На Руси, например, такого человека называли сказителем.

Невероятно, но был такой факт: один человек завел себе библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый из них должен был стать какой-нибудь книгой. Вскоре в Риме только и говорили, что о живой библиотеке. Однажды после пышного обеда торговец Ицел приказал управляющему: «Приведите-ка ко мне "Илиаду"!» Управляющий, упав на колени, дрожащим голосом доложил: «Прости, господин! У "Илиады" заболел живот, и он не может подняться!»

Слайд 5. В дописьменный период для передачи информации существовало узелковое письмо , при котором определенные виды узелков обозначали различную информацию (определенный предмет или понятие). Как создавалось узелковое письмо? На толстую веревку привязывали разноцветные тонкие шнурки разной длины, и на этих шнурках завязывали узелки: чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация.

Слайд 6. Узелковым письмом владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке - древние инки. Их узелковое письмо называлось – кипу.

Слайд 7. Из глубины веков, из древней страны Ассирии (Сев.Двучье) дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных печах, как горшки. Первые глиняные книги .

Слайд 8. 3000 лет до нашей эры в древней стране Шумер (Юж.Двуречье) возникла клинопись - запись клинообразных черточек, которые выдавливались на глине.

Слайд 9. Позже, около 700 лет до нашей эры, в Ассирии стали изготовлять целые книги из глины . Жители страны из мягкой глины формировали прямоугольные плитки. Народы Древнего Двуречья применяли глину в качестве писчего материала потому, что ее в долине Тигра и Евфрата было много. Глина буквально валялась под ногами, и раздобыть ее ничего не стоило.

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Царь Ашшурбанипал создал в своей столице Ниневии большую библиотеку глиняных книг. Это прекрасная библиотека с дублетными экземплярами, с шифрами и каталогами. В свое время пожар уничтожил дворец Ашшурбанипала. Но книги из его библиотеки дошли до наших дней. Страницы их не боялись огня. Пламя делало их более прочными.

Слайд 10. Продолжим наше путешествие. В соседнем, Египетском царстве книги делали из папируса.

Слайд 11. В долине великой реки Нил в изобилии растет речной тростник с высоким и толстым стволом. Древние римляне назвали его папирус.

Стволы папируса очищают от листьев и тонкой коры и обнажают рыхлую, пористую сердцевину. Ее разрезают на длинные тонкие пластинки, которые затем укладывают рядами перпендикулярно друг другу - и склеивают между собой. Мокрые листы прессуют и затем полируют пемзой. Папирус хрупок и на изгибах быстро ломается. Поэтому листы папируса склеивают концами и сворачивают в длинный свиток. Длина свитка могла достигать нескольких десятков метров. Папирусные свитки убраны в цилиндрические коробки и стоят на полках одной из крупнейшей библиотек - Александрийской Слайд 12 .

Слайд 13. В Древней Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, дощечки залитые воском мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках.

Слайд 14. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в Древней Греции городе Пергаме (современная территория Турции) научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент Слайд 15 . Изготавливали его из шкур телят и овец. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать Слайд 16 .

Слайд 17. Наши предки Великого Новгорода, Витебска и других городов Киевской Руси , писали на бересте - наружном слое березовой коры Слайд 18 . Трудами русских археологов создана богатейшая коллекция берестяных грамот.

Слайд 19. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай . Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Слайд 20. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.

Слайд 21. Но вот в Китае придумали рецепт изготовления бумаги. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли ее в Европу в 11 веке.

Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более 500 лет назад.

Слайд 22. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да ещё украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого Слайд 23 .

Слайд 24 . А теперь, ребята, перенесемся в Германию . Изобретателем печатного станка был один из жителей Германии города Майнца - Иоганн Гуттенберг Слайд 25 .

Он же придумал и литеры - металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы - особые формочки для отливки этих самых литер. Литеры помещали в наборную кассу - каждую букву в свой ящичек. Чтобы набрать слово, брали из разных ящичков литеры и укладывали их на специальную дощечку с бортиками - верстатку .

Набрал одну строку, за ней другую, третью... Вот и готова печатная форма . Остаётся покрыть её краской, сверху положить лист бумаги и крепко прижать на станке. Лист отпечатан . С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Слайд 26. Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг - типографии .

Слайд 27. Открылась типография и в России , в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться» Слайд 28 .

Дома этого давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком постаменте бронзовая фигура Ивана Федорова Слайд 29 , создателя первой печатной книги на Руси. А неподалёку, в Историческом музее, хранится и сама эта книга (первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года) Слайд 30 вместе с моделью станка Слайд 31 , на котором её отпечатали, и древней печатной доской.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол».

Слайд 32. Типография XX века. Ящички с литерами – наборная касса. Верстатка – специальная дощечка с бортиками. А в печатном цехе стоят наготове огромные машины с металлическими барабанами и с красочными аппаратами, наполненными краской. Тут же лежит бумага, свёрнутая в толстые, тяжёлые рулоны. На барабаны надевают печатные формы. Рабочий-печатник включает мотор - и пошло-поехало!

Загрохотала машина, завертелись десятки валов, больших и маленьких. Одни накатывают краску на печатную форму, другие разматывают бумажные рулоны, третьи тянут бумагу, четвёртые прижимают её к печатным барабанам.

Быстро движется бумажная лента, и ложатся на неё одна за другой жёлтая, синяя, красная, чёрная краска. Вот и отпечатан лист с текстом и рисунками, собранными из разноцветных кусочков.

Слайд 33. В XXI веке книгоиздательская деятельность и изготовление макетов страниц газет и журналов все больше происходит с использованием компьютера и специальных программ.

Слайд 34. Наряду с привычными книгами люди всё чаще пользуются электронными и аудиокнигами .

Слайд 35. ВИКТОРИНА среди учащихся.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия.

Слайд 36. Разгадайте КРОССВОРД и узнаете «ключевое» слово.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как в древности хранили книги из папируса? (Свиток)
  2. Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных? (Пергамент)
  3. Какой материал служил для клинописи? (Глина)
  4. Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам? (Бумага)
  5. На чём писали книги древние египтяне? (Папирус)

«Ключевое» слово – книга.

Слайд 37. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Хлеб питает тело, а книга разум.

Слайд 38. ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ.

  1. Как называли в Древней Руси тех, кто рассказывал что-то, передавая знания и опыт. (Сказитель).
  2. Кто изобрёл первый печатный станок? (Иоганн Гуттенберг).
  3. Какой царь дал разрешение на книгопечатанье? (Иван Грозный).
  4. Книга написанная от руки? (Рукопись).
  5. В какой стране изобрели книги плитки? (Ассирия).
  6. Фабрика для изготовления книг? (Типография).
  7. Какой древний город послужил основой названия материала для письма? (Пергам).
  8. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров).

Подведение итогов викторины и награждение.

Слайд 39. В заключение хотелось бы сказать

Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний.

Ребята, читайте книги.

Слайд 40. Спасибо всем. Будем рады, если вы узнали что-то новое для себя и интересное.

БАСНЯ.

Ведущий. Однажды встретились две книжки

Разговорились меж собой.

Ученик 1. Послушай, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

Ученик 2. Ох, милая, мне стыдно перед классом

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да, что обложки…оборвал листы

Из них он делает кораблики, плоты и голубей

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака

А у тебя целы бока?

Ученик 1. Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на листочки:

На них чернильной не увидишь точки

Про кляксы я молчу –

О них и говорить-то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ведущий. В басне этой нет загадки

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки

Какой ты ученик!